В 1226 г. в поход отправились французские и германские дети (поход детей), которые считали, что именно им Бог отдаст Иерусалим – они не столь грешны, как взрослые. Поход закончился трагедией – в Италии пираты обещали детям перевезти их в Палестину, но вместо этого продали их в рабство. В 1244 г. Иерусалимом на короткое время овладел Фридрих II Сицилийский. VII и VIII Крестовые походы были организовал благочестивый французский король Людовик IX  Святой. Оба похода окончились неудачей, и в 1270 г. король умер в Тунисе от оспы. В 1291 г. пала последняя христианская крепость в Палестине – Акра, и христиане окончательно потеряли святую Землю. 4) Результат Крестовых походов: В результате Крестовых походов крестоносцы та и не смогли удержать Иерусалим и бежали из Палестины. Провал походов привел к падению авторитета Католической Церкви – получалась, что христиане оказались недостойны владеть Иерусалимом. И короли, и горожане стали критиковать Церковь за ее слишком уж большие богатства и власть. Крестовые походы изменили культуру Европы – появилось много заимствований с Востока, возрос интерес к образованию.   6. (Брандт, § 27) Англия в XI - XIII вв. Возникновение парламента. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Норманнское завоевание Англии 2) Реформы Вильгельма Завоевателя. «Книга Страшного Суда». Вассал моего вассала – мой вассал. 3) Генрих II Плантагенет (1054-1189). – Женитьба на Альеноре Аквитанской. Завоевания во Франции. – Укрепление королевской власти. Щитовые деньги. Суд присяжных. – Борьба с Церковью. Томас Бекет. 4) Ричард Львиное Сердце и Иоанн Безземельный. – потеря Нормандии и Анжу. – 1215 – Великая Хартия Вольностей. 5) Возникновение Парламента (1265). Состав и полномочия Парламента (налоги, новые законы) ДАТЫ: 1066 – Норманнское завоевание Англии 1054–89 – Правление Генриха II  Плантагенета 1215 – Великая Хартия Вольностей ОТВЕТ: 1) Норманнское завоевание Англии Новый период в истории Англии начинается с 1066 г., когда после смерти бездетного короля Эдуарда Исповедника началась борьба за престол, в которой победил герцог Нормандский Вильгельм I Завоеватель .В 1066 г. он разбил английский войска в битве при Гастингсе и стал королем Англии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

6. Норманнское завоевание Англии К Оглавлению В VIII-IX вв. начался массовый исход жителей Скандинавского полуострова, датчан из Ютландии. Они направлялись на континент и в Англию. В разных странах скандинавы получали новое имя. Те, кто пришел на Русь, назывались варягами, в Западную Европу — норманнами, в Англию — викингов. Норманны дошли до Сицилии, где образовали Сицилийское норманнское государство, сильное, враждебное по отношению к Византии. На северо-западе Франции норманны создали могущественное герцогство Нормандское. Герцог Вильгельм, захвативший Англию в XI в., был одним из незаконных сыновей Нормандского герцога. Его называли Великим Бастардом, а также Вилли Рыжим. Завоевание Англии нормандско-франкскими войсками во главе с Вильгельмом Рыжим стало переломным моментом в истории Англии. Вторжение в Англию войск герцога Вильгельма произошло в 1066 г . Поводом к нему послужило «Завещание Эдуарда Исповедника», англо-саксонского короля, который, находясь в династических связях с нормандскими герцогами, якобы завещал им английский престол. Этому завоеванию оказывал большую поддержку папа Римский, благословивший герцога Вильгельма на этот поход. Он надеялся, что завоевание Англии Вильгельмом поможет ему подчинить английскую церковь папской курии. В 1066 г. Вильгельм высаживается на юге Англии, около порта Гастингс . Здесь состоялось сражение войск баронов Вильгельма с войсками англо-саксонского короля Гарольда. Войско Вильгельма превосходило противника по численности, было лучше вооружено. Английский король потерпел поражение. В этом сражении Гарольд был убит. Вильгельм двинулся на север, к Лондону — столице Англии. Лондон был осажден его войсками, и в такой ситуации (король убит, столица в осаде) англо-саксонскому «Совету мудрых» ничего другого не оставалось, как провозгласить Вильгельма королем Англии под именем Вильгельма Г (1066-1087). Во время коронации в Винчестере Вильгельм дал клятву соблюдать «добрые обычаи короля Эдуарда», тем самым почеркнул свою преемственность и законность наследования англо-саксонского престола.

http://sedmitza.ru/lib/text/441079/

Это стало предательством тысячелетней святости на Западе, того периода западной истории, который называют «эпохой святых». Это не просто драма истории только Британских островов, и началась она не в данный период. Мученичество святого Эдуарда было не просто убийством отдельного человека, но смертоносным нападением на духовную чистоту всех Британских островов. Норманнское завоевание было, собственно говоря, совершено потомками викингов, покоривших северную Францию. Банды воинственных норманнов, полуязычников с их культом военной аристократии и громадных крепостей, атаковали подлинно христианский мир от Сицилии до Ирландии; и в разграблении в 1204 году столицы христианской римской империи, Константинополя, в значительной степени повинны именно они. (По свидетельству хрониста Виллехардуина, некоторые из участников обороны города были потомками представителей той старой Англии, которые покинули ее после 1066 года.) В Англии норманны ввели феодальную систему, поработили народ, сократили Церковь до государственного отдела, настроили церквей-крепостей и сделали из епископов воинов. Эта «церковь» стала частью системы феодального подавления народа. От такой системы народ позднее был рад навсегда отделаться в XVI веке, в период Реформации. Потеря свободы в Церкви, ее феодализация на протяжении веков подрывали ее репутацию. Порабощенные норманнами кельты были направлены по такому пути, на котором они не сделали со времени христианизации ничего. Норманнские замки, и теперь еще многочисленные в Уэльсе, до сих пор вызывают большую неприязнь кельтов, особенно ирландцев… Жаль, что кельты до сих пор так и не поняли, что именно англичане стали первыми жертвами тех, кого они называют «англичанами», то есть норманнских узурпаторов английской христианской законности и культуры. Эти «англичане» вовсе не жители внутренней Англии, они – правящий класс, «британцы», те, кто сокрушил сначала истинных англичан, а потом и кельтов. По сути, норманнское завоевание Ирландии в XII веке произошло с такого же благословения папы, что и завоевание Англии в 1066 году.

http://pravoslavie.ru/31958.html

Сарды. 6) Никомидия. В начале XI в. митрополитом Никомидийским был Стефан, известный по столкновению с Симеоном Новым Богословом . 2466 Трудно сказать, занимал ли он кафедру и в начале нашего периода. Под влиянием двора, в 1037 г. назначен был на кафедру родственник Михаила Пафлагона, евнух Антоний Пах (Тупица), поражавший своим невежеством и контрастом личных качеств занятому им иерархическому положению. 2467 В интриге против патриарха Алексия он держал, понятно, сторону своего родственника, Иоанна Орфанотрофа. 2468 7) Никея. Константин Никейский подписался под синодальными постановлениями патриарха Алексия 1027 и 1028 гг. 2469 8) Халкидон Имя Феодора Халкидонского тоже читается под постановлениями 1027 и 1028 гг. 2470 При Михаиле Керулларии Халкидонским митрополитом был Никита, имевший чин синкелла и заседавший на синоде 1054 г. 2471 Не названный по имени митрополит Халкидонский в судьбе Диогена играл такую же роль, какую и митрополит Ираклийский. 9) Сид. При патриархе Алексии на синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. присутствовал Константин Сидский, при Керулларии на заседании 1054 г. Анфим. 2472 В числе приверженцев Иоанна Орфанотрофа и противников патриарха Алексия находился (1037) Сидский митрополит, но неизвестно – был ли это Константин, или Анфим. В конце нашего периода митрополитом Сидским был Иоанн, имевший чин протосинкелла. В начале царствования Михаила Парапинака и в царствование Никифора Вотаниата он занимал при дворе должность первого министра,. 2473 10) Севастия. Феодор Севастийский, автор не дошедшего до нас сочинения, посвященного описанию царствования Василия Болгаробойцы, 2474 мог занимать кафедру в начале нашего периода. 11) Амасия. С неизвестным по имени митрополитом Амасийским, имевшим чин синкелла, находился в переписке Пселл. 2475 В синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1073 гг. упоминается митрополит Амасийский, но по имени не назван. 2476 12) Мелитина. При патриархе Алексии в синодальных заседаниях 1027 и 1028 гг. участвовал Иоанн Мелитинский. 2477 В ближайшее затем время (около 1028 г.) митрополитом Мелитинским был Никифор, известный своим столкновением с яковитами. 2478 В синодальном определении патриарха Ксифилина от 1066 г. упомянут Мелитинский митрополит, но без указания имени. 2479

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

С. 101). Он принадлежит к типу крестово-купольных церквей с 4 свободно стоящими опорами, роль к-рых выполняют ранневизант. колонны с капителями из проконнесского мрамора. Вокруг церкви формируется плитовой некрополь ( Макарова. 1998. С. 315-316). В центральной части Керчи открыты остатки 4 христ. плитовых некрополей, которые начали формироваться с X в. Их особенностью являются арковидные ниши и кресты, вырезанные на торцевых плитах могил. Возможно, к одному из этих некрополей относилось мраморное надгробие Феодоты 1066 г. ( Науменко, Пономарев. 2013. С. 245, 250-253). В Х в. Керченский прол. неоднократно упоминается в визант. и араб. источниках в связи с походами русов на Византию. В период правления имп. Иоанна I Цимисхия (970-976) на Боспоре была образована самостоятельная военно-адм. область - фема, во главе которой стоял стратиг. На Соборе в К-поле в 1066 г. присутствовали архиепископы Крымской Готии и Боспора, а на Соборе 1067 г.- архиепископы Росии и Готии. В нотиции (Notitia Nova Tactica) сер. Х в. Росия значится на 61-м месте после архиепископий Херсона, Боспора, Готии, Сугдеи и Фулл ( Кулаковский. К истории Готской епархии. 1898. С. 174). В результате адм. реформ, проведенных в церковной организации имп. Алексеем I Комнином (1081-1118) и патриархом Евстратием Гаридой (1081-1084), архиепископии Херсона, Сугдеи и Боспора были отделены от митрополии Зихия. В кон. Х в. Боспор вошел в состав рус. Тмутараканского княжества, что способствовало христианизации окрестных племен касогов и ясов (см. в ст. Таматарха ). В нач. XII в. город был разрушен половцами и стал постепенно приходить в упадок. Эпоха господства итальянских торговых факторий и Золотой Орды (XIII-XV вв.) Генуэзская крепость в Судаке. VII в. (?). Фотография. 2010 г. Херсон и Готия (Юго-Зап. К.) после 1204 г. подчинились Трапезундской империи , к-рой платили подати ( Якобсон. 1950. С. 28; Богданова. 1985. С. 45; Сорочан, Зубарь, Марченко. 2000. С. 328-329; Карпов. 2007. С. 413). Влияние К-польских патриархов, переехавших в Никею, на церковную жизнь К.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

31) Трапезунт. В синодальных постановлениях 1027 и 1028 гг. встречается имя Константина, а в постановлении 1054 г. – имя Льва, митрополитов Трапезунтских. 2513 32) Ларисса. Ларисский архиерей, неизвестный по имени, принимал участие в заседании синода 1073 г., при патриархе Ксифилине. " 33) Навпакт. При императоре Константине VIII неизвестный по имени Навпактский митрополит, замешанный в народном бунте против стратига Морогеоргия, был по приказанию императора ослеплен. 2514 Филиппополь. 34) Траянополь. КТраянопольской митрополии принадлежала, между прочим, епископия Перифеорий, на епископа которой, по имени неизвестного, доносил в 1031 г. Феофан Фессалоникийский как на участника в заговоре Константина Диогена. 2515 35) Родос. Архиерей Родосский, по имени не названный, участвовал в синодальном заседании 1073 г., при патриархе Ксифилине. 2516 36) Филиппы. В синодальном постановлении патриарха Алексия от 1027 года встречается имя Иоанна, митрополита Филиппинского. 2517 37) Адрианополь. В синодальных постановлениях 1027 и 1028 гг. встречается имя Агапита, митрополита Адрианопольского, в постановлении 1054 г. имя Евсевия. 2518 38) Иераполь. Иерапольский митрополит, по имени не названный, упоминается в синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1073 гг. 2519 39) Диррахий. Митрополит Диррахийский был оговорен Феофаном Фессалоникийским как сообщник Константина Диогена. 2520 Может быть, это был Лаврентий, который при патриархе Алексии участвовал в синодальном заседании, обсуждавшем вопрос о браке в седьмой степени. 2521 Лаврентий, уже с чином синкелла, занимал кафедру и при Михаиле Керулларии, – участвовал в заседании синода 1054 г. 2522 40) Смирна. При Керулларии в заседании синода 1054 г. участвовал Иоанн, митрополит Смирнский. 2523 41) Катана. 42) Аморий. Аморийский митрополит, по имени не названный, упоминается в синодальном определении патриарха Ксифилина от 1067 г.‘° 43) Камах. В синодальном заседании 1028 г. участвовал Феодор, митрополит Камаха. 2524 44) Котиаий. В синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1067 гг. упомянут, но по имени не назван, Котиаийский митрополит. 2525

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

За отказ нести церковные повинности светскими властями взыскивались штрафы. Ни один свод законов того времени не обходился без предписаний всем «верным» способствовать возвышению христианства, любить и почитать единого Бога, отвергать идолопоклонство во всех его проявлениях. Соблюдение языческих обрядов ставилось в один ряд с такими преступлениями, как колдовство, прелюбодеяние и клятвоотступничество; под угрозой светского наказания каждый христианин должен был в установленный срок окрестить своего ребенка; в королевские законы включались церковные постановления о необходимости соблюдения христ. праздников и постов. Одновременно возросла и роль Церкви в обществе. Не только ее высшие иерархи, но и духовенство в целом непосредственно участвовало в гос. управлении. Клирики состояли при королевских дворах и заседали в королевских советах; наряду со светской знатью они провозглашали и возводили на престол королей, составляли законы и заседали в судебных собраниях, исполняли дипломатические поручения и нередко несли военную службу. Возобновившиеся на рубеже X-XI вв. вторжения датчан не смогли помешать продолжению реформ в англосакс. Церкви, хотя духовенство было обеспокоено приходом к власти Кнуда Великого (1016-1035) и созданием англо-датской державы. Между тем кор. Кнуд показал себя ревностным приверженцем христианства и щедрым на пожалования государем. По соглашению между англосаксами и датчанами, заключенному в 1018 г., христ. Церковь впервые объявлялась гос., а законы, выпущенные кор. Кнудом в 1020 г., подтвердили суровые наказания за отправление языческих обрядов. 14 окт. 1066 г. войска последнего англосакс. кор. Гарольда II были разбиты армией герц. Нормандии Вильгельма в битве при Гастингсе. Церковная политика Вильгельма Завоевателя (1066-1087) была составной частью его мер по организации управления вновь завоеванными землями. Оказавшись на англ. престоле, он наряду со строительством королевских крепостей-бургов, проведением земельной переписи («Книга Страшного Суда») и введением непосредственной присяги короне со стороны всех свободных землевладельцев королевства проводил целенаправленную политику в отношении Церкви.

http://pravenc.ru/text/150119.html

3) Ираклия. Митрополит Ираклийский, по имени не названный, упоминается в синодальных определениях патриарха Ксифилина от 1066 и 1067 гг. 2451 Неизвестный также по имени митрополит, вместе с двумя другими, был невольным клятвопреступником вследствие вероломства византийского правительства, так как он находился в числе тех, которые клятвенно поручились Роману Диогену за неприкосновенность его личности. 2452 Между епископиями этой митрополии одно из первых мест занимал Редесто. Епископ Редесто, по имени неизвестный, во время возмущения Торника против Мономаха был защитником законной власти, и византийское правительство обязано было, между прочим, ему тем, что город остался верен. 2453 4) Анкира. Современником патриарха Алексия был Николай, митрополит Анкирский, участвовавший в заседании патриаршего синода, решавшего вопрос о браке в 7-й степени. 2454 Преемником его можно считать 2455 Михаила, который обнаружил свое человеколюбие во время голода и мора, постигших в 1032 г. Каппадокию, Пафлагонию, Армениак и Онориаду. Он не щадил никаких издержек для уврачевания ран, нанесенных населению этим несчастьем. 2456 Митрополит Анкирский, не названный по имени, принадлежал к партии, агитировавшей в 1037 г. против патриарха Алексия, в пользу Иоанна Орфанотрофа. 2457 5) Кизик. Димитрий, Кизический митрополит, известный как историк, полемист и канонист, 2458 участвовал в заседании синода при патриархе Алексии, в 1028 г. 2459 Он был в дружественных отношениях к Роману Аргиру еще до вступления его на престол и по воцарении Аргира удостоен им чина синкелла. 2460 В 1037 г. он стоял во главе партии, безуспешно домогавшейся низвержения патриарха Алексия и возведения на его место Иоанна Орфанотрофа. 2461 При Михаиле Керулларии кафедру занимал Феофан, с чином синкелла, участвовавший в синодальном заседании 1054 г. 2462 Позже митрополитом Кизика был синкелл Роман, человек, отличавшийся пастырской простотой и уважением к науке; ученому Пселлу он присылал в подарок разные продукты и обнадеженный его расположением Пселл просил у него себе монастырь в харистикию. 2463 Он, может быть, имеется в виду и в синодальном определении патриарха Ксифилина от 1066 г. 2464 Около 1073 г. Кизическим митрополитом был Константин, обратившийся к императору с реляцией по поводу монастырей его митрополии, розданных харистикариям. Решение императора о передаче дела в синод послужило причиной издания синодального определения относительного этого предмета. 2465

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ IV (11.11.1050, Гослар - 7.08.1106, Льеж), герм. кор. и имп. Римско-Германской империи из Салической (франконской) династии. Сын имп. Генриха III от брака с Агнессой Аквитанской. От первого брака с Бертой Туринской (1066) у Г. род. сыновья герц. Н. Лотарингии Конрад и буд. имп. Генрих V, а также дочь Агнесса. Второй брак Г. (1088/89) — с Евпраксией (Адельгейдой) Всеволодовной , дочерью Всеволода (Андрея) Ярославича , вел. кн. киевского. Г. был избран герм. королем на съезде знати в Трибуре (1053). Коронационная церемония, в к-рой участвовал архиеп. Кёльнский Герман II, состоялась в Ахене (17 июля 1054). После смерти имп. Генриха III (5 окт. 1056) регентшей при малолетнем короле стала имп. Агнесса, продолжившая политику мужа. После смерти ее главного советника папы Римского Виктора II (1057) императрица не смогла противостоять местным герцогам. 60-е гг. XI в. стали периодом ослабления королевской власти и роста сепаратизма среди нем. князей. Окончательно Агнесса утратила влияние на сына и на политику после того, как Г. по приказу герцогов был похищен в Кайзерсверте (1062) архиеп. Кёльнским Анноном II, к-рый стал наставником малолетнего короля и фактическим главой гос-ва. Позднее власть перешла в руки архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта . Он был учителем короля и в 1062-1065 гг. практически отстранил Г. от управления страной, вернувшись к политике Конрада II, направленной на создание королевских владений внутри каждого из герц-ств. Вероятно, именно под влиянием Адальберта для усиления своей власти в Саксонии и Тюрингии Г. стал искать поддержку у городов в противовес союзу с местной знатью. Союзником короля выступила католич. Церковь: вице-граф Гослара и еп. Оснабрюка Бенно осуществляли волю Г. в этих герм. регионах. После конфликта Адальберта с герцогами архиеп. Бенно был отстранен от дел на съезде знати в Трибуре (1066). Хотя 29 марта 1065 г. Г. был провозглашен совершеннолетним, власть вновь перешла под контроль архиепископов Кёльнского Аннона и Майнцского Зигфрида.

http://pravenc.ru/text/162132.html

Тип К. в. и декор с процветшими крестами характерны в целом для визант. искусства. Крестами оформлены двери в экзонартексе собора Св. Софии в К-поле (VII в.), а также врата Лавры прп. Афанасия на Афоне (1-я пол. XI в.). Для этих памятников характерно малое число филенок (от 4 до 8), как и на К. в., что позволило И. А. Стерлиговой отнести их к подобному архаичному для сер.- 2-й пол. XI в. типу. Основанием для предположения о том, что создатели К. в. могли ориентироваться на врата к-польского собора как на образец, служит сходное обрамление крестов в виде арки-кивория, опирающейся на колонки ( Стерлигова. 1996. С. 257). Врата к-польской работы 2-й пол. XI в., происходящие из итальянских соборов Сант-Андреа в Амальфи (1060), Сан-Сальваторе в Атрани (1087), Сан-Маттео в Салерно (1099) и Сан-Джованни-Баттиста в мон-ре Монте-Кассино (1066), украшены большим числом филенок (24, 36, 48, 54) с крестами и фигуративными изображениями. Вместе с тем на бронзовых дверях в базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме (1070) и ц. арх. Михаила в Монте-Сант-Анджело на п-ове Гаргано (1076) фигуративные изображения преобладают. Форма накладного процветшего креста находит ближайшие аналогии в клеймах врат базилики Сан-Паоло-фуори-ле-Мура ( Бочаров. 1969. С. 17). Но в отличие от К. в. на итал. вратах крест имеет 4-конечную форму. Шестиконечные процветшие кресты встречаются на визант. свинцовых печатях XI в. ( Банк. 1978. С. 81). Время создания К. в. определяется исследователями по-разному. С. А. Беляев, опираясь на Корсунскую легенду и близость формы вратам Св. Софии в К-поле,- VIII - нач. IX в. ( Беляев. 1978); Т. В. Николаева - X в. ( Николаева. 1976. С. 94); А. Л. Якобсон - временем не позднее X в. ( Якобсон. 1983); Кондаков относил памятник ко 2-й пол. XI в. ( Толстой, Кондаков. 1889. С. 111-123); Г. Н. Бочаров - к рубежу XI и XII вв. ( Бочаров. 1983); А. С. Уваров в соответствии с Сигтунтской легендой датировал их временем до 1187 г. ( Уваров. 1910. С. 65). Наиболее аргументированной представляется атрибуция И. А. Стерлиговой ( Стерлигова. 1996. С. 67), к-рая связывает К. в. со строительством новгородского собора (1054) или его обновлением после разграбления полоцким войском (1066), что по времени в целом соответствует работе к-польской мастерской, выполнявшей врата для итальянских заказчиков.

http://pravenc.ru/text/2458751.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010