В 1050 г. И. Ф. побывал в Риме, в 1052 г. совершил поездку в Германию. В этой поездке он познакомился с имп. Агнессой из Пуату, супругой имп. Генриха III . В 1053 г. аббат участвовал в освидетельствовании мощей сщмч. Дионисия Ареопагита , осуществленном по приказу франц. кор. Генриха I (1031-1060) в Париже. В 1054 г. И. Ф. совершил поездку в Англию с целью воздействовать на кор. Эдуарда Исповедника (1043-1066) в деле защиты владений аббатства Св. Троицы в Англии. Благодаря активной поддержке герц. Вильгельма Нормандского в 1066 г. (мон-рь принял участие в формировании армии для завоевания Англии) И. Ф. смог добиться от нового короля тех же гарантий для аббатства, которые были предоставлены Эдуардом Исповедником. Впосл. кор. Вильгельм советовался с И. Ф. по вопросу о назначении аббатом Вестминстера Виталия (1075/76). Аббатом бенедиктинской обители Питерборо стал один из насельников Феканского мон-ря. В 1067 и 1075 гг. кор. Вильгельм праздновал Пасху в Фекане. Согласно «Каталогу феканских аббатов» (Catalogus abbatum Fiscanensium// Labbeus Ph. Nova bibliotheca manuscriptorum. P., 1652. T. 1. P. 328), И. Ф. совершил паломничество в Иерусалим, однако попал в плен к сарацинам и оставался там долгое время. Сведения о смерти И. Ф. сохранились в многочисленных некрологах. День смерти аббата отмечался в ординарии Фекана XIII в. раздачей милостыни (вином и монетами) (The Ordinal of the Abbey of the Holy Trinity Fécamp/Ed. D. Chadd. Woolbridge, 2002. Vol. 2. P. 694). Сочинения Исследование творчества И. Ф., начатое в 1625 г. Ж. Мабильоном , не завершено. Отсутствует полное критическое издание трудов И. Ф. Его наследие представлено 3 компиляциями со схожим содержанием. В сборниках, имеющих разноплановый характер, объединены богословские тексты, молитвы, исповедь, размышления о духовной жизни монаха. И. Ф. был хорошо знаком с творениями свт. Григория I Великого , блж. Августина и прп. Иоанна Кассиана Римлянина , однако ему были известны труды и менее знаменитых церковных писателей (напр., полемиста Вахиария ). Как правило, в сочинениях И. Ф. пересказывает идеи своих предшественников, так что логические построения и цитаты из сочинений отцов Церкви крайне редки; более явно выделяется идейный параллелизм.

http://pravenc.ru/text/471526.html

P. 371-503; Vol. 4. P. 292-380), посвящена опровержению свидетельств в пользу иконоборческого учения, собранных Константином V и его сторонниками. Самое важное свидетельство восходит к не сохранившемуся в оригинале «Посланию к августе Констанции» Евсевия , еп. Кесарии Палестинской ( Gero. 1981; Сидоров. 1991; Sode, Speck. 2004; Chryssostalis. 2012. P. 19-26). Др. свидетельства, собранные, вероятно, уже не самим Константином V, а кем-то из его последователей ( Alexander. 1958. P. 175-178), включали прежде всего выдержки из сочинений, приписанных (по мнению Никифора, ложно) свт. Епифанию Кипрскому . Сбор материала для трактата мог быть начат еще до низложения Н. ( Chryssostalis. 2012. P. 34-38), но основная работа пришлась на 815-820 гг. ( Alexander. 1958. P. 182-188). Свт. Никифор I, патриарх К-польский, и прп. Феодор Студит. Миниатюра из Лицевой Псалтири. 1066 г. (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v) Свт. Никифор I, патриарх К-польский, и прп. Феодор Студит. Миниатюра из Лицевой Псалтири. 1066 г. (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v) 4. Краткий трактат под условным названием «Против иконоборцев» (Adversus iconomachos) ( Pitra. Spicilegium. Vol. 4. P. 233-291) был написан по просьбе неназванных иконопочитателей. В нем Н. ставил перед собой задачу донести до читателя в доступной форме основные положения пространного трактата против иконоборческого учения VIII в. Н. суммировал аргументы по следующим вопросам: почему нельзя уравнивать св. иконы и идолов; почему смешение понятий «неописуемый» (περγραπτος) и «неизобразимый» (γραπτος) ведет к ереси докетизма; как нужно понимать запрет Моисея создавать изображения (Исх 20. 4-5); как соотносятся писаный закон и неписаная традиция; как нужно понимать святоотеческие свидетельства, приводимые иконоборцами в защиту их учения (цитаты из свт. Иоанна Златоуста и Мефодия, еп. Патарского). В трактате отсутствует историческая конкретика: вероятно, он был создан вскоре после соч. «Против Евсевия и Епифанида». 5. Краткое сочинение под условным названием «Двенадцать глав» (Capita duodecim) ( Παπαδπουλος-Κεραμες.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

Из древнейших монастырей Грузии необходимо упомянуть: Бодбийский монастырь святой Нины (около 90 км от Тбилиси) — существует с IV столетия; Давид–Гареджийский. (около 60 км от Тбилиси) и Шио–Мгвимский — с VI века. Два последних монастыря основаны учениками преподобного Иоанна Зедазнийского и названы их именами. В этих обителях иноки жили как отшельники — каждый в вырубленной самим пещере в горах  . Кватахебский монастырь — существует с X столетия. С 980 года, когда преподобный Иоанн Ивер испросил у византийского императора небольшую обитель Климента на морском берегу, и по сей день на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, устроенный грузинами и составляющий неотъемлемое достояние грузин. Со времени основания и до конца XVII столетия в нем подвизались в основном иноки–грузины. Но после указанного времени приток грузин в Иверскую обитель уменьшился и ее заполнили греки. Однако и в следующем, XVIII веке, когда монастырь фактически уже стал греческим, в нем продолжали сохраняться грузинские традиции, а во главе его ставились игумены–грузины. Только в начале XIX столетия греки, стремящиеся утвердить на Афоне свою гегемонию, полностью завладели Иверской обителью. Среди игуменов данной обители особой известностью пользуются Георгий II (1051–1066) и Георгий III (1066–1072). Георгий II перевел с греческого языка на грузинский Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, ряд церковно–богослужебных книг и святоотеческих творений. Георгий III перевел Устав святого Саввы и отдельные святоотеческие творения. До 1500 года в Иверской обители действовал киновийный образ жизни, затем было введено в ней идиоритмное житие. Подвизавшиеся на Святой Горе иноки–грузины были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими воротами Вратарницей (Портаитиссой). С этой чудотворной иконы была снята копия и в 1648 году принесена в Москву  . Как одна из древнейших Поместных Церквей, своим началом восходящая к апостольским временам, Грузинская Православная Церковь выставила из своей среды немало святых, особо почитаемых грузинским православным народом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Андроник – сын кесаря Иоанна 245 Андроник Кондостефан – византийский полководец 272 Андроник Лапард – византийский полководец 271 Анемас – Аль-Ну’Ман, сын и соправитель критского эмира Абд-эль-Азиза 208, 210, 229, 232 Анна – дочь венгерского короля Белы IV 309 Анна – супруга русского великого князя Владимира Святославича 235, 236 Анна-Мария – супруга болгарского царя Ивана II Асеня 312 Анфим – константинопольский врач, заговорщик 49 Апсимар – византийский император Тиверий III Апсимар (698–705) 118, 119 Апсих – аварский военачальник 106 Аральт – Харальд Суровый Правитель (1015–1066), норвежский конунг в 1046– 1066 гг. 246 Аратий – византийский полководец 78 Арбогаст – франк, убийца Валентиниана II 61 Арвейлер Э. 129 Аргивол – см. Трибигильд Аргус – мифический многоглазый великан 35 Ардагаст – предводитель одного из племенных союзов дакийских славян 101, 102, 112, 113 Арефа Кесарийский – византийский церковный деятель, архиепископ, писатель (ок. 850 – ок. 944) 134 Арий– александрийский пресвитер, ересиарх (ок. 260–336) 21, 22, 36, 109 Аристотель – древнегреческий философ (384–322 до н. э.) 27, 36 Аркадий – византийский император (395–408) 21, 34, 42, 59, 109 Армат – приближенный императора Василиска 48 Арматий – приближенный императора Василиска 48 Арриан, Флавий –автор «Перипла Понта Евксинского» (между 95 и 175 гг.) 208 Артаван – армянский царь 65 Артаксеркс I – персидский царь (465–424 гг. до н. э.) 265 Артемида – древнегреческая богиня 85 Артемий – святой великомученик 21 Асан – болгарский царь Иван I Асень (1187–1196) 283, 285, 286, 302, 304, 305 Асбад – командующий конницей в крепости Цурул 75 Аскольд – легендарный киевский князь (864–882) 159 Аспарух – болгарский хан (ок. 644–702) 117, 118, 154 Атанарих – вождь тервингов 27 Атаульф – король визиготов (410–415) 59–63 Аттал – римский император (в 409 и 414–415 гг.), узурпатор при Гонории 59, 60, 62 Аттила – правитель гуннов (ок. 435–453) 24, 41, 42, 43, 44, 68 Афанасий Александрийский – святитель, борец с арианством 27

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 . И кто после вдовства вступил в супружество, после упомянутого времени пусть будут восстановлены в своих степенях, но на высшие пусть не производятся, разумеется, по расторжения незаконного супружества. А кто после определенного времени (вступили в брак), пусть остаются и разведенными и низложенными. 7 . Если рукоположенный свяжется браком, то пусть будет низложен; если он хочет, то ему следует жениться ранее 653 . Ок. 1020 г. Бурхард, еп. Вормский в Decretorum liber secundus, cap. 19: De filiis concubinarum: относительно тех, которые имеют детей от наложниц, а потом взяли законных жен и относительно тех, которые, по смерти жен, открыто живут с наложницами, мы сочли нужным соблюдать, чтобы уже рукоположенные по неведению, не низлагались, но чтобы впредь таковые не рукополагались 654 . 1028 г. Υπμνημα патриарха Алексея в январь 1023 г., где запрещается допускать до священства второбрачных, о случаях чего патриарх слышал 655 , а также обручившихся с одними, а женившихся на других, а епископам, не соблюдающим этого, угрожается низложением. 1013–1057 г. Послание патриарха Михаила Керулария о прелюбодеянии жены священнослужителя, что приравнивается ко второбрачию и ставится препятствием к священнослужению, если только он продолжает жить с ней 656 . Οκ. 1054 г. Никита Стифат в 15 гл. Libellus contra latinos ссылается на 6 книгу 17 гл. Ап. Постановлений, которые называет liber Clementis ordinationum, и опровергает толкование «единыя жены» в смысле запрещения переходить от одной церкви к другой 657 . 1066 г. Постановление Константинопольского собора от 26 апр. 1066 г., при патриархе Иоанне Ксифилине: «До сох пор считается правилом, чтобы тот, кто лишился своей невесты вследствие смерти или расторжения договора с уплатой следуемаго вознаграждения, а потом женился на другой, не мог получить хиротонию ни во священника, ни во диакона, ни в иподиакона, как считающийся второбрачным. Таковой порядок устанавливается и на будущее время 658 . 1067 г. Постановление Константинопольского собора от 19 марта 1067 г. под председательством того же патриарха, в котором сначала повторяется вышеупомянутое определение, а затем запрещается хиротония и того, кто женат на обрученной сначала другому 659 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Тропарь праведному Валстану из Тэверхема, глас 4: О праведный Валстан! Ты оставил дом, чтобы трудиться во имя Христа в полях Тэверхема. Прожив в посте, молитве и смирении, ты собрал многих на жатву Христову. Господь прославил тебя во святых и даровал силу творить чудеса. Моли Бога о спасении душ наших! Перевел с английского Дмитрий Лапа Житие святого Валстана являет собой отличный пример жития местночтимого святого. Почитание этого святого всегда ограничивалось восточными графствами страны. Житие святого Валстана было составлено епископами Восточной Англии в первой половине XI в. К сожалению, со временем оно было утеряно. Сохранившееся до наших дней житие было написано, по всей видимости, в XIV в. Есть и более поздние версии. Мы не воспользовались в нашем рассказе некоторыми подробностями из этого жития, например рассказом о том, что святой Валстан будто бы в первый раз причастился только в 7 лет. На самом деле в Англии до конца XII в. таинства миропомазания и причащения совершались над младенцами вскоре после крещения (через неделю, максимум – через месяц) – в соответствии с древней христианской традицией. Согласно житию святого Валстана, его мать Блида состояла в родстве с Элгивой, первой женой короля Этельреда Нерешительного. Роковое правление Этельреда началось 18 марта 978 г. с убийства его единокровного брата – святого страстотерпца Эдуарда и продолжалось до 23 апреля 1016 г. Если бы святой Эдуард не умер мученической смертью, Этельред не стал бы королем. Все, что ни предпринимал этот несчастный король, заканчивалось провалом. Он не только позволил датчанину Кнуту завладеть к началу XI в. почти всей Англией, но еще и женился на Эмме Норманнской, что привело к завоеванию Англии норманнами в 1066 г. Этельреду наследовал его храбрый сын Эдмунд Железнобокий, который едва не победил Кнута. У Эдмунда в 1016–1017 гг. родилось двое детей, но сам он умер 30 ноября 1016 г. Блида, вернее, Блита, чье имя означает «радость», дожила до глубокой старости. Местное почитание Блиды было в городе Мартам (15 миль на северо-восток от Нориджа), где она была похоронена. В этом городе в ее честь была освящена часовня, а в Норфолке имело место ее народное почитание. У нас нет сведений о дне ее памяти.

http://pravoslavie.ru/35620.html

По писцовым книгам Михаила Воейкова и подъячего Феодора Прокофьева 1678 г. значится погост Бобино с церковью Благовещения. Бобинский погост принадлежал архиерейской вотчине (Древние акты). В середине XVIII столетия были две церкви – Благовещенская и Николаевская. 17 июня 1773 г. Николаевская церковь сгорела. 12 августа 1773 г. дана храмозданная грамота за 1261 на построение каменной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом в честь Св. Николая Чудотворца. После пожара богослужения совершались в деревянной Благовещенской церкви, каковая разобрана по постройке каменного храма в 1787 г. Каменный же храм построен в 1782 г. и в этом году 1 октября освящен теплый придел Никольский. Холодный храм освящен в 1787 г. В 1835 г. в колокольне устроена церковь с одним престолом, который освящен 13 сентября 1835 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла./…/освящен правый престол в честь Св. Николая, а левый престол освящен 16 августа 1873 г. в честь Св. Апостола и Евангелиста Иоанна. В настоящее время в храме три же престола: в холодной – Благовещенский, в теплой – правый Никольский и левый Иоанно-Златоустовский. В колокольне престол прежний – Петропавловский. Приписная митинская церковь, деревянная, построена в 1897 г. и освящена в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»; Дела архива Вятской духовной консистории: 99/1762, 202/1766, 83/1779, 207/1780, 386/1782 (освящение придельной церкви), 273/1785, 365/1787 (освящение церкви), 356/1796, 624/1802, 369/1804, 158/1807, 747/1812, 818/1814, 72/1821, 1229/1826, 626/1833, 1059/1835 (освящение Благовещенского придела), 459/1836, 420/1837, 157/1849, 1549/1850, 1524/1852, 388, 1271/1853, 947/1856, 595/1862 (расширение церкви), 180/1867 (построение теплой церкви), 465/1871, 382/1873, 318/1882, 303/1901 (построение храма). Метрические книги с 1749 г.; Дела архива Вятской духовной консистории: 1066/1897 (построение церкви), 399/1898. Примечание. Исходящий реестр по Вятской духовной консистории за 1773 г. 1261. Вятские епархиальные ведомости 1866 г. 6. Вятские губернские ведомости 1880 г. 51

http://sobory.ru/article/?object=34146

Согласно учению Священного Писания и главным образом евангелиста Иоанна, Бог есть Свет и Его познание есть общение в Свете 1065 . Этот Свет, видение которого дается человеку как дар Божий, и самого человека делает «светом в Господе» 1066 . Полнота этого состояния является наследием будущего века, ради которого евангелист Иоанн призывает чад Божиих к очищению от всякого греха 1067 . Необходимым основанием для просвещения человека стало воплощение Иисуса Христа 1068 . Он является Светом Жизни, потому что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» 1069 . Этот великий Свет проявился во времени и вошел в жизнь и историю мира 1070 . Он дал людям возможность стать чадами Божиими, возрожденными благодаря «избытку» жизни «от полноты Его» 1071 . Слово Божие определяет, что для всякого стремления к Богу необходима вера 1072 . И в случае созерцания нетварного Света, то есть общения с Богом в Его бытии, как утверждает Старец, вера человека является первой и необходимой предпосылкой. К этой теме он возвращается непрестанно, чтобы объяснить и подчеркнуть, что без веры во Христа ни грех не открывается, ни человек не наследует дар усыновления, но его жизнь поглощается тьмой небытия. Благодаря же вере устанавливается личностная связь между Христом Богом и человеком, благодаря чему грех воспринимается как отречение от этой связи. Без этой веры, как говорит Господь, «мы умираем во грехах наших» 1073 . Вера, о которой идет речь, является тем самоотверженным доверием Христу Богу, которое заключает в себе спасительную силу 1074 . Оно дает человеку крылья для перелета через бездну греха к Свету Богоявления с победой над смертью 1075 . Также Старец подчеркивает, что вера, которая возводит человеческий дух в сферу божественного Света, является той верой, которую ожидает от нас Сам Христос. То есть она состоит в том, что Сам Христос есть Истина нетленного Бытия 1076 . Только при таком условии человек открывает божественное происхождение и абсолютный характер творящего слова Христова. Он познает, что исполняя его, он становится соработником Божиим, преобразуя все в дивный рай Божий 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Voyage d " Outremer, c. 181–182; Laon, c. 351–352. 79 Ducas, XXVIII, c. 229–237; Laon., с. 231–235; Phrantz., c. 116–117; Jorga 2, I, с. 378 и сл. Иоанн Кананос оставил современное событиям описание осады с присовокуплением различных чудес. Его сочинение издано в CSHB вместе с записями Франдзнса (Phrantz., с. 457–479). 80 Ducas, XXIX-XXXI, с. 245–270; Laon., с. 236–248; Jorga 2, I, с. 236 и сл., Jirecek, с. 174 и сл. Современное событиям описание захвата Фессалоники было сделано Иоанном Анагностом. Вместе с сопровождающим его плачем-песнопением оно было опубликовано в CSHB, там же, где и труд Франдзиса (Phrantz., с. 483–534). 82 Bab. 3, с. 19–33. Эта серьезная книга страдает отсутствием каких бы то ни было ссылок на источники. Наиболее полное современное описание битвы при Варне см.: Hal. 3, но эта работа изобилует противоречивыми утверждениями. См.: Pall, с. 144 и сл.; Вав. 5, с. 229 и сл. 85 По поводу создания войска янычар см.: Mord. 1; Ни art; Birge, с. 45–48. Бартоломео де Джано утверждает, что Мурад воссоздал янычарский корпус в 1438 г. (Bartholomaeus de Jano. – MPG., CLVIII, стб. 1065–1066). 89 Zak. 2, с. 165–225, 299–302, II, c. 322–334. Франдзис, из сочинения которого мы черпаем б " ольшую часть сведений о Феодоре, относится к нему с неоправданной неприязнью как к сопернику любимого им Константина. 91 О роли Димитрия на Флорентийском соборе см.: Gill, с. 108–109, 252, 262 и сл.; о его женитьбе: Phrantz., с. 193–194. До этого Димитрий был женат на Зое Параспондили, которая умерла во время его пребывания в Италии (там же, с. 161, 191–192). 94 Франдзис полагает, что неудачное сватовство Константина к дочери дожа повредило его отношениям с Венецией. Ни один из венецианских источников не подтверждает этого сватовства (Phrantz., с. 203, 324–325); см. также: Lambros 1, с. 433–436. 97 Дукас (XXXIV, с. 293) утверждает, что Константин, хотя и назывался императором, не был коронован. См.: Voyamzidis, c. 449–456. 99 Все современные событиям авторы, как латинские, так и славянские и греческие, отзываются о Константине с уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К-поль в этот период занимался поиском союзников среди вост. Церквей, что отчасти объяснялось надвигавшейся угрозой нападений со стороны тюрок-сельджуков. При этом по отношению к яковитам, не обладавшим особым военно-политическим влиянием, византийцы не стеснялись применять полицейские меры, с армянами были дипломатами. Так, незадолго до восшествия И. К. на престол патриарх Сирийской яковитской Церкви Афанасий и группа епископов и клириков были вызваны в К-поль и после опроса о вере отправлены в ссылку во Фракию. В 1064 г., уже при И. К., по обвинению в проповеди монофизитства был арестован племянник патриарха Афанасия яковитский митр. Игнатий Мелитинский и сослан на гору Ганос . Все они получили право вернуться на родину в 1067 г., после смерти имп. Константина Дуки. (RegPatr, N 893; Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 166-168; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. Vol. 1. P. 441-442). Ок. 1066 г. имп. Константин и И. К. провели диспут о вере с представителями Армянской Апостольской Церкви и даже подготовили договор о единстве веры, который хранился в ведомстве Великой ц., но так и не был подписан арм. католикосом (RegPatr, N 895; Matthieu d " Edesse. Chronographie. 98/Ed. E. Dulaurier. P., 1858. P. 134-135). И. К. издал ряд постановлений по вопросам брака, уточнив ранее существовавшие нормы (RegPatr, N 896, 897, 903). При И. К. епархия Назианза в Каппадокии была возведена в ранг митрополии (Ibid. N 899). И. К. принадлежат Житие и описание чудес мч. Евгения Трапезундского (BHG, N 609z, 610; см. Евгений, Кандид, Валериан и Акила , мученики Трапезундские), Похвальное слово св. Павлу Исповеднику (BHG, N 1473с), гомилии на Крестовоздвижение, Торжество Православия, Крещение, об отцах Вселенских Соборов и др. (BHG, N 428, 449y, 451z, 843x, 1394с, 1617f, 1892n, 1982n, 1945h, 2106, 2335, 2338, 2475d). Неск. юридических сочинений, созданных в Византии в XI в., предположительно также могли принадлежать И. К. Это «Рассуждение о голых договорах» (Meditatio de nudis pactis// Zepos. JGR. T. 7. P. 365-375; Études de droit byzantin/Ed. H. Monnier. L., 1974. Pt. 3. P. 5-246; Липшиц. 1981. С. 185-228), трактаты «О кредитах» (Tractatus de creditis// Zepos. JGR. T. 7. P. 346-354) и «О пекулии» (De peculiis//Ibid. Vol. 3. P. 345-357), а также схолии к законодательному своду IX в. «Василики».

http://pravenc.ru/text/469592.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010