1059 Гнутова С. В. Кийский крест// Патриарх Никон . Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: из собраний Государственного Исторического музея, музея-заповедника «Московский Кремль», музея «Новый Иерусалим», Кирилло-Белозерского музея-заповедника, музея-заповедника «Коломенское», Российского государственного архива древних актов. М., 2002. С. 75. 1063 Повесть о рождении, воспитании и жизни святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанная его клириком Иоанном Шушериным. Перевод на русский язык. М., 1997. С. 112–115. 1066 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 140. Ч. 1. Л. 59 (опись писем); Зызыкин М. В. Патриарх Никон . Его государственные и канонические идеи. В 3 частях/Репринт с изд. 1931, 1934, 1938 годов. М., 1995. Ч. 3. С. 33 (дата письма 9 июля). 1067 По описанию П. Алеппского, « патриарх Никон стал перед царём и возвысил свой голос, призывая благословение Божие на царя в прекрасном вступлении с примерами и изречениями, взятыми у древних: подобно тому, как Бог даровал победу Моисею над фараоном и прочее, и в новой истории: о победе Константина над Максимином и Максенцием и прочее, и (говорил) многое, подобное этому, и красноречивых выражениях, последовательно и неспешно, уподобляясь текущему источнику. Когда он запинался или ошибался, то долго обдумывал и молчал: некому было порицать его и досадовать, но все молча и внимательно слушали его слова, особливо царь, который стоял, сложив руки крестом и опустив голову, смиренно и безмолвно, как бедняк и раб пред своим господином. Какое это великое чудо мы видели! Царь стоит с непокрытой головой, а патриарх в митре. О, люди! Тот стоял, сложив руки крестом, а этот с жаром ораторствовал и жестикулировал перед ним; тот – с опущенной головой, в молчании, а этот, проповедуя, склонял к нему свою голову в митре; у того голос пониженный и тихий, а у этого толстый и громкий, тот – как будто невольник, а этот – словно господин. Какое зрелище для нас! Бог свидетель, что у нас сердце болело за царя. Что за чрезвы­чайное смирение! Благодарим Всевышнего Бога и славим Его за оказанную нам милость тем, что мы видели эти чудные, изумительные дела! Окончив своё слово молитвенным благожеланием царю, патриарх поклонился ему и вторично облобызался с ним» Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, написанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским/Перевод с арабского Г. Муркоса. М., 1898. Вып. 3. С. 145.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

1055 Предписывалось взять антиминсы и из трапезных церквей и часовен, в которых совершалась литургия, причём часовенные прихожане должны были быть на время приписаны к соседним приходским церквям. – АМДК., 624, л. 41. 1057 Инструкция преосвященного Виктора протоиерею Радзимовскому напечатана в КЕВ., 1891 г., 115122. «Матер. для истор. воссоед.» – Об особых полномочиях Радзимовского см. – КЕВ., 1891 г., 5458. «Матер. для истор. воссоед.» 1061 Преосвященный Виктор повторяет слова Тутолмина из его предписания гражданской власти. – См. выше. 1064 КЕВ., 1892 г.,115122. Инструкция протоиерею Радзимовскому. Такие же точно инструкции, с изменениям §§ 4 и 17 и без §§ 2 и 3, даны прочим благочинным. Инструкцию протоиерею Крупе, за подписью и печатью преосвященного Виктора, см. АКДК., 1795 г., 12/14 . Точно такую же протоиерею Левандовскому – см. АКДК., 1795 г., 33. – См. также АМДК., 624 г., лл. 5459. 6168. – См. также КЕВ., 1870 г., 96103. 1066 Судя по тому, что преосвященный послал от себя на съезд особого уполномоченного, протоиерея Радзимовского, можно подумать, что нет; хотя это не бесспорное основание. 1077 Вот Лебединский список. Округи. 1) Александровская, Изяславской губернии благочинный – игумен Виноградского Ирденского монастыря Давид, помощники – священники: Василий Левицкий. Благочинный – Лебединский игумен Даниил, помощники – священники Даниил Павлович, Стефан Шумаковский, Матфей Степелицкий, Шумаковский, Феодор Кветнецкий, протоиерей Григорий Орловский. 17) Рашковская, Брацлавской губернии благочинный – Рашковский протоиерей Феодор Афанасьевич, помощник – священник Иоанн Солодецкий, 18) Рожевская, Изяславской губернии благочинный – крестовый протоирей Димитрий Бахталовский (Бафталовский), помощник – священник Феодор Самборский, 19) Староконстантиновская, Изяславской губернии благочинный – крестовый протоиерей Иоанн Бочковский, помощники – священники: Андрей Торский, Косма Станкевич и Василий Терлецкий. 20)Теофипольская, Изяславской губернии благочинный – Торговицкий протоиерей Артемий Стреха (Стрихин), помощник –священник Леонтий Соколовский: 21) Хмельницкая, Изяславской губернии благочинный – священник Иоанн Палюхович, помощник – священник Иоанн Зубрицкий, 22) Янишпольская, Изяславской губернии благочинный – протоиерей Пётр Зражевский (по другому упоминанию – Корсунский протоиерей Иоанн Лебицкий), помощник – священник Феодор Войпаровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вустерский собор знаменит своими витражами, на одном из которых изображен святой Эгвин – это работа известного мастера Джеффри Фуллера Уэбба (1879–1954). Аббатство в городе Тьюксбери графства Глостершир – еще один важный центр почитания Божией Матери в Англии. Сегодня это одна из самых больших и замечательных бывших монастырских церквей во всей стране. Первый отшельник из Нортумбрии по имени святой Теок жил на этом месте около 650 г. (в его честь и был назван город). Первый бенедиктинский монастырь в Тьюксбери сформировался к 715 г., но никаких следов от первого монастыря здесь не осталось: его дважды подвергали сильному разрушению воинствующие датчане, а после завоевания Англии норманнами в 1066 г. здесь вскоре заново был выстроен новый, католический монастырь. Аббат по имени Гиралдус был вызван из Крэнборна в Тьюксбери управлять новым монастырем, датой основания которого считается 1092 г. В 1471 г. известная битва при Тьюксбери проходила в основном за пределами города. Побеждавшие сторонники династии Йорков («йоркисты») загнали обессилевших приверженцев династии Ланкастеров в городскую монастырскую церковь, где и продолжали побои и убийства. Происходило это во время войны Алой и Белой Роз. А еще через 70 лет король Генрих VIII, поссорившись с Римским папой, упразднил почти все монастыри, забрав при этом их земли и все остальное имущество. Но так как часть монастырской церкви, сохранившейся после погромов и разрушений, использовалась горожанами – в ней проводились богослужения, – то жители Тьюксбери добились у короля разрешения на приведение церкви в лучшее состояние, с прихожан было собрано 453 фунта, и эти деньги пошли на свинцовые полосы для покрытия крыши и на ремонт колоколов. Но большинство монастырских помещений все же было разрушено. В довершение всего в 1559 г. высокий деревянный шпиль упал во время сильного ветра. Но, несмотря ни на что, красивая церковь аббатства во имя Пресвятой Богородицы в Тьюксбери до сих пор привлекает многочисленных паломников, в ней проводятся регулярные богослужения и фестивали. скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 15 января 2012, 23:20 Уважаемый читатель, Святитель Эгвин Вустерский, так же как и многие другие дораскольные святые, просиявшие на Британских островах и в Ирландии, сегодня официально почитается в Сурожской епархии РПЦ и в РПЦЗ. С VIII века до 1054 года он почитался всей тогда еще православной Римской церковью. Дни памяти св. Эгвина известны еще с древних времен и сохранились во всех версиях его жития, а также в авторитетных хрониках (например, Флоренса Вустерского). Кроме того, те же самые дни памяти дают и современные ученые, изучающие древнюю англо-саксонскую святость (например, David Farmer в своем " Oxford dictionary of Saints " ). Основной день его памяти включен в календарь Сурожской епархии, в календарь о. Андрея Филлипса на сайте " Orthodox England " и т.д.

http://pravoslavie.ru/50899.html

Глава 48 1053 . Аще ли кто боголюбив несумненно ныне верует о пречистых тайнах прилагатися хлебу и вину в тело и кровь Христову и исповедует пречистыя тайны Христовы и по достоинству причащается, и вы, премудрии художницы и коварнии лицемерницы, како таковаго разумете быти? Хощет ли он живота вечнаго или ни? Правоверен ли он християнину или ни? Аще ли християнин отъидет непричастен благодати сея, будет ли истязан от бесов на мытарствах оных 1054 ? Како дойдет живота вечнаго? Явите от святых писаний. Глава 49. Аще ли верен и правоверен християнин, како исповедуеши святую соборную церковь и како в символе разумееши о едином крещении и о 7 тайнах 1055 ? О которой тайне рече Христос: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, и несть инако живота имети; рече: аще не Моея плоти снесте, еяже не причащающеся, (об.) не причастни будем вечнаго живота 1056 ? Сия бо тайна есть нам плод древа животнаго в нашем церковном раю. Ядением убо падохом, ядением же тела Христова и питием пречистыя крове Его исправитись имамы 1057 , яко без причастия истинныя святыни спастися невозможно. А иже отшед непричастен сея благодати, неотрочно имети будет томление 1058 . Глава 50. О честнем кресте и о тайне. Евангелие Толковое 1059 . Иде же начертан бывает крест, благословляет, и освящает, и просвещает, и вся спасеная дает. Беседы апостольския, Златоуст 1060 : яко же бо вода держит землю, тако и крест вселенную; понеже бо жертву нарече креста, тако и мы тем жертву приносим Богу 1061 . Вместо манны тело Владычне, вместо воды из камене кровь из ребр, вместо жезла Моисеова и Ааронова честный крест 1062 . В кончину века крестнаго древа вкушение падение будет, зане поруган будет тричастный крест 1063 . Никон патриарх от церкви с престола от Агнца разлучил, где же обретается в вашем неосвященном собрании 1064 ? Глава 51. Великий апостол Павел к Коринфом, зачало 179, сице глаголет: аще во Христе нова есть тварь, древняя бо мимо идоша, се Быша вся нова. Златоуст 1065 : се и душа нова, очисти бо ся; и тело ново освятися крещением и обновися благодатию; и служба нова, и завет, и живот, и трапеза нова, ибо вместо нижняго Иерусалима вышний, вместо церкви чювственныя церковь духовную 1066 , вместо обрезания крещение, вместо манны тело Христово, вместо воды кровь из ребр, жезла Моисея крест, вместо обетованной земли царство небесне, вместо безчисленных иереов единаго архиереа Христа. Которую тайну ветхую ли, или новую Христову содержит ваша неосвященная сонмица? Кой чин 1067 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

После восстановления в 2005 г. Крестовоздвиженского храма и возрождения КБМ (в статусе мужского) тема воссоздания его главного собора получила новое развитие, однако до принятия решения о конкретном воплощении столь масштабного проекта на протяжении последующего десятилетия дело не доходило. Вместе с тем, было восстановлено правое крыло Крестовоздвиженского корпуса и облагорожено место обретения КИБМ, с которого демонтирован надземный с. 9] Ситуация кардинально изменилась в 2015 г. в связи с продвижением руководством Татарстана плана создании Болгарской исламской академии, поддержанного Президентом России В.В. Путины м. С учётом местной этнорелигиозной специфики было принято решение об одновременной реализации двух проектов - мусульманского и православного (в качестве которого определено воссоздание собора КИБМ). 2 октября 2015 г. с целью ознакомления с историческим местом, на котором планируется возродить собор, КБМ посетил председатель Попечительского Совета Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры (РФВПиК) РТ, Государственный Советник РТ М.Ш. с. 67] Официальным началом реализации данных проектов следует считать 4 ноября 2015 г., когда Президентом РТ Р.Н. Миннихановым был подписан Указ УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Его издание в День народного единства и День празднования Казанской иконе Божией Матери имело важное символическое значение. О подписании указа Президент РТ Р.Н. Минниханов объявил в своём приветствии в адрес участников гала-концерта республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом - Татарстан-2015», прошедшего 4 ноября 2015 г. в г. Казани в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. 27] В соответствии с указом, «в целях сохранения и развития традиционных духовных ценностей, укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия», было постановлено: поддержать инициативу Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ, Центрального духовного управления мусульман России иДУМ РТ по созданию в г. Болгаре Спасского муниципального района РТ научно-образовательного и духовно-просветительского мусульманского центра «Болгарская исламская академия» (БИА), а также инициативу Татарстанской митрополии РПЦ и Мэрии г. Казани «о воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери в рамках комплекса Казанского Богородицкого монастыря».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

1 . Установить молитвенное и евхаристическое общение с Греческим Старостильным Синодом митрополита Киприана, а также и с Преосвященным Фотием, епископом Триадистийским, возглавляющим Болгарскую старостильную епархию. 2. Стороны не вмешиваются во внутренние церковные дела друг друга. Если же возникают какие-либо вопросы, требующее обсуждения, то необходимо советоваться друг с другом. Постановили: 1 . Вышеприведённое определение сообщить митрополиту Киприану и епископу Фотию. 2 . Осведомить клир и нашу паству через публикацию сего Соборного Определения в Церковной печати. Председатель Архиерейского Синода: Митрополит Виталий. Члены Синода: Архиепископ Антоний Лос-Анжелесский; архиепископ Антоний Сан-Францисский и Западно-Американский; епископ Иларион, Заместитель Секретаря Священного Синода; епископ Митрофан Бостонский. Секретарь Священного Синода: Архиепископ Лавр, Сиракузский и Троицкий» 1073 . Приложение XII. Определение Священного Синода РПЦ МП по вопросу о проблеме реформирования церковного календаря от 17 февраля 1997 года 1. Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит. 2 . Расходящиеся с данным Определением суждения по календарному вопросу отдельных Преосвященных архипастырей, клириков и мирян считать частным мнением последних. 3 . Констатировать, что использование некоторыми Поместными Православными Церквями принятого Константинопольским Совещанием 1923 года исчисления календарных дат не нарушают всеправославного единства» 1074 . 1061 Μακριος, Αρχιεπσκοπος Αθνν κα πσης λλδος. κκλησα Γ.Ο.Χ. λλδος κα State Department//ρθδοξον Πατερικν Σλπισμα. 2006, ανουριος-Φευρουριος, Σ. 391. 1066 Цит, по; συμβολ τν ζηλωτν γιορειτν πτερν ες τν ερν γνα τν Γ.Ο.Χ. ... Σ. 18; Ambrose, bishop of Methoni. The Old Calendar Greek Church... P. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот список уделов с показанием линий: 1 . Удел Полоцкий. Княжеская линия – Изяславичи первые: Изяслав Владимирович † 1001, Брячислав Изяславич † 1044, Всеслав Брячиславич † 1101, по которому Всеславичи, и пр. 2 . Удел Туровский. Изяславичи вторые: Изяслав Ярославич † 1078, Святополк Изяславич † 1113, по которому Святополковичи, и пр. 3 . Удел Черниговский. Святославичи: Святослав Ярославич † 1076, Олег † 1115 и Ярослав † 1129 Святославичи, из коих от первого – линия Черниговская (со своими подразделениями), а весь род – Ольговичи, от второго линия – Муромско-Рязанская. Уделы (Всеволодовичи или Мономаховичи): 4 . Переяславский, 5 . Суздальский, от него отделившийся, 6 . Владимиро-Волынский 7 . Смоленский. Всеволод Ярославич † 1093, получивший от отца удел Переяславский и потом приобрётший удел Смоленский (до 1078г., Лаврентьевская летопись под этим годом), Владимир Всеволодович Мономах † 1125, от которого весь род – Мономаховичи, в 1119г. приобрётший удел Владимиро-Волынский, Мстислав Великий † 1132 и Юрий Долгорукий † 1157 Владимировичи, и пр. В Переяславле не утвердилось своей особой линии, и он был общим достоянием рода. Затем линии – Владимиро-Волынская и Смоленская от двух сыновей Мстислава Великого: первая Изяслава, вторая Ростислава; линия Суздальская от Юрия Долгорукого. 8 . Удел Галицкий. Ростиславичи: Владимир Ярославич Новгородский † 1052, Ростислав Владимирович † 1066, так сказать – безземельный (с 1064г. Тмутараканский), Рюрик, Владимир и Василько Ростиславичи Галицкие, и пр. Сколько было открыто у нас епархий при первом введении церковного управления св. Владимиром, остаётся положительно неизвестным, но со всей вероятностью нужно полагать их, кроме самой митрополии, восемь; именно – несомненно, открыты были пять епархий: 1 . Черниговская, 2 . Белгородская, 3 . Владимиро-Волынская, 4 . Новгородская, 5 . Ростовская; должны быть считаемы вероятно открытыми три епархии: 6 . Туровская, 7 . Полоцкая и 8 . Тмутараканская. После Владимира до нашествия Монголов постепенно были открываемы новые епархии: 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

29-го августа 2 часа утра, переехав пролив, пошли в греческую церковь Иоанна Предтечи, где слушали литургию и служили молебна, и к мощам прикладывались преподобной Фекле. 1065 Церковь каменная, украшена лампадами сребренными. На местных образах, кроме лиц, покрыто сребром; посреде церкве висят три паникадила кристалных. Вышли из церкви, пошли к патриарху Иерусалимскому в дом, где у коего были на благословении. Потом подносили всем водки виноградной и кофию по чашки. После сего повел нас отец Димитрий, которой за переводчика у патриарха находится. Привел в сад нас патриарший подли дома его, находящи на горе, откудова видать весь город и прочия места. В коем ростут кипарисныя дерева и масличные, миндалные, лимонные и прочие, и разных цветов насеенно. Потом угощали нас обедным столом в бесетке. Подносили вотки и белым вином почивали, безпрестано поднося. Кушанье было: бобы турецкие, каша сорочинской пшены, 1066 маслины, белой хлеб, виноград свежой. После стола пошли ко владыки, поблагодаря его за угощение и получа два писма рекомедательныя на восми человек в Яфу и во Ерусалим митрополиту Мисаилу. 1067 Потом пошли через рынок на плошать, называемой Иподром, 1068 где видели египетскую пирамиду 1069 чрезвычайную величины с гиографами 1070 , из сероватаго мрамора, из одного камня обделаннаго, с высеченными выпукло с четырех сторон царскими и другими лицами. На педестале находится латынская и еллионогреческая надписи, свидетельствуют, что воздвигнут великим Феодосием. На углах основания медные толстые четвероугольные столбики, на коих и поставлена та ужасная (вышиною семь сажень печатных) пирамида, а шириною сажень печатная, 1071 со всех четырех сторон равно. Неподалеку стоит медный столб, свитой из трех змей, на головах возвышался в древния времена кумир Аполлонов, которому византийские еллены приносили божественную честь и жертвы. 1072 И еще столб, сделанный из болших обделанных камней. Он обит был некогда медью, коей теперь нет. 1073 Чрез одну улицу находится и мечеть Софийская, 1074 она находится близ дворцовых ворот. О Софийском храме пишет Дорофей, митрополит Монемвасийский, 1075 что в лето от воплощения Христова 531-е, в царствование греческаго царя Устиниана, 1076 на учрежденное некогда им конское ристание, т. е. иподром, 1077 б когда стеклось отвсюду великое множество народа, тогда в продолжение обыкновенно бывает между собою сражение. Более 35 000 лишились жизни, забавляющихся таковыми играми разнаго рода людей. По окончании ж сего самопроизвольнаго кровопролития Устиниан царь, возжелев убиенных и сокрушайся о их преждевременной смерти, помышлял, чем бы возмог умилостивить своего Создателя, раздраженнаго убивством. Пришло ему на мысль соорудить храм, могущей своим великолепием удивить вселенную. 1078

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вневременный Бог догоняет конкретного человека на путях человеческой истории. Он, Творец и Зиждитель всего видимого и невидимого, ждёт этой встречи и соединения с каждой разумной душой, смиряет Себя до того, что просит у последнего раба разрешения войти в обитель его души и водвориться там ( Откр. 3:20 ; Ин. 14:23 ). Именно в Евхаристии Господь в полноте соединяется с каждым двояко: телесно и душевно, хотя и не ипостасно; – не только благодатью, но и присутствием Божества. Вселяясь в душу, Он сообщает каждому из нас, как некогда свидетелям Его проповеди и общественного служения, что достигло до нас Царство Божие ( Мф. 12:28 ; Лк. 11:20 ). Так совершённое Христом спасение достигает каждой отдельно взятой человеческой души, дороже которой для Бога нет ничего в тварном мире ( Мф. 16,26 ). Отвергая всякий гностический спиритуализм и дуализм, Бог не только не гнушается прикоснуться к нашей плоти и крови, но, напротив, проникает внутрь нас, чтобы всецело преобразить каждого. Бог наш – Творец не только души, но и тела. И без тела нет человека, а лишь часть его, пусть и наиболее ценная. И раз так, Господь спасает и наше тело, срастворяя нас со Своим прославленным Человечеством. Чрез причащение не только по вере, теоретически и рационально, но и по действию силы, воспринимаемой нами «внутрь», «в себя» ( Лк. 17:21 ; Ин. 6:53–54 ), Он делает нас участниками будущего всеобщего Воскресения 1064 . В этом сокрытая и непонятая миром тайна Его соприсутствия нам ( Мф. 28:20 ; Ин. 14:18, 23 ). В этом одно из наиболее ярких выражений величайшей любви Творца к каждому кающемуся грешнику. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом наиболее ярко и сильно: «Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною Кровью, и через всё соединяет нас с Собою» 1065 . Чрез Тело Христово мы становимся телом Церкви и в полноте включаемся в благодатную жизнь богочеловеческого церковного организма ( Еф. 1:22–23; 4:4–5 ; Кол. 1:18 ; Рим. 12:4–5 ). По этой причине практика Православной Церкви издревле и до наших дней состоит в том, чтобы всякий новокрещённый, независимо от возраста, сразу же после Крещения или, по крайней мере, в самое ближайшее время приобщался Святых Христовых Тайн. Как известно, в инославии утрачено ощущение живой связи между Таинствами Крещения, Миропомазания и Евхаристии, по крайней мере, в отношении детей. Бог стучит в сердце каждого, но не каждый отворяет Ему дверь. Кто затворяет пред Господом дверь, лишает себя жизни, явленной в Нём. Кто отворит двери сердца и впустит Христа, сподобляется стать участником Таинственной Вечери ( Откр. 3:20 ) и вкушать неизреченного блаженства Царства Небесного, состоящего как раз в теснейшем богообщении. По выражению святителя Василия Великого , в Евхаристии Бог даёт нам «вместо земных небесная, вместо временных вечная, вместо тленных нетленная» 1066 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Однако достижение подобного идеала возможно лишь в Теле Богочеловека – в Его Церкви. Разобщенность личностей, раздробленность человеческой природы могут быть преодолены благодаря Божественной икономии Сына и Духа, осуществляемой в Церкви. Во-первых, «только Апостольская Православная Церковь сохранила» и может сохранять «животворную и незаменимую Личность Богочеловека Христа» 1063 . Во-вторых, встреча и «сопребывание» 1064 личности человека с Христом «совершается Духом Святым» 1065 , Который, пребывая в Церкви и в ее членах, становится «собирателем» нашей личности 1066 , «соединяет нас и Бога меж-личностно» 1067 . Вот почему свт. Николай (Велимирович) констатирует, что «личность единственно возможна в Церкви» 1068 , т. е. верное направление своей динамики, подлинную соборность и кафоличность, приснодвижная личность человека обретает лишь в лоне Церкви, которая есть «Богочеловеческое тело и Богочеловеческое общение Триипостасного Бога с личностными разумными существами», «общение обожения» 1069 , «общение личностей» Божественных и тварных 1070 . Характеристика Церкви как тела «не должна быть понята в смысле естественного безличностного тела или “общественного организма”» 1071 . Человеческие личности не только не стираются и не нивелируются в Церкви, но углубляют свою уникальность, «расцветают в соборности» 1072 , становятся «настоящими» 1073 . «Соединяясь с Богочеловеком, человек не утрачивает своей личности, ибо богочеловеческое равновесие обусловлено Самой Личностью Богочеловека Христа» 1074 . Церковь является «единым множеством тварных ипостасей» 1075 . Она есть то духовное пространство, в котором реализуется ипостасно-природный перихоресис Бога и человека, «Богочеловеческий перихоресис» – взаимопроникновение 1076 и динамика общения. Христос, благодаря воплощению, «Ипостасью Своей содержит в органическом единстве человеческую природу и имеет нас, людей, в вечной Ипостаси Своей» 1077 . Важно подчеркнуть, что характер содержания Ипостасью Христа людей-христиан природно-ипостасный. Личности не сливаются при этом, а общая человеческая природа служит средством их единения. Посредством таинств, особенно св. Евхаристии, Богочеловек одновременно становится содержанием и нашего «я». «Воплощение от Святой Девы представляется фактом, из которого проистекает и разрастается непрестанное воплощение Сына Божия в душах верных и святых» 1078 . Нетварная энергия «постепенно проникает содержание», т. е. природу, человеческой личности, и «становится ее природой – естественно и пренасыщенно 1079 » 1080 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010