С IX в. расположенный недалеко от морского побережья К. страдал от набегов викингов (850/1, 893). Нападения возобновились с 991 г. В 1011 г. после 20-дневной осады город сдался скандинавам. В плен попали архиеп. Эльфхеах (1006-1012), королевский рив (наместник города) и др. жители. По приказу предводителя викингов Торкеля Длинного большая часть города с кафедральным собором была сожжена. Архиепископ, отказавшийся просить о выкупе, был убит в плену (1012); впосл. он стал почитаться как святой (почитание подтверждено архиеп. Ланфранком в 1078). По указанию кор. Кнуда I Великого (правил в Англии в 1016-1035) кафедральный собор был восстановлен. Занявший при поддержке Кнуда Великого кафедру К. архиеп. Этельнот (1020-1038) возглавлял в 1023 г. церемонию перенесения в собор мощей архиеп. Эльфхеаха. Незадолго до этого он рукоположил Гербранда во епископа г. Роскилле (Дания), что привело к конфликту с архиепископом Гамбурга и Бремена, в юрисдикции которого находилась Скандинавия. Преемником Этельнота стал св. Эдсиг (1038-1050). 3 апр. 1043 г. он вместе с Эльфриком, архиеп. Йорка (1023-1051), короновал в Уинчестере св. Эдуарда Исповедника (1042-1066). После смерти архиеп. Эдсига члены кафедрального капитула избрали на архиепископскую кафедру К. клирика Этельрика, родственника могущественного магната Годвина, эрла Уэссекса. Король, с кон. 40-х гг. XI в. искавший повод для конфликта с Годвином, фактически узурпировавшим часть королевских прерогатив, воспротивился этому избранию и в марте 1051 г. назначил архиепископом К. одного из своих приближенных, нормандца Роберта из Жюмьежа (бывш. аббат монастыря Жюмьеж в Нормандии, с 1044 епископ Лондона). Несмотря на протест монахов соборного капитула, назначение было утверждено папой Римским Львом IX (1049-1054). Роберт из Жюмьежа отправился в Рим за паллием, а по возвращении в К. был посвящен во архиепископа (29 июня 1051). Сторонник клюнийской реформы , новый архиепископ отказался рукоположить во епископа Лондона кандидата, предложенного королем,- Спеархавока, настоятеля монастыря Абингдон и королевского ювелира, объяснив отказ папским запретом и подозрением в симонии .

http://pravenc.ru/text/1684195.html

В 1047 году основано было королевство Вендское Готтшалком, который ревностно старался распространять христианство среди своих подданных. Он основывал церкви и монастыри, и подобно нортумбрийскому Освальду сам часто выступал в качестве истолкователя и переводчика, так как духовенство проповедовало на языке, непонятном его народу 3426 . Ho в 1066 году Готтшалк был умерщвлен язычниками; в тоже время избито было много христиан, и среди них престарелый Иоанн, уроженец Ирландии и епископ мекленбургский, сделался жертвой особенных жестокостей, и христианство казалось совершенно искорененным в стране 3427 . 9 . История введения христианства в Венгрию была предметом споров, особенно по вопросу о том, кем оно введено было – греческой церковью или латинской 3428 . В действительности, первая проповедь Евангелия проникла сюда из Константинополя, где в 948 году было крещено два венгерских принца, Болосуд и Гиула. Болосуд вновь отпал в язычество, и после враждебных действий против обеих империй он был взят в плен и предан смерти Оттоном Великим в 955 году. НоГиула оставался верным принятой им религии, и многие из его подданных были обращены в христианство проповедью духовенства, посланного к нему из Константинополя во главе с епископом, по имени Иерофеем 3429 . Великая победа Оттона в 955 году 3430 открыла путь для трудов соседних немецких епископов среди венгерцев. Около двадцати лет спустя, Пиллигрин, епископ пассауский, донес папе Бенедикту VII, что народ Венгрии просил его оказать ему содействие ко введению среди него христианства, что он посылал уже духовенство и монахов, которые крестили около пяти тысяч человек из них, что в стране этой было много христианских пленников, которые сначала принуждены были скрывать свою религию и только тайком могли крестить своих детей, но что теперь препятствия к открытому исповеданию христианства им устранены, что не только венгры, но и славянские племена окрестных стран готовы были принять Евангелие, и он умолял, чтобы для этого дела были назначены епископы. Это изображение состояния вещей пожалуй было несколько усилено Пиллигрином из желания добиться для себя паллиума, с титулом архиепископа Лорхского, который давался некоторым из его предшественников, между тем как остальные, в качестве простых епископов пассауских, были подчинены архиепископской кафедре Зальцбурга. Папа, с целью наградить его за усердие, обратился к императору и великим германским прелатам с письмом, в котором он предоставлял Пиллигрину, как архиепископу Лорхскому, метрополичью юрисдикцию над Баварией, Нижней Паннонией, Мизией и прилегающими славянскими землями 3431 . Тем не менее для обращения венгров по-видимому было сделано мало; Вольфганг, посланный к ним в качестве миссионера, имел столь малый успех, что Пиллигрин, не желая тратить энергию столь ценного помощника на безплодные труды, вызвал его оттуда, чтобы сделать его епископом ратисбонским 3432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По итогам рассмотрения отрывков из четырех сочинений прп. Иоанна Дамаскина, которые возможно соотнести с богословской деятельностью патриарха Григория Кипрского, необходимо сделать ряд выводов. Во-первых, патриарх Григорий в целом продолжает следовать тому направлению православного богословия в сфере триадологии, которое было задано еще в первом тысячелетии и отразилось в учении прп. Иоанна Дамаскина и свт. Фотия Константинопольского. Во-вторых, нужно отметить, что важным действием патриарха Григория стало создание теории вечного воссияния Святого Духа через Сына, не противоречащей учению отцов Церкви первого тысячелетия. В-третьих, представляет серьезную проблему найти максимально точное соответствие учению о воссиянии Святого Духа через Сына среди положений пневматологии прп. Иоанна Дамаскина. На текущий момент таким положением, наиболее удобным для системы патриарха Григория, можно назвать только мысль прп. Иоанна об Отце как об « Изводителе Духа Воссиявателя чрез Слово » с. 1066-1078]. ИСТОЧНИКИ: ЛИТЕРАТУРА Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры.

http://bogoslov.ru/article/6169025

1074 Так охарактеризовал положение женщины в семействе Шульгин. О состоянии женщин в России до Петра Великого, Киев. 1851, VIII. 1075 Библиот. иностранных писателей о России, т. I, С-ПБ. 1836. Павел Иовий, 51. Герберштейн. Записки о Московии, в переводе Анонимова. 73–81. Костомаров. Очерк жизни и нравов великорусского народа в XVI в XVII в С-ПБ. 1860, 103–110. Буслаев. Исторические очерки русской народной словечсности и искусства, т. II, 584. 1076 Буслаев. Игторич. очерки русск. народ, словесности и искусства, т. II, ст.: идеальные женские характеры древней Руси, 238–269. Очерк истории русск. женщины в последовательном развитии ее литературных типов. Публич. лекции Чудинова, изд. 2, С-ПБ. 1873, 47. 1077 Существовали на этот, раз специальные рассуждения, направленные к унижению женщины как жены пред мужем в роде напр. слова св. Косьмы, еп. Халкидонского, «о том како не подобает жены своея звати госпожею» (Рукоп. Имп. Пуб. библ. F. I. 228, 422–423. Рукоп. Соф. библ. 1285, л. 91–93). Слово св. Козьмы находится в известном Паисиевском сборнике рукоп. Кириллов. биб. 4/1081. л. 12. Слово Козьмы Халкидонского вошло даже в Кормчия Рукоп. Соф. библ. 1173 л. 427. Рукоп. Рум. муз. 231. Кормчая XV в., л. 390. Востоков. Описание Рум. музея, 288. Слово Козьмы Халкидонского напечатано у Дубакина. Влияние христианства на семейный быт русск. общ. 90. 1078 «Женам украшение паче злата ум добр, в домех пред мужем покорение и послушание», говорит автор слова о злых женах. Рукоп. Соф. библ. 1490, 532–534. «Научитеся жены молчати да спасете свою душу... повинися (мужу) в молчании», читаем- мы в поучении к женам, «да будут молчаливы». Рукоп. Соф. библ. 1322, л. 20. Много трактовали о послушании жен своим мужьям пастырские поучения, говорившиеся непосредственно после венчания. Вот напр. какое наставление давалось в XVI веке жене в церкви непосредственно после венчания: «ты же дщи мужа имей во всем честна и бойся его, и во всем честь воздавай ему, а с ним всегда спрашивайся о всяком деле понеже глава есть тебе». «Услышите жены заповеди Господни и научитеся в молчании повиноватися своим мужем»; «достоит повиноватися жене мужу своему и непрекосновенно послушливой быти». Слово о том како лепо жити христианам с женами в рук. Соф. библ. 1063. л. 62–64. Требник. Рук. Соф. библ. 1061, л. 158, 1066 л. 279–280; 1085 л. 116. Домострой. М. 1849. 57–58. В отношении непослушных жен существовали страшные угрозы: им угрожали анафемой. Рук. Соф. библ. 1466 л. 170. Прилож. XXV, VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Сквайр (сокращенно от «эсквайр») — английский титул, первоначально обозначавший оруженосца, а потом всякого землевладельца, не имеющего дворянского звания. …французские наемники вероломного короля Иоанна. Король Джон или Иоанн Безземельный назван вероломным потому, что отказался выполнить условия Великой Хартии Вольностей. Подобно другим английским королям, в борьбе с феодальными баронами он прибегал к помощи французских наемных солдат. Окажись на месте Джона Ричард. Старший брат Джона (Иоанна Безземельного), Ричард I Львиное Сердце, английский король (1189—1199), проводил крутые меры против непокорных баронов, отказывавшихся подчиняться королю. Отправившись в крестовый поход, Ричард оставил Джона своим наместником, чем и воспользовались феодалы, поднявшие очередное восстание против королевской власти. …берег Раннимеда. В других источниках указывается, что Великая Хартия Вольностей была подписана не на острове (см. примеч. к стр. 119), а на берегу Темзы, возле городка Стейнз. Анна Болейн — вторая из шести жен Генриха VIII, мать королевы Елизаветы. В 1636 году была обвинена в супружеской измене и по приказанию короля обезглавлена. Ирландский вопрос. В течение нескольких столетий ирландский народ вел борьбу за свое освобождение от английского владычества. На протяжении bcero XIX века ирландские патриоты неоднократно поднимали восстания. Поэтому так называемый «ирландский вопрос» был злободневным политическим вопросом, который привлекал внимание общественного мнения всего мира. В частности, в восьмидесятых годах ХХ века в английском парламенте дебатировался вопрос о предоставлении Ирландии самоуправления в рамках Британской империи. Виндзор — город в тридцати километрах к западу от Лондона, на берегу Темзы. Славится старинным замком с богатейшим собранием произведений искусства. Виндзорский замок — летняя резиденция английских королей. Эдуард Исповедник — последний английский король из англо-саксонской династии. Находился у власти в 1042—1066 годах, в период ожесточенной борьбы англо-саксов с датчанами. Интересы англо-саксонской знати при Эдуарде Исповеднике представлял всесильный вельможа, граф Годвин Уэссекский, а сам король, много лет проведший в Нормандии, предоставлял всевозможные привилегии нормандскому духовенству, за что и был назван Исповедником. Упомянутый Джеромом эпизод из жизни Годвина связан с историей его длительной борьбы за власть с англо-саксонским королевским домом. Еще до воцарения Эдуарда Исповедника граф Годвин был повинен в убийстве принца Альфреда, брата будущего короля. Как только Эдуарда возвели на престол, он привлек Годвина к суду, но тот сумел оправдаться, подарив королю вызолоченный корабль с полным снаряжением и хорошо обученными матросами. После этого могущество Годвина еще больше возросло, и он выдал замуж свою дочь Эдит за Эдуарда Исповедника.

http://azbyka.ru/fiction/troe-v-lodke-ne...

В столь же большой нужде живут и деревенские пастухи 1061 , те наёмные ποιμνες μισϑωτο или γελριοι βον, о которых говорит Земледельческий Закон 1062 и жития Евфимия В. 1063 , Модеста Иерусалимского 1064 , Луки Столпника 1065 и Павла Латрского 1066 . Два последних источника сохранили интересные указания, что такими сельскими пастухами в М. Азии, которым поручались деревенские стада свиней, нередко бывали мальчики-сироты, и что нанимались пастухи за определённую денежную плату, к которой добавлялись харчи, получаемые с крестьян. Роль сельской общины, как самоуправляющего целого, особенно выступает в разного рода общеполезных работах, сообща предпринимаемых крестьянами. Так, в житии пр. Николая Сионита читаем, как по просьбе преподобного вся деревня, в числе 75 человек, выворачивает из земли огромный камень 1067 . В житии пр. Феодора Сикеота, столь ценном вообще для понимания сельской жизни, в самом центре М. Азии есть рассказы, как жители одной деревни около Гратианополя в Галатии, сообща нанимают мастеров для постройки каменного моста через поток 1068 , как крестьяне сообща устраивают водоём из древнегреческого саркофага 1069 , как, наконец, «деревенская община» (τ κοινν το χωρου) сообща убивает быка, и делит его мясо между своими сочленами, черта, воспроизводящая старинный сельский коммунизм ещё, м. б., эпохи Гомера 1070 . Теснота сельской жизни, постоянная общность интересов и работ связывали жителей деревень в одно солидарное целое. Жатва или сбор винограда сопровождались обще-деревенскими праздниками. Радостные случаи в жизни отдельных поселян разделялись всей общиной, и в житии пр. Саввы мы читаем, например, как два брата-крестьянина, в память своего чудесного исцеления, во время виноградной страды ежегодно устраивают πνδημον ορτν – общенародное торжество 1071 . Все стояли друг за друга. Нападали ли разбойники, весь посёлок бросался преследовать их 1072 , поднимали ли ночью лай собаки, столь многочисленный во всех византийских деревнях 1073 , и всё село выходило с ножами отбиваться от хищных зверей, подбиравшихся к скоту 1074 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11. Ибн-Мискавейхи (+1030) 11.1 Восстание в Палестине 11.2 Меры ал-Мутеваккиля против зиммиев. 12. Яхя Антиохийский (+1066) 12.1 Смуты между христианами в Египте 12.2 Разрушение церкви в Аскалане 12.3 Ибн-Раик 12.4 Патриарх александрийский посвящается в Иерусалиме 12.5 Антиохийские патриархи 12.6 Ал-Ихшид 12.7 Патриархи 12.8 Разгром церквей в Египте 12.9 Патриархи 12.10 Смуты в Антиохии. Убиение патриарха Иерусалимского. Разрушение церкви Воскресения. 12.11 Убиение патриарха антиохийского 12.12 Карматы 12.13 Патриархи 12.14 Завоевание Сирии войсками фатимидов 12.15 Карматы 12.16 Антиохийские дела 12.17 Алф-текин 12.18 Абу-Таглиб 12.19 Патриарх Иерусалимский 12.20 Восстание Муфарриджа 12.21 Патриархи 12.22 Ограбление церквей в Египте 12.23 Возмущение Банджу-текина; битва при Аскалане 12.24 Перемирие между царем Василием и ал-Хакимом 12.25 Разрушение церквей в Египте в 393-м году 12.26 Меры ал-Хакима против зиммиев в 395-м году 12.27 Притеснения христиан в 398-м году 12.28 Разрушение храма иерусалимского 12.29 Разрушение Дейр-ал-Кусайра 12.30 Иса-ибн-Нестурас 12.31 Зиммии в 401-м году 12.32 Ярух. Ибн-ал-Джаррах. Храм Воскресения 12.33 Смерть Исы-ибн-Нестураса. Меры против зиммиев в 403-м году. 12.34 Разрешение христианам выселяться 12.35 Ибн-ал-Джаррах 12.36 Зиммии в 408-м году. 12.37 Синайский монастырь 12.38 Патриархи 12.39 Грамота настоятелю Синайского монастыря 12.40 Грамота аз-Захира о веротерпимости 12.41 Хасан-иби-ал-Джаррах и палестинские дела 13. Ат-Туртуший (+1126 или 1131) 13.1 Омар I в Сирии 13.2 Договор Омара с христианами 13.3 Меры ал-Мутеваккиля 13.4 Отношения Омара I и Омара II к зиммиям. 13.5 О положении зиммиев. 13.6 О поголовной подати. 13.7 О церквах. 14. Ибн-ал-Асир (+1233) 14.1 Битва при Му’те. 14.2 Поход в Тебук. 14.3 Поход в Усамы 14.4 Завоевание Сирии 14.5 Рассказ о битве при Ярмуке 14.6 Рассказ о битве при Аджнадейне 14.7 Смещение Халида-ибн-ал-Валида 14.8 Рассказ о взятии Дамаска 14.9 Рассказ о походе на Фихль 14.10 Рассказ о взятие Бейсана и Табарии

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

1041 До этого времени префектом Константинополя был Студий, человек вполне толерантный по отношению к св. Иоанну Златоусту . Необходимость ужесточения репрессий по отношению к «иоаннитам» была причиной отставки Студия и назначения Оптатия. (См. прим. 68 к «Диалогу» Палладия.) 1044 Созомен рассказывает, что после пыток Евтропий был отнесен в темницу, где и скончался. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 595.) 1050 Гонитель сторонников св. Иоанна Златоуста уподобляется царю Соломону в старости, когда тот изменил истинному Богу, соблазненный женами-язычницами. Этим женщинам автор уподобляет тех, которые отреклись от Златоуста из-за страха перед наказанием. 1051 Имеется в виду диаконисса Олимпиада, которая также была обвинена в поджоге храма. (См. прим. 69 к «Диалогу» Палладия.) 1053 Автор сравнивает диакониссу Олимпиаду с диакониссой Фивой, упоминаемой апостолом Павлом: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской: примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас; ибо и она была помощницею многим и мне самому». (См.: Рим. 16:1–2 .) 1056 Псевдо-Мартирий указывает на то, что Олимпиада на свои средства занималась делами благотворительности. 1061 Сократ, отражавший позицию партии, враждебной св. Иоанну Златоусту , писал об Аттике: «В епископское достоинство возведен благочестивый муж по имени Аттик. Родом он был из Севастии, с юных лет вел жизнь подвижническую, и хотя имел образование посредственное, но обладал здравым природным рассудком». (См.: Сократ. Указ. соч. С. 263.) Палладий называет его «изобретателем всяких козней против Иоанна». (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 103.) 1062 Пример того, как автор избегает называть Аттика по имени. Черта, характерная для христианского энкомия. (См.: Delehaye Н. Les passions de martyres et les genres littéraires. P. 150–152.) 1066 Об этом факте сообщает Палладий в «Диалоге»: «Увидев город Антиохию, передвигающийся по направлению к Армении, а оттуда обратно, в Антиохию – философию Иоанна, пронизанную действием благодати и воспеваемую на все лады, они пожелали прекратить и саму жизнь его...» (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С. 104.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В сем году киевский отдел имел в своем распоряжении 2952 рубля. В этой сумме числятся 1066 р., собранные священниками от православных христиан, членские взносы в количестве 585 р., выручка за благотворительный спектакль 165 р., мои 100 рублей и пр. Вещевых пожертвований было мало. Бывший в Полтаве епископ Александр дал две иконы Спасителя и Богоматери в серебряно-позлащенных ризах, а священник Вышинский – две иерейские ризы и шесть покровцев на священные сосуды. Все это было переслано за границу России для раздачи бедным церквам или монастырям, по усмотрению наших там корреспондентов. А деньги израсходованы на добрые дела; например, на поддержку литературных предприятий 500 руб., на содержание обучающихся в г. Холме малолетних галичан 350 руб., на содержание стипендиатки нашего отдела, болгарки Султаны Кушович 130 руб., стипендиатам из болгар и галичан, слушавшим уроки в учебных заведениях Киева, 900 руб. Между действительными членами нашего отдела признаны почетными членами: 1. княгиня Надежда Андреевна Дундукова-Корсакова, 2. Александр Васильевич Толстой, 3. Василий Алексеевич Бильбасов, за особые труды и пожертвования в начале устройства отдела, и 4–8. протоиерей Зимницкий и священники киевской епархии Василий Яновский, Иоанн Славинский, Петр Бобровский и 3ахарий Оппоков за значительный сбор денег в пользу славян. В общем собрании членов отдела 21 декабря 1872 года я отклонил от себя единодушное приглашение их к новому председательству, поставив им на вид запрещение митрополита Арсения собирать деньги для славян через посредство священников, но выразив это иносказательно, вот так: «Я теперь подобен человеку, который шел помогать бедным братьям о Господе, шел по гористой тропинке, у которой направо отвесные, высокие утесы, а налево пропасти. Шел он бодрено, но впереди увидел громадный камень, заваливший тропинку. Напрасна была попытка его сдвинуть этот камень в пропасть. А перелезть через него и обойти его не было никакой возможности. Камень же этот ринут был на тропинку белоголовым силачем, который и выше и могущественнее сего человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Впрочем, летопись не сохранила нам обстоятельных свидетельств о первых металлических произведениях, присланных Владимиром I из Корсуня, и о первых художниках, украшавших ими церкви в Новгороде. Одно только предание, называя некоторые церковные вещи корсунскими, почитает их вместе присланными св. Владимиром из Корсуня 277 . Во всяком случае, несомненным остаётся то, что первая металлическая церковная производительность в Новгороде образовалась и развилась под руководством греческих произведений и греческих мастеров, выписываемых из Царьграда. Этому способствовали с одной стороны князья и архиепископы новгородские, жившие в постоянном общении с Константинополем, а с другой – новгородские паломники или путешественники по святой земле 278 . Первое историческое известие в Новгороде о бывших металлических изделиях осталось от XI века, когда в 1066 году похищены были из Софийского собора колокола и паникадила литовским князем Всеславом Брячиславичем 279 . Но более определённое первое известие о греческом металлическом и финифтевом производстве для Новгорода осталось от времени Мстислава Владимировича, княжившего в нём до 1125 года. Это византийской работы оклад на евангелии, устроенный для князя в Царьграде 280 . Второе известие о греко-римском металлическом и финифтевом производстве в Новгороде относится к тому же почти времени. Это сосуды, иконы и другие церковные вещи пр. Антония Римлянина, чудесно приплывшего к Новгороду в 1106 году 281 . Третье известие о металлическом производстве в Новгороде касается первой также половины XII века. Это блюдо серебряное, данное князем св. Всеволодом Мстиславичем новгородскому Юрьеву монастырю (1125–1130) 282 , и сребропозлащенная печать, привешенная к данной по этому случаю грамоте с изображением на одной стороне Спасителя, сидящего на престоле, а на другой Архангела Михаила, поражающего змия 283 . Четвёртое известие о греческом металлическом производстве принадлежит началу XIII века Это воздвизальный крест архиепископа Антония, управлявшего новгородской епархией с 1212 до 1229 года 284 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010