т. I, стр. 320–321. 1061 Великое Оглашение, ч. II, 25, М. К. В. δετερον, σ. 173. Творения, русск. пер. т. I, стр. 723. 1066 Migne P. Gr. t. VI. col. 429 (гл. 67). Ср. Преображенский, Сочинения святого Иустина Философа и мученика (Изд. 2-е, М. 1892) стр. 98–99. О выражении μχρις γχωρε и вообще о смысле данного места апологии Иустина см. Ф. Смирнова (Епископа Христофора), Богослужение христиан­ское со времени апостолов до четвертого века. Труды Киевск. Дух. Акад. 1875, II, 370–372 и прим. 1067 См. Ф. Смирнов, Богослужение апостольского времени. Труды Киевск. Дух. Акад. 1873, II, стр. 95–96. 1069 Ср. проф. Певницкий, Проповедь в первенствующей церкви христиан­ской. Труды Киевской Дух. Академии. 1875, II. стр. 665 и следующ. 1070 Apologeticus adversus gentes, c. 39. Migne P. L. t. I, col. 532. Ср. Тер­туллиан, Творения в русск. пер. (Киев 1910), т. 1, стр. 172. 1071 Относящиеся сюда исторические свидетельства см. у Bingami, Origines, XIV (Halae 1789), p. 88–90 и прим. Русское изложение их см. у Скабаллановича. Толк. Тип. I, стр. 188–190. 1072 Сведения о чтении неканонических ветхозаветных книг см. Bingami, Origines. XIV, p. 91–97 и Скабаллановича, Толк. Типик, I, 188–189. 1073 См. 24 (33) правило Карфагенского собора 397 г. и 36-е Иппонского 393 г. Правила св. поместных соборов с толкованиями. Изд. Общ. Люб. Дух. Просв. (М. 1881), стр. 455. 1074 Efraem Edessenae ecclesiae diaconus, multa Syro sermone composuir et ad tautam venit claritudinem, ut post lectionem Scripturarum publice in quibusdam ecclesiis ejus scripta recitentur. Hieronymus, Liber de viris inlustribus Gennadius, Liber de viris inlustribus, hggb. v. Richardson (Leipzig 1896). SS. 31. cap. 113. Der sogenannte Sophronius hggb. v. Gebhardt (Leipzig 1896) § 7. cap. 123. 1075 Apud quasdam Graeciae ecclesias etiam publice legitur... Liber de viris inlustribus, c. X Hieronymus, v. Richardson, S.S. 14. Sophronius, v. Gebhardt. S.S. 14 cp. 20. 1077 Исторические свидетельства об этом см. Bingami, Origines XIV p. 57–72; Luft, Liturgik В.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Когда то св. Мефодий Олимпийский настойчиво учил о том, что в воскресении мертвых человек будет прославлен именно как человек, что он не изменится в ангела, но останется в своем человеческом, правда прославленном достоинстве 1057 . Также о прославлении тела человеческого учит и св. Макарий Египетский . Не только души, но и тела будут просвещены, и мы будем чадами света 1058 . Обожение и есть прославление освященного тела и души 1059 . Св. Дух оживотворяет и душу и тело со всеми его членами 1060 . Поэтому у человека должно быть стремление удостоиться этого усыновления 1061 . После общения с Духом Божиим «ты совершенный человек в Боге, и наследник и сын» 1062 На этом основании св. подвижник и наставляет: «Я хочу просветить твое разумение, что муж совершенный должен не только быть в Боге, но и Бог в нем, как и сказал Господь: пребываяй во Мн и Аз в нем» (Иоанн. XV,5). Ибо человеку Божию нужно и обитать в скинии божественной и вселиться в св. горе чистого Божества, чтобы не только проникать в славу Его, но и быть ею проникнутым 1063 . Цель вочеловечения Слова, суммируя все мысли св. Макария об обожении, состоит в том, чтобы «изменить и воссоздать наши души и соделать их, как написано, «общниками Божьего естества, и дать душе нашей небесную душу т. е. Дух Божества, путеводителя во всякой добродетели, чтобы мы могли жить вечною жизнью 1064 . «Боговселение» или жизнь в Боге, является целью наших подвигов и для другого великого учителя древнего египетского монашества, для св. Антония Великого 1065 . Вообще же следует заметить, что догматически высказанные св. Афанасием мысли об обожении человека, как последствия вочеловечения Бога, нашли себе очень ясное подтверждение в аскетической практике. Теологическая доктрина «Отца Православия», нашла свое жизненное применеие у его современника, великого отце пустынножительства, преп. Макария. Да и кроме св. Макария можно указать и на др. отцов-аскетов, говорящих языком св. Афанасия. Так например, св. Марк Подвижник учит: «Бог восприял и стал тем, что мы есмы, чтобы нам сделаться тем, что Он есть. Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом» 1066 . Также и блаж. Диадох, епископ Фотики древнего Эпира в своем. «Слове на Вознесение» поучает: «Что приличествует воплотившемуся Богу по телу, то и имеющим соделаться богами по богатству благодати Его, т. к. Бог благоволил соделать людей богами» 1067 . Преп. Исаак Сирин

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

И возглашает: «Ты бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш» (Допол. Требн., изд. в Киеве, 1863 г., л. 74 и след.). 77 В Соловецком монастыре в каменное клепало ударяли во время игуменства Зосимы (Описан. Соловецк. монаст. 1836 г., ч. I, стр. 302, и Записки Импер. Археол. Общества, т. I, стр. 12, примеч. 1). 78 В било ударяет шесть крат (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста и послед. Пасхи, литургия). 82 Впрочем, и по введении колоколов (о которых упоминается в Ипатиевской летописи под 1146 годом и в первой Новгородской под 1066 годом) не везде оставлено ударять при Богослужении в била; в иных местах оно бывает и поныне. В рукописном уставе 1645 года Московской Троицкой лавры сказано: в среду сырной Недели: «колотят к часам в доску, а не звонят», а в понедельник 1-й Недели поста «биют к часам в доску по обычаю, и в простой колокол ударяют» (Церковно-Истор. месяц. Св. Троицкой Сергиев, лавры, изд. 2, М., 1854 г.; стр. 73, 74). В Гефсиманском скиту Московской Сергиевской лавры, за полчаса до каждой службы, и в некоторые другие времена ударяют в ручное деревянное било (Труды 1-го Археолог, съезда в Москве, 1869 г. М., стр. 303, сн. Гефсиманский скит, иеромонаха Авеля, М., 1867 г., стр. 34). В Рыхловской пустыни Черниговской епархии ежедневно к вечерне, утрени и литургии, после обычного благовеста, в приличный дню колокол, параекклисиарх ударяет в деревянное било. И на всенощном бдении на воскресные и праздничные дни, на 9-й песни канона пономарь бьет в железное било вне церкви, по обычаю восточных церквей, в честь Пресвятой Богородицы (Краткое историческое описание Рыхловской пустыни, архим. Мельхиседека, М., 1844 г., стр. 53, 54). В Общежительной Брянской Бело-Бережской пустыни Орловской губернии на утрени по 9-й песни канона ударяют в било, а в большие праздники – в большой колокол (Историч. Обозрение Брянской Бело-Бережской пустыни, Анатолия Сполохова, Орел, 1863 г., стр. 65). 83 ) Mathiae Martini Lexicon Philolngicum, 1701, т. I, Сатрапа (О колоколах и колокольном искусстве статьи в Москов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

16 ноября 1859 г. Высочайше утвержден был доклад Св. Синода об открытии таврической епархии, с назначением архиерейской кафедры в Симферополе и с присвоением епархии 2 класса после херсонской, и тогда же последовало Высочайшее повеление отпускать ежегодно в новооткрытую епархию по 14800 руб., в том числе на содержание архиерея 4000 руб., и на свиту и служителей при нем 1475 руб., на кафедральный собор 2955 руб., на хор певчих, церковные потребы, ремонт архиерейского дома и собора и на ризницу 1570 руб., на консисторию 4800 руб. 481 1 января 1860 г. Высочайше утвержден был доклад Св. Синода о бытии вятскому епископу Елпидифору архиепископом таврическим и симферопольским. Преосв. Елпидифор, присутствовавший в то время в Св. Синоде, устроил все существенно необходимое для новооткрытой епархии, но ему не суждено было переместиться в нее. Св. Синод предписал ему указом, между прочим, оставаться в Петербурге до окончания назначенного ему срока (24 апреля) присутствие в Синоде, а между тем войти в сношение с начальником таврической губернии о найме в Симферополе дома князя Воронцова, так как дом этот, по отзыву преосвященного херсонского Димитрия, удобен для помещения архиерея со штатом и консисторией, до устройства нового дома. Начальник губернии, генерал-лейтенант Григорий Васильевич Жуковский уведомил (3 марта 1860 г.) преосв. Елпидифора, что князь Воронцов не согласен отдать свой дом в наем. Тогда преосв. Елпидифор поручил эконому архиерейского дома, архимандриту Николаю и кафедральному протоиерею Михаилу Родионову озаботиться приисканием приличного помещения. Помещение для архиерея и для крестовой церкви приискано было в доме графа Перовского, а помещение для консистории и свиты архиерейской – в двух смежных домах, с платою по 2000 руб. в год. Св. Синод отпустил 2000 руб. на наем помещений и единовременно 10000 р. на устройство ризницы и обзаведение по архиерейскому дому. Из отпущенных 10000 р. израсходовано было 8933 р. 70 к., а остальные 1066 р. 30 к. возвращены были к своему источнику.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Е. ( Jolivet-Le vy. 1991. P. 308); в эти 2 сюжета вмещается тема покаяния и праведной кончины, впервые заявленная в росписи ц. Санта-Мария-Антиква расположением образа М. Е. у погребальной ниши. В иллюминированных Псалтирях сцены 1-й встречи прп. Зосимы и М. Е., а также причащения отшельницы служат визуальными акцентами текста Пс 118. В Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 175 об., 1397 г.) маргинальные миниатюры расположены на листе со стихами 126-131, одна над другой, по хронологии событий: вверху - встреча святых, их фигуры разделены горкой, старец подает нагой М. Е. снятую с себя мантию; внизу - причащение, причем эта миниатюра графически связана со стихом 131 (Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах) (изд.: Киевская Псалтирь 1397 г. из ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде [ОЛДП F 6]. М., 1978. С. 294). То же расположение маргинальных миниатюр относительно стихов Пс 118 показано и в Псалтири из галереи Уолтерс в Балтиморе (Baltim. W 733. Fol. 99 r, нач. XIV в.); о копийном характере миниатюр этой рукописи свидетельствует, в частности, путаница в одеждах прп. Зосимы, изображенного, напр., в сцене причащения сообразно сану иерея в фелони, но с подобием омофора на плечах (элемент облачения архиерея) и с голой (без поруча) рукой (тот же выбор сцен в Ала-килисе в долине Ыхлара, сер. XI в.; см.: Jolivet-Le vy. 1991. P. 329; Татарченко. 2012. С. 32). В Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 68 r, 1066 г.) представлена одна сцена - встреча прп. Зосимы и М. Е., выбранная в качестве примера подвига отшельничества к тексту Пс 54. 7 (Се удалихся бегая и водворихся в пустыни). К разряду житийных можно отнести изображение М. Е. в молении Божией Матери, встречающееся на одной из ранних миниатюр - в Сборнике XII в. с Житием М. Е. (Paris. Suppl. gr. 1276. Fol. 104v; текст предваряет миниатюра с причащением М. Е.- Fol. 95),- на поле листа с текстом в 3/4-ном развороте вправо от образа Божией Матери типа «Воплощение» представлена М.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

183. Рецензия на книгу проф. И. П. Филевчча «Из истории Карпатской Руси. Очерки галицко-русской жизни с 1772 г. (1842 – 1866)». Варшава, 1907, 162 стр.; Его же. «Галицкая Русь прежде и ныне. Исторический очерк и взгляды на современное состояние очевидца». СПб., 1907, 104 стр. Там же, 4, с. 198. 184. Церковная жизнь у славян. (Мероприятия Вселенской патриархии против болгарского Экзарха. Памятник независимости Болгарской Церкви. Попытки болгарского правительства подчинить себе Болгарскую Церковь . Участие духовенства к земледельческим обществам в Болгарии и Сербии. Окружное послание архиепископа Платона по поводу папской буллы, присланной живущим в Америке униатам.) Там же, 5, с. 236 – 241. 185. Католический план завоевания России. Там же, 6, с. 295 – 299; 6 с. 395 – 399. 186. Новооткрытые изречения Спасителя. Там же, 9. с. 441 – 443. 187. Модернизм и православие. Там же, 10, с. 493 – 497; 11, с. 545 – 549. 188. Церковная жизнь у славян. (Выходки болгарской католической печати против Русской Церкви. Закрытие Самоковской епархии. Новый закон основного и среднего образования в Болгарии.) Там же, 17, с. 830 – 832. 189. Церковная жизнь на Западе. (Общенародное пение в Католической Церкви Новейшая статистика инославных миссий. Католик о Л. Н. Толстом.) Там же, 18 – 19, с. 872 – 874. 190. Рецензия на книгу Ф. Белявского «О реформе духовной школы. Ч. П. Об основе и организации средней духовной школы в связи с вопросом о желательном общем типе средней школы в России». СПб., 1907, 287 стр. Там же, 18 – 19, с. 874 – 875. 191. Вопрос о второбрачии духовенства в славянских странах. Там же, 21, с. 975 – 980. 192. Новый устав католических семинарий в Италии. Там же, 23, с. 1066 – 1069; 24, с. 1107 – 1111. 193. Церковная жизнь у славян. (Новый митрополит в Боснии. Пенсия псаломщикам в Буковине. Неудавшийся переход в православие. Послание галицких греко-католических епископов. Религиозное состояние Болгарии. Новые периодические издания. Недостаток образованною духовенства. Богословский факультет. Прибавка жалованья духовенству.) Там же, 25, с. 1195 – 1199.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Хрисанф, инок. Рецензия на сочинение схимонаха Илариона, называемое»На горах Кавказа». Цит. по: Святое Православие и именобожническая ересь. Ч. 1 (догматическая). Харьков, 1916. С. 1–12. Впервые опубликовано в журнале»Русский 4, 1912. С. 71–75; 5, 1912. С. 57__59. 1060 Там же. Цит. по: Православие и именобожническая ересь. Ч. 1. С. 16. 1061 Выходцев Ε. 1 часть истории афонской смуты. СПб., 1917. С. 17. 1062 Там же. С. 28. Ср.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 126. 1063 Текст письма см. в: Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 7. См. также: Забытые страницы русского имяславия. С. 18–21 (документ НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 12). 1064 Мф. 1:21. 1065 Иларион, схимонах. Ответ на рецензию на книгу»На горах Кавказа». Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. СПб., 1998. С. 885–887. 1066 Там же. С. 887–888. 1067 Там же. С. 889. 1068 Григорий Панама. Против Акиндина 5, 17, 16–17 (Γρηγορου του Παλαμ Συγγρμματα, κδ. απ Π. Χρστου. Τμος Γ». Σελ. 337). 1069 Отметим в то же время, что лингвистика первой половины XX века во многом на стороне Илариона (ср., например, гипотезу лингвистического детерминизма Э. Сепира–Б. Л. Уорфа, согласно которой мышление определяется категориями языка и названия предметов определяют наше отношение к ним). 1070 Иларион, схимонах. Ответ на рецензию на книгу»На горах Кавказа». С. 892. 1071 Там же. С. 891. 1072 Мансуров Петр Борисович (1860–1932) — дипломат и церковный деятель, знаток христианского Востока, член»Кружка ищущих духовного просвещения»(об этом кружке речь пойдет в Главе VII), участник Поместного Собора 1917–1918 годов. См.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 94–95. 1073 Выходцев Ε. Ι часть истории афонской смуты. С. 10–11. 1074 См.: Троицкий С. В. Афонская смута. — Начала 1–4, 1995. С. 142. Полный текст»Соборного рассуждения о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне»см. в: Забытые страницы русского имяславия. С. 23–33 (НИОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Д. 15). 1075

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Подложной должно считать ту, которая напечатана на первом месте и в которой содержится обозначение границ земли, купленной Антонием у Смехна и у Прохна у Ивановых детей у посадничих: из грамоты Антониеву монастырю царя Ивана Васильевича от 1573 г., ibid. стр. 144, явствует, что наша Антониева грамота явилась только после этой грамоты, быв извлечена отчасти из неё (границы земли), отчасти из подлинной грамоты Антониевой (цена земли, с превращением гривен в рубли). В грамоте Антониевой, которую мы считаем подлинной, говорится о покупке им села Волховского, из-за которого в позднейшее время происходили между монастырём и городом тяжбы. Но думать, чтобы монастырь завладел селом у города после Антония насильно, было бы весьма невероятно, ибо очень трудно монастырю завладеть землёй у города и особенно очень трудно было завладеть ею у такого города, как Новгород. Другое дело – границы земли, где можно возводить на противную сторону ложные обвинения в захвате и выдумывать мнимую «старину». 1064 Неправильно напечатанное в Истории Иерархии место грамоты о покупке села должно быть читаемо: «на селе есмь дал гривен сто на Волховском (далее холопы, купленные с селом) Тудор с женою»... 1065 В 1573г. монастырь жаловался Ивану Васильевичу, «что де была чудотворцова купля пашенная земля и луг под монастырём, и ту де землю отняли Новгородцы насильством и припустили к пасьбе)»,– История Иерархии ibid. стр. 145. 1066 Монастырь Хутынский находится на Волхове, в 10 вёрстах от города вниз по течению, на правом (Торговой стороны города) берегу. Летопись употребляет выражение «внизу» не в том смысле, что он стоит в низине, а в том смысле, что вниз от города. Монастырь стоит не в низине, а на возвышенности над рекой и от того он не в Хутыне, а на Хутыне. О производстве слова Хутынь от худый и об обитания будто бы на месте до преподобного Варлаама нечистой силы см. у архимандрита Макария в Археологическом Описании церковных древностей в Новгороде I, 431 примечание. Не помним, где-то мы встретили, что Хотынь по-фински значит возвышенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Толкование святого Ансельма получило всеобщее признание в христианском мире. К мнению авторитетного богослова стали прислушиваться во всей Европе. В своих трудах святой Ансельм пытался дать ответ на самые важные философские вопросы. Он рассуждал: «Что лежит в основе познания мира? Вера или разум? Очевидно, вера. Ибо, подобно тому как весь мир возник из ничего, из одной только Божественной идеи, так и постижение этого мира начинается с идеи. С веры в Бога. Вера – необходимое условие для познания». Это учение святого Ансельма, которое выражается девизом: «Верую, чтобы понимать», – привлекло многих сторонников. Впоследствии среди них были такие великие ученые, как Декарт, Лейбниц, Гегель. В те времена, в XI веке, на Европу обрушились тяжкие испытания. Войны, эпидемии, неурожаи… «Да есть ли на свете Бог?» – вопрошали друг друга несчастные и обездоленные. Люди жаждали ответа на этот самый важный вопрос. И главной заслугой святого Ансельма до сих пор считается сформулированное им доказательство бытия Божия. В богословии это доказательство именуется онтологическим, оно основано на реалиях человеческой жизни. «Наш разум не способен вообразить то, чего не может быть. Следовательно, раз понятие о Боге заложено в нашем сознании с самого рождения, то это само собой доказывает существование Бога, Творца всего сущего». Земной путь святого Ансельма трудно назвать счастливым, хотя, казалось бы, в своей карьере он достиг высот церковной иерархии. В 1066 году, после знаменитой битвы при Гастингсе, герцог Нормандии Вильгельм Завоеватель покорил Англию. Предстоятелем Католической Церкви в Англии, архиепископом Кентерберийским, стал сподвижник Вильгельма, уже упоминавшийся Ланфранк. Святой Ансельм не раз бывал в Англии вместе со своим учителем, и местные христиане полюбили этого благочестивого пастыря. После того как умер Ланфранк, английские священнослужители желали провозгласить святого Ансельма архиепископом Кентерберийским. Однако новый король Англии Вильгельм Второй, прозванный Рыжим, не любил Ансельма. Ведь святой критиковал порочную жизнь, царившую при дворе, обличал пороки самого короля. Четыре года пост архиепископа был не занят. Но вот Вильгельм Рыжий тяжело заболел и, ожидая смерти, убоялся кары небесной за свои грехи. Он наконец-то дал согласие на избрание святого Ансельма архиепископом Кентерберийским. И – о чудо! – вскоре после этого король выздоровел. Но вместо благодарности Господу за свое исцеление Вильгельм Рыжий вновь погрузился в порочную жизнь. И еще сильнее возненавидел святого Ансельма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Храм построен каким-то жителем Пскова. Плиту для храма он привозил из Пскова по Чудскому озеру. В архиве хранится план на церковную землю и межевые книги, составленные в 1784 г. при священнике Лавре Степанове; на них большая печать императрицы Екатерины II. Метрические книги существуют с 1789 г. До 1808 г. причт составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. С 1808 по 1815 гг. диакона не было. До штатов причт содержался платою за требы и ругою; руга, по 2 четверика с женатого, собиралась осенью. По штатам причт отнесен к 3 разряду. С уничтожением руги в 1853 г. содержание причта сделалось крайне недостаточным, так как доход от земли не мог равняться руге. Из 45 десятин церковной земли, 25 десятин по берегу Чудского озера представляют неудобную для обработки песчаную местность. Из остальных 20 десятин часть занята церковью, кладбищем и усадьбами; остальное - пашнею, сенокосами и огородами. Жалования причт получает 343 руб. Дохода за требы около 600 руб. В принадлежащем церкви деревянном доме живет просвирня. Причт помещается в своих домах. Церковного капитала 400 руб. Из деревень ближайшие к погосту: Доможирка, Мяковщина, Богдановщина и Лядины; более отдаленные (от 7 до 9 верст): Мошкино, Мольяковщина, Сикково, Вяжищи, Козловщина. Мельговщина, Хитово, Заханье и Сиповщина. Остальные деревни: Орел, Куземкино, Рябинкино, Веретье и Кишкино. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. пола 1066, жен. пола 1224. Крестьяне занимаются земледелием и рыбной ловлей. Прихожане усердно посещают церковь, но многие охотнее отправляются в село Скамью, где, кроме церкви, есть лавки и производится, по праздникам, торговля. В обыкновенные праздники бывает в церкви до 300 человек, а в большие до 600 и более. В пятницу, перед 24 июня, в погосте бывает 2-х дневная ярмарка. Часовни существуют во имя вмч. Георгия - в Богдановщине и Вяжище; св. Троицы - в Орле; Параскевы – в Куземкине; Илии - в Симонове;, Успения - в Веретье; Воздвижения – в Сиккове, Михаила – в Мелговщине.

http://sobory.ru/article/?object=03911

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010