Альфред и канонизация святых сегодня Есть ряд причин, почему до сих пор Альфред не был официально канонизирован. Потомки Альфреда, жившие в Англии X века, были слишком заняты, продолжая дело Альфреда по переустройству Англии, в чем весьма преуспели. В некотором смысле – в мирском понимании – они затмили его. И люди стали забывать, что это трудами Альфреда была сохранена Англия, что это именно он заложил фундамент, на котором его потомки смогли достичь большего, но, в сущности, менее важного. К тому же, они были не такие люди, чтобы трезвонить о своем предке как о святом. Что же касается священноначалия, то Церкви понадобилось еще целых 50 лет, чтобы начать нормально действовать и приступить к возрождению монашества. Церковь в Кентербери была почти совсем уничтожена языческими набегами и восстановлена только при прославленном правнуке Альфреда – благоверном короле Эдгаре Мирном, почитаемом местно в лике святых. А к тому времени, когда Церковь уже могла бы предпринять шаги к канонизации Альфреда, ее внезапно потрясло горе, связанное с мученической кончиной в 979 году потомка Альфреда, его праправнука – святого короля Эдуарда. Затем, в начале XI века, обрушились новые набеги язычников, а позже –последний и самый успешный набег викингов – 1066 года. Норманны не хотели почитать Альфреда как святого – как раз наоборот. Во-первых, он был английским героем – одним из врагов. Во-вторых, он разгромил их братьев – язычников- датчан. Норманны заменили символ английского противостояния – Альфреда – своими выдумками о «короле Артуре» и кельтском романтизме, не имеющими никакого реального основания в английской истории. Их потомки даже поставили «круглый стол короля Артура» в родном для Альфреда Винчестере. Эта французская мода продолжалась более 300 лет после 1066 года. Только в XV веке – в 1441 году – король Генрих VI имел возможность просить папу Евгения IV о канонизации Альфреда. (В то время в Западной Европе только папа имел право прославлять в лике святых, тогда как в Англии до норманнского завоевания такое право было у любого епископа.) Король Генрих VI писал об Альфреде как о «первом монархе знаменитого английского королевства… через которого Господь благоволил совершать чудеса – как при его жизни, так и после смерти». Просьба Генриха была отклонена по политическим причинам. Затем наступила Реформация, и канонизация стала невозможной, поскольку в протестантизме нет святых.

http://pravoslavie.ru/57348.html

«Причина не только в женском священстве» Людям, хотя бы немного знакомым с новейшей религиозной историей Англии, известен тот факт, что в начале 1990-х годов Англиканскую церковь покинула часть духовенства и мирян. Главной причиной ухода стало решение Синода о рукоположении женщин в священный сан. Большая часть несогласных ушла в католичество, некоторые англикане решили стать православными. Однако, как объяснил мне отец Грегори, лично для него появление женщин в англиканском клире было лишь одной из причин (даже не главной) ухода из церкви Англии. При этом выбор в пользу именно Православия, а не католицизма имел глубокие богословские обоснования. Об этом батюшка рассказал мне во время нашей беседы в церкви святого Айдана в Манчестере. – Отец Грегори, почему вы перешли именно в Православие? – Есть несколько причин, почему, уходя из англиканства, я стал православным, а не католиком. Во-первых, я не мог принять учение о всеобщем подчинении Римскому папе. Во-вторых, у меня возникало всё больше и больше сомнений в западном латинском богословии, особенно в том, что касается спасения, крестных страданий Спасителя. Более того, я видел, что католицизм – это вера, оторванная от отцов Церкви и собственно от нашей английской традиции. – Но что в данном контексте вы понимаете под английской традицией? – Поясню. До нормандского вторжения на Британские острова в 1066 году здесь были тысячи и тысячи святых, которые, думаю, принадлежат православному миру. Конечно, данный вопрос нуждается в дополнительном изучении, но мне известно, что Русская Церковь включила некоторых британских святых в свои святцы. Но после 1066 года (думаю, это более важная для нас дата, чем события 1054 года) и вплоть до Реформации всего 13 человек были причислены к лику святых. Неужели в Англии в то время не было людей, посвятивших себя Богу? Однако процедура причисления к лику святых стала настолько дорогостоящей, усложненной из-за политических моментов и централизации в Риме, что наши люди по сути были лишены своих праведников. Это создавало проблему для Английской церкви в средневековый период.

http://pravoslavie.ru/109998.html

782 Распространенный в византийской литературе эпитет Константинополя, заимствованный и на Руси («Царьград»). 784 Дословное повторение Продолжателя Феофана за одним исключением: слова «спустя немного времени» отнесены здесь не к прибытию посольства, а к уходу росов из Константинополя. 785 В соответствующем тексте «Жизнеописания Василия», как известно, фигурирует архиепископ. Архиереем же мог быть назван и простой епископ. 801 Византийский полководец, затем император Иоанн I Цимисхий (969–976). Описываются события 970 г. 833 Тавроскифами Пселл, в соответствии с византийской традицией, называет русских. В данном случае речь идет о 6-тысячном отряде, присланном киевским князем Владимиром в ответ на просьбу Василия II. Эти события стоят в тесной связи с женитьбой Владимира на императорской сестре Анне и Крещением Руси в 988 г. 835 Имеется в виду низложение императрицы Зои 19 апреля 1042 г., вслед за чем последовало в столице восстание против Михаила. 849 Сражение произошло 20 августа 1057 г. Пселл свидетельствует об участии русских («тавроскифов») в подавлении мятежа. 860 Речь идет о событиях 1064 г., когда узы вторглись из-за Дуная на территорию Империи, но были поражены эпидемией. 867 Какая-то часть русского наемного корпуса и варяжского, служившего на Руси, а затем и в Византии. 869 Харальд Суровый Правитель (1015–1066), конунг в 1046–1066 гг., в Византии служил ок. 1033–1043 гг. Стоял во главе варяго-русского воинского корпуса в 40-е гг. XI в. 871 Олав Харальдссон, занимавший норвежский трон в 1014–1028 гг. Погиб в 1030 г. Впоследствии прославлен Церковью как Олав Святой – «креститель норвежцев». Его упоминания в скандинавских текстах см.: Древняя Русь. Т. V. 2009. С. 61 сл. 879 Кочевники, нахлынувшие при Иоанне II Комнине на Византию, практически единогласно до сих пор считались печенегами. Сложность вопроса заключается в многозначимом содержании этникона «скифы», которым в большинстве византийских источников обозначаются вторгшиеся в Византию из-за Дуная в конце 1121 г. кочевники. Мы имеем дело с фактически последним крупным передвижением печенежских (в союзе с узами) племен. Византийские авторы говорят об их переходе «всем войском», или «всеми силами» 7.16–17; Mich. Ital. III: P. 83.9–11). Такое движение могло в то время быть вызвано, в частности, и давлением Руси, если к тому же учесть половецкую опасность для печенегов и узов, вытеснявшихся из причерноморских степей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После разорения 1066 г. композиция иконного убранства Св. Софии могла быть изменена: все иконы, как ранние так и изготовленные заново, получили серебряные оклады, сочетания икон могли измениться. В храме появились новые иконы, для одной из них предназначался сохранившийся лишь частично оклад, теперь украшающий Богоматерь Корсунскую. 378 Рискнем предположить косвенный намек на то, что это была за икона: угадать это позволяет двусторонняя икона Богоматери и св. Георгия второй половины XI в., «соединившая» значимые образы восточной зоны храма, но установленная либо в алтаре, либо на особой подставке в самом храме. Парой к Богоматери могла стать икона наиболее чтимого святого мученика, патрона строителя храма Ярослава (Георгия), о чем отчасти свидетельствует состав палеосных святых на окладе Корсунской Богоматери – это св. мученики, кровью которых созидается Церковь . Разумеется, это не более чем предположение, но совпадение смысловых оттенков, размеров и других деталей, вероятно, не случайно. Двусторонняя икона Георгия Победоносца с Богоматерью (174x122 см) по всей вероятности, создавалась для Софийского собора в Новгороде. Её датировка дискутируется: предлагается середина XI в., 379 после 1066 г., 380 начало XII в., 381 а также 1174 г. 382 Икона Божией Матери на лицевой стороне поновлялась в XIII и XIV вв., оборот иконы счастливо сохранил свой первоначальный облик. Между тем, по некоторым наблюдениям, 383 даже относительно лицевой стороны иконы можно высказать несколько гипотез, касающихся её древнейшего вида. Тип иконы – Одигитрия, но в более мягком варианте; принято считать, что именно такие образы, возникновение которых относят к царствованию императора Романа Аргира, получили название едва ли не от самого императора – «Перивлепты» – восхитительной. В иконе поза Богоматери лишена традиционной для Одигитрии застылости, она слегка склоняется к Младенцу. Мотив личного общения Матери и Сына подчеркнут высоким положением правой руки Богородицы. А Её взгляд, не имея прежней строгой направленности на зрителя или на Младенца, организует постоянство в ритмическом соотнесении изображения (рука Богоматери, её взор, благословляющий жест Младенца) с предстоящим. Многозначительны детали композиции: левая рука Марин практически не касается фигуры Младенца, служа опорой, «троном» Спасителю, сидящему очень прямо и повернутому к зрителю. Его ножки покоятся на складке мафория Матери, правая благословляющая рука обнажена до локтя, левая, держащая свиток (символ божественности Христа), скрыта одеждой. Этот мотив, связанный с демонстрацией двуединства природы Христа, становится почти обязательным со второй половины XI в. Сложенная для моления десница Богоматери (в ней отделены от остальных указательный и большой пальцы) – символ троичности Божества. Богородица- Церковь является здесь «Царевым седалищем», Она трон Христа и предстоит Ему как Царица. 384

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Einleitung in das NT. Stuttg., 20138; Twelftree G. H. Paul and the Miraculous: A Hist. Reconstruction. Grand Rapids, 2013; Gignac A. L " épître aux Romains. P., 2014; Seitz Ch. R. Colossians. Grand Rapids, 2014; Barnes T. D. «Another Shall Gird Thee»: Probative Evidence for the Death of Peter//Peter in Early Christianity/Ed. H. K. Bond, L. W. Hurtado. Grand Rapids; Camb., 2015. P. 76-95; Lampe P. Traces of Peter Veneration in Roman Archaeology//Ibid. P. 273-308; Power E. What no Eye has seen…: Visual Theology of the Basilica of St. Paul " s Outside the Walls. Vat., 2015; Shillington G. V. James and Paul: The Politics of Identity at the Turn of the Ages. Minneapolis, 2015; Holladay C. R. Acts: A Comment. Louisville, 2016; Reynier Ch. Vie et mort de Paul а Rome. P., 2016; Иларион (Алфеев), митр. Ап. Павел: Биография. М., 2017. Митр. Иларион (Алфеев) Богословие Учение о Боге (теология) П. не представляет собой «систему» в научном смысле слова, но есть выражение «надежды на обетование, данное отцам от Бога» (Деян 26. 6), откровения Сына Божия (Гал 1. 16) и жизни в Духе Святом (2 Кор 6. 6). Оно не выводится и не слагается из составных частей к.-л. современных ему воззрений ( Глубоковский. 1905), в т. ч. и тех, что нашли отражение в новооткрытых в сер. ХХ в. кумран. рукописях. Совпадение множества не только мыслей, но и способов выражения между Посланиями П. и др. апостолов указывает на единство богословской традиции ранней Церкви. Ап. Павел. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Lond. Brit. Add. 19352. Fol. 158v) Ап. Павел. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Lond. Brit. Add. 19352. Fol. 158v) П. уверен, что основные положения своего учения, как и апостольское призвание, он получил не от людей, но от Бога во Христе («Иисусом Христом и Богом Отцем» - Гал 1. 1), направившего его «благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова». Признавая, что «слово о кресте для погибающих юродство есть» (1 Кор 1. 17-18), П. полагает существо своей проповеди «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор 2.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Из древнейших монастырей Грузии необходимо упомянуть: Бодбийский монастырь святой Нины (около 90 км от Тбилиси) — существует с IV столетия; Давид-Гареджийский. (около 60 км от Тбилиси) и Шио-Мгвимский — с VI века. Два последних монастыря основаны учениками преподобного Иоанна Зедазнийского и названы их именами. В этих обителях иноки жили как отшельники — каждый в вырубленной самим пещере в Кватахебский монастырь — существует с X столетия. С 980 года, когда преподобный Иоанн Ивер испросил у византийского императора небольшую обитель Климента на морском берегу, и по сей день на Святой Горе Афон действует Иверский монастырь, устроенный грузинами и составляющий неотъемлемое достояние грузин. Со времени основания и до конца XVII столетия в нем подвизались в основном иноки-грузины. Но после указанного времени приток грузин в Иверскую обитель уменьшился и ее заполнили греки. Однако и в следующем, XVIII веке, когда монастырь фактически уже стал греческим, в нем продолжали сохраняться грузинские традиции, а во главе его ставились игумены-грузины. Только в начале XIX столетия греки, стремящиеся утвердить на Афоне свою гегемонию, полностью завладели Иверской обителью. Среди игуменов данной обители особой известностью пользуются Георгий II (1051 -1066) и Георгий III (1066 -1072). Георгий II перевел с греческого языка на грузинский Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, ряд церковно-богослужебных книг и святоотеческих творений. Георгий III перевел Устав святого Саввы и отдельные святоотеческие творения. До 1500 года в Иверской обители действовал киновийный образ жизни, затем было введено в ней идиоритмное житие. Подвизавшиеся на Святой Горе иноки-грузины были удостоены явления иконы Божией Матери, названной по имени обители Иверской, а по месту нахождения ее над монастырскими воротами Вратарницей (Портаитиссой). С этой чудотворной иконы была снята копия и в 1648 году принесена в Как одна из древнейших Поместных Церквей, своим началом восходящая к апостольским временам, Грузинская Православная Церковь выставила из своей среды немало святых, особо почитаемых грузинским православным народом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

БРИГИТТА Ирландская (Brigita, Brigida, Brigit, Bridget; 451 или ок. 453-†525 или 523) – католическая и православная святая, покровительница Ирландии, игуменья Килдарская, «Гэльская Мария», наставница и основательница монастыря в Килдаре (Ирландия). В православной традиции – преподобная Бригитта, игуменья Кильдарская, царевна Ирландская.Умерла святая Бригитта в основанной ею обители, но похоронена была в городе Даунпатрик – рядом со святым Патриком. Это первая женщина, прославленная в лике святых Ирландской Церкви. Её житие, написанное иноком Когитосом, стало хронологически первым текстом ирландской агиографии. Память святой Бригитты Ирландской в Католической Церкви – 1 февраля, в Православной Церкви – 23 января по ст.ст. ВИЛФРИД, святой Вилфрид (Вильфрид) Йоркский (англ. Wilfrid, лат. Wilfridus; 634–709) – архиепископ Йоркский (664–678 и 686–691), епископ Лестера (692–705), епископ Хексема (705–709), святой Римско-католической церкви. Память 12 (25) октября и 24 (6) мая. ГАРОЛЬД II Годвинсон (англ. Harold II; ок. 1022–1066) – последний англосаксонский король Англии (1066 год), погибший в битве при Гастингсе. ДАВИД, святой Давид (Дейви) Уэльский, Давид Валлийский (лат. David, валл. Dewi), архиепископ Меневийский; ок. 500-† по одним данным, 587, по другим – ок. 601) – чудотворец, просветитель и святой покровитель Уэльса. Почитается как святой в католической, англиканской и православной церквях. День святого Давида – 1 марта. Согласно одному преданию, его рукоположил в сан епископа Иерусалимский Патриарх, когда Давид совершал паломничество на Святую Землю. Святой Давид много трудился над распространением христианской веры в Уэльсе, особенно в его юго-западной части (ныне графство Пембрукшир). Он основал монастырь в Меневии – теперь город Святого Давида (St Davids), – и его почитают как первого епископа этого места. Память 1(14) марта. ДЖАКСОН, Татьяна Николаевна Джаксон (род. 6 февраля 1951 года) – российский историк-скандинавист, доктор исторических наук. ИГАН, Десмонд Иган (англ. Desmond Egan, род. 1936) – ирландский поэт, автор 20 стихотворных сборников, переводов с греческого. Обладатель нескольких престижных литературных премий; книги его стихов опубликованы не только в Ирландии, но и в США, Франции, Германии, Дании, Швеции, Италии, Чехии, Японии и в других странах мира (на английском с параллельными текстами на языке страны).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

XII. Трактат о наказании еретиков. В предисловии к трактату «Камень веры» указывает отрицательный взгляд своих противников по вопросу о наказании еретиков (1063–1064) и выражает основную мысль его содержания: для управления и спокойствия народного потребно наказание злых и «добротворение» добрым: точно также «на пользу премирному церкве святыя строению и тишине всего народа безмятежной» необходимо наказание еретиков. При этом замечается, что здесь речь идет не о древних и чуждых нам еретиках, но о тех, которые отделяются от нашей православной русской церкви, которые в ней родились, и крестились, и дали обет содержать ее веру в чистоте и непорочности (1064–1065). Положение, доказываемое в трактате, выражается так: «еретиков церкве святыя отчужденных, достойно есть и праведно мирскому суду предавати в наказание» (1066). (Гл. I–II). В защиту указанного положения приводятся 1) свидетельства св. Писания Ветхого и Нового ЗавеТов.В первом наказывались смертию: идолопоклонники ( Исх.32:27–28 ), ложные пророки ( Втор.13:1–5, 18:20 ; 3Цар.18:40 ; 4Цар.23:20 ), презрители священной власти ( Втор.17:12 ) и хульники Бога истинного ( Дан.3:96 ). Во втором – Сам Христос заповедывал удаляться людей, не послушных церкви ( Мф.18:17 ), вооружался бичом на торжников в храме ( Ин.2:15 ) и называл еретиков хищными волками и разбойниками ( Мф.7:15 ; ср. Деян.20:29 ; Ин.10:1 ). А волков и разбойников, разумеется, следует убивать. С другой стороны, св. Апостолы как признавали за мирским начальством право подвергать суду и возмездию злодеев и мятежников ( Рим.13:4 ), так и сами пользовались своею духовною властию для наказания виновных. Св. Апостол Петр своим грозным обличением подверг страшной казни Ананию и Сапфиру за ложь пред Духом Св. ( Деян.5:1–10 ); Ап. Павел поразил слепотою Елима волхва ( Деян.13:8–10 ) и предал сатане коринфского кровосмешника ( 1Кор.5:5 ), равно как и еретиков – Именея и Александра ( 1Тим.1:20 ). К этому должно присовокупить, что св. Апостолом Павлом ересь уподобляется гангрене, которая может быть исцелена только путем отсечения зараженного места от здорового организма 2Тим.2:16–17 (1066 а –1068 а ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

938 ...на конь поеха къ старцю... яко Антоний и иже... – Этот текст восполняется по Киево-Печерскому патерику; в Успенском сборнике утрачен лист с этим текстом. 939 Князь Изяслав – старший сын Ярослава Мудрого, великий князь киевский с 1054 по 1073 г. (с перерывом в 1068–1069 гг., когда княжил Всеслав). 940 Тъгда глагола ему жена его... – Изяслав был женат на Гертруде, дочери польского князя Мешко II; события, о которых говорит Гертруда, быть может, – восстание 1037 – 1038 гг. 942 ...якоже се апостола Павьлъ и Варнава... въ Дянихъ апостолъ. – О проповеди христианства апостолами Павлом и Варнавой рассказывается в Новом завете (Деян. гл. 11–14). 943 ...островъ Тьмутороканьскый... – Имеется в виду Тмутороканское княжество, располагавшееся на Таманском полуострове. 944 ...въ манастырь святаго мученика Димитрия и ту игуменъмь поставленъ. – Речь идет о Дмитриевском монастыре, построенном киевским князем Изяславом Ярославичем. Монастырь находился в Киеве, вероятно, на Михайловской горе, невдалеке от Киево-Печерского монастыря. 947 ...уставъ Студийскааго манастыря... – Студийский монастырь в Константинополе славился в XI в. своим строгим уставом. 949 ...до Врьбьныя недля... – Вербное воскресенье – воскресный день шестой недели Великого поста. 953 ...умьръшю Ростиславу князю острова того... – О смерти Ростислава Владимировича см. в «Повести временных лет» под 1066 г. 954 ...съ князъмь Глбъмь... – Глеб, сын Святослава Ярославича, княжил в Тмуторокани в начале 60-х гг., в 1064 г. был изгнан Ростиславом; после его смерти в 1066 г. тмутороканцы вновь попросили Глеба стать их князем. 957 ...гривьну злата... – Гривна – денежная единица; здесь, возможно, речь идет о золотом слитке достоинством в гривну. 958 ...единъ нкто чьрноризьць... имьньмь Дамианъ... – О Дамиане (Демьяне) см. в «Повести временных лет», в статье 1074 г. 961 ...въ пустыни людьмъ непокоривыимъ хлбъ небесьный одъжди и источи крастли. – В Библии рассказывается, как Бог ниспослал с неба манну и перепелов блуждавшим по пустыне евреям (Исход. 16, 13–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Точный перечень епархий, входивших в состав Костантинопольского патриархата в XI в., труден и даже едва ли возможен, вследствие отсутствия списков кафедр, относящихся к этому периоду. Следуя наиболее пригодному списку, усвояемому в надписании Льву Мудрому, 2439 а в действительности, как показывает его содержание, явившемуся в 10841140 гг., укажем по порядку епархии и относящиеся к ним исторические данные от XI в. Митрополии, подчиненные Константинопольскому патриарху. 1) Кесария Каппадокийская. При Константине Дуке и патриархе Ксифилине Кесарийским митрополитом был Марк, большой ревнитель Православия, защитник греческой национальности, противник армянского исповедания и враг армян. Свое настроение относительно армян он наглядно выразил, дав своей собаке кличку «армен» (армянин), – поступок несколько неприличный и крайне неосторожный, стоивший жизни Марку Кесарийскому. 2440 Неназванный по имени Кесарийский митрополит упоминается в синодальных определениях патриарха Ксифилина от апреля 1066 и марта 1067 гг.; 2441 при Михаиле Парапинаке, за несколько дней до взятия Кесарии турками, скончался митрополит, по имени тоже неизвестный. 2442 2) Ефес. При патриархе Алексии митрополитом Ефесским был Кириак, подписавшийся на обоих синодальных определениях 1027 и 1028 гг. 2443 Он находился в кровном родстве с патриархом Алексием и вследствие того возведен императором Романом Аргиром в начале его царствования в чин синкелла. 2444 После него кафедру занимал Феодор II, 2445 который, вероятно, имеется в виду под митрополитом Ефесским в синодальных определениях патриарха Ксифилина, от апреля 1066 и 6 ноября 1073 гг. 2446 Преемником его был Никифор, имевший чин протосинкелла, человек весьма образованный, изучивший науки, особенно же богословие и канонику, друг Пселла. 2447 Он умер при патриархе Косьме, и патриарх со своим синодом, по желанию императора Вотаниата, возвел на Ефесскую кафедру экс-императора Михаила Парапинака, бывшего тогда уже монахом. 2448 Рукоположенный в митрополиты, Михаил Парапинак только однажды посетил свою епархию и, возвратившись, проживал в монастыре Мануила, занимаясь физическими работами. Он умер при Алексее Комнине, относившемся к нему с великим почтением; перед смертью он простил грех своей неверной супруги Марии, которая после низвержения Вотаниата сама поступила в монашество. 2449 В числе епископий, принадлежавших к Ефесской митрополии, были: Приина, епископ которой Димитрий упоминается в синодальном определении Константина Лихуда от декабря 1038 г,» и Теос, епископ которой Сисиний, родившийся при Романе Аргире, был рукоположен митрополитом Феодором, вероятно, при Константине Дуке. 2450

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010