Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Аще кто не возненавидит… Побег мой произвел в семье моей тревогу… …Кто поносил меня, кто на смех подымал, Кто силой воротить соседям предлагал; Иные уж за мной гнались; но я тем боле Спешил перебежать городовое поле, Дабы скорей узреть – оставя те места, Спасенья верный путь и тесные врата. А. С. Пушкин. Святого Даниила Столпника ребенком привели в монастырь и попросили постричь родители. Получили родительское благословение на монашество преподобный Арсений Комельский и святитель Питирим Тамбовский. Но несравнимо чаще уходили тайно, вопреки родительской воле – преподобные Феодосий Печерский , Александр Свирский , Феодосий Сийский. И в наши дни случается; мальчик Саша, имея семью, совсем индифферентную к вере, скрылся из дому и вступил в монастырь. Мать, пока разыскивала его, не надеясь обрести жива, столько наплакалась и настрадалась, что начала понемногу молиться и, встретившись с сыном, уже не настаивала на его возвращении домой. Без конфликта не обходится, кажется, никогда. Уже Киево-Печерский патерик повествует о смущении, которое преподобный Антоний претерпел за пострижение отпрыска знатного боярского рода: разъяренный отец, сорвав с новоиспеченного инока монашеские одежды, повлек его в свои палаты . Отец Иоасафа Белгородского не хотел его отпускать, даже имея извещение свыше, что сын станет архиереем. Семейные трения претерпел и  святитель Игнатий (Брянчанинов) . А одного молодого человека, уже в наши дни, забрали из монастыря; он по врожденной тихости нрава не упрямился, молча плелся как на заклание; достигли станции, сели в вагон, поезд тронулся; тут юноша вышел из купе; родители не обеспокоились: ведь не противился, да и вещи все здесь; а он спрыгнул на ходу и пошагал назад в обитель. Мать преподобного Феодосия Печерского нещадно колотила любимое дитя, найдя в монастыре после долгих поисков, – но шпионов, чтоб выследить, и бандитов, чтобы выкрасть его, не нанимала и в суд, народный, а затем в Страссбургский, не подавала, не то что любящая мамаша из новейшего времени, научаемая участливыми газетчиками.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

Храм Преображения Господня (Большая Талинка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Преображения Господня в селе Большая Талинка возведен в 2007 году вместо разрушенного в советское время храма. В XVIII столетии село Большая Талинка посещал преподобный Федор Санаксарский, односельчане жили по уставу наместника Санаксарской пустыни. Содержание История [ править править код ] Село Большая Талинка возникло благодаря усилиям святителя Питирима, которого считают небесным покровителем Тамбовской земли. После долгих трудов святитель Питирим получил во владение Талинскую поляну, а также пашни и сенные покосы вокруг нее. Доходы с полученных угодий обеспечивали нужды епархии, что помогло осуществлению замыслов святителя и развитию благотворительности. Вскоре здесь появились села Большая Талинка, Малая Талинка, Керша, Казыванье. В 1701 году в селе Большая Талинка уже была часовня в честь Преображения Господня, а чуть позже была построена первая Преображенская церковь. В XVIII столетии село Большая Талинка посещал преподобный Федор Санаксарский , который гостил здесь у своего друга и духовного чада диакона местной церкви и иконописца Михаила Никифорова. Отец диакон и многие его односельчане жили по уставу преподобного Федора, наместника Санаксарской пустыни . В 1868 году жители села построили новую большую деревянную пятикупольную церковь с тремя престолами: главный престол в честь Преображения Господня, придельные — Серафимовский и Архангельский. В 1930-х годах храм был закрыт, а в 1964 году, по словам старейшей жительницы села Марии Двойниной, разрушен. Спустя полвека храм был заново отстроен и освящен. Он появился на месте где стояла старая церковь. Храм был возведён стараниями прихожан и тамбовского мецената, который является жителем Большой Талинки с самого рождения. Вновь построенная церковь была освящена 28 ноября 2007 года владыкой Феодосием. Во время строительства храма под фундаментом церкви были найдены человеческие останки. По словам старожилов, там находились могилы прежних священнослужителей и односельчане, которых расстреляли во время Антоновского восстания. Тогда строительство было временно приостановлено и останки перезахоронены.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Преображе...

В Издательском Совете прошли ΧV Феофановские чтения «Духовные центры и лица, повлиявшие на взгляды святителя Феофана Затворника» 13 октября 2021 г. 15:04 12 октября 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви прошли ΧV Феофановские чтения «Духовные центры и лица, повлиявшие на взгляды святителя Феофана Затворника».  Перед началом пленарного заседания в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану. За богослужением молились председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , сотрудники аппарата Издательского Совета, участники и гости ΧV Феофановских чтений.  Чтения открылись вступительным словом председателя Издательского Совета, доктора исторических наук митрополита Калужского и Боровского Климента.  Выступление митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия было посвящено тамбовскому кругу общения святителя Феофана.  Епископ Скопинский и Шацкий Питирим сделал акцент на формировании проповеднического искусства святителя Феофана Затворника в годы его ученичества.  Доклад заведующего кафедрой библейско-богословских дисциплин Рязанской духовной семинарии, доцента кафедры теологии Рязанского государственного университета, кандидата исторических наук игумена Луки (Степанова) был посвящен теме «Влияние наследия прп. Исаака Сирина на богословские воззрения свт. Феофана Затворника». И.о. заведующего кафедрой церковно-исторических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов представил доклад «Святитель Тихон Задонский и " Начертание христианского нравоучения " святителя Феофана, Затворника Вышенского». Научное сообщение проректора по научной работе Тамбовской духовной семинарии, кандидата филологических наук Е.В. Грудининой было посвящено риторико-стилистическому аспекту миссионерско-апологетических проповедей святителя Феофана Затворника периода его пребывания на Тамбовской кафедре, а доцента кафедры исторических и церковно-практических дисциплин, проректора по научной работе Калужской духовной семинарии, кандидата филологических наук А.Г. Волковой — экзегезе как гипертексту (на материале экзегетических трудов святителя Феофана).

http://patriarchia.ru/db/text/5852220.ht...

26 декабря 1911 года иеромонах Вениамин был возведен в сан архимандрита. В 1914 году архимандрит Вениамин участвовал в торжествах прославления святителя Питирима Тамбовского, возглавив собор священников и начав тогда служение Божественной Литургии, – как он говорил впоследствии, «святитель Питирим избрал для своего прославления своего же тамбовца». В 1917–1918 годах архимандрит Вениамин состоял членом Всероссийского Поместного Собора, избравшего Святейшего Патриарха Тихона. В работе Собора отец Вениамин принимал деятельное участие. Уже тогда говорили о нем как о будущем иерархе... Архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Севастопольского 10 февраля 1919 года. Но ввиду начавшейся тогда междоусобицы в России епископ Вениамин по Промыслу Божию был вынужден покинуть пределы Родины и выехал за границу. С ноября 1920 года владыка более четверти века совершал свое служение за рубежом: сначала – в Константинополе, затем – в Болгарии, Югославии [Сербии], Чехословакии. Когда же в 1925 году митрополит Евлогий (Георгиевский; 1946) основал в Париже Православный Богословский институт имени преподобного Сергия, то он вызвал епископа Вениамина и предложил ему занять в институте должность инспектора. Так владыка Вениамин вернулся к педагогической деятельности. Он самоотверженно трудился над воспитанием пастырей Церкви, а также совершал богослужения в Сергиевском подворье, при котором находился Православный Богословский институт, существующий и поныне. В 1930 году по стечению обстоятельств в храме Сергиевского подворья не оказалось ни одного диакона. Епископ Вениамин в трапезной института обратился за помощью к студентам, говоря: неужели же из вас никто не отзовется – видя, что в храме нет ни одного диакона? Вскоре же на его призыв отозвались два студента: с третьего и четвертого курсов. Они были вскоре пострижены в монашество и рукоположены во иеродиаконы. Один из них, архимандрит Стефан (Светозаров), в последние годы жизни проживал в Виленском Свято-Духовом монастыре [скончался там же 7 мая 1969 года].

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Идея единства, православной идентичности смогла сохранить русскую государственность и в непростое Смутное время. Святитель Гермоген , защитники Свято-Троицкой обители и, наконец, участники народного ополчения ставили в основание возрождаемого государства именно православную веру. Роль Русской Православной Церкви в это непростое для Отечества время переоценить нельзя. И даже в эпоху секуляризации, когда Россия решила использовать ресурсы Церкви на строительство флота, ведение войн и общее экономическое развитие страны, такие святители как Митрофан Воронежский и Питирим Тамбовский не только не противостояли царю, но, наоборот, жертвовали церковные суммы на строительство российского флота, укрепляя величие и мощь нового Российского государства. Сила русского духа, воспитанного в Православии, много раз проявляла себя в тяжелые дни борьбы со врагом Русского Отечества. Полководец Александр Васильевич Суворов, признанный великим стратегом и создателем русской военной школы, был глубоко религиозным человеком. Флотоводец Федор Федорович Ушаков, не потерпевший ни одного военного поражения за свою карьеру, последние годы своей жизни посвятил молитве и широкой благотворительной деятельности. Русской Православной Церковью он причислен к лику святых как праведный воин. Защищая Отечество, сохраняя государственность и культурную идентичность, наши соотечественники во все века опирались на православную веру. Русская Православная Церковь оказала решающее влияние не только на формирование национальной государственности, но и на формирование русской культуры, которая, как и Церковь, стала неотъемлемым государствообразующим фактором, достоянием нации и внесла в копилку мировой культуры немало значимых имен. Православие стало частью русской культуры. А русская культура, благодаря Православию, стала обладать той уникальностью, благодаря которой ее нельзя спутать ни с одной другой. Русские писатели, деятели культуры и искусства признаны во всем мире. Они сумели через свое творчество выразить чувства и стремления русского православного человека. Их произведения каждого соприкасающегося с ними знакомят с глубиной и богатством русского мира, основание которого прочно лежит в евангельских истинах и личности Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/3653529.ht...

Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Тамбовская (Уткинская) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Тамбовская (Уткинская) Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Тамбовская (Уткинская) Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Тамбовская " Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется град Тамбов, и святитель Христов Питирим радуется. Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе, и дивное людем являет Твое заступление, подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим. Темже умильно вопием Ти: спасай нас иконою Твоею, Дево Всепетая. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Тамбовская (Уткинская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1116

Русская Православная Церковь XX век 10 августа 1914 — Состоялась канонизация святителя Питирима, епископа Тамбовского. 1936 — В Сремских Карловцах скончался митрополит Антоний (Храповицкий), глава Русской Зарубежной Церкви. Из надгробного Слова по почившем митрополите Антонии патриарха Сербского Варнавы: «Имя митрополита Антония связано с огромным периодом развития великой духовной мощи Русской Церкви и русского народа, развития русской богословской мысли и русской церковной литературы… Митрополит Антоний должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства…» 1963 — Скончался Питирим (Свиридов), митрополит Крутицкий и Коломенский. 1990 — Святейший Патриарх Алексий II прибыл в Ленинград. Его Святейшество совершил Божественную литургию в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери. 1998 — Святейший Патриарх Алексий II возглавил совершение праздничной Божественной литургии. Затем состоялся крестный ход с мощами святителя Питирима. На молитвенную память Его Святейшество передал Спасо-Преображенскому кафедральному собору Тамбова дарохранительницу, а правящему архиерею, архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению, вручил св. панагию. 10 августа 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5539.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010