Из жизни святителя Питирима осталось отмеченным еще то, что он в 1690 году был вызываем в Москву для избрания, по смерти патриарха Иоакима, нового и участвовал в избрании патриарха Адриана. «Преосвященный Питирим, как говорится в Тамбовской летописи, в жизни своей пас с ревностью врученное ему Богом стадо, преуспевая в добродетелях». Все великие заслуги и труды святителя служили только внешним выражением внутреннего его совершенства и добродетели. Он был истинный пастырь словесного стада Христова. Но, к сожалению Тамбовской паствы, недолго жил их многоуважаемый архипастырь. Преосвященный Питирим правил Тамбовской епархией 13 лет и пять месяцев. Он скончался в 1698 году июля 28 числа, 54 лет от роду. Тело святителя, согласно его завещанию, было погребено в соборе, им начатом, в приделе святителя Николая у южной стены против столба, за правым клиросом. Над местом, где положено тело святителя, поставлена деревянная, резная, по краям украшенная золотом, гробница. А сверх ее серебряная доска с вычеканным изображением свят. Питирима. Над его могилой написано было еще современниками святителя следующее надгробие: «Божией милостью преосвященный Питирим епископ Тамбовский, егоже честное и многотрудное тело положено в сем месте. Аминь». С течением времени, уважение к памяти святителя не только не уменьшилось, но год от года увеличивалось, особенно с 1832 г., по случаю некоторых чудесных исцелений при гробнице святителя. С незапамятных времен при его могиле многие служили по нем панихиды; так, и число почитателей памяти его умножается; все, посещающие кафедральный собор, за священный долг считают отслужить по нем панихиду. 28 июля, день кончины святителя, год от года становится дли жителей Тамбова настоящим торжеством. Большим уважением пользуется в Тамбове так называемый Питиримов колодезь. По преданию, он был выкопан самим святителем. Этот колодезь находится в недальнем месте от прежде бывшего архиерейского дома, устроенного святителем Питиримом, и по такой близости к нему можно видеть, что он действительно принадлежал к Питиримову дому. К колодцу по горе устроена каменная лестница, а самый колодезь отделан белым камнем, и над колодцем устроен в Византийском вкусе, вроде часовни, навес с различными живописными изображениями. Как лестница, так и навес, устроены усердием почитателей памяти святителя. Из означенного колодца многие берут воду, с верой принимают ее во время болезни, а в летнее время многие богомольцы обливаются ею близ самого колодца. 28 июля, в день памяти святителя Питирима, к этому колодцу бывает крестный ход и совершается в нем водоосвящение. Крестный ход установлен епископом Тамбовским Феофаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Большую воспитательную работу святитель проводил с различными народностями. населявшими Тамбовский край, обращая их в христианство. Он учил во время своих поездок по епархии, у себя дома и особенно в храме, который считал главным источником благочестия. Епископ учил верных и неверных, заблуждающихся и сомневающихся, давал наставления и самому духовенству, нуждавшемуся в них. Советуя христианам относиться с любовью друг к другу, он сам показывал пример истинной любви ко всем. Тамбовский архипастырь доступен был для всех, со всеми обращался как брат и друг. Никто не уходил от него без ласки и доброго слова. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке. Святитель вел активную борьбу с расколом. Епископ Питирим не пропускал ни одного богослужения. Любил и сам священнодействовать. Если не служил, то стоял на клиросе и пел. С особенной любовью относился к ссыльным, для которых выстроил церковь во имя святого Иоанна Предтечи. Благочестивая жизнь преосвященного Питирима, исполненная великих трудов и высоких подвигов во славу Божию, ознаменовалась особым видимым благоволением Божиим к нему. На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность. В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном. Он с глубоким смирением обратился к своему постоянному молитвеннику преподобному Прокопию со следующими словами молитвы: «Пастырю и наставниче мой, преподобие отче Прокопие, помолимся Господу Богу о душе моей». И на этот умилительный призыв преподобный видимо предстал перед епископом Питиримом молящимся за него Господу со следующими словами: «Бессмертный Боже! Хвалу Тебе воздаю – Царь бо един всем, помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного!» По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа. Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нем благочестивый старец Василий. После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пелагея Ивановна Серебренникова, юродивая Дивеева монастыря, находящегося в Арзамасском уезде Нижегородской губернии, скончавшаяся 30-го Января 1884-го года. См. о ней у Е. Поселянина во 2-м издании Русских подвижников XIX века. Пересвет-Александр. См. Александр-Пересвет. Петр чудотворец, подвижник Спасо-Каменского монастыря, живший около половины XV века (Ист. Uep. IV, 332 ; у Верюжск. стр. 303. Он же, как должно думать, называется Устьинским, потому что прежде Спасо-Каменского монастыря подвизался на устьи реки Кубины, впадающей в Кубевское озеро, – преосв. Сергия Полный месяцеслов, II, прилож. 3-е; гр. Толстой в Книге глаголемой, А» 272). Петр Угличский, священник и подвижник города Углича Ярославской губернии, скончавшийся в Сентябре месяце 1866-го года и погребенный в Рыбинске, в женском Софийском монастыре. См. о нем у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Петр Черепковский, священник села Черенкова, которое находится в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии, потерпевший мученическую смерть от Поляков и погребенный при церкви села (Верюжский, стр. 628). Петр мученик Казанский, о котором выше. Пимен Савелов, епископ Вологодский, скончавшийся 26-го Мая 1753-года (Преосв. Димитрия Месяцеслов 26 Мая, 1-го изд., bыn. III, стр. 395). Пимен, архиепископ Новгородский. См. Юрий Святославич. Питирим, второй епископ Тамбовский, после 13-летнего правления скончавшийся 28-го Июля 1698-го года и погребенный в кафедральном соборе. «Над могилою святителя устроен катафалк, верхняя доска которого серебряная позлащенная с литым его изображением во весь рост. Память его как угодника Божия с особенным благоговением чтится не только жителями Тамбова, но и всею Тамбовскою епархией», – преосв. Димитрий в Месяцеслове, 1 изд.. IV вып., отд. 1, стр. 854–75, см. также брошюру прот. Ио. Кобякова: Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский (биографический очерк), напечатанную в Тамбове, в 1885-м году, и в Церковных Ведомостях, издаваемых при Св. Синоде, 1898 г. 26, статью: «Святитель Питирим, второй епископ Тамбовский», стр. 978 (по уверению последней статьи, с начала тридцатых годов прошедшего столетия, когда стали записывать чудеса, совершающиеся при гробе святителя, «записанных чудес имеется более двух сох, кроме множества неизвестных и незаписанных», – стр. 980, col. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Спасо-Преображенский кафедральный собор (Тамбов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор Тамбовской епархии Русской православной церкви. Первый каменный храм Тамбова и старейший православный собор Тамбовской области. Содержание История [ править править код ] Строительство каменного собора на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви началось в 1694 году епископом тамбовским Питиримом, но было окончено только в 1783 году на средства тамбовского купца Матвея Бородина. В октябре 1809 году епископ Феофил (Раев) предложил Тамбовской Духовной консистории, чтобы она вменила соборянам в непременную обязанность постройку новой колокольни на месте приходящей в ветхость деревянной. Начат сбор средств. В 1811 году заложена каменная колокольня. В 1817 году (по другим сведениям — в 1812 г.) в десяти саженях от собора вместо старой завершено возведение каменной колокольни «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём» высотою 42,5 м. В начале XX века собор посещали император Николай II (7 (20) декабря 1914 г.), великая княгиня Елизавета Фёдоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский . С 1929 года в здании собора размещался Тамбовский областной краеведческий музей. В 1931—1932 гг. разобрана соборная колокольня. Постановлением Облисполкома от 14 мая 1974 г. взят под охрану государства, как памятник местного значения. 18 августа 1991 года Тамбовский областной совет народных депутатов принял решение «О передаче бывшего Спасо-Преображенского собора в пользование верующим». 4 августа 1993 г. поднят крест на главный купол. 6 августа архиепископ Евгений освятил престол нижнего храма. 8 августа 1993 года в собор возвращены мощи небесного покровителя города и земли Тамбовской святого Питирима (в нижнем храме), а также святыни: фелонь святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем. В 1993 году кафедральный собор возвращён Тамбовской епархии. Предача была окончательно завершена во время первого визита Патриарха Алексия II в Тамбов. Сейчас колокольня воссоздана и действует. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Преображение Господне - 19 августа Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Патриаршая Литургия в Преображенском храме Ступени. От 17 октября. Святитель Питирим Тамбовский Святитель Питирим Тамбовский. О нем. Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

В 1947 году Константин Нечаев успешно окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1951 году – Московскую Духовную академию – первым по списку и со степенью кандидата богословия, полученной за сочинение «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова ». Как подававший большие надежды, Константин Нечаев был оставлен в академии преподавателем и одновременно профессорским стипендиатом по кафедре истории и разбора западных вероисповеданий (его стипендиатская работа – «Каталог богословско-исторической литературы по западным вероисповеданиям и патрологии III–V веков», 1953 год). Вскоре он был назначен доцентом, а затем профессором кафедры Священного Писания Нового Завета, где с 1957 года читал курс лекций. 15 февраля 1952 года Святейший Патриарх Алексий I рукоположил молодого преподавателя во диакона, а 4 декабря 1954 года – во иерея. Свое служение отец Константин проходил в крестовом патриаршем храме. 13 апреля 1959 года священник Константин Нечаев принял иноческий постриг, получив в монашестве имя Питирим, что свершилось не без Промысла Божия, ибо священнический род будущего Владыки ведет свое начало от клира святителя Тамбовского Питирима. 8 октября того же года инок Питирим был возведен Святейшим Патриархом в сан архимандрита и назначен инспектором Московских Духовных академии и семинарии. Когда в 1960 году был создан сборник «Богословские труды» – периодическое издание, целиком посвященное богословской тематике, архимандрит Питирим вошел в состав его первой редколлегии, утвержденной 6 октября 1960 года решением Святейшего Патриарха Алексия I. 2 января 1962 года архимандрит Питирим был назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» – ежемесячного официального органа Русской Православной Церкви. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия I и Священного Синода от 14 мая 1963 года инспектору Московской Духовной академии, редактору «Журнала Московской Патриархии» архимандриту Питириму (Нечаеву) определено было стать епископом Волоколамским, викарием Московской епархии, с назначением Председателем Издательского отдела Московской Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы. Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей. При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором. Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство. Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу. Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния. Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7). В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной.

http://pravicon.com/info-3220

Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшим Святейшего Патриарха Адриана (1690–1700). На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем к своему покровителю, которому молился всю жизнь, — святому Прокопию Декаполиту. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей. После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему полностью и он постоянно недомогал, поэтому он не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Сначала память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого. В 1914 году, 28 июля, святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви. Июль 29 Евстафий Мцхетский, мученик

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаженная кончина святителя Симеона, митрополита Смоленского, последовала 4 января 1699 года. Чин погребения был совершен Тихоном, митрополитом Сарским и Подонским. Погребен святитель Симеон в Троицком монастыре, у южной стены собора, ставшим усыпальницей Смоленских архипастырей. Впоследствии над местом погребения была устроена деревянная часовня, а позже — каменный придел в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости. Сохранились свидетельства о многочисленных благодатных исцелениях по молитвам святителя Симеона. Святитель Питирим, епископ Тамбовский (в миру Прокопий), родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим в Вяземской Предтеченской обители, где впоследствии был избран игуменом. 15 февраля 1685 года Святейшим Патриархом Иоакимом (1674–1690) он был рукоположен в Москве во епископа Тамбовского. Свое управление епархией святитель Питирим ознаменовал упорядочением духовной жизни и построением храмов и монастырей. Большое внимание он уделял духовному просвещению паствы. Духовным братом и другом святителя Питирима был святой Митрофан, епископ Воронежский (память 7/20 августа), с которым они постоянно встречались и много времени проводили в духовных беседах. Блаженная кончина святителя Питирима последовала в 1698 году в возрасте 53 лет. Он был погребен в Преображенском соборе в городе Тамбове. По молитвам святителя стали совершаться исцеления больных, место его погребения стало особенно почитаться богомольцами и многочисленными паломниками. В 1914 году святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви, память его совершается 28 июля/10 августа. Святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. После окончания Бельского духовного училища и Смоленской духовной семинарии, в 1857 году, он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года он был пострижен в монашество с именем Николай, 29 июня рукоположен в иеродиакона, 30-го — в сан иеромонаха. Затем иеромонах Николай был назначен в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор патриарха Иоакима (Савелова, † 1690) пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил. 15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края. Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима – в 1682 году. Епархию населяли в основном люди, непросвещенные светом Христовой веры: мордва, черемисы, мещера, татары, а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены. Такова была епархия, вверенная епископу Питириму. В начале 1686 года владыка Питирим выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским . Торжественная встреча в первом городе епархии – Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал 1 марта с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением. В самое короткое время новый епископ завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушал к нему доверие и уважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010