Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе Московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Адриана (1690–1700). На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками выкопал колодец, над которым позднее была построена часовня. С 1868 года к колодцу стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать об этом к своему покровителю, которому молился всю жизнь, – святому Прокопию Декаполиту. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима, что после кончины святителя было запечатлено на иконе над его гробницей. После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему, он постоянно недомогал и потому не мог завершить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года, ему было 53 года. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора. Над могилой была устроена деревянная резная гробница. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в Тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались случаи чудесного исцеления. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова 31 августа 2014 г. 23:49 31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери «Всецарица», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Феодосий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Олег Иванович, губернатор Тамбовской земли! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!  Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним днем. Мы празднуем столетие причисления к лику святых святителя Питирима Тамбовского — человека, который вошел в историю Тамбовщины и всей Руси как великий миссионер, как человек, сумевший радикально изменить настроение тех людей, к которым Сам Господь его послал.   На Тамбовской земле, как уже было сказано, пограничной земле, где нередко скрывались разные лихие люди, где на дорогах нередко совершался разбой, где так мало было людей, живших по закону Христову, святитель Питирим начал свое святительское служение. Он был родом был из города Вязьмы, очень для меня близкого, потому что в течение 25 лет я был архиереем Смоленским и Калининградским, а вначале — Смоленским и Вяземским. И Вязьма, и Иоанно-Предтеченский монастырь, где святитель Питирим начал свой монашеский путь, всегда были близки моему сердцу, ибо моя жизнь связана с этим монастырем, украшенным, в том числе, уникальным памятником архитектуры — трехшатровым храмом в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».   И, может быть, неслучайно святитель Питирим так сильно и энергично стал работать здесь, на этих окраинах России, преобразуя человеческие души, потому что недалеко от Вязьмы был другой монастырь, который, к счастью, и сейчас существует, — основанный преподобным Герасимом Болдинским. А сам Герасим поселился на Смоленской дороге, которая соединяла восток с западом, той дороге, по которой не столько добрые люди перемещались, сколько лихие грабители и разбойники... Но получилось так, что он духовно преобразовал всю эту землю и испепелил грабеж и разбой. Их просто не стало, потому что народ стал другим.

http://patriarchia.ru/db/text/3722099.ht...

Иоанна Предтечи. По сооружении храма, святитель сам освятил его. Святитель Питирим во все время своего архипастырства, в течение 13 лет, должен был непрестанно учить и назидать своих пасомых. Епархия Тамбовская, собственно, и открыта была для возвращения в лоно Церкви отторгшихся от нее раскольников, а едва ли не большая часть тогдашних жителей Тамбова и Тамбовской епархии были раскольники. Кроме раскольников довольно было тогда в Тамбовской епархии и еще непросвещенных светом Евангелия – язычников. Тамбов, как и другие города этой епархии, населялись тогда татарами, мордвою, черемисами и другими инородцами. Святителю было больно видеть в пределах своей епархии неверующих в истинного Бога, и святая ревность побуждала его к апостольским трудам среди язычников. Мало того, в Тамбовской епархии, как на окраине России, вследствие гражданских и церковных событий того времени, толпами стекались люди беглые, люди неодобрительной нравственности, сюда ссылались и государственные преступники. Понятно, какая тяжелая предстояла архипастырю забота в деле исправления нравственности и религии, требовались неимоверные усилия, чтобы только иметь хотя какой-либо успех в пользу Церкви. Не человеческим, казалось, силам бороться со всеми трудностями и препятствиями, но ревностный к славе Божией архипастырь не падал духом и, при помощи Божией, достойно подвизался на поприще своего апостольского служения. Считая главной своей обязанностью спасение вверенной ему паствы, он во всю жизнь свою не переставал учить и наставлять ее. Он учил дома, был доступен для всех и со всеми обращался с истинно-христианской любовью, но, главным образом, он учил во храме, который в собственном смысле был духовным училищем. Он вразумлял и учил заблуждающихся, учил верных, учил и наставлял и само духовенство. Для водворения православия и для того, чтобы всех заставить непрестанно иметь пред своими глазами орудие нашего спасения – крест Христов и Царицу Небесную, непрестанную нашу Заступницу и Покровительницу, – святитель Питирим воздвиг на двух главных вратах крепости две величественные и боголепные иконы – икону Распятия Спасителя и икону Казанской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены. Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви. Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4). Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко. Нравы населения были самые распущенные. Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население. Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал перед жителями Тамбова. Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы (кондак 6). Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг. «Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое вращение — это было главной причиной сильного влияния архипастыря на его пасомых», — отмечает его жизнеописатель. В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома.

http://pravicon.com/info-3220

Следующий Первосвятитель, Патриарх Питирим, занимал кафедру очень недолго: с 7 июля 1672 года и по 19 апреля 1673 года. 17 апреля 1673 года он написал духовную грамоту, в которой оговаривалось: “Не подписах же заветнаго моего сего писания рукою моею за немощию моею точию, ради известия и веры написанных в сем завете моем печати моея приложением утвердих” 30 . Летопись говорит о его кончине: “В лето 7181 апрелия в 19 в субботу преставися Великий господин Святейший кир Питирим, Патриарх Московский и всея Росии” 31 . Скончавшийся Патриарх был погребен в Успенском соборе. Сохранились документы, указывающие, сколько и кому было роздано денег на поминовение при его погребении 32 . Пред своей кончиной, готовясь к переходу в иной мир, Святейшие Патриархи традиционно соборовались. Так, Патриарх Иоаким, когда “заскорбел главною болезнью” в ночь с 5 на 6-е марта 1690 года, 15-го числа того же месяца после утрени “изволил посвятиться елеом”; Таинство совершали митрополиты Казанский Адриан, Сарский Евфимий и Рязанский Авраамий, архиепископ Вологодский Гавриил, епископ Тамбовский Питирим 16-го марта, уже накануне своей смерти, Святейший приказал раздавать милостыню “за спасение души своея и ради облегчение от болезни его” в женские монастыри и нищим в богадельни 33 . О кончине Патриарха Иоакима известно довольно подробно благодаря сохранившемуся его житию и завещанию; автором жития, как предполагается, возможно, был Сибирский митрополит Игнатий (1692–1701), бывший в 1684–1692 годах архимандритом Новоспасского монастыря 34 . В послании Холмогорскому архиепископу Афанасию описаны последние дни жизни Патриарха, его явления, бывшие различным лицам. Глава Церкви по монашескому смирению хотел, чтобы его погребли в Новоспасском монастыре, поскольку Межигорская обитель, место его пострижения, была далеко 35 . Духовная грамота Святейшего Патриарха заметно отличается от аналогичных писаний его предшественников. Уходя в иной мир, он говорит о недопустимости некоторых явлений, появившихся в жизни русского общества того времени 36 . Житие Патриарха Иоакима называет Казанского митрополита Адриана его “учеником” 37 . Господь судил ему быть последним Патриархом Московской Руси (1690–1700). Летопись сообщает о кончине святителя Иоакима: “Всетворца и Бога благоволением и пределоположением Великий господин Святейший кир Иоаким, Московский и всея Росии и всех северных стран Патриарх, о Господе в мире успе вечно мироздания лета 7198-го месяца марта в 17 день в понеделок третия седмицы постов святыя Четыредесятницы в 11-м часе дня в 1 чети; погребено же бысть тело его того же месяца во 18 день в велицей соборней первопрестолней церкви у стены близ западных ворот на правей стране; родився, живе лет 70, пасе стадо Христово на престоле своем 15 лет, 7 месяц и 23 дни; его же Господь Бог во Царствии Своем Небесном да упокоит в век со святыми. Аминь” 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В истории Академии, в памяти своих поздних современников-учеников и сослуживцев, высокопреосвященнейший Питирим оставил светлый и благодатный след. Сказать, что почивший в Бозе святитель был многолетним профессором Академии, – значит в сущности не отметить самого главного, что в действительности соответствовало его значению для Академии. Высокопреосвященнейший митрополит Питирим был величиной несравненно большей, чем просто профессор. Для Академии он был живым преданием, внушавшим восхищение, благоговейное уважение и преклонение. Он был единственным и последним носителем ста- —400— рых церковных устоев и традиций, воспитанником довоенной патриархальной старины, видевшим своими глазами уходившее дореволюционное поколение пастырей и архиереев Святой Руси. На своем веку он встречал среди лиц духовного звания примеры исключительной нравственной доблести и глубочайшего пастырского благочестия, и эта живая связь с реальным царством святости определила уникальность его жизненного опыта, неповторимое своеобразие и богатство его одухотворенного мировосприятия и подлинно творческого энтузиазма, религиозным пафосом которого было пронизано его отношение к жизни, ее смыслу и ценности. Высокопреосвященнейший митрополит Питирим, в миру Константин Владимирович Нечаев, вырос в русской, православной, церковной среде. Он родился 8 января 1929 года в г. Мичуринске Тамбовской области. В своей автобиографии при поступлении в Богословский институт в декабре 1944 года он писал: «Отец мой был протоиереем г. Козлова Ильинской церкви. В 1930 году он был сослан, и я остался жить с матерью и сестрами на иждивении брата». В 1933 году семья Нечаевых переехала в Москву. В том же году вернулся из ссылки отец, который, по причине полного расстройства своего здоровья, находился за штатом до самой своей смерти в 1937 году. Константин Нечаев окончил семь классов средней школы в 1941 году. Грянула война, и он с матерью и незамужними сестрами был эвакуирован в Тамбов, где окончил 8 и 9 классы, а затем, вернувшись в 1943 году в Москву, поступил на подготовительное отделение Московского института железнодорожного транспорта им.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако архиепископу Кириллу был предпочтен архиепископ Владикавказский Питирим (Окнов). Личность для многих – одиозная и сомнительная. Некогда любимец и выдвиженец Саблера, после неудачно проведенных торжеств по прославлению святителя Иоасафа Белгородского , архиепископ Питирим быстро утратил милость своего высокого покровителя и был «сослан» с богатой Курской кафедры на Владикавказскую. Однако обретя нового влиятельного «друга» в лице Распутина, архиепископ Питирим в 1913 году был переведен в Самару, а вскоре на экзаршую кафедру в Грузии. Поскольку последняя считалась четвертой кафедрой в России после трех митрополичьих (Петербургской, Киевской и Московской), то архиепископу Питириму оставался лишь один шаг до митрополитства, каковой он успешно совершит после фактической «ссылки» митрополита Владимира (Богоявленского) с Петербургской кафедры на Киевскую (за оппозицию Распутину). Впрочем, как покажет история, и владыка Кирилл не избежит назначения на экзаршую кафедру в Грузии, но это уже будет при святителе патриархе Тихоне. Среди особых памятных событий 1914 года, конечно, было и посещение Тамбова 7 декабря государем императором Николаем II, направлявшимся в Москву после длительной инспекционной поездки (Царское Село император покинул еще 18 ноября). Государь помнил, конечно, владыку Кирилла и по урмийским делам, и по гдовскому служению, и вот теперь имел возможность встретиться с ним еще и на тамбовской земле, после состоявшейся летом канонизации святителя Питирима. Эта встреча, видимо, произвела на императора самое благоприятное впечатление, что и было им отмечено в своем дневнике: «7-го декабря. Воскресенье. В 10 ч. прибыли в Тамбов. После встречи поехали в собор, знакомый мне по 1904 году. Владыко Кирилл отлично и скоро отслужил литургию. Приложились к мощам святителя Питирима и пошли к его колодцу. Заехали в военный лазарет и в поезд к завтраку. После завтрака посетили еще три лазарета и под конец заехали на полчаса к А. Н. Нарышкиной. Она нездорова и не могла выехать из дома. Уехали из Тамбова под отличным впечатлением всего виденного» 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как пастырь Церкви, как православный христианин Владыка следовал заветам гражданской и патриотической доблести. Он по-настоящему и глубоко любил наше славное Отечество, его историю и культуру. В монашестве он носил имя в честь святителя Питирима, небесного покровителя Тамбовской земли, его малой родины, где он родился и жил в детстве. Он любил Москву, столицу нашей великой Родины, и город Волоколамск, овеянный славой исторических преданий. Особенно глубоко он почитал преподобного Иосифа Волоцкого , пламенного ревнителя духовного просвещения на Руси, и прилагал много трудов по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и возрождению в нем монашеской жизни. Он чтил память героев Великой Отечественной войны и каждый год в начале зимы, в дни памяти битвы под Москвой, и весной, в День Победы, совершал заупокойную литию перед памятником воинам-панфиловцам в селе Нелидово, близ разъезда Дубосеково, под Волоколамском, перед началом которой возлагал к подножию монумента венки из живых цветов. В День Победы он по традиции приглашал в Волоколамск преподавателей и учащихся Московских Духовных школ для участия в праздничной Литургии и в торжественном шествии к месту героического подвига защитников Москвы. Высокопреосвященнейший митрополит Питирим принимал широкое участие в общественной и культурной жизни страны, вел большую представительскую работу по приему официальных иностранных делегаций. На протяжении многих лет он состоял членом правления Обществ дружбы «СССР – Австралия» и «СССР – Канада». Он часто выезжал в зарубежные командировки для участия в различных встречах, богословских собеседованиях, церковных и общественных конференциях и форумах, на которых достойно представлял нашу страну, Русскую Православную Церковь и отечественную богословскую науку. Высокопреосвященнейший митрополит Питирим в ранний период жизни был близок к Святейшему Патриарху Алексию I, духовно возрастал в буквальном смысле под его омофором, будучи его иподиаконом, а затем священником в его патриаршей Крестовой церкви и, наконец, викарным его епископом. Именно от него, природного дворянина, одного из последних восприемников высшего круга аристократической культуры, выпускника Московского Императорского университета и Московской Императорской Духовной Академии, настоящего дореволюционного архиерея, он многое перенял и усвоил. Владыка Питирим вспоминал:

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В 60-х годах XIX века в России уже было известно о местном почитании преподобного Германа на Кадьяке. В 1867 году один из аляскинских епископов составил записку о его жизни и чудотворениях. Исцеления по молитве старца Германа записывались в течение долгого периода (со времени его жизни и до 1970 года). Впервые сведения о житии преподобного Германа были напечатаны в Валаамском монастыре в 1894 году. В 1927 году русский архимандрит Герасим (Шмальц) прибыл на остров Еловый и оставался там до последних дней своей жизни. В 1952 году были составлены житие и акафист святому Герману. В 1969 году архимандрит Герасим открыл святые мощи преподобного Германа и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 августа 1970 года, в день памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, на острове Кадьяк было совершено прославление старца Германа, жизнь и труды которого принадлежат к славным страницам истории Русской Православной Миссии в Северной Америке. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 1 декабря 1970 года имя преподобного Германа Аляскинского было включено в месяцеслов. Память его празднуется 27 июля. 28-го числа. Святитель Питирим, епископ Тамбовский Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года (или 1644 г.) в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и Святой Церкви своим детям. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, Прокопий особенно полюбил чтение Слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя – преподобного Прокопия Декаполита (VIII; память 27 февраля), в день памяти которого он родился.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Икона Распятого Спасителя доселе сохранилась и свято чтится в Тамбове. Эта икона на полотне значительного размера, изображает распятого на кресте Господа с предстоящими пред Ним Божией Матерью и Иоанном Богословом. Доселе еще цела и надпись, писанная вязью, сделанная на иконе при свят. Питириме: «лета 7194 года. Апреля в 13 день поставил сей образ Распятого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на городских воротах Преосвященный Питирим, епископ Тамбовский на поклонение всему православному Христианству». Икона эта была поставлена на главных выездных воротах в Пушкарскую слободу. Побуждением к поставлению этой иконы было у святителя то, чтобы всякий, входящий и выходящий из крепости, видел пред собою своего Спасителя и, хотя бы против воли, припоминал орудие своего спасения. В настоящее время эта икона находится в нижней церкви собора, в Смоленском приделе, на северной стороне левого столба при клиросе за железной решеткой в позолоченном, с резьбой, киоте. Икона Казанской Божией Матери весьма древняя. Неизвестно, когда и кем, но написана она прежде прибытия святителя Питирима на Тамбовскую кафедру и находилась еще в древнем деревянном соборе, построенном вместе с основанием города Тамбова (в 1636 году). Во время святителя Питирима эта икона прославилась замечательным чудом: «1695 года декабря 6 дня», так рассказывается в рукописной летописи города Тамбова: «во время всенощного бдения в деревянной соборной церкви в приделе Николая Чудотворца в начале шестопсалмия явились от иконы Казанской Божией Матери от очей слезы, каплющие и текущие до пелены, что было до Великого Славословия». Далее, как бы для предупреждения возможных возражений со стороны неверующих в это чудесное событие, летописец приводит в свидетельство очевидцев людей, заслуживающих полного доверия. «Оное чудо, продолжает летопись, видели стоящие, воевода Иван Иванович Леонтьев, той церкви протопоп Сергий со всеми соборянами и дома архиерейского казначей, иеромонах Гавриил. Вероятно, после сего чудного события икона была выставлена преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010