Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых История двух Казанских Тамбовских икон С первых лет существования Спасо-Преображенского собора [Тамбова] в местном ряду иконостаса верхнего храма, в приделе Николая Чудотворца, пребывала икона Казанской Божией Матери – образ древнего письма, обложенный серебряным позолоченным окладом. Сведений о том, откуда в Тамбов был привезен список с почитаемой царским родом Романовых иконы, – из Рязани или из Москвы, – не сохранилось. Дореволюционные источники сообщают о чудесах, которыми прославился иконный образ, и его большом народном почитании. В 1667 году с южной стороны тамбовской крепости, на реке Цне, во имя иконы Казанской Божией Матери возвели мужской монастырь. В 1682 году была учреждена Тамбовская епархия. Вторым ее епископом стал бывший архимандрит Вяземского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря Питирим. Известно, что по прибытию в город в марте 1686 года он на всех крепостных башнях с проезжими воротами распорядился поместить Богородичные иконы и образ с Распятием. Предание рассказывает, что иконные образы были написаны самим Святителем, который в юношеские годы, проведенные в Вязьме, обучался иконописанию. Так на южных воротах тамбовской крепости, под стенами которой располагался Казанский мужской монастырь, и где начиналась дорога на Астрахань, появилась икона Казанской Богоматери. В 1694 году святитель Питирим заложил каменный одноименный собор (третий по счету). 6 декабря того года (по старому стилю в 1695 году), в день Николая Чудотворца, от Казанской Тамбовской иконы произошло первое чудо, описанное в летописи. Из очей Божией Матери потекли слезы, которые капали на пелену, находившуюся под иконой: «…и не яко вода померзает, бе бо мраз, но текущии на той пелене, аки в губу, скрывашеся, и та мокрота на пелене пребысть, дондеже изше, и сице бысть до славословия того же утренняго пения». Свидетелями чуда стали стольник и воевода И.И. Леонтьев с супругой, большое число горожан, протопресвитер Сергий, священники и казначей архиерейского дома иеромонах Гавриил, который письменно описал знамение для памяти потомков. С того времени началось почитание Тамбовской Казанской иконы как чудотворной. Она «посетила много домов в городе и за городом и осушила немало слез у разного рода несчастных».

http://pravicon.com/info-3774

Тамбов Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.721295; 41.45275 Россия, Тамбов Тамбов, Тамбовская область Россия Вознесенский собор в Тамбове Тамбов — город в России, административный центр Тамбовской области . Расположен в 460 км от Москвы. Население — 288 895 чел. (2015). Первоначальное название города писалось Тонбов и было связано с предполагаемым местом основания крепости для защиты от набегов на реке Липовица «напротив крайней мордовской деревни Тонбов» и реки Тонбов. Хотя город заложили в другом месте, он сохранил первоначальное наименование. Корень слова мокшанского происхождения («томба» — омут). Содержание Православие в Тамбове [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбов

2 правило - если священнослужитель не прав, то смотри правило Неужели автор в действительности считает, что, если Иуду одеть в священническое облачение, то он автоматически станет членом Святой Церкви, и которого никто не будет имеет право назвать вором или гомиком? Сергий. 27 октября 2015, 21:42 Заметил,что строже всех судят те кто сам далек от Церкви.Они точно знают,что дорогой автомобиль не положено батюшке,какие жилищные условия можно иметь,возмущаются " тарифами " за требы.Как то Паисий Святогорец одной такой " небезразличной " сказал:батюшек к нам не на парашутах сбрасывают,а вот какого сына родишь и воспитаешь ты с такими ногтями? Елена 27 октября 2015, 21:33 Владыка, Питирим! Благодарю Вас за Ваши статьи. Будем считать, что я знакома с Вами с 2013 года, мы вместе шествовали на Иринарховском крестном ходе, и даже такая фотография, которая опубликована сейчас на сайте есть у меня в моем домашнем архиве, как, впрочем, много других привлекательных фото. Сожалею о том, что тогда не приобрела Вашу книгу, сейчас названия не вспомню. У меня для Вас была одна семейная история, но из-за символов в комментариях пришлось её вырезать. Хочу отметить, что нашим семейным покровителем вот уже на протяжении 100 лет был Святитель ПИТИРИМ, епископ Тамбовский! И когда летом 2013 года я впервые узнала о Вас,поняла, что в этом присутствует какая-то тонкая, едва уловимая связь. С тех пор Вы прочно укоренились в моем сознании, и уже являетесь человеком не столь мне чужим. Спасибо, что Вы есть! И как можно приобрести книги, написанные Вами. С уважением и наилучшими пожеланиями, Надежда 27 октября 2015, 20:47 Хорошая статья. Только на нее нужно смотреть всем, а не только тем, кто советует какими мы должны быть. Сделай сначала сам, и твоему примеру последуют остальные. Владимир 27 октября 2015, 20:32 Стать священником ни кто не предлагал, а если бы сам захотел, то ни кто бы не позволил. В остальном - мыл, тёр, подметал, строил, копал, закапывал, красил, стеклил, алтарничал, продавал свечки, звонил, даже сажал цветы. Не жалел ни денег ни времени и вот теперь оказывается, что я виноват в том,что в церкви есть, к примеру, такой мерзкий порок, о котором говорит отец Андрей Кураев.

http://pravoslavie.ru/87127.html

С благословения архипастыря, Кропоткин немедленно принялся за дело, которое, несмотря на разные препятствия, шло весьма успешно. В мае заложена была каменная церковь и, при своей огромности, была окончена через три года в 1838 году. Церковь , в присутствии самого Кропоткина, была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святой великомученицы Екатерины. Потом, через несколько лет была построена колокольня и вокруг церкви ограда. К прискорбью Кропоткина оставалось только недостроенной одна сторона ограды, за недостатком на ту пору кирпича. Это сильно беспокоило князя, но святитель Питирим, виновник построения храма, вывел его из такого затруднения. В том же монашеском простом виде, как и прежде, является ему во сне, благословляет его и говорит: «позади твоего дома ты найдешь нужное тебе количество кирпича». И действительно, стали копать, и кирпича нашлось так много, что сверх нужного для ограды осталось еще довольно. Чудесное явление святителя Кропоткину засвидетельствовано им в собственноручном объявлении, внесенном потом в соборную запись, и яснее всяких доказательств подтверждается существованием в селе Кропоткине величественного Покровского храма. Замечательно, что к святителю Питириму с мольбою об исцелении от болезни прибегали нередко и иноверцы. Так, жена швейцарского гражданина Софья Швицгибель, реформатского исповедания, живя в гувернантках у Тамбовского купца Ивана Козмина Малина, 1 октября 1867 г. подверглась страшной и, вместе, непонятной болезни: в груди ощущалось что-то вроде клубка, который постоянно перекатывался и поднимался по груди выше и выше, наконец, дошел до горла и захватил дыхание, горло сильно опухло; пользовавший ее доктор не мог оказать пособия, и больной угрожала смерть. Живя среди православных и от них слыша о чудесных исцелениях святителя Питирима, больная попросила своих единоверцев, живших в Тамбове, сходить в собор и, отслужив там панихиду по святителе Питириме, принести ей масла из его лампады. Когда все это было исполнено, и больная, помазав горло принесенным маслом, выпила его немного, у нее немедленно открылась рвота, чего доктора при всех усилиях никак не могли добиться. После того больная погрузилась в глубокий сон; проспав около 6 часов, она встала здоровой. Много было и других случаев благодатной помощи святителя Питирима 38 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аристократ духа В мире ничего нет случайного. Как-то в день памяти владыки я побывал на его могилке – светлая, вся в цветах… Потом пошел в храм, а после вечерней службы поставил большую свечку на могилку. Свеча горела, освещая всё вокруг: поразительна его могилка… Пасха Христова. Храм Христа Спасителя. 27 апреля 2003 г.      Но что удивительно: если вы обратите внимание, в храме (Духовской храм на Даниловском кладбище) одной из самых ярких и впечатляющих старых икон является икона Трех святителей (в серебряном окладе). В центре изображен святитель Питирим Тамбовский, слева от него склонен священномученик патриарх Гермоген, а справа – святитель Иоасаф Белгородский. Дело в том, что иконы святителя Питирима вообще очень редки, особенно в Москве. Нечасто увидишь их в наших местах. А тут – на расстоянии 200–300 метров от могилки владыки – находится эта удивительная икона святителя Питирима Тамбовского! Я думаю, что это неслучайно, и если у кого будет желание посетить могилку владыки Питирима, будет повод зайти в храм и поставить свечу святителю Питириму Тамбовскому. Еще есть одно удивительное совпадение, полагаю, тоже неслучайное. Владыка перешагнул порог вечности в день празднования особо им почитаемой Казанской иконы Божией Матери. Царство Небесное великому владыке митрополиту Питириму. Дай Бог, чтобы мы могли у него научаться – прежде всего, благородству. Православный человек, я считаю, обязательно должен быть аристократом духа. Аристократ духа – это чрезвычайно важно. Не плебей, а аристократ духа! Самая главная черта такого человека – это чувство ответственности: перед Богом, перед Отечеством, перед родными, перед близкими. Это должно быть главной чертой любого православного человека. У владыки Питирима этот аристократизм духа – чувство ответственности – глубоко присутствовало! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Татьяна 16 мая 2014, 09:06 15 мая2014г. отошла ко Господу схимонахиня Феодосия(Скопин).Так щедро раздавала она свою любовь людям,будучи очень больной.Матушка была и утешение,и помощъ,и вразумление,и поддержка и благословление.Россия потеряла великую молитвенницу.Молитесь за упокой ее души и вечная ей память.

http://pravoslavie.ru/65510.html

И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7). Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора. Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12). Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться. В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители. Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией (кондак 9).

http://pravicon.com/info-3220

Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Церкви. Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, святой Прокопий особенно полюбил чтение слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, святой Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме чудотворных икон. Святой Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность. Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя — преподобного Прокопия Декаполита (VIII b.; память 27 февраля/11 марта), в день памяти которого он родился. Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, святой Прокопий попросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий стал с усердием подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам. На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святейший Патриарх Кирилл встретился с победителями конкурса «Православная инициатива» от Тамбовской митрополии 31 августа 2014 г. 18:53 31 августа 2014 года, после богослужения в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова, в доме причта состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с победителями грантового конкурса «Православная инициатива» от Тамбовской митрополии . На встрече присутстовали  митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , руководитель Службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин, заведующий отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии протоиерей Игорь Груданов, начальник управления образования и науки Тамбовской области Н.Г. Астафьева. Также во встрече приняли участие авторы проекта «Передвижная выставочная экспозиция " Святитель Питирим Тамбовский " » (преподаватель Тамбовской духовной семинарии М.А. Климкова, художник А.В. Климков, заведующий историко-архивным отделом Тамбовской епархии, преподаватель Тамбовской духовной семинарии О.Ю. Левин) и авторы проекта «Свет под книжной обложкой» (директор МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Тамбова В.М. Кулаченко, заведующая методико-библиографическим отделом Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской г. Тамбова Л.М. Рязанцева, главный библиограф методико-библиографического отдела Центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской г. Тамбова Е.Р. Галактионова). В начале беседы протоиерей Игорь Груданов рассказал об участии Тамбовской митрополии в конкурсе «Православная инициатива» с 2010 года. Как сообщил отец Игорь, в митрополии был создан специальный экспертный совет для предварительной оценки проектов и предложений, а также было апробировано проведение общественной экспертизы и публичной защиты проектов. Затем священник представил руководителей проектов-победителей.

http://patriarchia.ru/db/text/3717451.ht...

Радуйся, свете омраченныя души освещающая. Радуйся, денница веры, в земле нашей возсиявшая. Радуйся, лампадо Царицы небесныя. Радуйся, светлостей Божиих проповедание. Радуйся, святому евангелисту Луке во иконописании последовый. Радуйся, ликов Заступницы усердной изображение. Радуйся, святых древ Креста Господня насаждение. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. —217— Кондак ΧII Благодать Всесвятаго Духа, яже на тя излияся, ведуще, молимся ти, всехвальне святителю, молися ко Господу спастися душам верных, взывающих Богу: аллилуиа. Икос XII Поюще твоя чудеса, богомудре святителю, хвалим, поем и величаем Вседержителя, сподобляющаго нас возглашати тебе: Радуйся, врачевство неистощимое. Радуйся, душ наших от погибели избавление. Радуйся, телес наших здравие. Радуйся, от бед и напастей свобождение. Радуйся, отче любвеобильный. Радуйся, вожде спасения. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Кондак XIII О, пречудный и преславный, святителю Питириме, воззри на люди твоя, всякого бо ответа о гресех наших недоумеем, и умоли Создателя, да не внидет в суд с нами, но сподобит ны пети: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Молитва Святителю Питириму О, предивный чудотворче и великий угодниче Божий, святителю Питириме, не презри молений наших, но с высоты горния славы взирая на ны молящиятися, потщися на умоление Пречистой, да оградит святую Русь от всяких бед и напастей, да хранит православную веру нерушиму, да укрепит Императора нашего и да спасет люди своя взывающия: радуйся, Царице, Мати Бога Вышняго, Его же со Присносущим Отцем и Животворящим Духом пресвятое Имя да славится во веки. Аминь. —218— Два слова к акафисту Исторические сведения о св. Питириме, дошедшие до нас, крайне скудны, и только очень немногое может быть установлено документально, большинство же фактов опирается исключительно на благочестивое предание. Конечно, это не обесценивает их, но вынуждает пользоваться ими возможно более осторожно. Однако одним из несомненнейших исторических фактов является культурно-просветительная роль и деятельность Святителя Питирима в исторической жизни Тамбовского края. Он был не только проповедником и насадителем христианства среди язычников, но и вносил свет христианства во все стороны жизни своей паствы. Поэтому основная мысль всего акафиста, проводимая во всех икосах его per gradationem: Святитель Питирим – истинное просвещение Тамбовского края, и именно просвещение, а не просветитель, под которым обыкновенно разумеют лицо, исключительно лишь проповедующее язычникам и крестящее их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1903 г.: Преподобный Серафим Саровский 1909 г.: Святая благоверная княгиня Анна Кашинская 1910 г.: Перенесение из Киева в Полоцк честных мощей преподобной Евфросинии 1911 г.: Святитель Иоасаф, епископ Белгородский 1913 г.: Святейший Патриарх Ермоген 1914 г.: Святитель Питирим, епископ Тамбовский 1916 г.: Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Государь спешит как можно скорее охватить те опорные точки, для удержания которых потребны будут святая молитва и святое покровительство прославленных угодников Божьих. Святитель Феодосий Черниговский — Украина. Преподобная Евфросиния Полоцкая — Белоруссия. Священномученик Исидор, замученный ливонцами в Юрьеве-Дерпте, — Прибалтика. Святитель Иоанн Тобольский — Сибирь. Восстановление почитания благоверной княгини Анны Кашинской было устранением чудовищной несправедливости, ведь святая была некогда «деканонизирована» только за то, что рука её честных мощей была сложена двумя, а не тремя перстами. Тем самым было прекращено безумие «ультраниконианства», пресечен грех хулы на старые обряды и равночестность русской церковной традиции, измененной в XVII веке была признана со всей наглядностью. Но одновременно был прославлен и святитель Питирм Тамбовский, немало потрудившийся не только над обращением ко Христу татар и иных мусульман, но и над приведением к единству с Церковью раскольников. Образ святителя Иоасафа Белгородского должен был служить настоящим укором многим архиереям начала ХХ века. Святитель с неукоснительной строгостью следил за соблюдением устава и церковной дисциплины, проявлял полную нестяжательность (по его смерти при архиерее обнаружили лишь 70 копеек). Трагическим укором служила и история о том, как другой архиерей, который должен был отпеть владыку, приехал лишь на сороковой день. И всё это время тело святого лежало в открытом гробу, немало не потревоженное тлением. Возможно именно из-за слишком большой красноречивости урока святителя Иоасафа в Синоде возникли некоторые трудности и предприняты были попытки отложить торжество. Тогда Государь назначил канонизацию своею властью, начертав резолюцию: « Благодатным предстательством святителя Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского» .

http://pravoslavie.ru/36759.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010