Он говорит, что вы священство святое. Не мы одни, архиереи и священники, священство святое, – вас всех, христиан, называет св. Пётр священством святым, вас всех призывает к тому, чтобы вы, подобно нам, приносящим ежедневно Бескровную Жертву, приносили бы духовные жертвы, благоприятные Богу. Не только мы, но все вы должны быть строителями. И вот что говорит св. Павел об этом строительстве: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:12–13 ). Были великие люди, которые строили здание христианской жизни своей из драгоценных камней. Так строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святитель наш Питирим Тамбовский, святитель Тихон Воронежский, память которого ныне совершаем. Были меньшие угодники Божии, такие, которые строили из золота и серебра. И когда придёт великий день, страшный день Христов, когда все предстанут перед Господом Иисусом Христом, как перед Судией, тогда огнём будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже железа, не сгорят, устоят; золото и серебро ещё более будут блистать, обожжённые огнём. Но есть много, много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном ап. Павлом, на основании, которое есть Господь Иисус Христос, но строят негодные здания, жалкие лачуги – деревянные, соломенные, даже иногда на кучу сена только похожие. Ибо творят мало угодных Богу дел, но много грешат. Не много они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть и такие строители, здания которых подобны паутине. Эту паутину всю жизнь ткут некоторые люди и ждут, чтобы в сеть эту запутались братья и сёстры их. О таких нечего и говорить – они совсем забыли об основании, положенном ап. Павлом.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Были великие люди, которые строили здание своей христианской жизни из драгоценных камней, как строил его преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский , святители Питирим Тамбовский и Тихон Воронежский 15 . Были такие, которые строили из золота и серебра. Но есть много людей, мнящих себя христианами, которые строят здание своей жизни из дерева, сена, соломы. Что это значит? Они строят тоже на основании, положенном апостолом Павлом, на Основании, Которое есть Иисус Христос, но создают негодные, жалкие лачуги – деревянные соломенные, иногда даже только похожие на кучу сена, ибо редко творят богоугодные дела, а чаще грешат. Немного они думают о жертвах духовных, а больше заботятся о том, чтобы построить здание для беспечной жизни в веке сем. Есть некоторые люди, чьи здания подобны паутине, и ткут они эту паутину всю жизнь, ожидая, чтобы в нее запутались братья и сестры их. О таких уже нечего и говорить. Когда придет великий, страшный День Христов, когда все предстанут перед Господом, как перед Судией, тогда огнем будут испытаны здания, которые строил каждый из нас. Здания, построенные из драгоценных камней, из золота и серебра, даже из железа, не сгорят, устоят; золото и серебро, обожженные огнем, заблещут еще ярче. А жалкие лачуги в Страшный День Христов сгорят, как горит сено, солома и дерево. Уцелеют только небольшие частицы из прочного материала – каменные, железные, медные, иногда даже серебряные и золотые, ибо и у таких строителей бывает кое-что доброе. У «кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3:14–15 ). Как же они спасутся? Почему Господь убережет их от сожжения в вечном пламени, того сожжения, которому подлежат злодеи, хулители Христа, все ткавшие паутину в жизни своей? Господь помилует их только потому, что они, хоть и плохо, но все же строили здание своей жизни на верном основании. За их малую веру, за малые добрые дела, за их малую любовь и милосердие они спасутся, но будут тяжело обожженны на пути страшных мытарств от злых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В рамках XX Международных Рождественских чтений пройдет семинар «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского» 26 декабря 2011 г. 10:06 В рамках XX Международных Рождественских чтений 22-23 января 2012 года в Московской духовной академии и Издательском Совете Русской Православной Церкви будет проводиться семинар студентов духовных и светских учебных заведений «Духовное наследие святителя Феофана, Затворника Вышенского». Работу семинара возглавит заместитель председателя Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана Затворника, заведующая Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН, доктор филологических наук, профессор М.И. Щербакова. В мероприятии примут участие: заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, заместитель председателя Научно-редакционного совета, кандидат богословия игумен Евфимий (Моисеев); преподаватель Московских духовных школ иеромонах Питирим (Творогов); доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Воропаев; доктор филологических наук, профессор МПГУ Е.В. Николаева; доктор филологических наук, сотрудник ИМЛИ РАН Д.С. Московская; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Отдела русской классической литературы ИМЛИ РАН О.А. Крашенинникова; преподаватель Петрозаводского государственного университета Н.И. Соболев, а также представители духовных учебных заведений Русской Православной Церкви — Московских, Санкт-Петербургских и Киевских духовных школ, Рязанской, Тамбовской, Владимирской, Одесской и Екатеринодарской духовных семинарий, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , а также учащиеся МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского педагогического государственного университета и Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Программа 22 января (МДА) 23 января (Издательский Совет) Сведения о работе семинара, а также доклады, сделанные во время чтений, будут доступны на сайте Издательского Совета и сайте Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. Адрес эл. почты для связи: lizunov@pcroc.ru . Тел.: (495) 789-90-45, добавочный (в тоновом режиме) — 22-41. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1852549.ht...

Святитель Питирим Тамбовский (Память 28 июля). Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован. Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Питирим Тамбовский, свт. Описания иконы Питирим Тамбовский, свт. - житие Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец (память 18 июля по старому стилю) Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми. С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9460.jpg:   Размер: 569x1200, 0.68 MPix, 120 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (143) , (7) . Описание: [Россия. XIX.] Свт. Питирим Тамбовский. Портрет. Россия. Середина XIX века. Книга б. Тамбовского кафедрального Спасо - Преображенского собора чудес святителя Питирима. Файл 9462.jpg:   Размер: 663x789, 0.52 MPix, 72 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (168) , (9) . Описание: Св. Питирим и святые покровители Российского Черноземья-Митрофан Воронежский, Иосаф Белгородский, Тихон Задонский и Серафим Capobckuй.jpg Файл 32464.jpg:   Размер: 457x600, 0.27 MPix, 55 Kb. Дата: 2018-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (81) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2727

По своей особенной расположенности к этой обители, святитель Питирим озаботился, при своей еще жизни, обеспечить ее, исходатайствовавши у служивых людей с. Бовина достаточное количество земли со всяким вотчинным угодьем. В 1691 г. он сам освятил новоустроенный соборный храм Рождества св. Иоанна Предтечи. Обитель, при неусыпных трудах святителя, вскоре обустроилась, и число братий постепенно увеличивалось так, что при Варлааме было в обители 30 человек иноков. Не доведши еще до конца построения мужской обители, святитель Питирим приступил к устроению и женского монастыря. Побуждением к этому были просьбы благочестивых женщин, во главе которых была родная его сестра Екатерина, желавших всецело посвятить себя на служение Богу. В 1690 году преосвященный Питирим неподалеку от крепости, на левом берегу реки Студенца, устроил женскую обитель и сам освятил в скором времени устроенный в ней главный деревянный храм, в честь Вознесения Господня. Первой постницей и настоятельницей этого монастыря была сестра его Екатерина. При Вознесенской церкви был устроен придел в честь тезоименитой ей великомученицы Екатерины. Игуменья Екатерина, неизвестно, когда скончавшаяся, была погребена близ древнего деревянного Вознесенского храма. В настоящее время над ее гробницей стоит небольшая часовня. Созидая новые обители и приводя их в порядок, святитель Питирим не оставлял без своей особой заботливости монастырей, прежде его устроенных в Тамбовской епархии. Так, в Козловском мужском монастыре, вместо прежнего деревянного храма Пресв. Троицы, по его старанию, сооружен новый величественный каменный храм. По освящении храма, в знак своего особенного к обители благорасположения, святитель Питирим 19 августа 1692 года послал от себя в новоустроенный храм на благословение обители образ Св. Троицы в окладе с венцами и гривнами златыми. С христианской любовью он относился к меньшим братьям и особенно простирал свои попечения на людей несчастных. Неподалеку от Тамбова, в пяти верстах, в Пашкельской слободе Донской, большей частью, жили ссыльные, и для этих-то несчастных, к умягчению их загрубелых сердец и к утешению, святитель Питирим устроил храм во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После болезни, во время которой святителю явились Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет. Но силы не вернулись к нему полностью, и он постоянно недомогал. Поэтому он и не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года. Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой была устроена деревянная резная гробница. Сначала память святителя Питирима совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в Тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой об исцелении обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого. В 1914 году святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви. Литература: 1 . Молчанов Н. Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского. Изд. 2-е. Тамбов, 1914. 2 . Святитель Божий Питирим, епископ Тамбовский и чудотворец. Изд. 4-е. Одесса, 1914. 3 . Данилов А., послушник. Чудеса угодника Божия святителя Питирима. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1916. 4 . Житие святителя Питирима, епископа Тамбовского. Шамордино, 1914. 5 . Новочадова М. И. Великий светильник Церкви Тамбовской святитель Питирим. Изд. 2-е. Тамбов, 1913. 6 . Лебедев В., священник. Святитель Питирим Тамбовский. Тамбов, 1913. 7 . Лебедев Л., священник. Святитель Питирим, епископ Тамбовский, чудотворец. – Журнал Московской Патриархии, 1974, 12, с. 65–72. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Тамбовская» Тропарь, глас 4: Днесь светло красуется град Тамбов,/и святитель Христов Питирим радуется./Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице,/юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе,/и дивное людем являет Твое заступление,/подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим./Темже умильно вопием Ти:/спасай нас иконою Твоею,/Дево Всепетая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С 1945 года Константин Нечаев становится иподиаконом патриарха Алексия (Симанского) и с того момента почти двадцать пять лет почти неотлучно находится около Святейшего. 15 февраля 1952 года Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин был рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 года во священника (целибат). При рукоположении патриарх надел на отца Константина свой золотой крест. 13 апреля 1959 года отец Константин был пострижен в монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году отец Питирим был возведен в сан архимандрита Святейшим Патриархом Алексием и назначен инспектором Московских духовных школ. 23 мая 1963 года, в день Вознесения Господня, архимандрит Питирим был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1963 по 1994 год, более тридцати лет, владыка руководил Издательским отделом Московской Патриархии, был главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды», где публиковались выдающиеся труды православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года, и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В ноябре 1971 года была образована английская редакция «Журнала Московской Патриархии», имевшая подписчиков в более чем пятидесяти странах. «Журнал Московской Патриархии» высоко оценивался специалистами. Под руководством владыки Питирима был подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. Издательский отдел обеспечил выпуск полного набора богослужебных книг, все храмы были обеспечены богослужебной литературой. В 1971 году епископ Питирим был возведен в сан архиепископа. С Крещения 1972 года владыка Питирим совершал свое служение в московском в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы владыки Питирима. В декабре 1986 года архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Питирим Тамбовский, свт. - житие Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец (память 18 июля по старому стилю) Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием. При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5). Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми. С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2). Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве. Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью. Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со своим северным соименником.

http://pravicon.com/info-3220

Близ кафедрального собора, на протоке реки Ирсы, преосвященный Питирим выстроил для себя каменный одноэтажный дом со сводами о пяти комнатах. По левую сторону нынешнего собора построены были им каменные кладовые. Устрояя для себя жилище, святитель обратил свою пастырскую заботливость на главный в городе кафедральный собор, потому что он был весьма бедный, простой деревянный храм, без всяких украшений. Мало того, в бедном соборном храме не было даже порядочной утвари, не было достаточной ризницы, особенно для архиерейского служения. Владыка решился создать новый, благолепный, каменный собор. В 1694 году, по благословению патриарха Иоакима, святитель Питирим приступил к постройке двухэтажного собора в прежнее именование Преображения Господня по образцу Рязанского собора (только в меньшем размере). Несмотря на успешно шедшую постройку храма, Питирим не успел кончить его и, как бы предчувствуя свою скорую кончину, поспешил в нижнем этаже освятить правый придел в честь святителя Николая. При жизни своей Питирим снабдил собор нужной ризницей. Благочестивому отшельнику, и на святительской кафедре не оставлявшему иноческих подвигов, трудно было жить среди мира, среди людей, непрестанно развлекаемых житейской суетой; потому святитель употреблял все свое старание на содержание святых обителей. Неумолкающее предание, переходя от одного поколения к другому, передает, как несомненную истину, что благочестивый архипастырь, любивший вообще уединение, где представлялась ему полная возможность заниматься размышлением о Боге, нередко среди своих трудов и забот по делам епархии один или с людьми, близкими к нему по благочестивому настроению, отправлялся из Тамбова верст за семь в пустынное, лесистое место на берегу реки Цны и там прогуливался. Среди таких-то прогулок ему особенно понравилось одно, возвышенное над рекою место и отовсюду окруженное лесом, и здесь-то он предположил устроить мужской монастырь, и действительно, с увеличением средств, с получением пособий от правительства, святитель Питирим немедленно приступил к устройству обители. В этом отношении святитель, за недостатком средств и людей доверенных, отказывал себе даже в необходимом, употребляя все свое достояние на дело Божие, и сам делается смотрителем за постройками, сам экономом и даже строителем. Так, еще прежде закладки собора, в 1688 году сентября 15, он заложил мужской Трегуляев монастырь, построил в нем деревянную церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; сам избрал и постриг первого инока и, вместе, настоятеля, вдового священника Василия, названного в монашестве Варлаамом. Главный храм был освящен им во имя св. Иоанна Предтечи. Здесь же он и устроил особую для себя келлию, среди любимой братии и первый подавал им собою пример строгой отшельнической жизни. Святитель часто любил уединяться в эту пустынную обитель, и здесь на время отдыхал от своих тяжелых архипастырских трудов, и здесь в теплой молитве находил себе утешение среди подвигов своих в борьбе с раскольниками и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010