Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Х Феофановские чтения прошли в Издательском Совете Русской Православной Церкви 12.10.2016 11 октября 2016 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента прошли X юбилейные Феофановские чтения. В работе чтений приняли участие архипастыри и духовенство, ученые, а также студенты духовных учебных заведений. По традиции перед началом чтений был отслужен молебен святителю Феофану Затворнику . Открывая пленарное заседание, председатель Издательского Совета обратился к собравшимся с приветственным словом. В ходе пленарного заседания с докладом на тему «Святитель Феофан (Говоров) — архипастырь земли Тамбовской» выступил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Участие в чтениях принял епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим. Будучи иеромонахом и преподавателем Московской духовной академии, владыка Питирим также принимал активное участие в форумах, посвященных изучению наследия святителя Феофана Затворника. Настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимира, доцент кафедры богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской семинарии, кандидат педагогических наук архимандрит Зосима (Шевчук) предложил доклад «О служении святителя Феофана Затворника на Тамбовской и Владимирской кафедрах: влияние архипастыря на умы современников из числа духовенства». С докладом «О положении начальствующих в древних обителях (по книге святителя Феофана " Древние иноческие уставы " )» выступила настоятельница Вышенского Успенского монастыря Скопинской епархии игумения Вера (Ровчан). Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков представил доклад «Проблема формирования этноисторического сознания в исторической традиции России. По трудам святителя Феофана». С докладом «Восхождение по " Лествице " в одеждах доброделания в наследии свт. Феофана» выступил заведующий библиотекой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов).

http://drevo-info.ru/news/21354.html

Митрополит Киевский Владимир возглавил торжества по случаю причисления к лику святых новомучеников Василиевских 11 августа 2008 г. 20:03 В воскресенье 10 августа, находясь с архипастырским визитом в Николаевской и Вознесенской епархии , предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил торжества по случаю причисления к лику святых новомучеников Василиевских. Божественная литургия и чин прославления святых состоялись в кафедральном соборе в честь Рождества Богородицы города Николаева. Его Блаженству сослужили архиепископы Тульчинский и Брацлавский Ионафан , Черкасский и Каневский Софроний , Николаевский и Вознесенский Питирим , Винницкий и Могилев-Подольский Симеон , Криворожский и Никопольский Ефрем , Херсонский и Таврийский Иоанн , Вышгородский Павел , епископы Александрийский и Светловодский Пантелеимон , Хотинский Мелетий , Переяслав-Хмельницкий Александр , духовенство епархии. За богослужением молился губернатор области Алексей Гаркуша вместе с другими представителями власти региона. Во время Литургии (после малого входа) состоялся чин прославления святых Николаевской епархии священника Сергея Штенка и мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, которые приняли мученическую кончину в годы гонений на Святую Церковь. Была отправлена последняя панихида по новомученикам, а глава Синодальной комиссии по канонизации святых архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн зачитал решение Священного синода УПЦ от 18 апреля 2008 года ( журнал 33 ) о причислении мучеников к лику местночтимых святых Николаевской епархии. Потом архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем прочитал жития прославленных угодников Божиих. По завершении прозвучали тропарь и кондак новомученикам, после чего Первосвятитель вместе с архиереями и духовенством поклонились иконам святых и их честным мощам. После богослужения многочисленные верующие также поклонились нетленным мощам святых мучеников. После воскресного Евангельского чтения предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью, в которой рассказал о святых угодниках Божиих. Также верующие почтили память святителя Питирима, епископа Тамбовского. Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим отметил день своего небесного покровителя. Во время богослужения, и по его завершении тезоименитый владыка принимал поздравления от гостей, духовенства и паствы. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/447019.htm...

9 апреля 1676 года в Успенском соборе Московского Кремля была совершена его епископская хиротония и последовало назначение на Смоленскую кафедру. В этот период православная паства особенно нуждалась в кафедральном соборе – центре православной жизни смолян. Святитель Симеон благословил это начинание и принимал большое участие в созидании величественного кафедрального собора, посвященного Успению Пресвятой Богородицы. По благословению святителя Симеона и в других городах Смоленской земли возводились многочисленные храмы. Одновременно Смоленский архипастырь принимал деятельное участие в делах всей Русской Церкви. В 1678 году он участвовал в заседании Собора, решавшего вопросы об обрядах в Неделю ваий. В 1681 году святитель Симеон принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Никона и получил в дар митру Патриарха Никона, впоследствии хранившуюся в ризнице кафедрального собора. В том же году он освящал церковь в Флорищевой пустыни и участвовал сначала в Земском Соборе, а затем Поместном Соборе, на котором было принято решение о возведении Смоленской епархии в достоинство митрополии, в Вязьме и Брянске определялось быть викарным епископам. На этом Соборе определено было Смоленскому митрополиту поставлять священников для зарубежных православных храмов. Блаженная кончина святителя Симеона, митрополита Смоленского последовала 4 января 1699 года. Чин погребения был совершен Тихоном, митрополитом Сарским и Подонским, погребен святитель Симеон в Троицком монастыре, у южной стены собора, ставшем усыпальницей Смоленских архипастырей. Впоследствии над местом погребения была устроена деревянная часовня, а позже – каменный придел в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость. Сохранились свидетельства о многочисленных благодатных исцелениях по молитвам святителя Симеона. Святитель Питирим, епископ Тамбовский (в миру Прокопий), родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим в Вяземской Предтеченской обители, где впоследствии был избран игуменом монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Князь Алексей Петрович после своего отца князя Петра Николаевича Кропоткина, умершего в 1826 году , получил в наследство село Петровское. Однажды вечером 1834 года, устроившись на отдых в господском доме, он задремал, и во сне ему явился монах, который, указывая на земельный участок рядом с домом, сказал: «Ты должен непременно на этом месте соорудить храм Божий во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за каковую жертву как ты сам, так и твое семейство до конца вашей жизни будете находиться под непосредственным Её покровительством» . Князь тотчас взялся исполнять повеление монаха. Он отправился за советом и благословением к епископу Тамбовскому Арсению (Москвину). В архиерейском доме, где ныне находится Тамбовская духовная семинария, на одном из портретов тамбовских архипастырей князь узнал явившегося ему во сне монаха. Это был святитель Питирим Тамбовский. Владыка Арсений посоветовал князю построить просторный каменный храм. Князь согласился, и вскоре был разработан проект храма, строительство которого началось в 1835 году, а завершилось в 1838. В 1859 году, то есть через 21 год после возведения храма, князь решил построить колокольню и ограду вокруг храма, однако кирпича хватило только на колокольню. Князю вновь помог святитель Питирим, который в сонном видении сказал ему: «Позади твоего дома ты найдешь нужное тебе количество кирпича» . На следующее утро в указанном месте обнаружили кирпичи, по-видимому, оставшиеся от строительства храма, о чем с течением времени все забыли. У Алексея Петровича было пятеро детей, и самым известным среди них был Петр Алексеевич Кропоткин – ученый, революционер, основатель и теоретик анархизма. В «Записках революционера», написанных им в 1902 году, он вспоминал о своих родителях и храме: «Когда отец задумал строить церковь в Петровском, мать писала для нее иконы: одну из них, Алексея Божьего человека, крестьяне указывали мне с любовью, когда я был в Петровском» . В городе Тамбове святитель Феофан положил начало строительству большого Христорождественского кафедрального собора.

http://bogoslov.ru/article/5910477

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Потом, после первого Спаса, «Изнесения древ», — Преображение, но это редко у нас, обычно в селе Спас под Волоколамском, Успение в монастыре, и — новый круг церковного года. Это только отдельные наиболее заметные вехи, были, конечно, не только большие праздники — были и просто воскресные дни, и пение акафиста Божией Матери воскресными вечерами, и значимые будни. Среди прочих служб своей красотой и торжественностью как–то особенно выделялся чин Воздвижения Креста. Приходилось слышать, что никто не совершает его так красиво, как Владыка. У него для этой и некоторых других служб было облачение, замечательное своей благородной сдержанностью, — темно–вишневого, почти черного, бархата, с тонкой золотой вышивкой. Чин Воздвижения, так, как его совершал Владыка, требовал большого напряжения сил. Держа крест на вытянутых руках, он очень медленно, плавно наклонялся до самой земли, а потом — поднимался, вознося крест на предельно доступную высоту. Но это была не столько красота пластики, сколько величие духовной сосредоточенности. Когда потом он осенял крестом храм, казалось, что в воздухе прибавляется озона. В последние годы все более становилось заметно, как тяжело ему дается это действо: пальцы, сжимавшие увенчанную белыми цветами подставку с укрепленным на ней крестом, слегка дрожали. «Кресту Твоему, поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим…» Небесным покровителем Владыки был святитель Питирим Тамбовский. Глядя на его икону, нельзя было не заметить внешнего сходства, — особенно если сравнить с нею фотографии Владыки в 50–летнем возрасте (святитель Питирим скончался именно в этом возрасте, и соответственно, в нем и изображался). Учитывая тамбовские корни Владыки, легко было заподозрить родство. И в самом деле, согласно семейному преданию, по материнской линии священнический род Владыки восходил к племянникам святителя, однако сам он никогда об этом не рассказывал. На свои именины он обычно в нашем храме не служил — скрывался от поздравлений в монастырь и появлялся только через день — на Иоанна Воина. В разговоре о молитве Владыка не допускал никаких «запредельностей». Объясняя смысл церковной службы, обходился без сложных уставных терминов, сводя весь комплекс чувств, переживаемых священнослужителем, к трем основным состояниям: благодарности, прошения, покаяния. О келейной молитве тоже всегда говорил очень просто, — как будто у него самого были те же трудности, что и у новичков.

http://azbyka.ru/fiction/plennyj-rycar-a...

Памятниками любви святителя к молитве доселе еще служат две иконы, несомненно принадлежащие ему: икона Девпетерувской Божией Матери, по преданию бывшая келейная преосвященного Питирима и икона святого Николая. Икона Девпетерувской Божией Матери в настоящее время стоит при раке святителя и, по преданию, есть та самая икона, пред которой святитель Питирим возносил свои теплые молитвы к Богу. По очерку полууставом написанных литер надписи и кольцеобразной чеканной работы на окладе иконы, написание ее относят к концу 15 или началу 16 века. Прежде икона эта стояла в верхнем храме на горнем месте, но особенное обстоятельство заставило соборных священнослужителей поставить ее на настоящее место. Именно: одна женщина, у которой муж, вследствие ложного обвинения, посажен был в тюремный замок, видела во сне неизвестного старца, который, указав ей икону Девпетерувской Божией Матери, сказал ей, что икона эта стояла прежде в доме преосвященного Питирима, и потом, по смерти его, вместе с телом почившего принесена была в соборный храм, где и осталась с того времени. Сказавши это, старец приказал ей непременно отыскать означенную икону в соборе и отслужить пред Нею молебен, и затем, прибавил старец, по молитвам небесной Заступницы, муж ее в скором времени, как невинный, будет освобожден из тюрьмы. Женщина исполнила повеление старца на другой же день после виденного сна, явилась в собор и, рассказав там свое сновидение соборному причту, просила отыскать виденную ею во сне икону. Основываясь на описании величины и вида иконы, а, главным образом, на сказании, что виденная ею икона была прежде в доме преосвященного Питирима, ей показали икону Девпетерувской Божией Матери. При первом взгляде на эту икону, женщина объявила, что эта самая указана была ей старцем во сне, и просила отслужить пред Нею молебен, И действительно, вскоре муж этой женщины, как невинный, был освобожден из тюрьмы. После сего события соборные священнослужители нашли более приличным поставить эту икону при гробнице святителя, как бывшую у него келейной; чудесное событие, о котором было сказано, относится к 1833 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1690 г. святитель Питирим ездил в Москву на избрание Патриарха Адриана, а в 1698 г. он скончался и погребен был в созданном им соборе, где и почивал до наших дней. У раки его была помещена икона, изображавшая его молящимся на коленях пред прп. Прокопием, с надписью: «Преподобие отче Прокопие, моли Бога о душе моей!»  В 1833 г. одна женщина, муж которой был по ошибке заключен в тюрьму, молилась о нем святителю Питириму. Она увидела во сне неизвестную ей икону Божией Матери, и таинственный голос сказал ей, что эта икона принадлежала святителю Питириму и чтобы она отслужила перед ней молебен об освобождении мужа. В соборе она узнала явившуюся ей икону — это была икона Божией Матери Девпетерувская (Питиримовская) — и отслужила молебен. Невинность мужа ее была доказана, и он был освобожден. А святую эту икону, как келейную святителя Питирима, поместили у его раки. Больного ногами Н.А.Мотовилова прп. Серафим послал в Тамбов к мощам святителя Питирима, и он был исцелен. Исцелена была от той же болезни, после бывшего ей откровения во сне, М.М.Бибикова в 1843 г.  В 1834 г. помещику князю Крапоткину явился во сне неизвестный ему архиерей и повелел воздвигнуть в его имении церковь в честь Покрова Божией Матери. В тамбовском архиерейском доме князь узнал на портрете святителя Питирима, явившегося ему. Во вторичном своем явлении Питирим указал князю, где найти недостающие для постройки кирпичи. Их оказалось столько, что после постройки оставалось еще много неиспользованных.  В 1867 г. получила исцеление при раке святителя Питирима протестантка София Швицгибель. •  Святитель родился в 1645 г. в Вязьме, в земле Смоленской, постриг принял в Вяземском монастыре, основанном Герасимом Болдинским (память его 1 мая), там же потом стал архимандритом.  •  Тамбовская кафедра была основана в 1682 г., незадолго до назначения на кафедру свт. Питирима. В его архиерейское правление количество храмов в епархии было доведено до 168. Постоянно проявлял святитель заботу о монастырях.  •  Основанный им Тригуляевский монастырь располагался в 3 верстах от Тамбова. Место для него выбиралось свт. Питиримом во время прогулки втроем: вместе с навестившим его свт. Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием. Отсюда и произошло название монастыря. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Местные власти решили возродить образы народных героев. Также планируют установить памятник праведному Феодору Ушакову. 29 апреля. ПРАВМИР. В Тамбовской епархии в течение 2014 года появится ряд памятников, среди которых — святителю Питириму. Об этом во время заседания Тамбовской областной думы заявил глава администрации Олег Бетин. «В наше время восстановления традиционных ценностей большую роль играет пример героев, выдающихся личностей, которые являются воплощением народного идеала. Возрождение образа народных героев — важный фундамент единения народа, формирования высоких нравственных принципов, ориентиров для молодежи. В этом году будут открыты памятники Вернадскому, Ушакову, святителю Питириму», — цитирует губернатора «Интерфакс» . По словам руководителя области, укреплению данных традиций будет способствовать и принятие областного закона «О дне Тамбовских святых», и установление памятной даты «День Тамбовских героев». Святитель Питирим жил в XVII веке. Прокопий (будущий святитель) родился 27 февраля 1645 (или 1644 года). С ранних лет он полюбил чтение святоотеческой литературы и жития святых. Также он хорошо рисовал иконы, а также пел. С течением времени он поступает в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью нравов. В 20 лет его постригают в монашество с именем Питирим. За подвижнические труды он был возведен в сан игумена, в 1684 году — архимандрита. В 1685 патриарх Иоаким (1674-1690) рукоположил его в епископа Тамбовского. Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников. Свои труды он начал со строиельства нового храма в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Также он открыл школу для священнослужителей и начал формирование библиотеки духовной литературы.

http://pravmir.ru/v-tambove-poyavitsya-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010