В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора, который был закончен уже после его кончины. При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому). Святитель Питирим с детства любил Богослужения. Он часто служил и заботился о благоговейном совершении служб, внятном пении и чтении. Нередко он сам становился на клирос, чтобы научить певцов правильному пению. Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам. Заботясь о торжественности Богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества. Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе Московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшем Святейшего Патриарха Адриана (1690–1700). На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освящения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы святитель просил не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем своего покровителя, которому молился всю жизнь – святого Прокопия Декаполита. Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Помимо монастырского лазарета великая княгиня посетила городской лазарет, лазарет в доме Егоровых, лазарет Красного креста и лазарет Вознесенского монастыря. В лазарете Красного креста, увидев на столе одного из раненых брошюру «Святитель Питирим, его жизнь и чудеса», великая княгиня выразила желание приобрести такие же брошюры для раздачи раненым в московских лазаретах и для отсылки на фронт. Вечером, в присутствии великой княгини, в доме губернатора состоялось заседание Тамбовского отделения Елисаветинского комитета, после окончания которого Ее Высочество вновь побывала в кафедральном соборе, где приложилась к раке со святыми мощами святителя Питирима, а затем посетила всеми почитаемую в Тамбове Μ. Ф. Чернову, расслабленную более 47 лет. В ночь на 3 апреля великая княгиня отбыла из Тамбова 189 . 1915 год не стал исключением в заведенном архиепископом Кириллом порядке обозрения епархиальных храмов и монастырей, хотя по условиям военного времени поездки были более кратковременны. Первая поездка была совершена 25–26 апреля в г. Козлов для освящения придела Троицкой церкви 190 . Вторая длилась также два дня (23–24 мая) и была посвящена обозрению церквей 5-го благочиннического округа Тамбовского уезда 191 . Третья поездка была более продолжительной: с 3 по 10 июня, и включала посещение г. Кирсанова и тридцати четырех сел Тамбовского и Кирсановского уездов 192 . Четвертая поездка была предпринята с 26 по 30 июня для обозрения Тихвинско-Богородицкого монастыря, церквей г. Кирсанова, а также 14 приходов Кирсановского и Тамбовского уездов 193 . Наконец, пятая поездка архиепископа Кирилла была им совершена с 8 по 24 июля 1915 года для посещения монастырей и церквей Шацкого, Темниковского и Спасского уездов 194 . Особое расположение владыки к монастырям выразилось и в этот раз в том, что он останавливался в каждом из них на несколько дней. Следует ли говорить, что для епархиальных архиереев той поры проживание в монастырях в течение нескольких дней было крайней редкостью. В эту поездку владыка провел в Вышенской пустыни четыре дня (с 10 по 13 июля), столько же – в Саровской (с 16 по 19 июля), два дня в Санаксарском монастыре 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постепенно экономическое благосостояние Тамбовской епархии улучшалось, и у епископа Питирима появлялись возможности для развития миссионерства и храмового строительства.Одной из первых церквей, построенных по храмозданной грамоте святителя Питирима, стала Предтеченская в Пяшкильской слободе (село Донское). Как священную реликвию хранил Предтеченский храм до конца XIX столетия деревянный крест, исполненный руками святителя Питирима и подаренный храму в мае 1687 года. К концу XVII века число приходских храмов значительно возросло. Много внимания святитель Питирим уделял устройству монастырей. Обители сыграли немалую роль в освоении Верхоценской волости и значительно способствовали христианскому просвещению народов, населявших край. При содействии монастырей, особенно самых крупных из них, епископ Питирим укреплял в Тамбовском крае православную веру. Монастыри активно помогали епископу развивать недавно созданную Тамбовскую епархию. Одновременно строящийся собор свидетельствовал и о возрастающем влиянии Тамбовской епархии. После десятилетия самоотверженных трудов по управлению епархией архипастырь тяжело заболел, и строительство собора надолго прекратилось. Тамбовская паства скорбела о своем епископе и искренне возносила молитвы пред иконой Казанской Божией Матери о возвращении его к жизни. Тамбовская летопись повествует, что 6 декабря 1695 года к скорби паствы присоединился плачь Царицы Небесной — от очей иконы Казанской Богородицы явились слезы, текущие до пелены. Поднявшись с одра болезни, епископ Питирим продолжил строительство собора и изменил его план, сделав собор двухэтажным, отделал южный придел, освятил его во имя Николая Чудотворца и подготовил его для своего погребения. Тамбовский архипастырь отошел ко Господу 28 июля (ст. ст.) 1698 года в день памяти почитаемой им Смоленской иконы Божией Матери. «Истинный основатель Тамбовской церкви и возлег в основу перваго ея храма, чтобы сообщить ей полную крепость и силу», — отмечал один из жизнеописателей святителя. Над местом его упокоения была установлена резная гробница, золотой вязью на ней были означены важнейшие даты жизни епископа Питирима, на боковой стороне было написано: «Не забывайте мя, егода молитеся Господу».

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

Народ заполнил соборную площадь, крыши и заборы ближайших зданий. Все желали хотя бы издали видеть святые мощи и поклониться им. Слышались возгласы: «Батюшка Питирим, помоги нам, спасай нас твоими молитвами!» Крестный ход возвратился в собор, святые мощи были поставлены на прежнее место, и продолжилось всенощное бдение. По прочтении митрополитом Владимиром Евангелия краткое слово о святителе Питириме произнес епископ Черниговский Василий, а затем началось чтение канона Божией Матери и святителю Питириму. Верующие подходили ко святым мощам, где их помазывали святым елеем два архиерея. Каждый получал освященный хлебец с изображением святителя Питирима. Всенощная закончилась во втором часу ночи. Паломники всю ночь подходили ко святым мощам, около которых служили молебны святителю Питириму. В 3 часа ночи началась литургия для причастников в Смоленском приделе собора. В 6 часов утра началась вторая литургия, которую совершили епископ Козловский Зиновий и епископ Михайловский Амвросий. По окончании литургии гроб с мощами святителя Питирима был поднят в верхний храм и поставлен на уготованном месте перед архиерейской кафедрой. К 10 часам в собор прибыли митрополит Владимир, архиепископ Кирилл и епископы Василий, Тихон и Варлаам. Они прошли в мантиях к мощам святителя Питирима, совершили поклонение и целование. Затем началась литургия. Она совершалась особенно торжественно, с большим подъемом и сопровождалась замечательным пением хора в 200 человек. Во время малого входа со Святым Евангелием гроб с мощами святителя Питирима священнослужителями торжественно был внесен в алтарь царскими вратами и поставлен на горнем месте, лицом к святому престолу. У гроба встали четыре диакона с рипидами так, как бы святитель Питирим сам возглавлял служение литургии. Евангелие было прочитано протодиаконом Исаакиевского собора, а апостольское чтение – протодиаконом тамбовского собора, замечательным баритоном Косьмой Стельмахом. После чтения Евангелия митрополит Владимир произнес поучение, в котором отметил, что на горизонте Русской Церкви зажглась новая звезда, у Престола Божия предстал святитель Питирим, и ныне вся Русская Церковь молится ему. Она просит, чтобы по молитвам его Господь остановил вражеские полчища, вторгшиеся в нашу землю, и даровал бы нам мир и безмятежие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Храм Иоанна Предтечи (Донское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Иоанна Предтечи в селе Донское возведен в 2008 году вместо разрушенного в советское время. Именно в эту местность совершил свою первую миссионерскую поездку святитель Питирим Тамбовский, после чего был построен первый Иоанновский храм в селе. Содержание История [ править править код ] Село Донское основано казаками и первоначально называлось Пяшкельной слободой, затем Донской слободой. По преданию, значительную долю населения слободы составляли разбойники, и именно в эту слободу совершил свою первую миссионерскую поездку святитель Питирим Тамбовский. Как результат его проповеднической деятельности здесь построили храм в честь пророка Иоанна Предтечи. Вплоть до 1917 года в храме хранился напрестольный крест, подаренный самим святителем. Еще одним свидетельством святительских трудов епископа Питирима был колодец с водой ископанный им собственноручно, но он был засыпан жителями в начале XX века. В 80-х годах XVIII века обветшавший храм был перестроен, а в 1870 году начато строительство нового деревянного храма освященного в 1871 году в честь Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи. В одноштатном приходе существовала церковно-приходская школа и церковное попечительство. В 1893 году было открыто общество трезвости. Решением особой комиссии президиума Верховного совета РСФСР от 27 июня 1939 года по Тамбовской области церковь в селе Донском была закрыта, здание церкви снесено, строительный материал предполагали использовать на строительство школы. В сентябре 2002 года было начато строительство нового храма. Приход был зарегистрирован 7 февраля 2003 года. 25 ноября 2008 года Его Преосвященство, Преосвященнейший Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский совершил Великое Освящение новосооруженного храма. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в селе закончено строительство нового однокупольного каменного храма святого пророка Иоанна Предтечи с алтарной апсидой, трапезной и двухъярусной колокольней с шатровым завершением. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Иоанна_Пр...

Тамбовская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Тамбовской области [ править править код ] История [ править править код ] История города Тамбова и его главной святыни — Спасо-Преображенского кафедрального собора берет начало, по словам «Древнего Тамбовского летописца», со светлого праздника Христова Воскресения 1636 года «По указу Богом избранного… великого государя, царя Михаила Федоровича всея Руси самодержца, в 24-е лето благочестивые державы его, по совету и благословению… отца его богомольца, великого государя, Святейшего Филарета Никитича, патриарха Московского и всея России, в 18-е лето патриаршества его. Обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенца, апреля в 17 день в самый день Живоносного Христа Воскресенья, в память преподобного отца Зосимы Соловецкого, соборная церковь обложена того же года… августа в 6 день, на самый праздник Боголепного Христова Преображения Господня…». В 1637 году был «город Тамбов совершен… октября в 1-й день» и освящен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С открытием в 1682 году Тамбовской епархии Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни в феврале 1685 года в Успенском соборе Московского кремля патриархом Иоакимом (1620-1690 гг.) был рукоположен во епископа с назначением на Тамбовскую кафедру. Епископ Питирим (в миру Прокопий) родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. К тридцати двум годам он прошел путь от послушника до архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.Ко времени приезда святителя Питирима в Тамбов край был населен языческой мордвой и мещерой, татарами-мусульманами, ссыльными и беглыми преступниками. Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю. Несомненно, святитель был удручен состоянием вверенной епархии, она была скудна храмами, бедна церковной утварью и остро нуждалась в пастырях. Православная паства была малочисленной и составляла меньшую часть населения. Однако бедность обстановки нисколько не стесняла епископа, нищета церковного быта восполнялась его внутренним духовным богатством.Доброжелательный архипастырь быстро заслужил уважение всей своей паствы. Личными беседами и проповедями он приобщал к православию старообрядцев и язычников, воскресные и праздничные богослужения совершал сам, а в будничных службах учил пению и чтению, привлекая людей к храму. В Тамбове благодаря святителю Питириму появилась традиция проведения Крестных ходов по городу. Известно, что по приезде в Тамбов святитель совершил Крестный ход вокруг города-крепости. Над воротами города святитель Питирим поместил иконы, среди которых наибольшую известность получила написанная им Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, которую он поместил на западных вратах Тамбова. Эта икона особо прославлялась своими чудотворениями в XIX веке и была названа Тамбовской.

http://azbyka.ru/palomnik/Тамбовская_обл...

6 декабря и 7/20 августа). Торжественная встреча в первом городе епархии — Козлове — смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением. Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым его делом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным из-за крайней нищеты населения. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов — свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов. Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692 г.), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина, и мужская Тригуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила с связи с тем, что святитель Питирим любил уединение. Тонко ощущая красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира, он при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители. Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, были родительским благословением святителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В Тамбове, в церкви св. архидиакона Стефана, именуемой Уткинской (по имени строителя Уткина), находится чудотворная икона Богоматери, которую называют Тамбовской. Точных сведений о времени явления этой иконы, а равным образом и о чудесах мы не имеем, так как записи об этом утеряны. Местное устное предание относит время явления сей иконы к 1692 году. Это же предание гласит, что прежде, именно, до половины XIX века, она находилась в кладовой церкви св. архидиакона Стефана. Здесь она пребывала долгое время среди разной ветоши, пока, наконец, не была взята отсюда по просьбе одного тяжко больного человека. Последний страдал неизлечимой болезнью. Часто молился он Богу, прося исцеления от болезни и прекращения его тяжких мук. И вот ему было открыто во сне, что он получит просимое, если отыщет в кладовой церкви св. архидиакона Стефана икону Богоматери и отслужит пред ней молебен. Больной, надеясь на Божию помощь, принялся за розыски иконы. Вскоре он нашел ее и горячо помолился пред ней, [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Тамбовская (Уткинская) Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Тамбовская " Тропарь, глас 4 Днесь светло красуется град Тамбов, и святитель Христов Питирим радуется. Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице, юже из первопрестольнаго града Москвы святитель [...] Описание: Тамбовская Икона Божией Матери. Найдена следствием в 1919г. в Ипатьевском доме. Свято-Троицкая духовная семинария. Джорданвилль, США В Росархиве открылась выставка " Гибель семьи императора Николая II. Следствие длиною в век " Ее организаторы впервые публично представляют вместе важнейшие документы, предметы и свидетельские показания, накопленные за время расследования убийства семьи последнего российского самодержца— по продолжительности беспрецедентного, занявшего почти век. В ночь с 16[...] Файл 24034.jpg:   Размер: 921x1143, 1.05 MPix, 962 Kb. Дата: 2014-08-26, участник [ qwerty ].

http://pravicon.com/icon-313

Питиримом на вратах крепости для всеобщего поклонения ей. В настоящее время эта икона находится в кафедральном Преображенском соборе, в верхней церкви за первым северным столбом в позолоченной раме за стеклом. На иконе риза серебряная позолоченная с венцом в лучах, венец Божией Матери и Спасителя унизаны образами, украшены топазами и бирюзой, на плече Божией Матери звезда с аметистовым камнем. Эта икона весьма чтима в Тамбове. Богомольцы, приходящие в собор для служения панихиды по святителе Питириме, обыкновенно, прежде слушают молебен Пресвятой Деве пред Ее чудотворной иконой. Современная летопись свидетельствует, что он, любя молитву, не пропускал ни одного богослужения. Святитель любил и сам часто священнодействовать. Предание говорит, что свят. Питирим ежедневно присутствовал при богослужении и, если не сам священнодействовал, то в таком случае становился на клирос и пел, а, вместе с тем, обучал и причетников пению и чтению. Современники увековечили любовь святителя к молитве в замечательном его портрете. На портрете, или, лучше, на иконе, святитель представлен на коленах молящимся пред преподобным Прокопием с словами молитвы на устах: «пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! помолися Господу Богу о душе моей». Преподобного Прокопия святитель Питирим почитал особенным своим покровителем и, вероятно, в честь его он при крещении был назван Прокопием. Память преподобного Прокопия 27 февраля, следовательно, месяцем рождения святителя Питирима можно считать февраль 1644 г. В настоящее время этот портрет поставлен над гробницей в золотой, красиво отделанной раме. Есть местное об этом портрете предание, будто бы он был написан вследствие чудесного явления святителю. На этом же образе современники выразили и свое убеждение в силе молитв своего архипастыря, принимая молитву святителя, преподобный Прокопий, в то же время, сам возносит за него молитву к Всевышнему: «Бессмертный Боже! хвалу Тебе воздаю: Отец бо Един всем, помяни душу его и сподоби его царствия небесного», и Господь ниспосылает свыше Свое благословение на молящегося святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима – в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, непросвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), – а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоявший подвиг постом и молитвой и испросив благословение у мощей Московских святителей и чудотворцев, и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским . Торжественная встреча в первом городе епархии – Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним Богослужением. Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым его делом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача в дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во Имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение. Дело это было особенно трудным из-за крайней нищеты населения. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов – свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов. Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина и мужская Тригуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем, что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010