В воскресный день 19 августа 1455 года после литургии святитель Питирим в сопровождении клира и народа, несших иконы и хоругви, отправился на мыс, образуемый слиянием рек Выми и Вычегды, для совершения водосвятного молебна. В это время на них устремилась толпа вогуличей, и первой жертвой пал святитель Питирим, убитый их предводителем Асыкой. Сорок дней, пока не был получен ответ из Москвы, тело святого Питирима оставалось в срубе, сооруженном на месте мученической кончины, и, несмотря на знойный август, тление не коснулось его. На поклонение к нему сходились жители ближних и дальних селений, и многие получали благодатную помощь. Святитель был погребен в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе возле своего предшественника, святителя Герасима († ок. 1449; память 24/6 февраля, 29 января/11 февраля). Мощи святителя почивают в Усть-Вымском Благовещенском кафедральном соборе. Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года, по благословению святителя Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, был написан образ трех Пермских святителей и помещен над их мощами в Благовещенском соборе в Усть-Выми. С этого же времени была установлена общая память их 29 января/11 февраля. В 1649 году в Вологде в честь трех Пермских святителей был воздвигнут храм. Святитель Питирим является автором одной из редакций Жития митрополита Алексия и служб на память митрополита Алексия и на обретение его мощей. Если верить местным преданиям, святитель Питирим читал по-гречески и был незаурядным оратором; перед смертью он обратился к своей пастве с утешительным и напутственным словом (см. Михайлов М. Устьвым. «Вологодские губернские ведомости», 1850. Часть неофиц., 32, с. 366). Сохранилась рукопись, вложенная святителем Питиримом в Благовещенский собор в Усть-Выми, как сообщает запись по листам, сделанная в XVI веке (ГИМ, собр. Уварова, 264). Труды: Житие Алексия митрополита (краткая редакция). Служба на память митрополита Алексия (12 февраля). Служба на обретение мощей митрополита Алексия (20 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С марта 1999 года в МИИТе начал работать под председательством митрополита Питирима общеуниверситетский семинар «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». На заседаниях семинара выступали видные ученые и священнослужители. 26 апреля 2001 года возрожденный Никольский храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении митрополита Питирима. Усилиями владыки в МИИТе в ноябре 2001 года начала работу кафедра теологии, а предмет этот был введен в курс общегуманитарной подготовки инженеров. Владыка возглавил кафедру (первую среди инженерных высших учебных заведений) и стал читать цикл лекций, которые регулярно посещали не только студенты, но и преподаватели университета. Много внимания уделял владыка Питирим патриотическому воспитанию и укреплению морального духа нашей армии и флота. Его искренне уважали и любили люди в погонах. Тонко и деликатно он находил грани соприкосновения православной духовности с внутренним миром воинов, своим жизненным примером показывая, как надо отстаивать идеалы защиты Отечества. В последние годы жизни митрополит Питирим стал вновь довольно часто появляться на церковных собраниях высокого уровня. В последний год своей жизни митрополит Питирим сподобился быть свидетелем схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Из Святой Земли он прилетел в Москву, где прямо в аэропорту Внуково совершил молебен и раздал лампады с Благодатным огнем. Здесь он неожиданно узнал, что именно ему выпала честь возглавить пасхальную службу в храме Христа Спасителя 27 апреля 2003 года вместо заболевшего первоиерарха. Поистине, это был достойный апофеоз в жизни человека, вся жизнь которого проходила так, как будто была вписана в православный месяцеслов. Вскоре владыка Питирим перенес хирургическую операцию, но, несмотря на это, принял участие в летних торжествах, которые проходили в Сарове и Дивееве в связи со 100-летием прославления преподобного Серафима Саровского. После возвращения в Москву болезнь его вновь обострилась, и в течение многих недель он находился в Центральном военном госпитале. Патриарх Алексий II приехал к нему попрощаться 12 октября. Сожалея, что не может литургисать в храме, митрополит Питирим сказал Святейшему: «Я живу от праздника до праздника…».

http://pravoslavie.ru/43974.html

Исидора переносила все это терпеливо «с молчанием». Никто не слыхал от нее ни ответа грубого, ни ропота: чем жесточе бранили и унижали ее, тем более она была весела. Так упражнялась она «в мудром безумии Креста Господня!» Только одному Богу была известна скрывавшаяся в ней добродетель и Он, благий Судия, любящий возносить смиренных даже и в этой жизни, благоволил обнаружить достоинства Христа ради юродивой Исидоры. Святость сей подвижницы была открыта «знаменитому подвигами» отшельнику Питириму, ученику Пахомия Великого . Когда Питирим пребывал на уединении в Порфиритской пустыне, его однажды объяли помыслы тщеславия. «Что ты превозносишься своими подвигами, – сказал ему представший ангел. – Хочешь ли видеть женщину более тебя благочестивую? Пойди в монастырь жен Тавенисиотских и найдешь там женщину в повязке, она лучше тебя, ибо подвизается среди многолюдства, служит всем, и, хотя все ее осмеивают, она сердцем никогда не отступала от Бога. А ты, сидя здесь, блуждаешь мыслию по городам». Питирим из Порфирита пошел в Тавенский монастырь и пожелал видеть всех инокинь. Собрались все – не пришла одна Исидора. Питирим просил привести всех и когда ему отвечали: «Мы все здесь, кроме юродивой, которая на поварне», – старец велел привести и ее. Насильно привели Исидору, так как она не хотела идти 172 . Увидев ее, Питирим пал к ее ногам и сказал: «Благослови меня, матерь моя» 173 . Она, упав ему в ноги, просила его благословения. Все изумились, увидя это. «Авва, не срами себя, – она юродивая», – сказали инокини. «Вы юродивые, – отвечал старец, – она лучше вас и меня, она матерь наша, и я молюсь, чтобы оказаться равным ей в день суда». Услышав это, инокини с плачем припали к ногам ее, признаваясь в различных ей оскорблениях: одна говорила: я смеялась над нею, другая: я издевалась над ее смиренным видом; иная говорила: я часто выливала на нее помои или била ее кулаками и часто сыпала ей в нос горчицу; словом, все признавались в каких-нибудь нанесенных ей оскорблениях. Приняв их раскаяние, Питирим помолился о них вместе с Исидорою и удалился из обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петром офиц. списках иерархии Российской Церкви на 1926 г. (составлены в дек. 1925). Впосл. еп. Питирим не признал и прав на управление Русской Православной Церковью заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн (Поярков) созвал в Уфе епископское совещание с участием епископов Аскинского Серафима (Афанасьева), Байкинского Вениамина (Фролова) и Златоустовского Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти патриарха Тихона для Уфимской и Златоустовской епархий, постановило пресекать деятельность рукоположенных им лиц и запретило их в священнослужении. Еп. Питирим данное запрещение не признал. С февр. 1926 г. он проживал близ Уфы в с. Четверто-Петровское (ныне дер. Петровское Иглинского р-на Башкирии), служил в сельской Петропавловской ц., а также в принадлежавшем «андреевцам» Крестовоздвиженском храме в Уфе. Фактически до возвращения в Уфу из ссылки в апр. 1926 г. еп. Андрея (Ухтомского) еп. Питирим окормлял все общины, отказавшиеся признавать еп. Иоанна (Пояркова). За богослужениями в этих общинах «до будущего Поместного Собора» поминали имя Ярославского митр. Агафангела (Преображенского), считавшегося «андреевцами» законным патриаршим местоблюстителем. В дек. 1926 - янв. 1927 г. еп. Питирим совершил поездку в Ярославль к митр. Агафангелу. На вопрос о том, кого следует поминать за богослужением, митр. Агафангел, по словам еп. Питирима, сказал, что «он свои полномочия слагает и передает их митрополитам Кириллу [Смирнову] и Петру Крутицкому». В янв. 1927 г. еп. Питирим был арестован по обвинению в устроении в с. Четверто-Петровское нелегального мон-ря; вскоре его освободили. В авг. того же года он вновь был арестован в одном из селений за непредоставление документа сельсовету о разрешении служить литургию и за «контрреволюционную проповедь». Доставлен в Башкирский облотдел ОГПУ.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

А ты, сидя здесь и никогда не живши в мире, блуждаешь мыслию по городам». Питирим из Порфирита пошел в Тавеннский монастырь и пожелал видеть всех инокинь. Собрались все, но он не видел той, которую искал. Питирим просил привести всех, и когда ему отвечали: мы все здесь, кроме безумной, которая в поварне: Питирим велел привести и её. Насильно привели Исидору, ибо она не хотела идти. Увидев её, Питирим пал ей в ноги и сказал: благослови меня, мать. Она, упав ему в ноги, просила его благословения. Авва! не срами себя, она безумная, сказали инокини. Вы безумные, отвечал Святой старец, она лучше и вас, и меня, она мать наша, и я молюсь, чтобы оказаться равным ей в день суда. Услышав это, инокини с плачем поверглись на землю, прося простить их за оскорбления, нанесенные святой. Спустя немного после удаления Питирима Святая Исидора, не терпя славы, чести, которые стали оказывать ей, тайно удалилась из монастыря, и никто не знал, куда она скрылась и где кончила свою жизнь 466 . Блаженный Иероним говорит, что Маркелла заимствовала образ жизни иноческой у Тавеннских монахинь 467 . Блаженный Августин говорит, что инокини служили Богу с великою ревностью и чистотою. Отдаленные друг от друга, они соединены были взаимною любовью и подражанием добродетелям. Молодым инокам не позволялось близко подходить к монастырю. Даже старцы, доставлявшие все нужное, только входили в сени, а не в дом инокинь 468 . Кроме монастырей Тавеннских, много ещё монастырей женских воздвигнуто было в верхней и нижней Фиваиде. В городе Оксиринте было до 20 000 инокинь. Палладий говорит, что в городе Антиной было двенадцать женских обителей, в которых вели жизнь богоугодную. Он видел там старицу Аматалиду, восемьдесят лет пребывающую в подвижничестве. С ней жило шестьдесят отроковиц, которые, под руководством Аматалиды, свято проходили поприще подвижничества; все они любили её и безвыходно удерживаемы были в монастыре безмерною к ней любовью и святыми её наставлениями усовершаясь в целомудрии. В том же монастыре уже тридцать лет жила девственница Таора, ученица Аматалиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

694 И. Игнатович – Волнения помещичьих крестьян от 1854–1863 гг., Минувшие годы, 1908 г., 5–6, 7, 9, 10, 11.   Ясинский – К истории крестьянских движений в России. 695 1. Малороссия, Новохоц. у., сл. Воскресеновка, п-ков Слюсаревых и Поповых, 1810 г.; 2. Вологодск. губ., п-ка Яковлева, 1812 г.; 3. Пермск. губ., заводоск. крестьяне, 1812 г.; 4. Новгородск., Кириловск. у., п-ка Лескова, 1813 г.; Малороссия, Льговск. у., сл. Консля и Зогряцк., п-цы Анненковой, 1813 г.; Оренбургск, Беторецк. завод Пашкова, 1813 г.; (3 случая): 5. Пензенск., Инсарова окр., д Гекашев-Помян, г. л. Обрезкова, 1814 г.; Смоленск., гр. Каменский, 1814 г.; (2 случая); 6. Полтавск., с Жуково, Стасовец, Кирьякова, 1815 г.; Тверская, Камышинск. окр, п-ков Вишневских, 1815 г.; Рязанск., Скопинск. Коннозаводск. волости, с. Чернав, 1815 г.– Тамбовск., п-ка Иванова, 1S15 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., д. Самодуровка, Нагадкиной, 1815 г.; Пензенск, Краснослободск. у., с. Ефаево, Удельные кр., 1815 г.; Тамбовск., Моршанск. у., Муравьевой-Апостол, 1815 г.; Тамбовск., Засепкой, 1815 г.; Курск., Льговск. окр. Денисьева, 1815 г.; Пензенск.. Мокшанск. окр., с. Купли, Мясоедовой, 1815 г.; Вятск., завод Яковлева, 1815 г.; Костромск., Костромск. у., Нерехтск. у., с. Никольское и Чернозаводское, гр. А. Головкина, 1815 г.; Смоленск.. Липецк, удельного Прик., 1815 г.; Смоленск., д. Медведок. удельн. вед., 1815 г.; Ярославск., Угличская вотчина, Демидовских Вышних Наук Училища, 1815 г. (15 случаев): 7. Новгородск. губ., Новгор. у., Бурегск. Удельного Приказа, 1816 г.; Слободск. укр., Ахтырск. у., д. Брянцовка, Логачева и Плачковского, 1816 г.; Воронежск., Сенявина, 1816 г.; Орловск., с. Красная Рыбница, Шуманских, 1816 г.; Курск., разн. п-ков, 1816 г.; Тамбовск., гр. Воронцова, 1816 г.; Орловск.. Экономич. кр-не разн. деревен, 1816 г., (7 случаев). 8. Рязанск., Касимовск. у., Дурасова, 1817 г.; Минск., Давыдгородок., Л. Радзивилла, 1817 г.; Псковск. губ. и у. казен. кр-не. 1817 г.; Оренбургск., Бузулукск. у., Дертавина, 1817 г.; Псковск., Опочецк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За двумя тремя исключениями, все экзаменовавшиеся давали правильное толкование пословного текста и верно объясняли новозаветные события. Общее же знакомство с предметом, возмещавшее те или другие частные недостатки ответов, обнаружили в достаточной степени все без исключения экзаменовавшиеся, так что такого неудовлетворительного ответа, в строгом смысле этого слова, который бы показывал полную неподготовленность экзаменовавшегося к слушанию академических курсов, не было дано ни одного. Это, однако, не свидетельствует о том, чтобы ответы вообще были без недостатков. Общий и главный из них, заслуживающий указания, особого, как и за все прошлые годы, состоял в слабом знании, как подлинного греческого Новозаветного текста, так и греческой грамматики, без чего, конечно, невозможен научный и вполне сознательный экзегес. Из ответов, экзаменовавшихся с несомненной очевидностью выяснилось, что ответы присланных были значительно лучше ответов волонтеров… Из присланных только один получил балл 3, а из прочих никто не имеет менее 4-. Средний балл 18 присланных семинаристов равняется 4, тогда как средний балл 43 волонтеров равняется 3½. Но значение и этого вывода ос- —93— лабляется гораздо большим количеством волонтеров сравнительно с присланными. Средняя удовлетворительность всех ответов выражается баллом 3½, а сравнительная степень удовлетворительности каждого ответа помечена баллами 5 (Московск., Тамбовск. присл.) 5– (Московск., Архангельск. волонт.), 4½ (Тверск., Хомск., Ярославск., Владимирск., Вифанск., Орловск. присл. и Московск. волонт.), 4– (Смоленкс. присл., и Московск., Вятск. волонт.), 4 (Тульск., Подольск., Пензенск., Иркутск. присл. и Владимирск., Курск. волонт.), 4– (Витебск., Воронежск., Тамбовск., Новгородск. присл. и Симбирск., Курск., Московск., Кишеневск., Вифанск., Подольск. волонт.), 3½ (Тамбовск., Московск., Волынск., Владимирск., Минск. волонт.), 3+ (Таврическ., Тверск., Курск. волонт.), 3 (Благовещенск. присл.), 3– (Архангельск., Костромск., Ярославск., Литовск., Московск., Тверск., Тамбовск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

04(17)09.1918 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. ХАРЬКОВСКАЯ, обн. КИЕВСКАЯ, обн. 03(16)02.1935 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, паки Пимен Савелов ВОЛОГОДСКАЯ 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Хмелевский САРАТОВСКАЯ 28.12.1964 10.01.1965) 27.11(10.12)1993 в/у АСТРАХАНСКАЯ 14(27)02.1968 17(30)07.1968 Пимен Ходыкин ВОЛОГОДСКАЯ 16.02.1520 Св. Пимен Черный НОВГОРОДСКАЯ 20.11.1552 24.02.1570 Пирр Окропиридзе АЛАВЕРДСКАЯ 15.01.1916 11.03.1916 КАХЕТИНСКАЯ 11.03.1916 12.03.1917 Питирим КРУТИЦКАЯ 12.08.1655 09.11.1657 КУРСКАЯ 09.11.1657 23.11.1657 КРУТИЦКАЯ, паки 23.11.1657 06.08.1664 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 10.07.1658 06.08.1664 НОВГОРОДСКАЯ 06.08.1664 07.07.1672 ВСЕРОССИЙСКАЯ 07.07.1672 19.04.1673 Питирим НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.03.1719 08.05.1738 Сщмч. Питирим ПЕРМСКАЯ 19.08.1456 Св. Питирим ТАМБОВСКАЯ 15.02.1685 28.07.1697 Питирим Волочков в/у СЫКТЫВКАРСКАЯ 23.09(06.10)1995 06(19)12.1995 СЫКТЫВКАРСКАЯ 06(19)12.1995 Питирим Крылов ВОЛОКОЛАМСКАЯ 22.05(04.06)1928 ШУЙСКАЯ 12(25)09.1929 ОРЕХОВО-ЗУЕВСКАЯ 12(25)09.1929 04(17)03.1931 ДМИТРОВСКАЯ 04(17)03.1931 01.1936 в/у МОСКОВСКАЯ 29.04(12.05)1932 01.1936 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 01.1936 07(20)06.1937 Питирим Лодыгин УФИМСКАЯ Питирим Нечаев в/у ВОЛОКОЛАМСКАЯ 01(14)05.1963 10(23)05.1963 ВОЛОКОЛАМСКАЯ 10(23)05.1963 22.10(04.11)2003 в/у СМОЛЕНСКАЯ 10(23)10.1964 30.01(12.02)1965 в/у ТАМБОВСКАЯ 03. 1968 15(28)11.1968 Питирим Окнов НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 17.07.1894 02.11.1896 ТУЛЬСКАЯ 02.11.1896 17.06.1904 КУРСКАЯ 17.06.1904 04.10.1911 ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 04.10.1911 22.12.1913 САМАРСКАЯ 22.12.1913 26.06.1914 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 26.06.1914 23.11.1915 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 23.11.1915 06.03.1917 Питирим Свиридов САМАРСКАЯ 29.11(12.12)1941 01.1942 КАЛУЖСКАЯ 01.1942 в/у ТУЛЬСКАЯ 01.1942 КУРСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) в/у ВОРОНЕЖСКАЯ МИНСКАЯ 31.12.1946 13.01.1947) 08(21)04.1959 в/у ВИТЕБСКАЯ 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 в/у МОГИЛЕВСКАЯ 30.11(13.12)1949 08(21)04.1959 в/у ГРОДНЕНСКАЯ 30.11(13.12)1949 04(17)03.1950 в/у ГРОДНЕНСКАЯ, паки 19.01(01.02)1951 08(21)04.1959 в/у ПИНСКАЯ 02(15)11.1952 08(21)04.1959

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

у., Воронежск. Удельн. Приказа, 1817 г. (5 случаев). 9. Воронежск., сл. Карабаново, 1818 г.; Тульск., Крапивенск. у., с. Рождествино, Лазарева. 1818 г.; Слободско-Украинск., Изюмск., у., Савинск. вол., 1818 г.; Саратовск., с. Репьевка, Волконской, 1818 г.; Симбирск., Наумова, 1818 г.; Гродненск., Глосевицк. староство, казен. кр., 1818 г.; Минск, п-цы Крашевской, 1818 г., Симбирск., Курмышск. у., Лазарева, 1818 г.;. Воронежск.. Острогожск, у.; сл. Морозовка, п-цы Тевяшевой, 1818 г.; Рязанск, Скопинск. у.. Миллера, 1818 г.; Тамбовск., Спасской окр, с. Бут, камергера Гагарина, 1818 г.; Витебск,, Полоцк, повета, имение Черницы, 1818 г.; Тамбовск., с. Молчановка, Кирсановой, 1818 г.; Обл. Войска-Донского, 1818 г.; Симбирск., Ардатовск. у., с. Богоявленское, г. м. Тучкова, 1818 г.; Тамбовск., с. Заметино и Матгерка, об.-камергера Нарышкина, г; Тверск., Вышневолоцк. у., с. Маковщина, п-ков Муромцева и Милюкова, 1818 г. (17 случаев); 10. Курляндск., Рижск. у., м. Ленсваден, 1819 г.; Калужск. губ. и у., Андроновск. вол., экономич. кр., 1819,: Симбирск., Елагиной, 1819 г.; Курляндск., м. Грендзен, Воронежск, Старобельск. у., сл. Штормовая, гр. Стенбок, 1819 г.; Певзенск., Городищенск. у., с. Павловское и Архангельское, д. т. с. Куракина (6 случаев). Подробная статистика крест. Волнений – Варадинов, История Министерства Вн. Д., ч. I. Н, кн. 1, 2. 696 В.И. Семевский – Крестьянской вопрос в России XVIII в. и первой пол. XIX, т. 1; его же – в сб. Крестьянский строй, т. 1. стр. 169–241. Иконников – граф Н.С. Мордвинов – стр. 34–35; стр. 209–244. Романович-Славатинский – Дворянство в России, стр. 159–380–383. Дубровин. После отечественной войны, Р. старина, 1904г., апрель, стр. 15–19; май, стр. 255–259. Семевский – Ник. Ив. Тургенев о крестьянском вопросе в царствование Александра I, В. Европы, 1909 г., т. I. 1, 2; его же – Политические и общественные идеи декабристов, гл XI. 697 Семевский – Сб. Крестьянский строй, стр. 179, 184.; Середонин – Исторический обзор деятельности Комитета Министров т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам митр. Антоний был стеснен материально. Ему всего выдавали что-то около 8.000 руб. в месяц, и на его личное содержание, и на содержание архиерейского дома. Сумма, по тому времени, ничтожная. Между тем, в начале января к нему явились гости – две «знаменитости»: митрополит Питирим и кн. Жевахов, б. товарищ обер-прокурора Св. Синода, Раева. Митр. Антоний откровенно заявил гостям: – Мое помещение, братие, к вашим услугам, но питать вас не могу, ибо средств не имею. Хотите на компанейских началах? Гости согласились. Так они прожили две с небольшим недели. Митр. Питирим скоро слег, серьезно заболев. Жевахов же пил и ел по- здоровому и бесцеремонно пользовался услугами келейника митр. Антония. А затем Жевахов исчез, не уплатив митрополиту ни копейки за стол. Одновременно с этим у митр. Питирима исчезли 18.000 романовских денег и двое или трое золотых часов. Когда я на другой день после исчезновения Жевахова, зашел к митр. Антонию, он встретил меня следующими словами: – Вот сукин сын Жевахов! Уехал, не заплативши моему Федьке (келейнику) за то, что тот ему прислуживал, сапоги чистил; даже не заплатил за ваксу, которую Федька для него на свои деньги покупал. А Питирима Жевахов обокрал: украл у него золотые часы и 18.000 рублей николаевских денег, которые были зашиты в теплой питиримовской рясе. Распорол рясу и вынул оттуда деньги. Вскоре митр. Питирим умер. Хоронили его пред самой эвакуацией. Похоронили в Екатерининском соборе, в стене у левого клироса. Митр. Антоний уверял, что Питирим пред смертью совершенно раскаялся, но трудно поверить этому. Митр. Питирим всю свою жизнь паясничал и лицемерил. За полгода до смерти он писал мне: «никогда не забудет моих добрых отношений к нему, во время совместного служения в Синоде», а в конце письма подписался: «Ваш неизменный почитатель и богомолец митр. Питирим». Между тем, отношения наши в течение всего времени пребывания его на Петроградской митрополичьей кафедре были из ряда вон дурными. Достаточно сказать, что за полтора года совместного служения я ни разу не посетил его, что он учитывал и обещал «свернуть мне шею». Главное же, думается мне, нелегко было этому человеку своим предсмертным раскаянием, когда тело уже обессилело, а все страсти сами собой отпали, загладить свой величайший грех пред Россией. Друг Распутина по корысти и расчету, ставленник его, митр. Питирим – один из главных лиц, которые сгущали тьму, зловеще окутывавшую в 1915–1917 гг. восседавших на царском троне.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010