И теперь, при сгущающемся в наше время нравственном мраке, от обилия и к нам проникающих незаконных плодов новейшего прогресса, сколько света горит и сколько жизни духовной кипит в православной России! Давно ли, например, осветили землю русскую новым сиянием духовности и святости мощи св. Тихона Задонского и Митрофания Воронежского ? Не месяцами ли еще только измеряется время, отделяющее настоящий день от того момента, когда новая благодать Божия осенила Россию в открытии мощей нового Угодника и Чудотворца российского, святителя Феодосия Черниговского? Как еще сравнительно недавно жили Назарий валаамский, Амфилохий и Иннокентий ростовские, Марк Саровский, Иоанн затворник Святогорской пустыни, Парфений подвижник киевопечерский, Иоанникий старого-лутвинский, Иоанн сезеновский, Иоанн священник елецкий Алексий иеросхимонах симоновский, молчальник Тит, схимонах Феодор, «батюшка» оптинский Амвросий и мн. др. – эти богоизбранные носители православного благочестия и, если так можно выразиться, живое воплощение православного духа. Не стремится ли непрестанной волною народ православный теперь к священным гробницам известных подвижников русских, еще не прославленных церковью, но уже источаюших исцеления и чудотворения, каковы – Питирим тамбовский, Симеон белобережский, Серафим саровский , Тихон туруханский, Софроний иркутский и мн. др.? Еще так недавно Россия похоронила Феофана Вышенского , этого глубокого богослова и мудрого толковника Слова Божия, одухотворенного аскета-подвижника, крупную звезду русского Православия, которая, веруем, рано или поздно воссияет на горизонте церкви Православной, когда приидет на то час воли Господней. Не живет ли, наконец, и сейчас на Руси обыкновенный, скромный пастырь церкви Православной, ведомый однако на всех концах земли русской именно как преимущественный носитель благодати Божией за силу его веры и чистоту его молитв? Не поражают ли и современное мало-верное общество, православное и неправославное, некоторые, воочию всего мира совершаюшиеся силою Божествен-ною чудеса, каково, например, несколько лет тому назад совершившееся чудо спасения всей царствующей семьи русской под грудами развалин целого быстро мчавшегося поезда или, всего несколько дней назад тому совершившееся, чудо неврежденного сохранения православной святыни среди общего разрушения от адского снаряда в Курске? 425. Простой русский народ велик в своей вере

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

О благой просветитель и тихий Ангел церкви Тамбовской, святитель Питирим,/веселись о пастве твоей и всей Руси,/ибо в ней новая и вечная радость процвела, преподобный Серафим,/дивный служитель спасения нашего. О святители богомудрые Феодосий и Иоасаф,/дивным нетлением от Господа прославленные!/Вами возвеличены и мы, чада Церкви Православной,/в которой и доныне Господь чудные дела являет/и рабов Своих прославляет. О новый чудотворец Иосиф, святитель и мученик!/Град Астрахань и вся волжская страна/тобою хвалится и почитает тебя,/за правду от безбожных мятежников/доблестно пострадавшего. О твердость и мужество полка мучеников славных,/от лютых язычников в Китае за Христа убиенных!/Ибо они Церковь Православную украсили/и стране своей кровь свою, как семя веры дали,/и вместе со всеми святыми достойно да почтутся. О высшие слова и всяких похвал/новых страстотерпцев подвиги!/Они злобу жестокую безбожников/и наглое неистовство отступников претерпели,/веру Христову как щит против учений мира сего держа,/и образ терпения и стойкости в страданиях/достойно нам являя. О великие сродники наши,/известные по имени и неизвестные,/явленные и не явленные,/Небесного Сиона достигшие и славу великую от Бога получившие!/Утешение нам пребывающим в скорби испросите,/веру нашу падшую восставьте и людей рассеянных соберите,/от нас как дар песнь благодарения принимая. Слава: О Троица Пресвятая!/Прими, приносимых Тебе Русской землею, как начатки/и как наилучший фимиам,/всех в ней Тебе угодивших, – и в древности, и в последние времена,/ведомых нам и неведомых,/и молитвами их от всякого вреда ее сохраняй. И ныне, Богородичен: О Дева Благодатная!/Города и села наши/святого лика Твоего изображениями,/как знамениями благоволения обогатившая!/Благодарение наше прими,/и от бед тяжких отечество наше избавь:/ибо мы все Тебя, как Покров всесильный/страны нашей, величаем. Катавасия: Всякий на земле рожденный: Затем: Свят Господь, Бог наш: (3)   Светилен воскресный Камень увидев отваленным,/мироносицы радовались,/ибо узрели они юношу, сидевшего во гробе,/и он им возвестил:/«Вот, Христос восстал; скажите Петру и всем ученикам:/Поспешите на гору Галилейскую,/там явится Он вам,/как предсказал Своим друзьям».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Препятствия к прославлению Николая II противники данной канонизации пытаются обнаружить в фактах, связанных с его государственной и церковной политикой. Церковная политика Императора не вышла за рамки традиционной синодальной системы управления Церковью. Однако именно в царствование Императора Николая II дотоле два века официально безмолвствовавшая по вопросу о созыве Собора церковная иерархия получила возможность не только широко обсуждать, но и практически подготовить созыв Поместного Собора. Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов, в том числе и за пределами России. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 новых монастырей. Император лично участвовал в закладке новых храмов и других церковных торжествах. Глубокая религиозность выделяли Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Религиозным духом было проникнуто воспитание детей Императорской Фамилии. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих многочисленных поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества, как это было в 1903 году во время прославления преподобного Серафима Саровского. Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли Императора и Императрицу. Специально для них совершаются службы в Царскосельском Феодоровском соборе, построенном в древнерусском стиле. Императрица Александра молилась здесь перед аналоем с раскрытыми богослужебными книгами, внимательно следя за богослужением. Личное благочестие Государя проявилось в том, что за годы его царствования было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия, когда было прославлено лишь 5 святых угодников. За время последнего царствования к лику святых были причислены святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Гермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

http://sedmitza.ru/lib/text/429355/

Прославление Патриарха Ермогена в лике святых совершилось 12 мая 1913 года 50 . Накануне канонизации святителя Ермогена, Пат­риарха Московского, на всенощном бдении в Успенском соборе при звоне колокола Ивана Великого был совершен многолюдный крестный ход. Его возглавил прибывший с Востока Антиохийский Патриарх Григорий IV с русскими иерархами и сонмом духовенства. При этом несли икону святителя Ермогена, его мантию и посох. На колокольне Ивана Великого и на кремлевских соборах горела иллюминация, а площадь была заполнена многочисленным народом. В течение всей ночи народ стремился пройти в Успенский собор и приложиться к святым мощам новопрославленного святого, перед которыми служились непрерывные молебны. На другой день после Литургии был совершен крестный ход через Спасские ворота на Красную площадь к Лобному месту. При этом наряду с иконой новопрославленного Святого несли и другие московские святыни — икону Владимирской Божией Матери, Корсунский крест, а также мантию и посох новоканонизованного Святителя. На Лобном месте был совершен молебен, после прочтения Евангелия Патриарх Григорий IV осенил народ 51 . Вскоре последовало прославление святителя Питирима, епископа Тамбовского. Будущий Святитель, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии. Часто посещая храм, он полюбил Богослужение и церковное пение. Одаренный тонким художественным восприятием, Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон. Достигнув совершеннолетия, Святитель испросил благосло­вения родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (†1554; пам. 1 мая). На двадцать первом году жизни будущий святой был пострижен в монашество с именем Питирим. Около 1680 года братия избрала его своим игуменом. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита. 15 февраля 1685 года, в неделю о блудном сыне, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким (1674–1690) рукоположил Питирима во епископа. Тамбовская епархия была образована в 1682 году, незадолго до назначения на нее святителя Питирима. Поэтому епархию населяли в основном люди непросве­щенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), мусульмане (татары), а также раскольники. В начале 1686 года Святитель прибыл в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским.

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

Раз содеянный, он, если остался нераскаянным, начинает укореняться в душе грешника и неизбежно влечёт за собою все новые и новые грехи, и путь греха становится привычным, неизбежным путём такого несчастного человека, ставшего рабом греха. А что значит быть рабом праведности? Это нечто совершенно обратное рабству греху. Но рабами праведности люди становятся совершенно таким же образом, каким несчастные братья наши становятся рабами греха. Каждое доброе дело, каждая усердная молитва оставляют глубокий и благодатный след в душе человека, освящают сердце его. И если добрые поступки, слова истины и дела милосердия будут всё чаще и чаще повторяться, то влечение к этим святым делам будет становиться всё более и более сильным и глубоким в душе человека. В нём будет укореняться святая привычка к добру и правде, и чем больше будет он творить добрых дел, дел любви, тем глубже будет овладевать всем сердцем его эта святая привычка к добру. Она пленяет человека. Благодать Божия, даруемая нам за всякое доброе дело, укрепляет нас, помогает идти по пути правды, по пути добра. По мере умножения наших добрых дел, всё более и более укореняется привычка к ним. И, наконец, мы так глубоко просветляемся, так привыкаем к добрым делам, к делам любви, так реально ощущаем в сердце своём благодатные плоды этих святых деяний, что становимся незаметно для себя рабами праведности. Скажите, разве не подлинными рабами праведности были великие отцы наши и святители? Так, весь был проникнут стремлением к добру, был в плену добра, истины и праведности святой отец наш Питирим, чудотворец Тамбовский. Он был в плену добра, как и преподобные Серафим Саровский , Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий Печерские и бесчисленные другие святые отцы. Желание молиться, делать добро, очищать своё сердце, умножать в нём любовь становилось непреодолимой жаждой их святых сердец. Они обо всём забывали, они стремились только к освобождению от греха, они стремились только к рабству праведности. То, о чём говорит в Послании к Римлянам святой апостол Павел, говорил и Господь наш Иисус Христос, обращая речь Свою к иудеям: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

С нами Божией Матери Покров! – Вот чем всегда была сильна Святая Русь! Вот Чьим покровом она спасала себя от грозных вражеских полчищ. Вот Чей покров всегда любовно и победно реял над русскою христолюбивою ратью! Вот Чьим покровом обвивала себя Святая Русь в страшную годину испытаний! И, точно столпы облачный и огненный, Покров Божией Матери был спасительным и путеводным светом для русских воинов, и слепил мраком очи вражеских сил и ниспровергал их твердыню и гордыню. Оттого-то во все времена тяжких браней Руси с врагами христолюбивое русское воинство и вся Святая Русь осеняли себя коленопреклоненной молитвою пред святыми чудотворными иконами Божией Матери. Оттого-то и вся Русь смиренно считала себя Домом Пресвятой Богородицы. Возопиим же и мы едиными устами: Заступница Усердная, Мати Господа Вышняго! Под Твой святящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от лютого врага, даруя нам силу и одоление. С нами, дорогие· чада, и Силы Воинств небесных, с нами и святые Православной Церкви Христовой Вселенской, с нами и угодники Божии родной нам Русской Земли, с нами и новоявленный угодник Божий, святитель Питирим Тамбовский! Помыслим только, сколь великое множество поборников за Святую Землю Русскую мы имеем вокруг себя и над собою, – раскроем только пред ними свои сердца и сотворим с ними духовную вечерю, преклоним только пред ними свои колена в молитвенном умилении сердец наших. И не станет у нас безмерной печали, ни уныния или отчаяния, но заблистаем мы огнем мужества и терпения и пойдем дивным путем к победе, к вящей красе и славе. А возгрев свои сердца молитвою и облекшись в мужество и терпение, пусть одни из нас идут на бранное поле с кличем: «Мы – пшеница Божия, пусть измелют нас зубы зверей и леопардов, мы все равно останемся хлебом Божиим; пусть не оставят от нашего тела ничего, но мы не преклоним колен пред немецким Ваалом, не погубим души своей, но до последнего вздоха постоим за Дом Пресвятой Богородицы, за Святую Русь!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Среди преступников можно встретить немало людей с высшим образованием, имевших прежде видное общественное положение, которые, однажды став на неправый путь, потом все дальше и дальше уходили по нему. Они попадали в тюрьму, в лагеря, наконец, освобождались. И что же? Раз содеянный грех , если он остался нераскаянным, начинает укореняться в душе грешника и неизбежно, подобно болотной трясине затягивает, влечет за собою все новые и новые грехи. Как непререкаемое правило, все такие несчастные люди откровенно признавали свою полную зависимость от греха: «Не могу оставить преступную жизнь и начать трудиться». Господь требует от нас изменить мысли, настроения, с корнем вырвать непотребные страсти, заполняющие душу и уводящие нас от Христа. Удалить все нечистое из души – и значит погубить душу; кто так погубит свою душу, тот найдет ее и сохранит для жизни вечной, ибо его душа станет легкой и беспрепятственно воспарит к Богу. Она найдет высшее благо в общении с Ним. Итак, чтобы стяжать жизнь вечную, надо стать рабом праведности. Каждое доброе дело, каждая усердная молитва оставляет глубокий благодатный след в душе человека, освящает его сердце. И если слова истины и дела милосердия будут все чаще повторяться, то влечение к благим делам будет становиться все сильнее и глубже в душе человека, и со временем им овладеет святая привычка к добру и правде. В конце концов, он так привыкнет к делам любви, так реально ощутит в сердце своем благодатные плоды этих святых деяний, что станет незаметно для себя рабом праведности. Разве не подлинными рабами праведности были великие отцы-пустынники или святители? Или Святой Отец наш Питирим, чудотворец Тамбовский 13 ? Он весь был в плену добра, равно как преподобные Серафим Саровский , Сергий Радонежский, Антоний и Феодосии Печерские и весь бесчисленный сонм Святых Отцов. Потребность молиться, очищать свое сердце, умножать в нем любовь стала непреодолимой потребностью их святых душ. Забыв обо всем, они стремились только к освобождению от греха, только к рабству праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Святитель Питирим Тамбовский (Память 28 июля). Святитель Питирим родился в 1644 году. По преданию, местом рождения его считают Смоленскую губернию. Но ничего не известно ни о его родителях, ни о воспитании, ни о служебной деятельности святителя. Неизвестно также, каких именно лет Питирим, в мире Прокопий, оставил мир и посвятил себя исключительно на служение Богу, но раннее призвание его на 40 году в высокий сан архиерейства показывает, что он с молодых еще лет поступил в монашество. Верный своему призванию, молодой инок Питирим, строго сохранял иноческие обеты и, возрастая и укрепляясь телесно, укреплялся еще более в благочестии. Воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним и рассудительность, скоро возвысили его пред всеми, и Питирим в молодые еще годы поставлен был игуменом Вяземской Предтеченской обители. Можно думать, что в этой же обители он принял и пострижение в монашество. В скором времени, он был возведен в сан архимандрита. В 1684 году архимандрит Питирим был вызван в Москву для рукоположения во епископа в Тамбов и 15 февраля 1685 г. был хиротонисован. Не успел еще Питирим принять архипастырского рукоположения, как должен был принять на себя заботы устроения неустроенной своей епархии, так как его предшественник, по краткости своего пребывания на кафедре, не имел времени привести в порядок свою новооткрытую епархию, и потому все бремя устроения Тамбовской епархии пало на святителя Питирима. Средства были ничтожные, почему преосвященный Питирим нашелся вынужденным, вскоре по своем рукоположении, не выезжая еще из столицы, исходатайствовать у великих государей Иоанна и Петра Алексеевичей для увеличения крайне скудного содержания как архиерейского дома, так и кафедрального собора, пожалования ему «в удовольствование» трех монастырей: Рождество-Богородицкого-Чернеевского, Успенского-Сергиева, на Проломе, монастырей и Вышенской пустыни. Преосвященный Питирим, прибыв на свою епархию 1-го марта 1686 года, не имел для себя никакого совершенно помещения, почему вынужден был, среди разнообразных трудов на пользу Церкви, заняться еще постройкой для себя и для своей свиты дома и разных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питирим, священномученик, епископ Пермский († 1455; память 29 января/11 февраля, 19 августа/1 сентября, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) Святитель Питирим был уроженцем города Ярославля. В первые годы иноческой жизни был наставляем неким великим старцем Кириллом. С 1440 года – архимандрит Московского Чудова монастыря. В 1440 году крестил новорожденного наследника Василия II Темного – будущего великого князя Ивана III. Епископом Пермским Питирим был хиротонисан между 1441 и 1447 годами. Вычегодско-Вымская летопись датирует его поставление 1444 годом. В 1447 году упоминается епископом Пермским, когда наряду с другими иерархами составлял увещевательное послание великому князю Московскому Дмитрию Шемяке. Епископ Питирим был последовательным противником Дмитрия Шемяки. Это следует и из упомянутого послания, и из рассказа Вычегодско-Вымской летописи о том, как Шемяка понуждал владыку Питирима освободить его от «проклятого слова», и наконец из сообщения Пахомия Серба, что Пермский владыка от «братоубийственою кровию руце осквернившаго... много лютая подъят». О мучениях, которые претерпел владыка Питирим в Устюге от Шемяки, упоминает и Житие епископа Питирима. В Москве епископ Питирим оставался до конца 1448 года, так как 15 декабря в числе других представителей высшего духовенства участвовал в поставлении епископа Рязанского Ионы в митрополита Московского и всея Руси. Деятельность епископа Питирима в Пермской епархии была направлена в основном к обращению в христианство многих неправославных народностей, населявших Пермский край. Преосвященный Питирим приложил много забот к церковному устройству вновь просвещенных мирных племен зырян и других, теснимых дикими племенами вогуличей (манси). После одного из опустошительных набегов вогуличей под предводительством Асыка, владыка Питирим раздал пострадавшим привезенные из Москвы дары, и по его ходатайству великий князь уменьшил получаемую с них дань. Не обращая внимания на лишения и опасности, святитель посещал самые отдаленные концы своей епархии, и не только зыряне, но и вогуличи, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение. Видя успех его проповеди, воинственные вогуличи решили убить епископа Питирима.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но до возведения его на степень патриаршества было, казалось, очень далеко. 2 июня 1672 г. Питирим еще пребывал в Новгороде, где получил царскую грамоту о рождении царевича Петра Алексеевича и разослал по этому случаю богомольные грамоты в города и веси своей епархии. Примерно к этому времени относится его духовное завещание, написанное в крайней степени разочарования и весьма сходное (как отмечено М. Г. Поповым) с духовной митрополита Сарского и Подонского Больной телом и сломленный духом, вострепетал Питирим перед лицом смерти, «ужаснулся неготовности моей, устрашился лености и уныния, вострепетал о бедности души моей грешной... Вострепетал, яко чрез вся дни живота моего не бдел, но спал в лености, и в небрежении о спасении моем жил, как будто никогда не имея умереть... и ничтоже приплодотворих в житницу нескончаемой вечности». Если сам Никон мучился, не исполнив меру множества своих трудов, то Питирим, поминая, в частности, «брата нашего патриарха Никона», страдал от ощущения бессмысленности бренного своего бытия. Никон был убежден, что Питирим не знает, «почему он человек». Митрополит в «заветном своем писании» признает это: «Размышлял часто, еще будучи здрав, что человек есть и что будет по сем? И усмотрел... что человек суете уподобился, и дни его как тень проходят... ибо человек как трава, дни же его как цвет полевой отцветают... Изыдет бо дух его, и возвратится в землю свою, и в тот день погибнут все помышления его». Буквально на грани отчаяния скорбно рассуждал Питирим, что «храм тела человеческого не имеет твердого камня, положенного в основание жизни сей, но на земле и песке основан, и того ради, в буре болезней возвеявшей и в реке смерти напавшей — разрушается падением великим. Душа же, обитавшая в нем, как в гостинице, тщится к Создателю своему о всем в мире этом содеянном слово воздати». Христом «поставлено людям едино умереть, по сем же — суд». А вечная жизнь? Разве не надеждой живет человек верующий? Питирим, конечно, не отрицает ее, просто он в ужасе перед судом Божиим, он «страхом велиим объят», ибо «тогда возвратился на... покаяние, когда меня пронзил терн последнего бедствия и страха, когда болезни смертные обступили меня и все силы плоти моей негодны сделались к исполнению заповедей Божиих». Готовясь к гробу, благодарил Питирим Господа, отпустившего ему время на покаяние: ведь он, многогрешный, дел благих не сотворивший», надеяться может только на милость сказавшего, что «вера твоя спасет тебя».

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010