Петр (Соколов) 18.03.1923 хирот. во еп. Сердобского, вик. Саратовской епархии; с 1923 г. еп. Вольский, вик. Саратовской епархии; с 1928 г. еп. Камышинский; с 13.08.1930 еп. Могилевский; с 5.09.1930 еп. Сталинградский; с 16.04.1933 в сане архиепископа; с 12.11.1935 архиеп. Воронежский; с окт. 1936 в заключении; † 16.05.1937. Петр (Федосихин) после 1930 г. хирот. во еп. (кафедра неизвестна); в 1935 г. упом. как епископ. Пимен (Белоликов) еп. Семиреченский и Верненский; убит в 1918 г. Пимен (Пегов) с 1918 г. еп. Подольский и Брацлавский; с 1921 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в обновленческом расколе; в 1935 г. принес покаяние и назначен архиеп. Подольским и Брацлавским; † 1942. Пимен (Хмелевский) 10.01.1965 хирот. во еп. Саратовского и Волгоградского; с 9.09.1977 в сане архиепископа; с 30.01.1991 архиеп. Саратовский и Вольский; † 10.12.1993. Питирим (Волочков) 19.12.1995 хирот. во еп. Сыктывкарского и Воркутинского. Питирим (Крылов) 4.06.1928 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 1928 г. еп. Шуйский, вик. Иваново-Вознесенской епархии; с 25.09.1929 еп. Орехово-Зуевский, вик. Московской епархии; с 17.03.1931 еп. Дмитровский, вик. Московской епархии; с 18.05.1932 в сане архиепископа; с янв. 1936 г. архиеп. Велико-Устюжский; с 1937 г. в заключении. Питирим (Нечаев) 23.05.1963 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с 9.09.1971 в сане архиепископа; с 30.12.1986 в сане митрополита. Питирим (Окнов) с 6.03.1917 на покое (б. митр. Петроградский); † 25.03.1919. Питирим (Свиридов) 25.12.1941 хирот. во еп. Куйбышевского и Сызранского; с янв. 1942 г. еп. Калужский и Боровский; с 1943 г. еп. Курский и Белгородский; с февр. 1945 г. в сане архиепископа; с 13.01.1947 архиеп. Минский и Белорусский; с февр. 1955 г. в сане митрополита; с 21.04.1959 митр. Ленинградский и Ладожский; с 19.09.1960 митр. Крутицкий и Коломенский; † 10.08.1963. Питирим (Старинский) 26.08.1992 хирот. во еп. Хмельницкого и Каменец-Подольского; с 1993 г. еп. Николаевский и Вознесенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Близ кафедрального собора, на протоке реки Ирсы, преосвященный Питирим выстроил для себя каменный одноэтажный дом со сводами о пяти комнатах. По левую сторону нынешнего собора построены были им каменные кладовые. Устрояя для себя жилище, святитель обратил свою пастырскую заботливость на главный в городе кафедральный собор, потому что он был весьма бедный, простой деревянный храм, без всяких украшений. Мало того, в бедном соборном храме не было даже порядочной утвари, не было достаточной ризницы, особенно для архиерейского служения. Владыка решился создать новый, благолепный, каменный собор. В 1694 году, по благословению патриарха Иоакима, святитель Питирим приступил к постройке двухэтажного собора в прежнее именование Преображения Господня по образцу Рязанского собора (только в меньшем размере). Несмотря на успешно шедшую постройку храма, Питирим не успел кончить его и, как бы предчувствуя свою скорую кончину, поспешил в нижнем этаже освятить правый придел в честь святителя Николая. При жизни своей Питирим снабдил собор нужной ризницей. Благочестивому отшельнику, и на святительской кафедре не оставлявшему иноческих подвигов, трудно было жить среди мира, среди людей, непрестанно развлекаемых житейской суетой; потому святитель употреблял все свое старание на содержание святых обителей. Неумолкающее предание, переходя от одного поколения к другому, передает, как несомненную истину, что благочестивый архипастырь, любивший вообще уединение, где представлялась ему полная возможность заниматься размышлением о Боге, нередко среди своих трудов и забот по делам епархии один или с людьми, близкими к нему по благочестивому настроению, отправлялся из Тамбова верст за семь в пустынное, лесистое место на берегу реки Цны и там прогуливался. Среди таких-то прогулок ему особенно понравилось одно, возвышенное над рекою место и отовсюду окруженное лесом, и здесь-то он предположил устроить мужской монастырь, и действительно, с увеличением средств, с получением пособий от правительства, святитель Питирим немедленно приступил к устройству обители. В этом отношении святитель, за недостатком средств и людей доверенных, отказывал себе даже в необходимом, употребляя все свое достояние на дело Божие, и сам делается смотрителем за постройками, сам экономом и даже строителем. Так, еще прежде закладки собора, в 1688 году сентября 15, он заложил мужской Трегуляев монастырь, построил в нем деревянную церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; сам избрал и постриг первого инока и, вместе, настоятеля, вдового священника Василия, названного в монашестве Варлаамом. Главный храм был освящен им во имя св. Иоанна Предтечи. Здесь же он и устроил особую для себя келлию, среди любимой братии и первый подавал им собою пример строгой отшельнической жизни. Святитель часто любил уединяться в эту пустынную обитель, и здесь на время отдыхал от своих тяжелых архипастырских трудов, и здесь в теплой молитве находил себе утешение среди подвигов своих в борьбе с раскольниками и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1652 году патриаршество занял Никон. Не в натуре Никона было терпеть хоть подобие какого-нибудь совместительства, тем более соперничества. Патриарх серьезно задумался и решил прекратить аномалию территориального и административного устройств соседних епархий. Он решается уничтожить соседние кафедры, чтобы присоединить территории их к своей области. Задумав править русской церковью единолично, он не видел надобности в помощнике в лице сарского и подонского митрополита. Мысль о закрытии кафедры Сарской и Подонской (Крутицкой) митрополии близ Москвы посредством вывода её на прежнее место на Дон, где в новопостроенных городах поселилось много выходцев из юго-западной России, п. Никон в первый раз изложил в 1655 году в настольной грамоте, выданной митрополиту Питириму. Грамотой Питирим назначался на сарскую и подонскую кафедру, но не на ту, что была около Москвы. В грамоте патраиарх заявил, что Питирим поставлен в митрополита «градом Сары и по Дону», и вместе с тем прибавил: «должен убо есть сей митрополит сарский и подонский показать послушание и, отшед в прилучившуюся ему святейшую митрополию, держати ю со всею областью её и всеми прилучившимися ей изначала пределы и весьми» 556 . Патриарх решился сделать это при назначении Питирима, так как видел в нем своего соперника. Таковым Питирим и оказался. По словам преосв. Платона, Питирим в угождение царю и боярам много противоборствовал на патриарха Никона 557 . В борьбе за право жить и действовать в Москве столкнулись два сильных характера. Будучи еще архиепископом Новоспасского монастыря в Москве, Питирим сумел понравиться всем и попал в митрополиты крутицкие. Чувствуя под собой твердую почву, не смотря на грамоту патриарха, он не ушел из Москвы «в прилучившуюся ему святейшую митрополию с прилучившимися ей изначала пределами и весьми», но остался жить в Москве, где пережил самого патриарха. Все вышло не без поддержки сильных людей, понимавших планы Никона. Сделавшись митрополитом, Питирим еще больше заручился расположением государя и бояр, особенно во время похода против шведов, куда отправился вместе с ними почти тотчас после своего назначения на кафедру 558 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С 1925 по 1929 г. он служил в Баку, где был рукоположен во иеромонаха, затем, с 1929 г. – в храмах Москвы и Московской области. Отец Гавриил был арестован в 1930 г. и осужден на 3 года исправительно-трудовых лагерей. После освобождения он служил в Московской области: в Пушкинском, Звенигородском и Наро-Фоминском районах, В 1937 г. о. Гавриил был арестован и расстрелян. Все пять названных афонских монахов в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой Лавры) 25 . Одним из самых известных афонских исповедников был схиепископ Петр (Ладыгин, в монашестве Питирим, в миру Потапий Федорович). Он родился 1 декабря 1866 г. в г. Глазове, окончил 4-классную школу и военное училище. После окончания военной службы унтер-офицером Потапий Ладыгин отправился на Афон, где в Свято-Андреевском скиту в 1896 г. был пострижен в рясофор с именем Пигасий, а через три года – в мантию с именем Питирим. В дальнейшем о. Питирим был рукоположен во иеродиакона, иеромонаха, возведен в сан архимандрита и в 1910 г. послан настоятелем на подворье Свято-Андреевского скита в Одессу. Во время Первой мировой войны он открыл в Одессе лазарет для раненых, а летом 1918 г. получил поручение св. Патриарха Московского и всея России Тихона вручить Вселенскому Патриарху уведомление об избрании в России Патриарха. Чтобы выехать из Москвы, понадобилось разрешение В.И. Ленина, и отец Питирим добился встречи с главой советского государства. Ленин расспросил его о положении на Украине и распорядился выдать необходимые документы. Архимандрит сумел добраться до Константинополя и вручить послание, затем посетил Свято-Андреевский скит. Обратное послание Вселенского Патриарха о. Питирим доставил лично Патриарху Тихону. После закрытия летом 1923 г. возглавляемого им подворья скита архимандрит Питирим оказался выслан из Одессы, в 1925 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Достигнув совершеннолетия, святой Прокопий испросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (†1554; память 1 мая). Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий с усердием стал подвизаться в посте, бдении и молитве. Неленостно исполняя возложенные на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам. На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха. Богоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков. Около 1680 года собором братии святой Питирим был избран игуменом монастыря. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждая иноков к большему подвигу. В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита. 1 сентября 1684 года святой Питирим, по благословению Патриарха Иоакима (1674–1690), получил новое церковное послушание – был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года, в Неделю блудного сына, в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при Патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

912 Питирим занимает видное место и как полемист. Литературная деятельность Питирима началась рано. В небольших тетрадках миссионер воспроизводил первоначально свои устные беседы. Сохранившийся опыт в подобном роде, 913 вместе с более обширным сочинением – «Копие» (1713 г.), 914 может дать лестную характеристику составителю в том отношении, что написан в примирительном, чисто миссионерском духе и тоне. В 1713–14 году 915 стало известным «Соборное деяние на еретика армянина мниха Мартина в лето 1157». 916 Так как в нем важнейшие старообрядческие особенности назывались «противными» Церкви «восходней», то Питирим и воспользовался «деянием». Он написал на основании его сочинение – «Объявление о сложении перстов» 917 и послал его раскольникам. 1 января 1716 года Питирим послал раскольникам диаконова согласия 130 вопросов, требуя на них ответов. Раскольникам не хотелось вступать в письменные состязания с Питиримом. Завязалась переписка. 918 Прежде чем дать ответы, раскольники сами прислали своему вопросителю 240 вопросов. 919 Питирим скоро принялся за составление ответов на них. 920 15 мая 1719 г. и раскольники прислали ответы на 130 вопросов, 921 разделив их на две части. Ответы эти, известные под именем «Керженских», были составлены, как и 240 вопросов, известным безпоповцем Андреем Денисовым при участии диаконовца Василия Флорова, – первый за такую услугу получил от диаконовцев не мало «пенязей награждения». 922 Прочитав ответы, Питирим, тогда уже епископ нижегородский, нашел их неправыми и решился устроить публичное разглагольствие. 1 октября (1719 г.) в селе Пафнутове, на площади, в виду толпы народа, произошел обмен ответами, но прение не состоялось. Раскольники тут же подали «доношение» с повинной, что их ответы «неправые», – кланяясь, они просили больше «не истязовать» их. Петр I возблагодарил Питирима собственноручным письмом за эту победу. И однако ж, спустя несколько, Питириму пришлось по этому поводу ехать в Петербург, по вызову Петра. Туда тайком пробрался диакон Александр и донес, что Питирим, задержав старообрядческих выборных, «страхом» заставил их подписаться под «доношением», сам сочинив его: даже под пыткой диакон от своего показания не отказался, а потому был казнен 923 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Например, первая воскресная школа в Москве была создана при храме, где был настоятелем владыка Питирим. Так же, как и идея проведения первых катехизических бесед в Москве принадлежала ему. Помню, как он нас, молодых людей, которые обучались в Московской духовной семинарии, собрал и предложил регулярно в помещении при храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке проводить занятия с прихожанами. Слушатели собирались самого разного возраста, от молодежи до старожилов. Начали мы с «Шестоднева» святителя Василия Великого. Каждый из нас получал от владыки задание – в течение двух недель или месяца подготовить очередную беседу. Бралась одна или несколько глав, прорабатывался материал, а потом мы в формате свободной дискуссии обсуждали предложенное святителем толкование, сообразуясь с открытиями науки, с толкованиями других святых отцов, с критикой со стороны атеистов на сотворение мира за шесть дней и т.д. Это было очень ново, увлекательно. Вслед за этим по тем временам нововведением владыки Питирима и в других храмах стали появляться такие же кружки по изучению и толкованию Священного Писания. Теперь, насколько я знаю, они есть буквально при каждом храме Москвы. Владыка был первопроходцем во многих областях церковного служения Также из прихожанок своего храма владыка Питирим еще в конце 1980-х годов собрал сестричество милосердия во имя святаго праведного Иоанна Кронштадтского. Сестры опекали престарелых, больных, трудились в детском онкоцентре на Каширке, несли служение и в 1-й Градской больнице, и именно из них потом возникло ныне известное Свято-Димитровское сестричество. Владыка Питирим в то время не просто благословил их на это служение, но и буквально, как сейчас говорят, в «ручном режиме» отслеживал их деятельность, окормлял духовно, помогал организационно. Тогда еще, напомню, ни о каких синодальных отделах по благотворительности, ни о каких сестричествах и волонтерских службах не было и речи. Владыка был первопроходцем во многих областях церковного служения. Владыка Питирим в тогдашнем мире православной Москвы и вообще России играл особую роль. Никогда не забуду, что на моей памяти к нему в Издательский отдел приезжало несколько Предстоятелей – глав Поместных Православных Церквей, также бывали и дипломаты очень высокого уровня. По протоколу все они наносили визит Патриарху, служили вместе со Святейшим, иногда устраивались встречи и в Отделе внешних церковных сношений (как он тогда назывался), но, помимо этого, гостям самим было интересно пообщаться еще и с владыкой Питиримом. И они приезжали на Погодинскую. Многие отмечают, что у него был дар общения. Владыка Питирим – невероятно интересный собеседник.

http://pravoslavie.ru/117081.html

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пскова», 56, 41 (кратк. история), 103 (надписи на колоколах). 1328. Успенский – Пречистый – Богородицкий – Горицкий или Городецкий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), при селе Старой Ладоге, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. Достоверно известно, что он уже существовал в XV стол., в начале XVII ст. разорен шведами, потом возобновлен старицею Акилиною и в 1624 г. ему отданы во владение пашни Ореховского мон. в Боровичском у. и Горицкого-Рождественского в Старой Ладоге. В соборном храме Успения находится чудотвор. икона св. великомуч. Варвары, а в приделе Благовещения чудотвор. образ Успения Божией Матери. С 1718 по 1725 г. в монастыре содержалась в заточении царица Евдокия Федоровна Лопухина , первая супруга Имп. Петра I. При м-ре находится училище на 10 девоч. “Историко – статистич. описание третьеклассного Староладожского Успенского монастыря», СПб., 1865 г. (время основания его спутано с Аркадиевским Новгородским монастырем); “Ист. Росс. Иер.», III, 746, 749; V, 4; Ратшин, 479; “Ист.-статист. свед. о С.-Пбург. епархии», вып. I, 15, 24, 25, 37; вып. II, Отд. III, 143–238 (Третьеклассный Староладожский Успенский женский монастырь); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 95 (надел. лесом); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. лавки с землею); 1884 г., 243 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 278, 5; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 94 (Ц. гр. 1682 г. о владении вотчин. и рыбн. ловлями; 1619 – 1621 г. строительн. старица Акулина; 1682 г. Капитолина); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 33; “Временник Общ. ист.», 1851 г., XI, 34, 55, 84 (Переписн. кн. Вотск. пятины 1500 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 1 (иером. Клеоник назначен в м-рь для священнослуж. во время пребывания царицы старицы Елены); “Русск. истор. Библиот.», II, 384, 126 (жалов. грам. 1622 г. на безоброчн. пользование рыбн. ловлею на р. Волхове; старица Акулина 1622 г. и старица казначея Ираида 1646 г.). 1329. Успенский – Пристанский или Пристаннический, мужской, заштатный (с 1764 г.), Воронежской губ., Валуйского у., при слободе Подмонастырской, в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010