Немаловажным основанием для анафемы, произнесённой Никоном на крутицкого митрополита, служило и то, что Питирим, без сношения с константинопольским патриархом, посвятил епископа Мефодия, с наречением его оршанским и мстиславским, и блюстителем киевской митрополии. Мефодий был до этого времени протоиереем в городе Нежине. Царь Алексей Михайлович в видах теснейшего соединения Литовского и Малороссийского края с Московским неоднократно предлагал Никону посвятить в Оршу православного епископа, и отправить его на жительство в Киев в качестве наместника митрополии киевской, от имени московского патриарха. Никон находил в этом посвящении: 1) нарушение прав константинопольского патриарха, к области которого принадлежал ещё тогда Киев; он предлагал государю снестись по этому делу с константинопольской Церковью, но этого сделано не было; 2) нарушение правила церковного, которое запрещает посвящать епископа без назначения посвящаемого к определённому месту и церкви. Но Орша и Мстиславль, говорил Никон, «были в то время под Литвою», и православных жителей почти не имели, а православный Киев принадлежал в церковном отношении патриархату константинопольскому. Никон удалился из Москвы; Питирим исполнил волю царя. Мефодий, не видав Орши, куда поставлен был епископом, отправился в Киев. Невское духовенство известило об этом своего патриарха. Цареградский патриарх, на основании 35 апостольского правила, проклял его, крутицкого митрополита, говорит Никон 836 . Но невозможно, прибавляет Никон, чтобы отлучённый от Церкви константинопольским патриархом, не был от неё отлучён и всероссийским патриархом 837 . Продолжая раскрывать поступок Питирима в подробнейших чертах 838 , Никон находит в нём «четверогубое беззаконие»: во-первых, Питирим посвятил в епископа того, кто избран в этот сан гражданской властью, а не церковной, за что правила Церкви подвергают извержению «поставившаго с поставленным от него» 839 ; во-вторых, правила, запрещающие епископам делать что-либо важное в церкви «без старейшаго» и без совета областнаго собора 840 ; а Питирим, последний из русских митрополитов, «посвятил Мефодия без согласия на то своего патриарха и ни собора о том не собирал, ни соборовал»; в-третьих, правила запрещают епископу совершать что-либо епископское в чужой епархии 841 , а Питирим посвятил Мефодия в Москве, в епархии патриарха, а не в своей митрополии; в-четвёртых, он посвятил епископа в цареградскую, чуждую область, что также противно правилам Церкви 842 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

А потом ребят пригласили на трапезу в воскресную школу, где, по традиции Православной Церкви, поминали усопших. До конца насыщенного событиями дня Владыка не покидал нас. Словно любящий отец, он выслушивал, беседовал, наставлял и благословлял, благословлял бесконечно. Вот так благодатно, покойно, мирно закончился тот памятный день. Я помню, что с того дня в моем сердце появилось какое-то новое ощущение. Возможно, начинал пробиваться к жизни тот росток, семя которого было брошено еще в момент крещения. Двери храма после панихиды закрылись, но сердце осталось там. Надеюсь, молитвами нашего дорогого Владыки – навсегда. Позднее мне приходилось проводить много мероприятий, в которых Владыка Питирим принимал участие. Необыкновенно благодарным и чутким зрителем и слушателем был наш Владыка. Всегда благодарил за понравившиеся ему постановки, брал на память сценарии, дарил подарки, интересовался семейными делами, делал наставления, благословлял, предлагал помощь. Но все-таки именно тогда, в 1989-м, по великой милости Божией, было положено начало возрождению храма в моей душе. Я с благодарностью возвращаюсь мысленно в то время и не перестаю удивляться премудрому Промыслу Божию, желающему всем спасения и посылающему таких дивных светильников, каковым был Владыка Питирим. Скольким людям озарил путь этот неутомимый, мудрый и заботливый архипастырь! И я верю, что Господь принял Своего служителя в селениях праведных. Нам же остались как образец, как назидание – его христианская жизнь и праведная кончина, его живое слово, полное веры, надежды и любви. «Подвиг для меня священен», – говорил Владыка Питирим. Подвиг он глубоко чтил. Ежегодно в День Победы 9 мая и в годовщину освобождения Волоколамска – 19 декабря (город был освобожден в праздник святителя Николая) митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим с духовенством Волоколамского благочиния, сотрудниками Издательского отдела, гостями и множеством народа возлагал венок к подножию мемориала героям-панфиловцам в Дубосекове, где солдаты дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова защищали подступы к Москве. На этом рубеже было сосредоточено свыше 80 танков, два полка пехоты, шесть минометных и четыре артиллерийских батареи, многочисленные группы автоматчиков и мотоциклистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

15 февраля 1952 г. Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин Нечаев рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 г. — во священника (целибат). Проходил пастырское служение в крестовом патриаршем храме. 13 апреля 1959 г. пострижен в монашество с именем Питирим. 8 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских духовных школ. 23 мая 1963 г. (в праздник Вознесения Господня) архимандрит Питирим хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Алексий, архиепископы: Ярославский и Ростовский Никодим, Можайский Леонид, Калужский и Боровский Леонид, Новгородский и Старорусский Сергий и епископы: Киприан Дмитровский и Донат (Щеголев). 9 сентября 1971 г. возведен в сан архиепископа, а 30 декабря 1986 г. — в сан митрополита с сохранением занимаемых им должностей и обязанностей; с титулом митрополита Волоколамского и Юрьевского. С 1972 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена местом постоянного служения архиепископа Питирима в Москве был определен храм Воскресения словущего на Успенском вражке. С 1962 по 1994 год руководил Издательским Отделом Московского Патриархата. В годы жесточайших запретов и ограничений на издание литературы по церковной тематике Издательский Отдел обеспечивал Церковь богослужебной литературой. Под руководством митрополита Питирима подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. В те же годы он был главным редактором журнала Московской Патриархии и Председателем Редакционной коллегии сборника «Богословские Труды», где публиковались выдающиеся работы православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 года и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине. В декабре 1994 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви митрополит Питирим был отстранен от должности председателя Издательского Отдела. Как общественный деятель митрополит Питирим принимал активное участие в движении сторонников мира, в работе межконфессиональных организаций по линии христианской коммуникации, демонстрировал за рубежом фото–кино–и аудиоматериалы о жизни Русской Православной Церкви. В 1989 г. был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 году — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Представлял Русскую Православную Церковь в таких отечественных общественных организациях, как Фонд Славянской письменности и культуры, Славянский фонд России, Международный фонд за выживание и развитие человечества. В общественной деятельности митрополит Питирим выдвигал задачи духовного и патриотического познания отечественной истории, осознания роли Русской Православной Церкви во всех сферах жизни, включая экологию и межличностные отношения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

В 1971 году епископ Питирим был возведен в сан архиепископа. С Крещения 1972 года владыка Питирим совершал свое служение в московском в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы владыки Питирима. В декабре 1986 года архиепископ Питирим был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский. Владыка Питирим являлся крупным церковным ученым. В различных журналах и сборниках он опубликовал более семидесяти богословских статей, издал ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской академии естественных наук, заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму «Золотое наследие Руси» Российской международной академии туризма. В 1989 году владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 — депутатом Московского областного совета народных депутатов. Был членом Комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики, членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. Владыка добился открытия Иосифо-Волоцкого монастыря и ряда храмов в своем благочинии. В 1989 году он стал настоятелем возвращенного Церкви монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням. Многие годы жизнь владыки Питирима была тесно связана с Московской духовной академией. Несмотря на загруженность издательской деятельностью, международными командировками, он два дня в неделю читал лекции в академии, будучи ее профессором. Эти занятия очень много значили для будущих священников. Его лекции часто воспринимались студентами как праздник.

http://pravoslavie.ru/97075.html

Архиепископ Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий, но великий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение. Но велик он был умом, силою воли, терпением и правдою, велик он был по трудам и заслугам для Православной Церкви. Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению. Подвиги его, по словам Петра Великого, могут быть названы равноапостольскими. Между устными сказаниями о подвигах Питирима замечателен один рассказ. Питирим шел к дому одного раскольника, который намеревался его убить. В это время дочь человека, готовившегося к убийству, по внушению Божию, выбежала навстречу Питириму и сообщила ему о злом намерении своего отца. Таким образом Питирим спасся от явной смерти. А спасшая его девица, удалившись от родителей, постриглась в монашество и заслужила любовь и уважение своими иноческими подвигами. Ко времени кончины архиепископа Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников. Труды: Пращица противо вопросов раскольнических. – СПб., 1721; М., 1752. Переписка с керженскими раскольниками в 1716 году// Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 53–66. Письма к царю и доношения Синоду// Макарий (Миролюбов) , архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 47, 83, 93. Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. – СПб., 1720 и 1782. Доношение Питиримово (царю)//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1860. Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах//Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. – СПб., 1861–1921. – С. 644–650. Доклад архимандрита Питирима о раскольниках и другие бумаги//Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. – СПб., 1861–1921. – С. 193, 194, 208, 210–220, 235–272.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Летом 1971 года епископ Питирим принял участие в деяниях Поместного Собора РПЦ, который признал церковную реформу патриарха Никона (1652–1666) «трагической ошибкой» и официально отменил все анафематствования по отношению к старообрядцам. Было принято постановление о признании старых русских обрядов спасительными и равночестными новым, в частности, о равной возможности употребления двоеперстия и троеперстия. Епископ Питирим явился одним из инициаторов и проводников этого решения, убежденным поборником воссоздания единства с Древлеправославной Церковью. Архиепископ Питирим. 1971 г. 9 сентября 1971 года владыка Питирим был возведен в сан архиепископа. В октябре 1972 года он сопровождал патриарха Пимена при посещении Поместных Православных Церквей – Сербской, Румынской и Элладской. В августе 1973 года совершил паломничество к святыням Эллады и Афона. Осенью того же года посетил приходы Московского Патриархата во Франции. В январе 1974 года сопровождал патриарха в его поездке в Эфиопию. В том же году участвовал в работе конференции Лютеранской Церкви Швеции в Упсале. В 1979 году посетил Англию, Венгрию и Францию. 1980 год оказался особенно «урожайным» для загранпоездок владыки Питирима: он неоднократно посетил Швецию, Англию и ФРГ, совершил поездку в Италию. 23 декабря 1980 года архиепископ Питирим был назначен членом Комиссии Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Великий церковный юбилей помог владыке активизировать работу Издательского отдела, получить и благоустроить новый издательский дом, вернее даже два. Вот как он об этом вспоминал сам: «По собственному опыту скажу, что самые трудные годы для Церкви были с 1963-го по 1967-й. Тогда было объявлено, что в 1981 году “последнего попа покажут по телевидению”. Это сказал председатель Совета министров и Генсек Коммунистической партии. Однако в 1981 году в центре Москвы – за Моссоветом (при храме Воскресения словущего) и на Пироговке (ул. Погодинская, 20), были поставлены два первых церковных дома, где “попы” создали свой Издательский отдел, получивший международную известность, и центр, куда пришли военные, чтобы помянуть своих родителей».

http://pravoslavie.ru/43974.html

11 февраля 2004 г. В память вечную будет праведник 18 февраля в Москве, в здании Российского фонда культуры, состоялся вечер, посвященный памяти выдающегося церковного и общественного деятеля митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима. Этот вечер — первый в мемориальном цикле, организованном Издательским Советом Русской Православной Церкви и Российским фондом культуры, одним из создателей которого был митрополит Питирим. Тридцать один год, с 1963 по 1994, владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Своими воспоминаниями о нем поделились митрополит Минский и Слуцкий Филарет, старейший сотрудник Отдела внешних церковных связей Алексей Сергеевич Буевский, известный реставратор Савелий Ямщиков, коллеги и друзья владыки. В Москве местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима был храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Одна из главных святынь этой церкви — чудотворный образ Богородицы «Взыскание погибших». Вечер памяти владыки Питирима состоялся в день празднования этого образа Божьей Матери. В юности, перед поступлением в Московскую духовную семинарию, будущий митрополит Питирим окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Как отмечал сам владыка, МИИТ научил его инженерному уму и организованности. Позднее в этом техническом вузе впервые в России появилась межфакультетская кафедра теологии, которую возглавил митрополит Питирим. На его лекции ходили не только студенты, но и преподаватели. В 1997 году в МИИТе был вновь организован студенческий строительный отряд, отправившийся восстанавливать Иосифо-Волоцкий монастырь, настоятелем которого в конце 80-х был назначен митрополит Питирим. Теперь каждое лето студенты МИИТа ездят на восстановительные работы в разные монастыри Подмосковья. Также по инициативе владыки Питирима был создан миссионерский храм-вагон «Одигитрия», который уже не первый год путешествует по железным дорогам России. Бог наградил митрополита Питирима множеством талантов. И каждый из них он приумножил.

http://e-vestnik.ru/church/v_pamyat_vech...

В тот год впервые читали молитву «Просите мира Иерусалиму». Это для меня такая великая честь, сподобил Господь, что я написал текст этой молитвы, и впервые ее накануне Пасхи, в субботу, читал митрополит Питирим вместе с Патриархом Иерусалимским Иринеем. А потом мы пошли к храму Воскресения Господня, где все уже было совершенно забито народом, охрану наших полпредов, мэра, вице-спикера просто разметало, попридавило, поприжало к стенам. Как я шутил потом, никогда еще наши руководители не были так близки к народу. Нет, им, конечно, ничто уже не угрожало, тут уже сам Господь Бог «вершил протокол». В ту поездку на утренней службе в Троицком соборе Русской православной миссии я в последний раз причастился из рук Владыки Питирима. И в тот год именно Владыка Питирим возглавил пасхальную службу в храме Христа Спасителя, озаренного пламенем тысяч свечей, зажженных от привезенного Благодатного огня. Владимир Крупин , писатель Продолжает сын В. Н. Крупина Владимир: Главная задача – успеть привести Благодатный огонь в Москву к началу Крестного хода и пасхальной службы. Нужно было поторапливать всех наших высоких персон, их службы сопровождения, чтобы успеть к трапу. В самолете мы уже перевели дух. Было две лампады с Благодатным огнем, одну держал Владыка Питирим, другую – я. Еще в Иерусалиме нам стало известно, что Святейший Патриарх плохо себя чувствует и главную службу в главном храме страны он поручает провести митрополиту Питириму. Но ведь нам надо успеть! Мы благополучно приземлились во «Внуково», и нам дали «зеленый» коридор. Машины полетели, скорость за 220 км/ч заходила. Успели. Наверное, это рекорд – от аэропорта «Внуково» до Храма Христа Спасителя долетели всего за 13 минут, всего за три минуты до начала службы – и притом с лампадами Благодатного огня. Конечно, вся эта операция потребовала огромных нервов, особенно от понимания всей ответственности. Важнейшее церковное, государственное мероприятие – и в таком жестком графике. Но вот Владыка... он был так радостен, светел лицом, что невольно я сам себя одергивал – ну какие тут у тебя могут быть проблемы! Вот же рядом митрополит Питирим, такой сияющий. Щедрость души

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В его отпевании в качестве певца и чтеца участвовал царь Феодор Алексеевич, повелев поминать почившего как Патриарха. Возглавил отпевание Новгородский митрополит Корнилий (1674–1695). Погребен был Патриарх Никон в еще недостроенном монастырском соборе, в приделе Иоанна Предтечи, который в Иерусалиме выдолблен в скале, «которая расселась надвое при крестной смерти Господа Иисуса Христа, и в эту трещину потекла из ребра Господа Его спасительная Кровь на голову Адама, там же находится и гробница первого иерусалимского архиерея Мелхиседека В церкви Иоанна Предтечи, на этом месте, наш пастырь и отец Святейший Патриарх Никон , когда был жив, завещал похоронить его тело после смерти; Бог сотворил по желанию его сердца» 538 . Поставленный во время Собора 1667 года Патриарх Иоасаф II, пробыв пять лет на кафедре, скончался 17 февраля в 1672 году в неделю Сырную. «На исхождение души его были и отходное правило и молитвы говорили Питирим митрополит Новгородский, Павел митрополит Крутицкий, Варсонофий архиепископ Смоленский, Иоаким архимандрит Чудовский» 539 . Его погребение в Успенском соборе состоялось на следующий день в Неделю сыропустную. Во время литургии тело скончавшегося Первосвятителя было занесено в алтарь, затем было оставлено на горнем месте 540 . Патриаршую духовную-прощальную грамоту зачитал Рязанский митрополит Иларион (1657–1673) 541 , затем «начали погребение петь иноческое» 542 , а разрешительную грамоту скончавшемуся прочел Новгородский митрополит Питирим. В конце отпевания «архиереи целовали святое Евангелие, и у Святейшего Патриарха прощались, целовали руку и в митру». «Погребен Святейший Иоасаф Московский и всея Русии в соборной и апостольской церкви, у западных дверей, на правой стороне, у Ризы Господней подле Святейшего Патриарха Ермогена; а посох Петра Чудотворца оставили в соборной церкви на патриаршем месте» 543 . О его кончине сообщал Константинопольскому Патриарху Дионисию IV (1672–1673) его преемник Патриарх Питирим в своей известительной грамоте: «Патриарху Господину Иоасафу течения своего поприще протекшу, и общий долг человеческаго естества воздавшу, преселившуся в Небесный скинии: прияти трудов своего архипастырства мздовоздаяние от Богодавца Владыки всех и Архипастыря архипастырей Христа Бога нашего» 544 . Следующий Первосвятитель, Патриарх Питирим, занимал кафедру очень недолго: с 7 июля 1672 года и по 19 апреля 1673 года. 17 апреля 1673 года он написал духовную грамоту, в которой оговаривалось: «Не подписах же заветнаго моего сего писания рукою моею за немощию моею точию, ради известия и верь: написанных в сем завете моем печати моея приложением утвердих» 545 . Летопись говорит о его кончине: «В лето 7181 апрелия в 19 в субботу преставися Великий господин Святейший кир Питирим, Патриарх Московский и всея Росии» 546 . Скончавшийся Патриарх был погребен в Успенском соборе. Сохранились документы, указывающие, сколько и кому было роздано денег на поминовение при его погребении 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский (Петр) Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников. С 1704 года (по обращении в Православие) – строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года – игумен этого же монастыря. С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской. Владимирской, Нижегородской. Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь. С 1709 года – строитель этого монастыря. В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита. 23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. 24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию. С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода. В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем , † 1736) входил и архиепископ Питирим. Скончался 8 мая 1738 года. Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий. Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них. С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010