Также епископ Питирим ответил на вопрос корреспондента, насколько ему близка позиция Президента России Дмитрия Медведева . «Мне очень понравились все его ответы на выступления архиереев. И о служении священников-капелланов в армии, и по вопросу о средствах массовой информации, и по другим вопросам. Все его ответы были в духе правоверия. Это мне очень понравилось, потому что от главы страны многое зависит. Слава Богу, он у нас православный и была видна его поддержка всему Освященному Архиерейскому Собору. Дай Бог, конечно, чтобы он был более воцерковленным. Особенно замечательные слова он сказал при вручении Святейшему Патриарху Кириллу ордена святого благоверного князя Александра Невского : " Слова «Не в силе Бог, а в правде», действительно, стали своего рода девизом русского народа " », - отметил владыка. Также епископ Питирим прокомментировал утверждение корреспондента о том, что «мало было информации в СМИ о выступлениях других архиереев во время встречи с Президентом, хотя известно, что были острые выступления, затрагивающие важные вопросы». «Да, действительно, это так. Но, надо сказать, что это упущение СМИ. Архиереи хотели бы многое сказать через прессу, но журналисты за ними не бегали. К сожалению, есть определенная идеологическая установка в СМИ. Например, владыка Владивостокский Вениамин (Пушкарь) прямо спрашивал у Президента, почему телевидение и другие средства массовой информации, призванные образовывать и воспитывать человека, наоборот, обезображивают человека пропагандой разврата, разбоя и прочего. Я думаю, что за такими выступающими надо было журналистам побегать и опубликовать их мнение», - подчеркнул епископ Питирим. Отметим также, что епископ Питирим, которому 2 февраля исполнилось 50 лет, был удостоен орденом св. преп. Серафима Саровского. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/02/08/vl...

Далее показаны примеры патриотизма русского духовенства и монастырей в Смутное время. Следующий «пункт» продолжает названую тему – «Деятельность преподобного Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры» (т. 2, с. 52–61). Завершается время патриарха-страдальца подробным описанием его канонизации в 1913 г. (т. 2, с. 61–64). Характерно название темы о следующем первосвятителе: «Филарет Никитич, Великий государь и Патриарх» (т. 2, с. 64–80). Здесь же говорится об избрании на царство Михаила Романова и окончании Смутного времени на Руси. В тексте о патриархе Иоасафе I (т. 2, с. 80–85) встречаются заимствования из «Истории» митрополита Макария (Булгакова) 96 , как и в повествовании о патриархе Иосифе (т. 2, с. 85–92). За пространной главой «Святейший Никон, патриарх Всероссийский» (т. 2, с. 93–126), следует текст, объединивший время двух следующих предстоятелей Русской Церкви: «Патриарх Иоасаф II и патриарх Питирим» (т. 2, с. 126–130). Впрочем, последнему посвящается всего несколько строк в конце: «После Иоасафа II патриарший престол занял митрополит Новгородский Питирим. По оставлении Никоном патриаршества Питирим самовольно вступил в права патриарха и ведал дела патриаршие в течение 8 лет. Но будучи человеком ограниченным и не умея управлять делами, он открыл свободу расколу и беспорядку в Русской Церкви. По смерти Иоасафа II Питирим был возведен на патриарший престол. Управление его было очень кратковременным, продолжалось всего один год и ничем особенным не ознаменовано. Питирим скончался 19 апреля 1673 года» (т. 2, с. 130). В главе о следующем патриархе Иоакиме автор пространно говорит об истории учреждения школы в России, о греческих братьях Лихудах, о Соборах того времени (т. 2, с. 130–142). Краткий текст о патриархе Адриане на страницах 142–145 завершает повествование о Патриаршем периоде, которое в целом занимает страницы 5–145. Следующий затем Синодальный период охватывает в книге страницы 146–391. Говоря о начавшихся реформах в жизни страны, автор отмечает, что они не обошли Церковь , посвящая царю-реформатору Петру I обширный материал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Вечная память Владыке Питириму! Иерей Виктор Казанцев , клирик храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, на Серебряном острове Редактор, автор, издатель (несколько штрихов к характеристике личности митрополита Питирима) Владыка Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский, стал редактором и издателем совершенно для него неожиданно. Об этом он сам говорил сотрудникам нашей редакции – редакции «Журнала Московской Патриархии». В конце декабря 1961 года, в один из вечеров, Святейший Патриарх Алексий (Симанский; его теперь принято называть Патриархом Алексием I) пригласил к себе в кабинет инспектора (иначе говоря, проректора) Московских Духовных академии и семинарии архимандрита Питирима и предложил ему возглавить редакцию «Журнала Московской Патриархии» в должности ответственного редактора (теперь эта должность называется «главный редактор»). Архимандрит Питирим вначале отказался принять это назначение, чем очень огорчил Святейшего Патриарха. Ночь для отца Питирима прошла в размышлениях. А наутро он пришел к Патриарху «с повинной» – со словами прощения за «дерзостное непослушание». Святейший Патриарх принял раскаяние отца архимандрита и 31 декабря 1961 года подписал Указ о его назначении ответственным редактором. Через день, 2 января 1962 года, архимандрит Питирим прибыл в редакцию (находившуюся тогда в Новодевичьем монастыре) и приступил к своим новым обязанностям. 23 мая 1963 года архимандрит Питирим был возведен во епископа Волоколамского и назначен еще на одну, более высокую должность Председателя Издательского отдела Московского Патриархата. В общей сложности в редакции Владыка Питирим проработал 33 года. При нем коренным образом изменились и «лицо», и «существо» редакции: постепенно расширился штат сотрудников (с 25 до нескольких сот человек), увеличивались номенклатура и тиражи церковных изданий, из года в год улучшалось их качество. Оставаясь профессором Московской Духовной академии, он тем не менее все свои силы, все дарованные ему Богом таланты отдавал своему новому послушанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

26 марта 1666 г. Питирим сделал еще один тонкий ход, поставив в протопопы кремлевского Благовещенского собора священника Андрея Савина. Значение этого мероприятия раскрывается замечанием в дворцовой записной книге: «и по Божию благословению и царскому изволению Андрей Савин учинен духовником царским». Так позиция Новгородского митрополита была закреплена и во дворце, при «боголюбивом государе» Алексее Увы, все эти затеи пошли прахом. Большой церковный собор 1666—1667 гг. был организован светской властью не только для того, чтобы с помощью административно утвержденного (и по сути ложного) авторитета восточных архиереев осудить и Никона, и староверов. С его помощью царство подавило поползновения священства отстоять хотя бы часть могущества Русской православной церкви, достигнутого при Никоне. Поставление в патриархи по царской воле дряхлого архимандрита Иоасафа ярко подчеркнуло всесилие государя и тщету разом развеявшихся надежд Питирима и Павла. Новгородский митрополит Питирим тихо удалился в свою епархию, где вынужден был вести борьбу с реальным влиянием Никона, которого он столь активно помогал низвергнуть. Кто знает, какие мысли одолевали Новгородского митрополита, убедившегося в полной зависимости церковной иерархии от своеволия светской власти, при виде стойкости монахов и священников, хранивших верность низвергнутому, осужденному и заточенному Никону?! Примером умонастроений паствы служит тянувшееся многие годы дело монахов и священнослужителей Крестного Буквально накануне своего осуждения, 25 августа 1666 г., Никон прислал братии грамоту о помиловании священников монастырских вотчин, посмевших было взять ставленные грамоты у митрополита Питирима и за то «смиряемых монастырским смирением». Покаявшихся в своем проступке попов Никон велел отпустить по домам. В свою очередь, Питирим только 21 марта 1669 г. смог подписать грамоту о разрешении архимандриту Крестного монастыря с братией священнослужения, запрещенного «по их вине, что они нашему указу учинились непослушны» и до сих пор не представляли «к подписи к нам в Великий Новгород» настольной, ставленных и священноиноческих грамот. Построенный Никоном Крестный монастырь признал, наконец, власть Новгородского митрополита, но братия его, ободрившись, немедля поссорилась с соловчанами и между собой: споры эти разрешал 28 февраля 1672 г. митрополит, а в начале 1673 г. — уже патриарх Питирим.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

30 декабря 1986 года владыка Питирим он был возведен в сан митрополита с титулом Волоколамский и Юрьевский. 3 мая 1990 года преставился ко Господу Святейший Патриарх Пимен. 7 июня 1990 года на Поместном Соборе РПЦ, созванном для избрания нового патриарха, кандидатура митрополита Питирима была предложена в качестве одной из дополнительных к трем, избранным в качестве кандидатов на Патриарший престол Архиерейским Собором накануне. Митрополит Питирим получил поддержку 128 участников Собора из 316 – больше, чем другие дополнительные кандидаты, но меньше, чем было необходимо (половина голосов) для внесения в список для голосования. С февраля 1992 года митрополит Питирим перестал состоять в профессорско-преподавательской корпорации МДА, но продолжал бывать в московских духовных школах и Троице-Сергиевой лавре в дни особых торжеств, особенно в Сергиевы дни – 18 июля и 8 октября; он неоднократно возглавлял по благословению Святейшего Патриарха Алексия II традиционный выпускной акт в Московских духовных школах, часто выступал на Филаретовских вечерах (последний раз – на юбилейном Филаретовском вечере 2 декабря 1998 года). После вынужденной отставки с поста руководителя Издательского отдела Московского Патриархата в 1994 году, в распоряжении митрополита Питирима остались возобновляемый им Иосифо-Волоцкий монастырь и храм Воскресения словущего в Москве. Владыка не только продолжал исправно исполнять обязанности Патриаршего викария, но через некоторое время стал выполнять особые поручения Святейшего Патриарха. В то время, когда митрополит Питирим подвергался несправедливой критике со стороны масс-медиа, в его защиту на телевидении выступил Никита Михалков. Он продемонстрировал книги, изданные владыкой, и подчеркнул огромное значение этого труда на благо Русской Церкви. В 1996 году, в связи с празднованием 100-летия Московского института инженеров транспорта (МИИТ), митрополит Питирим был в этом институте в числе почетных гостей. Он выступил с задушевным приветствием, благословив коллектив института успешно трудиться следующие 100 лет. Тогда же он предложил восстановить домовую институтскую церковь во имя святителя Николая и вскоре сумел подвигнуть на это дело ректорат, преподавателей, и студентов. Он и сам принял деятельное участие в возрождении Никольского храма.

http://pravoslavie.ru/43974.html

Содействовал работе комиссии в мон-рях Афона, затем занимался приемом в Одессе иноков-«имяславцев», вывезенных в Россию, причем 26 чел. из руководителей беспорядков оставались на Андреевском подворье до суда. Иером. Питирима вызывали в Москву для ознакомления с материалами дела и предоставления дополнительных сведений об афонских событиях. Для разъяснения по поводу нестроений в афонских мон-рях и восстановления в России доброго имени Свято-Андреевского скита настоятели Одесского и С.-Петербургского подворий скита иеромонахи Питирим (Ладыгин) и Макарий (Реутов) получили 30 янв. 1914 г. Высочайшую аудиенцию. В Царскосельском дворце в присутствии обер-прокурора Синода В. К. Саблера они были представлены имп. мч. Николаю II Александровичу . Весной того же года иером. Питирим был вновь вызван в С.-Петербург и в Гос. думе вступил в дискуссии по вопросу о судьбе вывезенных с Афона иноков. После начала первой мировой войны основал в Одессе на своем подворье лазарет для раненых воинов, в к-ром стал заведующим. Лазарету было присвоено имя наследника цесаревича мч. Алексия Николаевича . В действующую армию на средства подворья были отправлены 2 млн брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также мн. тысячи экз. Евангелий, священных изображений, крестиков. За свои труды иером. Питирим был награжден в 1915 г. наперсным крестом от Синода, в мае 1916 г.- орденом св. Анны 3-й степени, в нояб. 1916 г.- орденом св. Анны 2-й степени. С дек. 1916 г. и до нач. 1918 г. иером. Питирим по предписанию Синода управлял также и владениями афонского Зографского болг. мон-ря в Кишинёвском у. Бессарабской губ.: Киприановским Успенским заштатным муж. мон-рем и Кондрицким Николаевским скитом при нем, поскольку руководившие ими ранее болг. монахи с Афона были по случаю вступления Болгарии в войну с Россией удалены в Рязанскую губ. и в обителях остались лишь местные иноки. В нояб. 1917 г. иером. Питирим участвовал в Москве в торжественном богослужении в храме Христа Спасителя в связи с выборами патриарха, 21 нояб.- в интронизации патриарха Московского и всея России свт.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

«Поскольку немощью и страстями человеческого естества одержим был все дни жизни моей, — писал Питирим, — нельзя мне не сострадать людям». Митрополит кается перед всеми, всем прощает и от всех «прощения желает , начиная, само собой, с царя и его семьи: кормильцев и защитников Церкви. Увы, и в покаянии митрополит был суетен, отводя немалое место тем, «кто в чем нам позазрел, или посмеялся, или чем нас унизил, или злословил, или клеветал явно и тайно — и за оскудением ума своего не счел то грехом», — не говоря уже о непокорных церковной власти: «таковые мненноздатели, по Апостолу, огнем спасутся!» Любопытно, что, глядя в гроб, старый и больной Питирим не забывал внимательно следить краем глаза и за событиями в Москве, где оказался, под предлогом немощи и «удаления от излишних попечений», как раз к тому моменту, когда государь надумал наконец поставить нового патриарха на вакантное место после скончавшегося еще в феврале 1672 г. Иоасафа. Не исключено, что именно дряхлостью и предсмертными покаяниями Питирим так смутил и разжалобил государя, что 7 июля 1672 г. был возведен на патриарший престол. Патриаршество Воистину изумительно, куда делось покаяние и сколь великая гордыня обнажилась в речи Питирима к государю по поводу поставления своего в Он незамедлительно заявил, что «сердце царя в руке... Бога», а чтобы слушатели не сомневались в богопоставленности нового архипастыря, прямо уподобил себя Моисею и Иеремие, Григорию Богослову, Аарону и Исайе. Гордыня Питирима просто великолепна, когда он толкует, по Давиду, свою покорность «тяжкому и превеликому ярму», возложенному на него — по повелению Бога — государем и освященным собором. Новый патриарх выразил надежду, что царь не оставит без помощи кормчего «превеликаго корабля сего... во еже пасти нам, смиренным, безбедно врученный смирению нашему христиано-российский народ сей». Благодаря государя, Питирим из всей его многолюдной семьи называет (в отличие от своего завещания) лишь царевича Федора Алексеевича и царевну Татьяну Михайловну — явных сторонников сильной и богатой Церкви, защищать которую от напастей и бедности — важнейшая задача благочестивого царя. «По многолетнем, однако временном сем царствии», патриарх желает Алексею Михайловичу сравняться в «вечном царстве» с Константином Великим и Владимиром Святым.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

к. смог сослаться, как рукоположенный греч. архиереем, на свое каноническое подчинение К-польскому патриарху. Обновленческий «епархиальный съезд» 7 нояб. 1922 г. принял решение о закрытии Андреевского подворья и передаче его Одесско-Херсонскому «епархиальному управлению» и о высылке из Одессы всех афонских монахов, «т. к. они зараза для мира». Однако храм Андреевского подворья продолжал действовать, он остался единственным в Одессе, сохранившим верность патриарху Тихону, и потому его активно посещали верующие. Великим постом на Андреевское подворье каждый день приходило до 3 тыс. чел. В марте 1923 г. перешедшие в обновленчество митр. Евдоким (Мещерский), викарный Балтский еп. Герасим (Строганов) и Подольский архиеп. Пимен (Пегов) безуспешно пытались уговорить архим. Питирима признать ВЦУ. В ночь на 1 апр. 1923 г., после всенощной в Вербное воскресенье, сотрудники ОГПУ запечатали двери храма Андреевского подворья. На следующее утро все улицы были заполнены верующими, отказывавшимися идти молиться в обновленческие храмы, и лишь конной милиции удалось рассеять народ. 5 апр., в Страстной четверг, монахи были изгнаны с подворья. Вскоре архим. Питирим был выслан из Одессы, он поселился с оставшейся братией на своем монастырском хуторе близ ст. Еремеевка. В 1924 г. по благословению патриарха Тихона архим. Питирим совершил в Одессе чин покаяния и присоединения к правосл. Церкви 37 священников, ранее примыкавших к обновленцам. Вскоре архим. Питирим был выслан властями за пределы Украинской ССР под подписку о прикреплении к буд. месту жительства - г. Глазову, к-рый он выбрал сам. В окт. 1924 г., направляясь к месту высылки, архим Питирим побывал в Москве у патриарха Тихона, к-рый хотел посвятить его во епископа, но отложил хиротонию до возвращения его из Глазова. В марте 1925 г. по приглашению родных архим. Питирим приехал в с. Троицко-Сафроновское (ныне не существует; территория совр. Архангельского р-на Башкирии). Нек-рое время с разрешения временно управляющего Уфимской епархией Давлекановского еп.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Питирим с ревностью принялся за святое дело, обходил их жилища и скиты, проникал в леса и пустыни и всюду кротко беседовал с заблуждающими, одних наставлял словом, другим раздавал обличительные и увещательные свои тетрадки. В 1715 г. Он уже доносил Государю, что успел, про помощи Божией, обратить из раскола в уездах юрьевском и балахновском более двух тысяч душ, хотя и присовокуплял, что местные гражданские начальства не только не содействуют ему, но и препятствуют. Государь (от 13 марта) строго подтвердил оказывать Питириму всякое содействие, угрожая смертию за каждое препятствие, – и Питирим еще с большим усердием начал продолжать свое служение. На самом Керженце, вблизи раскольнических скитов, он основал православный Успенский монастырь, где и поставлен был первым архимандритом, для приготовления будущих деятелей против раскола, а в 1716 г. написал и отослал черно-раменским раскольникам диаконова согласия 130 вопросов, на которые они должны были отвечать. Раскольники изъявили согласие, но, вместо ответов, в августе того же года прислали Питириму своих 240 вопросов. В следующем году Питирим дать знать, что его ответы готовы, и требовал, чтобы диаконовцы представили ему свои. Диаконовцы медлили и прислали к нему сперва старца Варсонофия, а потом самого диакона Александра и других с просьбою освободить их от необходимости отвечать, – так как они чувствовали себя неспособными к тому. Прошел год; повторилось требование со стороны Питирима, – и едва в 1719 г., когда Питирим был уже возведен в сан нижегородского епископа, они представили ему свои ответы, известные под именем диаконовых, которые, впрочем, писал не кто-либо из диаконовцев, а тайно составил, по просьбе их и за деньги, предводитель совсем другого раскольнического толка Андрей Денисов, несмотря на взаимную неприязнь обоих толков 591 . Получив эти ответы, Питирим пригласил к 1 октября представителей всех чернораменских скитов и многих жителей окрестных волостей в село Пафнутьево балахновскаго уезда. Здесь, после торжественной литургии, архипастырь в полном облачении вышел с крестным ходом на особо приготовленное близ церкви возвышенное место и всенародно, в присутствии православных и раскольников, начал беседу с представителями диаконова согласия касательно их ответов и вручил им свои ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Злой дух тотчас вышел и, претворившись в огромного дракона семидесяти локтей, пополз к Чермному морю,   дабы сбылось реченное: “Явленную веру возвестит праведный”.  . Таково чудо Павла, всей братией прозванного простым.  В этом монастыре   жила другая девушка, показывавшая себя дурочкой и одержимой; все ею настолько гнушались, что даже не сажали за один стол с собой — такое она избрала подвижничество. Она жила на поварне, выполняла всякую работу и, будучи, по пословице, посмешищем всего монастыря,   на деле исполняла писание: “Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым”.  Голову она повязала вретищем — все же остальные, как уже постриженные, носили наглавники   — и так и работала. Ни одна из четырехсот сестер не видела за все годы ее жизни, чтобы эта женщина ела: она не садилась трапезовать, не брала себе и куска хлеба, но довольствовалась сметенными со столов крошками и объедками. Никогда она никого не обижала, не роптала, не говорила ни слова, ни полслова, хотя ее били, наносили ей оскорбления, ругали и сторонились. И вот святому Питириму, мужу преславному, отшельнику, удалившемуся на Порфирит,   предстал ангел и говорит ему: “Зачем превозносишься, что благочестив, а между тем живешь в столь удаленных местах? Хочешь увидеть женщину благочестивее тебя, так ступай в женский Тавенниский монастырь и найдешь там одну женщину с повязкой на голове. Она лучше тебя. Ведь та сталкивается с великим множеством людей, но сердцем ни разу не отступила от Бога, а ты, сидя здесь, мысленно блуждаешь по городам”. И вот Питирим, никогда не покидавший Порфирита, дошел до того монастыря и просил учителей  пустить его в женский монастырь. Те решились ввести его, так как Питирим был прославлен, а к тому же и в преклонных летах. Войдя в монастырь, он старался увидеть всех женщин. Но та не появлялась. Наконец, Питирим говорит монахиням: “Приведите мне всех; ведь одной недостает”. Они говорят ему: “У нас есть еще дурочка на поварне”. Так ведь зовут юродивых. Питирим говорит им: “Ведите и ее, дайте мне взглянуть на эту женщину”. Они пошли, чтобы позвать ее, а она не послушалась — то ли поняла, зачем, то ли получила откровение. Тогда ее ведут насильно. И говорят ей: “Святой Питирим хочет тебя видеть”. Ведь имя его было знаменито.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010