В этом же году он приехал в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Наместником монастыря монах Питирим был назначен на пономарское послушание. Монах Питирим (Томачок) Монах Питирим во время Богослужения вел себя благообразно, по чину, вовремя подавал кадило, со всеми был вежливый. К молодым батюшкам он относился с уважением, всегда брал у них благословение. Когда появлялась свободная минутка от пономарства, монах Питирим приходил на Братский клирос и пел первым тенором… Отец Иоанн (Крестьянкин) как-то с улыбкой вспомнил случай, связанный с монахом Питиримом, у которого было безбородое лицо… Старец Архимандрит Иоанн шел однажды по храму, и вдруг к нему подбегает старушка, дергает его за рукав рясы и взволнованно говорит: «Батюшка, батюшка! В алтарь женщина какая-то зашла, выведите ее оттуда!»… Монах Питирим жил на Звоннице в отдельной маленькой келейке с печным отоплением, в которой его трудами поддерживалась чистота и уют. Но возраст брал свое. Монах Питирим заболел, признали рак желудка. И вскоре он слег совсем. За ним ухаживал послушник. Монах Питирим ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Незадолго до его кончины мы с Благочинным отцом Александром прочитали ему отходную… Впервые в жизни я читал отходную, чин которой содержит умилительные воззвания к Божией Матери… Монах Питирим внимательно слушал молитвы, взирал на икону Пресвятой Богородицы и усердно молился. На другой день после причащения Святых Христовых Таин он скончался. Боевой прихожанин Монах Анания (Лисовский Максим Иванович, 1910–1998 гг.) был на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Его ранило за 9 дней до Победы. Служил связистом. Монах Анания вспоминал: «Бывало, вступаем в город, я при первой возможности иду в храм, оставляю винтовку у свечного ящика, а сам прошу батюшку исповедовать меня и причастить. Советовал так же делать и другим. Однажды вызывает меня комиссар и пистолет к груди: «Почему в церковь ходишь?» Я снимаю автомат и кричу: «Ну, начинай!» Ушел и больше не приставал.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

13 сентября 1989 г. митрополит Питирим был назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. 3 декабря 1994 г. в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет был освобожден от должности его председателя. 27 декабря 1994 г. освобожден от должности главного редактора “Журнала Московской Патриархии” и Председателя редакционной коллегии сборника “Богословские труды”. Благодаря деятельности владыки Питирима издательское дело в Русской Православной Церкви удалось наладить на очень высоком уровне. Помимо издания книг и периодики Издательский отдел предпринял съемку нескольких кинофильмов, посвященных церковной тематике, что имело большое значение для активизации миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в связи с празднованием юбилея 1000-летия Крещения Руси. Митрополит Питирим являлся крупным церковным ученым, чьи интересы лежали, главным образом, в области истории Церкви и церковного искусства. В различных журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей и ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды митрополит Питирим был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской Академии естественных наук, являлся заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО “Золотое наследие Руси”. Митрополит Питирим значительное внимание уделял возрождению и популяризации русского церковного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, с большим успехом выступавших с концертными программами на Родине и за рубежом. Митрополит Питирим совершал свое служение в Москве в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, который с советского времени являлся местом притяжения для творческой интеллигенции столицы. Смысл паломничества В своем докладе Епархиальному собранию от 12 декабря 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отметил, что паломнические поездки в настоящее время являются особенной проблемой.   По его словам, «паломничество предполагает духовно-телесный подвиг, работу над собой, молитву. Это вовсе не туристическая поездка за границу, да еще с послаблениями в соблюдении правил благочестия по причине «путешествия». В настоящее время в нашей Церкви такое великое множество святынь, что жизни не хватит им всем поклониться».

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В роковой день, во время загородного молебствия, дождавшись момента, когда святитель обернется к нему спиной, безумец схватил омофор Герасима и задушил им ни о чем не подозревавшего владыку. Так свидетельствует о трагической кончине святителя Вычегодско-Вымская летопись, составленная клириками Михаило-Архангелова Усть-Вымского монастыря в конце XVI века: «убиен бысть епискуп пермский Герасим за неколико стадий от владычнего горотка, месте, зовемый Мыс» . Мученик Питирим Духовный брат и продолжатель дела святых Стефана и Герасима – святитель и чудотворец Питирим – правил слово истины на Усть-Вымской кафедре с 1444 по 1455 годы. Несмотря на то, что многочисленные пожары истребили большую часть письменных свидетельств по истории Пермской епархии, история сохранила многие детали биографии этого видного церковного деятеля эпохи, прожившего чрезвычайно богатую событиями жизнь. «Сей преподобный бысть от страны северскыя от Великыя Руси Богом спасаемаго града Ярославля». Воспитанный благочестивыми родителями, Питирим в юном возрасте порывает с миром и его соблазнами, под руководством «некоего велика старца Кирила именем» Питирим совершенствуется в монашеском делании. В скором времени молодой инок оказывается в московском Чудовом монастыре, где сначала принимает священство, а после становится архимандритом и наставником младшей братии: «таже и архимандритом был многых богоподвижных инок общежительства и ины обители многы въздержая, и наказуя, и уча истинному Божию пути». На протяжении всей своей жизни Питирим трепетно почитал память Митрополита Алексия, основавшего обители в стенах Московского Кремля, и позднее, уже занимая Пермскую епископскую кафедру, составил его житие и похвальный канон. Чудов монастырь считался придворной обителью, а его настоятель становился доверенным лицом Московского Великого князя. Вероятно, Питирим в сане Чудова архимандрита крестил в младенчестве Ивана III, а после известия о кончине епископа на Усть-Выми выбор Митрополита пал на его кандидатуру не без влияния, а, может быть, и по прямой инициативе самого князя. Весть о мученической кончине Герасима должна была поразить Питирима: на восточных границах Митрополии велась невидимая брань, кровавыми жертвами которой становились представители высшего московского духовенства. К этому времени на Руси уже полыхала братоубийственная война между Василием Темным и Дмитрием Шемякой, а полем ее брани была Пермская сторона, и военные действия не могли обойти стороной епископскую кафедру: будущему святителю волей-неволей надлежало вступить в большую политику. Прекрасно понимая все это, Питирим со смирением и осознанной готовностью принимает на себя владычний сан и направляется к осиротевшей по смерти Герасима пастве.

http://pravoslavie.ru/127924.html

Но до возведения его на степень патриаршества было, казалось, очень далеко. 2 июня 1672 г. Питирим еще пребывал в Новгороде, где получил царскую грамоту о рождении царевича Петра Алексеевича и разослал по этому случаю богомольные грамоты в города и веси своей епархии. Примерно к этому времени относится его духовное завещание, написанное в крайней степени разочарования и весьма сходное (как отмечено М. Г. Поповым) с духовной митрополита Сарского и Подонского Павла 255 . Больной телом и сломленный духом, вострепетал Питирим перед лицом смерти, «ужаснулся неготовности моей, устрашился лености и уныния, вострепетал о бедности души моей грешной… Вострепетал, яко чрез вся дни живота моего не бдел, но спал в лености, и в небрежении о спасении моем жил, как будто никогда не имея умереть… и ничтоже приплодотворих в житницу нескончаемой вечности». Если сам Никон мучился, не исполнив меру множества своих трудов, то Питирим, поминая, в частности, «брата нашего патриарха Никона », страдал от ощущения бессмысленности бренного своего бытия. Никон был убежден, что Питирим не знает, «почему он человек». Митрополит в «заветном своем писании» признает это: «Размышлял часто, еще будучи здрав, что человек есть и что будет по сем? И усмотрел… что человек суете уподобился, и дни его как тень проходят… ибо человек как трава, дни же его как цвет полевой отцветают… Изыдет бо дух его, и возвратится в землю свою, и в тот день погибнут все помышления его». Буквально на грани отчаяния скорбно рассуждал Питирим, что «храм тела человеческого не имеет твердого камня, положенного в основание жизни сей, но на земле и песке основан, и того ради, в буре болезней возвеявшей и в реке смерти напавшей – разрушается падением великим. Душа же, обитавшая в нем, как в гостинице, тщится к Создателю своему о всем в мире этом содеянном слово воздати». Христом «поставлено людям едино умереть, по сем же – суд». А вечная жизнь? Разве не надеждой живет человек верующий? Питирим, конечно, не отрицает ее, просто он в ужасе перед судом Божиим, он «страхом велиим объят», ибо «тогда возвратился на… покаяние, когда меня пронзил терн последнего бедствия и страха, когда болезни смертные обступили меня и все силы плоти моей негодны сделались к исполнению заповедей Божиих». Готовясь к гробу, благодарил Питирим Господа, отпустившего ему время на покаяние: ведь он, многогрешный, дел благих не сотворивший», надеяться может только на милость сказавшего, что «вера твоя спасет тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3). Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3). Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни. В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.

http://pravicon.com/info-3220

По своей особенной расположенности к этой обители, святитель Питирим озаботился, при своей еще жизни, обеспечить ее, исходатайствовавши у служивых людей с. Бовина достаточное количество земли со всяким вотчинным угодьем. В 1691 г. он сам освятил новоустроенный соборный храм Рождества св. Иоанна Предтечи. Обитель, при неусыпных трудах святителя, вскоре обустроилась, и число братий постепенно увеличивалось так, что при Варлааме было в обители 30 человек иноков. Не доведши еще до конца построения мужской обители, святитель Питирим приступил к устроению и женского монастыря. Побуждением к этому были просьбы благочестивых женщин, во главе которых была родная его сестра Екатерина, желавших всецело посвятить себя на служение Богу. В 1690 году преосвященный Питирим неподалеку от крепости, на левом берегу реки Студенца, устроил женскую обитель и сам освятил в скором времени устроенный в ней главный деревянный храм, в честь Вознесения Господня. Первой постницей и настоятельницей этого монастыря была сестра его Екатерина. При Вознесенской церкви был устроен придел в честь тезоименитой ей великомученицы Екатерины. Игуменья Екатерина, неизвестно, когда скончавшаяся, была погребена близ древнего деревянного Вознесенского храма. В настоящее время над ее гробницей стоит небольшая часовня. Созидая новые обители и приводя их в порядок, святитель Питирим не оставлял без своей особой заботливости монастырей, прежде его устроенных в Тамбовской епархии. Так, в Козловском мужском монастыре, вместо прежнего деревянного храма Пресв. Троицы, по его старанию, сооружен новый величественный каменный храм. По освящении храма, в знак своего особенного к обители благорасположения, святитель Питирим 19 августа 1692 года послал от себя в новоустроенный храм на благословение обители образ Св. Троицы в окладе с венцами и гривнами златыми. С христианской любовью он относился к меньшим братьям и особенно простирал свои попечения на людей несчастных. Неподалеку от Тамбова, в пяти верстах, в Пашкельской слободе Донской, большей частью, жили ссыльные, и для этих-то несчастных, к умягчению их загрубелых сердец и к утешению, святитель Питирим устроил храм во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Питирим и Павел, в свою очередь, активно нападали на бывшего покровителя. «Ты и сам, — говорил Никону Питирим, — на Новгородскую митрополию возведен на место живого митрополита Авфония». — «Авфоний был без ума, — ответствовал Никон, — чтоб и тебе так же обезуметь!» Вместе с Иоасафом, архиепископом Тверским, Питирим поддерживал на соборе важное обвинение, что опальный патриарх отрекся от своего престола «с клятвою»: «если буду (вновь) патриарх — то анафема буду!» — говорил, по их словам, Не менее активно выступали против Никона и некоторые другие архиереи (например, Илларион Рязанский), но именно Питирим и Павел раньше и больше других были восприняты опальным владыкой как «отравители» его отношений с государем. Действительно, эти двое наиболее твердо стояли против возвращения Никона на патриарший престол, поддерживая усилия придворных не допустить, чтобы могучая личность Никона вновь подчинила себе волю «Тишайшего» царя. И они сыграли если не главную, то заметную роль в обороне Церкви и государства от страшившего многих возвращения Никона. Вокруг патриаршего престола Хотя власть над Церковью в период «межпатриаршества» была крепко ущемлена «царством», ее не следует считать вполне призрачной. В борьбе за управление Русской православной церковью Питирим и Павел — редкий случай! — действовали командно, рука об руку. 5 августа 1664 г. Питирим избран был на высокую степень митрополита Новгородского и на следующий день в присутствии государя хиротонисан митрополитом Ионой Ростовским с освященным собором. Действо происходило при активном участии лжемитрополита Газского Паисия Лигарида, вторым (после Ионы) подписавшего 7 августа и настольную грамоту но, по крайней мере официально, не игравшего главной роли в переводе последнего на Новгородскую митрополию и тем более в поставлении на освободившуюся кафедру Сарскую и Подонскую архимандрита Павла, как это утверждал в 1666 г. Никон: Павел был рукоположен именно Хотя, как справедливо отметил Никон, Лигариду «то делать не довелось, потому что от Иерусалимского патриарха он отлучен и проклят», новая расстановка русских церковных властей в 1664 г. была произведена внешне законно.

http://sedmitza.ru/lib/text/443625/

8 октября того же года иеромонах Питирим был возведен патриархом в сан архимандрита и назначен инспектором Московских духовных школ. Это назначение удалось осуществить, преодолевая административные помехи, так как подопечный патриарха, был сыном репрессированного священнослужителя и его имя находилось в соответствующем списке. В январе 1962 года архимандрит Питирим был назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии» с сохранением за ним обязанностей инспектора Московских духовных школ. В праздник Вознесения Господня, 23 мая 1963 года, в московском Богоявленском соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Питирима, совершенная Святейшим Патриархом в сослужении архиепископов Ярославского и Ростовского Никодима (Ротова), Можайского Леонида (Полякова), Калужского и Боровского Леонида (Лобачева), Новгородского и Старорусского Сергия (Голубцова), а также епископа Дмитровского Киприана (Зернова) и епископа Доната (Щеголева). С возведением в сан епископа владыка Питирим был назначен председателем Издательского отдела Московского Патриархата. Он возглавлял его с 1963 по 1994 год, с сохранением обязанностей профессора Московских духовных школ, оставаясь также главным редактором «Журнала Московской Патриархии». С 23 октября 1964 года по 5 февраля 1965 года епископ Питирим временно управлял Смоленской епархией. В 1967 году епископ Питирим с делегацией паломников РПЦ впервые осуществил паломничество на Святую Землю. 7 октября 1967 года он был назначен членом редакционной коллегии журнала «Богословские труды». 24 июня 1968 года назначен членом делегации РПЦ на IV Ассамблею Всемирного Совета Церквей, которая состоялась в г. Найроби (Кения). 20 марта 1969 года включен в состав Комиссии Синода по вопросам христианского единства и назначен представителем от Московского Патриархата в Межправославную богословскую комиссию по диалогу с Дохалкидонскими Церквами. 17 апреля 1970 года преставился ко Господу Святейший Патриарх Алексий I. В июне епископ Питирим был включен в состав комиссии Синода для подготовки Поместного Собора РПЦ.

http://pravoslavie.ru/43974.html

Питирим и Павел, в свою очередь, активно нападали на бывшего покровителя. «Ты и сам, – говорил Никону Питирим, – на Новгородскую митрополию возведен на место живого митрополита Авфония». – «Авфоний был без ума, – ответствовал Никон, – чтоб и тебе так же обезуметь!» Вместе с Иоасафом, архиепископом Тверским, Питирим поддерживал на соборе важное обвинение, что опальный патриарх отрекся от своего престола «с клятвою»: «если буду (вновь) патриарх – то анафема буду!» – говорил, по их словам, Никон 249 . Не менее активно выступали против Никона и некоторые другие архиереи (например, Илларион Рязанский), но именно Питирим и Павел раньше и больше других были восприняты опальным владыкой как «отравители» его отношений с государем. Действительно, эти двое наиболее твердо стояли против возвращения Никона на патриарший престол, поддерживая усилия придворных не допустить, чтобы могучая личность Никона вновь подчинила себе волю «Тишайшего» царя. И они сыграли если не главную, то заметную роль в обороне Церкви и государства от страшившего многих возвращения Никона. Вокруг патриаршего престола Хотя власть над Церковью в период «межпатриаршества» была крепко ущемлена «царством», ее не следует считать вполне призрачной. В борьбе за управление Русской православной церковью Питирим и Павел – редкий случай! – действовали командно, рука об руку. 5 августа 1664 г. Питирим избран был на высокую степень митрополита Новгородского и на следующий день в присутствии государя хиротонисан митрополитом Ионой Ростовским с освященным собором. Действо происходило при активном участии лжемитрополита Газского Паисия Лигарида, вторым (после Ионы) подписавшего 7 августа и настольную грамоту Питирима 250 , но, по крайней мере официально, не игравшего главной роли в переводе последнего на Новгородскую митрополию и тем более в поставлении на освободившуюся кафедру Сарскую и Подонскую архимандрита Павла, как это утверждал в 1666 г. Никон: Павел был рукоположен именно Питиримом 251 . Хотя, как справедливо отметил Никон, Лигариду «то делать не довелось, потому что от Иерусалимского патриарха он отлучен и проклят», новая расстановка русских церковных властей в 1664 г. была произведена внешне законно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я благодарю Бога за то, что Господь сподобил меня немного соприкоснуться с огромным духовным масштабом личности Владыки Питирима. Память сердца бережно хранит каждое его слово, каждый жест. На его могиле на Даниловском кладбище всегда свежие цветы. Значит, память о жизни и делах этого человека жива в сердцах современников. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего... N . Митрополит Питирим (Нечаев) В праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы 22 октября/4 ноября 2003 года почил о Господе один из старейших иерархов Русской Православной Церкви, в прошлом многолетний труженик Московской Духовной академии, ее инспектор, профессор, доктор богословия, Высокопреосвященнейший митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Несмотря на то обстоятельство, что с февраля 1992 года Высокопреосвященнейший митрополит Питирим уже не состоял в профессорско-преподавательской корпорации Академии, все преподаватели и студенты хорошо знали Высокопреосвященнейшего Владыку как почетного гостя Московских Духовных школ, неизменно посещавшего Лавру и Академию в дни особых общественных торжеств и неоднократно возглавлявшего по благословению Святейшего Патриарха Алексия II традиционный Выпускной акт в Московской Духовной академии и семинарии. В истории Академии, в памяти своих более юных современников – учеников и сослуживцев, Высокопреосвященнейший Питирим оставил светлый и благодатный след. Сказать, что почивший в Бозе Владыка Питирим был многолетним профессором Академии – значит, в сущности, не отметить самого главного, что в действительности соответствовало его значению для Академии. Высокопреосвященнейший митрополит Питирим был величиной несравненно большей, чем просто профессор. Для Академии он был живым преданием, внушавшим восхищение, благоговейное уважение и преклонение. Он был единственным и последним носителем старых церковных устоев и традиций, воспитанником довоенной патриархальной старины, видевшим своими глазами уходившее дореволюционное поколение пастырей и архиереев Святой Руси. На своем веку он встречал среди лиц духовного звания примеры исключительной нравственной доблести и глубочайшего пастырского благочестия, и эта живая связь с реальным царством святости определила уникальность его жизненного опыта, неповторимое своеобразие и богатство его одухотворенного мировосприятия и подлинно творческого энтузиазма, религиозным пафосом которого было пронизано его отношение к жизни, ее смыслу и ценности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010