Преподобный отрок Схимонах Боголеп Черноярский, Астраханский. Июль, 24 1667 Страдание Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского. Май, 11 1672 Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый. Октябрь, 10 1673 Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский. Сентябрь, 7 1678 Святой мученик Павел Русский. Апрель, 6 1683 Святой мученик младенец Гавриил Белостокский. Апрель, 20 1690 Преподобный Корнилий Переяславский. Июль, 22 1693 Святитель Феодосий Углицкий, Архиепископ Черниговский. Февраль, 5 1696 Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Июль, 28 1698   XVIII в.   Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая. Январь, 24 XVIII в. Святитель Митрофан, Епископ Воронежский. Ноябрь, 23 1703 Святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский. Декабрь, 14 1707 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Сентябрь, 21 1709 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский. Июнь, 10 1716 Преподобный Иов Анзерский. Март, 6 1720 Преподобномученик Пахомий. Май, 7 1730 Праведный Иоанн Русский, новый исповедник. Май, 27 1730 Святитель Иннокентий, Епископ Иркутский. Ноябрь, 26 1731 Священномученик Констанций Русский. Декабрь, 26 1743 Святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Декабрь, 10 1754 Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский. Ноябрь, 4 1770 Святитель Софроний, епископ Иркутский. Март, 30 1771 Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский. Август, 13 1783 Преподобный Паисий Величковский. Ноябрь, 15 1794   XIX в.   Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. Январь, 2 1833 Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец. Декабрь, 13 1837 Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский. Февраль, 12 1840 Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Ноябрь, 19 1867 Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский. Апрель, 30 1867 Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский. Март, 31 1879 Преподобный Амвросий Оптинский. Октябрь, 10 1891 Святитель Феофан, затворник Вышенский. Январь, 10 1894   Праведный Иоанн Кронштадтский. Декабрь, 20 1908

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Радуйся, свете омраченныя души освещающая. Радуйся, денница веры, в земле нашей возсиявшая. Радуйся, лампадо Царицы небесныя. Радуйся, светлостей Божиих проповедание. Радуйся, святому евангелисту Луке во иконописании последовый. Радуйся, ликов Заступницы усердной изображение. Радуйся, святых древ Креста Господня насаждение. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. —217— Кондак ΧII Благодать Всесвятаго Духа, яже на тя излияся, ведуще, молимся ти, всехвальне святителю, молися ко Господу спастися душам верных, взывающих Богу: аллилуиа. Икос XII Поюще твоя чудеса, богомудре святителю, хвалим, поем и величаем Вседержителя, сподобляющаго нас возглашати тебе: Радуйся, врачевство неистощимое. Радуйся, душ наших от погибели избавление. Радуйся, телес наших здравие. Радуйся, от бед и напастей свобождение. Радуйся, отче любвеобильный. Радуйся, вожде спасения. Радуйся, святителю Питириме, тамбовския страны просвещение. Кондак XIII О, пречудный и преславный, святителю Питириме, воззри на люди твоя, всякого бо ответа о гресех наших недоумеем, и умоли Создателя, да не внидет в суд с нами, но сподобит ны пети: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Молитва Святителю Питириму О, предивный чудотворче и великий угодниче Божий, святителю Питириме, не презри молений наших, но с высоты горния славы взирая на ны молящиятися, потщися на умоление Пречистой, да оградит святую Русь от всяких бед и напастей, да хранит православную веру нерушиму, да укрепит Императора нашего и да спасет люди своя взывающия: радуйся, Царице, Мати Бога Вышняго, Его же со Присносущим Отцем и Животворящим Духом пресвятое Имя да славится во веки. Аминь. —218— Два слова к акафисту Исторические сведения о св. Питириме, дошедшие до нас, крайне скудны, и только очень немногое может быть установлено документально, большинство же фактов опирается исключительно на благочестивое предание. Конечно, это не обесценивает их, но вынуждает пользоваться ими возможно более осторожно. Однако одним из несомненнейших исторических фактов является культурно-просветительная роль и деятельность Святителя Питирима в исторической жизни Тамбовского края. Он был не только проповедником и насадителем христианства среди язычников, но и вносил свет христианства во все стороны жизни своей паствы. Поэтому основная мысль всего акафиста, проводимая во всех икосах его per gradationem: Святитель Питирим – истинное просвещение Тамбовского края, и именно просвещение, а не просветитель, под которым обыкновенно разумеют лицо, исключительно лишь проповедующее язычникам и крестящее их.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время их разговора блаженный Эразм вдруг поднялся и сел, как бы никогда и не был болен. Затем он обратился к окружавшим его инокам с следующими, для них вполне неожиданными словами: — Отцы и братия! Справедливо вы говорите, что я великий грешник и жил бесчинно, в лености и грехах. Но вот сейчас явились мне преподобные отцы Антоний и Феодосий и сказали: «Мы молились о тебе Господу, и Он даровал тебе время для покаяния». После этого я увидел Пречистую Госпожу Богородицу, как Она пишется на иконах, с Сыном Своим Христом и Богом нашим на пречистых руках, и множество святых с Ней. И Она, обратившись ко мне, сказала: «Эразм! за то, что ты украсил церковь Мою, возвеличил ее иконами, и Я украшу тебя и возвеличу славу в царстве Сына Моего. Теперь встань, покайся и приими великий ангельский образ, а на третий день Я очистившегося возьму тебя к Себе за то, что ты возлюбил благолепие дома Моего». Сказав эти слова, блаженный Эразм, не стыдясь, открыто пред всеми братиями начал исповедывать свои грехи. Затем он встал, как совершенно здоровый, отправился в храм и там принял схиму, а на третий день с великой радостью отошел ко Господу. 26 февраля Межецкая, или Межитская икона Межецкая, или Межитская икона Божией Матери явилась близ Киева в 1492 году и прославилась многими чудесами. Божия Матерь изображается на ней с короной на главе и с Младенцем на левой руке. 29 февраля Девпетерувская икона Эта икона явилась в 1392 году 29 февраля. Один из древнейших списков с Девпетерувской иконы Божией Матери ныне находится в Николаевской церкви села Батюшкова, или Бататкова, Дмитровского уезда Московской губернии. На этом образе Младенец Иисус изображен стоящим с правой стороны на коленях Богоматери; левая рука Его положена на плечо Девы Марии, правая рука Которой покоится на правом плече Иисуса. В тамбовском Преображенском кафедральном соборе, над гробницей святителя Питирима, находится другой чудотворный список Девпетерувской иконы Божией Матери. Этот образ прежде был келейной иконой святителя, и перед ней Питирим воссылал свои усердные молитвы к Господу Богу. Особенно она прославилась в 1833 году вследствие одного чудесного события. Одна женщина, муж которой по ложному обвинению был заключен в тюрьму, увидела однажды во сне неизвестного ей старца. Этот старец приказал ей отыскать в соборе келейную икону святителя Питирима и отслужить пред ней молебен. Он показал ей также и саму икону. Женщина отыскала келейную икону святителя и просила отслужить пред ней молебен. Вскоре после этого ее муж был оправдан и выпущен из тюрьмы. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

Петру, митр. Московскому, всея России чудотворцу, глас 4 Яже прежде безплодная земле,/ныне веселися:/се бо Христос светильника в тебе показа,/яве сияюща в мире,/и исцелевающа недуги и болезни наша./Сего ради ликуй и веселися со дерзновениием://святитель бо есть Вышняго сия соделоваяй. Перевод: Прежде бесплодная земля, ныне веселись: ибо вот, Христос светильник в тебе показал, ярко сияющий в мире и исцеляющий недуги и болезни наши. Потому ликуй и веселись со дерзновением: ибо святитель Всевышнего все это совершающий. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 4 Наста днесь всечестный праздник/пренесения честных мощей твоих, святителю Петре,/веселя изрядно твое стадо,/и верное отечество, и люди,/о нихже не оскудевай, моляся Христу Богу,/еже от Него дарованней ти пастве сохранитися от враг ненаветованней//и спастися душам нашим. Перевод: Сегодня настал почитаемый всеми праздник перенесения священных мощей твоих, святитель Петр, особо радующий твое стадо, и верное отечество, и людей, о которых не прекращай молиться Христу Богу, чтобы дарованной от Него тебе пастве сохраниться в безопасности от ухищрений врагов и спастись душам нашим. Питириму, еп. Великопермскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и милости сокровище,/архиереев украшение,/людей зырянских наставниче,/святителю Питириме,/душу свою за Христа положивый,/моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех//любовию чтущих память твою. Перевод: Православия наставник, благочестия учитель и милости сокровищница, архиереев украшение, народа зырянского наставник, святитель Питирим, жизнь свою за Христа положивший, моли Единого Человеколюбца о пастве твоей и обо всех с любовью почитающих память твою. Питириму, еп. Тамбовскому, глас 4 Веры и благочестия наставниче,/Церкве светильниче, монашествующих образе,/святителю Питириме премудре,/стадо твое благочестно упасл еси/и ко Христу привел еси,/темже в Вышних венцем славы украшен,/с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./Моли Христа Бога,//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Вообще, память святителя Питирима в Тамбове и других окрестных городах чтится, как память святого и чудотворца. К такому уважению к памяти святителя были побуждением благодатные исцеления, полученные по вере в чудодейственную силу его мощей. Особенное прославление святителя совпадает со временем открытия мощей святителя Воронежского Митрофана и относится к 1832 г. С этого времени при кафедральном соборе была заведена книга для записи благодатных исцелений, бывших при его гробнице. В настоящее время число чудес, по имевшейся у нас рукописи, простирается до 200. Упомянем о некоторых. Курская помещица М. М. Бибикова, от сильной и постоянной скорби вследствие кончины любимого ее мужа, подверглась сильному удару, от которого лишилась употребления ног. После всех докторских пособий, не получив ни от кого облегчения в болезни, Бибикова обратилась с молитвою к Богу, прося Его небесной помощи. Она долго путешествовала по святым местам. Не знавши прежде о святителе Питириме, Бибикова, после чудного во сне откровения (в Воронеже), отправилась в Тамбов в июне 1843 года; по прибытии в город, она немедленно привезена была в кафедральный собор. На руках вынесли больную из экипажа служители и, посадив на особенно устроенный стул, внесли ее в храм. Сидя на стуле, Бибикова, после литургии, просила отслужить молебен чудотворной иконе Казанской Божией Матери и панихиду по святителе Питириме. Из собора Бибикова возвратилась на квартиру. По прибытии в дом, когда стала пить чай, вдруг почувствовала в ногах какое-то движение и вслед за тем, ощущая в себе расположение и способность к хождению, приказала прислуге поводить ее по комнате. Походивши немного при помощи других, она стала ходить затем одна. После чего Бибикова, прибывши в собор, на другой день сама уже вышла из экипажа, отстояла литургию, молебен Богоматери и панихиду по святителе Питириме, и в скором времени сделалась совершенно здоровой. Проникшись благоговением к святителю Питириму, М. М. Бибикова, в благодарность за полученное при его мощах исцеление, хотела устроить над его гробницей великолепный балдахин, как над угодником Божиим, но преосвященный Николай не дозволил ей. Потом Бибикова, не оставляя своего усердия, устроила на гробницу высеребренную доску с изображением святителя, в одной руке держащего крест, а в другой – Евангелие, и, вместе с тем, пожертвовала на гробницу бархатное, с серебряными кистями, покрывало, а в скором времени из С.-Петербурга она выслала 25 рублей на масло для лампады над гробницей святителя и еще новое дорогое покрывало на гробницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кондак, глас 3 Юже подражая неплодную смоковницу,/аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/стеню от сердца и вопию:/умилися, Благосердая,/и мне, окамененному сердцем,/благоволи подати душевное и сердечное умиление. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Тамбовская-Смоленская, глас 4 Днесь светло красуется град Тамбов,/и святитель Христов Питирим радуется./Сияет бо ныне чудесы икона Твоя, Владычице,/юже из первопрестольнаго града Москвы святитель принесе,/и дивное людем являет Твое заступление,/подающи исцеление всем, с верою к Тебе притекающим./Темже умильно вопием Ти:/спасай нас иконою Твоею,/Дево Всепетая. Кондак, глас 3 Ангели Божии и вси святии на Небеси ныне радуются,/видяще славу Твою, Пречистая Дево./Вернии бо людие пред иконою Твоею/приносят Тебе благодарственныя молитвы,/ради милости и щедрот, явленных всем нам,/наипаче же граду нашему./Потщися, Богородице Дево,/и в дни спасати нас Твоим заступлением. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее, именуемой Шуйская-Смоленская, глас 4 Яко многоценное сокровище прият град Шуя/чудесно написанную икону Твою,/Пресвятая Владычице, Дево Богородице,/во исцеление лютыя язвы и во утешение православных Тобою дарованную,/от неяже источники благодатныя и до ныне обильно изливаются./Пробави, Пречистая, и на будущее время милости Твоя ведущим Тя,/храни град Твой и всю Русскую землю/и спасай людей, к Тебе с верою и любовию притекающих. Ин тропарь, глас тойже Всеблагая и премилостивая Заступнице рода христианскаго,/Пречистая Дево Богородице,/припадающе пред святым и чудотворным Твоим образом,/имже от лютаго смертоносия град Шую древле избавила еси,/умильно взываем Ти:/не престай под кровом Своея благости/сохраняти от бед и обстояний град Твой/и вся грады и веси страны Российския/и молити Сына Твоего, Христа Бога нашего,/да спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скончался старец Варнава 17 февраля 1906 г. Одним из самых отрадных явлений эпохи было умножение числа канонизаций. В царствование Николая II к лику святых было причислено больше подвижников, чем за два предшествующих века. Первым был прославлен черниговский святитель Феодосий, почивший в 1696 г. Через 200 лет после его блаженной кончины – 9 сентября 1896 г. состоялось перенесение святых мощей угодника. 4 сентября 1911 г. клику святых был причислен епископ Иоасаф Белгородский , мощи которого сохранились совершенно нетленными. 300 лет спустя после мученической кончины страдальца за православие и русский народ патриарха Московского Ермогена , 12 мая 1913 г., состоялось прославление его памяти. На праздничные торжества прибыл патриарх Антиохийский Григорий IV, который совершил Божественную литургию в Успенском соборе Кремля. 28 июля 1914 г. к сонму святых угодников был причислен святитель Питирим, епископ Тамбовский, преставившийся в 1698 г. Память святителя Иоанна, митрополита Тобольского , чтилась в Сибири издавна. Ввиду его местного почитания и множества чудес, явленных у его могилы, в 1916 г. Святейший Синод установил всероссийское празднование его памяти, назначив его на день кончины святого – 10 июня. В 1909 г. было восстановлено почитание святой Анны Кашинской, вдовы замученного в Орде святого князя Михаила Тверского, которая издревле благоговейно чтилась в Кашине и во всей Тверской земле. Собор 1649 г. постановил открыть мощи благоверной княгини и причислить ее клику святых. Но в 1677 г. в связи со старообрядческим расколом, использовавшим имя святой Анны в своих целях, Московский Собор отменил ее почитание. 12 июня 1909 г., по постановлению Синода, совершилось повторное прославление памяти святой княгини. Перенесение ее мощей привело в Кашин десятки тысяч богомольцев. Великим торжеством Православной Церкви и благочестивого русского народа стало прославление преподобного Серафима Саровского . Еще при его земной жизни тысячи верующих, получавших от него духовную помощь, почитали его за святого. Чудеса на его могиле совершались непрестанно. В 1903 г. Святейший Синод постановил причислить преподобного Серафима клику святых. 19 июля, вдень рождения чудотворца, в Сарове состоялось открытие его мощей и перенесение их в уготованную гробницу. На эти торжества в глухую лесную обитель съезжались и сходились люди всех состояний и званий, от самых высокопоставленных в России – императора Николая II и его семьи – до бездомных странников и нищих. Все дороги, ведущие в пустынь, на многие версты, были заполнены толпами богомольцев. Много исцелений совершилось в день прославления в Сарове по молитвам к новоявленному чудотворцу и светильнику Русской земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

6 Свт. Питирим, епископ Тамбовский († 1698); память – 28 июля/10 августа. Святитель был погребен в южном приделе Спасо-Преображенского кафедрального собора Тамбова. Ныне мощи святого покоятся в нижнем храме собора. 7 Подробнее о поступлении Ивана Федченкова, будущего митрополита Вениамина, в духовное училище см. в его книге «На рубеже двух эпох» (М.: Отчий дом, 1994. С. 85–88). 8 Сергей Афанасьевич Федченков, как и митрополит Вениамин, окончил Тамбовскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 10 См. далее о том же случае рассказ «Скорбящая мать» (часть 2 «Из другого мира», глава «Промысл Божий»). 11 Здесь и далее под архиепископом Ф. (архиепископом Феофаном, архимандритом Ф., епископом Ф-ном, а. Ф., архиереем Ф.) подразумевается архимандрит, впоследствии архиепископ Феофан (в миру – Василий Дмитриевич Быстров; 1872–1940). Он родился в семье священника в Новгородской губернии. Окончил духовное училище при Александро-Невской Лавре и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Затем был назначен доцентом Академии по кафедре Библейской истории Ветхого Завета. В 1898 г. пострижен в монахи; в том же году рукоположен во иеромонахи. С 1901 г. был исполняющим обязанности инспектора Санкт-Петербургской Академии, где в 1903–1907 гг. учился Иван Федченков. Архимандрит Феофан был духовным отцом будущего владыки Вениамина и в 1907 г. совершил его пострижение в монашество. В 1905 г. отец Феофан стал инспектором, а в 1909 г. – ректором Академии, хиротонисан во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Долгое время был духовником Царской Семьи. С 1910 г. – епископ Таврический и Симферопольский, затем – Астраханский, позднее – Полтавский и Переяславский. В 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1920 г. покинул Россию. Был членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. В 1926 г. приехал во Францию и жил в уединении. См. о нем рассказ «Путь Промысла над нами» (часть 2 «Из другого мира», глава «Промысл Божий»). 12 Митрополит Вениамин впервые посетил Валаамский Спасо-Преображенский монастырь в 1905 г. Монастырь был основан в XIV в. преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами († ок. 1353; память – 28 июня/11 июля, 11/24 сентября). В XVII в. обитель разорили шведы, в XVIII в. жизнь в ней возобновилась. В XVIII – нач. XX в. здесь подвизались старцы высокой духовной жизни. После Октябрьской революции, в 1918 г., Финляндия получила независимость, и Валаам оказался на территории этой страны. В 1940 г., по условиям мирного договора между СССР и Финляндией, Карелия вместе с Валаамской землей отошла Советскому Союзу. Монахи покинули обитель и основали в Финляндии Ново-Валаамский монастырь. Возрождение старого монастыря началось в 1989 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Богородичная церковь В 1905 г. о. Петр был назначен настоятелем Богородичной церкви города Тамбова. С этого времени его деятельность все больше концентрируется вокруг этого храма. Имея агиографические навыки и будучи знакомым с порядком освидетельствования чудесных знамений, он применяет свой опыт на новом месте. Он публикует свидетельства о чудесных событиях по молитвам перед иконой Божией Матери «Тамбовской», главной святыней Богородичной церкви. В конце 1906 — начале 1907 г. появляется журнальная версия , а в конце 1907 г. отдельное издание: «Благодатные знамения от Тамбовской иконы Божией Матери» . Большая часть чудесных случаев была зафиксирована и освидетельствована еще до назначения о. Петра настоятелем, старанием свящ. Александра Шишкова, автора предыдущего подобного сборника . Судя по всему, в храме велся журнал для фиксации заявлений. Среди них — письмо игумении Покровского Балашовского монастыря Марии (Мандрыки)  о решении судебного спора с городскими властями после молитвы перед иконой Божией Матери Тамбовской. Несколько случаев последнего времени о. Петр сопровождает подписанным свидетельством, какие именно факты из произошедшего он подтверждает лично. Далее, в год прославления свт. Питирима Тамбовского, тоже сначала в виде статьи , а затем отдельной брошюрой им издается очерк «Тамбовская чудотворная икона Божией Матери и святитель Христов Питирим» . По свидетельству свящ. Иоанна Леоферова (см. Приложение), прот. Петр был автором акафиста Тамбовской иконе Божией Матери, который торжественно читался по средам в Богородичной церкви. Подтверждение авторства мы находим и в архивных документах . Труды о. Петра по благоустроению Богородичной церкви и особенно по перестройке здания церковно-приходской школы рельефно изображены в статье в «Тамбовских епархиальных ведомостях», напечатанной в 1910 г.: «Два торжества в Богородичной церкви гор. Тамбова, бывшие 8-го сентября сего года» . Характерным штрихом к портрету о. Петра становится факт собственноручного подробного документирования им описываемых торжеств, посвященных 25-летию его служения в священном сане, с вручением золотого креста и оглашением «трогательных по содержанию и чуждых лести и лицемерия» хвалебных адресов. В голосах певчих невольно слышалось «глубокое уважение их к о. Настоятелю». То, что статья писалась самим о. Петром или под его ближайшим руководством, видно из подробного воспроизведения всех его речей, вплоть до библейских цитат, и из характерной витиеватости отдельных выражений.

http://bogoslov.ru/article/6174946

густа написана, черна и кругла. А в подлиннике в Соловецком написана старых переводчиков, кои жива видели его: борода у него зело скудна, токмо на браде». Затем старцу Мартирию было видение иерарха. Явившийся Святитель «рече ему: «Зри мене, каков есмь»... Брада у него - немного волосов на браде, да и пошло к горлу». Соловецкий инок Сергий (Шелонин), описавший данное событие, рассказал историю написанной в Москве иконы. «А тот образ, что прислал блаженныя памяти Патриарх Иоасаф к старцу Паисее с Москвы, писан с Филиппова образа Митрополита с чудотворного же, которой был на Москве и преставися в лето 6981 апреля в 5 день в первый час нощи. Преже преставления своего виде аггела Господня, возвещающа изход его ко Господу, и положен бысть у Ионы Митрополита в ногах»55. Очевидно, имеется ввиду надгробный образ Митрополита Филиппа I (1464 - 1473)56, который, таким образом, явился, основой при написании иконы святителя Филиппа II. Если в вышеуказанных случаях написание первого образа происходило, как правило, при могиле Святого и носило местный характер, то следует назвать одно событие, очевидно, имеющее отношение к данной проблематике, когда написание иконы было обусловлено прежде всего соборным постановлением. Память Великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы чтится 25 января «с того времени, как по соборному определению Патриарха Гермогена и по повелению царя Василия Ивановича Шуйского написана их икона и установлено празднование»57. С развитием светской живописи на Руси зарождается искусство портрета58. Появляются также портреты духовных лиц и деятелей Церкви. Некоторые из них позднее берутся за основу при написании первых икон новоканонизованных святых. Это явление характерно для Синодального периода Церкви. «Наряду с традиционными образами исторических деятелей складывалась новая иконография вновь канонизованных святых»59. Отмеченный в предшествующее время элемент чудесности, т.е. явлений Святых при написании их первого образа, постепенно начинает утрачиваться. Иногда прижизненный портрет подвижника благочестия после канонизации изображенного на нем святого оформляются в виде иконы60. Например, поздние «портреты Дмитрия (Ростовского - а.М.) стали основой его иконописных изображений. Спустя два года после канонизации Дмитрия некий Василий Никитич Вощин в 1759 году написал его выразительный портрет - икону (Кострома, художественный музей)»61. В брошюре, выпущенной в год канонизации святителя Питирима Тамбовского († 1698; пам. 28 июля) говорится, что после его кончины над гробницею «для постоянной, неизгладимой памяти самих черт лица Святителя поставлен был его портрет»62. В последующее время у гробницы почившего Святителя происходили исцеления. В связи с этим один благодарный исцеленный пожертвовал деньги на украшение портрета. В таком виде, как он изображен на портрете, святитель Питирим явился тамбовской помещице С.Г. Соколовой, которая затем, после исцеления ее сына, пожертвовала на гробницу покрывало63.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010