Ово почувши, игуман му строго каза: си од демона, кукавче! Па ипак, ако сам дошао овамо, са овог места, неко остати да видим шта се са тобом догодити. Нечисте демоне, ти називаш ангелима, угледати, али када видиш да су дошли, кажи ми». Игуман заповеди да се лестве уклоне, и остаде у пештери са у посту и непрекидном Када настаде час у се надаше да бити вазнет на небо, он угледа демоне што му и рече: « Ево их, оче!» Тада га игуман загрли и завапи: «Господе, Исусе Христе, Сине помози слузи Твоме се прелести и не допусти демонима нечистим да Докле то игуман говораше, демони зграбише и почеше се да га истргну из игумановог. Али игуман им запрети, и они, свукавши са ишчезоше. Видело се како се узноси но ваздуху на висину и како се скрила. Пошто доста времена, се опет показа, пут како лети доле и пада на Тада старац рече «Безумниче и кукавче! Видиш ли како су демони поступили са На исти начин намеравали су да и са тобом поступе. Хтели су да те узнесу на ваздух, као Симона волхва и да те стровале доле, да се скршиш и упропастиш душу Игуман позва монахе, заповеди им да донесу лестве, спусти из пештере у манастир и одреди му у пекари, у и на другим манастирским да би му се смириле помисли. На начин он спасе брата» (Пролог, месеца 9. дан). Тешком због прераног у затворништво били су подвргнути и наши сународници, Преподобни (Патерик Печерски и за 14. фебруар) и Никита (Патерик Печерски и за 31. Печерски. Из животописа Преподобног савременика Преподобних и види се да он ступио у затворништво по сопственом Наиме, он веома напоран телесни подвиг; за подвигом подстакла га да се затвори у од пештера Печерског манастира у Храна му просфора, а – вода, и ту веома оскудну храну он узимаше сваки други дан. У тако напорном телесном подвигу и у недостатку опитних о душевном подвигу и борби не платити нешто за подвиг. На подвижника обично се заснива на наводе демони. «Ако човек», Преподобни Египатски, «сам по себи не пружи повода сатани да га потчини своме сатана ни на начин да насилно овлада (Слово 4, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

17 Господи, благослови 18 Господу поспевающу 19 и слово утвержающу 20 , к твоему благоумию 21 пречестный архимандрите 22 всея Руси, осподине мой, отче 23 Анкудине 24 . Подай же ми благоприятная твоя слуха, да в ня возглаголю дивных и блаженых 25 муж 26 житиа, и деяниа, и знамениа, бывшая 27 во святом сем 28 манастыри Печерском, еже слышах о них от Симона, епископа 29 Володимерскаго и Суждалскаго, брата твоего, а чрнца бывшаго печерскаго 30 , иже сказа мне, грешному, по святем, велицем 31 Антонии, бывша началника рускым мнихом, и по святем Феодосии 32 , иже по нею 33 честных мних, скончавшихся в дому 34 Божиа Матере 35 . Да слушит 36 37 твое благоразумие 38 моего младоумиа и несвершена смысла 150 . Вопросил 39 мя еси некогда, веля ми сказати 40 о тех черноризцех садеяннаа; сведаа мою худость и неизящное нрава, иже всегда со страхом во всякой повести беседую 41 пред тобою, – то 42 како могу ясно изрещи ими же чюдеса и знамениа преславнаа створишася? Мало же убо сказах ти, а множае забых от страха и, постыдехся твоего благочестиа, неразумно 43 исповедах 44 . Понудихся // л. 33 об. писанием известити, еже о святей 1 и блаженей 2 братии нашей, да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую во святем сем месте, и прославят Отца небеснаго, показавшаго светила в Рустей стране, в печерском 3 святом манастыри. 4 Слово о 5 Никите Затворнице, посеем бысть епископ 6 Новугороду 151 Бысть во дни преподобнаго игумена Никона 152 брат един, именем Никита. Желаа славим быти от человек, дело велие 7 замыслив не Бога ради 8 , проси 9 у старца, да в затвор влезеть. Игумен же возбраняше 10 ему, глаголя: «О чадо, несть ти ползы праздну сидети, понеже ун еси; уне 11 ти есть, да пребудеши 12 посреди братиа, 13 да, тем работаа 14 , не погрешити 15 мзды своея. Самовидец еси брата нашего святаго Исакыа Печерника 16 , како 17 прелщен бысть. Аще 18 не бы велия благодать Божиа 19 спасла его, иже 20 ныне чюдеса творит многаа?!» Никита же глаголет: «Николиже прелщуся таковою вещию. Прошу же у Господа Бога, да и мне подаст чюдотвория 21 дар». Отвещав 22 Никон: «Выше силы прошение; блюди, брате, да не вознесся, Велит ти наше смирение служити 23 на братию, егоже ради венчан имаши быти за послушание». Уноша же никакоже внят глаголемых 24 старцем, но, егоже восхоте, то и сотвори: заздав 25 о собе двери 26 и пребысть не исходя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И ту абие прелщен бысть от диавола. Во время пениа своего // л. 34 слышаше глас молящеся с ним и обоняше благоухание неизреченно, и сим умягчися, глаголя в собе: «Аще се не аггелъ 1 бы был, не бы молился со мною, ни духа святаго обоняние не 2 бы было». И нача прилежно молитися, глаголя: «Господи, яви ми ся сам, да разумно вижу тя» 153 . Тогда же и глас 3 к нему: «Не явлю ти 4 ся, занеже ун еси, да не вознесося 5 , низпадеши» 154 . Затворник же со слезами рече: «Не прелщуся, научен убо бых от игумена моего, и вся велимая тобою сотворю». Бес же приим область на унем и рече: «Невозможно человеку во плоти видети мене, и се посылаю аггел 6 мой 7 , да будет 8 с тобою, и ты буди, волю его творя». И ту 9 абие ста пред ним бес во образе аггела 10 . Пад убо мних, поклонися, творя аггелу 11 . И глагола ему бес: «Ты убо 12 не молися, но буди почитаа книгы, и сим 13 обрящешися с Богом беседуя, да от них подаси слово полезно приходящим 14 к тобе. Аз же присно буду моля 15 о спасении твоем 16 Творца своего 17 ». Прелсти 18 же ся мних, никогда 19 помолися, но прилежаше чтению 20 и поучению 21 ; беса же видяше, беспрестани молящася 22 о нем, и радовашеся яко аггелу 23 , деющу молитву за нь. Беседоваше же о ползе души приходящим к нему и нача 24 пророчествовати. И бысть о нем слава велика, яко всем дивитися сбытиа 25 словес его. Посылает же Никита ко Изяславу 26 , яко: «Днесь убьен бысть Глеб Святославич в Заволочьи 155 , // л. 34 об. скоро посли сына своего Святополка на стол Новугороду» 156 . Якоже рече, тако и бысть: по малех же дьнех уведана бысть смерть Глебова. И от сего прослу затворник, яко пророк есть; и велми послушаху 1 его князи и бояре 2 . Бес 3 убо 4 преходящаго быти 5 не 6 весть, но еже сам сдея и 7 научив злыя человекы 8 : убити или украсти, – сиа возвещает. Егда 9 прихожаху 10 к затворнику словеси утешна слышати, бес же 11 , мнимый аггель 12 , поведа 13 ему случившееся им, и 14 то пророчествоваше, и бываше тако. Не можаше же никтоже 15 16 с ним истязатися 17 книгами Ветхаго закона, весь бо изусть умеяше 18 : Бытие 19 , Исход, Левиты, Числа, Судьи, Царства и вся Пророчества по чину 157 , и вся книгы жидовскыя добре сведяше. Евангелиа же и Апостолы 20 158 , яже в благодати предания нам святыа книгы на утвержение наше и на исправление, – сих николиже восхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному 21 дасть беседовати к собе. И бысть разумно всем от сего 22 , яко пред щен есть от врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исаакия, как прельщён он был от бесов. Только, и спасла его великая благодать Божия и молитвы преподобных отцов, Антония и Феодосия, которые и доныне многие чудеса творят». Никита же сказал: «никогда не прельщусь я, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения». Никон в ответ ему сказал: «выше силы прошение твоё. Берегись, брат мой, чтобы вознесшись не упасть. Велит тебе наше смирение служить святой братий. Ради их дастся тебе венец за послушание твоё» Но Никита никак не хотел внять тому, что говорил ему игумен, и, как захотел, так и сделал: заложил свои двери и никогда не выходил. Прошло несколько дней и прельстил его дьявол . Во время своего пения, услышал Никита голос молящегося с ним и обонял, запах благоухания несказанного. И этим прельстился он, говоря сам в себе: «если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь обоняния Духа Святаго». И стал он прилежно молиться, говоря: «Господи! явись мне так, чтобы я мог видеть Тебя». Тогда был к нему голос: «Не явлюсь: ты ещё молод, вознёсшись, не упади». Затворник же со слезами говорил: «нет, не прельщусь я, Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям дьявола. Всё же, что Ты повелишь мне, я исполню». Тогда душепагубный змий принял власть над ним и сказал: «невозможно человеку, в теле, видеть меня. Но вот я посылаю ангела моего: он пребудет с тобой, и ты станешь исполнять волю его». И тотчас стал перед ним бес в образе ангела. Падши, поклонился ему инок, как ангелу, и сказал ему бес: «ты не молись, а только читай книги, и чрез это будешь беседовать с Богом и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоём спасении Творца своего». Прельстился Никита и не стал никогда молиться, а прилежно занимался чтением и поучал приходивших к нему; видя же беса, постоянно молящегося о нём, радовался ему, как ангелу, творящему за него молитву. С приходившими к нему Никита беседовал о пользе души и пророчествовать начал. И пошла о нём слава великая, и дивились все, как сбывались слова его. Посылает однажды Никита к князю Изяславу, сказать ему: «нынче убит Глеб Святославич в Заволочьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгороде». Как он сказал, так и было, и через несколько дней пришла весть о смерти Глеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он, как захотел, так и сделал: заложил свои двери и никогда не выходил. Прошло несколько дней, и прельстил его диавол. Во время своего пения услышал Никита голос молящегося с ним и обонял запах несказанного благоухания. И этим прельстился он, говоря сам с собой: “Если бы это был не ангел, то не молился бы со мной и не было бы здесь обоняния Духа Святого.” И стал он прилежно молиться: “Господи! Явись мне так, чтобы я мог видеть Тебя.” Тогда был к нему голос: “Не явлюсь: ты еще молод, вознесшись, не упади.” Затворник же со слезами говорил: “Нет, не прельщусь я, Господи! Игумен мой научил меня не внимать обольщениям диавола. Все же, что Ты повелишь мне, я исполню.” Тогда душепагубный змей принял власть над ним и сказал: “Невозможно человеку в теле видеть меня. Но вот я посылаю ангела моего, он пребудет с тобой, и ты станешь исполнять волю его.” И тотчас явился ему бес в образе ангела, И поклонился ему инок, как ангелу, и сказал ему бес: “Ты не молись, а только читай книги и через это будешь беседовать с Богом и из книг станешь говорить полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоем спасении Творца своего.” Прельстился Никита и не стал больше молиться, а прилежно занимался чтением и поучал приходивших к нему. Видя же беса, постоянно молящегося о нем, радовался ему, как ангелу, творящему за него молитву. С приходившими к нему Никита беседовал о пользе души и начал пророчествовать. И пошла о нем слава великая, и дивились все, что сбывались его слова. Посылает однажды Никита к князю Изяславу сказать: “Нынче убит Глеб Святославич в Заволочьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород.” Как он сказал, так и было, и через несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл затворник пророком и крепко слушались его князья и бояре. Но бес будущего не знал, а что сам сделал или научил злых людей – убить ли, украсть ли, – то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него слова утешения, бес, мнимый ангел, рассказывал, что случилось через него самого, и Никита пророчествовал, И всегда сбывалось пророчество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Он начал еще прилежнее молиться, говоря: – Господи! Явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя. На это последовал голос: – Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть. Затворник продолжал слезно просить: – Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, – но я исполню все, что Ты повелишь. Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал: – Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю. Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему: – С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении. Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний. Однажды он послал к князю Изяславу 1078 с извещением: «сегодня убит князь Глеб Святославич 1079 ; пошли немедленно сына своего Святополка 1080 на княжеский престол в Новгород». Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. – На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, – если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. точно так же, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Решающим для человека будет то состояние духа, в котором он умрет. Преп. Никита Стифат учил: «В конце же всего, в каком состоянии застигнута будет душа, сообразно с тем получит и воздаяние». Златоуст считал, что если мы хотим пережить воскресение Жизни, а не воскресение смерти, то мы должны духовно воскреснуть для Бога уже в этой земной жизни, тогда мы не переживем духовной смерти в аду. Свят. Иоанн Златоуст писал: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащие началом будущего…» По своим духовным и физическим качествам наше тело будет напоминать тело Господа Иисуса Христа по Его воскресении из мертвых. Сказано: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4,3 ). Свт. Игнатий Брянчанинов писал: «Образец тела, тело и дух, видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении». ВОПРОС: Надо ли прибегать к помощи врачей или надеяться только на Господа? ОТВЕТ: Сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание…» ( Сир.38,1–2 ). Свят. Василий Великий учил: «Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду». Иными словами: врач сможет помочь нам, если на то будет воля Господа. Надеяться только на врачей опасно, врачевание надо совместить с глубоким упованием на волю Божию. Об одном нерадивом еврейском царе сказано в Писании: «И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего» ( 2Пар.16,12–13 ). Видите, этот царь умер, потому что в болезни своей не взыскал Бога. С другой стороны, болезнь может быть совершенно невыносимой, о таком случае свят. Феофан Затворник писал: «Кто не чувствует мужества терпеть болезнь, то лучше прибегать к лекарям, все же помощь ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В нашей православной церкви существует еще обет монашества и соединенного с ним подвижничества. В настоящем месте ограничимся замечаниями о различных видах подвижничества: пустынножительство (св. Антоний вел., Павел Фивейский, Онуфрий Вел., Мария Египетская и др.), затворничество (св. Авраамий, Иринарх, и др.), столпничество (св. Симеон, Никита, Даниил и др.), юродство (Симеон, Андрей) и т.д. Все это разнообразные пути, на которые вступали избранники Божии для выражения одного и того же, именно – беспредельной любви своей к Богу и готовности пожертвовать ради Бога всем земным. Удалялись ли они в пустыню или затвор, они хотели уклониться от мирского шума и мирских развлечений, чтобы сосредоточенно размышлять о Боге и день и ночь служить Ему. Избирая столпничество, они хотели и внешним образом быть, так сказать, ближе к небу и Богу, и в то же время неизменно утверждать свое бытие и жизнь на одном незыблемом основании, которое есть Бог. Принимая на себя подвиг юродства, они доводили самоотвержение и духовную нищету до того, что решались быть «безумными» в глазах мира и всеми презираемыми скитальцами на земле ( 1Кор. 1:27, 1:18–29; 3:18 ). Ко всем христианским подвижникам мы можем отнести слова ап. Павла: они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо он приготовил им город ( Евр. 14:16 ). Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Евр. 11:38 ). А себе самим мы должны сказать, имея в виду этих подвижников: Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предстоящее нам поприще ( Евр. 12:1 ). Спасение души С обязанностью любить Бога (возлюби Господа Бога твоего всем сердцем) Господь Спаситель непосредственно связывает обязанность любить ближних: возлюби ближнего твоего (Матф. 22и д.). Поэтому нам следовало бы говорить об обязанностях любви к ближним, но Господь заповедует любить ближнего, как самого себя: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Основываясь на любви к Богу, любовь к ближнему должна пройти через истинную любовь к самому себе, чтобы стать живой и деятельной. Кто уважает и истинно любит самого себя, тот будет уважать и истинно любить ближних. Кто чувствует потребность в снисхождении к себе и прощении, тот будет снисходителен и будет прощать других. Он будет исполнять слова Господни: во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Матф. 7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

В один тоскливый день она вдруг пришла с работы в смешной коричневой шляпке, в коричневом же толстом шарфе и, поворачиваясь перед зеркалом, смущенно спросила: «Ну как мне?» Жена всегда одевалась скромно, и он вдруг почувствовал, что она хочет понравиться ему, своему мужу, с которым прожила бок о бок двадцать лет. Это настолько потрясло, что весь вечер Никита ходил сам не свой: его жена, которую он любит больше всех людей на свете, хочет стать привлекательной для него. Господи, до чего же он, оказывается, довел ее. И неважно, что не сделал ничего плохого, что не имел и не имеет никаких задних мыслей, а важно, что самый родной, любимый человек страдает. И Никита твердо решил больше не гулять с Малышом в темной яблоневой аллее. Никита открыл книгу и начал читать: «Слово любовное никогда не раздражает...» Собираясь читать свое «прогулочное» правильце, он вдруг вспомнил, как раньше они часто молились вместе, и приглашением к молитве обыкновенно служили слова святого Феофана Затворника . Никита открыл книгу и начал читать вслух: «...Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит...» Надя тихо вошла в комнату и встала рядом. Дочитав последнюю молитву, он сказал: «Теперь будем гулять, где ты захочешь». Жена, конечно, уже понимая, что именно это скажет муж, счастливо улыбнулась: «Да нет, Никиша, мы будем гулять в яблоневой аллее - там видимость хорошая, и " крокодилы " там редко бывают». Никита понял, что ему придется превозмочь себя и не здороваться с девушкой. Но когда увидал ее сияющее от радости лицо, то не смог удержаться и кивнул в ответ на «здравствуйте, давно же я вас не видала» и, как обычно, прошел дальше. Лицо Нади стало белее снега, но она ничего не сказала. Дома молчком принесла свою постель из кабинета, где спала уже лет пять, и, положив на супружеское ложе, радостно сказала глазами: «Я не забыла твою детскую мечту». В первые годы Никита любил повторять жене, что они будут спать вместе до самой смерти, и рассказывал, как он, еще совсем маленьким мальчиком, когда видел, что муж и жена спят на разных кроватях, думал, что они разлюбили друг друга, и очень жалел их, и был уверен, что он-то со своей женой будет спать вместе даже совсем дряхлым старичком, до самой смерти. Будто уже в детстве знал Божьи слова: «...и будут двое одна плоть».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

В один тоскливый день она вдруг пришла с работы в смешной коричневой шляпке, в коричневом же толстом шарфе и, поворачиваясь перед зеркалом, смущенно спросила: «Ну как мне?» Жена всегда одевалась скромно, и он вдруг почувствовал, что она хочет понравиться ему, своему мужу, с которым прожила бок о бок двадцать лет. Это настолько потрясло, что весь вечер Никита ходил сам не свой: его жена, которую он любит больше всех людей на свете, хочет стать привлекательной для него. Господи, до чего же он, оказывается, довел ее. И неважно, что не сделал ничего плохого, что не имел и не имеет никаких задних мыслей, а важно, что самый родной, любимый человек страдает. И Никита твердо решил больше не гулять с Малышом в темной яблоневой аллее. Никита открыл книгу и начал читать: «Слово любовное никогда не раздражает…» Собираясь читать свое «прогулочное» правильце, он вдруг вспомнил, как раньше они часто молились вместе, и приглашением к молитве обыкновенно служили слова святого Феофана Затворника . Никита открыл книгу и начал читать вслух: «…Слово любовное никогда не раздражает. Командирское только никакого плода не производит…» Надя тихо вошла в комнату и встала рядом. Дочитав последнюю молитву, он сказал: «Теперь будем гулять, где ты захочешь». Жена, конечно, уже понимая, что именно это скажет муж, счастливо улыбнулась: «Да нет, Никиша, мы будем гулять в яблоневой аллее – там видимость хорошая, и “крокодилы” там редко бывают». Никита понял, что ему придется превозмочь себя и не здороваться с девушкой. Но когда увидал ее сияющее от радости лицо, то не смог удержаться и кивнул в ответ на «здравствуйте, давно же я вас не видала» и, как обычно, прошел дальше. Лицо Нади стало белее снега, но она ничего не сказала.      Дома молчком принесла свою постель из кабинета, где спала уже лет пять, и, положив на супружеское ложе, радостно сказала глазами: «Я не забыла твою детскую мечту». В первые годы Никита любил повторять жене, что они будут спать вместе до самой смерти, и рассказывал, как он, еще совсем маленьким мальчиком, когда видел, что муж и жена спят на разных кроватях, думал, что они разлюбили друг друга, и очень жалел их, и был уверен, что он-то со своей женой будет спать вместе даже совсем дряхлым старичком, до самой смерти. Будто уже в детстве знал Божьи слова: «…и будут двое одна плоть».

http://pravoslavie.ru/74744.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010