Святитель Никита, епископ Новгородский, родом киевлянин, – один из первых пострижеников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена благословить его жить в затворе. Провидя, что Никита желает уединения по тщеславию, преподобный Никон не благословил его. Но ни вразумление игумена, ни опыт преподобного Исаакия, в молодости самовольно затворившегося в келлии и по неопытности впавшего в духовную прелесть, не остановили жаждущего подвигов, но самоуверенного инока: он ушел в затвор. Не прошло и года, как Никита подвергся искушению. Однажды во время молитвы он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил некое благоухание. Затем ему явился диавол в образе светлого ангела, которого Никита принял за посланника Божия. Мнимый ангел повелел затворнику не молиться, а читать книги Ветхого Завета и поучать народ, и при этом обещал молиться вместо Никиты. В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучении Ветхого Завета, что знал его наизусть. По внушению искусителя он стал пророчествовать. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве Новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так как пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись, то вскоре слава о нем распространилась повсеместно. Многие стали приходить к нему для беседы. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита и не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской Лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы пришли к Никите и по их молитвам к Богу инок был избавлен от греховной прелести. После этого старцы хотели побеседовать с Никитой о Священном Писании, но оказалось, что самовольный затворник не только ни слова не помнит из Ветхого Завета, но даже читать не умеет, так что отцам пришлось заново учить его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Никита, архиепископ Новгородский 13 февр. (31 янв. церк.кал.) С юных лет святой Никита поступил в Киево-Печерскую обитель и вскоре решился сделаться затворником, несмотря на внушение игумена о преждевременности такого подвига для молодого инока. В затворе Никита подвергся следующему искушению. По внушению дьявола он перестал молиться Богу и весь предался чтению книг Ветхого Завета. Никита так изучил их и выучил на память, что никто не мог сравниться с ним в знании этих книг. Когда его блестящее знание ветхозаветного Писания стало известным многим, князья и бояре стали приходить к нему для слушания и наставлений. Однако, многих удивляло, что о книгах Нового Завета он и слышать не хотел и всячески избегал их упоминания. Тогда мудрые старцы монастыря поняли, что Никита “впал в прелесть”, то есть подпал под дьявольское обольщение. От этого состояния Никита был избавлен усердными молитвами печерских иноков. После этого Никита покинул свой произвольный затвор. Продолжая строго поститься, он стал прилежно молиться Богу, и через непродолжительное время он своим послушанием и смирением превзошел других иноков. Через несколько лет Никита был поставлен епископом в Новгороде. Он хорошо проповедовал, наставляя верующих евангельскими словами. Будучи за свою святую жизнь награжден от Бога даром чудес, он многим помог и многих исцелил. Так, однажды он молитвой низвел с неба дождь; в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. После 13-летнего епископства святой Никита мирно скончался в 1108-ом году. Через 445-ть лет после его кончины, при царе Иване Васильевиче Грозном (1530–1584 г.), мощи святителя были обретены нетленными и тогда совершилось много исцелений; причем преимущественно больные глазами и слепые получали исцеления. Тропарь: Насладився, богомудре, воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая просвещая сердца верных зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито. И ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Рубрики Коллекции Имя Никита 4 мин., 13.02.2020 Поделиться Наши имена, их значения и святые, в честь которых мы крещены в проекте «Фомы» — «Именины» . Значение имени: происходит от греческого Νικτας — победитель. День памяти: 13 февраля Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Киево-Печерская обитель — первый большой монастырь, появившийся на Руси после ее крещения. А Никита был одним из первых пострижеников обители. Жил он во второй половине XI beka, когда во главе монастыря стоял игумен Никон, ученик основателя монастыря преподобного Антония Печерского. Никита слышал о подвигах монахов Египта и Палестины, знал об отшельнической жизни преподобного Антония — и тоже хотел подвижнической жизни. Он просился у игумена Никона уйти в затвор, но тот отказывал: «Не полезно тебе, юному, сидеть праздно. Желание это выше твоих сил. Лучше тебе работать вместе с братией». Тогда инок решил действовать сам: заперся в келье и стал творить молитву. И очень скоро с ним случилось то, что христианские писатели называют впадением в прелесть: сначала Никите показалось, что рядом с ним молится кто-то еще, потом он почувствовал разлитое в воздухе благоухание и, наконец, увидел существо, которое принял за ангела. Это существо сказало ему: «Отныне молиться за тебя буду я. А ты читай книги, постигай премудрость — будешь наставлять приходящих к тебе». Никита так и поступил: бросил молиться и взялся за книги (благо, книг в Киево-Печерской обители было не счесть). Он досконально изучил Ветхий Завет и мог цитировать его на память. К нему стали ходить с вопросами и за советами, и Никита взялся наставлять людей. Со временем затворник приобрел известность. Но его собратьев-монахов всерьез беспокоило то, что он никогда не упоминал о Христе и избегал разговоров о Евангелии. А кроме того, его никогда не видели за молитвой. Никита и в самом деле не молился. А зачем? За него же молится «ангел»! Из беды Никиту вызволили собратья-монахи: они стали усиленно молиться о нем и в конце концов изгнали из юного подвижника беса (конечно, это он являлся Никите под видом светлого ангела). Когда Никита избавился от наваждения, оказалось, что он полностью забыл не только книги Ветхого Завета, но и грамоту, так что его пришлось заново учить читать! В конце концов инок покаялся и отдал себя в полное послушание духовнику.

http://foma.ru/imya-nikita.html

Никита, святитель, епископ Новгородский, затворник Печерский († 1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Родился в городе Киеве. Один из первых постриженников Киево-Печерской лавры. Будущий святитель Никита поступил в обитель еще в юных годах. Вскоре он захотел необыкновенных подвигов и попросил благословения уйти в затвор. Игумен не благословлял его, предупреждая, что он еще слишком молод и может возгордиться, но Никита настоял. Через некоторое время он впал в прелесть. Учил стекавшийся к нему народ, наизусть знал Священное Писание Ветхого Завета, даже проявлял прозорливость, но никогда не обращался к Новому Завету и не называл имени Иисусова. По этому признаку благочестивые старцы поняли, что это все действия нечистой силы. К его пещере собрались: игумен Никон († 1088; память 23 марта/5 апреля), подвижники Матфей прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября), Исаакий святый († ок. 1090; память 14/27 февраля), Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января), Пимен постник († после 1114; память 27 августа/9 сентября) и летописец Нестор († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) и едва своими молитвами избавили его от прелести. После того Никита не только забыл весь Ветхий Завет , но с большим трудом вновь научился читать. После этого он усугубил свои подвиги, но уже не с гордостью, а с истинным смирением, воздержанием и послушанием и вскоре превзошел всю братию. В 1096 году Никита был хиротонисан Киевским митрополитом во епископа Новгородского. Здесь он служил для всех примером благочестия и своими молитвами дважды спасал город от пожара и от губительной засухи. Творил и другие чудеса. Скончался святитель 31 января 1108 года. В день его отпевания исцелились до 10 тысяч больных. Примечательно, что исцеление получили главным образом слепые и страдающие болезнями глаз. Мощи его были обретены 30 апреля 1558 года архиепископом Новгородским Пименом († 1571), получившим на это чудесное извещение в видении. Когда открыли гроб, то оказалось, что не только тело святого нетленно, но и одежды его настолько сохранились, что использовались за богослужением в день памяти святого угодника.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Примечательно, что Герман был канонизирован в Новгороде при архиепископе Евфимии II Вяжицком в 1439 г. как один из тех святителей Новгородских, что погребены в Софийском соборе (память 10 февраля) . Теоретически можно предположить, что мощи Германа перевезли к месту его архипастырского служения, однако и в кафедральном соборе Новгорода его захоронения не обнаружено. Следующим Новгородским епископом стал Никита, также постриженик Киево-Печерского монастыря. В отличие от Германа, он не покидал эту обитель до своей хиротонии (во всяком случае, об этом не имеется ни прямых, ни косвенных известий). Никита является одним из персонажей Киево-Печерского патерика, в котором ему посвящено особое «Слово» (25-е), написанное в 1-й трети XIII в. иеромонахом Поликарпом . В нем говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1078–1088 гг.) Никита, будучи юным монахом и не имея достаточного духовного опыта, стал затворником и прославился среди мирян провидческим даром и толкованием Священного Писания. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием Ветхого завета («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежении Новым («яже в благодати преданныа нам святыа книгы… сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть бесодовати к себе»), и воспрепятствовала его дальнейшему затворничеству, полагая, что Никита был прельщен бесом. Над будущим Новгородским епископом, судя по патериковому рассказу, был проведен обряд экзорцизма («приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» ), после чего Никита стал вести праведную жизнь. Монахом Никита стал не позднее 70-х гг. XI в. Поликарп записал монастырское предание, по которому затворник Никита сверхъестественным образом узнал о кончине в 1078 г. изгнанного из Новгорода князя Глеба Святославича: «Посылаеть же Никита к князю Изяславу, глаголя, яко " днесь убиен бысть Глеб Святославичь в Заволочии, скоро посли сына своего Святополъка на стол Новугороду”.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

В скором времени Никита столь усовершенствовался в изучения Ветхого Завета, что знал его наизусть. Так же с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души. По внушению искусителя он начал пророчествовать, и великая слава распространилась о нем, все дивились исполнению его пророческих словес. Так, Никита сообщил князю Изяславу об убийстве новгородского князя Глеба Святославича. Действительно, вскоре пришла весть, подтвердившая его слова. В летописях сообщается, что князь Глеб был убит 30 мая 1079 года. Так что пророчества Никиты с удивительной точностью исполнялись. Это убеждало затворника в правильности избранного им пути. О молитве же и покаянии Никита не помышлял. Он часто беседовал о Священном Писании Ветхого Завета, но избегал даже упоминаний имени Господа Иисуса Христа, избегал разговоров о Святом Евангелии. Узнав об этом, святые отцы Киево-Печерской лавры поняли, что инок находится в опасном состоянии духовной прелести. Они не оставили в беде своего собрата. Преподобные отцы, совершив многие молитвы о Никите, изгнали из него беса. После этого они спросили Никиту; знает ли он что-либо из книг Ветхого Завета. Никита клялся, что он никогда их не читал и даже оказался забывшим грамоту, так что отцы снова научили его чтению и письму. Тогда, придя в себя, Никита «исповеда грех свой и плакася о том горько, дав себе в великое воздержание и послушание, восприем чистое и смиренное житие, яко превзыти ему всех добродетелию». Человеколюбивый Господь, видя столь великие подвиги блаженного, а также и прежние его добродетели, принял его истинное покаяние. И как Петру, трижды отрекшемуся, Христос сказал после его покаяния: «Паси овцы Моя», так явил Свою милость Господь и покаявшемуся искренно Никите, ибо потом возвел его в епископа Новгородского. В 1096 году преподобный Никита был возведен митрополитом Киевским Ефремом (вторая половина XI века) в епископский сан и назначил на кафедру Великого Новгорода. В «Росписи, или кратком летописце Новгородских владык» святитель Никита значится шестым Новгородским епископом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». «Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам блаженного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь. Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский Преподобный Никита, родом киевлянин — один из первых постриженников Киево-Печерской обители. Он подвизался там при преподобном игумене Никоне (1078–1088). В молодости инок Никита, желая прославиться среди монахов, стал просить игумена, чтобы он благословил его подвизаться наедине, в затворе. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо! Не полезно тебе, будучи юным, сидеть праздно. Лучше пребывать тебе с братией, работая вместе, и ты не лишиться награды своей. Сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он был прельщен в затворе бесами; и только благодать Божия да молитвы преподобных отец наших Антония и Феодосия спасли его. Желание твое выше сил». Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена, так как не мог преодолеть сильного рвения своего к затворнической жизни и поэтому, чего захотел, то и сделал. И он, затворившись, заградил дверь крепко и, не выходя, пребывал один в молитве. Прошло немного дней, как инок не избег сетей диавольских. Во время пения своего он слышал некий глас, как будто бы кто-то вместе с ним молился. Никита обонял при этом и благоухание неизреченное. Затем предстал перед ним бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему, как Ангелу. Тогда сказал ему бес: «Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении». Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Послушался и этой прелести духа злобы неопытный затворник; ибо искуситель показывал вид, что он непрестанно молится за него. Никита, успокоенный тем, что за него молится ангел, сам оставил молитвенный подвиг и начал читать книги, и беседовать с приходящими о пользе душевной. Иногда даже предсказывал будущее; ибо тот же искуситель, чтобы укрепить обольщенного, предварял о некоторых событиях. Однажды он послал к в. кн. Изяславу сказать: «сегодня убит в Заволочье племянник твой Глеб Святославич, поспеши послать на княжение в Новгород своего сына Святополка». Вскоре полученная весть оправдала слова прозорливца, и с этого времени народ начал собираться к нему во множестве для пользы душевной. Но вот, что обличило пророка. Никита знал наизусть все книги ветхого завета, но ничего не мог сказать из нового, и даже не хотел о нем слышать. Смутилась братия печерская, узнав об опасности, в какой находился неопытный затворник. Тогда еще находились в живых преподобные: Никон игумен и преемник его Иоанн, Пимен постник, Исаия епископ Ростовский, Матфей и Онисифор прозорливые, Агапит врач, Никола епископ Тмутараканский, Феоктист епископ Черниговский, Григорий чудотворец и Григорий творец канонов, Нестор летописец и Исаакий затворник – тот самый, который сам, не задолго пред тем временем, тоже подвергся тяжкому искушению от духа злобы, и едва был спасен молитвами святых отцев печерских. Этот живый сонм праведников, еще подвизавшихся тогда в пещерах, явившись к обольщенному, силою своей молитвы отогнали от него искусителя. И что же? Когда вывели вон из затвора и стали спрашивать о ветхом завете, тогда Никита искренно признался, что никогда не читал тех книг, которые доселе знал наизусть и это подтвердил клятвою. «К сим же, прибавляет списатель его жития, и ни едино слово знаяше, яко едва научиша его грамоте». Освободившись таким образом молитвами св. отцев от козней искусителя, затворник Никита исповедал пред всеми свой грех , и долго, и горько оплакивал свое глубокое падение. К этому он присовокупил великое воздержание и послушание, и провождал столь смиренное и чистое житие, «яко превзыти ему всех добродетелью».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Преподобного Ксенофонта основателя пустыни на речке Робейке Преподобный Ксенофонт, бывший ученик препод. Варлаама Хутынского, настоятельствовал в Хутынском монастыре по удалении из сего монастыря преп. Антония Дымского, потом, по влечению к уединенной и безмолвной жизни, и сам он удалился из Хутынского монастыря к речке Робейке, состоящей в 8-ми верстах от Хутыня и в 18-ти от Новгорода, где основал пустынь и в ней преставился 1262 года июня 28 дня, в каковый, а также и 26 Января, творится местно память ему. Других сведений о препод. Ксенофонте не имеется. Мощи преподобного Ксенофонта почивают под спудом в бывшей часовне, а ныне Троицкой церкви упраздненной Ксенофонтовой пустыни, которая приписана к приходской соседней церкви Слутской. См. ист. Рос. Иер. III, 123 и 124. 31-го числа Святителя Никиты, епископа Новгородского Святитель Никита, епископ Новгородский, уроженец Киевский, в юных летах принял иноческое пострижение в Киево-Печерской обители и вскоре решился сделаться затворником, не смотря на внушения опытного игумена Никона касательно преждевременности такого многотрудного подвига для молодого инока. Опасения игумена не замедлили оправдаться. В затворе Никита подвергся искушениям от духа лести, принявшего на себя образ светлого Ангела. Следствием сих искушений было то, что он перестал молиться Богу, весь предался чтению книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг Нового Завета ни знать, ни видеть не хотел. Опытные старцы, иноки Печерские, поняли состояние затворника, и, явившись в келью его, своими молитвами отогнали духа лести от затворника и избавили его от козней искусителя. Никита, покинув затвор, начал снова учиться и пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания. Путь сей послужил ко спасению и торжеству высокой добродетели Никиты. Вскоре бывший затворник возведен был в сан епископа Новгородского; так как в то время иноки Киево-Печерской обители преимущественно избирались на все святительские престолы или кафедры. Одиннадцать лет управлял Святитель Никита Новгородскою паствою, для которой: служил образцом благочестия и еще при жизни прославился даром чудотворений. Так, молитвами Святителя Никиты однажды был испрошен дождь в губительную засуху. В другой раз молитвенные слёзы пастыря угасили страшный пожар, свирепствовавший в Новгороде. Св. Никита скончался в 31 день января месяца 1108 года и погребен в Софийском соборе. Через 450 лет после погребения, тело сего святителя обретено нетленным в 1558 году апреля 30 дня, при архиепископе Пимене, который, по таинственному внущению, подняв каменную надгробную крышу, нашел не только тело усопшего, но и одежды на нем целыми невредимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Мощи прп. Феофана Постника открыто почивают в Антониевой пещере. Обстоятельства жизни его не описаны в памятниках лавры.  Прозвание Постник, с которым известен прп. Феофан, указывает, что строгай пост был тем путем, которым он приблизился к Господу. Преподобный Онуфрий (Молчаливый) Печерский (XII в.) Память его празднуется 21 июля, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Житие прп. Онуфрия не описано в Патерике. У Кальнофойского (собирателя сведений о святых подвижниках) назван он старцем и чудотворцем, в каноне лавры — любителем молчания. Мощи его почивают открыто в Антониевой пещере. Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (+ 1108) Память его празднуется 31 янв., на следующий день по преставлению, 30 апр. в день обретения мощей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных Свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Никита был постриженником Киевского Печерского монастыря. В самом начале своего иноческого пути, по неопытности своей, он затворился в своей пещере против воли и благословения настоятеля, прп. игумена Никона (память его 23 марта). Печерские старцы поняли, что безрассудный послушник не послушает их, но не переставали следить за ним и молиться за него. Через малое время благоухание наполнило пещеру затворника, и он услышал голоса. «Господи! — воскликнул неосторожный затворник. — Явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему «Я пошлю тебе ангела, твори во всем волю его». Тогда явился ему в виде ангела бес и прежде всего повелел ему перестать молиться, сказав, что молиться будег он сам, а затворнику велел только читать Ветхий Завет. Несчастный послушник и прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молящегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет изучил наизусть. Бес же стал говорить ему все, что творится в мире, и затворник начал пророчествовать. К его пещере приходили миряне послушать его. Но старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завега, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Они взломали пещеру, молитвой своей изгнали беса и силой вывели из нее затворника. Тогда оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать, и, когда он пришел в себя, ему пришлось учиться читать, как младенцу. Никита понял свою ошибку, горько оплакал ее и с тех пор стал подвизаться в смирении и послушании. Впоследствии он был возведен на архиепископскую  кафедру Великого Новгорода. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010