Затворник со слезами отвечал: «Господи! Я никак не прельщусь, потому что игумен научил меня не внимать бесовской прелести, а сделаю все, что ты мне ни прикажешь». Тогда душепагубный змей, прияв над ним власть, сказал: «Невозможно человеку, находящемуся во плоти, видеть меня, но вот! я посылаю ангела моего, чтобы пребывал с тобою: ты исполняй его волю». С этими словами предстал пред затворником бес в виде ангела. Никита пал к ногам его, поклоняясь ему как ангелу. Бес сказал: «Отселе ты уже не молись, но читай книги, через что вступишь в непрестанную беседу с Богом и получишь возможность преподавать душеполезное слово приходящим к тебе, а я буду непрестанно молить Творца всех о твоем спасении». Затворник, поверив этим словам, обольстился еще более: он перестал молиться, занялся чтением, видел беса непрестанно молящимся, радовался, что ангел молится за него. Потом он начал много беседовать с приходящими из Писания и пророчествовать подобно Палестинскому затворнику. О нем пошла слава между мирскими людьми и при великокняжеском дворе. Собственно, он не пророчествовал, а сказывал приходящим, будучи извещаем соприсутствовавшим бесом, где положено украденное, где что случилось в дальнем месте. Так он дал знать великому князю Изяславу об убиении Новгородского князя Глеба и совет послать в Новгород на княжение великокняжеского сына. Этого достаточно было для мирян, чтоб провозгласить затворника пророком. Замечено, что миряне и сами монахи, не имеющие духовного рассуждения, почти всегда увлекаются обманщиками, лицемерами и находящимися в бесовской прелести, признают их за святых и благодатных. Никто не мог сравняться с Никитою в знании Ветхого Завета, но он не терпел Нового Завета, никогда не заимствовал своей беседы из Евангелия и Апостольских посланий, не позволял, чтобы кто из посетителей его напомнил что-либо из Нового Завета. По этому странному направлению его учения отцы Киево-Печерского монастыря уразумели, что он прельщен бесом. Тогда в монастыре было много святых иноков, украшенных благодатными дарами. Они молитвой своей отогнали беса от Никиты; Никита перестал видеть его. Отцы вывели Никиту из затвора и спрашивали, чтоб он сказал им что-нибудь из Ветхого Завета; но он с клятвою утверждал, что никогда не читал этих книг, которые прежде знал наизусть. Оказалось, что он забыл даже читать от впечатления, произведенного бесовскою прелестию, и едва, с большим трудом, снова выучили его чтению. Молитвами Святых Отцов приведенный в себя, он познал и исповедал свой грех , оплакал его горькими сле зами, достиг высокой меры святости и дара чудотворения смиренным житием посреди братства. Впоследствии св. Никита был хиротонисан во Епископа Новгородского» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/a...

И пошла о нем слава великая, и все дивились, как сбывались его слова. Посылает однажды Никита к князю Изяславу сказать ему: «Нынче убит Глеб Святославич в Заволчьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород». Как он сказал, так и было, – через несколько дней пришла весть о смерти Глеба. И с тех пор прослыл затворник пророком и стали слушаться его князья и бояре. Но бес не знал будущего, а что сам сделал, или чему научил злых людей – убить ли, украсть ли – то и возвещал. Когда приходили к затворнику, чтобы услышать от него советы или слово утешения, – бес, мнимый ангел, рассказывал, что случилось из-за него самого, и Никита пророчествовал. И всегда сбывалось пророчество его. Никто также не мог состязаться с Никитой в знании книг Ветхого Завета, – он его весь наизусть знал: книги Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств и все пророчества. Вообще все книги еврейские знал на память. Евангелия же и Апостола, преданных нам в благодати для нашего утверждения и исправления, он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать и другим не позволял беседовать с собою о них. И из этого все поняли, что он прельщен. Не могли стерпеть этого преподобные отцы... И все они пришли к прельщенному, помолились Богу и отогнали беса от затворника, и после того он не видел его более. Потом вывели его из пещеры и спрашивали о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-нибудь. Никита же клялся, что никогда не читал книг Ветхого Завета, которые прежде знал наизусть, а теперь не помнил из них ни единого слова. После изгнания беса он был в таком состоянии, что почти разучился говорить, так что блаженные отцы едва научили его грамоте. С тех пор предал себя Никита воздержанию, и послушанию, и чистому, смиренному житию; так что всех превзошел в добродетели, и впоследствии был поставлен епископом в Новгороде. Киево-Печерский Патерик ( 86, 82–85 ). САМОВОСПИТАНИЕ Всего труднее познать и исцелить самого себя, потому что вместе с человеком рождается самолюбие и каждый, по пристрастию к самому себе, извращает истинный суд. Святитель Василий Великий ( 8, 378 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Никита был иноком Киево-Печерской обители. Он задумал дело, превышавшее его силы и попросил игумена, разрешить ему удалиться в затвор (т. е. жить, не выходя из кельи, и только молиться). Игумен ему не разрешал и говорил: “Сын мой! Не будет тебе на пользу сидеть праздно, будучи юным. Лучше же тебе остаться с братией. Работая вместе с ними, не потеряешь своей награды от Бога”. Но Никита же вовсе не хотел внимать словам игумена. Как решил – так и сделал. И затворившись, не выходил никуда. Прошло немного дней и вдруг, во время пения своего, Никита услышал некий голос, будто кто-то вместе с ним молился и ощутил неизреченное благоухание. И прельстившись, сказал себе: “Если бы это был не ангел, то не молился бы он вместе со мной и не ощутил бы я благоухания Духа Святого”. И он начал прилежно молиться: “Явись мне так, чтобы смог я Тебя увидеть”. А голос сказал ему: “Не явлюсь, потому что юн ты еще, и как вознесешься, так и падешь”. Никита со слезами умолял его: “Нет, Господи, я не прельщусь, игумен научил меня не поддаваться искушениям диавола. Все выполню, все, что ты мне повелишь”. Тогда змей душегубный, получивши над ним власть, сказал: “Невозможно, чтобы человек во плоти увидел меня. Но вот, посылаю тебе моего ангела, он будет пребывать с тобой и ты будешь выполнять его волю”. Тотчас явился ему бес в образе Ангела. И неопытный подвижник, прельстившись, поклонился ему как Ангелу. Тогда сказал ему бес: “Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении”. Никита, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молящегося о нем. Никита радовался, думая, что сам Ангел творит за него молитву. “Всех своих посетителей инок наставлял о пользе души и начал пророчествовать. И разнеслась о нем великая слава, и все дивились осуществлению его предсказаний. Однажды Никита велел передать князю Изяславу следующее: “Сегодня в Заволочье был убит князь Глеб Святославович . Скорей пошли сына своего Святополка на новгородский престол”. Как сказал – так и было: через несколько дней пришла весть о гибели Глеба. Вот тогда-то затворник стал известен своими пророчествами. И князья с боярами весьма доверяли ему.

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

О Никите-затворнике, который был потом епископом Новгорода Был во дни преподобного игумена Никона брат один, Никита именем. Этот инок, желая, чтобы славили его люди, дело великое не Бога ради замыслив, начал проситься у игумена войти в затвор. Игумен же не разрешил ему, говоря: «О, чадо! нет тебе пользы праздно сидеть, потому что ты еще молод, лучше тебе оставаться среди братии, и, работая на них, ты не лишишься награды своей. Сам ты видел брата нашего, святого Исаакия Пещерника, как прельщен он был от бесов. Только и спасла его великая благодать Божия и молитвы преподобных отцов, Антония и Феодосия, которые и доныне чудеса многие творят». Никита же сказал: «Никогда не прельщусь я, как он. Прошу же у Господа Бога, чтобы и мне подал он дар чудотворения». Никон в ответ ему сказал: «Выше силы прошение твое; берегись, брат; вознесешься и упадешь. Велит тебе наше смирение служить святой братии, ради них и будешь увенчан за послушание твое». Никита же никак не хотел внять словам игумена, но, как захотел, так и сделал: заложил за собой двери и неисходно пребывал в келье. Прошло несколько дней, и прельстил его дьявол . Во время пения своего услышал Никита голос молящегося с ним, и почуял благоухание неизреченное, и, прельстившись этим, говорил сам себе: «Если бы это был не ангел, то не молился бы со мною и не было бы здесь благоухания Духа Святого». И стал он прилежно молиться, говоря: «Господи, явись мне Сам воочию, чтобы я мог видеть Тебя». Тогда был голос к нему: «Не явлюсь тебе, ибо ты еще юн и, вознесшись, падешь». Затворник же со слезами ответил: «Нет, Господи, не прельщусь я, ведь игумен мой научил меня не внимать обольщениям дьявола, все же, что ты повелишь мне, я исполню». И тогда душепагубный змей, приняв власть над ним, сказал: «Невозможно человеку видеть меня и остаться в живых, поэтому посылаю я ангела моего: он пребудет с тобой, и ты станешь исполнять волю его». И тотчас стал перед ним бес в образе ангела. Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: «Ты не молись, а только читай книги, и таким путем будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем творца своего». Прельстившись, монах перестал молиться, а прилежно занимался чтением и книжной премудростью; видя же беса, постоянно молящегося о нем, радовался ему, как ангелу, творящему молитву за него. С приходившими же к нему Никита беседовал о пользе души и начал пророчествовать; и пошла о нем слава великая, и дивились все, что сбываются предсказания его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

“Помыслив так, он снова начал прилежно молиться, говоря: “Господи! явися мне Сам, да разумно вижу Тя”. Тогда был глас к нему: “Не являюся тебе, т. к. ты юн, да не вознесся, ниспадеши”. Затворник же со слезами сказал: “Никак, Господи, не прельщуся, ибо игумен научил меня не внимать прелести бесовской; все же повеленное Тобою исполню”. Тогда душегубительный змий, возобладав над угодником Божиим, сказал: “Невозможно человеку, во плоти находящемуся, видеть меня; но вот посылаю ангела моего, да пребудет он с тобою, ты же исполняй волю его…” и тотчас предстал пред ним бес во образе ангела. Никита же, падши поклонился ему как ангелу. Тогда сказал ему бес: “Отселе ты уже не молись, но читай книги и будешь беседующим с Богом и подашь полезное слово приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца о твоем спасении”. Затворник, поверив сказанному и прельстившись еще более, перестал молиться, но прилежнее начал читать книги, видя при этом беса, непрестанно молившегося о нем. Никита радовался, думая, что сам ангел творит за него молитву. Также с приходящими к нему много беседовал от Писания о пользе для души, начал пророчествовать и великая слава распространилась о нем; все дивились исполнению его пророческих словес. Однажды послал он к князю Изяславу, говоря: “Сегодня убит князь Глеб Святославич в Заволчьи; пошли скорее сына своего Святополка на престол в Новгород”. Так действительно и случилось, ибо через несколько дней пришла весть об убийстве князя Глеба. С этого времени Никита прославился как предсказатель, и его слушались князь и бояре. Он особенно хорошо знал книги Священного Писания Ветхого Завета; но книги Евангельские и Апостольские Писания не хотел читать и даже слышать о них не хотел, так что по этому скоро все узнали, что он прельщен бесом”. 3. Житие преподобного Исаакия, затворника печерского, 14 февраля. Киево-Печерский Патерик, Киев, “Лыбидь”, 1991, с. 89 (В неисходном затворе) “был он в продолжении семи лет. Однажды, по наступлении вечера, начал блаженный затворник творить обычное коленопреклонение, поя псалмы по полуночи.

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

И сказал один из бесов, называемый Христом: “Возьмите сопели, и гусли, и бубны и играйте, а Исакий нам спляшет!» Грянули они в сопели, и гусли, и бубны и начали им забавляться. Измучив, оставили его едва живого, и ушли, надругавшись над ним». Когда же наутро принесли ему еду, то нашли его едва живого. «И сказал игумен Феодосий так: “Это случилось с ним из-за бесовского действа». И положили его на постель, и Антоний стал ухаживать за ним». И так пролежал он в постели три года, не принимая пищи, не реагируя на окружающее, пока, после усиленных молитв за него, не стал понемногу приходить в себя, избавившись молитвами братии от козней диавола. Там же, в Киеве, другой брат, именем Никита, живший при игумене Никоне, «желая людской славы, задумав великое, но не богоугодное дело», самовольно, без игуменского благословения, ушел в новоначалии своем в пещерный затвор, «заложив за собой дверь и пребывал в келье, не выходя из нее». И был он за то «неожиданно прельщен диаволом», сперва явившимся ему ощутительно, а потом пославшим к нему беса в виде ангела, «и монах, пав, поклонился ему, как ангелу. ...И прельстился монах, никогда не молился, но прилежно занимался чтением и поучением; видя же беса, непрестанно молящегося в нем, радовался ему, как ангелу, творящему молитву за него», и впоследствии даже начал пророчествовать. «И пошла о нем слава великая, и все дивились, что сбываются предсказания его. ...И никто не мог соперничать с ним в знании книг Ветхого Завета, так как Никита знал его наизусть... и во всех книгах иудейских хорошо разбирался. Евангелия же и Апостола, этих святых книг, переданных нам в благодати Господом на наше утверждение и исправление, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать, ни говорить о них с другими». И поэтому стало ясно всем, что прельщен Никита диаволом. В конце концов, преподобные отцы Печерские соборно «пришли к прельщенному и, помолившись Богу, отогнали от него беса, и впредь не видел его Никита. И, выведя его из пещеры, они спрашивали затворника о Ветхом Завете, чтобы услышать от него что-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В святоотеческой традиции всё это описывается как явное демонское обольщение, то есть на самом деле все вот эти экстрасенсорные способности, которые могут проявляться у человека, во многом зная описание святоотеческого опыта, в духовной жизни это чисто способности демонов, вошедших в связь с конкретным человеком. Такое случалось это в истории неоднократно, и показательный пример, описан, допустим, в Киево-Печерском Патерике — в искушении инока Никиты. Он ушел самовольно в затвор, желая обрести выдающиеся способности, желая добиться совершенства прежде подлинного стяжания добродетелей. И однажды во время молитвы он увидел рядом с тобой ангела, который ему говорит: ты больше не молись, а вот только читай книги, за тебя же буду я молиться, и при этом я тебе буду открывать вот то, что нужно сказать приходящим к тебе людям, то есть люди к тебе будут приходить за советом. Инок Никита увлекся этим, перестал молиться, только читал книги, и вот с этого момента у него, действительно, обнаружились самые настоящие экстрасенсорные способности, то есть он видел события, происходившие за много километров от него, он прозревал судьбы некоторых людей, и даже сами князья к нему обращались за советом. При этом он по памяти цитировал Ветхий завет — до этого момента он не владел таким знанием. Понятно, чтобы выучить огромный такой объём, какой составляет Ветхий Завет, для этого надо много человеческих усилий. А тут он совершенно свободно цитировал Ветхий Завет и при этом, правда, совершенно не цитировал Новый Завет. Из этого Киево-Печерские монахи поняли, что инок Никита обольщен демоном, было совершено соборное моление, после чего Никита уже освободился от подобного наваждения, не видел уже рядом с тобой вот этого ангела — конечно, это был темный ангел. И с этого же момента у него исчезли все его экстрасенсорные способности, не помнил он по памяти Ветхий Завет и не мог предсказывать. В том же Киево-Печерском патерике также приводится пример Лаврентия Затворника, который будучи одержим бесом, говорил на разных языках — там упоминается немецкий язык, еврейский, греческий, ещё некоторые другие.

http://azbyka.ru/video/okkultizm-i-sueve...

Сама эта мысль не показалась им невозможной и богохульной. Люди, вооруженные смирением, когда им предлагалось что-то, чего они недостойны, по таким высказываниям сразу изобличали врага и отражали его нападение. А в данном случае Ева, а потом и Адам приняли бесовский помысел, что они могут быть, «как боги», что они этого достойны и это по праву должно им принадлежать. Искушение дьявола только вывело наружу начавшийся внутренний процесс поражения первых людей и в то же время усилило его. Так и здесь: зародившаяся от самовольного решения уйти в затвор и укрепившаяся в процессе самовольной затворнической жизни страсть гордости проявилась в том, что Никита принял это видение за истину, почитая себя достойным его, и нашел себя достойным слов Господа, что он уже потрудился, совершил положенные подвиги и теперь должен нести свет другим. После этого он начал выходить из затвора для бесед с людьми и приобрел великую славу. Он часто цитировал Библию, но, как отмечают историки Киево-Печерской обители, цитировал исключительно Ветхий Завет , знал его почти наизусть, что для человеческого ума считается непостижимым, и совсем не употреблял изречений из Нового Завета. Кроме того, Никита отличался даром прозорливости, но прозорливости своеобразной. В частности, он открывал людям, кто против кого что замышляет. Киево-Печерские отцы видели происходящее и понимали, что он пленен гордостью. Возлагая на Бога все надежды, они возносили к Нему пламенные молитвы, сожалея о том, что такое ревностное сердце может погибнуть в руках дьявольских так бесславно. И действительно, ничто не могло помочь Никите: ни он сам, потому что был ослеплен и пленен, ни слова других, потому что он уже никого и ничего не слушал, кроме себя и того бесовского руководства, которое ему внушалось под обликом святых видений. Молитва святых Отцов была услышана. По их молитве, а также за те начальные подвиги, которые Никита явил в монашестве, он был Божиим вмешательством помилован и спасен. Когда его вывели из затвора, он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился писать и читать, всему этому его пришлось учить заново.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Поликарп о Несторе говорит: «написа летописен». Относительно же Сильвестра мы имеем еще и голос истории. Летописец, описавший нашествие Эдигеево на Москву 1409 г., в оправдание своего описания, говорит: «перви наши властодержцы без гнева повелевающи вся добрая и недобрая прилучившаяся написовати... якоже при Володимире Мономахе оного великого Селивестра Выдубицкого, не украшая пишущаго, аще хощеши, прочти прилежно, да почиеши». Здесь и слова о Сильвестре, что он не украшая писал, и сопоставление самого повествователя с Сильвестром, ясно говорят, что повествователь дает видеть в Сильвестре сочинителя летописи. Что же именно написал Сильвестр как сочинитель? Ничто не мешает положить, что Сильвестр, переписав в 1116 году летопись Нестора, окончившуюся 1110 годом, продолжал ее до начала 1123 года, т. е. до смерти своей. С другой стороны очень известно, что в Несторову летопись внесено несколько дополнений в последних ее годах. Так под 1096 годом только в одном Лаврентиевом списке, где и подпись Сильвестра, вставлено поучение Мономаха, и притом не совсем у места. Случай, по которому написано поучение Мономаха, происходил в 1100 году; к тому же поучением прерван рассказ Нестора о северных народах. Под 1097 г. внесено повествование Василиево об ослеплении князя Василька; от тою в летописи под 1098 и 1099 гг. повторяются известия, уже сообщенные Василием. Под 1100 г. повторяется известие, записанное под 1097 г. Все это явные дополнения к Несторову труду; и так как первое из них несомненно принадлежит Сильвестру, то имеем право думать, что Сильвестр, переписывая Несторову летопись, не ограничивался делом переписчика, а внес и свои известия. 22. Григорий , творец канонов, подвижник Печерский. Благочестивый Поликарп, описывая, как прельщенный затворник Никита, при игумене Никоне (1074–1088 г.), избавился от обольщения своего, помещает в числе «преподобных мужей», молившихся за Никиту, «Григория творца канонов», при чем ставит его после Нестора, написавшего летопись, и прежде Феоктиста, бывшего в последствии (1112–1123 г.) епископом Черниговским.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наконец, замечу, что и киево-печерская точка зрения на просвещение напоминает богомильскую нетерпимость. Умение говорить на иностранных языках: еврейском, греческом, латинском и других Поликарп причисляет к болезненным припадкам бесноватого. Прилежное чтение книг, в ущерб молитве, и изучение ветхозаветных писаний в Киево-Печерском Патерике считается бесовским прельщением. Симптоматично также отношение к Ветхому Завету в послании к архимандриту печерскому Акиндину 321 , где Поликарп рассказывает «о Никите затворнице, иже бысть посем епископом Новуграду» 322 : «Не можаше никтоже стязатися с ним (т.е. Никитою) книгами ветхаго закона, весь бо из оуст имеаше: бытие, исход, левита, числа, соудии, царства и вся пророчества по чину, и вся книгы жидо- вскиа сведяше добре; евангелиа же и апостола, яже в благодати преданыя нам святыя книга на утверждение наше и на исправление сих николи же восхотел видети и слышати ни почитати». Всем стало ясно, что Никита «прельщен от врага». Тогда преподобные отцы во главе с игуменом Никоном помолились о прельщенном и отогнали от него беса. Когда же после этого они стали расспрашивать исцеленного о ветхом законе, «хотяще слышати от него что; сий же кленяшеся, яко николи же читав, иже преже умеяше из оуст жидовскиа книги, ныне же ни едина слова не съвес(ть), испроста рещи. Отци едва наоучиша его грамоте». Из этого рассказа видно, что знание Ветхого Завета в Печерском монастыре считалось бесовским наваждением. Между тем известно, что и в богомильстве Ветхий Завет не пользовался авторитетом. Указанными примерами, число которых можно бы значительно увеличить, я, конечно, не имею в виду проводить знак полного равенства между богомильством и основным содержанием древнерусской церковной книжности. Такого равенства быть не могло. Во-1-х, на русском кругозоре не могли не сохраняться и отпечатки светской идеологии, с которою искали и должны были искать примирения более поздние взгляды. Во-2-х, указанные точки зрения не были единственными в древнерусской книге. Напротив, содержание ее обнаруживает замечательное многообразие взглядов, частью скрещивающихся, частью взаимно противоречащих, которые остались историческим отслоением разных эпох и, постепенно вливаясь в состав церковной книжности, лишали ее единства общего мировоззрения.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010