Вскоре Никита получил от беса сверхъестественное знание книг Библии, а также дар предсказывать некоторые будущие события. О нем пошла в народе молва, что он святой и прозорливый. К нему стали во множестве приходить люди за советом и наставлением, и он много говорил им из Священного Писания и других книг. Но, странное дело, когда он приводил слова Библии, то всегда это были тексты Ветхого Завета, а из Нового Завета он никогда ничего не говорил и даже слышать не хотел о Евангелии и Апостольских посланиях. Из этого, а также из некоторых других признаков монахи поняли, что Никита находится под бесовским воздействием. Такое состояние бывает очень опасно и почти всегда оказывается для подвижника неизлечимым и гибельным. Старец Иосиф Исихаст говорил, что если человек утвердится в прелести, то через какое-то время наступает так называемое «отравление мысленной крови». При этом повреждается в своей глубине сам ум человека, и исцеление становится практически невозможным, если только не подействуют молитвы великих святых и не вмешается по их молитвам Сам Господь Бог. На свое счастье, Никита жил в Киево-Печерской лавре в тот золотой ее век, когда великие святые там не просто были, но их было много. Это преподобные отцы: Никон игумен, Пимен постник, Агапит врач, Исаакий затворник и многие другие. Итак, эти святые мужи сотворили многие молитвы за своего собрата, и вот после этого бес отступил от него. Никита вышел из затвора, причем все его сверхъестественные дарования сразу бесследно исчезли. Когда отцы спрашивали его, знает ли он что-нибудь из книг Ветхого Завета, то он ничего не мог вспомнить и говорил, что никогда этих книг не читал. Исцелившись от прелести, Никита пришел в чувство великого покаяния. Он много сокрушался о своем грехе и после этого снова стал проводить строгую жизнь, однако уже по благословению игумена. Подвизаясь, он достиг духовных высот и впоследствии был епископом Новгородским. Таково вкратце его житие. Конечно, братия и сестры, пример преподобного Никиты – это крайний случай, когда прелесть принимает тяжелые формы и когда имеет место явное бесовское воздействие. У христиан, живущих в миру, такое бывает редко. Однако другие, относительно более легкие формы прелести встречаются часто. Можно даже сказать, что в прелести находятся все без исключения люди – в той или иной форме, в той или иной степени. По словам святителя Игнатия Брянчанинова, величайшей прелестью является считать себя свободным от прелести. И действительно, у каждого из нас есть какие-то свои ложные установки, ложные мысли, которые человек принял и усвоил себе. И если он не сразу исправился, но прожил в таком состоянии некоторое время, то эта болезнь становится хронической. И тогда уже очень-очень трудно бывает разубедить человека в его ошибке.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Он в сонме иерархов Новгородских более известен, как строгий подвижник. По выражению составителя службы, он был «делатель винограда Христова, ум Божественный, орган духовный, светильник света и струя любви неистощимая». Жизнеописатели исключительно занимаются описанием его подвигов. С этой стороны жизнь святителя весьма поучительна; потому что Господь и ему, как некогда ап. Петру, попустил пасть; но, внимая его покаянию, и восставил его, чтобы сам он, быв искушен, мог оказать помощь и искушаемым. Св. Никита был родом Киевлянин и один из первых постриженников Печерской обители, в памяти которых еще живо сохранились духовные подвиги первых основателей лавры. Желая стать наряду со многими, сиявшими тогда святостью жизни, подвижниками печерскими, Никита пожелал затвора. Опытный игумен Никон долго уговаривал его остаться в обители для услужения братии, указывал на его молодость, неопытность и опасность сего подвига, указывал на поучительный пример Исаакия, который в то время еще был в живых, но юный подвижник ни о чем кроме затвора не хотел и слышать. Наконец, пламенное его желание было исполнено; Никита, напутствуемый благословением и молитвами старцев, удалился в уединенную келлию и завалил в нее вход. Но в уединенной пещере не долго продолжались его мирные подвиги. Искушение, постигшее некогда Исаакия, постигло теперь и юношу Никиту, Однажды, когда он стоял на молитве, вдруг ему послышался голос некоего, невидимо молящегося с ним, и в то же время пещера наполнилась необыкновенным благоуханием. Неопытный, эту прелесть духа принял за посещение ангела Божия и начал умолять невидимого гостя, чтобы тот явился ему чувственным образом. Но таинственный голос отвечал «не явлюсь тебе ради твоей юности, чтобы ты не превознесся», утверждая еще более этими хитрыми словами затворника в его прелести. Когда же он начал умолять со слезами и дал обещание во всем исполнять его волю, тогда искуситель явился ему разумно, и, обольщенный, поклонился ему. «Теперь тебе уже не для чего молиться, сказал ему враг Бога и людей, ибо я за тебя стану воссылать мольбы, ты же читай только книги и подавай полезные советы приходящим к тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Сегодня Церковь чтит память святителя Никиты Великий Новгород, 13 февраля 2004 г. 13 февраля Русская Православная Церковь чтит память новгородского святителя Никиты. Никита получил известность, будучи иноком Киево-Печерского монастыря. Согласно святцам, монах по собственному пожеланию стал затворником в пещере и в это время, утверждали святцы, Никите в виде ангела явился бес. Бес повелел затворнику читать только Ветхий Завет и перестать молиться. Беса из Никиты изгнали силой соборной молитвы всех печерских иноков. После этого Никита, согласно святцам, не только забыл Ветхий Завет, но и вообще разучился читать и его пришлось заново обучать грамоте. В 1096 году Никита стал епископом Новгородской епархии и руководил епархией в Великом Новгороде вплоть до 1108 года, сообщает РИА " Новости " . В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, святой Никита был канонизирован. Его мощи долгое время хранились в древнейшем в РФ православном храме, в кафедральном Софийском соборе. В годы советской власти в связи с приданием Софийскому собору статуса музея мощи святителя Никиты переносились в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом Дворище и в церковь апостола Филиппа. После возвращения и повторного освящения кафедрального Софийского собора мощи святого 12 мая 1993 года были возвращены на их прежнее место. Возвращение мощей святителя Никиты в Софийский собор стало праздником для православных христиан. По свидетельствам очевидцев этого события, возвращение мощей сопровождалось столь большим стечением народа, что при проходе праздничной процессии по каменному пешеходному мосту через реку Волхов мост впервые в своей истории подвергся сильной вибрации, однако устоял. В день памяти новгородского святого Никиты до 1917 года вокруг кафедрального Софийского собора непременно проводили крестный ход. Сейчас эта традиция утеряна. В день памяти святителя Никиты во всех действующих православных храмах Новгородской области прошли праздничные литургии. Согласно информации из кафедрального Софийского собора, торжественную службу в этом храме в пятницу провел архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. 13 февраля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8951.html

Святые епископы и архиепископы 109. Святый Иоаким, первый епископ Новгородский, родом Корсунянин, преставися в лето 6541 Прибыл в Россию с царевною Анною, супругою св. равноапостольного князя Владимира, обращал Новгородцев в христианство , построил первую деревянную церковь св. Софии, завел школу для обучения отроков. Ум. 1030 года и погребен в деревянной церкви св. Иоакима и Анны, им же построенной. Мощи его (как сказано в летописи «кости едины») перенесены в нынешний Софийский собор в 1699 году. Память совершается 10 февраля и 4 октября, вместе с другими угодниками, в том соборе почивающими. (Новгор. Летоп. III, 275). 110. Святый Лука епископ преставися в лето 6562 Прозванием Жидята или Жирята, вторый епископ Новгородский с 1034 года. В 1051 году освящен им знаменитый Софийский храм, доселе существующий; а не долго после того оклеветан он был пред митрополитом, вследствие чего три года содержался в Киеве и скончался на дороге. Известно его «Поучение», дышащее простотою и умом; оно содержит в себе краткое изложение обязанностей христианина. (Изд. в 1 ч. Русск. Достопам.). Блаж. Лука переводил книги с Греческого, но эти труды его до нас не дошли. (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литерат. ч. I, стр. 13.). Погребен в Новгороде за Софийским собором. Мощи его обретены в 1558 году, перенесены в Софийский собор и положены в Мартириевой паперти. Память вместе с другими святителями 10 февраля и 4 октября. 111. Святый Никита епископ преставися в лето 6602 месяца января в 31 день Затворник Печерский, епископ Новгородский, хиротонисан в 1097 году. Ум. 1108 года января 31. В этот день совершается память его. Мощи, обретенные 30 апреля 1558 года, и даже бывшие на них одежды, оказались совершенно целыми и невредимыми. Великолепная серебряная рака, в которой они почивают в Новгородском Софийском соборе, вклад графини А.А. Орловой-Чесменской. В «Иконописном Подлиннике»: «иже во святых отец наш Никита, затворник Печерский, архиепископ Новгородский, новый чудотворец, подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

“Святый Никита Епископ” Святитель представлен без митры, в молении перед облачным Спасом, благословляющим двуперстно. На св. Никите фелонь, саккос и омофор. Руки святителя простерты как бы в рассуждении. Тип Его – безбородый, судя по форме и украшению одежд, двуперстию у Спасителя, икону можно отнести ко времени не позднее первой половины XVII века. Поступила она из Вознесенского монастыря. На иконе видны следы поправок. Небезынтересен рассказ жития епископа Никиты об обстоятельствах написания иконы этого святого и об установлении иконографического типа Его. – Епископ Пимен велел иконописцу Симону написать Богородицу, воображениу на престоле с Христом, а перед ними Никиту, молящегося с распростертыми руками. – Иконописцу, хотя он и знал, что епископ Никита был безбородый, почему-то захотелось его написать с небольшою бородою. Раздумывая об этом, Симон задремал. Во сне он слышит голос, приказывающий ему не писать епископа Никиту с бородою и сказать об этом другим иконописцам 40 . В 1669 году в Образной Палате было “Никиты Епископа Новгородского чудотворца сто сорок семь икон, оклад серебрен, золочен, басемной. Здесь же в коробочке деревянной круглой, писаной 11 красками, между прочим, находились мощи “Никиты Новгородского“. В подлиннике Новгородской редакции св. Никита указан лишь по списку Г.Ф. Филимонова под 31 января, где читаем: “Никита архиепископ Новгородский. Без брады, лицо морщиновато, ризы святительские во амофоре, шапка на главе 41 . В сводном подлиннике под тем же числом: “И иже во святых отца нашего Никиты, затворника Печерского, архиепископа Новгородского, нового чудотворца; подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие; преставися в лето 6609, по сем 450 лет преидоша, обретены блаженного Никиты мощи целы и весьма нерушимы в лето 7059” 42 . Читать далее Источник: Иконы Церковно-археологическаго музея Общества любителей духовнаго просвещения : Вып. 1-3/А.И. Успенский. - Москва : Печатня А.П. Снегиревой, 1900-1905./Вып. 1. - 1901. - 11 с., 11 л. ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Начало 90-ых годов ознаменовалось наводнением литературного рынка всевозможными книгами об ангелах. Во многих из них приводятся случаи явления ангелов людям с трогательными подробностями их спасительной роли в жизни людей. Почти все писатели этих книг рекомендуют быть открытыми по отношению к ангелам и доверчиво принимать все, что они предлагают нам. Многие из этих авторов призывают вести жизнь “ангело-центричную” жизнь (т.е. устремленную к общению ангелами) и полагаться на их доброе влияние. Авторы этих книг констатируют и тот факт, что являющиеся людям ангелы иногда ведут себя не по ангельски или принимают не ангельский вид. При этом, почти все авторы почему-то умалчивают очень важную и существенную сторону данной темы: а именно, что, кроме добрых ангелов, существуют дьявол с легионами падших ангелов (демонов), которые стараются причинить зло людям и погубить их души, и что эти падшие ангелы умеют ловко маскироваться под ангелов света. Со времен написания апостолом Павлом послания к Коринфянам ( 2Кор. 11:4 ) и почти до наших дней, в писаниях Церкви приводятся случаи, когда падшие ангелы действительно принимали на себя разные облики – и не только ангелов света, но также и святых, Девы Марии и даже самого Иисуса Христа. Например, святой Иоанн Кассиан в своей беседе о бдительном различении потусторонних духов рассказывает, как один инок покончил свою жизнь самоубийством, а другой захотел принести в жертву собственного сына, как бы завершая послушание древнего патриарха Авраама ( Быт. 22 -я гл). В обоих случаях причиной такого изуверского поведения этих иноков оказались демоны, которые явились им в образе светлого ангела (Добротолюбие, т.1). Киево-Печерский Патерик повествует о случае, когда молодой инок по имени Никита поклонился явившемуся ему светлому ангелу. Этот “ангел” повелел Никите не тратить время на молитву, а все свои усилия направить на изучение Священного Писания . Он обещал Никите, что будет молиться вместо него. После того, как демон, принявший вид ангела, начал молиться в его келии, у Никиты открылся дар ясновидения. Молва о новом “прозорливце” скоро разнеслась, и люди в большом количестве стали стекаться к Никите за советом и руководством. Вскоре, однако, обнаружилась и некая странность: Никита и слышать не хотел о Евангелии, а изучал и цитировал только книги Ветхого Завета. Наконец иноки догадались, что Никита подпал под бесовское обольщение, и изгнали демона своими молитвами. Придя в себя, Никита глубоко покаялся и, став усердным иноком, со временем удостоился посвящения в епископа Новгородского. Он был добрым пастырем, отличался духовной мудростью и даром чудес. Мы его знаем под именем святителя Никиты Затворника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Тридцать первый день Поучение 1-е. Святитель Никита, затворник Печерский, епископ Новгородский (Молитва и пост – как орудия борьбы с диаволом) I. Cbm. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковью чудотворец, был сначала затворником и иноком Киево-Печерским. Будучи возведен в сан епископа Новгородского, 13 лет пас Церковь Новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, он был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил свт. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в Новгородском Софийском соборе. II. Злой дух, намеревавшийся погубить свт. Никиту, был прогнан молитвами свв. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак, молитва и пост суть могущественные средства в борьбе с диаволом. Господь Иисус Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: сей род — бесовский – не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братия, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающего нами духа злобы необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвой и постом. а)  Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящегося над миром, соделывает прилежно молящегося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великого молитвенника, св. Иоана Лествичника, есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. Молящегося Сам Дух Божий укрепляет на брань, Сам поборает за него, как некогда за Моисея, стоявшего наверху горы и поднимавшего руки к Богу на одоление амаликитян (Исх. 17, 10–11). Сам поражает и прогоняет полчища сатанинские. Прилежно молящегося св. Нил подвижник уподобляет парящему в высоту птенцу орла: последнего не может поймать птицелов, так и возносяющуюся к небу на крылах молитвы душу человеческую злой дух не в состоянии уловить в свои сети. И сколько победных чудес совершено было святыми молитвенниками Божиими!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Новгородцы, плененные воинскою доблестью Мстислава, в 1179 г. умолили его к себе на княжение. Чиновники, Бояре, Духовенство с крестами вышли к нему на встречу. Все тогда приняло в Новгороде другой вид после неустройств между народом и Князьями, даваемыми от руки Боголюбского. В Новгороде он княжил только год; но и в один год он разгромил Эстонцев, которые дерзнули осаждать Псков и не преставали беспокоить границы Новгорода. В следующем 1180 г. внезапная болезнь повергла героя на одр смертный. Предчувствуя близкую свою кончину, Мстислав велел нести себя в Церковь , слушал Литургию, причастился Св. Таин и закрыл на веки глаза. Бояре и народ изъявили трогательную чувствительность, оплакивая храброго, всеми любимого Князя: «Зачем не умерли мы с тобою, князь славный, взывали граждане? уже не можем, господине, ехати с тобою на иную землю поганых... уже бо солнце наше зайде нам». Впрочем не одни Новгородцы оплакивали кончину его: «плакашеся, говорит Киевский летописец, по нем вся земля Русская... и чернии клобуци (черкасы) вси не могут забыть приголубления его». Сей Князь был украшением века и России и не было такой земли на Руси, где бы не хотели повиноваться ему. Мстислав скончался в 14 день Июня 1180 г. и был погребен в Софийском Соборе в приделе Рождества Богородицы, который находится на право, при входе в храм. Неизвестно когда обретены мощи его; почивает открыто. Память совершается в день преставления.  2. Св. Епископ Никита 136 Святитель Никита был родом Киевлянин и один из первых постриженников Печерской обители. Пылая ревностью стать на ряду со многими тогда затворниками, сиявшими святостью жизни в Киевских пещерах, Св. Никита, вопреки советам опытного Игумена, преждевременно удалился в затвор и здесь подвергся тяжкому искушению. Однажды искуситель предстал пред ним в виде Ангела и сказал. «Теперь тебе уже не для чего молиться, ибо я стану за тебя возносить молитвы Богу, ты же только читай книги и подавай полезные советы». Неопытный поверил прелести и, оставив молитву, стал беседовать с приходящими о пользе душевной, даже предсказывал будущее, по внушению того же духа лести.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/skazanie...

Святой Никита, епископ Новгородский. Он был родом киевлянин и с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и действительно подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от дьявола, явившегося ему в образе ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и чрез то приобретать себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов печерских, между которыми находились игумен Никон, Матвей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя, и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своею добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.) и в течение одиннадцати лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил своего угодника еще при жизни дара чудотворений: двукратно он спасал Новгород от бедствий – однажды своею молитвою свел дождь с небеси во время продолжительной засухи, в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город 1167 . Мощи святого Никиты открыты в 1558 г., спустя четыреста пятьдесят лет по смерти его, но его начали чтить в лике святых гораздо прежде 1168 . При обретении мощей, которые открыто покоятся в новгородском Софийском соборе, самое облачение святителя найдено совершенно нетленным и доныне сохраняется как святыня в том же соборе 1169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Спустя много лет, в царствование благочестивого царя Феодосия Младшего [ 5 ], Святой Кирилл, патриарх Александрийский [ 6 ], по повелению Божиему чрез ангела, перенес мощи святых мучеников Кира и Иоанна в селение, называемое Мануфином [ 7 ], для прогнания оттуда множества бесов, во славу Христа Бога нашего, с Отцом и Святым Духом славимого во веки, аминь. Чудеса святых Твоих мученик, стену необориму нам даровавый Христе Боже: тех молитвами советы языков разори, царства скипетры укрепи, яко един Благ и Человеколюбец. От божественныя благодати дар чудес приемше святии, чудодействуете непрестанно вся наша страсти рукодейством секуще невидимым, Кире богомудре со Иоанном славным: вы бо божественнии врачеве есте. Житие святого Никиты, епископа Новгородского Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее. В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе. — Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божия по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Никита ответил на это: — Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010