Скончался пр. Зинон в начале V века. 31 . Г. † Свв. чудотворцев и бессребренников (по М.В.С., мучеников) Кра и Іанна; по М.В.С. и Х.М., – и с ними свв. мучениц: Аанасїи и трех дщерей ее: ектісты, еодотїи и Едоіи. Св. Кир был родом из Александрии и в юности изучал врачебное искусство. Подавая бесплатно помощь больным, как обыкновенными средствами, так преимущественно силой веры и молитвы, он обращал ко Христу многих язычников. В гонение Диоклетиана св. Кир удалился в Аравию, принял там иночество и продолжал исцелять больных своими молитвами. Услышав о чудесах его, Иоанн, воин из Едессы, подвизавшийся в Иерусалиме, пришел в Аравию к св. Киру и стал у него учиться и подражать его святой жизни; они вместе помогали больным и распространяли христианское учение между язычниками. Узнав, что гонителями веры была взята на мучение св. Афанасия с тремя дочерьми, свв. целители, пренебрегая опасностями, решились идти в г. Канон (в Нижнем Египте), чтобы своей верой утвердить веру и терпение свв. мучениц. Прибыв в город, они исполнили свое намерение. Об этом донесли правителю, который приказал подвергнуть Кира и Иоанна тяжким мучениям пред лицом исповедниц. Святые оставались непоколебимыми в своей вере. Оставив их, мучитель начал истязать свв. исповедниц и, когда не мог побороть из твердости, повелел их обезглавить. Вслед за этим приняли тот же мученический венец и свв. бессребреники Кир и Иоанн. Это было в 311 году. Ом. 28 июня. Кондак, гл. 3. От Божественныя благодати дар чудесь приемше, святии, чудодействуете непрестанно, вся наша страсти рукодейством секуще невидимыми, Кире Богомудре со Иоанном славным: вы бо Божественнии врачеве есте. Ап. ( 1Кор.12:27–31, 13:1–3; 153 зач.; Ев. Мф.10:1, 5–8; 34 зач.). + Память во святых отца нашего Нїкиты епископа, Новгородского чудотворца. С юных лет он поступил в Киево-Печерскую обитель и вскоре решился сделаться затворником, не смотря на внушение игумена о преждевременности такого подвига для молодого инока. В затворе Никита подвергся разным искушениям: он перестал молиться Богу, весь предался чтению книг Ветхого Завета, изучил их на память и никто не мог сравниться с ним в знании этих книг; это стало известным, так что князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений; книг же Нового Завета он совсем не хотел читать и беседовать о них. От этого искушения он был избавлен молитвами иноков печерских. После этого Никита покинул затвор, стал проводить время в самом строгом посте и молитве, послушанием и смирением превзошел других иноков и был поставлен епископом в Новгород. Он «добре стадо упасл, евангельскими словесы людей своих сердца напоил и семя благочестия в них возрастил». За свою святую жизнь будучи награжден от Бога даром чудотворений, он сотворил много чудес. Так, однажды молитвой низвел с неба дождь; в другой раз по его молитве прекратился в города пожар. После 13-летнего святительства св. Никита мирно скончался 30 янв. 1108 г. См. 30 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Однажды преподобный Нифонт видел, что диавол подошел к человеку, который работал в поле, пошептал что-то на ухо, чего рабочий совсем не заметил, и отошел прочь; потом подошел к другому, невдалеке работающему человеку и этому что-то сказал на ухо; оба эти работника, оставив свои дела, сошлись вместе и разговорились; прежде говорили спокойно и ласково, потом забранились и, наконец, жестоко поссорились (111, 248). Святитель Никита, епископ Новгородский, был родом киевлянин и с юных лет поступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решил сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока, и подвергся в затворе горькому искушению. По внушению от диавола, явившегося ему в образе ангела светла, Никита совершенно перестал молиться Богу, весь предался чтению книг ветхозаветных, начат принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и через то приобрел себе суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Совокупные молитвы отцов Печерских, между которыми находились игумен Никон, Матфей прозорливец, Исаакий святой, Григорий чудотворец , Пимен постник и летописец Нестор, освободили несчастного инока от обаяний искусителя – и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, которыми тщеславился, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. На этот раз он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания, и мало-помалу достиг того, что превзошел всех своею добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского и в течение одиннадцати лет не переставал служить образцом благочестия для своей паствы. Господь удостоил Своего угодника еще при жизни дара чудотворений. Двукратно он спасал Новгород от бедствий: однажды своею молитвою во время продолжительной засухи свел дождь с небес; в другой раз молитвою же остановил страшный пожар, истреблявший город... (111, 248–249).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 6. Святители Русская Церковь почитает среди своих святых около семидесяти епископов. Святые епископысвятители (по-гречески agioi ierarsioi) составляют особый чин святых, третий по времени в ряду мучеников и преподобных. В отличие от святых князей, Русская Церковь в канонизации своих святых епископов имела давно уже установленный образец Церкви Греческой. Если канонизация епископов, как и понимание особой природы их святости, представляют свои трудности, то эти трудности не являются особенностью Русской Церкви. Мы встречаемся с ними всюду, как на Западе, так и на Востоке. Прежде всего важно установить, что, подобно святым мирянам, епископы увенчиваются Церковью не за аскетические подвиги или не только за них. Они не сливаются с чином преподобных, качественно отличаясь от них. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, в которых инок преобладает над пастырем – по крайней мере, в оценке потомков: мы видим их яснее в келье, чем на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря в первый героический период его существования. Среди большого числа епископов-печерян канонизованы Никита Новгородский († 1108), Стефан Владимиро-Волынский († 1049) и Ефрем Переяславский († 1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников св. Антония и Феодосия: Ефрем-скопец, боярин князя Изяслава, один из первых постриженников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита-затворник, об искушении и падении которого мы уже знаем. Как раз о Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «Много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие, хотя и епископы, разделяют общее почитание с сонмом печерских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

     Можно говорить о репрезентативном (заместительном) моменте в почитании святых князей еще и в другом смысле. Из множества неведомых и неявленных святых мирян святые князья выделены и поставлены для общецерковного почитания именно потому, что круг их жизненного подвига предназначал их к общенародной славе. Странно было бы думать, что купцу, крестьянину, даже боярину закрыты пути к святости, что призвание князя одно открывает небесную славу. Канонизация – не для неба, а для земли. И на земле Древняя Русь видела в святых князьях по преимуществу общих предков, общих заступников, избранных представителей мирянской святости. Глава 6.Святители    Русская Церковь почитает среди своих святых около семидесяти епископов. Святые епископысвятители (по-гречески agioi ierarshoi) составляют особый чин святых, третий по времени в ряду мучеников и преподобных. В отличие от святых князей, Русская Церковь в канонизации своих святых епископов имела давно уже установленный образец Церкви Греческой. Если канонизация епископов, как и понимание особой природы их святости, представляют свои трудности, то эти трудности не являются особенностью Русской Церкви. Мы встречаемся с ними всюду, как на Западе, так и на Востоке.      Прежде всего важно установить, что, подобно святым мирянам, епископы увенчиваются Церковью не за аскетические подвиги или не только за них. Они не сливаются с чином преподобных, качественно отличаясь от них.      Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, в которых инок преобладает над пастырем – по крайней мере, в оценке потомков: мы видим их яснее в келье, чем на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря в первый героический период его существования. Среди большого числа епископов-печерян канонизованы Никита Новгородский († 1108), Стефан Владимиро-Волынский († 1049) и Ефрем Переяславский († 1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников св. Антония и Феодосия: Ефрем-скопец, боярин князя Изяслава, один из первых постриженников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никита-затворник, об искушении и падении которого мы уже знаем. Как раз о Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: " Много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту " . Это почитание (повидимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие, хотя и епископы, разделяют общее почитание с сонмом печерских иноков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Вторая часть К.-П. п. принадлежит перу инока Киево-Печерской обители Поликарпа, корреспондента свт. Симона, по-видимому, создавшего свое произведение после кончины своего духовного отца. Поликарп стремился следовать форме текстов свт. Симона, но излагал дидактические наставления только в предисловиях. Инок предварил сказания о черноризцах посланием к игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Акиндину . Поликарп пишет, что игумен «некогда» просил его рассказать о прежде живших печерских иноках, но Поликарп в беседе смог сообщить лишь «мало нечто», поэтому он решил записать известные ему от свт. Симона «дивных и блаженых муж житиа, и деяниа, и знамениа» (Древнерус. патерики. 1999. С. 36). Во вступлении к повести о прп. Марке Печернике Поликарп говорит, что подражает составителям древних патериков. «Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) «Венец Пресвятой Богородицы». Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В отличие от свт. Симона Поликарп адресует свой труд в первую очередь монахам («да и сущии по нас черноризци уведят благодать Божию, бывшую в святем сем мести» - Там же) и значительное внимание уделяет правильному выбору пути монашеского делания. Мн. написанные Поликарпом повести посвящены опасностям подвига затворничества и необходимости прохождения в начале монашеского пути послушания в общем монастырском житии. Поликарп рассказал о тяжких искушениях, к-рым подверглись самовольно ушедшие в затвор прп. Исаакий и Никита (впосл. еп. Новгородский, святитель). Печерские «святи отци отинудь не повелеша» затвориться Лаврентию (впосл. еп. Туровский, святитель), который осуществил свое желание лишь в др. мон-ре. Поликарп рассказывает о единственном случае, когда подвиг затворничества увенчался победой над страстями: прп. Иоанн «себе отлучив на Божию волю и Того заповеди непорочно сохранив, в чистоте же соблюд тело свое и душу, кроме всякоа скверны плотскиа и душевныа» (Там же. С. 46). В ряде повестей Поликарп обличает недостойные действия одержимых наживой или жестоких князей, к-рые преследуют духовных лиц и подвергают их насилию. Бог карает князей за их действия и прощает тех, кто покаялся. Как высшие образцы добродетели представлены Поликарпом печерские монахи - бескорыстные неустанные труженики преподобные: иконописец Алипий, лекарь Агапит , Прохор , наделяющий в голодные годы людей хлебом и солью, Марк Печерник. В повестях К.-П. п. обычно изложены один или неск. эпизодов из жизни насельников обители. Глава об иконописце Алипии (отсутствует в Арсениевской редакции К.-П. п.) выделяется среди др. новелл, поскольку в ней изложен почти весь жизненный путь инока. Это связано с тем, что Алипий оказался в мон-ре мальчиком: родители отдали его учиться иконописи у расписывавших Успенский собор греч. изографов. Редакции К.-П. п.

http://pravenc.ru/text/1684523.html

XVI в. (ЦМиАР) Святители Никита и Иоанн Новгородские. Икона. 60-е гг. XVI в. (ЦМиАР) Др. Житие, «Повесть имать сказаниа о житии и о пощении преподобнаго и богоноснаго отца нашего Никиты…», принадлежит псковскому агиографу Василию (в монашестве Варлаам). Как следует из вступления, Василий (Варлаам) «понужен бых» к написанию Жития Н. свт. Макарием, когда ездил из Пскова в Москву. Более точно установить время написания «Повести... о житии» не удается, но совершенно очевидно, что это было при жизни свт. Макария. Описание жизни Н. Василий начинает с рассказа о пострижении отрока Никифора (согласно данному Житию, это было мирское имя Н.) в Киево-Печерском мон-ре, о последующем затворничестве и об искушении бесами. Текст Василия (Варлаама) отличается и от «Сказания о Никите затворнике», и от Жития, написанного Иоасафом, особенно в описании пребывания Н. в Новгороде. Новых исторических фактов Василий (Варлаам) не сообщает, все дополнения носят чисто лит. характер. Деятельность Н. как епископа псковский агиограф характеризует в общих словах, передается текст возносимой владыкой за государя молитвы, приводится 3 поучения Н.: ко всем новгородцам, к священническому чину и к монахам. Описания 2 чудес Н. (в бездожие и во время пожара) Василием (Варлаамом) более обширны за счет лит. дополнений. Обстоятельства открытия мощей у него изложены более подробно, иначе, чем в др. источниках: Н. приходит во сне архиеп. Пимену и говорит, что пришло время его мощам «явленным быти». Пимен рассказывает о видении купцу Ф. Д. Сыркову, и «восхитив предиреченный Феодор от святителя радостию слово, яко некий безценный бисер». Повелев раскопать землю на том месте, где был гроб Н., Пимен сам «вниде во гроб», открыл раку, и все увидели нетленные мощи Н.; раку с мощами поставили посреди соборной церкви. По повелению Пимена и Сыркова была сделана новая рака, поставленная на том же месте, где раньше находился гроб. Василий (Варлаам) описывает далее, как была расширена и заново украшена церковь (придел) Иоакима и Анны.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Таковы по преимуществу города – Новгород и Киев, начало которых теряется в дали веков. С их именем связано основание нашего политического бытия и духовного возрождения христианством. Киев и Новгород, как два стража нашего юного государства, на севере и юге, находились между собою в тесной связи духовной и политической. Новгород – столица Рюрика, начало государственности, уступил свое значение стольному Киеву, этой колыбели христианства на Руси. Отсюда она распространилось по всей тогдашней Руси, просветило и Новгородцев, восприявших этот духовный дар взамен потерянного ими политического бытия. Первые святители Новгородские были Киевляне и почти все – постриженники Печерские, которых митрополиты Киевские исторгали из их глубоких пещер, где они спасались в богомыслии и других подвигах, и посылали, послушания ради, в самые отдаленные места для духовного возрождения пребывавших во тьме и сени смертной язычества. Равно и удельные князья занимали преемственно Новгородские и Киевские престолы. Сведения об этом заключаются в летописных хартиях. Но и наша многовековая святыня, – этот дивный храм Св. Софии – Премудрости Божией, – хранит под сводами и в недрах своих нетленные останки святителей и князей-Киевлян, равно как – и могилы подвизавшихся здесь во святительстве и княжении, тоже из Киевлян. Вот два великие подвижника, князь и епископ, лежат как бы на страже, у южного входа Св. Софии, в первой придельной церкви Рождества Богородицы. То – святитель Никита и благоверный князь Мстислав. Живя по времени в сей жизни на расстоянии ста лет друг от друга, они соединились на вечный покой под сенью одного храма. Древний Киев был начальным поприщем обоих; но какими различными путями достигли они небесного царствия и встретились в ликах святых! Один – святитель Никита – строгий затворник, отшельник и выходец Печерский. Он – седьмой из святителей, восседавших на кафедре Софийской, и первый из семи светильников, горящих доныне внутри храма нетлением мощей своих. Посланный в Новгород на святительство, он имел утешение упокоить преподобного Антония Римлянина, который прибыл сюда из «ветхаго» Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался один из старейших насельников Святогорской лавры 13.12.2018 Монах Трифон (Дахневич) скончался 12 декабря на 80-м году жизни после тяжёлой продолжительной болезни, сообщается на сайте обители. Прощание с ним прошло в Успенском соборе Успенской Святогорской лавры в присутствии паломников и монастырской братии. «Будучи послушником и в монашестве, ревностно относился к молитве и богослужению, любя храм Божий и обитель деятельной любовью. Великий труженик и простец, в любое время дня и ночи готов был по зову старшей братии беспрекословно выйти на послушание. Всегда ревностно и усердно исполнял то, что ему поручали, и был примером для остальной братии, особенно для младшей, в том, как нужно относиться к своему послушанию», – пишет о почившем братия лавры. Монах Трифон (в миру Виктор Петрович Дахневич) родился 14 ноября 1939 года в городе Темрюк Краснодарского края в семье рабочего. Будущий монах служил в армии и закончил Донецкий техникум промышленной автоматики. После этого работал механиком на заводе Рембыттехники, а также в Институте технико-экономических разработок по обслуживанию холодильной техники и в шахтоуправление шахты им. А. Ф. Засядько. Был женат, имел дочь и сына. Со своей сестрою Ларисой (в настоящее время схимонахиней Феодосией) они были духовными чадами схиигумена Саввы Псково-Печерского. В марте 2001 года он был зачислен в число братии Свято-Успенского Святогорского монастыря. 5 января 2008 г. в Успенском соборе послушник Виктор (Дахневич) был пострижен в иночество с наречением имени Никита (в честь святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского). 14 апреля 2009 г., в Великий Вторник Страстной седмицы, в Покровском храме Святогорской обители инок Никита был пострижен в мантию с наречением имени Трифон в честь преподобноисповедника Трифона, архимандрита Святогорского. Оба пострига совершил епископ Святогорский Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской Лавры. В монастыре о. Трифон нес такие послушания как приобретение и привоз материалов для ремонта обуви, а также был пасечником Всехсвятского скита. Последние годы, до тех пор, пока он мог передвигаться, неизменно старался каждый день убирать территорию монастыря. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.12.2018 17:03:22

http://drevo-info.ru/news/24410.html

Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались. А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоятельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились? Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел и нам велел. Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям? Это мысль вражеская. Цель христианина – победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога. Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, т. е. причина, не уважительная для отказа)? Подать, но немного, чтобы не было скупости. Многие говорят: не важно наружное благочестие – важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они? Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев, и плодов не будет – Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев.] . Св. отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось со святителем Никитой Новгородским: подобно преподобному Исаакию Затворнику, он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним. – Святитель Никита Новгородский, затворник Печерский, в начале своих монашеских трудов пожелал удалиться в затвор. Игумен предостерегал его от этого, напоминая о том, что как предшественник прп. Исаакий удалился в затвор и был прельщен бесами, явившимися в виде Христа и ангелов. Никита же уверял, что будет молиться, а Господь научит его различению духов, и поступил по-своему. Только молитвы братии впоследствии смогли вызволить его из плена прельстившего его врага. См. Киево-Печерский патерик.]

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

67 Но самовольное отрешение от епископских обязанностей само по себе граничило с ересью. С учетом же того, что Иоанн Попьян покинул свой пост в самый разгар политических изменений в Новгороде, сопровождавшихся церковными преобразованиями, тезисы об особенностях идейно-религиозных позиций владыки сохраняют свою силу. Но в Иоанне Попьяне вовсе не обязательно видеть фигуру про киевской ориентации, каковым его характеризуют исследователи. Казалось бы, ориентация владыки на церковную самостоятельность должна была устраивать новгородских сепаратистов. Но они республиканское устройство совместили с прямым подчинением Константинопольскому патриархату, минуя Киев, а тем самым соблюли пребывание в поле ортодоксальности. 68 В условиях завершавшихся преобразований сторонник церковной автокефалии уже не был востребован, и он исчезает с исторической сцены. Добровольный уход вполне отвечает автокефальным принципам (так же исчезли с политической арены и со страниц летописей Илларион и Климент Смолятич). В оценке идейных ориентаций «друживших» с Антонием новгородских владык следует учитывать то обстоятельство, что предшественник Иоанна на Новгородской епископии Никита (1096–1108), еще в бытность затворником Печерского монастыря, обвинялся в ереси. 69 Как и в некоторых западных религиозных общинах, он придавал большее, чем допускалось православием , значение ветхозаветным книгам и знал их все наизусть. Его обвиняли в пренебрежительном отношении к Евангелию и в пристрастии к занятиям сомнительной книжной премудростью. По большому счету, Никита действовал в духе кирилло-мефодиевской и близкой ей ирландской традиций, представители которых совмещали богословские штудии с погружением в разные языки и интересом к научным знаниям, а к тому же еще постоянно лавировали между Римом и Константинополем, отстаивая принципы единства христианского мира. Видимо, не случайно этот слывший книжником святитель проявил свое «западничество» и оказал покровительство Антонию, благословив на обустройство в Новгороде пришлую из Европы общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010