Неизвестно, где жил инок Маркелл около 1550 г., когда писал житие Саввы Сторожевского. В начале 1555 г. он присутствовал на московском церковном соборе уже в качестве игумена Хутынского. Новгородская летопись, говоря о приезде его в Новгород в 1555 с архиепископом Пименом после собора, делает неясную заметку, из которой можно заключить, что Маркелл жил прежде в Пафнутьевом воровском монастыре. Но уже в конце 1557 г. он оставил игуменство, поселился в Антониевом монастыре, «да сотворил житие Никите, епископу новгородскому, и канун» и уехал в Москву не задолго до открытия мощей Никиты, которое совершилось 30 апреля 1558 года 377 . Ясно, что эти житие и канон ничего не говорили об открытии мощей и были написаны на память преставления святого. Встречается в рукописях канон такого содержания, в котором по начальным буквам стихов 9-ой песни можно прочитать им Маркелла. Но между известными редакциями жития Никиты кроме статьи Поликарпа в послании к архим. Акиндину нет ни одной которая не знала бы о обретении мощей святого; есть только похвальное слово, которое в некоторых рукописях помещено рядом с упомянутой службой и подобно ей написано на память святого 30 января. Это слово делает краткий очерк жизни Никиты по Поликарпу, опуская рассказ последнего об искушении печерского затворника, и его, по всей вероятности, разумел новгородский летописец 378 . – Гораздо витиеватее и обширнее другая редакция жития Никиты, составленная игуменом Иоасафом, занявшим потом кафедру Вологодской епископии. Она составлена, как пишет сам биограф, по распоряжению архиепископа Пимена, который, видя чудеса от гроба новоявленного святого, «не терпел без написания быти». Иоасаф подробно описал эти чудеса и предшествовавшее им обретение мощей, которым и был вызван его труд. Рассказ Поликарпа о Никите переписан у Иоасафа почти дословно, а известие о рождении Никиты в Киеве и о пострижении его в Печерском монастыре в юности составлены по соображениям редактора: Никита, по рассказу Поликарпа, был инок киевского монастыря; следовательно, и родился во граде Киеве; игумен Никон у Поликарпа называет Никиту юным; следовательно, последний в юном возрасте пришел в монастырь, и из этого редактор создает беседу Никиты с Никоном, который перед пострижением испытывал юношу, будет ли он в силах терпеть труды иночества. Описание кончины епископа в 1108 г. с указанием лет святительства составлено по новгородской летописи 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«Иконописный Подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы». Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», т. е., очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь. Литература: 1 . Святитель Димитрий, митрополит Ростовский. Жития святых. Т. 9., М., 1912. 2 . О святых, прославленных в Российской Церкви. СПб., 1862. 3 . Толстой М. В. Книга, глаголемая описание о Российских святых... М., 1887. 4 . Бухарев И. Жития святых. М., 1892. 5 . [ Димитрий (Самбикин) , архиепископ.] Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых... Вып. 9. Май. Тверь, 1899. 6 . Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1885. Преподобнаго Никиты, затворника Печерскаго, епископа Новгородскаго (Службу зри 31 января) Тропарь, глас 2: Небеснаго пространства желая,/от юности в тесне месте затворился еси,/в немже прельщен быв от врага,/паки смирением и послушанием победил еси прелестника крепце, Никито,/и ныне, предстоя Христови,/моли спастися всем нам. Кондак, глас 1: Победив вражия лести добле/и светло добродетельми просияв,/святительства одеждою облеклся еси, преславне Никито,/в немже светом жития твоего и чудесы сияя паче солнца,/многих просветив, привел еси Христови,/Егоже моли о нас, поющих тя. Молитва О, архиерею Божий, святителю Никито, услыши нас, грешных раб твоих, стекшихся днесь в священный храм сей, молящихся тебе и к священной твоей раце притекающих и умиленно вопиющих: якоже седя на престоле святительства в Великом Новеграде сем, и единожды належащу бездождию дождь молитвами свел еси, и паки граду сему, огненным пламенем обстоиму, молитвою пламень огненный угасил еси. И ныне молим тя, о святителю Христов Никито, молися ко Господу еже избавити Великий Новград сей и вся грады и страны христианския от труса, потопа, глада, огня, града, меча и от всех врагов видимых и невидимых. Яко да избранных молитв твоих ради спасаеми, славим Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство ныне и присно и во веки веков. Аминь. Святитель Никита, епископ Новгородский

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наконец сын великого Ярослава, юный Владимир, княживший в Новгороде, с благословения второго Епископа Луки начал строить в 1045 г. из дикого камня и кирпича собор Софийский и. совершив его в течение семи лет, обнес каменным Кремлем. На праздник Воздвижения 1051 г. освящен был великолепный храм сей, не уступавший Киевскому, на который истощал богатства свои великий Ярослав: зодчие Византийские строили тот и другой, и остатки мусии в алтарях обоих свидетельствуют о древнем их убранстве; двадцать три сажени высоты в Новгородском соборе до вершины его купола; громада сия была поддержана впоследствии каменными быками с северной и западной стороны, как и образец ее, Цареградская София. – Несколько раз опаляем был собор страшными пожарами во время волнений народных: однажды при знаменитом Владыке Василие в 1335 г, а в XIV веке при Архиепископе Иоанне Ш трижды в продолжении двенадцати лет, и каждый раз усердие Святителей и граждан обновляло растопившийся свинец на пяти его главах. Архиепископ Мартирий устроил в исходе XII века златую паперть с южной стороны собора, которая сохранила его имя, и вместе с древнею, так называемую Корсунской, служит усыпальницею Владык Новгородских. – Такова краткая летопись собора. Два великие подвижника, Князь и Епископ, лежат, как бы на страже, у входа св. Софии, в первой ее придельной церкви Рождества Богоматери. – На расстоянии ста лет друг от друга в сей временной жизни, они соединились на вечный покой под сенью одного храма. Древний Киев был начальным поприщем обоих; но какими различными путями достигли они небесного царствия и встретились в ликах Святых! – Один, строгий затворник Печерский Никита послан был святительствовать в Новгород, где имел утешение успокоить святого труженика Антония Римлянина, приплывшего на своем камне; тринадцать лет он пас свое духовное стадо и дважды силою молитвы охранил его от страшного пожара и убийственной засухи; капли слез его разрешились обилием дождя. – Другой витязь, воитель Мстислав, славнейший из сынов Ростислава Смоленского и всех современных Князей, гроза Суздаля и щит Киева от честолюбивых замыслов Боголюбского, возводивший старших Князей на великое княжение, а сам, подобно Мономаху, всегда довольный своим уделом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, еп. Новгородского глас 4 Насладився, богомудре, воздержания/и желание плоти твоея обуздав,/на престоле святительства сел еси,/и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/зарями чудес твоих, отче наш, святителю Никито,/и ныне моли Христа Бога,/да спасет души наша. Ин тропарь святителю Никите, затворнику Печерскому, еп. Новгородского глас 2 Небеснаго пространства желая,/от юности в тесне месте затворился еси,/в немже прельщен быв от врага,/паки смирением и послушанием/победил еси прелестника крепце, Никито,/и ныне, предстоя Христови,/моли спастися всем нам. АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ НИКИТЕ, ЕПИСКОПУ НОВГОРОДСКОМУ, ЧУДОТВОРЦУ Кондакъ 1 Возбранный воеводо и пастырю священнйшій Великаго Новаграда, Церкве утвержденіе, Христовъ іерарше Никито, пріими отъ насъ усердно приносимая теб благохваленія и твоими молитвами отъ бдъ и напастей избавляй всегда любовію теб зовущихъ: Радуйся, теплый заступниче нашъ Никито, святителю предивный. Икосъ 1 Ангелъ во плоти на земли явился еси воистинну чудный Никито, съ плотію бо яко безплотенъ пожилъ еси, тмже, со безплотными нын водворяяся, пріими отъ насъ земнородныхъ пснь сію: Радуйся, Никито, ангеловъ равностоятелю. Радуйся, іерарше, преподобныхъ сожителю. Радуйся, власть пасти словесныя овцы отъ Бога пріявый. Радуйся, свтомъ твоихъ ученій паству твою осіявый. Радуйся, предивный цломудрія хранителю. Радуйся, постническаго житія истинный любителю. Радуйся, свтозарная молніе, Новградъ Великій весело озаряющая. Радуйся, луче свтосіянная, демонскую тму разгоняющая. Радуйся, радости врнымъ подателю. Радуйся, въ печалехъ и болзнехъ нашихъ скорый предстателю. Радуйся, теплый заступниче нашъ Никито, святителю предивный. Кондакъ 2 Видяще странный и чудный житія твоего образъ, Христовъ святителю Никито, велми удивляемся, размышляюще же твоя многотрудныя подвиги, поемъ Богу на сія тебе укрпившему: Аллилуія. Икосъ 2

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

По усмерености оци из Печерског манастира у разумели су да ту реч о демоном. Тада у манастиру било много светих монаха, украшених благодатним даровима; молитвом они одагнаше демона од Никите, и Никита престаде да га Изведоше оци Никиту из затворништва и запиташе га да им каже штогод из Старог Завета; али он се, да никада ни читао оне наизуст. Испоставило се да од утиска на изазвала прелест демонска он заборавио чак и да чита, те су га са великим напором, поново научили да чита. Пошто молитвама Светих Отаца дошао себи, он позна и исповеди грех оплака га сузама горким, достиже висок степен светости и стече дар смиреним Свети Никита бити хиротонисан за епископа Новгородског. искуства оно што искуства из времена. И данас прелест – а тако се на монашком назива са демонском обманом – неизоставна последица превременог у дубоку осаму или нарочитог подвига у осами У време када аутор ових савета из аскетике, као 1824–25. године, одлазио у Лавру Св. Александра Невског да би се са монахом иначе учеником стараца Теодора и Леонида, саветовао о помислима томе монаху притицаху многи аскетски живот ради савета духовног (монах био Теодоров; после Теодорове кончине он прекидао са Леонидом и се, ради са преселио у Оптински манастир). К долазио и редов Павел из Павловског пука, недавни из раскола; он беше писмен, а расколницима био Лице Павлово блистало од радости. због веома силног што се у беше разгорело, он се одао неумереном телесном подвигу, са и представу о душевном подвигу. Павел на молитви. Изненада се код икона некаква светлост налик на сунчев и усред те светлости блиставо бели голуб. Од голуба му глас: «Прими ме! сам Дух Свети; ишао сам да те начиним обиталиштем Павел са пристаде. Голуб у кроз уста, и Павле, од поста и осети у себи блудну страст. Он напусти молитву и похита у блуда. гладна страст учини да он не могаше утолити. Све и све блуднице могао постадоше му стално уточиште. На он себи. демонским и услед последица прелести изложио у писму Леониду, тада у манастиру Преп. Александра Свирског .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Моисею, архиеп. Новгородскому, глас 8 Чистоты ради жития твоего,/пощения же и молитв и трудов/сосуд благопотребен был еси Владыце Христу,/Иже дарова тя стаду твоему,/яко сокровище неотъемлемо, чудесы всех обогащающа./Тем и мы, сошедшеся в память твою,/верою и любовию вопием://моли о нас, пречестный архиерею Моисее, отче наш. Перевод: Чистотой жизни твоей, пощением, молитвами и трудами, ты стал сосудом почтенным у Владыки Христа ( Рим.9:21 ), Даровавшего тебя стаду своему, как неотъемлемое сокровище, обогащающее всех чудесами. Потому и мы, собравшись у раки с мощами твоими, с верой и любовью взываем: моли о нас, почитаемый архиерей, Моисей отче наш. Нектарию Эгинскому , митр. Пентапольскому, глас 4 Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/прославил еси Господа/добродетельным житием, Нектарие преподобне./Темже, Утешителя прославлен силою,/Божественными мощми твоими,/демоны отгониши и болящия исцеляеши,//верою приходящия ти. Перевод: Благочестиво прожив, как мудрый иерарх, прославил ты Господа добродетельной жизнью, Нектарий преподобный. Потому прославлен силой Утешителя, святые мощи твои изгоняют демонов и исцеляют больных, с верой приходящих к тебе. Никите, Затворнику Печерскому, еп. Новгородскому, глас 4 Насладився, Богомудре, воздеpжания/и желание плоти твоея обуздав,/на престоле святительства сел еси,/и яко звезда многосветлая, просвещая верных сеpдца/зарями чудес твоих,/отче наш, святителю Никито ,/и ныне моли Христа Бога,//да спасет души наша. Перевод: Насладившись, Богомудрый, воздержанием и желания плоти укротив, ты воссел на святительский престол, и как яркая звезда, просвещая сердца верующих сиянием чудес твоих, отче наш, святитель Никита, и сейчас моли Христа Бога о спасении наших душ. Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу, глас 4 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/Яже вещей Истина./Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая,/отче священноначальниче Николае ,/моли Христа Бога,//спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Сей же род изгоняется только молитвою и постом 108 . 2. О кознях диавола и о том, что молитва есть действительнейшее средство к отражению их Тридцать первого числа января месяца св. церковь совершает память преподобного Никиты, затворника печерского, епископа новгородского. Об этом Христовом подвижнике прошу послушать мое посильное слово, которое поможет нам глубже понять и читанное в нынешнюю неделю евангелие о исцелении бесноватого. В Киево-Печерском монастыре, при игумене Никоне, был один молодой подвижник, по имени Никита, Он просил у игумена дозволения подвизаться в затворе. Игумен не позволял ему и говорил: «чадо! ты молод, нет пользы для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братиями, и ты не потеряешь своей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он прельщен был в затворе от бесов, только великая благодать Божия спасла его». Никита отвечал: «никогда не соблазнюсь я такою вещию, но крепко желаю стать против козней бесовских и прошу Бога, дабы дал мне дар чудотворения, как Исаакию затворнику, который и доселе чудеса творит». Игумен опять сказал ему: «выше сил твоих желание твое; остерегись, чадо, чтобы, вознесшись, не упасть; я велю тебе служит братии, и за свое послушание будешь венчан от Бога». Но Никита не послушал совета и предостережений игумена и, затворив себя в келлии, крепко заградил двери и жил один, пребывая в молитве, никуда не выходя. Однако по прошествии не многого времени затворник Никита не избежал сетей диавола искусителя. Однажды во время молитвы своей он услышал другой голос, вместе с ним молящийся, почувствовал необыкновенное благоухание, и, прельстившись этим, говорил: «если бы не был он ангел, то не молился бы со мною,» и начал молить Господа, чтобы Он сам явился ему видимо. Тогда был к нему голос: «не явлюсь тебе, потому что ты молод, чтобы ты, вознесшись, не упал».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И, прельстившись этим, сказал в себе: «Если бы не был это ангел, то он не молился бы со мною, и не было бы здесь обоняния Святого Духа». И начал он прилежно молиться, говоря: «Господи, явися мне Сам, чтобы я увидел тебя!» Тогда был к нему голос: «Не явлюся я тебе, потому что ты юн, чтобы ты не ниспал, превознесшись». Затворник же со слезами сказал: «Не прельщусь я, потому что игумен научил меня не внимать прелести бесовской; я сделаю все то, что ты велишь!» Тогда душегубительный змей, получив власть над ним, сказал: «Невозможно человеку, находящемуся в теле, видеть меня. Но я посылаю ангела моего, чтобы он был с тобою, а ты твори волю его». И перед ним стал бес в образе ангела. Никита же пал ниц и поклонился ему, как ангелу, и сказал ему бес: «С этих пор ты уже больше не молись, но читай книги, и так ты будешь беседовать с Богом, и подавай полезные слова приходящим к тебе. Я же всегда буду молить Творца всех о спасении твоем». Поверив этим словам, еще больше прельстился затворник, и уже больше не молился, но прилежал чтению книг и видел постоянно беса, молящегося о нем, и радовался, думая, что ангел творит за него молитву. Много он беседовал с приходящими к нему, из Писаний, о пользе души. Начал он пророчествовать, и шла о нем великая слава, так что все дивились, как сбываются слова его. Однажды послал он к князю Изяславу, говоря: «Сегодня в Заволочьи убит князь Глеб Святославич. Скорее пошли сына своего Святополка на престол Новгородский». И как он сказал, так и случилось через несколько дней пришла весть об убийстве князя Глеба. И оттого еще сильнее прослыл он за пророка, и много слушали его князь и бояре. Если бес и не знает того, что будет, но, что сделал он сам, или чему научил злых людей, убить или украсть то он может указать; также, когда приходили к затворнику за словом утешения, тогда бес, мнимый ангел, рассказывал ему все случившееся с ним, а он пророчествовал, и так сбывалось. Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо он знал наизусть: Бытие, Исход, Левит, Числ, Судей, Царств и все пророчества по порядку, и хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, преданных нам благодатью, чтобы исправиться и утвердиться нам никогда не хотел видеть или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собою из Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С этой минуты взял над ним власть обольститель и сказал: «Невозможно человеку во плоти видеть меня, но я посылаю ангела моего, который пребудет с тобою, ты же исполняй его волю». И тотчас стал перед Никитой бес в образе Ангела. Инок поклонился ему как Ангелу. И тогда сказал ему бес: «Ты больше не молись, а читай книги, и через это будешь постоянно беседовать с Богом и подавать полезные советы приходящим к тебе. Я же непрестанно буду молиться Творцу всех о твоем спасении». Прельщенный затворник совсем перестал молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что Ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал. Однажды он послал сказать князю Изяславу, чтобы тот скорее отправил сына своего Святополка на новгородский престол, так как князь Глеб Святославич убит в Заволочье. И действительно, через несколько дней пришла весть, что князь Глеб убит заволоцкой чудью. Случилось же это 30 мая 1078 года. С этого времени пошла большая слава о затворнике Никите. Князья и бояре верили, что затворник — пророк, во всем и во многом слушались его. Хотя бес и не знает будущего, но он возвещает то, что сам делает или чему научает злых людей: убить ли кого, украсть ли. Так было и с Никитой: когда приходили к нему за словом наставления и утешения, тогда бес, мнимый Ангел, сообщал затворнику о случившемся, а тот пророчествовал, и предсказания сбывались. Но вот что обратило на себя особое внимание Печерских подвижников: инок Никита знал наизусть все книги Ветхого Завета и не хотел ни видеть, ни слышать, а не только что читать Евангелие и Апостол — тех Священных книг, которые преданы нам благодатью для нашего исправления и утверждения в вере. Для всех стало ясно, что инок Никита прельщен врагом человеческого рода. Не могли потерпеть этого преподобные отцы Печерские. Вместе с игуменом своим преподобным Никоном пришли они к прельщенному затворнику и силою своих молитв прогнали прочь от него беса. Выведя Никиту из затвора, спрашивали его о Ветхом Завете, но он клялся, что никогда не читал тех книг, которые прежде знал наизусть; он даже не умел прочесть ни одного слова в них, и братия едва научили Никиту грамоте. Придя в себя по молитвам святой братии Печерской, Никита исповедал и горькими слезами оплакивал перед ними свой грех, а затем обрек себя на строгое воздержание и иноческое послушание. Чистой и смиренной жизнью он стяжал высокие добродетели, слава о которых разнеслась далеко за пределы Киевской земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Близость по времени появления волхвов Киевского и Новгородского заставляет до некоторой степени подозревать, что их деятельность находилась в связи, следовательно, заставляет до некоторой степени подозревать, что представителями язычества была предпринята в данное время организованная и общая попытка восстановить свою старую веру. Весьма возможно, однако, что близость была просто случайная и что оба волхва действовали единолично, представляя собой одиноких ревнителей или фанатиков. [Волхв Новгородский явился приблизительно на пятый год после пророчества волхва Киевского: не значит ли это, что волхвы нашли посредством своего волхования, – посредством своей какой-нибудь астрологии, что пятый год от 1071г. будет годом великих, благоприятных для них и их дела, событий, и не в уверенности ли относительно этого и явился волхв Новгородский? В Киеве была предузнана смерть князя Глеба Святославича, убитого в 1078г. в Заволочье (Никита, затворник Печерский, прельщённый бесом, – в Патерике): не значит ли это, что князь был убит волхвами или по их наущению и что в замысле участвовали и волхвы Киевские?]. Есть в летописи ещё третье известие о появлении волхва, в котором, по всей вероятности, разумеется волхв нашей категории, т. е. выступавший с открытой проповедью о восстановлении язычества и об изгнании христианства. Этот волхв явился в 1091г. в Ростове, который около 1071г., когда являлся волхв Киевский, только что был крещён. Летописец даёт знать, что не успел волхв явиться и начать свою проповедь, как был схвачен и казнён: «в се же лето (1091), – пишет он 365 , – волхв явися в Ростове, иже вскоре погыбе». Само собой разумеется, что кроме попыток открытой проповеди о формальном восстановлении язычества на место христианства, волхвы вели постоянную тайную проповедь о сохранении язычества вместе с христианством. В этом последнем случае правительство было против них бессильно, и они своей проповедью, конечно, немало содействовали тому, чтобы в народе более или менее долго оставалось двоеверие, – открытое христианство в соединении с тайным язычеством. К речам об этом мы возвратимся после. Уверения некоторых римско-католических писателей, будто мы, Русские, обращены в христианство латинскими миссионерами, и действительные попытки пап обратить нас в христианство и восхитить нас у Греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010