Таким образом, даже краткий обзор агиографических и литургических текстов дает нам представление о понимании Церковью содержания святительского подвига. В Русской Церкви избирательность в почитании святителей существовала с самого начала. Первым русским святителем, которому устанавливается почитание, является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ум. ок. 1077 г.). Празднование его памяти впервые совершается в Ростове в 1190 г. в день обретения его мощей (23 мая). Одновременно были обретены мощи его преемника Исаии, однако почитание его памяти установлено не было. Избирательность в данном случае была обусловлена чудесами, совершавшимися при гробе св. Леонтия. К числу наиболее рано канонизированных святителей, почитание которых возникает вскоре после их кончины, относятся митрополиты Московские Петр , Алексий и Иона, а также св. Стефан Пермский 830 . В честь святителей вынимается четвертая частица из «девятичинной» просфоры. В русском чине проскомидии при этом поминают: «Иже во святых отец наших, святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; Афанасия и Кирилла Александрийских , Николая Мирликийского, Михаила Киевского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты Новгородского, Леонтия Ростовского, и всех святых святителей». Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. патриарх Иоанн Милостивый 831 . 5.2. Русские святители 832 Русская Церковь почитает более 70 святителей. Как и в Византии, на Руси епископы канонизируются не только за свои аскетические подвиги. Конечно, и в Русской Церкви встречаются святители, у которых иноческий подвиг, по крайней мере, в оценке потомков, несколько преобладает над пастырским: мы больше знаем об их жизни в келии, нежели на кафедре соборных церквей. Таковы епископы, поставленные из иноков Киево-Печерского монастыря: святители Никита Новгородский (†1108), Стефан Владимиро-Волынский (†1049) и Ефрем Переяславский (†1100). Все наши сведения о них исчерпываются рассказами Печерского Патерика, где они упоминаются в числе ближайших учеников свв. Антония и Феодосия: Ефрем – боярин князя Изяслава, один из первых пострижеников монастыря; Стефан, преемник св. Феодосия во игуменстве, которого монашеское недовольство заставило удалиться из обители и основать собственный монастырь в Киеве; наконец, Никитазатворник Печерский, впавший в прелесть 833 и исцеленный по молитвам печерских отцов. О Никите Поликарп, в связи с его избранием на кафедру Новгородскую, говорит: «много чудеса сотвори... и ныне со святыми чтут святого и блаженного Никиту». Это почитание (по-видимому, канонизация) особо выделяет св. Никиту из круга печерских подвижников. Другие свв. епископы почитаются вместе с собором печерских преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г. Однако братия во главе с игуменом была встревожена его особым почитанием ВЗ («не можаше никто же стязатися с ним книгами Ветхаго Закона… вся книгы жидовьскыа сведяше добре») и пренебрежением НЗ («яже в благодати преданныа нам святыа книгы... сих николи же въсхоте видети, ни слышати, ни почитати, ни иному дасть беседовати к себе»). Иноки, среди которых помимо игумена называются преподобные Иоанн (буд. игумен), Пимен постник , Нестор летописец , Матфей Прозорливый, Исаакий пещерник, Агапит врач безмездный , Григорий чудотворец, Григорий «творец кануном», Онисифор «Прозорливец», святители Исаия (буд. епископ Ростовский), Феоктист (буд. Печерский игумен и епископ Черниговский), Николай (буд. епископ Тмутараканский), воспрепятствовали дальнейшему затворничеству Н.: «...приидоша к прельщенному и моляшеся Богови, и отгнавше беса от него» (Там же. С. 37-38). После этого, по рассказу Поликарпа, Н. стал вести праведную жизнь («дасть себе на воздержание, чистое, и смиреное, и послушное житие, яко превзити всех добродетелию» - Там же. С. 38), но был в таком потрясении, что вынужден был заново учиться грамоте. Высокий авторитет Н. в среде киевской знати, безусловно, должен был способствовать его возведению на такую важную кафедру митрополии, как Новгородская. После того как во время пребывания в Киеве скончался Новгородский свт. Герман , также бывший пострижеником Киево-Печерского мон-ря, Н. «за многую добродетель его» (Там же) был поставлен епископом в том же 1095/96 г. (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 137; НПЛ. С. 473). Митрополитом Киевским, возглавившим хиротонию нового Новгородского владыки, был, наиболее вероятно, Николай (90-е гг. XI в.- нач. XII в.). Архиерейство Н. пришлось на годы княжения в Новгороде старшего Мономашича блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича , вернувшегося на новгородский стол в 1095 г. и остававшегося на нем до 1117 г. Осенью 1195 г. (или зимой 1195/96 г.) в Новгород было перенесено тело Изяслава Владимировича, сына блгв. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, убитого 6 сент. 1095 г. в битве с кн. Олегом Святославичем под Муромом, на к-рый претендовал черниговский князь; Изяслав был погребен в Софийском соборе. Присутствие в Новгороде Н. в связи с этим событием не отмечается - вероятно, в то время он еще не прибыл на место своего служения. Впервые в летописании Н. упоминается в самом конце зимы (в великое говение) 1096 г., когда новгородцы во главе с Мстиславом Владимировичем выступили в поход на Олега Святославича, к-рый взял к тому времени Суздаль и Ростов и замышлял захватить Новгород, победили его «на Кулацьске» и преследовали до Рязани; успех похода летописец объяснял в т. ч. «молитвами преподобнаго епископа Никыты», к-рый, по-видимому, уже находился в Новгороде (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230).

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Вот как важно послушание заповедям церковным и как далеко может увлечь нарушение оных! Послушание паче поста и молитвы, говорили богодухновенные Отцы, преемники Апостолов, а Господь сказал Апостолам: «слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас отвергается Меня и Отца, Меня пославшего». Но прозревший затворник раскаялся и горькими слезами омыл свое заблуждение, как некогда Апостол Петр! – Так ли изглаживают оное и те, которые подобно им падают, но не хотят восстать? ибо нет ничего тоньше и увлекательнее прелести духовной. Очищенный молитвою, Никита сам был предназначен орудием спасения для других и по смерти Германа, епископа Новгородского, избран был на кафедру Софийскую, потому что в то время иноки Печерские по святости своей жизни преимущественно поставлялись на все святительские престолы просветившейся Христианством Руси, и целый ряд таковых отшельников один за другим со славою правил делами церковными Новгорода. Святитель Никита имел утешение успокоить в своих пределах чудного пришельца Римского Антония, приплывшего к древней Славянской столице, и сам прославился чудесами в тринадцатилетнее свое правление, оставив по себе благую память. Его молитвами испрошен был однажды дождь в губительную засуху, и в другой раз молитвенные слезы пастыря угасили страшный пожар, свирепствовавший в Новгороде. В последний день января 1108 года отошел он из временной жизни в вечную, но оставил пастве сокровище мощей своих, которое открылось ей не ранее как чрез 450 лет, и, что весьма замечательно, в самую смутную и тяжкую годину для Новгорода, когда после покорения Иоаннова все ужасы грозного его внука уже висели над городом, обреченным его гневу, и должны были пострадать сами пастыри вместе с народом. Тогда явился опять, как бы живой, посреди смятений паствы древний ее блюститель в утешение скорбящих, дабы видели они, что не отступает от них благословение Божие. Некто Царев муж благочестивый, которому поручено было строение дел церковных великого Новгорода, внимая накануне Пасхи чтению деяний Апостольских в храме св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Одной лишь добродетели недоставало затворнику – послушания; он не послушался своего игумена и впал в сети вражеские. Вот как важно послушание заповедям церковным и как далеко может увлечь нарушение оных! «Послушание паче поста и молитвы», – говорили богодухвовенные Отцы, преемники Апостолов, а Господь сказал Апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас отвергается Меня и Отца, Меня пославшего». Но прозревший затворник раскаялся и горькими слезами омыл свое заблуждение, как некогда Апостол Петр. Так ли изглаживают оное и те, которые подобно им падают, но не хотят восстать, ибо нет ничего тоньше и увлекательнее прелести духовной. Очищенный молитвою Никита, сам был предназначен орудием спасения для других и по смерти Германа, епископа Новгородского, избран был на кафедру Софийскую, потому что в то время иноки Печерские, по святости своей жизни, преимущественно поставлялись на все святительские престолы просветившейся христианством Руси, и целый ряд таковых отшельников один за другим со славою правили делами церковными Новгорода. Святитель Никита имел утешение успокоить в своих пределах чудного пришельца Римского Антония, приплывшего к древней славянской столице, и сам прославился чудесами в тринадцатилетнее свое правление, оставив по себе благую память. Его молитвами испрошен был однажды дождь в губительную засуху, и в другой раз молитвенные слезы Пастыря угасили страшный пожар, свирепствовавший в Новгороде. В последний день января 1108 года отошел он от сей временной жизни в вечную, но оставил пастве сокровище мощей своих, которое открылось ей не ранее как чрез 450 лет и, что весьма замечательно, в самую смутную и тяжкую годину для Новагорода, когда после покорения Иоаннова все ужасы грозного его внука уже висели над народом, обреченным его гневу, и должны были пострадать сами пастыри вместе с народом. Тогда явился опять, как бы живой, посреди смятений паствы древний ее блюститель в утешение скорбящих, дабы видели они, что не отступает от них благословение Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

предваряется обширным вступлением, в котором агиограф развивает традиционные для жанра Жития темы и мотивы и завершает его сообщением о явлении мощей Н. и о повелении архиеп. Пимена написать Житие святого. Иоасаф рассуждает о распространении христианства и Крещении Руси (эта тема развивается на сравнении «Киев - новый Египет»), о хождении св. ап. Андрея Первозванного , об основании Киево-Печерского мон-ря и о его прославленных подвижниках. Затем агиограф переходит к рассказу о пребывании Н. в этой обители, к-рый во многом совпадает со «Сказанием о Никите затворнике», но отличается риторическими распространениями текста, диалогами, пояснениями. Рассказ о деятельности Н. как епископа Новгородского краток, как и сообщение о 2 его чудесах, а также о преставлении и погребении. Описание обретения мощей имеет собственный заголовок («Априля в 30 день. О обретении честнаго телеси иже во святых отца нашего Никиты, епископа Великаго Новаграда, чюдотворца») и начинается полемическим изложением ереси Артемия и Феодосия Косого , отрицавших, по мнению автора, посмертные чудеса. Опровергают эти еретические домыслы, по мнению Иоасафа, явление мощей и чудеса Н. Рассказ об открытии мощей динамичен, в нем меньше риторики и общих рассуждений, он состоит из неск. эпизодов-видений. В одну ночь Н. является новгородцу Исааку и архиеп. Пимену, повелевая им открыть свои мощи, что Пимен и делает; убедившись в нетленности мощей Н., он совершает торжественное богослужение, во время к-рого задремавший инок видит кадящего в соборной церкви Н. Затем повествуется о том, как в Ругодиве, осажденном рус. войсками, видели в день обретения мощей Н. всадника в святительских одеждах, помогающего рус. воинам, о чем рассказал старейшина Ругодива Иван по приезде в Новгород. В рус. станах видели того же всадника и позже, а будучи в Новгороде, узнали его на иконе Н. Завершается Житие Н. описанием чудес, число к-рых в списках могло быть различным (от 7 до 25). Святители Никита и Иоанн Новгородские. Икона. 60-е гг.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

За семнадцать с лишним лет правления архиепископ Пимен много сделал для преуспеяния вверенной ему епархии. Энергичный иерарх закладывает и освящает новые церкви и устраивает монастыри. В 1554 году архиепископ Пимен, как почитатель памяти блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского († 1392; память 27 июля/9 августа), выстроил над гробом его храм во имя святого великомученика Пантелеймона, память которого празднуется в день кончины блаженного Николая, 27 июля. 30 апреля 1558 года им открыты мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, затворника Печерского († 1108; память 31 января/13 февраля и 30 апреля/13 мая), по особому видению. Во сне явился ему муж с едва заметной бородой и сказал ему: «Мир тебе, возлюбленный брат! Не бойся, я предместник твой, шестый епископ Новгорода, Никита. Приспело время, и Господь повелевает открыть мощи мои народу». Проснувшись, Пимен услышал звон к утрени и поспешил в собор. На пути встретился ему благочестивый новгородец Исаакий, который в ту же ночь также видел во сне святителя Никиту, повелевшего ему передать владыке, чтобы не медлил с открытием мощей. Услышав от Исаакия о бывшем ему видении, архиепископ немедленно приступил к открытию святых мощей. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. По распоряжению архиепископа Пимена игумен Московского Даниловского монастыря Иоасаф написал вторую редакцию Жития святителя Никиты. В 1560 году архиепископ Пимен основал Введенский Тихвинский женский монастырь. В 1566 году освятил новую церковь Рождества Богородицы на Волотовом погосте, а в 1568 году – новую церковь Николая Чудотворца. Заботился владыка Пимен и о старых храмах: в 1557 году «обложил» Никитинскую церковь, в 1558 году поновил придел Иоакима и Анны в Софийском соборе, а через два года устроил в соборе царское и святительское места, в 1560 году освятил придел Космы и Дамиана в Андреевской церкви на Щитной улице. В 1558 году архиепископ Пимен организовал доставку и торжественную встречу чудотворных икон, взятых царским войском в Нарве, в 1561 году провожал три образа, затребованных царем из Софийского собора. Для Софийского собора был отлит самый большой новгородский колокол-благовестник в 500 пудов, который в 1570 году царем Иваном Грозным был перевезен в Александровскую слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Строг. 66. Л. 101 об., кон. XVIII в., 30 апр.). В этом же иконописном подлиннике имеется упоминание о Н. в редко встречающемся в подлинниках описании Собора Киево-Печерских святых, где в характеристике бороды буд. святителя использовано уподобление прп. Сергию Радонежскому: «сед, брада кругла, менши Сергиевой, в схиме, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 101об., «правыя страна», 14-й - в 6-й снизу «пятерице» святых Ближних пещер, крайний слева). У В. Д. Фартусова, в опубликованном в 1910 г. пособии для иконописцев, содержится пространное описание Н.: под 31 янв.- с указанием, что он бывший затворник Печерский и «почти безбородый старец, с малыми и редкими волосами на бороде, волосы просты, лицом очень худ и морщинист; в фелони и омофоре», т. е. в святительском чине, без шапки, по образцу древнейших икон и лицевых шитых покровов и пелен XVI в., в надписи на хартии рекомендовалось писать текст о духовной брани; под 30 апр.- лишь с упоминанием обретения мощей ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 175, 265). В 1563 г. в послании архиеп. Новгородского Пимена царю Иоанну IV Васильевичу Грозному в военный лагерь под Полоцком упомянуто об отсылке святынь: «И Генваря 24 день в соборной церкви святыя великия Софеи неизреченные Премудрости Божии у новоявленного чюдотворца епископа Никиты. ...пели молебны и воду святили...» Вода с мощей была отправлена в военный лагерь под Полоцком (Дополнения к Никоновской летописи//ПСРЛ. Т. 13. С. 353). Есть часть мощей Н. и в панагии архиеп. Пимена, поверхность к-рой насыщена композициями и изображениями, символизирующими покровительство Новгороду и его архиерею (София, Премудрость Божия, все чины святости, где среди святителей представлены и Новгородские владыки, в т. ч. Н.; см.: Стерлигова. 2003; Она же. 2008. Кат. 15. С. 274-275). При митр. Варлааме Новгородском был сделан золотой «благословящей» крест, который содержал целый набор фрагментов облачений Новгородских святителей, среди которых «патрахиль, и поручи, и пояс Никиты епископа» ( Она же.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Наконец сын великого Ярослава, юный Владимир, княживший в Новгороде, с благословения второго епископа, Луки, начал строить в 1045 году из дикого камня и кирпича собор Софийский и, совершив его в течение семи лет, обнес каменным Кремлем. На праздник Воздвижения 1051 года освящен был великолепный храм сей, не уступавший Софии Киевской, на который истощал богатство свое великий Ярослав; зодчие византийские строили тот и другой, и остатки мусии в алтарях обоих свидетельствуют о древнем их убранстве. Двадцать три сажени высоты в Новгородском соборе до вершины его купола; громада сия была поддержана впоследствии каменными быками с северной и западной стороны, как и образец ее, Цареградская София. Несколько раз опаляем был собор страшными пожарами во время волнений народных: однажды при знаменитом Владыке Василии, в 1335 году, а в XIV веке, при архиепископе Иоанне III, трижды в продолжение двенадцати лет, и каждый раз усердие Святителей и граждан обновляло растопившийся свинец на пяти его главах. Архиепископ Мартирий устроил, в исходе XII века, златую паперть с южной стороны собора, которая сохранила его имя, и вместе с древнею, так называемою Корсунскою, служит усыпальницею Владык Новгородских. Такова краткая летопись собора. Два великих подвижника, князь и епископ, лежат, как бы на страже, у входа Святой Софии, в первой ее придельной церкви – Рождества Богоматери. На расстоянии ста лет друг от друга в сей временной жизни, они соединились на вечный покой под сению бедного храма. Древний Киев был начальным поприщем обоих, но какими различными путями достигли они Небесного Царствия и встретились в ликах Святых! Один, строгий затворник Печерский, Никита, послан был святительствовать в Новгород, где имел утешение успокоить Святого труженика Антония Римлянина, приплывшего на своем камне. Тринадцать лет он пас свое духовное стадо и дважды силою молитвы охранил его от страшного пожара и убийственной засухи; капли слез его разрешились обилием дождя. Другой витязь, воитель Мстислав, славнейший из сынов Ростислава Смоленского и всех современных князей, гроза Суздаля и щит Киева от честолюбивых замыслов боголюбезно возводивший старших князей на великое княжение, а сам, подобно Мономаху, всегда довольный своим уделом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Т. 30. С. 190). 24 янв. 1563 г., после крупнейшего успеха русской армии в ходе войны - взятия Полоцка, у гробницы Н. архиеп. Новгородским Пименом был совершен торжественный молебен; в написанном тогда же послании к царю Пимен призывал «молитву и покров», наряду с проч. святителями также поминал «новоявленного чюдотворца епискупа Никиты»; царю была послана вода, освященная у его мощей (Там же. Т. 13. С. 352-353; АИ. Т. 1. 302. С. 555-551). М. В. Печников В статье 7066 (1557-1558) г. Н2Л читается сообщение, что Маркелл (Безбородый?) , бывш. игум. Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря , проживавший на покое в Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, «сотвори... Житие Никите, епископу новгородцкому, и канун» (ПСРЛ. Т. 43. С. 183). В рукописях XVI-XVIII вв. встречается 2 канона Н., но списков Жития Н., где было бы указано имя Маркелла как автора, нет. Исследователи атрибутируют ему текст «Слова похвального на память… Никиты, епископа новгородского» на том основании, что в нем ничего не говорится об открытии мощей. В небольшом по объему «Слове похвальном...» Маркелл кратко пересказывает патериковое «Сказание о Никите затворнике»; сообщая о поставлении Н. епископом в Новгород, Маркелл дает обобщенную характеристику его деятельности, пишет о 2 чудесах святого (спасении от засухи и от пожара), повествует о его преставлении и погребении в приделе Иоакима и Анны Софийского собора. В рукописях «Слово похвальное...» очень часто переписывается вместе с патериковым «Сказанием...»; возможно, изначально предполагалось, что 2 произведения будут переписываться вместе и дополнять друг друга (поэтому Маркелл схематично описывает Киево-Печерский период жизни Н.). Открытие мощей Н. 30 апр. 1558 г. нашло отражение в неск. памятниках. Возможно, одним из первых было написано «Послание об обретении мощей Никиты епископа» ( Никольский. 1905; Макарий (Миролюбов). 2003). А. Ф. Малов датирует послание июнем-июлем 1558 г. и считает его автором софийского священника, а адресатом - игум.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

бесом, к-рая связана с текстом Жития о пребывании Н. в затворе. В подножии этого «портрета» размещены еще 2 сцены с чудесами Н. уже как святителя, когда он в одном случае «дождь с небесе сведе» - святой в простой мантии поднимает руки навстречу водным струям, стоя на фоне пейзажа, за его спиной дерево, впереди горы, дома; в др. «клейме» чудо спасения города от пожара («жар великий места молитвою угаси») показано в городском ландшафте - святитель в фелони и омофоре, опускаясь на колени, широко разводя руки и подняв высоко голову, молится перед горящим городом. В др. примере подобного печатного Патерика на гравюре Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702. Дек. Л. 152 об. (РГБ)), под влиянием уже европ. барочного искусства появляются новые детали, в т. ч. идущие вразрез с традицией: святой изображен как архиерей нового, синодального, времени в шапке-митре, у него - длинная клиновидная борода и спадающие на плечи волосы. Пейзаж имеет более натуральный характер (судя по островерхим башням, повторяет городской вид работы мастера из Сев. Европы), воспроизводит реку и плавающие по ней лодки; позади правой руки святого с Евангелием присутствует пещера, в устье к-рой бес под видом ангела указывает затворнику на ложный «светоч». В нижних клеймах надписи перепутаны местами, так что 1-м показано чудо о пожаре, 2-м - о дожде. Мастер воспроизводит более узнаваемо архитектуру православного города, в сердце к-рого на коленях молится об «утишении» огня святой, так же в полном архиерейском облачении; или на окраине к-рого он, как и на гравюре мон. Илии, в «простой мантии» возносит молитву навстречу покрывающей все темнотой дождевой туче. Ист.: Описи имущества Новгородского Софийского собора XVIII - нач. XIX в. Новг., 1988. Вып. 1; 1993. Вып. 2-3; Французова Е. Б., сост. Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Дмитриева З. В., Крушельницкая Е. В., Мильчик М. И., сост. Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд. СПб., 2003; Описи имущества Софийского собора 1833 г./Опубл.: Э.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010