Преподобный Никита, именуемый Затворником, впоследствии епископ Новгородский, когда был юношей и жил в Печерском монастыре, тогда однажды стал просить игумена, чтобы он позволил ему жить в уединении, в затворе. Игумен возбранял ему это и говорил: «Не ходи, чадо, а лучше оставь праздность и работай на братию, а в затворе как раз бесы прельстят тебя». – «Нет, отче, – отвечал Никита, – я крепко стану против бесов и буду молить Бога, чтобы мне дал дар чудотворений». Игумен продолжал: «Выше силы желание твое, сын мой, берегись же, чтобы гордость не погубила тебя; я повелеваю тебе служить братии, и если послушаешь меня, то за послушание венец от Бога получишь». Никита, однако, не послушал игумена и ушел в затвор. Что же вышло? Раз, когда он стал на молитву, то услыхал, что кто-то еще с ним молится. При этом ощутил еще и благоухание. Никита подумал: «Должно быть это Ангел; иначе, если бы был кто другой, то не молился бы со мною и благоухания Духа Божия не ощущалось бы». И сказал Никита: «Господи, явись мне, чтобы я мог видеть тебя!» Голос отвечал: «Не явлюсь тебе, чтобы ты не загордился». Никита сказал со слезами: «Нет, не загоржусь, и что повелишь, все исполню». Тогда дьявол, видя, что юный затворник в его власти, продолжал: «Человеку невозможно видеть меня, но я пошлю к тебе Ангела моего, и он будет с тобой, ты волю его твори». И после этого тотчас стал бес пред ним в образе Ангела. Никита, падши, поклонился ему. Бес сказал: «Ну, отселе ты уже больше не молись, а читай только книги, а молиться я за тебя буду». Затворник поверил сказанному, перестал молиться, стал читать, стал учить других и даже пророчествовать. Но удивительное дело! Никита изучил лучше всех Ветхий Завет , прочитал еще множество жидовских книг, Евангелия же и других Богодухновенных книг Нового Завета не только не хотел читать, но даже и слышать о них не мог равнодушно. И поняли все, что Никита совсем прельщен от дьявола, и пришли к нему великие старцы, и молитвою отогнали от него беса, и взяли его от затвора. Тут только Никита понял, насколько он был близок за непослушание к конечной погибели, раскаялся и уже всецело отдал себя в волю настоятеля и старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Пример Никиты со всей очевидностью подтверждает справедливость этого: уйдя в затвор, он впал в самую настоящую бесовскую прелесть. Проявлялось это следующим образом. Сначала во время молитвы он стал слышать голос, который молился вместе с ним. При этом келья его наполнялась каким-то приятным благоуханием. Ему пришла в голову мысль, что это молится с ним Ангел, — ведь не будет же, в самом деле, бес произносить слова молитвы. Никита поверил этой мысли, и тогда бес явился ему уже открыто — в виде светлого ангела. Никита поклонился ему, и с этого времени бес получил над ним власть. Бес сказал Никите, что он уже достиг совершенства и поэтому ему больше не нужно молиться, а нужно только читать книги и учить других людей, а молиться бес будет вместо него. Никита послушался, перестал молиться и только читал книги. Во время чтения он постоянно видел молящегося беса, который имел вид Ангела. Вскоре Никита получил от беса сверхъестественное знание книг Библии, а также дар предсказывать некоторые будущие события. О нем пошла в народе молва, что он святой и прозорливый. К нему стали во множестве приходить люди за советом и наставлением, и он много говорил им из Священного Писания и других книг. Но, странное дело, когда он приводил слова Библии, то всегда это были тексты Ветхого Завета, а из Нового Завета он никогда ничего не говорил и даже слышать не хотел о Евангелии и Апостольских посланиях. Из этого, а также из некоторых других признаков монахи поняли, что Никита находится под бесовским воздействием. Такое состояние бывает очень опасно и почти всегда оказывается для подвижника неизлечимым и гибельным. Старец Иосиф Исихаст говорил, что если человек утвердится в прелести, то через какое-то время наступает так называемое «отравление мысленной крови». При этом повреждается в своей глубине сам ум человека, и исцеление становится практически невозможным, если только не подействуют молитвы великих святых и не вмешается по их молитвам Сам Господь Бог. На свое счастье, Никита жил в Киево-Печерской лавре в тот золотой ее век, когда великие святые там не просто были, но их было много. Это преподобные отцы: Никон игумен, Пимен постник, Агапит врач, Исаакий затворник и многие другие. Итак, эти святые мужи сотворили многие молитвы за своего собрата, и вот после этого бес отступил от него. Никита вышел из затвора, причем все его сверхъестественные дарования сразу бесследно исчезли. Когда отцы спрашивали его, знает ли он что-нибудь из книг Ветхого Завета, то он ничего не мог вспомнить и говорил, что никогда этих книг не читал. Исцелившись от прелести, Никита пришел в чувство великого покаяния. Он много сокрушался о своем грехе и после этого снова стал проводить строгую жизнь, однако уже по благословению игумена. Подвизаясь, он достиг духовных высот и впоследствии был епископом Новгородским. Таково вкратце его житие.

http://zavet.ru/b/ipavlov/064.htm

Никандр , муч. египетский, 5 июня. Никандр , преп. псковский, 24 сент. Никанор , ап. из 70, 28 дек. и 28 июдя, (видящий победы, греч.). Никита (победитель, греч.), муч. готфский, 15 сент. Никита , муч. хадкидонский, исповедник, 28 мая. Никита , еп. аполлониадский, 20 марта. Никита , преп. цареградский, 11 окт. Никита преп., исповедник, игумен мидикийской обители, 3 апр. Никита , блаженный цареградский, сокровенный угодник Божий, 9 сент. Никита затворник, еп. новгородский, 31 январ., 30 апр. и 12 мая. Никита , столпник переяславский, 24 мая. Никифор (победоносец, греч.), муч. корпнфский, 31 янв. и 10 марта. Никифор , муч., пострад. в Антиохии сирской, 9 фев. Никифор , муч. кесарийский, 13 ноября. Никифор , патриарх цареградский, исповедник, 13 марта и 2 июня. Никифор преп., игумен монастыря Катавада, 19 апр. Никодим (побеждающий народ, греч.), 2 авг. Никодим просфорник, преп. печерский, 31 окт. Никола святоша, князь черниговский, 14 окт. Николай (побеждающий народ, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Николай , архиеп. мирликийский, 6 дек. и 9 мая. Николай исповедник, игумен студийский, 4 февр. Николай воевода, цареградский монах, 24 дек. Николай Кочанов, юродивый новгородский, 27 июля. Никон (побеждающий, греч ), преп., муч. сицилийский, 23 марта. Никон , муч. антиохийский, 23 сент. Никон , мучен. мелитянский, 7 ноября. Никон , пр. игумен печерский, 23 мярта. Никон Сухой, пр. печерский, 11 дек. Никон , преп. радонежский, 17 ноября. Никострат (победоносное воинство, греч.), протоскриниарий, муч. рижский, 18 дек. Никтополион (Никтополитиан, ночью занимающийся дедами государственными, греч.), воин, муч. севастийский. 3 нояб. Нил (река сего имени в Египте, т. е. черная, индийское сдово), еписк. египетский, 17 сент. Нил постник, преп. синайский, 12 ноября. Нил , пр. столобенский, 7 дек. и 27 мая. Нимфодора (дар нимф, низших языческих богинь, гр.), мученица вифинская, 10 сент. Нина равноапостольная, 14 янв. Нирса еписк., муч. персидский, 20 ноября. Нит или Нита (блистающий, светдый, лат.), мученик, с Неонилою и др., 28 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Классический пример подобного обольщения описан в Киево-Печерском патерике о преподобном Никите. Недавно поступив в монастырь, Никита желал обрести особые благодатные дарования, а для этого, как он считал, требовалось уйти в затвор, где исключительным подвижничеством заслужить желаемое. «Прошу у Господа Бога, чтобы и мне подал Он дар чудотворения», — объяснял Никита игумену, огорчившемуся неразумной ревностью молодого монаха. Никита заложил свои двери и самовольно стал затворником. Через несколько дней, совершая молитвенное пение, он услышал голос кого-то молящегося с ним и почувствовал несказанное благоухание. Скороспелый затворник принял это за Божие посещение и стал просить увидеть Господа. Голос же злохитро пояснил, что ему еще рано видеть Господа, но дан будет ангел, который и научит всему. Явившийся в виде ангела бес не стал особенно мудрствовать и предложил незамысловатое правило: «Ты не молись, а только читай книги, и через это будешь беседовать с Богом и из книг станешь говорить полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о твоем спасении Творца своего». Никита невероятно обрадовался столь быстрому преуспеянию и скоро стал наставлять людей, время от времени пророчествуя. Однажды он сам послал сказать князю Изяславу (великому князю Киевскому, сыну Ярослава Мудрого. — В. Д. ): «Нынче убит Глеб Святославич (князь Новгородский. — В. Д. ) в Заволочьи. Скорее пошли сына своего Святополка на престол в Новгород». Действительно, через несколько дней пришла весть о смерти князя Глеба, с этой поры затворник прослыл пророком, так что слушались его князья и бояре. В Патерике поясняется, что демон не знал будущего, но открывал то, что делал сам или чему научил злых людей — убийства, кражи и т. д. Открылась в Никите еще одна удивительная способность — он без предварительных ученых усилий наизусть знал книги Ветхого Завета, так что никто не мог с ним состязаться в этом знании. Только вот Нового Завета не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать, соответственно в беседах никогда не употреблял новозаветных цитат. Из этого киево-печерские монахи поняли, что Никита обольщен невидимым врагом. Над Никитой было совершено соборное моление монастырских старцев, после чего не видел он уже рядом с собой таинственного подсказчика, не помнил и цитаты из Ветхого Завета, не мог и пророчествовать. Вот так все «скрытые» возможности, было явившиеся с пришествием демона, вновь сокрылись с удалением обольстителя от протрезвевшего духовно человека. Сам Никита с этой поры вел жизнь в послушании монастырскому игумену, смирении и воздержании, за что со временем сподобился епископства в Новгороде, а нам в назидание сохранилась история о том, кто и каким образом может нести человеку экстрасенсорные способности.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

В юные годы поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял монашеский постриг. В самом начале своего иноческого пути, по своей духовной неопытности, он затворился в пещере против воли и благословения настоятеля, преподобного игумена Никона (†1088, память 23 марта), который предупреждал о преждевременности такого подвига для молодого инока. Печерские старцы, убедившись, что неосторожный монах не слушает их, не переставали молиться за него. Через малое время ароматы наполнили пещеру Никиты, и он услышал некий голос, как бы молившийся вместе с ним. «Господи! – воскликнул неосторожный затворник, – явись мне, дабы я мог лицезреть Тебя». Голос отвечал ему: «Я пошлю тебе ангела; твори во всем волю его». Тотчас предстал перед Никитой в виде ангела бес, который повелел ему перестать молиться и сказал, что молиться будет он сам, а затворнику велел читать только Ветхий Завет . Несчастный послушник прекратил молитву. Он постоянно видел рядом с собой молившегося ангела и был спокоен, а Ветхий Завет выучил наизусть. Бес же стал открывать ему то, что творится в мире, побуждая затворника к пророчествованию. К пещере Никиты стали приходить миряне, удивляясь его прорицаниям. Так, например, Никита предсказал убиение князя Новгородского Глеба Святославича (†1078), и это предвещание сбылось. (Диавол, конечно, не знает будущего, но возвещает то, к чему склоняет злых людей, в данном случае – убийство). Старцы заметили, что затворник ничего не говорит от Нового Завета, а только от Ветхого, и поняли, что он в прелести. Силой соборной молитвы они изгнали беса из пещеры, и вывели из нее Никиту. Оказалось, что он не только забыл весь Ветхий Завет, но даже разучился читать. Когда Никита пришел в себя, ему пришлось заново обучаться грамоте, как ребенку. С горьким сожалением Никита оплакал свою ошибку и с тех пор стал подвизаться в великом смирении и послушании. Наложив на себя особое воздержание, инок Никита превзошел других в добродетелях. Господь принял его глубокое покаяние и прославил его даром чудотворения. Однажды преподобный Никита во время бездождия низвел своей молитвой дождь; в другой раз он молитвой угасил пожар. За премногую любовь преподобного, обнаруженную в соблюдении заповедей Христовых, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, и преподобный в 1096 году был возведен на архиепископскую кафедру Великого Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тридцать первый день. Поучение 1-е. Препод. Никита, епископ Новгородский. (Молитва и пост – как орудия борьбы с диаволом). I. Св. Никита, епископ Новгородский, ныне воспоминаемый Церковию чудотворец, был сначала затворником и иноком киевопечерским. Будучи возведен во епископа новгородского, 13 лет пас церковь новгородскую, и еще при жизни был прославлен даром чудес. В начале своих подвигов, когда он удалился в затвор, с целию, чтобы прославиться, был прельщен диаволом. Диавол явился ему в виде ангела и сказал: «ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя». Свв. подвижники, современники Никиты, пришед к нему, вразумили его и, молитвами своими и постом отогнав диавола, вывели из затвора. Почил св. Никита в 1108 г. Мощи его обретены в 1558 г. и открыто почивают в новгородском Софийском соборе. II. Злой дух, намеревавшийся погубить препод. Никиту, был прогнан молитвами св. печерских подвижников, соединенными с постом. Итак «молитва и пост» суть могущественные средства в борьбе с диаволом. Господь I. Христос, указывая на силу молитвы и поста против злых духов, сказал: «сей род» – бесовский не «может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Марк. 9, 29 ). Эти слова поучают тому, что и всем нам, братие, для освобождения от власти диавола, для изгнания из себя овладевающего нами духа злобы, необходимо вооружиться против врага нашего спасения молитвою и постом. а) Молитва отражает стрелы вражии от человека уже тем, что возвышает истинно, благоговейно молящегося над миром, соделывает прилежно молящегося невнимательным к наветам диавольским, расторгает союз с диаволом: ибо молитва, по словам великого молитвенника св. Иоанна Лествичника , есть сопребывание, соединение человека с Богом, а кто с Богом, тот против врагов Его. Духовный воин, предстоя Царю царей, страшен бывает для врагов своих, которые, видя его беседующим с Богом, бегут от него, как бы некиим огнем опаляемы. И, что всего важнее, высшая благодатная помощь Всесвятого Духа, без которой никакая духовная стража и предусмотрительность, никакая сила духовного мужества и оружия не предохранили бы Христова воина от вражеских козней и плена, приобретается молитвою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА († 30 или 31.01.1109), свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский. В юном возрасте (не позднее 1078) принял постриг в Киево-Печерском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ). В Киево-Печерском патерике ему посвящено особое «Слово о Никите Затворнице, посем бысть епископ Новугороду» (25-е Слово Основной редакции), написанное в 1-й трети XIII в. иером. Поликарпом и адресованное наряду с нек-рыми др. Словами печерскому архим. прп. Акиндину . В нем говорится, что в игуменство прп. Никона Великого (1078-1088) Н., будучи юным монахом и не имея достаточного духовного опыта, несмотря на предупреждение игумена, стал затворником, был прельщен за свою гордыню бесом, к-рый явился ему в виде ангела. Согласно записанному Поликарпом монастырскому преданию, от беса Н. получил провидческий дар и умение толковать Свящ. Писание, прежде всего ВЗ. Так, он узнал о гибели в Заволочье изгнанного из Новгорода кн. Глеба Святославича († 30 мая 1078 (НПЛ. С. 18; ср.: Там же. С. 201)), о чем в мон-ре стало известно только через неск. дней. О своем прозрении Н. оповестил княжившего в Киеве кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича († 3 окт. 1078): «Посылает же Никита ко Изяславу, яко: «Днесь убьен бысть Глеб Святославич в Заволочьи, скоро посли сына твоего Святополка на стол Новугороду»» (Древнерус. патерики. 1999. С. 37). То, что Н. был грамотен и начитан, а также считал себя вправе давать рекомендации киевскому правителю, свидетельствует, по-видимому, о знатном происхождении Н., о его принадлежности до пострига к боярской среде. Не случайно Н. стал пользоваться популярностью у знатных мирян: «...и от сего прослу затворник, яко пророк есть; и велми послушаху его князи и бояре» (Там же). Свт. Никита Новгородскй. Икона в иконостасе собора Св. Софии в Вел. Новгороде. 1659 г.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Почему прп. Антоний копал пещеры и уходил в затвор?! Это необходимость воспринимать как можно меньше информации. Сейчас мы живём в перенасыщенном информацией мире – мы даже не в состоянии сосредоточиться на чём-то, побыть наедине с собой или с Богом. Со мной недавно был случай, который просто заставил меня смеяться. Ехал я в поезде, моей соседкой в купе была молодая женщина. «Алё! Я уже села»... «Алё, мы уже тронулись»... «Алё, мы проехали такую-то станцию»... И так через каждую минуту. Ни секунды покоя и тишины. Вот, почему я не ношу мобильный телефон, это настолько выводит из равновесия. Или вот я был в Киеве на торжествах, посвященных 1000-летию преставления князя Владимира, и наблюдал такую картину. Подходит к Чаше причащаться женщина с сумкой. Вдруг в сумке громко зазвонил телефон. Женщина – перед Чашей, не может ни выключить, ни найти этот звенящий телефон... Как в кино. Надо ограничивать себя от информации. Мы не в состоянии переработать ту информацию, которая идёт с экранов телевизоров. Начался Майдан, прошло всего немного времени, приходит ко мне прихожанка и говорит: «Владыко, что делать? Уже четверо суток не могу заснуть – нет радости, нет мира, нет смысла жизни». – «А телевизор смотришь?» – спрашиваю. — «Смотрю». – «Выключай. Открывай Евангелие и Псалтирь — и читай». Пришла она через пять дней: «Спасибо, Владыко! И сон, и мир, и радость есть». Это очень важно! А молитва — огромное дело. Важно, чтобы все молились. Сейчас очень много людей зомбированы именно ложной информацией. Я знаю некоторых людей, которые были воцерковленными, постоянно ходили в храм, но наслушавшись новостей – впали в прелесть и даже перестали ходить в храм. Вспомним Никиту Затворника, епископа Новгородского, постриженика Киево-Печерского монастыря. В молодости он ушёл в монастырь, а позднее хотел взять благословение на уход в затвор. Первый раз ему не благословили, второй раз – тоже, а на третий – он сам ушёл в затвор. Стал молиться, поститься. И вдруг как-то слышит: кто-то с ним молится. Бес не может молиться, значит — ангел молится. Явился ему бес, в образе светлого ангела, и сказал, чтобы Никита не молился, не читал Евангелие, а принимал народ. А он за него будет молиться. Тот послушал. А далее – что?! Народ ходит к затворнику, а бес внушает ему, что говорить человеку. Никита то и делает, что только цитирует Ветхий Завет. Молва пошла: «Святой…» Но пришли истинные святые Исайя, Феодосий, увидели происходящее и стали усиленно молиться за Никиту Затворника. И только по их молитвам Господь освободил Никиту. А позже просят его рассказать что-нибудь из Ветхого Завета. «А я никогда не читал Ветхий Завет», — говорит Никита Затворник. Вот так бес искусил, то есть впал Никита Затворник в прелесть. А сейчас прелестью многие страдают. Страшно подумать, что сейчас делается! Поэтому нужно поменьше принимать не нужную для души информацию.

http://pravoslavie.ru/82119.html

Житие преподобного отца нашего Никиты затворника (31 января) Он прельщен был дьяволом, явившимся ему в образе ангельском, и стал тогда премудрым и пророком; когда же покаялся, забыл все; потом же был епископом и чудотворцем Новгородским Больше других бывают почитаемы такие храбрые воины, которые привыкли сражаться не в полку, но в одиночку устремляются на врага; и, если Господь часто и попускает их пасть на время, чтобы не превозносились, но, видя их прежнее рвение и мужество, не оставляет их до конца, восставляет их и делает непобедимыми. Из таких храбрых воинов Христовых в Печерском святом монастыре были преп. Исаакий затворник и этот блаженный Никита, о котором достохвальный Поликарп, по рассказу св. Симона, свидетельствует так. Во время игуменства преп. Никона был в Печерском святом монастыре брат, именем Никита. Он начал просить игумена, благословить ему подвизаться наедине, войдя в затвор. Игумен препятствовал ему, говоря: «Чадо, нет тебе пользы, будучи юным, сидеть в праздности. Лучше тебе будет остаться с братией и работать на нее, и ты не лишишься награды своей. Ты сам видел нашего брата Исаакия Печерского, как в затворе он был прельщен бесами, если бы не спасла его великая благодать Божия, ради молитв преп. Отец наших Антония и Феодосия!». Никита же отвечал: «Никак, отче, не прельщусь я такою вещью; но желаю стать крепко против козней бесовских, и буду молить человеколюбца Бога, чтобы и мне дал дар чудотворения, как Исаакию затворнику, который и доныне творит много чудес». Игумен же сказал ему: «Свыше сил желание твое. Берегись, чадо, чтобы, превозносясь, не ниспасть; я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание твое ты будешь увенчан от Бога». Никита же никак не мог слушаться слов игумена, не мог подавить в себе великого рвения к затворническому житию, и сделать то, что замыслил. Затворился, крепко заградил дверь и пребывал наедине, в молитве, не выходя. Но через несколько уже дней не избежал он дьявольских сетей. Во время пения своего услышал он голос, молящийся вместе с ним, и обонял несказанное благоухание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Житие святого Никиты, епископа Новгородского Память 31 января Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако, никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита, приобрел себе особенную известность после преподобного Исаакия затворника. О нем сообщает достохвальный Поликарп со слов святого Симона следующее. В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе. – Сын мой! не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Никита ответил на это: – Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса. Тогда игумен сказал ему более настойчиво: – Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога. Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя. Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010