2 поколение: 1. Святой Макарий Египетский, Святой Афанасий Александрийский, Преподобный Антоний Великий, Преподобный Иларион Палестинский. 2. Египет (Палестина, Сирия, Каппадокия). 3. Творение Преподобного Макария Египетского (и его Житие), творения Афанасия Александрийского, Древний Патерик (или «Достопамятные Сказания»). «История монахов» Руфина, «Лавсаик» Палладия Елеонского.     3 поколение: 1. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Святой Мелентий Антиохийский, Преподобный Ефрем Сирии, Амвросий Медиоланский, Григорий Нисский, Блаженный Иероним Стридонский и его друзья. 2. Египет, Сирия, Каппадокия, Константинополь, Палестина, Италия. 3. Творения трех Святителей (особенно литургия), их Жития и других указанных Святителей: «Лавсаик» Палладия (связь Златоуста с Египетскими Подвижниками по «Лавсаику»), «Собеседование» Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, «История монахов» Руфина.     Пособия: История Церкви — Евсевия Кесарийского, Сократа, Созомена и Феодорита. V BEK     1 поколение: 1. Святой Исидор Пелусиот, Святой Кирилл Александрийский (Блаженный Феодорит Киррский, Святой Симеон Столпник), Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, Блаженный Иероним. 2. Египет, Сирия (Италия с Галлией, Палестина, Карфаген).     3. Творения Преподобного Исидора Пелусиота, Святого Кирилла Александрийского, Блаженного Феодорита Киррского (особенно «История Боголюбцев»), Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, Блаженного Августина (особенно его «Исповедь»), Блаженного Иеронима. Жития Преподобных Египта: Паисия Великого, Виссариона, Пимена Великого, Арсения Великого и др.; «Достопамятные Сказания», Деяния III Вселенского Собора.     2 поколение: 1. Преподобный Симеон Столпник (Блаженный Феодорит), Святой Лев Великий, папа Римский, Блаженный Диадох, епископ Фотий, Святой Евфимий Великий, Преподобный Исихий Иерусалимский, Преподобный Нил Синайский. 2. Сирия, Италия (с Галлией), Палестина и Карфаген. 3. Житие Преподобного Симеона Столпника (Великие Четьи-Минеи), «История Боголюбцев» Блаженного Феодорита и некоторые его письма (о примирении с Иоанном Антиохийским), Творения Преподобного Нила Синайского и Святого Льва, папы Римского, Блаженного Диадоха (в Добротолюбии и отдельно), Житие Преподобного Евфимия Великого; Творения Преподобного Исихия Иерусалимского; Деяния IV Вселенского Собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но прежде всех, во всех и со всеми святыми празднуем Святой, Пресвятой и самих ангельских чинов несравненно превысшей Госпоже нашей и Владычице Богородице и Приснодеве Марии. Еяже молитвами Христе Боже, и всех от века святых Твоих, помилуй и спаси нас, яко един Благ и Человеколюбец. По ходатайствам непорочной Твоей Матери, Христе Боже, и всех от века бывших святых Твоих помилуй и спаси нас, ибо Ты Один благ и человеколюбив. Аминь. Примечания: 1 Преподобный Косьма, епископ Маюмский († ок. 787 г., память 12 октября), автор канонов на Успение Богоматери, Воздвижение, Сретение, Богоявление, Преображение, Пятидесятницу и Вход Господень в Иерусалим. Также автор трипеснцев на первые дни Страстной седмицы, канона на Великий Четверток, четверопеснца на Великую Субботу, где начальные буквы тропарей образуют т. н. акростихи (букв.: краестрочия) с зашифрованными в них названиями каждого дня. 2 Феодор и Иосиф Студиты – родные братья. Преподобный Феодор Студит, игумен Студийский († 826 г., память 26 января, 11 ноября). Предание приписывает ему составление Постной Триоди (канон в субботу мясопустную и сырную, четверопеснцы 2, 3, 4 и 5­ суббот Великого поста и 35 трипеснцев из Постной Триоди, многие стихиры, и особенно Богородичны во многих канонах, которые их до этого не имели). Святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский († ок. 830 г., память 26 января). Принимал участие в дополнении песнопений Постной Триоди. Ему приписывается канон в Неделю блудного сына, четверопеснцы на Недели Великого поста и трипеснцы сыропустной седмицы. 3 Лев VI, Мудрый – Византийский император (886–911), известен также как автор т. н. евангельских стихир на утрени воскресного всенощного бдения. 4 Триодион (греч.) – трипеснец. 5 Мнение, что человек был создан для восполнения некоего числа ангелов, отпавших вслед сатане, высказывалось отдельными отцами и учителями Церкви. 6 В славянской Триоди Постной читаем: «от Садока некоего, что значит “праведный”, ибо “седек” означает в переводе “правда”». 7 Святитель Григорий Двоеслов , папа Римский († ок.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

первомч. Стефан, М.- все фронтально в рост, М. в покровенной фелонью руке держит кодекс); образы 3 святителей имеют сходные черты облика «римского» типа - короткие вьющиеся волосы, тонзуру, короткую клиновидную бороду. В декорации кафоликонов ряда афонских мон-рей образ М. также встречается в вост. части храма: в диаконнике он изображен в кафоликонах мон-ря Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий) - в нижнем ярусе росписи вместе с фигурами др. 4 святителей - Григория Нисского, Григория Александрийского, Григория Акрагантского, Епифания Кипрского и мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский) - в нижнем ярусе росписи вост. стены, парный М. образ - свт. Лев, папа Римский. В мон-ре Ватопед на Афоне (1311/12) М. изображен в наосе на своде юго-зап. окна вместе со свт. Сильвестром, папой Римским. Важное место в программной иерархии росписи его образ занимает в ватопедском парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78) - медальон с изображением М. находится на примыкающем к парусам откосе вост. подпружной арки в ряду со святителями Климентом и Сильвестром, папами Римскими, между Евтихием К-польским и Модестом Иерусалимским. В основном образ М. представлен в минейных циклах с сохранившимися изображениями святых, чья память приходится на апрель. Напр., в настенных минологиях: на фреске в ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), М. показан (под 13 апр.) фронтально в рост, в крещатой фелони, с омофором, покровенными руками придерживает у груди кодекс, у него длинная клиновидная борода, над нимбом на греческом языке даны надпись с именем и текст: «Радостно поедающий Твою Плоть, Спасе, Мартин радуется совлечению плоти» (пер. Д. Е. Афиногенова); на откосе окна на зап. стене в притворе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350) М. изображен в рост, рядом также фигура мч. Крискента в пламени; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост (под 14 апр.). Напр., на миниатюрах рукописей: в визант. Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Преподобный Иоанн получил хорошее образование и, еще будучи молодым человеком, отправился с благочестивыми намерениями в Палестину и вступил в число братии Вифлеемской киновии. Прожив там два года, он около 390 года со своим другом Германом решил посетить египетские монастыри, которые славились строгим подвижничеством и обилием благочестивых старцев. Посещая монастыри в Нижнем и Верхнем Египте, они собирали и записывали все лучшее, что видели в монастырских уставах и примерах подвижнической жизни монахов. В 397 году они побывали в Константинополе, где их принял святитель Иоанн Златоуст . Он посвятил Иоанна во диакона, а Германа, как старшего, во пресвитера. После начавшихся гонений на святителя Иоанна преподобный Иоанн решил остаться жить на канонической территории Римского папы в Марселе. Здесь он был посвящен во пресвитера. Преподобный Иоанн устроил в Марселе два монастыря, мужской и женский, и установил в них правила палестинских и египетских общежительных обителей. Преподобный Иоанн выступал против распространившейся тогда на Западе ереси Пелагия. В то же время он не одобрял и крайностей в учении блаженного Августина , епископа Иппонского, также выступавшего против Пелагия. В своих трудах преподобный Иоанн излагал правое учение о действиях Божественной благодати, которое в свое время познал у египетских подвижников. Святитель Лев, папа Римский, преподобный Венедикт Нурсийский , преподобный Иоанн Лествичник высоко ценили ученость и труды преподобного Иоанна. Скончался преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в 435 году. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Иоанн написал 12 книг «О поставлениях киновии», в которых указал основные правила для общежительных монастырей: о поведении монахов, их одежде, молитвах, псалмопениях и о восьми главных страстях; он же записал десять бесед с египетскими подвижниками, составил труд в опровержение ереси Нестория и другие работы. Подвижники египетских монастырей Преподобные отцы авва Моисей, авва Пафнутий, авва Даниил, авва Серапион, авва Феодор, авва Серен и авва Исаак подвизались в Верхнем Египте, в Скитской пустыни. Об этих истинных подвижниках до нас дошло совсем немного сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Святитель Василий Великий пишет: «И Сын от Отца произошел, и Дух от Отца исходит; но Сын от Отца образом рождения, Дух же — от Бога неизреченным «Святой Дух, от Которого всякое подаяние благ истекает, как из источника, на тварь, связан с Сыном, и с Ним неразрывно разумеется и от Отца имеет причину Своего бытия, от Которого и исходит; Он имеет сей отличительный знак личного ипостасного свойства: познаваться после Сына и вместе с Сыном и от Отца иметь В Никео-Константинопольском Символе веры Церковь свидетельствует о своей вере «в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого». С V века на латинском Западе стало развиваться учение о том, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. В Никео-Константинопольский Символ веры на Западе стали включать прибавление «и Сына» (Filioque). Догматическая формула об исхождении Святого Духа от Отца и Сына впервые появилась в тексте т.н. «Афанасиевского Символа веры», который был составлен неизвестным автором во второй половине V века на юге Галлии. Эта формула вошла в состав Символа веры, принятого на III Толедском соборе (589). В VIII–IX веках в некоторых западных Церквах, по преимуществу испанских и франкско-германских, Филиокве стали присоединять к Никео-Константинопольскому Символу веры, против чего выступал, в частности, Римский папа Лев III . Только в 1014 году Символ веры с Филиокве впервые прозвучал в Римской Церкви, а на II Лионском соборе 1274 года Римско-Католическая Церковь закрепила добавление Филиокве к Никео-Константинопольскому Символу веры в статусе общецерковного догмата и провозгласила анафему всем, кто отрицает, что Дух исходит от Отца и Сына. В VII веке преп. Максим Исповедник писал, что в латинском учении Отец рассматривается в качестве единой Причины Сына и Духа. Он полагал, что латиняне «лишь хотели обнаружить факт исхождения Святого Духа посредством Сына и обосновать через это единство и неразличность Святитель Фотий Константинопольский в IX веке впервые характеризует Филиокве как В эпоху острой межконфессиональной полемики в Окружном послании Восточных патриархов 1848 года учение о Филиокве было названо «нововводным мнением» и

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Чтобы уплатить долг, лежавший на нашем естестве, естество Бога соединилось с естеством страждущим, так что, как и требовалось для нашего исцеления, один и тот же Ходатай Бога и людей, человек Иисус Христос, мог умереть по одному естеству и не мог умереть по другому. Святитель Лев, папа Римский ( 113, 248 ). Поскольку род человеческий обложен был тяжким долгом греховным и никак не мог уплатить этого долга, потому что весь род человеческий в лице Адама подписал греховное рукописание, то диавол содержал нас рабами – наша многострастная плоть служила для него как бы распиской... И необходимо было одно из двух: или всех подвергнуть смерти, в силу произнесенного над грешником приговора, поскольку все согрешили, или в вознаграждение за вину представить такую плату, которая вполне соответствовала бы цене всеобщего долга. Но человек, подлежа долгу греха, никак не мог искупить род человеческий, потому что не мог доставить столь великой цены искупления. Итак, Самому Богу, единому безгрешному, надлежало умереть за грешников, другого вознаграждения не было. Что же? Он Сам, все призвавший из небытия в бытие, изобрел самый надежный и удовлетворительный способ возмездия за осужденных на смерть. Именно, Он становится человеком от Девы, образом, Ему только известным, потому что никакое слово не может хорошо выразить этого, и умирает как вочеловечившийся, и искупляет как Богочеловек. Поэтому и говорит апостол: в Нем «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов» ( Еф. 1, 7 ). Если бы Он не воспринял меня, то и не принес бы мне спасения, но, обретшись во утробе Девы, Он воспринял виновного. Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский ( 113, 248 ). Когда смерть более и более овладевала людьми и тление их продолжалось, тогда человеческий род растлевался, словесный и по образу (Божию) созданный человек исчезал и Богом совершенное дело гибло... Итак, когда истлевали словесные твари и гибли такие Божии произведения, что подобало сделать Богу, Который благ? Надлежало не допускать, чтобы люди поглощались тлением, потому что это несвойственно Божией благости и недостойно ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

—95— нием; у него были поэтому средства к тому, чтобы выдержать долгую осаду, чтобы оказать сопротивление варварам. Но и в тех бедных, заброшенных городках, которые лишены были всяких укреплений, стен или оружия, которые оставлены были совсем на произвол судьбы, – и в этих жалких городках предстоятели христианской церкви умели действовать на пользу населения с неменьшими успехами, чем в больших городах, – только действовали они здесь не оружием, а словом убеждения. Таков был Луп, епископ незначительного галльского города Троа. Не имея ни армии, ни оружия, он с пастырским посохом пошел сам навстречу суровому гуннскому завоевателю и умолял его пощадить не только свой город, но и селения, принадлежащие к его округу. Слово епископа оказало благое действие на варвара. «Будь по-твоему, – сказал Аттила; но только ты пойдешь со мной до самого Рейна. Присутствие такого святого человека непременно принесет счастье мне и моему оружию». – Известно, что и самый Рим своим спасением от Аттилы не мало был обязан тому впечатлению, какое произвел на варвара стоявший во главе посольства св. Лев, папа римский . Не даром между гуннами ходили насмешки над Аттилой: недаром говорили, что он, не страшась никаких римских ополчений, останавливается и робеет перед животными, разумея буквальный смысл имен епископов Льва и Лупа! Суровый язычник-варвар не мог отрешиться от невольного чувства почтения при виде этих вдохновенных старцев, безбоязненно выступавших навстречу опасности, ходатаями-печальниками за свою паству. И не отказывал варвар этим ходатаям только потому, что никак не мог преодолеть своего личного, невольного почтения к ним. Вот что, напр., сказал вестготский король Ейрих епископу павийскому Епифанию, явившемуся к нему в качестве посла от западного римского императора Юлия Непота: «я исполню твою просьбу, уважаемый святитель, потому что в моих глазах больше значит личность самого посла, чем вся власть пославшего». Таким образом, опираясь на свой нравственный авторитет, на свое личное влияние, представители христианской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А св. ап. Иаков даже называется «князем над всею землею», св. Иоанн Богослов «основателем чистой веры, нашея православныя веры, веры Божественныя основанием». Правда, в богослужебном чине св. Лев Великий , папа Римский называется «главою Православной Церкви, наставником Православия, старейшиною честного верховного Собора». Но ведь такими же высокими именами, эпитетами, Православная Церковь в своих службах наделяет и многих свв. Восточных Святителей: Григорий Нисский называется тростью, исполненной Утешителева дыхания, источником догматов, секирою, секущею еретиков; Кирилл Александрийский представившим Христу Церковь недвижимой и непоколебимой; св. Афанасий Великий – упразднившим вся Ариева мнения, утверждением Церкви, даже тринадцатым апостолом; Св. Григорий Богослов – честью патриархов, значит, и папы римского; Три Святителя – по двенадесятых – триеапостолами, церковными столпами; Св. Василий Великий – непоколебимым основанием Церкви (Кондак) и т. п. О чем же это говорит? Не больше, как только о том, что эти церковно-богослужебные наименования свв. Апостолов и свв. Отцов являются поэтическим выражением похвалы их с указанием на их высокие заслуги для Церкви. Если бы даже творцами этих церковных песнопений всегда были отдельные Отцы Церкви и по содержанию своему они были выражением их мнений, то и тогда бы они носили характер только частных мнений, никогда не могущих сравниться в моральном весе с голосом Вселенской Церкви на Вселенских Соборах. При всей своей святости, при всем обилии духовных дарований свв. Отцы не были боговдохновенными; они не были непогрешимыми порознь, напротив, могли погрешать и некоторые, действительно, погрешали; только свв. Пророки и Апостолы были непогрешимыми каждый порознь и изложили нам в своих писаниях одну чистую Истину. «Мы отнюдь не должны», говорит по сему случаю блаженный Августин , «почитать рассуждения некоторых, хотя и православных и похваляемых мужей, наравне с каноническими Писаниями и думать, яко бы нам не позволительно было, при достодолжном уважении к этим лицам, в писаниях их кое-что не принимать, и даже отвергать, если несомненно узнаем, что они мыслили иначе, нежели как велит Истина, другими же или нами понятая при помощи Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

Блаженный Августин : «И бысть вечер, и бысть утро: день един ( Быт.1:5 ). – В настоящем случае день называется не так, как назывался он, когда говорилось: И нарече Бог свет день, а так, как, например, мы говорим: «30 дней составляют месяц»; в этом случае в число дней мы включаем и ночи, между тем выше день назван отдельно от ночи. Итак, после того, как сказано уже о произведении дня посредством света, благовременно было сказать и о том, что явился вечер и утро, т.е. один день» с. 115]. Некоторые из «православных эволюционистов», почему-то считают, что только лишь при описании четвертого дня пророк Моисей «впервые упомянул о настоящем дне и ночи в нашем понимании, в отличие от образных символических «дней-йомов " » с. 25]. Один из авторов-эволюционистов полагает, что понимать под днями творения «наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого «дня» не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи» с. 34] Примечательно, что святые Отцы длительность первых трех дней Сотворения считали такой же, как и дней, следующих за созданием солнца и луны в четвертый день творческой седмицы. Священномученик Дионисий Ареопагит : «И свет есть мера, и число часов, дней и всего нашего времени. Ведь именно этим светом, хотя тогда еще безформенным, по словам божественного Моисея, разграничивалась первая триада наших дней» с. 101]. Святитель Лев Великий , папа Римский: «Что такое солнце и что такое луна, если не части видимого творения и не начала вещественного света, из которых одно более ярко, а другое более тускло? Ведь в соответствии с тем, как различаются время дня и время ночи, Создатель вложил в эти светильники разное качество, хотя еще до того, как они были устроены, шли своею чередою дни, без какого-либо участия солнца, и ночи, без какого-либо посредства луны» с. 276]. Практически все церковные учителя воспринимают однозначно библейский Шестоднев как последовательность шести обычных суток. Существенным подтверждением этому следует считать то, что еврейское слово (йом) на другие языки традиционно переводилось именно как «день»: и в греческом тексте Септуагинты – μρα (имэра), и в Таргумах, и в латинском переводе блаженного Иеронима Стридонского , и в церковнославянском переводе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и в других авторитетных церковных переводах Книги Бытия. Сказанное, в частности, относится к армянскому, грузинскому, арабскому и всем европейским языкам.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В его время возникла в Риме ересь «пелагианства». Пелагий († 420 г.) — еретик из Британии, прославился строгой нравственной жизнью. Ок. 400 г. приехал в развращенный Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418 гг.), после чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму. Святитель Лев I Великий († 461 г.) — папа Римский с 440 г. Боролся с пелагианами на Западе и с монофизитами на Востоке. Настоял на созыве Халкидонского Собора (451 г.), который руководствовался его знаменитым христологическим посланием к святителю Флавиану. В 452 г. спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г. выкупил свою паству при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти. Возвышение авторитета римских пап происходило на фоне упадка и деградации императорской власти. Всеми делами империи фактически распоряжались военачальники-варвары. В 476 г. один из них — генерал Одоакр — низложил последнего малолетнего императора Запада — Ромула Августула. Это событие считается границей между Античностью и наступающим Средневековьем. Главное содержание нового периода: формирование самостоятельных варварских государств на территории Западной Европы и их последующая христианизация. У франков строителем государства стал Хлодвиг I Меровинг (481–511 гг.). Победив вестготов и алеманнов, он ок. 496 г. первым из варварских королей принял крещение по католическому обряду. В отличие от своих соседей, которые все были арианами, он стал править, опираясь на католический епископат и получил санкцию Церкви на свою политику. Это привело франкское государство к значительному политическому могуществу и позволило ему впоследствии стать империей. У бриттов христианская Церковь достигает наибольшего расцвета к середине V в. Во «времена Короля Артура» (настоящее имя Ненний Арториус, ок. 516–542 гг.) она становится независимой национальной Церковью. Но начавшееся в то же время англо-саксонское завоевание оттесняет ее в глубину острова (Там, в Сев. Уэльсе), последняя яркая страница ее истории связана с именем Давида епископа Меневийского († 588 г.). С той поры ведущая роль переходит к независимой Ирландской Церкви св. Патрика († 461 г.), которая быстро прославилась своим культурным потенциалом. В VII–VIII вв. Ирландские миссии возьмут на себя главную роль в христианизации Зап. Европы.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010