- Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыко Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум лептам вдовы " . Изложенное здесь видение имело место спустя много лет после преставления святого Льва, ибо святой Евлогий жил гораздо позднее, а именно в царствования императоров Маврикия и Фоки между тем как святой Лев, Папа Римский, скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого История не оставила нам сведений о последующих годах жизни Льва Великого. Кончина его последовала 10 ноября 461 года. Вот что известно о последних днях жизни святого Папы Льва: Достигнув глубокой старости и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих. Это произошло при таких обстоятельствах: Папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой апостол Петр и сказал: - Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты должен будешь отвечать: законно ли ты рукоположил кого или нет. После этого извещения святой Лев усилил свои молитвы, усугубил свой пост, умножил свои милостыни, вопия в сокрушении сердца своего до тех пор, пока не получил отрады совершенного прощения. Потом, приготовившись, как должно, к исходу, он предал святую свою душу в руки Божий и присоединился к лику прежде почивших святых великих иерархов и учителей. Похоронен он был в Ватиканском соборе святого апостола Петра в Риме, в приделе, носящим сейчас его имя. Мощи святителя Льва и поныне почивают там. После Папы Льва осталось до ста слов и до 140 писем - догматического и нравственного содержания. Все эти сочинения отмечены духом строго выдержанного православного учения. Так, в известном послании к Константинопольскому патриарху Флавиану, которое было читано на IV Вселенском соборе, святой Лев высказывает такие мысли о воплощении Бога: " Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого. Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

Святитель Лев I Великий, папа Римский (440 - 461) получил от императора титул Верховного понтифика, pontifex maximus, который постулирует носителя этого титула в качестве высшего авторитета в вопросах веры. «Власть римского епископа как наместника св. Петра уже утвердилась ранее предшественниками Льва, в особенности такими, как Дамас и Сириций. Но Лев - папа, чья безупречная нравственность и преданность Церкви создали ему непоколебимый авторитет во всем мире, - придал этой идее куда больше торжественности, внешнего блеска и последовательности. Более того, он внес в эту самооценку Римской Церкви два новых аспекта. Один из них - параллелизм двух организаций, имперской и церковной. Римское понятие имперского тела (corpus) идентифицируется в его мысли с Телом Христа (Corpus Christi), которое понималось не только как духовное, сакраментальное тело, но и как конкретная земная организация. Конечно, Сам Христос - Глава тела, но так как Он сделал Петра «князем всей Церкви» - главенство над земной организацией принадлежит Петру и его наследникам. Иными словами, Петру и его наследникам принадлежит в Церкви то место, которое в Империи принадлежит императору». Власть папства, утверждал святой папа Лев, - это власть самого святого Петра; устами пап глаголет сам святой Петр. При всем уважении к папе Льву лично на Востоке стали понимать, что «римское папское самосознание» нужно как-то ограничивать. И поэтому на IV Вселенском соборе было принято 28 правило, уточнявшее 3-е правило Второго Вселенского Собора: «Ибо и престолу Древнего Рима отцы, как и подобает, дали преимущества, потому что он был царствующим городом... Такие же преимущества подобают и святейшему престолу Нового Рима... Город, получивший честь быть городом императора и сената и имеющий равные преимущества с древним императорским Римом, был бы... подобно ему возвеличен и в церковных делах и стал бы вторым после него». Здесь утверждаются две неприятные для Рима идеи: во-первых, что верховенство Первого Рима, так же как и Второго, было утверждено отцами, а вовсе не святым Петром, а во-вторых, что преимущества римского епископа вытекают из того, что Рим был царствующим городом, то есть столицей.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/15/...

Первым крупным шагом отступления явился так называемый Великий раскол 1054 года, учиненный латинством. Великий раскол порою представляют так, будто Вселенская Церковь разделилась на две: Восточную и Западную, каждая со своей правдой. Но нет, не так – это гордый Рим, унаследовавший спесь языческой империи, откололся от Вселенского Православия. Здесь следует уточнить терминологию. Римская Церковь называет себя «католической», но это название ею узурпировано. «Католической», или «кафолической» (что в переводе с греческого означает – всеобъемлющая ), разросшаяся епархия Римского епископа – папы – отнюдь не является, его последователей вернее называть «латинянами», или, учитывая претензии на мировую власть, – «римо-католиками». Расхождения начались с «маленькой поправки», которую Рим позволил себе внести в утвержденный Вселенскими Соборами Символ веры, где каждое слово – весомее тысяч книжных томов. Это было пресловутое «филиокве», родившееся в VI веке в Испании. Испанские христиане, которые боролись тогда с отрицавшими Божество Спасителя еретиками, в пылу этой борьбы проявили «ревность не по разуму» – самовольно добавили в Символ веры понятие об исхождении Святого Духа «и от Сына». Это было грубое вмешательство человеческого мудрования в таинственнейшее учение о Святой Троице, ничего подобного не было ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Вселенская Церковь единодушно отвергла «филиокве», этому лукавому нововведению воспротивились и римские святители того времени. Так, папа Римский Лев III не только отверг домогательства императора Карла Великого, пытавшегося навязать Церкви «филиокве», но и повелел вычеканить на серебряных досках православный Символ веры и положить их при гробнице святых апостолов Петра и Павла, присовокупив к этому надпись: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для утверждения ее»; в конце IX века Римский папа Иоанн VII назвал добавление «фили-окве» в Символ веры безрассудством. И лишь в XI веке в угоду германским императорам Рим принял «филиокве», чем исказил правое учение.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Манихеи и Прискиллиане, новая отрасль манихейства, подобно Пелагианам, наполняли почти весь Запад, и развращали народ не только в Испании, Галлии, Италии, но даже и в самом Риме 21 . Таково было состояние Церкви того времени, когда единодушный глас народа и клира римского возвел св. Льва на кафедру Церкви Римской, и, таким образом, предавал его бдительности чистоту веры и его попечению благосостояние почти всего Запада. Епископ города Рима, кроме епархии собственно римской, как Патриарх, заведывал всеми епархиями средней и нижней Италии, Сицилии, Сардинии, Корсики, и епархиями Мавритании Цезаринской. Все сии области, составляющия градоначальство Рима, в делах церковных подлежали главному управлению Епископа Римского, и назывались местами подведомственными Риму (loca suburbicaria) 22 . Кроме того, Епископ Римский имел влияние на дела Церквей Галльской 23 , Испанской 24 и Иллирийской 25 . По правилам Собора Сардикийского, во всех сих Церквах Епископ Римский имел право высшего судии и главного решителя иерархических споров. Ему давалось право пересматривать дела епископов, недовольных решением частных (областных) Соборов, и в случае несогласия с сими решениями назначать новый Собор, для пересмотра и решения спорных дел 26 . Наконец Епископ города Рима, как древней столицы Римской державы, имел первенство и старейшинство пред всеми епископами христианского мира 27 , и потому необходимо участвовал во всех важнейших собраниях и делах Церкви Вселенской. Так был обширен круг власти и деятельности Епископа Римского, так много было чести и величия возседать на престоле Церкви Римской! Но св. Лев, весьма далекий от той мысли, чтобы смешивать дело Божие с делами человеческими и, устраняя от себя трудности пастырского служения, утешать себя славой видимого могущества и власти, приемля жезл правления, не восхищается, но ужасается своего избрания, и искренно исповедуя немощь свою, смиренно предает себя во власть Бога, его призывавшого. «Взирая на низость скудости своей «и на величие принятого дара, и я, говорит Святитель в Слове на свое избрание, должен воскликнуть пророческим словом: Господи, услышах слух Твой, и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся ( Авв.3:2 ); ибо что необычайнее, что страшнее, как труд скудельному, высота униженному, достоинство не заслуживающему 28 ? Если обращаю взор на себя и на дела свои, едва нахожу что-нибудь, чему бы справедливо мог радоваться; потому что обложен я смертною плотию, подлежу бренности и тлению, никогда по бываю столько свободен, чтоб мужественно держаться на своем месте, не уступая нападениям врага; и в этом борении невозможно одержать такой счастливой победы, чтоб «после торжества по возобновлять снова брани. И если таков удел всех вообще иереев; то тем паче бременить и гнетет он меня. Самое величие принятого мною на себя бремени умножает случаи к преткновению. Тем большую чувствую на себе тяяжесть, чем многочисленнее мои обязанности в служении всем 29 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада… А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий». В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлёву икону для поднесения Александру III, о чём свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области. Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву. …В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жены-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Левпапа римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале. Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа… — Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздаётся должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, — сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. — Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям.

http://pravoslavie.ru/36986.html

Епископ Павел Эмесский (†444), участвовавший в примирении Александрийской и Антиохийской кафедр после Третьего Вселенского собора, приводит исповедования корифея апостолов из уст учеников (o korujioz twn apostolwn... to stoma twn maqhtwn) апостола Петра: «Ты есть Христос, Сыно Бога Живаго», – и на этой вере, на этом камне (epi tauth th pistei... epi tauthz thz petraz) основана Божия Церковь. При всех своих дипломатических способностях епископ Павел формулировал однозначные вероучительные определения, что выражено в его проповедях в присутствии святителя Кирилла Александрийского. Блаженный Феодорит Кирский (†457), ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, призывает услышать слова исповедования великого Петра божественности Иисуса Христа и подтветрждение Христом этих Петровых слов Своим высказыванием о создании Церкви на этом камне. Поэтому мудрейший ап.Павел, наипрекраснейший строитель церквей, не кладет иного основания: « Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » (1Кор.3:11) – этот божественный писатель и блаженный Феодорит считают Христа основанием Церкви (см. Epistola 146, ad Joannem œconomum) . Согласно Василию Селевкийскому (†458), Христос называет вероисповедование Камнем (tauthn thn omologian Petran kalesaz o Cristoz) и называет того, кто его исповедал, Петром (Камнем), воспринимающим это именование как наиболее подходящее тому, кто первым исповедал веру (Petron onomazei ton prwtwz tauthn omologhsanta × gnwrisma thz omologiaz thn proshgorian dwroumenoz). Это есть истинный камень благочестия, основа спасения, стена веры, основание истины: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (Auth gar alhqwz thz eusebeiaz h petra, auth thz swthriaz h krhpiz, touto thz pistewz to teicoz, outoz o thz alhqeiaz qemelioz × Qemelion gar allon oudeiz dunatai qeinai para ton keimenon, oz estin Ihsouz Cristoz) . Святитель Лев Великий (†461), знаменитый римский папа, вызывавший восхищение современников силой своего характера, нравственной чистотой и преданостью Церкви, употребляет в проповедях слово «камень» с явной аллюзией на рассматриваемый евангельский текст, однако уже с иными смыслами и под влиянием идей римского патриотизма, искавшего новые основания для сохранения romanitas и утверждения величия Рима после утраты его значимости как столицы империи.

http://pravoslavie.ru/43153.html

«Если, – говорит св. Кирилл, – мы называем соединение, то говорим этим, что оно есть соединение плоти, разумеется, одаренной разумной душой, и Слова» 1225 . По учению св. Флавиана, архиепископа Константинопольского, «Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумною душою и телом» 1226 . «Мы, – говорит св. Лев, папа Римский , во втором своем послании к клиру и народу города Константинополя, – называем Христа не Богом только, как еретики манихеи, и не человеком только, как еретики фотиниане, – a человеком не в таком смысле, будто у Него чего-нибудь не достает из того, что без всякого сомнения принадлежит человеческой природе, например, или души, или мысли разумной... но говорим, что Христос, Сын Божий, есть истинный Бог... и что Он же есть истинный человек» 1227 . Насколько означенное святоотеческое учение о восприятии Богом Словом в Свою Божественную Ипостась человеческой плоти с разумной душой точно выражало истину, что здесь мыслилось св. отцами полное человеческое естество, об этом даже свидетельствуют их враги. В данном случае мы имеем в виду возражение св. Кириллу на одиннадцатое анафематство со стороны Еп. Феодорита Кирского в период, когда он был сторонником Нестория. В этом возражении Еп. Феодорит писал о св. Кирилле: «он никогда не упоминает о том, что плоть (Слова) разумная и не исповедует, что воспринятый есть человек совершенный, но, следуя учению Аполлинария, всегда называет ее просто плотию» 1228 . Значит не только по учению св. отцов, но и по учению их противников под плотию с разумной душой разумелось полное человеческое естество. Конечно, Еп. Феодорит Кирский в вышеобозначенном своем возражении допустил слишком большую ошибку. Св. Кирилл, подобно другим св. отцам Церкви, постоянно говорил о воспринятой Словом в Свою Божественную Ипостась плоти с разумной душой разумея под этим понятиями всю полноту человеческого естества. Об этом говорят многочисленные свидетельства из тех же «Деяний Вселенских Соборов» 1229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Так, впервые в формате Вселенского Собора мы имеем свидетельство того, что Римская Церковь заявила свое притязание на первенство в Церкви. Отметим как факт, что право на это первенство Римская Церковь основывала на фальсифицированном тексте одного из основополагающих канонов . Доподлинно неизвестно, при каких обстоятельствах и когда на Западе возник латинский перевод 6-го Никейского правила со вставкой Ecclesia Romana semper habuit primatum , и почему греческий термин πρεσβεα был переведен не через обычное латинское соответствие privilegia, а через слово primatus (первенство). Помимо чисто текстуального искажения канона при переводе на латинский язык, в Риме применили к нему и весьма неожиданную интерпретацию: согласно принятому там вплоть до середины XX в. толкованию, канон вводил иерархию упомянутых в нем кафедр, по которой первое место занимала Римская, второе — Александрийская, а третье — Антиохийская. Святитель Лев I Великий, папа Римский То, что претензии Рима, заявленные в искаженном каноне Никейского Собора, были не только теоретическими, но и имели отношение к римской церковно-политической практике того времени, подтверждается многочисленными свидетельствами церковной истории. Весьма ярко политика Рима в отношении прочих Поместных Церквей проявилась уже в понтификаты Льва Великого (440–461) — Папы Халкидонского Собора — и его ближайших преемников . Лев Великий неоднократно заявлял, что его власть, как и власть прочих престолов, основывается на «канонах святых отцов», закрепленных решениями Никейского Собора . При этом гарантом этих решений выступает сам Папа. Лев пишет: «[право] распоряжаться принадлежит мне, и мне вменится в вину, если будут нарушены правила отеческих постановлений, которые, по наставлению Духа Божия, были заложены на Никейском Соборе для управления всею Церковью» . По мнению Папы, основанному на искаженной версии Никейского шестого канона, в Церкви присутствовала иерархия трех престолов: Римского, Александрийского и Антиохийского, причем место каждого престола соответствовало его рангу, связанному с объемом власти и полномочий в отношении других Поместных Церквей. Рим, на основании вставки в Никейский канон, обладал первым местом. Опротестовывая 28-е халкидонское правило, Папа Лев говорил:

http://pravoslavie.ru/119735.html

Например, икона святителя Николая Чудотворца, подаренная будущему царю Николаю II, хранится в Эрмитаже. На ее обороте есть надпись: «Из архива цесаревича». Святые Кирилл и Мефодий. Икона письма Григория Журавлёва      Также была обнаружена икона святителя Алексия, митрополита Московского, написанная Журавлевым для иконостаса Самарского кафедрального собора Христа Спасителя (он был разрушен в 30-х годах) по просьбе самарского губернатора Свербеева. Святитель Алексий считается покровителем Самары (он останавливался в скиту, стоявшем на месте города, когда ездил в ставку к татарскому хану), поэтому для иконописца писать такую икону было большой честью. Святой Лев, папа Римский. Икона письма Григория Журавлёва      Еще одна из икон Журавлева, оказывается, есть в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии — «Святой Лев, папа Римский». Пять икон хранится в Самарском епархиальном музее — иконы Божией Матери «Взыскание погибших», «Млекопитательница», «Скоропослушница», святителей Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных жен-мироносиц. Некоторые из них взяты на временное экспонирование из областного краеведческого музея. На самом деле, перечислять географию распространения икон Григория Николаевича можно долго. Например, один из написанных им образов был обнаружен в 1963 году в Сербии, тогда входившей в состав Югославии. На нем была подпись: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утеевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Почти все свои работы иконописец подписывал примерно одинаково. Загадка «Утёвской мадонны» Утёвская мадонна      Григорий Журавлев написал еще одну необычную картину — Александр Малиновский называет ее «Утёвской мадонной»: «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие темные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но все же она воспринимается как икона».

http://pravoslavie.ru/106413.html

Святитель Лев I, Великий, папа Римский (†461) родился в Италии в христианской благочестивой семье. Отца его звали Квинтианом. Святитель Лев получил прекрасное воспитание и светское образование. Но, стремясь к духовной жизни, предпочел миру служение Церкви и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440). По смерти последнего святитель Лев за чистоту и целомудрие своей жизни был единодушно избран в сентябре 440 года первосвятителем Римской Церкви. Это было трудное время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. В святителе Льве пастырская мягкость и доброта соединялись с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Ему дано было Господом стать защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе нашем Иисусе Христе, и ереси Нестория. Узнав об еретическом «разбойничьем» соборе в Ефесе (449), во время которого пострадал святой Патриарх Царьградский Флавиан (память 19 февраля), святитель Лев обращался с посланиями к императорам Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–451) о созыве IV Вселенского Собора для осуждения ереси монофизитов. Собор этот состоялся в Халкидоне в 451 году. На нем присутствовало 630 епископов и происходили прения, во время которых (на Соборе) было оглашено послание святителя Льва I к тогда уже почившему святителю Флавиану о двух естествах Господа нашего Иисуса Христа. По преданию, написав послание, святитель Лев положил его в гробницу святого первоверховного апостола Петра и обратился к нему со словами: «Если я, как человек, в чем-то согрубил и не достиг, то ты, кому Самим Господом нашим поручен Престол сей и Церковь , – помоги и исправи». По истечении сорока дней, проведенных святителем Львом в молитве и посте, к нему явился святой апостол Петр и сказал: «Прочел и исправил». Святитель Лев поспешил к гробнице и нашел в ней свое послание с исправлениями, сделанными апостольской рукой. По прочтении на IV Вселенском Соборе этого послания все присутствовавшие там епископы согласно воскликнули: «Это вера отеческая! Все так веруем! Петр через Льва так вещает! Анафема тому, кто так не верует!.. Почему это не было читано в Ефесе? Это Диоскор скрыл!».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010