Также в письме императору папа Григорий напоминает, что ранее от подобного титула отказался папа Лев Великий: «В самом же деле, [наименование «вселенским»] было преподнесено чтимым Халкидонским собором римскому понтифику ради чести блаженного Петра, главы апостолов (apostolorum principis). Однако никто из них (вероятно, имеются в виду папа Лев и его преемники — А.М. ) никогда не соглашался использовать это исключительное наименование, дабы в то время, как одному давалось нечто частное, все священники не лишались причитающейся чести. Так отчего же, стало быть, мы не добиваемся этого даже преподнесенного названия, а тот притязает его присвоить даже не преподнесенное?» [V.37, 310.77–83] . Тот же пример папа Григорий приводит в письме патриарху Иоанну: «Разве, как Ваше братство знает, досточтимый Халкидонский собор предстоятелей этого апостольского престола, которому я служу по устроению Божию, не назвал “вселенскими”, оказав [им] эту честь? Однако никто и никогда не пожелал называться таким словом» [V.44, 332.89–92] . Обращает на себя внимание и то, что по версии святителя Григория, его предшественник папа Пелагий своим распоряжением «отменял деяния того [Константинопольского] собора» [V.44, 329.11–330.16], в актах которого патриарх Иоанн значился как вселенский. Видимо, папа Григорий имел в виду, что Пелагий протестовал именно против титула, а не пытался отменить соборные решения. И все же отметим, что по версии святителя Григория римский предстоятель может отменять деяния собора другой Церкви. Догматические аргументы Приводя в пример апостолов, святитель Григорий называет их «главами отдельных народов», которые, однако, все являются членами церковного тела под одной главой — Христом [V.44, 332.80–82]. Тогда как в принятии титула «вселенский» (universalis) Григорию видится намерение патриарха стать главой Церкви над всеми остальными епископами вместо Христа. [V.44, 331.45–55]. Более того, одному называться епископом [V.39, 316.47–48]. Тем самым патриарх «похищает», «уничтожает» [V.37, 310.74–76, 79–81], «попирает ногами» честь других епископов [V.44, 331.65–67].

http://bogoslov.ru/article/6177039

году собор в Риме объявил лишенным всякой силы состоявшийся собор в Ефесе. 22 Собор в Ефесе получил достойное наименование «разбойничий» (ληστρικ, latrocinium Ephesinum). Как замечает профессор Афинского университета, известный догматист Иоанн Кармирис, когда были узнаны факты случившегося на соборе в Эфесе «они были ознаменованы серьезным возмущением и противодействием насильственным поспешным, нечестивым и весьма лукавым решениям его». 23 Собор в Эфесе служит одним из убедительнейших доказательств того, что далеко не всякий собор епископов и даже предстоятелей поместных церквей является вселенским и выражает истину. Как подчеркивает свт. Лев Великий в письме к народу Константинополя «там не было соблюдено ни правило справедливости, ни благочестие веры». 24 И святитель Лев, видя, какое «зловреднейшее преступление» 25 против веры было совершено на соборе в Эфесе, обращается к императору Феодосию с настоятельной просьбой созвать собор в Италии для восстановления мира в Церкви. Он пишет императору: «Итак, мы подтверждаем, что собор епископов, который вы повелели созвать в городе Эфесе по делу Флавиана, противоречит и самой вере и наносит рану всем церквам, что дознано нами не от какого-нибудь недостоверного источника, но от самих достопочтеннейших епископов, которые нами были посланы, и от вернейшего повествователя бывших происшествий – нашего дьякона Илария (Hilarus). А такая вина произошла из-за того, что те, которые были собраны, произнесли свои мнения о вере и заблудившихся не от чистого сознания и правильного суждения, как этого требовало обыкновние...И вы не должны допускать, чтобы на вас пал чужой грех , потому что мы опасаемся, чтобы тот, благочестие которого пало, не навлек на вас негодования...Так как этому таинству ныне некоторые неблагоразумно нечестиво противоречат, то со слезами и стенаниями умоляют вашу кротость все церкви наших областей ,все священники, ... повелели составиться внутри Италии вселенскому собору, который бы все возникшие несправедливости так порешил, или укротил, чтобы более не оставалось ни какого-нибудь сомнения в вере, ни разделения в любви...» 26 . Но император Феодосий, находясь под влиянием царедворца Хрисафия, считал решения собора в Ефесе верными. Не помогло и вмешательство в церковные вопросы, по просьбе свт. Льва, и императора Валентиниана III. Император Феодосий писал своему соправителю на Западе о соборе в Ефесе: «И мы знаем, что ими ничего не сделано противного правилу веры и справедливости. Итак, весь спор прекращен священным судом. А Флавиан., который признан виновником вредной новизны, получил достойное наказание». 27 Не увенчались успехом и просьбы матери императора императрицы Галлы Плацидии, которой император послал ответное письмо на ее ходатайство такого же содержания, что и императору Валентиниану. Томос свт. Льва Великого и IV Вселенский собор

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Венцом сих свидетельств о воплощении Сына Божия для спасения человеков может служить свидетельство самой Пресвятой Богородицы. Она, явясь Феофилу, отрекшемуся от Христа, так наставляла его: исповедай, о человек, что Тот, Которого я родила и Которого ты отвергся, есть воистину Христос Сын Бога живого, имеющий придти судить живых и мертвых, и я умолю Его за тебя, и он примет тебя кающегося. Как я осмелюсь, воскликнул падший Феофил, отверзть свои скверные и нечистые уста, которыми отвергся Сына твоего и Бога моего? Ты только исповедай его Богом, наставляла пресвятая Богородица, и не сомневайся о Его благоутробии; ибо он милосерд и человеколюбив и примет слезы истинно кающихся; для того Он-Бог и был человек и изволил принять от меня плоть, да спасет род человеческий 20 . II. О искуплении рода человеческого крестными страданиями Сына Божия Иисуса Христа А) В борьбе с иудейством Слово крестное, то есть проповедь о крестных страданиях Иисуса Христа, казалось, по Апостолу, соблазном для иудеев, привыкших ждать Мессию как славного всемирного завоевателя. Для уяснения им действительности и сообразности с советом Божиим страданий Господа, Спасителя нашего, святые угодники приводили ветхозаветные пророчества, которыми они сами дорожили. Святой Силвестр, папа Римский, говорил им: о взятии Господа иудеями предсказано было в книге Соломона: рекоша в себе помышляющии неправо: уловим праведнаго, яко непотребен нам есть, и противится делом нашым ( Прем.2:1:12 ). О предании Его чрез ученика возвестил псалмопевец: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание ( Пс.40:10 ). О неправедных свидетелях он же написал: восташа на мя свидетели неправеднии ( Пс.25:12 ). О распятии: ископаша руце мои и нозе мои ( Пс.21:17:18 ), исчетоша вся кости моя; о разделении Христовых риз: разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребий (ст. 19); о напоении оцтом и желчию: даша в снедь мою желчь и в жажду мою напоиша мя оцта ( Пс.68:22 ); о погребении: положиша мя в рове преисподнем ( Пс.57:7 ). И праотец ваш Иаков предрек о сем: возлег уснул еси яко лев и яко скимен ( Быт.49:9 ). После сих ветхозаветных свидетельств святитель Христов, решая возражение Иудеев, как Бог может страдать, сказал им: Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Человечество Его в едином лице пострадало за нас; а Божество не было подвержено страданиям. Как дерево, освещенное солнечными лучами, хотя и бывает посекаемо, но в это время луч солнечный не сечется: так и человечество во Христе, соединенное с Божеством, хотя потерпело страдания, но Божество не страдало 21 . Дунаан, царь из иудеев, возражал святому Арефе: Безумие веровать распятому, как Богу; разве может быть биен Бог бестелесный? Разве может умирать бессмертный? Святой мученик отвечал: мы сами знаем, что Божество ничего не могло терпеть, терпело за нас человечество, взятое от пречистой Девы: Божество же Свое Христос Господь явил неизреченными чудесами 22 . Б) В борьбе с язычеством

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Епископ Павел Эмесский (†444), участвовавший в примирении Александрийской и Антиохийской кафедр после Третьего Вселенского собора, приводит исповедования корифея апостолов из уст учеников ( o korujioz twn apostolwn... to stoma twn maqhtwn) апостола Петра: «Ты есть Христос, Сыно Бога Живаго», - и на этой вере, на этом камне (e pi tauth th pistei... epi tauthz thz petraz) основана Божия Церковь. При всех своих дипломатических способностях епископ Павел формулировал однозначные вероучительные определения, что выражено в его проповедях в присутствии святителя Кирилла Александрийского. Блаженный Феодорит Кирский (†457), ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, призывает услышать слова исповедования великого Петра божественности Иисуса Христа и подтверждение Христом этих Петровых слов Своим высказыванием о создании Церкви на этом камне. Поэтому мудрейший ап.Павел, наипрекраснейший строитель церквей, не кладет иного основания: « Ибо никто не может положить иного основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » (1Кор.3:11) – этот божественный писатель и блаженный Феодорит считают Христа основанием Церкви (см. Epistola 146, ad Joannem œconomum) . Согласно Василию Селевкийскому (†458), Христос называет вероисповедование Камнем (tauthn thn omologian Petran kalesaz o Cristoz) и называет того, кто его исповедал, Петром (Камнем), воспринимающим это именование как наиболее подходящее тому, кто первым исповедал веру ( Petron onomazei ton prwtwz tauthn omologhsanta × gnwrisma thz omologiaz thn proshgorian dwroumenoz). Это есть истинный камень благочестия, основа спасения, стена веры, основание истины: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( Auth gar alhqwz thz eusebeiaz h  petra, auth thz swthriaz h krhpiz, touto thz pistewz to teicoz, outoz o thz alhqeiaz qemelioz × Qemelion gar allon oudeiz dunatai qeinai para ton keimenon, oz estin Ihsouz Cristoz) . Святитель Лев Великий (†461), знаменитый римский папа, вызывавший восхищение современников силой своего характера, нравственной чистотой и преданностью Церкви, употребляет в проповедях слово «камень» с явной аллюзией на рассматриваемый евангельский текст, однако уже с иными смыслами и под влиянием идей римского патриотизма, искавшего новые основания для сохранения romanitas и утверждения величия Рима после утраты его значимости как столицы империи.

http://bogoslov.ru/article/1251083

Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «А скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был истинным Человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее» . Блаженный Феофилакт видит и другую причину в этой видимой скорби, он пишет: «Скорбит вместе с тем и для того, чтоб утаить Себя от дьявола, чтоб дьявол напал на Него, как на простого человека, и умертвил Его, а чрез это и сам был бы низложен» . То есть сатана не решался напасть на Христа как на Истинного Бога, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак. 2, 19), но мог напасть, увидев в Нем только человека. То, о чем Христос говорит: душа Моя скорбит смертельно , – называется «смертной тоской». Это такое состояние, когда человек чувствует как бы дыхание приближающейся смерти и ничего уже не может остановить или изменить . И далее мы читаем: И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Святитель Лев Великий, папа Римский, так истолковал данный стих: «Господь, наставив учеников Своих в том, чтобы против постоянного искушения бодрствовали в молитве, и Сам молится: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты . Первое прошение происходит от слабости, второе – из крепости: Он первого хотел, основываясь на нашей (т. е. человеческой – О.С .) природе, второго – на Своей собственной (т. е. Божественной природе – О.С .). Равный Отцу (т. е. по Божеству – О.С .), Сын знал, что все возможно для Бога; Он сошел в этот мир принять крест против воли Его (т. е. как человека – О.С .), чтобы теперь Он выстрадал эту борьбу чувств с разумом (т. е. как Богочеловек – О.С. ). И вот показана разница между воспринятой природой (т. е. человеческой – О.С .) и принимающей (т. е. Божественной – О.С .): свойственное человеку требовало Божественной силы, а свойственное Богу взирало на человеческое. Воля более низкая (т. е. человеческая – О.С .) соединялась с волей вышней (т.е. Божественной – О.С .), и это показывает, о чем может молиться страшащийся человек и чего не может гарантировать Божественный Целитель (т. е. без нашего согласия и пользы – О.С .), ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим. 8, 26), и благо для нас, что по большей части то, чего мы просим, нам не дается. Бог, благой и праведный, являет милость Свою к нам, когда не дает нам то, что просим, потому что оно нам вредно» .

http://pravoslavie.ru/102655.html

Один хорошо мне знакомый журналист из «МК», Александр К., рассказывал мне, что во время 1-й Чеченской войны он должен был взять интервью у Салмана Радуева. И когда он с трудом под пулями, рискуя жизнью, нашел его в одном из аулов, Радуев, который ранее дал согласие на интервью, посмотрел на журналиста и сказал: – Да ты, наверное, из ФСБ? – и крикнул своим: – Расстреляйте его!  И Александра повели за дома к оврагу. Журналист вспоминал: «На меня навалилась смертная тоска, я не хотел идти, но ноги шли сами, и я понимал, что ничего не могу исправить. Смерть дышала мне в лицо, и я шел ей навстречу, и эту тоску смертную нельзя ни с чем сравнить…»  Радуев высунулся в окно и крикнул: – Давай их назад, будем чай пить!  Журналист остался жив, а через некоторое время стал христианином. Александр не любил вспоминать этот эпизод из своей жизни, но когда вспоминал, то, несмотря на профессиональное красноречие, с трудом находил слова… Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «А скорбит и тоскует благопромыслительно, дабы уверовали, что Он был истинным Человеком, ибо человеческой природе свойственно бояться смерти. Смерть вошла в человеческий род не по природе; поэтому природа человеческая боится смерти и бежит от нее » 528 . Блаженный Феофилакт видит и другую причину в этой видимой скорби, он пишет: «Скорбит вместе с тем и для того, чтоб утаить Себя от дьявола, чтоб дьявол напал на Него, как на простого человека, и умертвил Его, а чрез это и сам был бы низложен» 529 . То есть, сатана не решался напасть на Христа как на истинного Бога, ибо «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ), но мог напасть, увидев в Нем истинного Человека. И далее мы читаем: Мф.26:39 . «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты». Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал данный стих: «Господь, наставив учеников Своих в том, чтобы против постоянного искушения бодрствовали в молитве, и Сам молится: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты”.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Великий святитель и пастырь Божией Церкви - Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца - Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом при папе Сиксте III За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: " Приветствую тебя, бич Божий " . Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

Из истории западного Богословия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 15 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 25, 2000 1 Святитель Лев Великий I. Биографический очерк Святитель Лев Великий родился ок. 400 г. в Тоскании. О его детских и юношеских годах нам ничего не известно. С самого начала деятельность Льва была связана с церковной жизнью. При папе Зосиме (417–418) Лев в качестве аколуфа 2 ездил к африканским епископам с посланием папы 3 . В понтификат папы Целестина (422–432) Лев уже пользовался большим влиянием в Римской Церкви. Он участвовал в несторианских спорах и состоял в переписке со святителем Кириллом Александрийским. По его просьбе преподобный Иоанн Кассиан написал свой трактат О воплощении Господа (430). В начале 30-х гг. V века Лев был рукоположен в диаконы. В 432 г. он стал ближайшим советником папы Сикста III. В этот период он вместе с Проспером Аквитанским участвовал в полемике с пелагианами. Весной 440 г. по просьбе Равеннского императорского двора Лев отправился в Галлию для урегулирования конфликта между патрицием Аэцием и префектом претории Альбином. Его миссия увенчалась успехом, и оба военачальника объединили силы для отражения нашествия варваров. В отсутствие Льва скончался папа Сикст III, и римский клир и народ единогласно избрали Льва его преемником. Лев был посвящен во епископа Римского 29 сентября того же года. После этого он сразу приступил к решению многочисленных церковных вопросов: способствовал дальнейшему объединению Западных епископов вокруг архиепископа Римского, стремился к усилению своего влияния в отдаленных областях, таких как Галлия, Испания, Сев.-Зап. Африка, Иллирик, к урегулированию политического кризиса, связанного с нашествием варварских народов, боролся с ересями и остатками язычества. В 448 г. папа Лев принял деятельное участие в евтихианском споре, в котором без колебаний принял сторону епископа Флавиана Константинопольского. Он направил ему свое знаменитое послание, более известное как Томос папы Льва (tmoj Lontoj) и послал своих легатов на Эфесский “раз­бойничий” собор 449 года (latrocinium ephesinum), на котором папские легаты выразили неприятие его решений веским словом опровергается (contradicitur).

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Льва, папы Римского Память 18 февраля Великий святитель и пастырь Божией Церкви – Лев, папа римский , родом был из Италии; отец его именовался Квинтианом. С юных лет святой Лев был обучен всякой книжной премудрости, познакомился с внешней философией 1433 и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он сначала был архидиаконом 1434 у папы Сикста III-ro 1435 . За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран в первосвятителя Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов 1436 , называвшийся бичем Божиим, завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае нужды даже положить душу за овец своих. Мудрыми сладкоглаголивыми и боговдохновенными словами беседовал он с Аттилою и превратил его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал словам угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостью честного лица его. Исполнив всё по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу: – Почему ты убоялся одного только римлянина, пришедшего без оружия? почему ты повиновался ему? почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святитель Лев, Великий, папа Римский является одной из выдающихся личностей в истории Древней Церкви благодаря его разносторонней церковной даже политической деятель. Последняя была вызвана тем плачевным состоянием Западной части Римской Империи, в котором она оказалась по причине сильного на нее натиска варварских племен в эпоху так называемого «переселения народов». Именно нахлынувшие, преимущественно на Западную империю, многочисленные варварские народы привели к ее полному исчезновению, к гибели «Вечного Города». Не менее напряженной была и жизнь Кафолической Церкви, которая после вековых гонений на нее со стороны языческих императоров, «вышла из катакомб». Это произошло после окончательной победы императора Константина Великого в 324 при Адрианополе и объединения всей империи 1 под властью единого фактически императора-христианина 2 состояние внешнего мира, однако это мирное положение было нарушено внезапно возникавшими многочисленными догматическими спорами. «Когда пала тирания и единодержавный Константин стал управлять государством как христианин и защитник Церкви, Церковь настолько ощутила себя осчастливленной, что некоторые епископы почти что утратили чувство меры. Они оказались неготовыми понять новую реальность и противостоять новым сотрясающим проблемам. Речь идет о проблемах, которые создала свободная жизнь и деятельность Церкви, необходимость в ее строгой организации, появление новых опасных ересей и повод для всецело глубокого и самого широкого богословского разъяснения истины. Однако же это разъяснение следовало бы делать с помощью философского слова, правильное и рассудительное использование которой христианскими богословами стало острой проблемой, которая была успешно разрешена только великими Отцами» 3 , – подчеркивает С.Папдопулос В V столетии после завершения т.н. тринитарных споров на III Вселенском соборе (431г.), споров о достоинстве Второго Лица святой Троицы, вскоре начались споры об образе соединения природ в Лице Богочеловека Христа. Эти споры шли не менее напряженно, чем антиарианские. Они длились более чем сто с лишним лет. Для Православной Церкви эти споры имели принципиальный характер, поскольку все они касались существа христианской веры. В них, как известно, играли огромное значение выдающиеся Отцы Церкви, такие как: свт. Афанасий Великий , свт. Григорий Богослов , свт. Василий Великий , свт. Кирилл Александрийский , свт. Флавиан Константинопольский и свт. Лев, папа Римский . О нем, и о его вкладе в раскрытии и и формировании православной христологии и пойдет речь. 4 Свт. Лев Великий и некоторые биографические сведения

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010