С нравственной стороны их «проповедь была больше словом властного напоминания о долге и истине, чем словом старательного убеждения» 54 . В некоторых проповедях профессор даже находит черты излишней строгости, доходящей до ригоризма. Если до V в. проповедь на Западе находилась под большим влиянием восточных проповедников, то, по наблюдению В. Ф. Певницкого , у вышеуказанных западных отцов она обретает черты самостоятельности. При этом их проповедь не обладала «ни возвышенностью мистики, ни диалектикой, ни силой обличительного анализа, ни глубиной чувства... Даже похвальные слова у них просты и безыскусственны» 55 . Тем не менее каждый из этих отцов внес определенный вклад в развитие церковного проповедничества и оказал влияние на общественное сознание своей эпохи. С этой исторической точки зрения, прежде всего, и привлекал внимание профессора их опыт проповеднического служения. Святитель Лев, папа Римский , которому Церковь усвоила прозвище Великий, был одним из самых влиятельных пастырей-проповедников на Западе. Он занимал Римскую кафедру в 440–461 гг. «Имя святого Льва Великого , епископа Римского, славное в истории вообще, – констатирует профессор, – занимает видное место и в истории проповедничества. От него первого из Римских епископов дошли до нас проповеднические труды» 56 . Однако, по мнению исследователя, проповеднические дарования святителя Льва в литературе сильно преувеличены: по своему содержанию его проповеди не представляют ничего выдающегося. Завышенная оценка проповеднического дарования вызвана, скорее всего, блеском его славы как решительного и энергичного иерарха и администратора. Ему суждено было возглавить Римскую кафедру в период великих исторических потрясений, державших в напряжении не только Запад, но и Восток. Без преувеличения, в то время Римский престол привлекал к себе взоры всей христианской ойкумены. И нет ничего удивительного в том, что, по выражению ученого, «слово, раздающееся с высоты, всегда слышнее и впечатлительнее, чем слово, выходящее из скромных и незначительных углов церковного мира» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

12 Никифор Каллист, греческий историк XIV в., оставивший нам " Историю Церкви " . 13 Метеоры - по новейшему мнению, части одной рассыпавшейся планеты (планета - звезда, имеющая движение), иногда падающие на земную поверхность. 14 Комета - светило Небесное, не имеющее правильного движения по небосклону, но появляющееся после долгих периодов. По древним представлениям, кометы в разные времена предвещали различные бедствия и несчастия. 15 Сивилла Эритрейская, т.е. из города Эритреи, который находился, вероятно, на берегу Красного моря, в Эфиопии, нынешней Абиссинии. Здесь Сивилла Эритрейская неточно названа индийскою. - Впрочем, были и еще три Эритреи: одна в Греции, в Беотии, другая в Малой Азии, третья - в Этолии. 16 Св. Лев, папа Римский, один из великих святителей и защитников православия, живший в V в. и прославившийся особенно своею ревностною борьбою против ереси Евтихия, учившего, что во Христе только одно естество. Св. Лев оставил нам много слов на разные места Св. Писания, а также слова догматические с наложением православного учения о двух естествах во Христе; такого же содержания и его послания. Память св. Льва празднуется церковью 18 февраля. 17 Св. Ириней, епископ Лионский в Галлии, священномученик, пострадавший в гонение Септимия Севера, в 202 г. Он был учеником св. Поликарпа Смирнского (ученика св. Ап. Иоанна Богослова). Главное сочинение св. Иринея - Против ересей, или вернее Обличение лжеименного знания. - Память св. Иринея празднуется церковью 23 августа. 18 Медиолан, нынешний Милан, город в Сев. Италии, столица древней Лигурии. 19 Кельн (древ. Колоний Агриппина), древний город на Рейне, в Германии, знаменитый своим величественным собором, в котором, по благочестивому верованию западных христиан, покоятся части мощей свв. трех волхвов. Святитель Димитрий также считает Кельн обладателем этой святыни. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Каспар волхв, св. " .

http://pravicon.com/info-2640

Более полувека сильно колебалась Церковь ересью арианскою, а между тем ни один из догматов Никейских не поколебался, и самый Собор сей всегда почитаем был основанием единства церковного, ибо сам Дух Господень изрек Символ веры устами его отцов, собранных во имя Христово. «Дух, иде же хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет», говорит Спаситель Никодиму ( Ин.3:8 ). Не так было после третьего Вселенского Собора, на так называемом сборище Ефесском; не было тут Духа Божия в собрании епископов; действовали страсти человеческие под влиянием гражданской власти. Посему ни одно из его определений, благоприятных ереси евтихиевой, не удержалось впоследствии; все были отринуты частными Соборами и Вселенским в Халкидоне, ибо не было свободы суждений в Ефесе; на епископов налагали даже оковы, и Дух Господень отступил от такого нечестивого сборища. Здесь можно по истине вспомнить слова мудрого Гамалиила: «аще будет от человек совет сей или дело сие, – разорится; аще ли же от Бога, не можете разорити то» ( Деян.5:38–39 ). Святой Папа Римский, Лев Великий , был блюстителем чистоты догматов в эту смутную эпоху и, можно сказать, главою всего православия (не в смысле почести и власти, а по духу и ревности), как некогда великий святитель Александрии Афанасий в более страшную бурю арианства. Не потому однако твердо было определение Халкидонского Собора, что одобрил оное св. Лев, но от того, что истинны были догматы, провозглашенные на сем Соборе; предварительно было рассмотрено догматическое послание Папы, и потому только принято, что оно оказалось согласным с изложением веры св. Кирилла Александрийского ; от того и восклицали отцы соборные: «Петр говорит устами Льва!» Впоследствии же, не смотря на несогласие Папы признать первенство кафедры Цареградской пред прочими Патриаршими, определение сие вошло в закон; так мало нужно было утверждение Папское Вселенскому Собору. Между тем, в VIII столетии ясно обозначилось, какая была нужна черта вселенства для непоколебимости определений соборных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

И поныне невежды смеются, услышав Божественную истину. Божественная истина вещает: «Есть живой Бог!» – а невежды [криво] усмехаются, «зная», что Бога нет. Божественная истина свидетельствует: «Есть Царство Небесное!» – а на лицах скептиков и тут возникает ухмылка, ибо для них «ясно», что Небесного Царства не существует. Божественная истина утверждает: «Воскреснут мертвые!» – а невежды и это отрицают, ибо им «известно», что этого не произойдет. Но когда Бог явит Себя с сонмом Своих Ангелов, и откроется Небесное Царство, и воскреснут мертвые, то [и эти] «знатоки» придут в великое изумление . Кто способен избавить от невежд? Никто, кроме Христа, Всеведущего и Всемогущего. А чем могут спастись невежды? Ничем иным, как только верой во Христа и доверием ко Христу. Кто суть величайшие невежды в сем? Те, кто отрицает что бы то ни было из того, что Христос утверждал, – утверждая [при этом] всё, что угодно из того, что Христос отрицал. Одним словом – те, кто полагает, что знает нечто наперекор знанию Христову. Вот кто величайшие и самые опасные невежды, несущие в себе опасность и для себя, и для других. Братья мои, знайте, что обмануть нас способны все и каждый, [но] только не Христос, Господь и Друг наш. Он знает всегда, а мы не всегда, а лишь тогда, когда взираем на Него и слушаем Его. Господи милостивый и премилостивый, помоги всем невеждам еще прежде смерти и Суда прийти в великое изумление , дабы и они спаслись в Царстве святых Твоих. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 18 февраля 1. Св. Лев I, папа Римский . Родился в Италии, в благочестивой семье. Сначала служил архидиаконом у папы Сикста III, а по его кончине возведен, хотя и вопреки своей воле, на римскую кафедру. Когда Аттила с ордой гуннов подошел к Риму, намереваясь разорить и сжечь сей град, Лев вышел к нему в архиерейском облачении, укротил гнев вождя гуннов и избавил Рим от разрушения. Насколько Аттила уступил увещаниям этого святого мужа, настолько же должен был устрашиться видением апостолов Петра и Павла, стоявших рядом со Львом и грозивших [ему,] Атилле, огненными мечами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Многие христиане, в том числе и сам Патриарх, смущались духом и соблазнялись ересью. Преподобные Григорий и Иосиф, прибыв в Константинополь, в самую пучину смуты, проповедовали повсюду: и в домах, и на городских площадях догмат иконопочитания, духовно окормляя и поддерживая верных против еретиков. Однако нестроения и ересь продолжали волновать Константинопольскую Церковь . Тогда преподобный Григорий и другие иноки решили направить посланника в Рим с просьбой о поддержке, поскольку Римский Папа Лев III, будучи независимым от византийского императора, мог оказать большую помощь против иконоборчества. Посланником был избран Иосиф, отличавшийся даром красноречия и особой стойкостью в вопросах веры. Преподобному Иосифу не суждено было добраться до Рима: в дороге он был схвачен разбойниками-арабами, которые были подкуплены иконоборцами, отправлен на остров Крит и предан в руки еретиков, заключивших его в темницу. Преподобный принял это испытание со смирением и радостью. За все время своего тюремного заключения он не пал духом и не роптал на выпавшие ему лишения и скорби, но, напротив, устремляясь душою горе, возрастал духовно и поддерживал своим личным примером, мудрым наставлением и горячей молитвой других узников. Среди них оказался и один православный епископ, едва не впавший в грех отступничества. Молитвами и наставлениями преподобного Иосифа он настолько утвердился в истине, что сподобился мученической кончины, которую принял достойно и радостно. Шесть лет провел преподобный Иосиф в темнице, радуясь о Господе и благословляя мудрые суды Его. По истечении этого срока, в ночь накануне Рождества Христова, император Лев Армянин был убит своими же воинами. В тот же час преподобный Иосиф чудесным образом узнал в критской тюрьме о гибели гонителя: во время праздничных рождественских песнопений и молитвостояний его вдруг осиял Свет Небесный, и некий боголепный муж, облаченный в святительские одежды, предстал пред ним с известием, что нечестивец убит, а гонения на святые иконы прекращены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нет ничего сильнее чистой и несомненной веры во Отца и Сына и Святого Духа. И нет ничего более пагубного, чем неверие и сомнение, от которого впадают в ересь и в отступление, как это случилось с появившимися недавно новгородскими еретиками и отступниками, о которых мы много говорили до сих пор. Теперь же мы скажем еще об одном их лукавом и злодейском утверждении: если, говорят они, еретики или отступники, обличенные и осужденные в своих ересях и отступлениях, начнут каяться, то следует их принимать на покаяние. В предыдущем слове мы, основываясь на священных правилах и других святых книгах, говорили о том, как следует принимать на покаяние еретиков и отступников. Но о появившихся теперь еретиках и отступниках (я имею в виду новгородских), о покаянии их, не написано ни в одной из дошедших до нас книг. Мы не нашли ни одного лекарства, чтобы исцелить эту болезнь. Можно лишь молиться со слезами и сокрушением сердца Господу Богу Вседержителю, чтобы Он упразднил и искоренил этот еретический душепагубный недуг. Так поступали преподобные и богоносные отцы наши, священноначальники и святители. И блаженный Александр, патриарх Константинопольский, и святой Лев, папа Римский, и блаженный Архелай, епископ Месопотамский, о которых мы писали в предыдущем слове, и многие другие божественные святители поступали так. Эти божественные святители, чудотворцы, прославленные дивными знамениями, были подобны божественным пророкам и святым апостолам. А теперь люди ослабели, и недостойны просвещения Святого Духа, и не могут творить таких дел, какие творили древние святители и преподобные и богоносные отцы наши. Но мы не должны отчаиваться: Человеколюбец Бог дал нам книги для того, чтобы мы, наставляемые ими, не были соблазнены скверными еретиками. Так, святитель Златоуст говорит: во-первых, мы плаваем с помощью парусов, то есть Святым Духом, а во-вторых, с помощью весел, то есть святых книг. Святые же книги учат, как поступать, если возникнет какое-нибудь недоумение относительно согрешения душевного или телесного или появится где-нибудь новая ересь, а в священных правилах и прочих святых книгах не обнаружится указаний, как исцелять такие грехи и укрощать ереси. Так получилось с новоявленной ересью новгородских еретиков: ни в священных правилах, ни в прочих святых книгах не написано, как принимать их покаяние, поскольку они прежде не каялись, а теперь лицемерным, не истинным (В рукописи Соловецкой библиотеки вместо слов: “не истинным” написано: “и ложным”.) покаянием погубили множество душ, и губят и доныне. В таком случае следует православным царям и князьям, судьям мирским, священноначальному пастырю, святителям и священникам и всем православным христианам стараться и стремиться к тому, чтобы Господь просветил, вразумил и научил, как распознавать и обличать скрывающихся еретиков, и как принимать на покаяние тех, кто был обличен и поневоле покаялся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ЗИНОН (кон. III/нач. IV в.- 12.04.370/1), еп. Веронский (Веронийский), богослов и проповедник, свт. (пам. 12 апр.) ИИСУС ХРИСТОС Сын Божий, Бог, явившийся во плоти, взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (II-III вв.), раннехрист. церковный учитель и писатель, богослов, философ; один из основателей Александрийской богословской школы ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня) КИПРИАН (ок. 200-210 - 14.09.258), еп. Карфагенский, выдающийся деятель и учитель древней Церкви, сщмч. (пам. 31 авг.; пам. католич. 14 и 16 сент.; пам. лютеран. 14 и 16 сент.; пам. англикан. 15 сент.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АПОКАЛИПТИКА жанр древней и средневек. религ. лит-ры, описывающий полученное провидцем откровение о сферах, недоступных обычному человеческому восприятию: о потустороннем мире и аллегорически изображенных событиях, сопровождающих грядущий конец истории

http://pravenc.ru/text/471605.html

Все эволюционисты отрицают библейскую хронологию. Один «православный эволюционист» в курсе лекций по Ветхому Завету заявляет: «Я просмотрел всю Библию и нигде не нашел даты начала отсчета. И все цифры, которые существуют, – это выдумки» с. 5]. Для церковного сознания начало летоисчисления – не абстракция и не условленная договоренность, а Божественное установление: И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию; и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета… И бысть тако ( Быт.1:14–15 ). Таким образом, создание Богом светил в четвертый день творения связывается Священным Писанием с началом исчисления «времен, дней и лет». Святитель Иоанн Златоуст : «И рождается она (луна) в первый день полнолунною, потому что не следовало творению в первый же момент являться в ущербленном виде, а нужно было показать светило таким, каким оно произошло. После же этого с изменением луны Творец показал сроки, времена и смену дней» с. 756]. Святитель Лев Великий , папа Римский писал про солнце и луну: «Они создавались для нужд человека, которого еще только надлежало сотворить, чтобы это разумное существо не ошибалось ни в различении месяцев, ни в определении смены лет, ни в исчислении времени. Ибо через неравные отрезки различающихся по длительности часов и через очевидные знамения разновременных восходов солнце завершало годы, а луна обновляла месяцы» с. 276]. Канонист Матфей Властарь : «Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже до седьмого было точное равноденствие, – ни день, ни ночь не превышали один другую ни на мгновенье: ибо хотя еще в четвертый день новосозданные светила осветили мир, однако им не было повелено поступить движением вперед, как это происходит ныне во вселенной... Бог не хотел показать нам в начале ничего несовершенного во всем том, что Он сотворил» с. 358]. Предание Православной Церкви содержит вполне определенное ведение о том, что первым месяцем был март. Святитель Амвросий Медиоланский : «Он сотворил небо и землю во время, когда начались месяцы, с коего времени подобает миру взять свое начало. Тогда было благорастворение весны, времени года, подходящего для всего. Следовательно, год также имеет печать нарождающегося мира… Чтобы показать, что сотворение мира имело место быть весной, Писание говорит: Месяц сей вам начало месяцей, первый будет вам в месяцех лета ( Исх.12:2 ). Подобало, чтобы начало года было началом происхождения» [цит. по: 134, с. 72].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Преподобный Макарий Египетский ( 33, 192 ). Христианин есть тот, кто, насколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями. Преподобный Иоанн Лествичник ( 113,278 ). Каждый из нас есть живописец собственной жизни. Наша душа – как бы полотно, добродетели – краски; Иисус Христос есть образ, с которого мы должны списывать. Святитель Григорий Нисский ( 113, 278 ). Он (Иисус Христос) неверных преклонял к вере убеждением, неблагодарных приводил в чувство снисходительностью, противоречащим отвечал с кротостью, милостиво терпел гордых, гонителям смиренно уступал, убийц пророков и всегдашних врагов Божиих, даже в самый час крестных страданий, желал привести к Богу ( 113,279 ). Если мы во Христе, если мы облеклись в Него, если Он для наспуть спасения, то, следуя по этому спасительному пути, будем подражать Его примеру, как убеждает нас апостол Иоанн: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» ( 1Ин. 2,6 ). Святитель Киприан Карфагенский ( 113,279 ). Если бы Иисус Христос не был истинным Богом, то не оставил бы нам примера. Святой Лев, папа Римский ( 113, 279 ). И Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидевших Его, и чем немощнее они были, тем более заботился о них. Он удостаивал трапезы Своей мытарей и грешников. Чем более народ иудейский презирал и поносил Его, тем больше Он оказывал ему помощи и милосердия. И ты подражай Ему ( 113, 279 ). Если ты тело Христово, то неси крест, потому что Он нес; претерпи оплевание, удары по лицу, распятие, как претерпел Он, хотя был безгрешен... ( 45, 28 ). Если ты ученик, то подражай учителю, это долг ученика. Если Он Сам шел через скорби, а ты идешь через спокойствие, ты идешь не тем путем. Как же ты следуешь, не следуя? И как ты можешь быть учеником, не следуя Учителю? Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 279 ). Каждый христианин должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавая злом за зло, потому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил побои и удары по лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Прошу вас, возлюбленнейшие братия, да исповедуем каждый свой грех, пока согрешивший находится еще в этой жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно Господу. Святитель Киприан Карфагенский ( 113, 544 ). Кто может отпускать грехи, кроме одного Бога, Который также отпускает их через тех, кому дал власть отпускать? ...Это право предоставлено одним священникам. Люди совершают только служение во отпущение грехов, но не проявляют какой-либо собственной власти, ибо не в свое имя отпускают, а во имя Отца и Сына и Святого Духа; они просят. Бог дарует; человеческое здесь послушание, а милосердие принадлежит верховной власти. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 544–545 ). Ходатай Бога за людей человек Господь Иисус Христос даровал предстоятелям Церкви власть, чтобы они и преподавали освящение Покаяния кающимся, и через дверь примирения допускали их, очищенных спасительным удовлетворением, к приобщению Святых Таин. Но в этом деле непрестанно участвует Сам Спаситель. Святитель Лев, папа Римский ( 113, 545 ). Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти твою душу ( 82, 22 ). Не открывай своих помышлений всем, чтобы не ввести брата твоего в соблазн. Преподобный Антоний Великий ( 82, 31 ). Никакого помысла вашего, никакой скорби, никакого пожелания, никакого подозрения на ближнего, производящих в вас смущение, не скрывайте; исповедайте их со всей искренностью вашему духовному отцу, и что услышите от него, старайтесь принимать с верой ( 82, 163 ). Каждый помысел, производящий в тебе брань, открывай наставнику твоему, и облегчится твоя брань. Из-за стыда не позволь себе скрыть ни одного такого помысла, потому что демоны находят себе место только в том человеке, который утаивает свои помыслы – как благие, так и лукавые ( 82, 169 ). Если вопрошаешь о твоем помысле, то вопроси прежде чем исполнишь его. Спроси о нем в то самое время, как он борет тебя, будет ли это помысел о перемещении, или об обучении какому-либо рукоделию... или о совместном жительстве с некоторыми братиями, или о разлуке с ними. Вопрошай свободно обо всем этом, прежде чем приведешь помысел в исполнение ( 82, 180–181 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010