«Если, – говорит св. Кирилл, – мы называем соединение, то говорим этим, что оно есть соединение плоти, разумеется, одаренной разумной душой, и Слова» 1225 . По учению св. Флавиана, архиепископа Константинопольского, «Господь наш Иисус Христос, единородный Сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек с разумною душою и телом» 1226 . «Мы, – говорит св. Лев, папа Римский , во втором своем послании к клиру и народу города Константинополя, – называем Христа не Богом только, как еретики манихеи, и не человеком только, как еретики фотиниане, – a человеком не в таком смысле, будто у Него чего-нибудь не достает из того, что без всякого сомнения принадлежит человеческой природе, например, или души, или мысли разумной... но говорим, что Христос, Сын Божий, есть истинный Бог... и что Он же есть истинный человек» 1227 . Насколько означенное святоотеческое учение о восприятии Богом Словом в Свою Божественную Ипостась человеческой плоти с разумной душой точно выражало истину, что здесь мыслилось св. отцами полное человеческое естество, об этом даже свидетельствуют их враги. В данном случае мы имеем в виду возражение св. Кириллу на одиннадцатое анафематство со стороны Еп. Феодорита Кирского в период, когда он был сторонником Нестория. В этом возражении Еп. Феодорит писал о св. Кирилле: «он никогда не упоминает о том, что плоть (Слова) разумная и не исповедует, что воспринятый есть человек совершенный, но, следуя учению Аполлинария, всегда называет ее просто плотию» 1228 . Значит не только по учению св. отцов, но и по учению их противников под плотию с разумной душой разумелось полное человеческое естество. Конечно, Еп. Феодорит Кирский в вышеобозначенном своем возражении допустил слишком большую ошибку. Св. Кирилл, подобно другим св. отцам Церкви, постоянно говорил о воспринятой Словом в Свою Божественную Ипостась плоти с разумной душой разумея под этим понятиями всю полноту человеческого естества. Об этом говорят многочисленные свидетельства из тех же «Деяний Вселенских Соборов» 1229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Когда это послание святого Папы Льва было прочитано на IV Вселенском соборе, то все святые отцы воззвали: - Святой апостол Петр глаголет устами Льва. Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, оно легло в основу вероисповедания. Не только тогда, но и после грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и среди них у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского. В то время как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, Евлогий крепко защищал его, чем приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из этой жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом. Об этом тот же святой Софроний повествует: " Святой Феодор, епископ города Дарны в Ливии рассказал нам следующее: когда он был кувикуларием святого патриарха Александрийского Евлогия, он видел во сне мужа священнолепного и светлого, который сказал ему: - Возвести обо мне патриарху Евлогию. Феодор спросил: - Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе? Тот ответил: - Я - Лев, Папа Римский. Войдя к патриарху Евлогию, Феодор сказал ему: - Святейший и блаженнейший Папа Лев, Первосвятитель Римский, хочет войти к тебе. Услышав это, патриарх Евлогий, быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев обратился к святому патриарху Евлогию: - Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе? Тот отвечал: - Нет. Лев сказал ему: - Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое понимание, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя, во обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия. Знай же, брат, что не только я работал и трудился над этой грамотой, но также и святой первоверховный апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш - проповедуемая нами Истина " . Подобное видение имело место не один раз: блаженные отцы - Лев и Евлогий трижды сходились и беседовали друг с другом пред духовными очами Феодора; об этом, повторенном троекратно видении он возвестил святому Евлогию. Услышав это, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

- Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыко Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум лептам вдовы " . Изложенное здесь видение имело место спустя много лет после преставления святого Льва, ибо святой Евлогий жил гораздо позднее, а именно в царствования императоров Маврикия и Фоки между тем как святой Лев, Папа Римский, скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого История не оставила нам сведений о последующих годах жизни Льва Великого. Кончина его последовала 10 ноября 461 года. Вот что известно о последних днях жизни святого Папы Льва: Достигнув глубокой старости и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих. Это произошло при таких обстоятельствах: Папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой апостол Петр и сказал: - Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты должен будешь отвечать: законно ли ты рукоположил кого или нет. После этого извещения святой Лев усилил свои молитвы, усугубил свой пост, умножил свои милостыни, вопия в сокрушении сердца своего до тех пор, пока не получил отрады совершенного прощения. Потом, приготовившись, как должно, к исходу, он предал святую свою душу в руки Божий и присоединился к лику прежде почивших святых великих иерархов и учителей. Похоронен он был в Ватиканском соборе святого апостола Петра в Риме, в приделе, носящим сейчас его имя. Мощи святителя Льва и поныне почивают там. После Папы Льва осталось до ста слов и до 140 писем - догматического и нравственного содержания. Все эти сочинения отмечены духом строго выдержанного православного учения. Так, в известном послании к Константинопольскому патриарху Флавиану, которое было читано на IV Вселенском соборе, святой Лев высказывает такие мысли о воплощении Бога: " Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого. Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Наконец, наступило время, что император сам сознал несправедливость в отношении к Фотию и, вызвав его ко двору, поручил ему воспитание детей своих, а по смерти Игнатия возвратил ему и кафедру. – В 879 году 383 епископа признали его законным пастырем Церкви. Тогда папа Иоанн VΙΙΙ, которому известны были достоинства Фотия и который рассчитывал приобрести более влияния в Константинополе дружелюбием, чем угрозами, – письмом и через легата объяснил на соборе об отмене всех прежних постановлений Ватикана о Фотии и вообще искал мира с Восточною Церковию. Но мир этот уже не мог быть прочным. Фотий не делал никаких уступок; папа потерял надежду и на Болгарию и на признание других своих притязаний Восточною Церковью . Он вынужден был вызвать своих епископов из Болгарии, и в этой стране утвердилось Славянское Богослужение. Это обстоятельство вновь вооружило Римскую Церковь , заботившуюся не столько о том, чтобы просвещать Славянские страны, сколько о том, чтобы удерживать эти области за Римскою Церковью и распространить в них свое влияние. Преемники Иоанна повторили анафему Фотию. При императоре Льве, преемнике Василия, тайные агенты папы оклеветали Фотия в замыслах против императора и достигли того, что Лев, воспитанник Фотия, спасенный им от ослепления, которому хотел его подвергнуть из подозрения Василий, низложил его с кафедры. – Великий защитник правды Вселенской Церкви, можно сказать, спаситель Церкви от властолюбия и своеволия пап, скончался в том же году (886 году) в монастыре Армонийском – под анафемою папы и в немилости у Греческого императора. «Лев, поспешив обрадовать папу известием о новом патриархе, но сознавая в душе своей, что Фотия не в чем было обличить, писал, что Фотий добровольно оставил кафедру, а не изгнан». После Фотия осталось множество разнообразных сочинений высокого Достоинства, как по обширной учености, так и по изяществу слога и душевной теплоте. Они ставят его наряду самых знаменитых писателей всех веков (См. «Уч. об Отц. Церкви» Филар. Черниг., ч. III, стр. 253–264). Память о страданиях тринадцатилетней сироты, христианки Фавсты

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первым крупным шагом отступления явился так называемый Великий раскол 1054 года, учиненный латинством. Великий раскол порою представляют так, будто Вселенская Церковь разделилась на две: Восточную и Западную, каждая со своей правдой. Но нет, не так – это гордый Рим, унаследовавший спесь языческой империи, откололся от Вселенского Православия. Здесь следует уточнить терминологию. Римская Церковь называет себя «католической», но это название ею узурпировано. «Католической», или «кафолической» (что в переводе с греческого означает – всеобъемлющая ), разросшаяся епархия Римского епископа – папы – отнюдь не является, его последователей вернее называть «латинянами», или, учитывая претензии на мировую власть, – «римо-католиками». Расхождения начались с «маленькой поправки», которую Рим позволил себе внести в утвержденный Вселенскими Соборами Символ веры, где каждое слово – весомее тысяч книжных томов. Это было пресловутое «филиокве», родившееся в VI веке в Испании. Испанские христиане, которые боролись тогда с отрицавшими Божество Спасителя еретиками, в пылу этой борьбы проявили «ревность не по разуму» – самовольно добавили в Символ веры понятие об исхождении Святого Духа «и от Сына». Это было грубое вмешательство человеческого мудрования в таинственнейшее учение о Святой Троице, ничего подобного не было ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Вселенская Церковь единодушно отвергла «филиокве», этому лукавому нововведению воспротивились и римские святители того времени. Так, папа Римский Лев III не только отверг домогательства императора Карла Великого, пытавшегося навязать Церкви «филиокве», но и повелел вычеканить на серебряных досках православный Символ веры и положить их при гробнице святых апостолов Петра и Павла, присовокупив к этому надпись: «Я, Лев, положил эти доски по любви к православной вере и для утверждения ее»; в конце IX века Римский папа Иоанн VII назвал добавление «фили-окве» в Символ веры безрассудством. И лишь в XI веке в угоду германским императорам Рим принял «филиокве», чем исказил правое учение.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Деятельность И. оказала влияние на церковную жизнь всей Галлии. В нояб. 439 г. И. после долгого перерыва (398-439) созвал Собор в г. Рейи (ныне Рьез), на к-ром присутствовали 12 епископов и пресвитер - представители кафедр из митрополий Арелата (юж. часть Вьеннской и Вторая Нарбонская пров.) и Эбредуна (ныне Амбрён). Согласно постановлению епископов, созывать межпровинциальные Соборы следовало 2 раза в год. Однако следующее совещание состоялось лишь в 441 г. в г. Аравсион (ныне Оранж), на нем присутствовали 17 епископов из 4 митрополий, в т. ч. Клавдиан Вьеннский и Евхерий Лугдунский. В заседаниях I Вазионского Собора 13 нояб. 442 г. участвовали 23 епископа. В 443 г. в Арелате состоялся местный провинциальный Собор (см. Арелатские Соборы ). И. посетил многие города Галлии, во время поездок часто встречался со свт. Германом Автиссиодурским. Действия И. вызывали неприязнь нек-рых церковных иерархов, стремившихся ограничить его полномочия, что в итоге привело к конфликту с Римским престолом. В 444 г. на Соборе в г. Везонцион (ныне Безансон) при активном участии И. и свт. Германа был осужден и лишен сана местный еп. Хелидоний. Его рукоположение было признано неправомочным по ряду причин: Хелидоний до вступления на кафедру был женат на вдове, а также, находясь на гос. службе, выносил смертные приговоры. Низложенный епископ отправился в Рим, чтобы подать жалобу папе Льву Великому. И. последовал за ним (кон. 444), но, явившись в Рим, святитель не смог опровергнуть доводы Хелидония, был обвинен в превышении полномочий и вернулся в Арелат. Свт. Лев Великий в послании к епископам Вьеннской пров. не стал упоминать о том, что Хелидоний выносил смертные приговоры ( Leo Magn. Ep. 10: Divinae cultum). Подтверждая каноническое правило о недопущении к священству лица, женатого на вдове, папа признал обвинения против буд. епископа ложными. И. был обвинен в досрочном рукоположении преемника еп. Проектия, хотя тот по болезни в течение долгого времени не мог исполнять пастырские обязанности. Кроме того, папа утверждал, что И. совершал неоправданные поездки по стране в сопровождении воинского отряда. Отголосок этого обвинения содержится в Житиях Юрских отцов, где цитируется послание свт. Льва Великого (Vita Romani. I 19).

http://pravenc.ru/text/Илария ...

И самим же изначально написавшим символ веры – при том, что у них [как раз] была борьба за сращенность 24 Сына с Отцом, то есть за равночестность – он показался достаточным без вашего прибавления 25 ( Рим.8:9 )». На Втором [же Вселенском Соборе], на котором, хотя и не председательствовал папа, но пользовался преимуществами [своей] кафедры, пришел в совершенный вид составленный на Первом Символ Православной Веры, чуждый латинского прибавления, проповедующий Святого Духа от Отца исходящего. Его же сохранил ненарушенным и Третий, на котором начальствовал Кирилл (Александрийский – пер.), который, будучи оговорен Феодоритом Киррским, будто он говорит, что Дух имеет бытие и от Сына, и оправдываясь обличил его (т. е. Феодорита – пер.) как настоящего клеветника. А Четвертый, с которым был согласен и блаженнейший папа Лев, определивший хранить изложенный Первым Собором и дополненный Вторым символ веры , вдобавок к этому явился не дозволившим вовсе ничего иного добавлять к Символу Веры , а для дерзающих прибавлять [к нему] нечто [определил]: если это епископы – да будут низложены; если кто из клириков – да удалятся из клира; если же миряне или монахи – да будут анафема. И на Пятом, на котором, занимая место Вигилия, папы Римского, был председателем Константинопольский [патриарх], неизменным сохранился Символ Веры. На Шестом же Георгий Константинопольский занимал место папы Агафона, притом, что были и его местоблюстители, и честной и непреложный Символ Веры был полностью сохранен и на нем, как и на бывшем после него Седьмом.. Итак, не оправдано и не благочестиво вы вводите таковое прибавление в определение веры, которое собравшиеся вместе избранные отцы написали и предали нам, будучи движимы Духом, и к которому вовсе не дозволяется прилагать что-либо, или отнимать от него, после Собора, последовавшего во времени Собору этих святых, которым дерзнувший на сие подвергается проклятиям и извергается из Церкви, и также – [дерзнувший приложить] прибавление, не изреченную, как говорится, Словом, ни открытую Духом, и не обретаемую в записанных словах святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Манихеи и Прискиллиане, новая отрасль манихейства, подобно Пелагианам, наполняли почти весь Запад, и развращали народ не только в Испании, Галлии, Италии, но даже и в самом Риме 21 . Таково было состояние Церкви того времени, когда единодушный глас народа и клира римского возвел св. Льва на кафедру Церкви Римской, и, таким образом, предавал его бдительности чистоту веры и его попечению благосостояние почти всего Запада. Епископ города Рима, кроме епархии собственно римской, как Патриарх, заведывал всеми епархиями средней и нижней Италии, Сицилии, Сардинии, Корсики, и епархиями Мавритании Цезаринской. Все сии области, составляющия градоначальство Рима, в делах церковных подлежали главному управлению Епископа Римского, и назывались местами подведомственными Риму (loca suburbicaria) 22 . Кроме того, Епископ Римский имел влияние на дела Церквей Галльской 23 , Испанской 24 и Иллирийской 25 . По правилам Собора Сардикийского, во всех сих Церквах Епископ Римский имел право высшего судии и главного решителя иерархических споров. Ему давалось право пересматривать дела епископов, недовольных решением частных (областных) Соборов, и в случае несогласия с сими решениями назначать новый Собор, для пересмотра и решения спорных дел 26 . Наконец Епископ города Рима, как древней столицы Римской державы, имел первенство и старейшинство пред всеми епископами христианского мира 27 , и потому необходимо участвовал во всех важнейших собраниях и делах Церкви Вселенской. Так был обширен круг власти и деятельности Епископа Римского, так много было чести и величия возседать на престоле Церкви Римской! Но св. Лев, весьма далекий от той мысли, чтобы смешивать дело Божие с делами человеческими и, устраняя от себя трудности пастырского служения, утешать себя славой видимого могущества и власти, приемля жезл правления, не восхищается, но ужасается своего избрания, и искренно исповедуя немощь свою, смиренно предает себя во власть Бога, его призывавшого. «Взирая на низость скудости своей «и на величие принятого дара, и я, говорит Святитель в Слове на свое избрание, должен воскликнуть пророческим словом: Господи, услышах слух Твой, и убояхся: разумех дела Твоя, и ужасохся ( Авв.3:2 ); ибо что необычайнее, что страшнее, как труд скудельному, высота униженному, достоинство не заслуживающему 28 ? Если обращаю взор на себя и на дела свои, едва нахожу что-нибудь, чему бы справедливо мог радоваться; потому что обложен я смертною плотию, подлежу бренности и тлению, никогда по бываю столько свободен, чтоб мужественно держаться на своем месте, не уступая нападениям врага; и в этом борении невозможно одержать такой счастливой победы, чтоб «после торжества по возобновлять снова брани. И если таков удел всех вообще иереев; то тем паче бременить и гнетет он меня. Самое величие принятого мною на себя бремени умножает случаи к преткновению. Тем большую чувствую на себе тяяжесть, чем многочисленнее мои обязанности в служении всем 29 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

После смерти Михаила III его убийца взошел на престол Византии под именем Василий Македонянин. Патриарх Фотий и Патриарх Игнатий «поменялись местами»: святитель Игнатий был снова возведен на патриарший престол, а святитель Фотий попал в опалу. Рим праздновал победу. Преемник Папы Николая I — Папа Римский Адриан — торжественно предал святителя Фотия анафеме. Однако, несмотря на постыдные обстоятельства прихода к власти, Василий Македонянин оказался хорошим политиком и очень скоро понял, что политический курс Варды и святителя Фотия необходимо продолжить. Патриарх Фотий был возвращен ко двору и, более того, стал учителем детей императора. После смерти Патриарха Игнатия святитель Фотий вновь занял патриарший престол и вторично его покинул, когда к власти пришел император Лев VII. Последние годы своей жизни святитель провел в ссылке, где работал над богословским трактатом о проблеме filioque. Именно тогда была написана его знаменитая книга «Мистагогия (тайноведение) Святого Духа» с детальным осуждением filioque. Святитель Фотий был прославлен в лике святых как защитник Православного Востока от владычества пап и как ученый богослов, опровергающий заблуждения латинян. Это произошло в только в 1847 году, когда перед Константинополем с особой остротой встала задача противостояния католическому прозелитизму. Однако традиция церковного почитания святого Фотия восходит к гораздо более раннему периоду — IX веку. Газета «Православная вера» 03 (575) скрыть способы оплаты Комментарии Ованес 18 февраля 2017, 00:52 Святителю, отче Фотие, моли Бога о нас! Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700 Отправить Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/101154.html

В 2006 году в церкви поставили новый резной иконостас. Теплится в храме неугасимая лампада… А нерукотворные образа Журавлёва нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних сёлах. Дешёвую икону купить крестьянам было по силам, поэтому художник писал для них образа на дереве и без позолоты. Но после поездки в Санкт-Петербург, когда в семье появился достаток, он всё чаще пишет образа на золоте и собственноручно подписывает на тыльной стороне: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлёв села Утевка Самарской губернии, безрукий и безногий». В память о чудесном спасении Императорской семьи при крушении поезда от бомбы террористов в октябре 1888 года самарские дворяне заказали Григорию Журавлёву икону для поднесения Александру III, о чём свидетельствуют документы, хранящиеся в Госархиве Самарской области. Образ покровителя Самары святителя Алексия, митрополита Московского, Самарский губернатор А. Д. Свербеев также поручил написать Журавлёву. …В последние годы местные жители вернули в храм иконы письма Журавлёва «Господь Саваоф», «Жены-Мироносицы», «Спаситель Благословляющий», «Царь Давид», «Крещение Господне», «Воскресение Христово». Из Казахстана привезли икону «Святые Кирилл и Мефодий». Из Москвы пришло сообщение, что образ Журавлёва «Святой Левпапа римский» находится в церковно-историческом кабинете Троице-Сергиевой лавры вместе с работами Виктора Васнецова, Василия Сурикова и Михаила Нестерова. Ещё одну журавлёвскую икону недавно обнаружили на Урале. Самарская епархия совместно с властями губернии многое делает для возрождения памяти об удивительном иконописце. В епархиальном церковно-историческом музее и в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П. В. Алабина уже несколько лет экспонируются его нерукотворные образа… — Слава Богу, что в наше время восстанавливается историческая справедливость и воздаётся должное таким талантам, как живописец Григорий Журавлёв, — сказал архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. — Рождённый с недугом, но имея глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Его иконы несут Божественный свет, помогают людям.

http://pravoslavie.ru/36986.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010