4. Приходится отметить, что как в приведенном выше отрывке (§3, п. 2), так и в других подобных местах блаж. Феодорит старался избегать именования Пречистой Девы «Богородицей». До конца жизни он остался при мнении, что имя «Богородица» наличествует в Церкви, как благочестивое преувеличение. Глава четвертая. Святитель Лев Великий §1. Жизнеописание Свят. Лев, папа Римский , родился в конце IV – начале V веков в Италии (в Риме или Тоскане). Благодаря родителям, он получил хорошее образование. Устремленность свят. Льва к духовной жизни привела его к служению Церкви в архидиаконском сане при папе Сиксте III (432–440 гг.). После смерти его, свят. Лев был избран на папский престол, который и занимал с 440 по 461 годы. В 452 году на Италию двинулись полчища гуннов, предводителем которых был Аттила, «бич Божий», как его именовали современники. Свят. Лев возглавил делегацию к Аттиле. В беседе папа сказал завоевателю: «Ты победил почти всю вселенную, теперь... победи самого себя милостью к другим». Увещания папы, как считается, в значительной степени повлияли на решение Аттилы оставить пределы Италии. В 455 году Рим заняли вандалы, пришедшие из Африки, но свят. Лев и вождя вандалов Гензериха убедил не проливать крови и не предавать Рима огню. В этот период в Риме скрывались еретики-манихеи, бежавшие из Африки от вандалов. Они вошли в церковное общение с православными и, дабы скрыть свою ересь, принимали участие даже в евхаристии, избегая только причащаться Крови Господней. Свят. Лев открыл уловку еретиков и предостерег православных. Впоследствии своим мудрым словом он многих из манихеев склонил к Православию. Из того факта, что еретики избегали причащаться Крови Господа, следует, что в то время в Римской Церкви причащались под обоими видами. В 448 году Римская Церковь была вовлечена в монофизитские споры. Первоначально константинопольский архим. Евтихий, поддерживаемый архиеп. Диоскором Александрийским, нашел понимание и у папы Льва. Но вскоре папа принял сторону противников Евтихия и послал на Ефесский Собор 449 года своих легатов. На Соборе, однако, победили евтихиане. Собор оказался «разбойничьим».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Преподобный Антоний Великий (†356; пам. 17 янв.) говорит: «Разные роды животных произвел Бог словом Своим для нашей пользы: одних для употребления в пищу, других для служения» 655 , а в другом месте он называет льва царём «диких верей» 656 . Преподобный Макарий Великий († ок. 390; пам. 19 янв.) шире охватывает мир живых существ, выстраивая иерархический ряд: «Как орел царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями» 657 . Известен памятник древнехристианской литературы, который называется «Физиолог». В нём описаны свойства животных и дано их осмысление для назидания христианина. «Физиолог» начинается с повествовании о льве, который называется «царём зверей» 658 . Этот образ используется в Богослужебных текстах в приложении к Царю царей. На утрени Великой субботы, когда вспоминается и оплакиваются крестные страдания Христа Спасителя, в одном из стихов, сопровождающих чтение 17 кафизмы говорится: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен 659 мертв востаеши, отложив старость плотскую» 660 . Лев является символом Евангелиста Марка 661 . Царственный характер льва нашёл отражение в геральдике: он изображается на гербах, как «символ силы, мужества, великодушия» 662 . Изображение льва было распространено в экстерьерной каменной резьбе древнерусских храмов, на печатях и монетах 663 . Образ льва встречается и в православной гимнографии. Святитель Лев, Папа Римский (†461; пам. 18 февр.), жил во времена, когда Православная Церковь была обуреваема ересью монофизитов, которой он активно противостоял. Глава Западной Церкви в силу своего имени уподобляется в службе царственному животному: «Лев ты яко истинно, преблаженне, явился еси, смущающия лисы отгоняя, царским рыканием ужасая нечестивых умышления» 664 . Чтобы показать высоту монашеского подвига, одна подвижница говорит: «Блаженная Феодора сказала: как лев страшен для диких ослов, так монах, пребывающий в безмолвии и молчании для помыслов сладострастия» 665 . Преподобный Ефрем Сирин (†373–379; пам. 28 янв.) наставляет: «Лев страшен диким ослам; таков да будет и монах для похотных помыслов» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

На восточной стене изображения помещены несколькими регистрами, образующими подобие иконостаса. Основная часть иконостаса - Деисус - повторяется и на лобовой части солеи. На арках солеи крупные красные херувимы, а на ее цоколе изображения ветхозаветных праотцов. Между колоннадой солеи и алтарной преградой несколько фресок из Евангелия и Ветхого Завета. С южной стороны «История Троицы», а с северной «Зачатие Анны» и «Рождество Богородицы». В алтарной конхе «О тебе радуется». На стенах апсиды святители двумя регистрами. В верхнем ряду епископ Лев, Кирилл, Епифаний Кипрский, патриарх Герман, патриарх Никифор, Афанасий Великий, патриарх Мелентий, в нижнем ряду митрополит Иона, митрополит Петр, Леонтий папа Римский, Сильвестр папа Римский, Климент папа Римский, Григорий папа Римский, митрополит Алексей, митрополит Филипп. На западной стене «Сотворение мира невидимого». В конхе жертвенника «Христос закланный Агнец», в своде «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды «Тайная вечеря» и «Омовение ног». В апсиде Никита Столпник и архидьяконы Стефан, Роман, Лаврентий, Стратоний, Архип, Евпл, Филипп. На западной стене «Что тя наречем благодатная». В конхе и на своде дьяконника «Распятие» и «Семь таинств». В апсиде Герасим иже на Иордане, Никон Новгородский, Димитрий Прилуцкий, Иоанн Рыльский, Федор Едесский, Дионисий Новгородский, Федор Студит, Харитон исповедник, Симеон Столпник. На откосах окна Алексей Человек Божий и Федор Стратилат, мученик Дмитрий и Исидор Блаженный. На западной стене дьяконника «Похвала Богородицы». Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. - М., 1964; Баниге В.С. Кремль Ростова Великого XVII – XVIII века. – М.: Искусство, 1976; Кривоносов В. Ростовский музей- заповедник. – Ярославль, 1985; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.

http://sobory.ru/article/?object=00590

И пусть раздают из имения почившего, нищим, в поминовение его. У Евстратия же, пресвитера Константинопольского (ум. 560 г.), и Филиппа пустынника (ум. 1095 г.), всем, перечисленным выше дням поминовения (т. е. 3, 9 и 40), дается одно значение – явления воскресшего Господа апостолам (см. Фотий Cod. 171). Святитель Лев Великий, папа Римский Рассмотрение первого отдела второго периода закончим жизнеописанием и трудами святителя Льва Великого , папы Римского. Из жизни святителя Льва до вступления его на кафедру Римской Церкви известно весьма немногое. Местом его рождения, основываясь на словах самого Льва (Ер. 30 с. 4), и на свидетельстве, современного ему писателя, Проспера Аквитского (ум. 455 г) с. 5), можно полагать, сам Рим. Где Лев провел свою юность и от кого получил первоначальное образование, на этот счет нет указаний в памятниках древности, хотя, из оставшихся после него сочинений, можно с достоверностью заключить, что юность Льва прошла не бесплодно для его ума, и что он получил весьма хорошее образование. Ибо творения святителя, исполненные красот ораторского искусства, вполне показывают, что ему с юности была не чужда речь знаменитых ораторов его отечества, а обширное знание и глубокое разумение Священного Писания, церковного Предания и отеческих творений ясно свидетельствуют, что эти предметы еще с ранних лет занимали его ум и сердце. Когда поступил он на служение Церкви – также неизвестно. При папе Келестине, Лев – архидиакон и защитник Православия от ереси Нестория (именно тогда, в 431 г., по просьбе Льва Иоанн Кассиан Римлянин написал в опровержение несторианства сочинение «О Воплощении Сына Божия», в котором собраны мысли восточных и западных учителей об этом вопросе). При Сиксте Лев – строгий обличитель пелагиан и, по смерти Сикста, он, в силу единодушного желания клира и народа, стал его преемником (в 440 г.). Время, в которое святитель Лев принял управление римской епархией и, вообще, западным патриархатом, было весьма смутное; и, потому, неудивительно, что он, несмотря на обширный круг власти, на всю честь и величие папского престола, в Словах на годовщину своего посвящения в епископы выражает не радость, а страх за свою немощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

3 Герье Владимир Иванович (1837--1919) – историк и общественный деятель. О Франциске Ассизском и Екатерине Сиенской Герье писал в трудах: Франциск – апостол нищеты и любви. М., 1908; Западное монашество и папство. М., 1913; Расцвет западной теократии. М., 1916. Библиографию работ Герье см.: Историческое обозрение. 1892. Т. 4. См. также: Кирсанов Е. С. Историко-теоретические взгляды В. И. Герье. Автореферат дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1982. Екатерина Сиенская (1347--1380) – святая католической Церкви, автор мистических сочинений в жанре «видений» и 373 писем. 4 Дмитрий (Димитрий) Ростовский (в миру – Данило Саввич Туптало; 1651--1709) – свт., митрополит Ростовский и Ярославский. Перевел Четьи-Минеи. Духовный писатель («Руно Орошенное», 1680; «Розыск о раскольнической вере», 1709), автор исихастского трактата «Внутренний человек», составитель «Житий святых» (Т. 1–12. М., 1902--1911). Соч.: Сочинения. Ч. 1–5. Киев, 1895--1905. См. о нем: Нечаев В. Св. Димитрий, митрополит Ростовский. М., 1849; Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891; Попов М. С. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб., 1910. 5 Паскаль Блез (1623--1662) – французский религиозный философ, математик, физик. Инициатор идеи теории вероятности, дифференциального исчисления, гидростатики. Соч.: Мысли. СПб., 1843 (СПб., 1882; M., 1889, 1905, 1931); Письма к провинциалу. СПб., 1899. См. о нем: Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М., 1994. Гладстон Уильям Юарт (1809--1898) – премьер-министр Великобритании (1868--1874, 1880--1886, 1892--1894 гг.), лидер либеральной партии (с 1868 г.). Правительство Гладстонаобрело печальную известность в связи с подавлением освободительного движения в Ирландии и захватом Египта(1882г.). 7 Павел Препростой -- преподобный; покинул мирскую жизнь, уйдя в пустыню к преп. Антонию Египетскому. Умер в 340 г. День памяти – 4 октября. Лев Мудрый -- не слишком ясно, кого имеет в виду автор: 1) Лев Великий – папа Римский (440--461 гг.), день памяти – 18 февраля; 2) Лев IV – св., папа римский (847--855 гг.); 3) киевский митрополит, духовный писатель XI в., автор послания против латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Тропарь: Велия веры исправление, во источнице пламене, яко на воде успокоения, святой мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Святитель Лев папа Римский 3 марта (18 февр. церк.кал.) Святой Лев, папа Римский (440–461 г.), известен был своим благочестием и ученостью. Как истинный пастырь, он неустанно защищал Православное учение от манихейской и евтихианской ересей. Он принял личное участие в осуждении ереси Евтихия на Четвертом Вселенском соборе в городе Халкидоне. В 452-ом году святой Лев силой своего слова удержал Аттилу, предводителя Гуннов, от разорения Рима, а в 455-ом году убедил Гензериха, короля Вандалов, не проливать кровь и не предавать Рим огню. За свое благочестие и успешную защиту Православия он назван “великим”. Скончался он в 461-ом году, оставив после себя послание к Флавиану, патриарху Царьградскому, о двух природах (естествах) Иисуса Христа – Божеской и человеческой. Кроме того дошло до нас около 100 простых, но сильных его проповедей и около 140 писем к разным лицам, богатых психологическими наблюдениями. Мощи святителя Льва почивают в приделе его имени в Ватиканском соборе в Риме. Кондак: На престоле священства седь, славне, и словесных львов уста заградив, богодухновенными догматы честныя Троицы озарил еси свет богоразумия твоему стаду. Сего ради прославился еси яко божественный таинник Божия благодати”. Преподобные жены Марина и Кира 13-го марта (28 февр. церк.кал.) Святые Марина и Кира, родные сестры, происходили из города Берии в Сирии и жили в 5-ом веке. Пренебрегая знатностью своего происхождения, они удалились за пределы города и поселились в пещере, чтобы вести монашеский образ жизни. Здесь они жили более 40-ка лет, пребывая в молчании, строгом посте и непрестанной молитве. Ради большего подвига они под иноческой одеждой носили тяжелые вериги. Свой затвор они покинули только однажды, чтобы поклониться Гробу Господню в Иерусалиме. Они мирно скончались около 450-го года, оставив после себя добрую память истинных подвижниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Дела антихриста и ряд предтечей его у Феоктиста представляют чувственную сторону духовного антихриста. Когда речь идет об этих делах и предтечах, автор не стесняется антихриста называть и чувственным. Но и в этом случае он не допускает в антихристе одной личности. Чувственный антихрист, иначе – духовный, обнаруживающийся во вне, состоит из «собрания многих лиц, аки во едином телеси живущих» (л. 245). Между предтечами антихриста у Феоктиста первое место занимают папа римский (безлично) и, в последнее время, Никон Московский патриарх. В особенности последний Феоктисту казался совершенно подходящим к предсказанному в писании чувственному антихристу, и Феоктист, по-видимому, готов был Никона назвать самим антихристом, но не мог потому, что с самого начала задался целью объявить антихриста мысленного. При том для провозглашения Никона действительным антихристом не хватало у него некоторых признаков, предсказанных в апокалипсисе, например, он не был царем. Таким образом Феоктист должен был отказаться от своего желания провозгласить Никона настоящим антихристом. Во всяком случае он Никону дает в своем сочинении больше места, чем папе и приписывает больше атрибутов чувственного антихриста. Папа римский, или иначе ряд римских пап предтечей антихристовых, по Феоктисту, начался с X столетия, когда римская церковь начала отделяться от восточной и уклоняться от истинного учения церкви вселенской. Толкуя изречение апокалипсиса « и разгневася змии на жену ( церковь ) и иде сотворити брань со оставшим семенем ея» (учителями церкви), Феоктист говорит: «дух антихристов – один от духовных старейшин Лев третий папа римский, бывый по Рождестве Христове (984) лета, той содела сие, (т.е. учинил брань с семенем жены – церкви), иже первее вси западные властодержательства от области греческие и от царегородского престола отведе и другого царя себе в Рим учини Карула великого... и взяв на ся не токмо престол, и власть царскую и святительскую, но и Божию» (л. 243). В другом месте Феоктист папу (безлично) называет одним из «наивысших, предсказанных в писании лжехристов», который «оному последнему (мысленному) антихристу предтеча», восседающий «на престоле в древнем Вавилоне-Риме» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozmushh...

Потом же, егда евишася сия Арменския предстатели, иже суть сии: Евтихий, Диоскорид, Тимофей, Петр, Иулиян и единомысленники их, первое убо Лев Великий и Флавиян, Святии Патриарси и Великии Вселенскии Соборы 4. 4 Собор Святых Отец 630, иже в Халкидоне, при цари Маркияне, во второе лето царства его, иже собрашеся на Диоскора, бывшего Патриарха Александрийского, и на Евтихия, Архиманрита Царяграда, и на еднномысленники их, извргше их и прокленше и дияволу предавше. Тако и во Иерусалиме, при Анастасии цари, Иоанне Патриарсе Иерусалимском, Феодосий и Сава, Святии Богоноснии Отцы, десеть тысещь черноризец пустынник собравшеся, Евтихиа, и Диоскора, и Тимофея, и Петра Белилника, и Севгира, и единомысленникы их, анафеме предаше. 5 Собор Вселенский 160 Святых Отец, в Цареграде, при цари Иустинияне древнем, в 26 лето царства его, и Святого Собора Халкидонского утвердив, и Евтихия, и Диоскора, и их единомысленникы прокляше; пакы же Мина Святый, Патриарх Царяграда, и Агапит Преблаженный, Папа Римский, на Еутихия, и Диоскора, и Петра Гугнивого, и на Севгира Собор собравше, сия их Богоборныа писание прокляше и их гнаше; Фелекс же и Оммех, Святии Патриархи великого града Римского, и Киндиян, Собор сотворивше со всемм всея вселенныя Святители, сославше Петра Белилника и единомысленникы его, да трижды извргше его, яко Богоборца, и анафеме предаше; потом Мартын Святый, равно(ый?) Ангелом, Папа Римский, 108 Святых Епископ созвав Собор в Риме, сотвори сия паки, яко Богоборца сметав и проклятию предаде; потом Святый Агафон, Папа Римский, созвав 125 Святых Отец Собор в Риме, сотвори сия паки, проклят со единоволникы их. 6 Собор Вселенскый, 170 Святых Отец, иже в Констеньтине граде, сошедшеся при цари Костеньтине, отце Устиниянове, внуце Ираклиеве, в лето 13 царства его, на Нестория, и на Евтихия, и Диоскора и на единомысленникы их, со единоволники их прокленьше и дияволу предаше. Тако ж Святый Вселенский 7 Собор 367 Святых Отец, иже в Никеи, второе собрашеся, в 8 лето царства его, Костентинова, и Ирины, матере его, на иконоборцы, тако ж с ними и Армены проклять.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Перейдем теперь к краткому разбору христологии, представленной в послании св. Флавиана к папе Льву, исповедании веры св. Флавиана и христологии самого папы Льва, представленной в «Томосе к Флавиану». В первую очередь следует отметить, что во всех этих документах мы не найдем именования Девы Марии «Богородицей». Эта незначительная, казалось бы, деталь весьма существенна, если иметь в виду, что еще совсем недавно в полемике с Несторием исповедание Девы Марии «Богородицей» было своего рода признаком православия. Теперь же, когда реальной стала угроза монофизитства, в котором человеческая природа Христа умаляется в своем онтологическом статуте в отношении к Божественной, оба святителя, вероятно, посчитали необходимым воздержаться от этого именования. Как заметил недавно американский исследователь Филипп Барклифт 1734 , папа Лев, который вначале своего понтификата (440 г.) во время полемики с Несторием, активно пользовался именованием Девы Марии «Богородицей» (точнее, его латинским эквивалентом: Dei genetrix), когда началась полемика с монофизитами и сочувствующими им, сгал избегать употребления этого именования, все больше сдвигаясь в сторону антнохийской богословской традиции. К этой теме мы еще вернемся. Другим существенным моментом является то, что, если в исповедании веры Флавиана (оно было написано специально для императора, уже после собора 448 г.) мы еще можем найти выражение св. Кирилла «единая природа Бога-Слова воплощенная», которому дается православное толкование, расходящееся с толкованием Евтихия, то в «Томосе папы Льва» это выражение вообще не встречается. Несомненно, что папа Лев более энергично, чем Флавиан, отстаивает диофизитскую христологию, исповедующую две природы во Христе. Впрочем, следует вспомнить, что еще в начале полемики против Нестория, в 430 г., архидиакон Лев, будущий папа Римский, поручил составить трактат против Нестория прп. Иоанну Кассиану Римляннну, и уже в этом трактате, несомненно повлиявшем на папу Льва, полемика с Несторием шла с несколько иных позиций, чем ν св. Кирилла· 1735 ».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Inglisian V. Die Beziehungen des Patriarchen P. v. K. u. des Akaki-os v. Melitene z. Armenien//L’Orient chretien. 41, 1957. Pp. 35–50. Richard M. ‘Acace de Melitene, Proclus de Constantinople et la Grande Armenie’//Melanges d’Histoire et Archeologie. Bukarest 1948. (Archives Byzantines de l’Orient chretien 1). Pp. 393–412. Richard M. Proclus de Constantinople et le theopaschisme//Revue d’histoire ecclesiastique. 38, 1942. Pp. 303–331. Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, и папа Римский Лев Великий о ереси Евтихия Деяния Вселенских соборов. Т. 2. СПб., 1996. Лроздов И. Н. Св. Лев Великий : его жизнь и творения. В 2-х частях. Харьков, 1898. Лев Великий , святитель. Слова на Рождество Христово/Пер. Д. Зотова. М., 2000. Певницкий В. Ф. Святитель Лев Великий и его проповеди. Киев, 1871. Acta Conciliorum Oecumenicorum. Vol. II, 2/Ed. E. Schwartz. 2 Berlin, 1962. Barclift P. L. XJie Shifting Tones of Pope Leo the Great’s Christo-logical Vocabulary//Church History. 66:2, 1997. Pp. 221–239. Galtier P. Saint Cyrille et Saint Leon a Chalcedoine//Das Konzil von Chalkedon, Geschichte und Gegenwart. V. I/Ed A. Grillmeier. Wurzburg, 1951. Pp. 345–387. Green B. The Soteriology of Leo the Great. Oxford University Press, 2008. Jalland T. The Life and the Times of St. Leo the Great. London, 1941. Liebaert J. Christologie. Von der Apostolischen Zeit bis zum Konzil von Chalkedon (451)//Handbuch der Dogmengeschichte. V. Ill, F. 2a. Freiburg, 1965. Mueller М. M. The Vocabulary of Pope St. Leo the Great//Catholic University of America Patristic Studies. 57, 1943. Ritter A. M. Dogma und Lehre in der Alten Kirche//Handbuch der Dogmen-und Theologiegeschichte. Bd. I. Gottingen, 1982. S. 99–283. Севир Антиохийский Болотов В. В. Лекций по истории древней Церкви. Пг., 1918. Т. 4. Сс. 336–348. А авыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского. М., 2007. Allen P., Hayward С. Т. R. Severus of Antioch. London, New-York, 2004. Brooks E. W. A Collection of Letters from Numerous Syriac Manuscripts. Paris, 1919. (Patrologia Orientalis 12.2, 14.1).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010