князь Олег (?-912), названный в истории Руси «вещим», привел из Ладоги в Киев могучую дружину, состоявшую из воинов северорусских и финских племен и вырвал северян, радомичей, а также полян из-под гнета хазар. Однако в 920-930 годах они смогли снова восстановить свое иго чуть ли не в прежних границах. Только в 965 году киевский князь Святослав Игоревич (942-972) основательно разгромил войска Хазарского каганата и тем самым положил начало распада его громадной империи, простиравшейся «с Востока на Запад от Урала до Карпат и с юга на север от Кавказа почти до верхнего течения Волги». По утверждению Кожинова «хазарское иго было, без сомнения, гораздо более опасным для Руси, чем татаро-монгольское, - в частности потому, что Русь представляла собой только еще складывающуюся народность, государственность культуру». С этим трудно не согласиться, имея в виду, что хазары в отличие от татаро-монголов насильственно насаждали свою иудейскую веру на завоеванных территориях, а непокорных, главным образом славян, продавали в рабство. Причем юноши, девушки, в том числе и дети, продавались ими для разврата и гаремов. Таким образом, Хазарский каганат был даже не тюрьмой, а настоящим проклятием для подвластных ему племен и народов. Святослав же освободил их и взял под свою защиту, чем несомненно содействовал возможности принятия христианства на Руси, которое отнюдь не было для ее разноплеменных жителей громом среди ясного неба. Так, в цикле статей под общим названием «Война Руси с хазарами и ее воссоздание в слове» (1993), не вошедших в это издание, Кожинов между прочим замечает, что определенная часть населения Руси приняла христианство еще в 860-е годы причем тогдашнее крещение русских совершил сам святой Кирилл - общеславянский просветитель. Тем не менее Киевский князь Владимир (?-1015) начал свои реформы с попытки сплотить племена Руси при помощи объединения всех определяющих их бытование языческих богов во главе с богом небесной грозы и грома Перуном, который считался покровителем самого князя и его дружины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Остяки до крещения были, а остающиеся в язычестве и теперь есть, идолопоклонники шаманского толка. Они имели некоторое понятие о высочайшем существе, признавали его всеблагим и владыкой вселенной и называли Торым, но они не строили ему кумирниц, не делали его изображений, даже не обращались к нему и с мольбами, вероятно, считая его слишком высоким и недоступным, а себя слишком низкими и недостойными его внимания. Ниже Торыма, а следовательно ближе к чтущим и доступнее к мольбам людей, у остяков были: Ортик, друг и во всем помощник Торыма, к нему обращались все и со всякими прошениями; Лонг, или Мастер Лонг, помощник уже Ортика, вестник воли высших богов, то же, что у греков Меркурий, и в частности бог здоровья, потому к нему обращались с мольбами, особенно в тяжких болезнях; Елянь, или Ялянь, – прислужник, исполнитель воли высших богов, и Мейк, бог зла, к которому обращались с умилостивлениями в случае несчастий, особенно если кто заблудится на снежной степи, в лесу или на тундре. Но у остяков было много и других ниже и этих исчисленных богов, земных и водяных, добрых и злых, будто бы покровительствовавших и вредивших их промыслам. – Наконец, сверх несуществующих и бездушных остяки имели еще живых богов, зверей, и именно волка и медведя, которые, опустошая стада их оленей и губя их склады кедровых орехов, иногда не щадят и самих хозяев. И теперь для остяка-язычника, а иногда и для остяка-христианина страшное дело присягнуть на медвежьей или волчьей шкуре, и ни в каком случае он не осмелится при этом сказать неправду или нарушить данную таким образом клятву. Богов своих остяки изображали в различных видах и всегда в самых отвратительных, одних, например, в образе людей, вытесывая идолов из де­рева и одевая их в шубы, суконные кафтаны и шапки или делая из мешков, набитых мягкой рухлядью; других в образе птиц и зверей, выливая их из меди. Для идолов строили кумирни прежде в юртах открыто, а ныне (у остающихся в язычестве) тайно в глуши лесов; им было почетное место и в юрте каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Игумен Филарет, возобновитель Глинской пустыни, неоднократно убеждался в покровительстве Матери Божией над Глинской пустынью и всю благотворительную деятельность обители приписывал не братии обители, а благодатной помощи Царицы Небесной. В своих поучениях он призывал прибегать к Ее всемощному заступлению: «Могут ли пестуны так пещись о детях, как печется о них мать? Могут ли понимать болезненные вопли младенцев, когда и сами младенцы не знают, чего хотят? Только сердце матери разумеет вопли своего детища». Так и насельники Глинской обители утешали всех скорбящих и страждущих. Старцы подражают Благотворительнице благой Матери Благаго Бога, Которая «то в том, то в ином месте и времени; то чрез сию (Глинскую), то чрез иную икону Свою, дарует чадам млеко на все полезной благодати» 658 . В обители всегда сохранялся порядок гостеприимства, определенный о. Филаретом в 23-й главе монастырского устава «О гостеприимстве», по которому назначенный гостинник обязан был устроить прибывших богомольцев, определить им порядок питания, пребывания в обители. В этой же главе было сказано: «Аще кто из богомольцев с братиею и трапезы вкусить восхощет, да веден будет по обычаю в трапезу; женск же пол да не входит, им же в гостинице трапеза да поставляется» 659 . Запрещалось гостиннику брать деньги с приезжих за пребывание в обители и трапезу. Нуждающиеся обеспечивались также бесплатной медицинской помощью. Эта добродетель считалась неотложной обязанностью в отношении к каждому человеку. И братия обители всегда уделяли большое внимание вопросам организации больницы, аптеки, их благоустройству, лечению больных. Выше уже было сказано, что о. Филарет построил в Глинской пустыни больницу 660 . Таким образом, преобразовательная деятельность возобновителя Глинской пустыни была многогранной и всеохватывающей. О ее результатах в «Кратком историческом описании Глинской пустыни», составленном о. Филаретом и представленном в Курскую Духовную Консисторию в 1837 году, сказано: «За последние десять лет обитель так изменилась, что во внешнем ее виде, кроме соборной церкви и колокольни, никаких следов даже недавнего прошедшего времени не остается» 661 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОЛУМБА Св. Колумба. Миниатюра из рукописи. Сер. XVI в. (Bodl. Rawl. B. 514. Fol. 111v) Св. Колумба. Миниатюра из рукописи. Сер. XVI в. (Bodl. Rawl. B. 514. Fol. 111v) [Колум Килле; лат. Columba; древнеирл. Colum Cille; ирл. Colm Cille] (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии (вместе со святыми Патрикием (Патриком) и Бригитой ) и просветитель Шотландии. Источники Поэма " Чудо Колума Килле " . Фрагмент. Кон. XI - нач. XII в. ( Bodl. Rawl. B. 502. Fol. 56r) Поэма " Чудо Колума Килле " . Фрагмент. Кон. XI - нач. XII в. ( Bodl. Rawl. B. 502. Fol. 56r) Древнейшие источники, в которых сообщается о К.,- поэмы на древнеирл. языке и лат. Жития. Самое подробное повествование о святом содержится в Житии К., составленном на рубеже VII и VIII вв. св. Адомнаном, 9-м аббатом мон-ря Иона (679-704). Более ранние лат. агиографические сочинения о К. не сохранились, однако сведения, приведенные Адомнаном, можно сопоставить с данными древнеирл. поэм. Многочисленные предания о К. изложены в более поздних источниках, но их достоверность вызывает сомнения. Согласно средневековому преданию, вскоре после кончины К. в его честь был составлен панегирик, известный как «Чудо Колума Килле» (Amrae Coluimb Chille; вероятно, более точный перевод названия - «Чудесный (дивный, выдающийся) Колум Килле») (изд.: The Bodleian Amra Choluimb Chille. 1899; Iona. 1995. P. 96-128). Поэма написана нерифмованным аллитеративным стихом в архаичной форме «роск», без деления на строфы. В начальных строках, объединенных в 2 четверостишия, присутствует рифма, но длина строк варьируется. Использование образных выражений, редких слов, необычных грамматических форм и синтаксического хиазма затрудняет понимание текста. Язык и стиль поэмы представляли трудности для средневековых комментаторов: их объяснения основаны гл. обр. на догадках и мало помогают в изучении памятника ( Hull. 1960/1961; Murphy G. Early Irish Metrics. Dublin, 1973r. P. 2-3).

http://pravenc.ru/text/1841806.html

Октовриа 8. Молитва преподобному Трифону Вятскому О пречестная и священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Трифоне, Вятския и Пермския страны просветителю и покровителю! К тебе с верою припадаем и с любовию молимся: умоли Господа Бога, Емуже во странах сих праведным житием, христианския веры утверждением и обителей иноческих созиданием благоугодил еси, да сохранит в нас веру православную непоколебиму и от ересей и расколов, суеверия же и неверия невредиму: да укрепит державу благочестивейшаго царя нашего и утвердит в земли нашей мир, тишину и безмятежие: да тако неотступно веру Христову исповедающе, благоучрежденным же властем повинующеся и во всяком благочестии и чистоте живуще, достойнии будем надежды спасения и сподобимся любве Христовы, еюже ты преисполнен быв, всякия беды и злострадания претерпел еси и нам благий образ подал еси, еже не унывати в скорбех и болезнех. Предстательствуй убо, отче святый пред премолом Господа Вседержителя, да подаст нам вся потребная к вечному спасению и вся благая к настоящему житию нашему, егоже дни прочия в мире и покаянии скончати помози нам святыми твоими молитвами: да мирную кончину улучивше, сподобимся на Страшнем Суде услышати милосердный сладчайший глас Сына Божия, о еже со избранными одесную Праведнаго Судии предстати и по сих вкупе с тобою причастники и по сих вкупе с тобою причастники жизни вечныя явитися. Ей, отче благий! Не забуди нас чад твоих, прилежно молящихся тебе, но яви нам милость твою в жизни сей привременней и по смерти нашей, да всегда благодарим тя, усерднаго заступника нашего, и величаем неизреченное милосердие и человеколюбие Единаго Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Октовриа 9. Молитва святому апостолу Иакову Алфеову, чтомая пред чудотворною его иконою в Московской Ризоположенской церкви О святый славный и всехвальный апостоле Иакове Алфеов, Христов учениче, множайшыя люди ко истинней вере наставивый и от них проименованный божественное семя! Собраннии днесь в сем храме твоем и к честным мощем твоим усердно притекающии, святую память твою светло празднующии, со умилением тебе глаголем: ты, во многоразличных странах семя святыя веры труды апостольскими произрастив, из него сотворил еси плод мног, ныне в небесных сокровищих славно хранимый. Моли убо Божественнаго Сеятеля, Господа Иисуса Христа, да и мы, семя веры нашея в детельныя умноживше плоды, сподобимся на кончине жизни нашея прияти быти руками горних жителей, святых Ангел, в житницу небесную, славити тамо и воспевати пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Октовриа 14. Молитва преподобней Параскеве Сербской

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-chi...

Особенно недружелюбно относились к Русским Татары, которые среди остальных инородцев были самыми многочисленными и культурными и которые не могли забыть, что в течение почти двух веков держали Россию под своим игом. Антагонизм политический и отчасти религиозный, тем более сильный, что его постоянно приходилось таить в себе, не мог не парализовать в инородческой среде задач как русской политики, так й русской миссии. Инородцы, что называется, ушли в себя и в течение долгого времени оставались для русских величиною темною, загадочною и непостижимою. Проповедникам Христианства было очень трудно проникнуть в их затаенный внутренний мир, и они долгое время скользили по его внешности. Из трех форм религиозных верований шаманство, более примитивное и менее развитое по своему характеру, легче других поддавалось борьбе. Большую стойкость обнаруживало ламайство, с течением времени сильно развившееся и окрепшее в племенах монгольских. Всего же более противилось христианской проповеди фанатическое по своему характеру магометанство, постепенно подчинившее себе почти все татарские народности. Оно до такой степени сроднилось с этою народностью, что слова татарин и магометанин скоро стали для русских синонимами. Просвещение новых стран верою Христовою начиналось тотчас по их завоевании. Передовыми деятелями на миссионерском поприще были епископы. В каждой стране явились свои епископыпросветители, которые, быв причислены Церковью к лику святых, почитаются ныне религиозными покровителями сих стран. В Казани в течение девяти лет (с 1555 по 1564 г.) подвизался архиепископ Гурий, обративший в христианство многие тысячи Татар. История свидетельствует, что миссионерская ревность его не знала пределов. Он непрестанно, в церкви и на дому, поучал народ, строил храмы и монастыри, заводил школы и брал угнетаемых под свою защиту. Ближайшими сотрудниками его были два архимандрита: Варсонофий и Герман, из которых первый, быв в плену у крымских Татар, прекрасно изучил их веру и язык и потому в Казани успешно состязался с татарскими мудрецами, а последний был главным руководителем православного духовенства в инородческой миссии всего Казанского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Заседание открыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл словом, в котором отметил труды почившего Святейшего Патриарха Алексия по изданию «Православной энциклопедии» и развитию научной и просветительской деятельности Церковно-научного центра «Православная энциклопедия».  Члены Советов одобрили предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о присвоении Патриаршей премии в области киноискусства имени почившего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и о возможности ее вручения 25 февраля 2010 года, в день памяти святителя Алексия, Митрополита Киевского, Московского и всея Руси, небесного покровителя почившего Патриарха. Затем был заслушан отчётный доклад руководителя Центра С.Л.Кравца о работе церковно-научного центра и кино-телекомпании «Православная энциклопедия» в 2008 году. Решением совместного заседания Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» работа церковно-научного центра и кино-телекомпании в 2008 году была признана удовлетворительной; были утверждены представленные фактические сметы расходов за 2008 год. Затем состоялось обсуждение планов работы церковно-научного центра и кино-телекомпании в 2009 году, в котором приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Попечительского совета Ю.М.Лужков, председатель Общественного совета Б.В.Грызлов, министр культуры Российской Федерации А.А.Авдеев, руководитель Федерального агентства по образованию Н.И.Булаев, руководитель Федерального агентства по печати М.В.Сеславинский, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.В.Швыдкой, руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л.Кравец. По итогам обсуждения с учетом сложной финансово-экономической ситуации церковно-научному центру и кино-телекомпании было поручено сосредоточить свои усилия на приоритетных направлениях: обеспечить подготовку и выпуск в свет очередных томов «Православной энциклопедии», дальнейшее развитие электронной версии и интернет-портала «Седмица», завершение начатого производства фильмов. Также церковно-научному центру и кино-телекомпании было поручено пересмотреть в сторону уменьшения смету расходов на 2009 год, утвержденную на девятнадцатом совместном заседании советов в октябре 2008 года за счет сокращения расходов на второстепенные проекты или перенесения сроков их реализации.

http://patriarchia.ru/db/text/600732.htm...

Но Амр попросил себе в награду лишь, чтобы халиф не посылал за ним, а ждал, когда он придет сам. Значит, мы тебя больше не увидим, сделал вывод халиф. В первое время своего существования мутазилиты подвергались преследованиям. Даже сравнительно либеральный Гарун-али-Рашид порой заключал их в тюрьму. Но постепенно положение их улучшалось. Мутазилиты были людьми мысли, культуры, прогресса. Халифы тоже задались мыслью насадить классическую культуру в своих владениях. Естественно им в своих просветительных стремлениях было искать опоры у мутазилитов. И вот при Альмамуне, преемнике Гарун-али-Рашида, мутазилитизм стал религией, покровительствуемой правительством. Поучительно отметить, что смена религиозного мировоззрения нисколько сначала не отразилась на нравах. Переменились только роли: преследовавшие стали преследуемыми и наоборот. Тюрьма, пытки, засечение насмерть бичом, отсечение головы при Аль-Мамуне и его преемниках были также средствами религиозного вразумления, как они были ими раньше. Богослов Ибн-Хабаль был забичеван до смерти при халифе Мутасиме за то, что исповедовал божественность Корана. Провозглашение мутазилитского учения государственным нужно относить к 827 г. нашей эры, когда халиф Аль-Мамун издал указ, которым преследовался ранее считавшийся ортодоксальным взгляд на коран. В 833 г. этот указ был дополнен новым, весьма вразумительно указывавшим, что ожидает их и как будут трактоваться те, которые держатся старого взгляда. Содержание нового указа следующее. «Повелитель верующих узнал, что многочисленная масса народа из низшего сословия и подонков общества, которая не в состоянии самостоятельно думать, рассуждать и руководиться светом науки и ее доказательствами, совершенно не имеет ясного представления о Боге и заблуждается относительно истинной Его религии. Она не в состоянии достойно почитать Бога, иметь о Нем необходимое и верное представление и различать Его от Его тварей. Вот почему она сравнила Бога с Его творениями и с тем, что Он ниспослал из Корана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Пруссии. Королевский титул за Фридрихом III (кор. Пруссии Фридрих I) был закреплен Раштаттским трактатом (18 янв. 1701, с этого времени офиц. название Бранденбургско-Прусского гос-ва - королевство Пруссия). Проводимая прусским кор. Фридрихом II (1740-1786) политика «государственного интереса» требовала подчинения Церкви интересам гос-ва. Король не обладал определенными религ. убеждениями. Перед подданными Фридрих II стремился предстать веротерпимым и благочестивым монархом. Будучи же человеком рационалистических взглядов, король двояко оценивал религию: с одной стороны, как предрассудок, суеверие, владевшее умами его подданных, с другой - как важное политическое средство, способ управления и ведения политики. Так, Фридрих II продолжил привлечение в Пруссию гонимых католич. властями Чехии и Польши протестантов, пообещав разрешить богослужения на национальных языках. Орден иезуитов стал одним из источников содержания армии и адм. аппарата Пруссии. Религ. политика Фридриха II служила целям прусской экспансии внутри Г., помогая завоевывать доверие и поддержку новых подданных на вновь присоединяемых герм. землях, отличавшихся пестротой в вероисповедном отношении. В протестант. регионах, напр. в Саксонии, прусский король стремился играть роль защитника лютеранства, в католических - соблюдать принцип веротерпимости, используя в политических интересах и атеистические настроения. Политика Пруссии сочеталась с идеями «просвещенного (секулярного) абсолютизма». Фридрих II заимствовал у Ж. Ж. Руссо теорию «общественного договора», пытаясь предстать охранителем законов, на к-рых покоится общество. В разное время королевский двор в Берлине посещали просветители В. Мирабо, Вольтер и др. Король стремился утвердить за собой славу ценителя и покровителя искусств, был автором ряда философских и исторических сочинений, написанных на франц. языке: «Anti-Machiavell» (Антимакиавелли, 1740); «Histoire de mon temps» (История моего времени, 1746), «Histoire de la guerre de sept ans» (История Семилетней войны, 1763), и др.

http://pravenc.ru/text/529064.html

В составленном мною «Русском месяцеслове» впервые в фольклорно-этнографической, календарной литературе двадцатого столетия церковный и народный календарь были слиты воедино, как и происходило в реальной жизни русского крестьянина. К сему грех забывать, что крестьяне младенцам, окрещенным в церковной купели, по христианским святцам давали имена святых, дабы сии небесные покровители оберегали чадо от рождения и до упокоения. В окаянные девяностые годы прошлого века завершил я долголетнее составление «Русского месяцеслов»; книга по тем временам вышла в свет изрядным тиражом, тысяч в пять; и вскоре бойко разошлась в Прибайкалье и даже Алтаю досталось. Потом я путешествовал по губернии, гостил в селах и мелких городах, навещал библиотеки и клубы, и всюду видел зачитанный до дыр «Русский месяцеслов», что книгохранители берегли пуще зеницы ока. В благословенные для литературы времена, когда за книгами охотились, «Месяцеслов...» могли и похитить... В завершении напутного слова скажу: очерк, разумеется, лишь касается русской народной этики, воплощенной в обрядах и обычаях, ибо мир сей крестьянский безбрежен, словно Вселенная. О ДИКОСТИ И РАБСТВЕ РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА О величии крестьянской цивилизации ... Русскоязычные русоненавистники в надежде на чаевые, с холопским подобострастием целуют ручку Западной Европе, жестоковыйной, старой блудне, что густо запудрила корявые морщины, напомадила впалые щеки, кроваво накрасила губы и дочерна насурьмила брови и ресницы вокруг пустых глазниц. Целуя ручку Западной Европе, североамериканской рабыне, подобострастно заглядывая в пустые глазницы, русскоязычные русоненавистники настойчиво и назойливо толкуют миру о рабской сущности, лености, темноте и забитости вечно пьяного русского народа. Скверное сие толкование, родившись в позапрошлом веке среди либеральных «просветителей», два века внушалось и русскому народу разрушителями народно-православной российской государственности, что, очевидно, входило в зловещие помыслы мировой сатанократии, для коей Россия, последний приют Господень, что кость в горле.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/09/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010