Таковым было, например, Общероссийское общественное движение «Россия Православная», которое возглавлял мой Друг и Соратник — довольно состоятельный антиквар Александр Иванович Буркин. После его безвременной кончины в 2013 году Движение сохранилось и выжило, но масштаб его деятельности многократно сократился. Привел данный пример только потому, что Движению «Россия Православная» отдал одиннадцать лет своей профессиональной деятельности. И я ничуть не жалею о тех годах. Напротив, я благодарен БОГУ, что мне довелось послужить на той ниве, и с искренней признательностью желаю в молитвах душе общественного подвижника Александра Буркина Царствия Небесного! О других аналогичных православных объединениях и движениях говорить не хочу, чтобы не «подставлять» их покровителей в их профессиональной среде. Дай, БОЖЕ, таким движениям и их благотворителям процветания! По моему убеждению, духовно преобразить Россию одними православными общественными усилиями невозможно, с их помощью даже невозможно кардинально изменить духовную атмосферу в России. Но вместе с тем я не отвергаю крайнюю важность общественного фактора в несомненном для меня грядущем Воскресении России. Во-первых, значительный сектор всероссийской духовно-просветительской деятельности осваивается именно общественными инициативами. Конечно, появились крупные православные СМИ с регулярным финансированием вроде телеканалов «Союз», «Спас», «Царьград», радио «Победа», они дополнили многолетнюю деятельность радио «Радонеж», «Народного Радио». Но колоссальный объем духовно-просветительской работы осуществляют крупные, средние и совсем мелкие православные сайты, финансирование которых не имеет постоянной основы, авторы которых трудятся ХРИСТА Ради именно в русле сугубо общественных инициатив. Именно в таком полуобщественном режиме существуют известные порталы «Русская Народная Линия», «Московские Ведомости» , «Аминь», «Русская Линия» и некоторые другие. Многие десятки, а может быть, и сотни православно-патриотических сайтов нередко существуют при приходах или держатся силами двух-трех энтузиастов. При всей мощности того же частного телеканала «Царьград», широкое распространение его материалов вряд ли было бы возможно без участия многих тысяч добровольных активистов в различных социальных сетях — в Одноклассниках, ВКонтакте, Фасбуке, МойМир, МейлРу, МирТесен, Твиттере и других.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/08/...

Что составляет защиту, охрану целости и не поврежденности невинной души от греха? Страх греха, чувствительность совести, стыд целомудрия. Господь указал нам присутствие греха даже в одном воззрении с вожделением (Мат. 5, 28) именно потому, что подобное воззрение, при невнимании к себе, часто повторяемое, открывает нам путь к предметам вожделения и лишает дух наш внутреннего мира и безопасности. Что же производят в нас эти облагороженные картины чувственной красоты, столь обыкновенные на современных зрелищах? Они сначала колеблют, а потом и разрывают те тонкие завесы и покровы, которыми стыд целомудрия, – это благороднейшее свойство нашей души, – ограждает и защищает ее от вторжения в воображение нечистых представлений и от возбуждения в сердце страстных вожделений. Что же должно происходить с душами христианскими там, где намеренно устраняется всякая предосторожность и благоприличие, на этих известных всем языческих вечерах, которые, к стыду нашему, не только допускаются в нашем христианском обществе, но еще пользуются и покровительством, как собрания, содействующие просветительному сближению молодых людей. Что должны производить в сердцах юношей и девиц, по самому возрасту своему склонных к возбуждению страстей – это обнажение порока, эти необузданные речи, все эти ухищрения, имеющие целью представить в привлекательном виде самые постыдные страсти? Здесь уже не колебание покровов целомудрия, здесь, по изречению пророка Иеремии, входит нравственная смерть во все окна нашей души ( Иер. 9, 21 ); здесь ниспровергаются все преграды, какие поставляют против вторжения зла в души наши разум, совесть и сила воли, и целыми массами вторгаются в них враги их целости, благоустройства и внутреннего мира. Увеселения подобного рода, появляющееся в обществе не как случайные уклонения от порядка правильной жизни, а как учреждения, имеющие права гражданства, можно назвать не иначе, как намеренным развращением народа. Пройдите мысленно сверху до низу всю эту лестницу современных увеселений от облагороженных до самых грубых, прибавьте к этому современные убеждения, что стыдливость есть предрассудок; что страстные движения сердца свойственны нашей природе и потому законны, так что и сдерживать их не следует; что нравственные приличия – пустые выдумки; что чувство должно быть свободно; что влияние Церкви на семейную жизнь излишне; что крепкие узы брачных союзов стеснительны; что для молодых людей плотские связи, хотя бы и преступные, необходимы, -сообразите все это, и вы увидите, что и свободой проповедания этих учений и покровительством всяким увеселительным учреждениям, мы не только открываем, но как бы намеренно углаживаем для народа все пути к его нравственному развращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Протесты из полуинтеллигенции рационалистического направления, уже порвавшей связь с нашей церковью, высказываемые против церковно-славянского языка в самой беззастенчивой форме: «мы – русские, и церковно-славянского языка не понимаем» 21 3), дерзко и легкомысленно направлены ею не только против церковно-славянского языка, но и против всей нашей церковной обрядности, для которой этот язык служит органом, и даже против самой церкви, которая приняла его под свое покровительство. Не имея времени подробно останавливаться на рассмотрении всех этих печальных явлений и суждении в настоящий раз, в заключение своей речи мы находим вполне уместным обратить ваше просвещенное внимание на те явления в церковно-религиозной жизни современного русского общества, которые знаменуют, как нам думается, поворот к лучшему в данном направлении. Вызванная к жизни волею незабвенного Царя-Миротворца церковно-приходская школа, поставленная под особое покровительство нашей православной церкви, с целью дать нашему русскому религиозному и трудолюбивому народу образование в духе веры и церкви православной, в теченье 16 лет немало уже сделала в указанном направлении. Питомцы этой школы, находясь под особым попечением церкви, не только получать церковно-религиозные воспитание, но и учатся ныне до Псалтири, Часослову и Октоиху, т. е. по таким руководствам, долго находившимся в загоне в предшествующей народной школе, которые несомненно самым основательными образом ознакомят их с церковно-славянским языком, органом нашего богослужения. Успех этой школы вне всякого сомнения и громко засвидетельствован на всемирном состязании мысли и труда человека XIX столетия в Париже присуждением ей высшей награды (Grand за прекрасную организацию снабженья школ книгами. Делу церковно-религиозного воспитания русского народа принесут без всякого сомнения великую пользу и наши религиозно-просветительные общества, открываемые не только в столичных и губернских городах, но даже в уездных и в больших слободах и местечках. Наши пастыри, как члены этих обществ, с большим удобством, чем в храме, имеют теперь возможность своей, более или менее постоянной и однообразной в составе слушателей, аудитории предлагать и цельные курсы по объяснению нашего православного богослуженья и изъясненью важнейших обрядов его, употребительнейших в нем песнопений и молитвословий, каковы напр., «Единородный Сыне и Слове Божий», «Иже херувимы», «Ныне силы небесныя», «Да молчит всякая плоть человека» и др., и отдельных возглашений церковных, как, напр., «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», «Елицы оглашеннии изыдите», «Елицы ко просвещению изыдите», «Двери, двери, премудростию вонмем», «Возлюбим друг друга», ,,Мир всем» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Будущий историк, коснувшись обстоятельств возникновения, развития и процветания, за последнюю четверть настоящего столетия, православных братств в России, конечно, с признательностью остановится на многих именах наших высокочтимых Архипастырей, которые не только явились главными учредителями многих духовно-просветительных братских союзов, но, приняв их под свое особое покровительство и руководительство, не оставляют братских деятелей своими высоко-авторитетными указаниями и назиданиями. С чувством той же признательности упомянет этот историк, столь известные всем нашим братствам, имена лиц, стоящих ныне во главе высшего светского Синодального управления и принимающих, в качестве почетнейших членов множества братств, живейшее участие в братских делах, а также оказывающих многотрудным братским начинаниям свою существенную поддержку и покровительство. Замечаемое ныне сочувствие православного общества к братской форме общения для дел духовной милости и просвещения будет, без сомнения, все более и более возрастать, по мере большого ознакомления его с высокими христианскими целями братской деятельности, и с теми немаловажными результатами, которые уже теперь достигнуты нашими братствами на поприще просвещения и благотворения. Такому благоприятному расположению со стороны русского общества к братскому делу немало послужит и подробное знакомство его с поучительной историей наших древних западных братств. Эти исторические справки докажут, что нынешняя форма братского общения «выношена» историческими событиями нашего далекого прошлого, – что она является вполне «испытанной» в деле защиты веры и Церкви православной, и что она возникла и развилась – не вдали от Церкви по каким либо мистическим, сектантским основаниям и побуждениям, – а прямо на церковной почве, под стягом православного храма, для его нужд – духовных и материальных и в этой тесной связи братства с Церковью заключается вся жизненность, вся крепость, вся устойчивость братских учреждений и деятельности. Древние братства останутся для нас еще надолго высоким образцом для подражания во многом, ибо побуждения, которыми руководствовались православные люди тогдашнего времени, при учреждении своих братств, истекали из чистого, вечного источника – любви к ближнему и преданности своей вере и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Взгляды Церкви были устремлены на монарха. Ему-то, как высшему носителю государственной власти, при этом непременно православному, «первому мирянину», и предполагалось предоставить особые привилегии в отношении решений органов высшей власти и управления Российской Церкви. В таком случае император выступал не просто ктитором или представителем мирян в Церкви, а деятельным участником жизни Церкви, на которую оказывал влияние лично или через своего уполномоченного представителя — обер-прокурора. Церковные эксперты расходились во взглядах на место и роль обер-прокурора в работе Синода 20 . Одни считали его наблюдателем за соответствием синодальных решений государственному законодательству и интересам властей, другие видели в чиновнике активную фигуру, вовлеченную в решение синодальных дел. К числу последних принадлежал Н.Д. Кузнецов. Он полагал, что предоставлением обер-прокурору возможности активно участвовать в церковных делах будет подчеркиваться роль государя как покровителя Церкви, покровителя активного и попечительного. Церковный эксперт выражал мнение, что отводить обер-прокурору роль наблюдателя в Синоде — значит становиться на путь отделения Церкви от государства 21 . Подобная угроза в те годы звучала в церковной среде ужасной радикальной идеей, которую выставляли пугалом в общественной дискуссии. Однако наиболее дальновидные эксперты в 1906 году прогнозировали в России подобный сценарий. Апрельский 1905 года указ «Об укреплении начал веротерпимости» можно было расценить как шаг на пути введения в России паритетной системы взаимоотношений государства и религиозных общин. Государство устанавливает общий для всех религий правовой режим, обес­печивает их равенство перед законом, предоставляет им равные возможности. И это был лишь первый шаг на пути к полному отделению религии и Церкви от государства. Предсоборное Присутствие решило задачу разработки приемлемой и для Церкви, и для государства модели взаимоотношений, которая стала рекомендуемым компромиссным решением. С одной стороны, такая модель позволяла провести преобразования высшего церковного управления на основе соборности и возглавления Церкви Патриархом, утвердить принцип автономности Церкви в решении внутренних дел и вопросов 22 , а с другой стороны, не влекла за собой уничтожения или коренного преобразования уже сложившихся института патроната над Российской Церковью со стороны государя, выражаемого в том числе в защите интересов Церкви и государственном финансировании церковных просветительских трудов, а также института обер-прокуратуры. Иными словами, плодом работы Присутствия явилось проектирование взаимовыгодных партнерских отношений Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/5821575.ht...

Что же производят в нас эти облагороженные картины чувственной красоты, столь обыкновенные на современных зрелищах? Они сначала колеблют, а потом и разрывают те тонкие завесы и покровы, которыми стыд целомудрия, – это благороднейшее свойство нашей души, – ограждает и защищает ее от вторжений в воображение нечистых представлений и от возбуждения в сердце страстных вожделений. Что же должно происходить с душами христианскими там, где намеренно устраняется всякая предосторожность и благоприличие, на этих известных всем языческих вечерах, которые, к стыду нашему, не только допускаются в нашем христианском обществе, но еще пользуются и покровительством, как собрания, содействующие просветительному сближению молодых людей. Что должны производить в сердцах юношей и девиц, по самому возрасту своему склонных к возбуждению страстей – это обнажение порока, эти необузданные речи, все эти ухищрения, имеющие целью представить в привлекательном виде самые постыдные страсти? Здесь уже не колебание покровов целомудрия, здесь, по изречению пророка Иеремии, входит нравственная смерть во все окна нашей души ( Иер.9:21 ); здесь ниспровергаются все преграды, какие поставляют против вторжения зла в души наши разум, совесть и сила воли, и целыми массами вторгаются в них враги их целости, благоустройства и внутреннего мира. Увеселения подобного рода, появляющиеся в обществе не как случайные уклонения от порядка правильной жизни, а как учреждения, имеющие права гражданства, можно назвать не иначе, как намеренным развращением народа. Пройдите мысленно сверху до низу всю эту лестницу современных увеселений от облагороженных до самых грубых, прибавьте к этому современны убеждения, что стыдливость есть предрассудок; что страстные движения сердца свойственны нашей природе и потому законны, так что и сдерживать их не следует; что нравственные приличия – пустые выдумки; что чувство должно быть свободно; что влияние Церкви на семейную жизнь излишне, что крепкие узы брачных союзов стеснительны; что для молодых людей плотские связи, хотя бы и преступные, необходимы, – сообразите все это, и вы увидите, что и свободой проповедания этих учений и покровительством всяким увеселительным учреждениям, мы не только открываем, но как бы намеренно углаживаем для народа все пути к его нравственному развращению.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Афанасий Зоитакис Глава IV. Традиционное просветительство и греческое освободительное движение 4.1. Восприятие народными массами деятельности традиционных просветителей. Последующее влияние традиционализма Прежде чем продолжить разговор о характере учения и просветительской деятельности традиционалистов (на сей раз в отношении их взглядов на перспективы антитурецкого восстания), мы должны определить, насколько соответствует истине устоявшаяся точка зрения, подчёркивающая их большое влияние на народные массы. В случае если его можно оценить как существенное, это даст нам возможность порассуждать на тему их роли в подготовке революции. Как мы уже установили в предыдущих главах нашего исследования, коливады Никодим Святогорец , Афанасий Паросский и Макарий Нотарас были не только писателями, но и востребованными современниками учителями и проповедниками. Однако устные проповеди коливадов не сохранились, недостаточно данных и об их контактах с народом, поэтому основным источником, характеризующим их влияние, станут их письменные сочинения. В свою очередь, проповеди и пророчества Космы Этолийского , его непосредственные контакты с народом во время миссионерских путешествий не только позволяют проследить влияние традиционной идеологии на разные социальные слои и группы, но и являются неоценимым источником по численному составу аудитории православных просветителей и востребованности идеологии, носителями которой все они были. О размахе деятельности Космы Этолийского свидетельствуют современники, многочисленные народные предания, вещественные источники. Его биограф ведёт речь о «более чем четырёхстах тысячах» розданных им косынок и платков, а также «чёток и крестиков более пятисот тысяч» 690 . Всё это было им куплено на пожертвования богатых людей, что говорит о влиянии его учения на разные социальные слои. Его первый биограф указывает на более чем четыре тысячи купелей, купленных на средства богатых дарителей по просьбе проповедника. Несмотря на то что наибольшая популярность Космы Этолийского была среди простого народа, а некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные, знатные и образованные люди того времени почитали святого и признавали влияние его проповеди 691 . Али-паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал Косме Этолийскому , оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности 692 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Успеху иностранной миссии в Греции способствовало то обстоятельство, что два из трех регентов несовершеннолетнего греческого короля были протестантами (один из них Маурер курировал проведение церковной и образовательной реформы). Он всячески покровительствовал своим соотечественникам, полагая, что они могут оказаться полезны в реализации планов по европеизации Греции. Регент короля Оттона Маурер С 1833 по 1837 годы был принят ряд законов о государственной системе образования, которая была полностью построена на слепом подражании германским образцам. Естественно, в такую систему протестантам оказалось встроиться легче чем православным традиционалистам, на головы которых к тому же новые власти обрушили беспрецедентные репрессии. Особо благоприятствовал миссионерам указ от 6 февраля 1834, разрешивший частным лицам основывать школы, приюты и любые другие учебно-педагогические заведения (при формальном контроле со стороны государства). Защищенные законом и чувствуя поддержку государства миссионеры без страха действовали даже тогда, когда против них поднялась волна народного негодования. «Мы продолжаем свою деятельность, не испытывая никаких опасений, что нам могут помешать власти», – писал в августе 1837 года миссионер Ливз. В период с 1830 по 1850 г. протестанты практически безраздельно контролировали греческую образовательную систему . 112 протестантских издания были официально включены в государственную образовательную программу греческих школ в качестве учебных пособий. На острове Сирос и в городе Смирна были открыты типографии, печатающие литературу для детей, их родителей и учителей. За один только 1836 г. в Греции было напечатано 45.000 протестантских брошюр. Монета «London Missionary Society» В 1834 году английский миссионер Корк был назначен директором крупнейшего учебного заведения Греции «Эллинико Дидаскалио». Эту должность он сочетал со статусом главного курратора всех учебных заведений Греции. Аналогичную должность на семи Ионических островах, (населенных греками, но контролируемых англичанами), также исполнял протестантский проповедник, член «London Missionary Society» Isaac Lowudes. Еще один английский миссионер совместно с греческими Просветителями участвовал в разработке нового церковного права. Ряд протестантов в сотрудничестве с новогреческими Просветителями участвовали в подготовке переводе Священного Писания на новогреческий язык и введения его в богослужение.

http://pravoslavie.ru/55457.html

Представители славянских общин встретились в Симферополе Симферополь, 24 мая 2005 г. По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, 20 мая в Симферопольской центральной городской библиотеке им. Тренева прошла встреча представителей русской, украинской, белорусской, польской, болгарской и чешской общин полуострова, посвященная Дню славянской письменности и культуры. На этой встрече были подведены итоги межвузовского конкурса творческих работ на тему Дня славянской письменности и культуры, сообщает пресс-служба Симферопольской и Крымской епархии УПЦ. Представители славянских общин говорили о том, колоссальном вкладе в историю и культуру каждого народа внесла просветительская деятельность святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Встреча завершилась выступлениями фольклорных коллективов. Во встрече принял участие председатель Объединения православной молодежи Крыма Вячеслав Харченко, который передал поздравлении правящего архиерея участникам встречи и рассказал о роли святых просветителей в истории Украинской Православной Церкви и истории Православной Церкви в Крыму. 22 мая, в Джанкойском детско-юношеском творческом центре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошел детский праздник, посвященный памяти святых его покровителей. На праздник пришли более 100 юных джанкойцев. На празднике состоялась презентация выставки литературы на церковно-славянском языке – как небольшая иллюстрация колоссального духовного и культурного наследия просветителей славян. Дети смогли принять участие в многочисленных творческих конкурсах. С праздничными поздравлениями к собравшимся обратился диакон Евгений Пузиков, который по благословению правящего архиерея назначен ответственным за отдел образования в Джанкойском благочинническом округе В Епархиальном управлении Симферопольской и Крымской епархии 22 мая, состоялось межблагочинническое мероприятие для школьников, изучающих " Основы православной культуры Крыма " – брейн-ринг " Тавриды лик благословенный " , подготовленный епархиальным методкабинетом. В нем приняли участие представители 1, 2 Симферопольских, Евпаторийского, Джанкойского, Красногвардейского, Белогорского благочиннических округов. Школьникам, изучавших в течение двух лет факультативный курс " Основ православной культуры Крыма " было предложено продемонстрировать свои знания в разгадывании кроссвордов на библейскую тематику, и в рассказе о двунадесятых праздниках. Все участники были разделены на две команды. Победила " Вифлеемская звезда " . Особую эрудицию проявили представители Джанкойского благочиннического округа. 24 мая 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/13565.html

Осенью 1861 года, когда в университете начались студенческие волнения, Адиль-Гирей принял там самое активное участие. Его, как и других инонациональных студентов, в нововведенном уставе не устраивали не только общие для всех ограничения, но и специальный пункт, запрещавший «иноземным» носить национальные одежды. В знак протеста он подал заявление руководству университета следующего содержания: «Несмотря на все мои желания окончить свое университетское образование, я никак не в силах оставаться в университете при тех новых правилах, которые теперь там введены. О чем считаю своей обязанностью довести до сведения Вашего превосходительства и просить Вас сделать распоряжение об увольнении меня из числа кавказских воспитанников с выдачей документов на следование на родину». Это заявление вызвало гнев руководства и по его приказу он был немедленно уволен и выслан из Петербурга в Ставрополь, проучившись в университете только полтора года. Конечно, данный поступок не мог не огорчить его покровителя Даута Кешева, но тем не менее, он устроил своего протеже в канцелярию начальника Ставропольской губернии. Проработав там несколько лет на разных должностях, Адиль-Гирей в 1867 году переезжает во Владикавказ, в административный центр Терской области. Здесь он заводит свою семью, женившись на Жир-Хани, дочери бесланеевского князя, которая родила ему сына. В 1868 году под его редакцией выходит первый номер газеты «Терские ведомости». Адиль-Гирей Кешев пытается привлечь к сотрудничеству всю северокавказскую интеллигенцию того времени. В ней печатались основоположник осетинского литературного языка К. Хетагуров, кабардинский просветитель К. Атажукин, осетинский этнограф И. Тхостов, знаток этнографии и истории ингушского народа Ч. Ахриев, ингушский просветитель А.-Г. Долгиев, осетинские авторы Б. Гатиев и А. Гассиев, общественный деятель кабардинец Д. Кадзоков, представители русской интеллигенции А. Прянишников, Н. Семёнов, А. Косташ, Водарский и многие другие. Все они хорошо знали истинное положение и насущные проблемы своих народов. Главными целями авторского состава «Терских ведомостей» были: образование и просвещение горцев в качестве необходимого и неизбежного фактора, который может вывести народы Северного Кавказа на путь прогресса и культуры. Надо особо отметить, что им это удалось сделать. Одним словом, газета «Терские ведомости» стала не только главной русскоязычной официальной газетой Северного Кавказа, но и была рупором передовой горской интеллигенции того времени.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/26/mo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010