+ М. Вениамин .   Вскоре после этого «выступления» владыку вызвали в Патриархию. 12 ноября 1955 года он возвратился из Москвы и объявил о своем уходе из Ростовской и Каменской епархии. На следующий день, в воскресенье 13 ноября, он сказал об этом с амвона после окончания утренней службы в Ростовском Кафедральном соборе . 28 ноября митрополит Вениамин был переведен на Саратовскую и Балашовскую кафедру с поручением ректорства в Саратовской духовной семинарии. Владыку ждали новые испытания, приведшие в конце концов к его увольнению на покой в Псково-Печерский мужской монастырь. ГАРФ Ф. Р-6991. Оп.1. Д. 831. Л. 15. Болотов, С.С. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы. М., 2011. С. 264. Речь идет о митрополите Григории (Чукове). Л.К. Александрова-Чукова пишет: «7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.). Он изложил в своем докладе факты нарушений закона при закрытии храмов, говорил об увеличении числа хулиганских выходок в отношении духовенства и верующих, о вандализме и поджогах церквей и молитвенных домов, о травле духовенства в печати, указывал на нежелательные результаты антирелигиозной пропаганды. 9 октября 1954 г. на годовом акте в ЛДА Владыка выступил с речью, резко критикующей действия властей и основные «научные доводы» атеистических публикаций. Студентам Духовной академии он сказал: «Если люди неверующие, а они всегда были на пространстве истории человеческой наряду с людьми верующими, считают нас «невеждами» и «отсталыми» только за то, что мы веруем в Бога, то постараемся еще более укреплять себя постоянною молитвой в живой горячей вере в Бога и пламенеть огнем всеобъемлющей любви к нему, как к Отцу и к людям, как братьям». (Александрова-Чукова, Л.К. Святитель Григорий, просветитель Великой Армениинебесный покровитель епископа Русской Православной Церкви эпохи гонений XX века: духовно-исторические параллели.//[Электронный ресурс] : Научно-богословский портал Богослов.ру – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.bogoslov.ru/text/2041545.html, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 11.01.2013).

http://bogoslov.ru/article/3099477

«Многострадальный пастырь», «Армении хвала», священномученик Григорий «возделал неплодную ниву», засеял «словесная семена» благочестия в сердца всех армян, разогнал «тьму безбожия идольского», за что и получил название «Просветителя Армении». Основные сведения о жизни святого собраны в т.н. цикле Жития Григория Просветителя. Армянский текст сохранился в составе «Истории Армении», автором которой считается секретарь царя Тиридата III Великого (287–330) Агафангел. В этой книге рассказывается о путешествии царя Тиридата и Григория Просветителя в Рим к императору Константину, о Никейском Соборе. Именно они и были теми «двумя делегатами из Армении» на первом Вселенском соборе. Помимо жития, в книге Агафангела содержится сборник 23 проповедей, приписываемых св. Григорию Просветителю, поэтому эту книгу называют еще «Книгой Григориса» или «Учением Просветителя» (арм. «Вардапетутюн»). «История Армении» Агафангела была переведена на греческий язык. Согласно последним исследованиям, перевод греческой, сирийской и арабской версий Жития Григория Просветителя восходит к VI – началу VII в. В V в. культ святого еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским, но уже в VI в. он объявляется общекавкавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армянской, Грузинской и Албанской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория, и святитель именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I с армянскими духовными и светскими Владыками, относящаяся к 604–609 гг., сохранившаяся в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что святой Георгий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях». Вртанес Кертог также пишет о нем как о просветителе Армении и Грузии. Учреждение христианской веры Григорием Просветителем подтверждает также и грузинский каталикос (Книга посланий. Тифлис, 1901. С. 132, 136, 138, 169). Его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци , указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» (Там же. С. 180). В 3-й четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения святителя Григория: «…и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его св. исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» (Мурадян. 1982.С.18). В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Сирии.

http://bogoslov.ru/article/2041545

Христианство в Армении Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу. 15 марта, 2010 Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу. 16 марта в Армению прибывает с визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предлагаем вниманию читателей рассказ об истории христианства в Армении. Христианство на территорию Армении начало проникать очень рано. Существует древнее благочестивое предание, изложенное подробнее в «Церковной истории» Евсевия Памфила и «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, что еще во время земной жизни Господа армянский царь из династии Арксаидов по имени Авгарь, будучи болен, узнал о чудесах, совершаемых Спасителем в Палестине и направил к Нему приглашение в свою столицу, Эдессу (в дальнейшем Эдесса станет сначала провинцией Римской империи, а позже – первым христианским государством). Спаситель в ответ передал царю Свой Нерукотворный Образ и обещание прислать одного из Своих учеников для врачевания болезней – не только телесных, но и духовных. Во исполнение Христова обетования Эдессу посетил святой апостол Фаддей, который не только исцелил царя, но и принес Благую Весть армянскому народу. Проповедь его была успешна: ему удалось обратить в Христову веру многих местных жителей, в том числе царевну Сандухт. Но скоро Авгарь умер, а сын Анак и племянник Санатрук покровительствовали язычеств. За исповедание христианства апостол, царевна и другие христиане были казнены в Шаваршаване. Христиане Армении подвергались преследованиям до начала III века нечестивыми царями.

http://pravmir.ru/xristianstvo-v-armenii...

В отличие от Великой (Восточной) Армении, проповедь христианского учения в Малой (Западной) Армении продвигалось более живо. Вероятно, это обстоятельство объясняется тем, что в первые века Христианства, да и после, Малая Армения уже входила в состав великой Римской Империи, между провинциями которой существовало оживлённое общение и жизнедеятельность, а греческий язык был преобладающим в восточных провинциях Империи, благодаря чему усилиями греческих миссионеров Христианство распространялось быстрыми темпами, и через Малую Армению способствовало проникновению в Великую Армению. Первые христианские общины малоазийских миссионеров основываются в соседних с Каппадокией и Малой Арменией областях Великой Армении: Даранахи, Екехиаце и Дерджане. В становлении христианского учения в Армении кроме греческих миссионеров немалую роль сыграли также и сирийские проповедники, которые проникали в Армению с юго-западной, армяно-сирийской контактной зоны. Доказательством тому служат многочисленные жития и мученичества святых первых веков Христианства в Малой Армении, дошедшие до наших дней в основном в текстах латинских мученических актов-мартирологов Ордена Иезуитов. Среди этих мартирологов особо выделяются описание мученичества сщмч. Евтихия Мелитинского († ок. 98, память мая 28 (июня 10)), свв. воинов Аттика Севастийского и дружины его († 249–251, память ноября 3 (16)), св. воина Полиевкта Мелитинского († 259, память января 9 (22)) и многих др. В описании мученичества свв. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских († 305, память декабря 13 (26)) говорится о том, что в конце III столетия жители Армении (Малой) и Каппадокии, будучи христианами, отказались приносить жертвы языческим идолам, высказав тем самым протест римскому правительству, пытавшемуся принудить население этих провинций к идолопоклонству, что послужило увеличению числа мучеников в Церкви Христовой. Это обстоятельство может служить несомненным доказательством того, что проповедь христианского учения в Малой Армении в конце III столетия приняла массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После землетрясения на том месте саркофаг был вскрыт, и десница (святого) была отнята с мощей. В тот день произошло множество исцелений. Некто из братии тайком взал к себе один из зубов (святого), но, тотчас став одержим бесом, начал изрыгать пену и, закричав о краже, еле исцелился. Десницу же святого отдали в святую обитель Айриванк . Десницу мученика отдали в святую обитель Айриванк Мы, однако, не узнали ни имен тех, кои перенесли (мощи в Армению), ни времени (перенесения) . Остается же сей (святой Мамас) в похвалу и в заступление области сей, каждодневно творя великие чудеса над всеми страждущими, недугующими и бесноватыми . Его же заступничеством Христос Бог да пощадит мир сей, Церковь и меня, многогрешного должника. Христу же слава во веки. Аминь. Рейтинг: 9.8 Голосов: 418 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Царская династия Аршакидов правила в Великой Армении с 66 по 428 г. по Р. Х.   Сисакан , или Сюник ,  – одна из 15 провинций Великой Армении, частично совпадает с одноименной областью Республики Армения.   С вященномученик Григорий  – просветитель и первый католикос Армении (303–325).   Святитель Нерсес Великий , католикос Армении (353–373).   «Мартиролог»  – агиологический памятник, повествующий о страданиях и мученической кончине мученика.   Мартирий  – часовня, построенная на гробнице мученика.  Часовня св. Маманта находится вблизи деревни Геховит области Гегаркуник Республики Армении.   Иванэ Захарян  (†1227/1234) – «атабек» (регент) Грузинского престолонаследника и фактический царь Армении в начале XIII в.  Армянское летоисчисление начинается с 551 г. по Р. Х. В тексте Орбеляна пассаж о дате открытия мощей св. мученика Мамаса поврежден.   Айриванк , или Гегардаванк ,  – один из наиболее известных монастырей Армении, где раньше хранилось Копье (по-армянски Гегард) св. Лонгина Сотника.  Имея в виду то, что в тексте Сюник упоминатеся как «царский престол», перенесение мощей произошло не ранее 70-х гг. Х в., когда Сюник был провозглашен царством.  Часовня св. Маманта и сейчас славится как место чудотворения святого. Чаще всего сюда прибегают для разрешения бесплодия. Кроме того, святыня находится вблизи опасного ущелья Сулема, где часто случаются автомобильные аварии, однако по молитвам святого Маманта они обходятся без человеческих жертв.

http://pravoslavie.ru/115711.html

«История Армении», написанная М. Х. по заказу Саака Багратуни (традиц. дата ок. 480), является одним из интереснейших и в то же время сложнейших источников по истории Армении ( Новосельцев. 1980. С. 34). Этот труд состоит из 3 книг: 1. Родословная великих армян (иногда переводится как «Родословие Великой Армении») охватывает исторический период от легендарного праотца армян Айка Нахапета до основания династии Аршакидов (149 г. до Р. Х.). 2. «Изложение средней истории наших предков» повествует о событиях, происшедших в период от 149 г. до Р. Х. до смерти св. Григория Просветителя в 326 г. 3. «Заключение истории нашего отечества» заканчивается падением Аршакидов в 428 г. и разделением Армении. Некоторые эксперты считают, что существовала и несохранившаяся 4-я книга. О ее наличии судят, интерпретируя отрывок из сочинения Товмы Арцруни (кон. IX - нач. X в.). Для написания труда М. Х. использованы разнообразные источники: Свящ. Писание, арм. народный эпос, работы мн. авторов: грекоязычных (Александр Полиистор, Абиден, Берос, Юлий Африкан , Аристон из Пеллы, Иосиф Флавий , свт. Фирмилиан Кесарийский , Евсевий Памфил и др.), сирийских (Мар Абас Катина, Лерубна, Бардесан и др.), арм. дохристианских (Олюмп, жрец храма Арамазда из Ани, нач. II в. по Р. X.). «История Армении» М. Х. является первым опытом всеобъемлющего изложения истории этой страны и народа. Она содержит богатейший и зачастую уникальный материал по мифологии, народному творчеству, языческой религии Др. Армении, охватывает различные стороны внутренней жизни Армении христ. эпохи, образование, переводческую деятельность, начавшуюся в V в. почти сразу после создания арм. алфавита (особенно этап перевода Библии на арм. язык), отношения с др. странами, о к-рых в труде М. Х. также имеются многочисленные сведения. Историографическая позиция М. Х. близка позиции ранневизант. церковных историков. Об этом свидетельствуют присутствующие в его труде разграничение начала и конца работы, четкое описание тематики и стоящих перед автором задач, частые отступления от основной темы, точная дифференциация своего труда и использованных источников (насколько это было возможно в те времена), наличие отчетливой авторской программы, использование риторических приемов. Произведение М. Х. отличается гармоничностью построения, яркими описаниями деятелей и событий, образным и лаконичным языком. Особо примечателен финальный раздел труда, «Плач», в к-ром автор бичует общечеловеческие пороки, характерные для любой эпохи и страны.

http://pravenc.ru/text/2563886.html

После разгрома армии Юстиниана Тамхосровом имперские войска в течение нескольких лет, по-видимому, вовсе не вступали на территорию персидской Армении, и только от 590 года есть известие об осаде Двина Иоанном Мистаконом. 1046 Получив известие о восстании Бахрама-Чобина, Иоанн прекратил осаду и ушел в Армению. Биндой и Бистам, имевшие давние отношения к персидской Армении, собрали войско из армян, выступившее под начальством своего вождя Мушега Мимиконида, вместе с Иоанном Мистаконом на помощь Хосрову. 1047 Утвердившись на отцовском троне, Хосров во исполнение своих обещаний отдал Маврикию значительную часть Армении, а именно области Арзанену, Тарон и Айрарат, а также и всю Иверию с городом Тифлисом. За Персией осталась лишь восточная область Армении, Васпуракан, и главный город персидской Армении Двин, оказавшийся теперь в непосредственной близости к границе. Перемена верховной власти в присоединенной к империи части Армении не обошлась без тревог и волнений. Армянская знать ближайших к Персии областей вступила в сношения с персидским двором и, по сообщению Себеоса, Хосров поддержал это движение. Восстание началось с предательского убийства Иоанна, магистра армии в Армении. Маврикий послал в Армению Доменциола, 1048 который сумел справиться с восстанием и захватил в плен руководителя движения, Сумбата Багратуни. В Константинополе был наряжен над ним суд, приговоривший его к жестокой казни – растерзанию дикими зверями но время игр. Император помиловал его в последний момент, и народ славил его за милосердие. 1049 Сумбат был отослан в Африку на службу в тамошних войсках. 1050 Нуждаясь в военной силе для борьбы с аварами, Маврикий требовал вспомогательных контингентов от армян, что и вызывало неудовольствие в стране. Себеос занес в свое повествование рассказ об участии армян под начальством вождя Мушега Мимиконида в одной победе, одержанной имперскими войсками над аварами, и о последовавшем вскоре поражении, когда Мушег попал в плен и был убит. 1051 Новое требование армянского контингента на запад вызвало восстание, которое было усмирено совместными действиями римских и персидских войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Таким образом, ее заставили отвергнуть христианское учение о том, что гомосексуальная ориентация объективно является непорядком, и что заниматься гомосексуализмом грешно. Те, кто придерживался классических христианских взглядов, стали проводниками дьявольской лжи. Это относится к тем людям из Евангелической лютеранской церкви Америки, кому ранее было гарантировано место в церкви, если " ущемленное сознание " все-таки приведет их к традиционному христианскому учению. Теперь мы видим, что это обещание было ложным. Получилось так, что пасторы и приходы традиционной направленности стали упорствующими ретроградами, а все прочие институты церкви выше местного уровня превратились в носителей прогрессивных идей, выдвинутых в 2009 году. Следовательно, ни один из числа инакомыслящих теперь не может претендовать на высокую должность и сохранить ее» . Бенн отмечает еще одно выступление - женщины-пастора Евангелической лютеранской церкви Америки Тухины Вермы Раше (Tuhina Verma Rasche), которая воспитывалась как индуистка. Он пишет: «Сильно встревожен тем, что в американском православии возникло движение в поддержку гомосексуализма. Автор предостерегает, что церкви, которые отказались от ортодоксального христианского учения о различии полов, начали сползать в нравственный и теологический хаос». (см. «LGBT Fight Comes To Orthodoxy» (« Борьба за ЛГБТ приходит в православие »)). Примечательно, что после недавней «бархатной» революции в Армении основным нападкам подверглись Армянская апостольская церковь, национальные партии и союзы ветеранов освободительной войны. Главой Администрации премьера-министра Армении сразу после «революции» стал член Евангельской церкви Армении. Не отходя от темы, надо констатировать, что фактически высшее военно-политическое руководство Армении находится под влиянием Евангельской церкви США и его представителей в Армении. 25 сентября 2018 г. исполнительный директор армянской церкви Евангелистов США встретился с Министром обороны Армении и Спикером Парламента.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/20/ev...

Распространение и утверждение христианства в Закавказье а) в Армении Специальный источник: Агафангел. История св. Григория Просветителя в армянском и греческом переводе. Критические исследования памятника (фон-Гутшмид, Тумаян, де-Лагард). Результат: поздние интерполяции (история свв. рицсимьян: акты св. Григория [превращение Трдата в вепря]), но верная историческая, отчасти эпическая основа. Связь истории просвещения Армении христианством с политическою историей эпохи. Династия сасанидов в Персии. Войны между римскою империей и первыми сасанидами. Трдат и св. Григорий. Успехи христианства в Армении: проповедь на народном языке: естественный ход распространения христианства (от юго-запада на северо-восток); первая генерация духовенства (жрецы и дети жрецов; духовенство – естественный и бесспорный наследник исторических привилегий жреческого сословия): борьба с языческими обрядами (христианские праздники св. Иоанна Крестителя и священномуч. Афиногена взамен армянских языческих). Церковная зависимость Армении от Кесарии каппадокийской (по 378 г.): от кого св. Григорий получил хиротонию? Опасность отпадения в язычество: христианская нравственность и нравственные недостатки второй генерации христиан в Армении; политическая организация Армении (феодальная система; персофильское и ромеофильское направление); император Юлиан и персидская политика. Успехи просвещения в Армении. Сахак Великий и Месроп Маштоц: история изобретения армянского алфавита; заграничные ученые путешествия армян (факт сношений с Египтом). «Эпоха переводчиков» и ее видные представители. Отношение греков к успехам национального просвещения в Армении. Христианская Армения в борьбе с персидским магизмом: св. Варданьян († 2 июня 451 г.). Совращение армянской церкви в монофиситство: политическая подкладка факта (догматические течения в Византии в последние годы Феодосия II; политика императора Маркиана; униональные стремления последующих византийских императоров). Соборы в Вагаршапате 491 г. при Бабкене и в Двине 527 г. при Нерсесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Княжеские семьи, переселившиеся из исторических областей Армении в Каппадокию, положили начало довольно крупным общинам и дворам: Арцруни поселились в Севастии, Багратуни из Ани – в Кесарии, Багратуни из Карса – в Цамандосе. Вдоль берегов Евфрата стали появляться армянские города, монастыри и церкви. Эти перемещения населения в рамках Византийской империи привели к тому, что накануне вторжения турок-сельджуков на их пути исчез щит, который так надежно оборонял Византию, – войска армянских князей. Византийцы, которые в результате переселений оказались жителями исторических областей Армении, всячески насаждали халкидонские догматы и стремились включить Армянскую церковь в состав греческой. Все эти меры вызывали неприятие со стороны армян, способствовали зарождению и росту неприязни к Константинополю, усиливали антихалкидонские настроения, выразившиеся в запрете на любые священные изображения и фрески, а также в лишении сана духовенства, замеченного в поклонении иконам. Византийское засилье в Армении продлилось недолго: пока армяне по привычке сражались с греками, стремясь защитить свои города, в страну вторглись орды турок-сельджуков. Несмотря на то что историческая память армян еще хранила воспоминания о безжалостных арабах, летописи называют турок-сельджуков «зверями-людоедами» и повествуют о чрезвычайной жестокости новых завоевателей. § 5. Две Армении 1. Великая Армения и Киликия Киликия – Новая Армения имела важную географическую особенность, отличавшую ее от исторической Армении: здесь был выход к морю, а следовательно, возможность развивать торговлю и тесно контактировать со всем миром, а не только с сопредельными странами. Несмотря на то что армяне появились в Киликии давно, основная их масса прибыла с двумя волнами миграции в конце X и в конце XI в. Армянское государство в Киликии было сформировано в 1080 г. родственником последнего царя Армении Гагика II Рубеном I, основателем династии Рубенидов, который объединил Горную и Равнинную Киликию и на северо-восточном побережье Средиземного моря основал Киликийское армянское княжество. В 1198 г. это княжество стало царством и просуществовало до 1375 г. Вместе с царским престолом в Киликию переместился также патриарший престол Армении (1062–1441).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010