Читая эти труды о древних культурах, грек уже не мог согласиться с мнением Аристотеля, будто «варвары» — прирожденные рабы. Он невольно приучается к более широким взглядам. Создается почва для вселенского сознания, которое греки назовут космополитизмом. С конца III века начинается движение с Востока на Запад. Научные и религиозные концепции, ритуалы, обычаи и суеверия Азии проникают в греческие города. Все чаще заключаются смешанные браки, на которые возлагал свои надежды Александр. Еще его современник Исократ утверждал, что слово «эллин» стало обозначать не столько этническую принадлежность, сколько человека определенного культурного круга. В этом взгляде отражена самая суть эллинизма. Раньше было принято считать, что эллинизм — пора одряхления, когда истощились творческие силы древнего мира. Действительно, он лишен той органичности, которая отличала культуру во времена Исайи и Эсхила. Однако более глубокое и всестороннее изучение эллинизма показало, что он был вполне жизнеспособным, плодотворным и в чем-то не уступал классическим эпохам. Каковы же главные черты эллинизма? Прежде всего это цивилизация преимущественно городская. Причем из городов исчезают черты сельской жизни; они строятся по определенному плану и часто даже носят одинаковые имена; одних Александрий было основано тридцать. В городе концентрируется все: наука, ремесла, искусство. Хотя эллинистические писатели любят воспевать мирных пастухов и природу — это восхищение типичных горожан, которым приелся их искусственный образ жизни. Эллинизму свойствен дух просветительства. Необозримое море книг создано за эти три века. Известны имена более тысячи ста авторов, но, вероятно, их было больше. Поэты и филологи, историки и публицисты, ученые и философы пишут уже не в расчете на узкий круг избранных. Грамотность и образование растут необычайно быстро, идеи выходят на улицу, правда, неизбежно упрощаясь и вульгаризируясь. Это — зарождение массовой культуры, время популяризации, учебников, обзорных трудов. Когда-то писатель мог быть земледельцем, как Гесиод, или политиком, как Солон. Теперь литература все больше становится профессией, дающей заработок. Стремление авторов блеснуть эрудицией порой лишает поэзию непосредственности, а покровительство монархов заставляет поэтов писать льстивые панегирики. И все же эллинистической литературе присуща своеобразная прелесть и тонкое изящество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на открытии IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня» 23 мая 2016 г. 19:50 23 мая в Белом зале здания Правительства Москвы состоялось открытие IV Международного общественного форума «Елисаветинское наследие сегодня 2016». Уважаемые участники и гости форума! Христос Воскресе! От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рад приветствовать организаторов, участников и гостей форума, посвященного трагическим событиям в России первой четверти ХХ века и тем представителям Царственного дома Романовых, которые были прославлены в лике святых и память о ком сохраняется в народе, в том числе благодаря деятельности «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества». Символично, что форум проходит в особняке, являвшемся до 1917 года резиденцией московских генерал-губернаторов, с которым был более десяти лет связан великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. На примере этой великокняжеской четы можно проследить трагическую историю нашего Отечества в начале двадцатого столетия. Великий князь был убежденным сторонником незыблемости тысячелетнего государственного строя России, что не мешало ему иметь широкие взгляды и трезво оценивать ситуацию в стране и в мире. Сергей Александрович покровительствовал рабочим организациям, публично защищал интересы простых людей. Он хотел, чтобы граждане страны научились самостоятельно отстаивать свои права и добиваться изменений к лучшему законными средствами. В начале ХХ века в России все более усиливались революционные настроения, в том числе по вине сил, заинтересованных в дестабилизации страны. На их пути и встал великий князь Сергей Александрович. Революционеры, желавшие потрясений, видели в московском градоначальнике своего противника. Либерально настроенные представители интеллигенции считали его тормозом преобразований в стране. 17 февраля 1905 года Господь судил великому князю Сергею  Александровичу принять мученический венец: он стал жертвой бомбы революционера-террориста. Великая княгиня Елизавета Федоровна писала Государю императору Николаю Александровичу 7 апреля 1910 года: «Дорогой мой… Сергей с радостью умер за тебя и за свою Родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь».

http://patriarchia.ru/db/text/4475490.ht...

На съезде ученого монашества была процитирована афористичная фраза некоего старца: «Вы народ ученый, а мы — толченый»10. На фоне дружественных речей образованное монашество делало уверенные шаги по пути своего обособления и защиты своих корпоративных интересов. Само устройство отдельного съезда ученых иноков, притом что в том же месяце и в том же месте (в Троице-Сергиевой лавре) проводился съезд представителей от монастырей, выглядело знаменательно. Принимавшиеся постановления еще больше впечатляют. Был спроектирован Всероссийский союз ученого монашества, который чуть позже получил другое наименование — Иноческое церковно-просветительное братство, со своим председателем, советом, членскими взносами и т.п. В ведение братства должны были перейти несколько обителей: рассматривались варианты с Александро-Невской лаврой, Покровским Московским, Новоиерусалимским, Свято-Григорьевским Бизюковым, Князе-Владимирским Иркутским монастырями.  Кроме того, братство получало в свое распоряжение ряд учебных заведений. Во главе последних предполагалось поставить Московскую духовную академию, обратив ее в чисто монашескую. Дело было не только в удобстве использования уже существующего заведения. В тот момент разрабатывалась реформа духовных академий на началах автономии, предполагавших, в частности, ограничение полномочий местного архиерея почетным покровительством академии, выборность ректоров и инспекторов, сокращение числа священнослужителей в составе академических советов и пр. Большинство участников съезда ученого монашества видело в этом угрозу чистоте православной богословской науки и высказалось за оставление хотя бы Московской духовной академии свободной от реформы. Это предложение вызвало резкую отповедь исполняющего обязанности ректора академии архимандрита Илариона (Троицкого), который вступился за честь академической корпорации и выразил мысль, что «среди так называемого ученого иночества нет ученых в собственном смысле этого слова» (а есть скорее администраторы), а потому сомнительно, что оно способно руководить высшей богословской школой11.  Попытка институционализации ученого монашества не могла не навевать некоторым критикам аналогию с католическими орденами.

http://e-vestnik.ru/analytics/monaschesk...

Пусть же небесное покровительство святого преподобного Серафима Саровского всегда укрепляет тебя и вверенный твоему попечению клир и паству. Да будет для тебя его пример, а также пример митрополита, святого, святителя Иннокентия, вдохновляющим идеалом в трудах на ниве Христовой. Их молитвенным дерзновением, стойкостью в благочестии и подлинной христианской любовью к ближним пусть через тебя множество людей приходят ко Господу. Ты должен быть также достойным продолжателем миссионерского подвига великих просветителей: святителя Софрония (Кристалевского), епископа Иркутского и всея Сибири, упоминаемого уже святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского, святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского. Они заботились о распространении Святого Православия в Сибири и на Дальнем Востоке, бережно сохраняя местные традиции добрососедства и терпимости. Твои благочестивые предшественники на Якутской кафедре многое сделали для развития епархиальной и приходской жизни, потому, несмотря на молодость епархии и на необъятность просторов республики Саха, ты имеешь доброе основание, на котором тебе предстоит совершать благие начинания, созидая «духовное здание», «слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» (Еф. 2, 21). Будь же добрым подражателем Основоположника нашего спасения, Который Сам сказал о Себе: «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Твои заботы должны простираться не только на тех, кто нуждается в просвещении светом Христовой Истины, но и на немощных и страждущих членов православной общины. Без служения скорбящим и нуждающимся не может быть подлинно христианского благочестия, ибо как свидетельствует Священное Писание: «Если кто о своих не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1 Тим. 5, 8). И может быть, совершение архиерейской хиротонии в этом задымленном месте, свидетельствующем о страдании многих и многих людей, дано тебе не случайно, чтобы постоянно в сердце своем содержать тех, кто страдает, кто немощствует, кто взыскует помощи, чтобы слово твое было не только словом утешения, но несло в себе и реальное вспомоществование людям через ответственное и активное служение милосердия.

http://patriarchia.ru/db/text/1236553.ht...

Альберт сумел занять нейтральную позицию по отношению к различным политическим партиям. Он понял, что его обязанности должны ограничиваться ролью неофициального советника королевы. Кроме того, он добровольно взял на себя нечто вроде обязанностей министра искусств и просвещения. Он покровительствовал проектам развития образования, совершенствования искусств и промышленной техники. Он постоянно занимался улучшением материальной и нравственной жизни народа. Альберт был покровителем почти всех благотворительных, просветительских учреждений и больниц. Несмотря на свои природные способности и желание учиться, принц Альберт никогда не мог вполне понять духа политической системы Англии, что служило причиной некоторой холодности, с которой англичане относились к принцу. Своими манерами он не походил на англичан, что вызывало их недоверие. Альберт не относился к тому кругу людей, которые блистали в салонных разговорах. Да он и не считал нужным развивать в себе способность свободно говорить о пустяках. Лучше всего его оценили беднейшие люди, о которых он постоянно проявлял заботу. Еще в Бонне он издал для бедных томик своих стихов, украсив книгу своими иллюстрациями. Одной из реформ, которую хотел провести принц-консорт, было запрещение дуэлей в войсках. Он стремился уничтожить этот варварский обычай и учредить суды чести, которые заменили бы кровавую расправу, но завершить эту реформу смогла лишь королева Виктория в более поздний период . Брак королевы и принца Альберта был образцом морали. Между супругами не было скандалов, недостойного поведения. Моральное, культурное значение принца Альберта англичане в полной мере поняли только после его смерти, последовавшей, когда ему было 42 года. Для королевы это был невероятной силы удар. Виктория носила траур всю последующую жизнь. Каждый день в течение всех этих лет перестилалась постель принца, приносили в его комнату таз чистой воды. Королева в память о любимом муже воздвигла памятники во всех больших и малых городах Англии. В его честь создавались музеи, школы, больницы. В Лондоне были построены Альбертмемориал и Альбертхолл.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Орлов был покровителем Ломоносова, Фонвизина и других выдающихся русских людей и принимал участие во многих либеральных начинаниях Екатерины. Вместе с Р.И.Воронцовым и И.И.Таубертом, библиотекарем императрицы, создал общество с целью «распространения в народе полезных и нужных к земледелию и домостроительству знаний», названное сначала Патриотическим, потом Экономическим и, наконец, Вольно-экономическим. Для общества он предоставил свой дом, в котором и состоялось 15 июня 1765 г. первое заседание старейшего из всех русских научных обществ. В комиссию 1767 г. он был избран депутатом от Петербургской губернии, отказался от избрания в маршалы комиссии, но принимал участие в заседаниях, являясь самым горячим поборником облегчения участи крестьянства, поддерживая и защищая крестьянские хозяйства. Он же подал мысль об освобождении греков. В большую заслугу ставили Орлову усмирение Москвы в чумный мятеж 1771 г. В Русско-турецкой войне он не участвовал, но был отправлен полномочным послом для переговоров о мире в Фокшаны. Турки затягивали переговоры, а в это время новым фаворитом Екатерины стал А.И.Васильчиков. Орлов самовольно с поспешностью вернулся в Петербург. Ему было приказано, не въезжая в столицу, поселиться в Гатчине. Впоследствии он появился в Петербурге и внешне примирился со своим положением. Императрица не лишила его ни званий, ни поместий, но придворное и административное влияние Орлова было утеряно. Он скончался в 1783 г. Также сегодня мы вспоминаем медальера, скульптора, рисовальщика и живописца графа Фёдора Петровича Толстого (1783-1873). Он родился 10 февраля 1783 г. в семье графа П.А.Толстого. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Фёдор учился в полоцком Иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Еще учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника. В 1809 г. Толстой создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почетным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор. После победы в Отечественной войне 1812 г. художник выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/26/de...

– Да, это единственное серьезное препятствие; но я и это предвидела и знаю, что нужно сделать, чтобы получить согласие и благословение родителей на наш брак. – Что же это такое?.. Если это препятствие будет устранено, то я после того ничего не могу вам сказать против вашего желания, если Богу будет угодно, чтобы оно исполнилось. – Многие люди, даже самые славные, имеют свои странности, и papa не чужд этого. Вам известно, что он большой любитель ученых диспутов. Его первый друг и приятель тот, кто с ним спорит и с кем он может спорить до слез, как, например, с о. Александром. В последнее время любовь эта у него развилась в положительную страсть, и теперь первый его друг и приятель – это я, потому что я целые дни провожу с ним в ученых беседах и диспутах по разным вопросам. Вы не лишены способности диспутировать, и, вот, лишь только вы явитесь к нему на лицо, сейчас же у вас начнется какой-нибудь диспут, а потом и пойдут проходить дни за днями в диспутах о разных предметах. Поверьте, что вскоре он так полюбит вас, что разлука с вами для него будет тяжелым горем, ничем незаменимым. – Это возможно. Но пользоваться слабостью человека не следует... это будет нечестно и неблагородно. – Я и не думаю пользоваться его слабостью для того, чтобы, так сказать, вынудить его дать согласие на наш брак. Нет, этого и не будет. Этим мы только сломим его сословную гордость. Ум он ценит выше всего, и вас он поставит тогда выше всякого князя и графа, не обладающего таким же умом, как ваш. Пока это только и нужно... А потом приведется в исполнение целый план действий, составленный не мною, а одною великою княгинею, которая очень любит меня и в одно время узнала от меня тайну моего сердца. – В чем же состоит этот план? – Я уже целый год состою преподавательницею того института, который пользуется особенным вниманием и покровительством великой княгини... преподаю там историю, и очень успешно... Вскоре туда понадобится хороший законоучитель, который вместе будет и священником институтской церкви, а теперь очень нужен такой преподаватель словесности, который бы воспитывал институток не на современных идеалах нигилизма и социализма, а на древних идеалах истинного христианства, когда матери были воспитательницами великих и славных людей и просветительницами своих мужей...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Несториане заняли у арабов высшие государственные должности, губернаторствовали в городах, управляли провинциями, ведали финансы и т. д. Они же исполняли обязанности секретарей и лейб-медиков при эмирах и халифах, приобретали иногда безграничное доверие своих повелителей и пользовались огромным влиянием в халифате 27 . Но еще большие выгоды, чем чиновное несторианство, извлекла для себя из господства арабов несторианская наука. В VIII-м веке халифы перенесли свою резиденцию из Дамаска в Багдад, лежавший на Тигре, в пределах древней Халдеи, великолепно отстроили этот город и обратили его в столицу вновь возникшей арабской культуры и просвещения. Блеск оружия и военные подвиги не слишком восхищали собой багдадских халифов; они искали более высокой славы покровителей наук и искусства, собирали к себе отовсюду ученых, осыпали их почестями, поощряли научные занятия и не щадили средств, чтоб насадить просвещение у подвластных себе народов. Несторианские ученые сделались ближайшими сотрудниками халифов в этих просветительских стараниях и привлекли на себя их милость. Вместе с несторианским чиновничеством они проникли ко двору халифов, окружили их трон и, захватив в свои руки все дело арабской образованности, подняли его на такую высоту, на какой оно не стояло тогда даже на Византии. Соперничество из-за отличий и славы побудило их заняться древне-греческой литературой, и они первые ознакомили арабов с греческими писателями, научили их ценить Аристотеля, Иппократа и Галена, и начали переводить греческих авторов на арабский язык. Некоторые же из несторианских учителей были посылаемы халифавами даже в ученые командировки, ездили по Сирии, Армении и Египту, собирали древние рукописи и переводом их обогащали арабскую ученую письменность. Вместе с тем и несторианские школы получили теперь иную, более совершенную постановку; при багдадских халифах из них стали выходить не только ученые богословы и церковные писатели, но и люди, в совершенстве изучившие гуманные науки, прекрасно подготовленные к научным занятиям и знавшие все языки, на которых говорило разноплеменное население халифата, как-то: греческий, сирийский, арабский и египетский 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

ИНФОРМАЦИЯ О РАБОТЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ АССОЦИАЦИИ «ПОКРОВ» В 2005 ГОДУ января 2006 Предлагаем Вашему вниманию информацию, представленную на встрече ректоров и представителей вузов, входящих в Межвузовскую ассоциацию «Покров». I Научно-методическая и учебно-практическая деятельность Во-первых, это ряд межвузовских научно-просветительских конференций, которые ассоциация " Покров " проводит с момента своего создания в 2002 году, и на которых во многом сформировались основные идеи ассоциации. Весной 2005 года прошли VI Кирилло-Мефодиевские чтения, базовым вузом которых являлся Университет культуры и искусств, факультет истории русской культуры (ректор Подболотов Павел Алексеевич, декан Щученко Владимир Александрович). Осенью 2005 года прошли VI Покровские чтения, базовыми вузами которых являлись Духовная Академия (ректор Архиепископ Тихвинский Константин) и Педагогический университет им. Герцена, психолого-педагогический факультет (ректор Бордовский Геннадий Алексеевича, декан Семикин Виктор Васильевич). Зимой 2005 года прошли VIII Знаменские чтения, базовый вуз Академия постдипломного педагогического образования, кафедра истории педагогики (ректор Воронцова Валентина Георгиевна, зав. кафедры Захарченко Марина Владимировна) В течении 2005 года при поддержке и участии ассоциации также прошли ряд конференций, конгрессов и форумов духовно-патриотической, молодежной, педагогической и просветительской направленности в Кронштадте, Санкт-Петербурге, Москве, Рязани, Витебске и др. В дальнейшем межвузовские научно-просветительские конференции и чтения могут расширять круг своих участников в контакте со студенческими научными обществами вузов, входящих в ассоциацию, при поддержке проректоров по научной работе. Во-вторых, к Научно-методическому и учебно-практическому направлению можно отнести работу конкурсных комиссий Межвузовского Татьянинского конкурса, итоги которого подводятся в День Святой Татьяны - покровительницы российских студентов. В 2005 году конкурс проводился седьмой раз. Осенью и зимой конкурсные комиссии работали в вузах города по восьми номинациям. Наибольшее число участников, около сорока, собрала комиссия по Изобразительному искусству (базовые вузы - Академия Художеств, ректор Чаркин Альберт Серафимович и Художественно-Промышленная Академия ректор Талащук Алексей Юрьевич).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

Четвертым разделом Культурно-просветительской деятельности можно назвать экскурсии студентов различных вузов в учебные заведения, музеи, проведение совместных молебнов в дни православных праздников, чтение акафистов святым, покровительствующим различным учебным заведениям. В 2005 году состоялись совместные экскурсии к Поклонному кресту в Петергоф к месту рождения царевича Алексия, в Суворовское военное училище и другие. Регулярно проходили акафисты в Педагогическом университете и в Военно-космической академии. Подобные поездки, вечера, концерты и экскурсии помогают объединить патриотически настроенную молодежь разных вузов и постепенно формируют самостоятельное студенческое сообщество, действующее при ассоциации. Эта деятельность может более активно развиваться в контакте со студенческими общественными и профсоюзными организациями при поддержке проректоров по воспитательной работе вузов, входящих в ассоциацию. IV Организационная деятельность Первое - это работа Правления ассоциации (председатель - Архиепископ Тихвинский Константин). На Правлении в марте 2005 года в ассоциацию вошло 20 вузов из Санкт-Петербурга и Рязани. В настоящее время еще ряд вузов из Санкт-Петербурга и Омска рассматривает возможность вхождения ассоциацию. Второе - это работа Научно-Методического совета ассоциации (председатель -Корольков Александр Аркадьевич). В 2005 году члены Научно-Методического совета активно участвовали в межвузовских научно-просветительских конференциях, оказывали методическую поддержку в работе Исполнительной дирекции, занимались издательской деятельностью. Научно-Методический совет открыт для сотрудничества с вузами, факультетами, кафедрами и отдельными учеными. На заседаниях совета возможно рассмотрение различных статей, курсов и учебных программ. Ведущие ученые вузов, входящих в ассоциацию, могут входить в совет в качестве членов или консультантов, для расширения и углубления деятельности совета. Третье - это работа Исполнительной дирекции ассоциации (исполнительный директор ассоциации Семикин Виктор Васильевич).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=177...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010