Подготовкой О. Б. к изданию занимались члены Острожского кружка (см. Острожская академия ) - культурно-просветительского и издательского центра, покровителем и идейным вдохновителем к-рого был князь Острожский. В кон. 1576 г. князь открыл в Остроге, перешедшем в его собственность в сер. 70-х гг. XVI в., издательство и основал «славяно-греко-латинский» коллегиум, для преподавания в к-ром он пригласил выдающихся ученых мужей того времени, по словам Ивана Фёдорова, «                                  » (Азбука 1578 г. Л. 1). В работе острожской библейской комиссии ведущая роль принадлежала ректору Острожской академии Г. Д. Смотрицкому и Ивану Фёдорову, который руководил технической реализацией этого выдающегося научного предприятия, определял графическое и шрифтовое воплощение книги и был одним из главных справщиков текста. Призванная стать опорой в религ. полемике, О. Б. должна была, по замыслу ее составителей, представить выверенный по многочисленным источникам древнейший перевод Библии на слав. язык. Решение этой задачи поставило острожскую комиссию перед рядом текстологических проблем, к-рые были перечислены князем Острожским в предисловии к О. Б. В Западнорусской митрополии не было известно полное собрание ветхозаветных книг на церковнослав. языке, но из Москвы издателям удалось получить «                                                  » (О. Б. Л. III). Дополнительно были собраны Библии и на др. языках. При этом было установлено, что между этими текстами существуют значительные расхождения, поэтому были предприняты поиски исправных текстов в греческих, сербских и болгарских мон-рях. Был найден «звод» греч. Библии, наиболее близкий к еврейскому и славянскому текстам, к-рому и решено было следовать. Й. Добровский первым установил, что присланной из Москвы Библией была Геннадиевская Библия 1499 г. ( Dobrovsky. 1822. Р. XVI-XXIII, LII-LIII). Это наблюдение Добровского было подтверждено исследованиями А. В. Горского и К. И. Невоструева , И. Е. Евсеева . Текст Геннадиевской Библии, к-рый был получен князем Острожским в 1571 (или 1573) г.

http://pravenc.ru/text/2581677.html

В 1890 г. над гробницею вое­воды Храбрена была торжественно утверждена присланная гр. Г. А. Милорадовичем весьма изящной работы бронзовая доска с подо­бающею надписью. Церк. Вести. 1890, 33. стр. 555. 166 О монастырях в Боснии и Герцеговине-Славянский Календарь на 1891 г. и „Шематизам српско-пранославне мumponoлuje и apxuдujeцeзe херцеговачко-захумске за 1890 г.» (извлечение из сего „шематизма» или календаря – в черногорском журнале „Нова Зета», Цетинье, 1890, июнь, стр. 221–225. 167 См. „Богосл. Вестник» 1895. февр. и апрель; 1897, июнь; 1898, авг.; 1899, апр.; 1900. июнь; 1901. сент.; 1902, ноябрь; 1904, июнь; 1909. янв. и декабрь. 173 Правда, в 1900 г. было издано и в ноябре 1905 г. повто­рено (см. Богосл. Вестн. 1909, дек., стр. 638, прим. 3) правительствен­ное распоряжение о приеме писем и посылок с адресами, писанными кириллицей, но на практике распоряжение это большей частью не исполняется. 174 Правительство вообще крайне враждебно относится к празд­нествам в память сербского первоучителя и просветителя архие­пископа св. Саввы. Которого все учебные заведения и все сербы счи­тают покровителем своего просвещения. 176 Вениамин Каллай с 1882 г. австро-венгерский министр финансов и наместник Боснии и Герцеговины. 181 Застава, 1908. 210 (веч.). Здесь же в фельетоне подробно о ходе дела по оккупации Боснии и Герцеговины на берлинском конгрессе. 182 ) Sammlung der fr Bosnien und die Herzegovina erlassenen Gesemze, Verordnungen und Normalweisungen. В. I. S. 322. Подлинный (французский) текст напечатан в Известиях С.-Петербургского Слав. Благотв. Общ. 1904. стр. 46–46 (статья Б. Богданова). Здесь, стр. 48–49. конкордат 1880 г. признается незаконным как с канонической точки зрения, так и с точки зрения международного права.– перевод–в журналах Весн. срп. ц. 190.5. сент., 789–79; и Српска 1905, 4. Русский перевод в Изв С.-Петерб. Слав. Благотв. Общ. 1904, 2, стр. 215–217. 183 ) Митрополит герцеговинско-захолмский Серафим Перович признал и подтвердил официальным актом за собственноручной подписью от 25 ноября 1897 г. 906 – право народа выбирать себе священника по своему желанию, но и этот документ силы не имел, митрополит оказался бессилен пред гр. Каллаем. – На вопрос, обращенный к дaбpoбochuйckoмV митрополиту Георгию Николаевичу, зачем он принимает к исполнению явно вредные для церкви распоряжения правительства, он отвечал: „Сын мой! Видишь ли, я под старость уже пришел в Боснию и Герцеговину и жизнь свою посвятил своему народу. Ныне, однако, я должен терпеть, что и на мою деятельность бросается тень; но, сын мой, меня власти все-таки побаиваются, – уйди я, и будет еще хуже. Терпите, придет еще спасенье православной церкви!» Весн. срп. ц. 1904, сект., 822.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Snorre Sturlason. Den store sagaen om Olav den hellige. Overs . E . Eikill , Stavanger. 2009. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей X-XIII вв.//Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования 1988-1989 годы. М. «Наука». 1991. С. 28-29. Theodoricus monachus. Historia de antiquitate regum norwagiensium. Transl. D. Mcdougall . London. 1998. Historia Norwegie/ed. by I. Ekrem and L. B. Mortensen . Transl.by P.Fisher. København. 2003. Adam of Bremen, History of the archbishops of Hamburg-Bremen. Trans. by F.J. Tschan. New York. 2002. The Gesta Normannorum Ducum of William Jumieges. Ed.byE.Van Houts . Vol II. Books V-VIII. Oxford. 1995. Gunnes E.   Rikssamling og kristning 800-1177. Norges historie. red. K. Mykland. B. 2. Oslo. 1976. Blom G. A. Nidaros som pilegrimsby; et utslag av den alleuropeiske pilegrimskulturen. Nidaros Domkirkes Restaureringsarbeiders forlag. 1992. Мельникова Е.А. Культ Св. Олава в Новгороде и Константинополе.//«Византийский временник» 1996. т. 56. С. 92-106. Мельникова Е.А. Предания о чудесах святого Олава Норвежского и его почитание в Новгороде.//«Исторический вестник»  7(11). 2000. С. 94-101. Успенский Ф.Б. Варяжское имя в русском языковом обиходе (к этимологии слова олух)//Древнейшие государства Восточной Европы. 1999. М. 2001. Успенский Ф.Б. К описанию юридического аспекта древнескандинавского концепта святости//Скандинавские языки. Диахрония и синхрония. М., 1999. С. 160-189 Успенский Ф.Б. К истории культа мощей в средневековой Скандинавии (некоторые аспекты канонизации Олава Святого)//Славяно-германские исследования. М., 2000. Т. 2. Красовицкий Стефан, прот. Жизнеописание святого мученика Олафа, «вечного короля и покровителя Норвегии». Тверь. 1998. The Gesta Normannorum Ducum of William Jumieges. Ed.byE.Van Houts . Vol II. Books V-VIII. Oxford. 1995. С. 26.27. Sanma rk A. Power and conversion – A comparative study of Christianization in Scandinavia. Uppsala University. 2004. С. 82.83.

http://bogoslov.ru/article/1237046

Некоторые из этих обществ, а равно и некоторые братства благодаря хорошему качеству почвы, на которой они возникли, а большей частью благодаря своим одушевлённым устроителям, выделялись из приходской и епархиальной сферы и достигли блестящего процветания и широкой, всероссийской известности. Некоторые и основаны были с задачами деятельности всероссийской. Таковы: общество для распространения Священного Писания в России, общество любителей духовного просвещения, миссионерское общество, братство святителя Гурия в Казани, общество восстановления православного христианства на Кавказе. Первым из перечисленных появилось общество восстановления православного христианства на Кавказе. Своим возникновением оно обязано тогдашним наместнику Кавказа, князю А.И. Барятинскому, и экзарху Грузии, архиепископу Исидору Никольскому , который, впрочем, скоро уступил своё место преосвященному Евсевию. Записка князя Барятинского об учреждении общества на первых порах, в 1857 году, встречена была с недоверием, и даже сам государь выразил сомнение относительно «совместности подобного братства с нашими учреждениями». Однако, прошло менее трёх лет, и не только был высочайше утверждён, 9 июня 1860 года, устав общества, но государь одарил общество большим пособием от казны и утверждение устава ознаменовал особой грамотой на имя наместника с пожеланиями доброго успеха и с извещением, что общество приняла под своё особое покровительство государыня императрица. Общество посвящено было святой Нине, просветительнице Грузии. Для привлечения большего числа членов общество установило для них знаки ордена святой Нины, в форме креста 349 . Общество для распространения Священного Писания в России основано в 1868 году кружком восьми светских лиц, в числе которых было только двое русских, а во главе стоял Николай Астафьев , в квартире которого и собирался кружок. Первоначально собравшиеся постановили «общества пока не составлять», а действовать без всяких формальностей, в тесном кружке. Целью было распространение книг Священного Писания, изданных святейшим синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Эти учёные старцы занялись переводами и преподаванием греческого и латинского языков. Многие московские книжные люди с недоверием отнеслись к науке, привезённой киевскими учёными, и подозревали их в неправославии. Но просветительная деятельность киевских учёных нашла себе сочувствие среди лучших русских людей. Покровителем киевских учёных был патриарх Никон . Он поручил им исправление богослужебных книг, а Епифания назначил главным справщиком 9 и начальником основанного в Чудовом монастыре греко-латинского училища. Епифаний оказал весьма важные услуги русскому просвещению. Кроме занятий по школе и исправлению богослужебных книг, он сделал много переводов, издал не мало сочинений, в числе которых были учебные пособия. Так он перевёл не мало отеческих творений, перевёл Фотиев номоканон с толкованиями, с латинского языка перевёл несколько книг по истории и географии, составил филологический словарь, в котором были объяснены слова священного писания на основании отеческих творений, и греко-славяно-латинский лексикон. Кроме того, Епифаний написал несколько поучений, похвальных слов и канонов. Епифаний оказал русскому просвещению и ту важную услугу, что воспитал учеников, в совершенстве знавших греческий язык 10 . Просвещение в XVII веке Великороссии не ограничилось только распространением в ней греческого образования чрез посредство киевских учёных и греков. Киевская Русь познакомила Москву и с западным латинским образованием. Представителем латинского образования в Москве явился иеромонах Симеон Полоцкий , воспитанник киевской Могилянской коллегии. Прибыв в Москву в 1664 году, Симеон вскоре сделался приближённым при царском дворе. Сначала царь поручил ему обучение по-латыни подьячих приказа тайных дел. Симеон открыл латинскую школу в московском Заиконоспасском монастыре 11 . Затем он сделался воспитателем царских детей и постоянно получал различные учёные поручения. Памятниками учёной деятельности Полоцкого остались его разнообразные сочинения. Он составил два больших сборника проповедей под заглавием: «Обет духовный» и «Вечеря душевная», написал богословие по латинскому схоластическому методу под заглавием: «Венец веры», против раскольников написал сочинение, названное им «Жезл правления 12 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Римляне посылали против него многочисленный армии, но Баба Раба победоносно их отразили. Тогда была сделана попытка убить Бабу Раббу в синагоге, для чего были наняты иудеи. Но Баба своевременно узнал о замыслах врагов и успел их предотвратить. После этого император пригласили Бабу Раббу в Константинополь для заключения мира. Когда же Баба явился в столицу, то его стали содержать, как пленника. В Константинополе Баба Рабба и умер, причем он был оплакан всеми городом и похоронен с чрезвычайной торжественностью. Изложенный рассказ приводится только лишь в источниках самарянских. Уже поэтому трудно признать его во всем достоверным. Да и в самом содержании рассказа можно указать целый ряд сообщений явно легендарного характера. Сюда относятся, без сомнения, сообщения о царской власти Бабы Раббы, о его победах над римскими войсками, о его путешествии в Константинополь и об отношении к нему населения столицы. Легендарный характер многих подробностей истории Бабы Раббы признавали и Абульфат, и если он изложил их, то, по его словам, только для того, чтобы его не упрекали в неполноте и недостаточном знании дела 614 . Но, допуская наличность в рассказе о Бабе Раббе вымышленных сообщений, исследователи самарянства все-таки признают основу рассказа исторически достоверной 615 . В пользу достоверности рассказа в его существе говорит то, что он приводится во всех самарянских хрониках, чужд схематизма, которыми отличаются другие самарянские вымыслы, и имеет жизненный характер. Факт возникновения в средине IV в. некоторого просветительного движения, которое в хрониках связывается с именем Бабы Раббы, подтверждается оживлением у самарян в IV в. литературного творчества 616 . Наконец, рассматриваемый нами факт вполне гармонирует с тем, что нам известно об отношении римских императоров второй половины IV-ro в. к иудейству и разным сектам. Неумеренная политика Констанция должна была поднять дух в этих сектах. Преемники же Констанция Юлиан (361–363) и Валент (364–368) относились покровительственно к иудеям 617 и этим создавали благоприятную почву для начинаний, подобных тем, какие усвояются преданием Бабе Раббе. На основании приведенных соображений можно признать достоверным что в IV в. действительно произошел некоторый подъем в самарянстве и сделана была попытка религиозных реформ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

11)      В отношении управления, инородческие монастыри подчиняются епархиальному начальству; общины же могут находиться в заведывании епархиальных комитетов Правосл. Миссионер. Общества, или же других религиозно-просветительных обществ, председательствуемых и покровительствуемых местными преосвященными архипастырями. Вот те мысли и соображения, которые следует принять во внимание при устройстве миссионерских монастырей и общин; – в противном случае едва ли можно будет ждать от них желаемых успехов в миссионерском деле среди инородцев. Заканчивая настоящую статью, я считаю необходимым заметить, что, по моему пониманию, нет никакого основания и нужды называть миссионерские монастыри «Русско-Инородческими». Сила монастырей не в названии их, а в целесообразном устройстве и благотворном христианском влиянии их на инородческое население. Что же касается того, что в инородческих монастырях должно быть «русское ядро», то это пожелание, мне кажется, тоже не имеет для дела особой ценности. Тут под словом «ядро» я разумею монастырских настоятелей и старших братий. Мне представляется, что во главе инородческих монастырей должно быть поставлено лицо прежде всего разумное, опытное, испытанное и вполне благонадёжное, с достаточным образованием, непременно хорошо знающее не только язык, но и всю жизнь инородцев, а главное сердечно расположенное и благожелательное к инородцам; по происхождению своему настоятель монастыря может быть или русский или инородец соответствующего племени. Мне думается, что термины «русско-инородческий» и «русское ядро» нисколько не прибавят силы миссионерскому значению инородческих монастырей. Миссионерское служение – дело весьма высокое, апостольское и святое, оно выше всяких национальных, политических интересов и расчётов. В это дело не должны бы вмешиваться земные мирские интересы и выгоды. Там, где рассуждают о том, кто должен быть господином, и кто рабом, нет и не может быть дела Божия 60 . Священник Даниил Филимонов . О призвании женщины на служение миссии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лучших из окончивших курс в священнических школах воспитанников и уже носящих священный сан силлог отправляет на свои средства в школы богословия для продолжения образования. Эти стипендиаты силлога, по окончании учения, обязаны в течение пяти лет состоять дидаскалами в одной из священнических школ, по назначению силлога. Материальными средствами для силлога служат – годовые взносы членов, пожертвования филантропов и наследства по завещанию. Настоящий канонизм силлога имеет силу на пять лет со дня своего утверждения (25 июля 1873 года) 49 . В конце 1873 года «Священнический силлог» приступил и к осуществлению своей задачи. Число его членов в столице восходило до 140 человек 50 . Предстояло привлечь в состав его сотрудников и провинциальных делателей. С этою целью председатель силлога митрополит Неофит отправил ряд окружных посланий в города и села Константинопольского патриархата. Одно послание (от 18 октября 1873 г.) было адресовано на имя православных кинотов патриархата. В нём сообщалось об открытии в Константинополе «Священнического силлога», вызывавшемся «безусловною церковною и народною потребностью», и содержалось приглашение к жителям городов и сел прийти ему на помощь своими пожертвованиями. Другое послание было отправлено епархиальным архиереям. В числе многих силлогов, братств и обществ, говорится в этом послании, возникших в недавнее время в пределах Константинопольского патриархата, вполне ясно сознавалась нужда в силлоге священническом, который мог бы дать толчок к постепенному улучшению и возвышению низшего клира, дабы он явился достойным высокого назначения и прежней своей славы. Ныне такой силлог учреждён в столице империи, под покровительством. патриарха Анфима VI, при участии находящихся здесь архиереев, членов клира и представителей светского общества. Но так как задача «Священнического просветительного силлога» заключается в надлежащем образовании и воспитании низшего клира всего вселенского патриархата путём открытия и поддержки священнических школ и издания книг, необходимых для этих школ и православного народа, так как, далее, задача силлога требует больших материальных средств и морального содействия со стороны местных сотрудников во всех епархиях, то совет силлога, сообщая епархиальным митрополитам о его возникновении, просит их покровительства и содействия в привлечении членов и жертвователей на нужды силлога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Душой правительства был кесарь Варда, образованный и талантливый человек, с большой любовью относившийся к духовному просвещению. Варда был первым – в нашу эпоху – державным покровителем просвещения, и он положил начало тому царственному меценатству, которое характеризует басилевсов Византии вплоть до её падения. Став во главе правительства, умный и образованный Варда прекрасно понимал всю опасность для Империи недостатка просвещения в обществе, совершенно оскудевшего в эпоху иконоборства. Законы государства были забыты народом, в судах царила неправда, суеверия и предрассудки господствовали в обществе. Единственным средством к внутреннему благоустройству Империи было просвещение. И Варда, – по свидетельству византийских историков, – с необыкновенной энергией приступил к созиданию и распространению просвещения в народе. Высоко ценя мудрость, он стал заботиться о её водворении в обществе, взамен невежества и грубости, которые в то время господствовали в Византии. 283 Он восстановил в Магнаврском дворце в Константинополе высшую школу, профессорами которой назначил лучших учёных своего времени. Школа с успехом исполняла своё назначение и скоро, по словам Продолжателя Феофана, «рассеяла тьму невежества и далеко изгнала незнание», – так как её питомцы, по окончании учения, посвящали себя и научно-литературной деятельности, и своими трудами распространяли свет знания по всей Империи. 284 Так Варда положил начало прогрессу просвещения в Византии. Его заслуга в этом отношении тем более важна, что школы, подобные константинопольской, он устроил и в других больших городах Империи, дав и здесь толчок просветительному движению. Император Василий I Македонянин (867–886), основатель знаменитой Македонской династии в Византии (867–1057), не получил систематического образования, но отличался сильным природным умом, любил науку и покровительствовал литературным занятиям. Академия, основанная Вардой в Магнаврском дворце, продолжала существовать и при этом императоре и пользовалась его вниманием и поддержкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

И на Вселенском престоле патриархи из монахов заявили себя почтенной просветительной деятельностью. Из представленных раньше сведений видно, что из их общего числа большинство (32) отличались выдающимся образованием, любили науку и просвещение, покровительствовали учёным, заботились о духовном развитии народа, посвящали себя литературно-богословской деятельности. К сожалению, о некоторых патриархах не сохранилось никаких сведений по вопросу об их образовании, а о других имеются сведения неясные и неопределённые. Но с несомненностью можно сказать, что патриархи из монахов, [даже] не выделявшиеся из среды современников своим образованием, отличались выдающимися нравственными доблестями и оказывали на общество громадное влияние своим моральным авторитетом; а с другой стороны, недостаточная их просвещённость имеет относительный смысл, потому что в византийских монастырях образование вообще стояло высоко и расценивалось наряду с уставными иноческими подвигами. Так, о патриархе Антонии II Кавлее (893–901) известно, что он, хотя и не имел систематического образования, был, однако, строгим аскетом и оказывал большое воздействие на паству своими добродетелями, которыми он отличался ещё во время своего подвижничества на Олимпе Вифинском. 244 Патриарх Трифон (928–931), подвижник одного из монастырей на горе Опсикии, был, по сообщению историков, «засвидетельствован в благочестии и святости». 245 И на патриаршем престоле он сиял добродетелью, как яркий светильник. Однако добродетельный предстоятель Византийской церкви был неугоден современному императору Роману Лакапину. Последний, пользуясь несовершеннолетием Константина Порфирородного, законного наследника престола из славной в Византии Македонской династии, сумел захватить в свои руки высшую власть в Империи и, женив Константина на своей дочери и фактически устранив его от управления, составил хитрый план совсем заменить на престоле Македонскую династию фамилией Лакапинов. Одним из путей к полному торжеству этого замысла был захват и патриаршего престола, так как Византийский патриарх имел громадное влияние на утверждение той или другой царствующей династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010