Архив Пн Выставка к 300-летию Синодального хора открывается в Государственном центральном музее современной истории России 18 ноября 2021 г. 12:27 18 ноября 2021 года в Государственном центральном музее современной истории России при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы начинает работу выставка «Глагол таинственный небес», посвященная 300-летию Московского Синодального хора. Экспозиция подготовлена Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество», Российским национальным музеем музыки и Фондом содействия возрождению Синодального хора. В преддверии открытия 16 ноября состоялся предпоказ. С предстоящим открытием грандиозной экспозиции ее организаторов и участников поздравил мэр Москвы С.С. Собянин . Приветствие огласил руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков. Глава Фонда «Елизаветинско-Сергиевское просветительское общество» А.В. Громова отметила, что единодушие и мудрость коллег-организаторов и участников позволили осуществить этот масштабный проект. Выставка «Глагол таинственный небес» возрождает из забвения имена уникальных композиторов, создававших свои произведения на рубеже веков. Это было время расцвета Синодального хора, находившегося под покровительством великокняжеской четы Сергея Александровича и Елизаветы Феодоровны. «Выставка открывается в пяти залах исторического здания в центре столицы. Она дает глубокий экскурс в историю хора, начиная с XIV века», — отметила А.В. Громова. Директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов в приветственном слове поздравил присутствовавших с открытием экспозиции. Высокий уровень и значимость выставочного проекта отметила статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова. Событие приурочено к 130-летию присоединения к Православию преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и 130-летию назначения великого князя Сергея Александровича на пост московского генерал-губернатора. Синодальный хор и Синодальное училище церковного пения с 1890-х годов находились под покровительством великокняжеской четы. Супруги организовывали благотворительные концерты, поддерживали талантливую молодежь, заботясь о том, чтобы училище готовило церковно просвещенных музыкальных деятелей, опытных и высокопрофессиональных регентов церковных хоров. Великокняжеская чета также принимала участие в дальнейшей судьбе выпускников Синодального училища, способствуя реализации их таланта.

http://patriarchia.ru/db/text/5862704.ht...

Кроме того, Валаамский съезд за особые услуги и сочувствие Братству избрал новых почетных членов – митрополитов – Киевского Флавиана и Московского – Владимира, Обер-Прокурора Св. Синода С.М. Лукьянова, бывшего Олонецкого епископа Мисаила, и протопресвитера И.Л. Янышева и присудил несколько почетных знаков Братства лицам, заявившим себя выдающеюся деятельностью Братству. Значение братских съездов Значение братских съездов как для самого Братства, так особенно для объекта его деятельности – карельского населения, как уже замечено выше, было очень велико. На этих съездах Братство чрез своих руководителей и деятельных членов в общении с карельским населением и местными деятелями разных ведомств, изучало Карелию, знакомясь с ее бытом, нуждами и действительными материальными и духовными потребностями и таким чисто практическим путем все шире и шире уясняло задачи и способы своей миссионерско-просветительной и благотворительной деятельности. Умножалось в тоже время число бескорыстных и энергичных деятелей из местных – духовенства, администрации, учащего персонала школ и представителей общества, которые в качестве участников съезда, знакомясь с идеями и задачами Братства и проникаясь ими в авторитетном примере высоких покровителей Братства и неизменных участников съездов, местных преосвященных владык и г. Олонецкого Губернатора, – находили сильное побуждеше к выступлению на путь деятельного содействия и служения осуществлению задач Братства путем проведения в жизнь и на благо православной Карелии новых мероприятий. По частной инищативе возникали кружки ревнителей православия, просвещения, трезвости и благотворительные, пополнялись церковные и учреждались по селам и деревням Карелии новые библиотеки миссионерские, народные и сумочные 3 , улучшались земствами пути сообщения в Карелии, наблюдались проявления доброго почина среди самого карельского населения в виде ходатайств о закрытии существующих винных лавоь и недопущения открытия новых. Все эти и многие другие мероприятия на местах являлись плодами по преимуществу Братских съездов, которые путем привлечения на местах в число членов Братства значительного числа новых лиц много содействовали росту и денежной силы Братства. Результаты деятельности Православного Карельского Братства в области просветительной

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

В частности, патриарх Мелетий восстановил в церковном управлении Сирии соборное начало, примирив его с другим административным принципом – единоличного или патриаршего участия и представительства, а с другой стороны, применительно к местным условиям церковной жизни, определил, при посредстве вновь составленного регламента, и степень участия народного представительства в заведывании общенародными при патриархии делами. Затем, в патриаршество Мелетия архиерейские кафедры в Сирии были замещены иерархами из туземцев или и из греков, знающих арабский язык. Митрополиты были поставлены в необходимость жить в своих епархиях и совершать очередные поездки для канонической визитации и непосредственного ознакомления с религиозно-нравственным состоянием своих паств. Просвещение духовенства и народа в Сирии также служило предметом ревностной архипастырской попечительности Блаженнейшего Мелетия. При его ближайших предшественниках по кафедре народное образование в Сирии находилось в большом упадке. Здесь не было ни одной центральной духовной школы для приготовления образованного клира, а народные школы были и малочисленны, и не благоустроены. Блаженнейший Мелетий в 1900 году открыл духовную семинарию в Белементском монастыре близ Триполи, с шестилетним курсом обучения, с программою наших духовных семинарий, с преподаванием русского языка. Белементская семинария существует и в настоящее время, принесла уже немалую пользу Антиохийской церкви и является и ныне главным в Сирии очагом богословского знания, и рассадником образованного туземного клира. Кроме того, Блаженнейший Мелетий построил несколько народных школ в городах и селах Сирии, отремонтировал на свои средства некоторые училищные здания в Дамаске, учредил при патриархии библиотеку, в которую и собрал до 4.000 книг богословского содержания, открыл в Дамаске филантропическое общество для помощи бедным детям в получении образования и оказывал народу покровительство и содействие в устройстве благотворительных и просветительных братств в интересах поднятия национального самосознания, для борьбы с общественным неустройством и для содействия бедным и неимущим в получений образования и в упорядочении личной и семейной жизни. И при патриархе Мелетии в Сирии было открыто, при участии арабских общин, несколько благотворительных и просветительных организаций, которые оживили народную солидарность и взаимообщение. Так, в Сидоне было открыто общество для оказания помощи бедным туземцам и иностранцам, в Эмессе – для воспитания бедных православных девиц, в Рашее – для пособия бедным жителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/a...

Иерарх подчеркнул, что это дает основание Калмыкии быть тем регионом России, который должен стать одним из центров изучения деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Всесторонне рассмотрев вопрос о маршруте хазарской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, участники научного форума пришли к выводу, что значительная часть пути просветителей пролегала через территорию современной Калмыкии. В середине сухопутного отрезка маршрута, проходившего по нынешним Ростовской области, Ставропольскому краю, Калмыкии и Дагестану, миссия сделала продолжительную остановку в балке речки Элиста, где через тысячу лет была основана столица Калмыкии. В итоговом документе конференции было отмечено, что осознание исторической связи современной Калмыкии со святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием послужит мощным стимулом духовно-нравственного возрождения Элистинской епархии, будет способствовать укреплению сотрудничества между традиционными религиозными общинами региона и воспитанию подрастающего поколения, внесет вклад в развитие национальной культуры, привлечет внимание к углублению исследований в области истории родного края, будет способствовать межрегиональному сотрудничеству в южных пределах нашего Отечества. Участники конференции направили приветственную телеграмму Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в которой выразили свое почтение Предстоятелю Русской Церкви и поделились своими выводами о путешествии равноапостольных Кирилла и Мефодия через территорию современной Калмыкии, подчеркнув, что «для верующих жителей степного края это имеет сугубое значение, так как в лице великих просветителей жители Калмыкии обретают своих небесных заступников и покровителей — апостолов христианской веры юга России». Завершилась конференция исполнением Государственным хором Калмыкии гимна святым Кириллу и Мефодию. В ходе работы конференции в фойе зала заседаний действовала юбилейная историческая выставка, рассказывающая об истории христианства в Калмыкии со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия до наших дней. Также была представлена выставка произведений писателя, религиоведа, доктора исторических наук Алексея Федотова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3998258...

По общему отзыву, открытие прошло очень хорошо. По отзыву о. Акимова, переданному мне А.С.Николаевым на другой день, я там был на высоте положения, сказавши «умную, дипломатичную» речь. И, слава Богу! Со вторника - занятия. На другой день послал Патриарху телеграмму с извещением об открытии института. 11/24 апреля. Суббота. Со вторника начались лекции. Посещение исправное, интерес большой. Несмотря на знакомство многих с педагогикой (изучали уже), удалось заинтересовать тем новым, что предполагается читать здесь собственно о нравственном воспитании по руководству отцов Церкви, аскетов и вообще духовно опытных людей. Предложил, и заниматься по Закону Божию; отзываются на это тоже хорошо. Вчера (23) было в помещении института общее (4-ое) собрание уполномоченных приходских общин. Я делал доклад с сообщением об открытии института и начале занятий, о положении учебно-вспомогательных средств и о поступлении денег. Затем заслушали устав Общеприходского совещания и произведены выборы в правление (членов и кандидатов). Прошел единогласно вместе с несколькими другими лицами. 13/26 апреля. Понедельник . Сегодня заходил И.П.Щербов. Обедал. Переговорили о делах. Обсудили набросанный мною проект основных положений религиозно-просветительного общества. Погода дождливая, не пошел на курсовой совет. Заходил студент университета Н.Н.Птицын, сын покойного протоиерея. Желает поступить студентом института. Просит принять под покровительство института кружок верующей молодежи - учащихся высших и старших классов средних учебных заведений, душой которого, по-видимому, состоит. Кружок был при Обществе религиозно-нравственного просвещения, которое закрылось, и он - в воздухе. Деятель - горячий, убежденный; за проповеди сидел в вятской тюрьме; организует везде, где только может, кружки; фанатик своей идеи. Такого работника хорошо заполучить и при его посредстве влиять на учащуюся молодежь. Тогда работа института будет идти широко и влияние его распространяться: 1) на студентов своих, 2) на широкие массы путем публичных лекций, 3) на интеллигентные круги путем религиозно-просветительного общества, 4) на учащуюся молодежь путем вот этого общества и 5) на школьников путем законоучительства силами студентов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

радуйся, равноапостольному царю Константину равночестный подобниче. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю. Кондак 10 Спасти хотя от вечныя погибели царство твое, в бездне идолослужения гибнувшее, подъял еси велия труды и попечения, обходя грады и веси земли твоея и посылая повсюду пастыри духовныя, во еже Божественною верою Святым Крещением люди твоя просветити, и научити их Единому Истинному Богу пети: Аллилуиа. Икос 10 Стена твердая был еси земли твоей во вся дни живота твоего противу врагов тоя и виновник благоденствия и славы ея; буди и ныне защитник необоримый от враг видимых и невидимых и помощник в нуждех и скорбех нам, с любовию вопиющим тебе: Радуйся, благопопечительнейший пастырю народа русскаго; радуйся, благострадательнейший отче сирых и страждущих. Радуйся, готовый споспешниче ищущих вечнаго спасения и истиннаго просвещения; радуйся, слава и радование державы Русския. Радуйся, присный помощниче в многотруднем деле народоуправления; радуйся, мощный споборниче в брани воинства русскаго. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю. Кондак 11 Пение умиленное приими от нас, угодниче Божий, сокруши твоими молитвами вся враги наша, насади православную веру среди язык страны русския, неведущих истиннаго Бога, искорени в ней вся ереси и расколы, да сынове русские едиными усты и единым сердцем славят Бога, поюще Ему: Аллилуиа. Икос 11 Светозарное светило, просвещающее сиянием своим страну русскую, ты еси достохвальне княже Владимире, разгоняя мрак идолослужения и показуя путь к истинному просвещению и небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя глаголем: Радуйся, звездо, просвещенная от незаходимаго Солнца Правды; радуйся, путеводителю, правую стезю к вечному спасению нам открывый. Радуйся, мощный споспешниче и укрепление проповедников православныя веры; радуйся, присный покровителю благих наставников юношества и всех благотрудящихся на пользу общую. Радуйся, скорый помощниче всех, к помощи твоей прибегающих; радуйся, яко всем усердно тя чтущим, благотворныя советы подаеши.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Между тем, при благородном стремлении к общеполезной деятельности необходимо избегать и помыслов корысти, тщеславия, честолюбия, гордости, потому что мерзость Господеви всяк помысл неправедный, и Господу ничто столько не противно, как гордость. Еще не было примера, чтоб эти страсти создали что-нибудь прочное, полезное, но многое погибло в их разрушительном пламени. Уклоняясь же нечистых побуждений, необходимо быть внимательным к указаниям Промысла. Может случиться, что наше предприятие и полезно, и славно, но не благовременно. Тогда и при чистых, христианских побуждениях успех дела крайне сомнителен. Глубоко сознавала важность этих предостережений великая учредительница Ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира. Признав полезным в сословии людей благородных по происхождению отличить людей благородных по образованию, усердной службе обществу, в поощрение и справедливое воздаяние полезных трудов, она предоставляет особые права и преимущества чести; но вместе с сим этот избранный круг людей посвящает имени и покровительству Равноапостола и просветителя России, внешним же знаком его поставляет знамение спасения – животворящий Крест. Кто не видит здесь глубоко христианского основания – безмолвно, тем не менее красноречиво высказанного убеждения, что истинной пользы от учреждаемого Ордена должно ожидать только при благочестивой жизни, привлекающей благоволение и благословение Божие? Если б великая учредительница Ордена остановилась в пределах расчета человеческого, если б только в соревновании и усердии подданных искала опоры благосостояния народного, то ей достаточно было бы указать цель и предположить награды, отличия; при этом одном, она могла быть уверена, что в соревновании и усердии не будет недостатка и что, следовательно, цель ее предначертаний будет вполне достигнута. Для чего ж она подвигла святое имя просветителя России? Для чего избранных своих слуг осенила крестом? Очевидно, усердие и соревнование употреблены здесь как средства, в основание же положено другое – зиждительное начало: вера в Бога, промыслителя и помощника истинно полезному делу...

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Стена твердая был еси земли твоей во вся дни живота твоего противу врагов тоя, и виновник благоденствия и славы ея: буди и ныне защитник необоримый от враг видимых и невидимых и мощник в нуждех и скорбех нам, с любовию вопиющым тебе: Радуйся, благопопечительнейший пастырю народа Русскаго: Радуйся, благосострадательнейший отче сирых и страждущих. Радуйся, готовый споспешниче ищущих вечнаго спасения и истиннаго просвещения: Радуйся, слава и радование царей всероссийских. Радуйся, присный помощниче их в многотруднем деле народоправления: Радуйся, мощный споборниче в брани воинства русскаго и вождей его. Радуйся, Владимире, державы Русския просветителю. Кондак 11 Пение умиленное приими от нас, угодниче Божий, покори твоими молитвами благоверному народу нашему вся враги наша, насади православную веру среди язык державы Русской, неведущих истиннаго Бога, искорени в нем вся ереси и расколы, да вси сынове Русские едиными усты и единым сердцем славят Бога, поюще Ему: Аллилуиа. Светозарное светило, просвещающее сиянием своим всю страну Русскую, ты еси княже Владимире, разгоняя мрак идолослуженщ и показуя путь к истинному просвещению и небесному блаженству. Сего ради, прославляюще тя, глаголем: Радуйся, звездо, просвещенная от незаходимаго солнца правды: Радуйся, путеводителю, правую стезю к веч ному спасению нам открывый. Радуйся, мощный споспешниче и укрепленж проповедников правоелавныя веры: Радуйся, присный покровителю благих ников юношества и всех благотрудящихся на поль зу общую. Радуйся, законодателей царства русскаго нц ставниче и просветителю: Радуйся, яко народоправителем и земли сия, усердно тя чтущым, благотворны советы подаеши. Радуйся, Владимире, державы Русския тителю. Благодать Пресвятаго Духа испроси нам, преблагий пастырю наш, от всещедраго Бога и Спаса нашего, вразумляющую и укрепляющую нас в деле спасения, да не безплодна будет в нас насажденная тобою святая вера, но да уклоняющеся)т путей нечестия и заблуждений, ходим во свете заповедей Божиих, и достигнем вечнаго блаженства, воспевающе Богу: Аллилуиа. Икос 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

ЛУГАЙД, Лугайд, сын Лоэгайре (др.-ирл. Lugaid mac Loegairi; ум. ок. 507) – верховный король Ирландии, сын Лоэгайре, внук Ниалла Девяти Заложников. В отличие от своего отца Лоэгайре, Лугайд редко упоминается в источниках. МАХУН, Дерек Махун (англ. Derek Mahon; род. 1941) – ирландский поэт, переводчик, пишет на английском языке. МОЛТ, Айлиль Молт (также Айлиль, др.-ирл. Ailill Molt; погиб в 482) – Верховный король Ирландии и король Коннахта. Его отец Нат и был сыном Фиахры, брата Ниалла Девяти Заложников, основателя династии Уи Фиахрах, правившей в Коннахте. МУИРХУ, Муирху из Армы, или Мурьху (англ. конец VII века (680–700)) – сын Когитоса, агиографа святой Бригитты; автор «Жития святого Патрика». НИНИАН, святой Ниниан (англ. Saint Ninian; ок. 360-†432) – первый прибывший в Шотландию христианский епископ. ПАТРИК, святой Патрик, Просветитель Ирландии (англ. St.Patrick, Saint Patrick, лат. Sanctus Patricius, Patricus, ирл. Naomh Pbdraig, Патрикий; 371/415-†460/493) – христианский святой, просветитель и покровитель Ирландии и Нигерии. ПЕЛАГИЙ, Пелагий (ок. 360 г. – после 431 г.) – знаменитый ересиарх IV в., известен своими взглядами на свободу воли, отрицающими доктрину первородного греха. РЕНАН, Жозеф Эрнест Ренан (фр. Joseph Ernest Renan; 1823–1892) – французский писатель, историк и филолог. РИЛЬКЕ, Райнер Мария Рильке (нем. Rainer Maria Rilke, полное имя: Renй Karl Wilhelm Johann Josef Maria Rilke – Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке; 1875–1926) – австрийский поэт, один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века. Родился в Праге, имел австрийское гражданство, писал по-немецки. Жил и работал в Триесте, Париже, Швейцарии. Писал также прозу. САМСОН, или Сампсон Дольский (ок. 490-†565) – епископ Дольский, один из семи святых основателей Бретани. Память 28 июля. СЕДУЛИЙ СКОТТ или СКОТТИГЕНА, Седулий Скотт (Sedulius Scottus; IX в.), ирландский поэт и ученый (9 в.), крупный деятель Каролингского возрождения. Блестящий знаток латинского языка и литературы, писал также на греческом. В 848 появился при дворе короля франков Карла Лысого (838–877, император с 875) в составе посольства верховного короля Ирландии Маэля-Шехналя (846–862). При покровительстве епископов Хартгария (840–55) и Франиона (855–901) он основал крупный центр культуры в Льеже, где оставался до 858. Последние сочинения Седулия Скотта датируются около 874.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Причина этого факта простарусскому народу о собственной вере рассказали понятно и доступным словом. Важной исторической вехой в христианском воспитании детей было секретное распоряжение Синода об учреждении при монастырях и архиерейских домах « первоначального обучения детей» в качестве одной из мер, служащих « к уменьшению расколов». Данное распоряжение послужило основой создания при Церкви народных училищ для мальчиков и девочек, где наряду со светскими дисциплинами, начиная от элементарной грамоты, учащиеся осваивали основы христианского вероучения, знакомились со Священным Писанием и литургикой . Государственным предприятием в сфере образования, способствующим системной организации миссии среди раскольников и сектантов, было постановление Святейшего Синода от 27 июля 1854 года «Об устройстве миссионерских отделений при Духовных Академиях и семинариях для приготовления деятелей против раскола», что повлекло за собой создание миссионерских отделений при большинстве Духовных школ того времени . Среди мер по повышению уровня духовного образования, предпринимаемых Российским государством в XIX в., стал указ о передаче начальных школ грамоты в подчинение духовного ведомства. В 1884 году императором Александром III были утверждены «Правила о церковно-приходских школах» . В 1890 году указом Св. Синода от 10 июня епархиальным консисториям Российской Империи было предписано при каждом приходе учредить вероучительные собеседования « …по предмету преподавания православному народу в храмах истин христианской веры и благочестия…» Данный указ вызвал череду директив со стороны епархиально-консисторских структур непосредственно на приходы . В качестве примера действительно апостольского подвига необходимо указать на деятельность выдающегося просветителя народов Поволжья Н.И. Ильминского. Труды этого просветителя имеют прямое отношение к теме катехизации, поскольку Ильминский занимался непосредственно повторной евангелизацией крещеных татар, которые к XIX в. стали, несмотря на большой исторический период пребывания в христианстве, стремительно обращаться в ислам. В 1867 году в Казани открывается Братство во имя святителя Гурия Казанского, где Ильминский играет главную роль. Под покровительством Братства открывается школа для крещеных татар. Успех деятельности этой школы и наработанный опыт приводят к созданию разветвленной сети таких же школ по всей губернии. Опыт крещено-татарских школ распространяется и на другие народы, например, вотяков.

http://bogoslov.ru/article/3211893

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010