С появлением книгопечатания начинается новый период в изучении вопроса об авторстве «Комментариев». В этой связи самым известным старопечатным изданием является работа Эразма Роттердамского, который в 1527 г. переиздал «Комментарии» в составе трудов свт. Амвросия Медиоланского 21 . Вопреки весьма расхожему ошибочному мнению 22 , атрибуция памятника не вызывала сомнений у гуманиста, однако он отвергает традиционное авторство введений к толкованиям: «Addidim argumenta nescio quis» («добавил введения, не знаю чьи»). Примерно в то же время, в 1520 г., была издана знаковая и незаслуженно проигнорированная Эразмом Роттердамским работа бельгийского библеиста Франциска Луки из Брюгге (Franciscus Lucas Brugensis). На страницах трактата исследователь отказывается называть автора «Комментариев» святителем Амвросием, именуя его «auctor commentariorum Ambrosio adscriptorum» или «author Ambrosio attributorum» 23 и т. п. Избегая тавтологии, учёный постепенно начи¬нает использовать наименование Ambrosiaster 24 , приложив к имени свт. Амвросия суффикс, аналогичный по смыслу приставке pseudo-. Современные исследователи предполагают, что именно Франциск Лука (Franciscus Lucas) стал изобретателем имени нашего автора 25 . Рецепция данной идеи занимает в научном мире того времени около ста лет. Вслед за бельгийским библеистом сомнения в атрибуции памятника можно обнаружить в 1572 г. у иезуита Франсизэ Торреса (Francisais Torres), а также у его коллеги Бенедикта Перейра (Benedictus Pereyra), Джона Мальдонадо (Ioannes Maldonado), Андре Шотта (Andre Schott) и кардинал Белармина 26 . Наконец, данное мнение было закреплено в 1686–1690 гг. в очередном издании трудов свт. Амвросия 27 . В нём мауристы Дэнис Николас из Нури (Denis-Nicolas) и Жак дю Фрише (Jacques du Frische) хотя и помещают «Комментарии» вместе с трудами медиоланского святителя, однако во вступлении прямо указывают на подложность авторства на основании анализа стиля, вероучения и языка 28 . Исследователи тоже используют псевдоним Ambrosiaster.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

В 374 году, после кончины епископа Авксентия I, сторонника арианства, в Медиолане началась острые споры между православными и арианами, за которыми последовали и беспорядки. На правах градоначальника Амвросий появился в соборе, где выбиралась кандидатура нового епископа. Желая предотвратить столкновения, Амвросий обратился к народу с призывом к спокойствию. В разгар споров о предстоящей кандидатуре и во время его речи с амвона вдруг послышался детский возглас: «Амвросийепископ!» В этих словах ребенка собравшиеся усмотрели знамение свыше, и этот детский возглас был подхвачен всем народом. Представители обеих партий решили единодушно избрать на епископскую кафедру именно Амвросия, даже несмотря на то, что он еще был не крещен – практика позднего крещения в то время была широко распространена даже в христианских семьях. Рака с мощами святителя Амвросия Медиоланского и мучеников Гервасия и Протасия. XIX в. Сам же Амвросий совсем не желал епископства и даже попытался всячески очернить себя в глазах медиоланцев, чтобы избежать избрания. Тем временем жители города написали прошение императору Западного Рима Валентиниану I о разрешении поставить в городе епископом именно Амвросия. Император с мнением народа согласился, и Амвросию пришлось подчиниться указу императора и принять сан. 30 ноября 374 года Амвросий был крещен, затем рукоположен в священники и 7 декабря его хиротонисали в епископы. Таким образом, всего за семь дней он прошел все ступени церковной иерархии. Взойдя на епископскую кафедру, Амвросий пожертвовал Церкви все свое огромное богатство и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий образ жизни. Поначалу, не будучи слишком сведущим в богословских трудах, епископу Амвросию приходилось усердно и с азов изучать Священное Писание. Прошло некоторое время, и Амвросий вскоре стал одним из лучших эгзегетов и проповедников в Европе. Превосходное образование Амвросия позволило ему не только глубоко изучить подлинники произведений восточных отцов Церкви, но и продолжить их учение.

http://pravoslavie.ru/28732.html

23 же Января (312 г.) был он обезглавлен во время самого Богослужения и совершения бескровной жертвы, вместе с клириками своими, диаконами Христофором и Харитоном. Останки их были преданы погребению блаженной Софией. Кроме этих святых мучеников со св. Климентом пострадало «великое множество мужей, жён и детей». Если не было другого примера такого пламенного рвения матери пострадать за Христа страданием сына своего, то не было примера и такого плодотворного и преизобильного осуществления подобного рвения... Многострадание св. Климента – неподражаемо, и чудеса, сотворённые им – обращения неверующих и самих мучителей своих, исцеления больных словом и возложением рук, и другие – неисчислимы. Мощи св. Климента были долго в Константинополе. Стефан Новгородец в 1342 году и иерод. Зосима в 1420 г. видели их в монастыре Константина в Царьграде. Глава же его в XIII стол. была перенесена Латинянами в Париж. Св. Павлина милостивого, епископа Ноланского Св. Павлин, епископ Ноланский Это был язычник знатного рода, в г. Бордо, в Галлии. Жил в богатстве и в великом почёте; 20-ти лет был сенатором, в 375 г. консулом и потом правителем богатой области Кампании. Женился на благочестивой христианке, и её влиянию, равно как и содействию Амвросия, епископа Медиоланского, был обязан обращением своим в христианскую веру. Будучи 25-ти лет, принял св. крещение и с тех пор всецело предал себя Христу. Раздал имение своё бедным и уединился в Испании, в Пиренеях. Вскоре душа его подверглась тяжёлым испытаниям. Все прежние друзья восстали на него с укорами и насмешками. Сам воспитатель его, знаменитый Авзоний (поэт и оратор, учитель императора Грациана), упрекал его в своих письмах, что «он забыл долг перед отечеством, перед славой предков и перед наукой», но смиренный христианин твёрдо выдержал мирские искушения и почитал «блаженным оскорблением – не нравиться вместе с Христом». Жители Барселоны, видя в Павлине великий образец Христианского подвижничества, принудили его, вопреки его желанию, принять сан пресвитера. Тогда он удалился из Испании, посетил св. Амвросия Медиоланского и поселился в местечке Ноле в Кампании, близ церкви и мощей благоговейно чтимого им св. мученика Феликса. О жизни его здесь блаженный Августин в 392 г. писал ученику своему: «ступай в Кампанию, посмотри на Павлина, столько славного по роду, талантам и богатству. Подумай, с каким величием духа сей раб Иисуса Христа отказался от всего, чтобы только приобрести Бога. Посмотри, как отрёкся он величия света, чтобы обнять кротость креста. Посмотри, как он теперь обращает сокровища познаний во славу Божию, те сокровища, которые иначе были бы потеряны, если бы не посвятил он их Тому, Кто даровал их».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В воспоминанье Обрезания Господа, в восьмой день по рождению Его от Пресв. Девы Марии, прав. Церковь совершает издревле великий праздник. Начало его относится к первым векам христианства. До нас дошли многие слова св. отцов Церкви IV века, произнесённые ими в этот праздник. Таковы поучения св. Амфилохия, епископа Иконийского, св. Григория Нисского , св. Амвросия Медиоланского и других. В ΙV веке с празднованием Обрезания Господа, как видно из слова Амфилохия Иконийского на день Обрезания, соединено празднование и св. Василию Великому . От V века сохранилась до нас на день Обрезания беседа Максима, епископа Тавринского (Туринского). В VΙ веке о дне Обрезания Господня упоминает в книге своей о круге года св. Григорий Великий , епископ Римский. В VΙΙΙ веке Стефан Савваит написал канон Обрезанию Господню, доселе поемый Церковью в день этого события. День Обрезания и наречения Господа, как восьмой по рождению Его на земле, служит заключением праздника Рождества Христова. Посему древние отцы Церкви, св. Амфилохий Иконийский , Григорий Нисский и Григорий Великий в своих писаниях называют день Обрезания восьмым днём по Рождеству Христову. Память Св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Василий Великий Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, родился около 329 года по Р.Х. в Кесарии, столице Каппадокии, от благочестивых, благородных, знаменитых и богатых родителей – Василия, родом из Понта, и Емилии. «Василий освящён был Богу, – говорит Григорий Богослов , – с младенчества, от утробы матерней». Первые Лета детства своего провёл он под надзором и руководством благочестивой своей бабки, св. Макрины, родом из Неокесарии, и благочестивых своих родителей и воспитан ими в вере, благочестии и других науках. «Я воспитан, – пишет о себе Василий, – своей бабкой, блаженной женой. Говорю о знаменитой Макрине, от которой заучил я изречения блаженного Григория, сохранившиеся до неё по преемству памяти, кои и сама она соблюдала и во мне ещё с малолетства напечатлевала, образуя меня учением благочестия. Понятие о Боге, которое приобрёл я с детства от блаженной матери своей и бабки, возрастало во мне с раскрытием разума». «Первый возраст Васильев, – говорит св. Григорий Богослов , сверстник, друг и сподвижник св. Василия, под руководством великого отца, в лице которого Понт имел общего наставника добродетели, – повит был пеленами и образован в лучшее и чистейшее создание. Под сим-то руководством чудный Василий обучается делу и слову, которые в нём возрастают вместе и содействуют одно другому. И как благодетельно было для Василия, что он дома имел образец добродетели, на который взирая, скоро стал совершенным

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И вот, нужно же было так случиться, что предпоследний католический кардинал Лиона устроил там экуменический центр, т.е. иными словами центр всяким ересям в городе и месте, где святитель Ириней когда-то писал книгу против ересей. После третьего гонения город Лион опустел. Поэтому когда какой-нибудь француз делается православным, (я имею в виду Францию, но это касается и Германии, и Швейцарии), мы не должны ему говорить, что он переменил веру, но что он вернулся к той вере, которая здесь, на его земле, главенствовала в первые века. И нам святых первых веков надо чтить, как своих. Эти святые – наши святые. Марсель Марсель В Марселе тоже множество святых. Напротив Канн находится остров святого Гонория, где подвизались первые монахи, прибывшие с Востока в IV-V веках. Среди них особенно мне хочется напомнить вам имена святых Виктора Марсельского и Викентия Леринского (Лерины – это и есть название острова). Святой Викентий Леринский написал сочинение, в котором определил, что такое истинная Церковь. Мученик Виктор Марсельский Святой Викентий Лиринский Я помню, у нас были крестины в Лионе. Мы крестим часто по-французски. И вот во время крестин, вы знаете, читается Символ веры. По-славянски это: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». А по-французски: «Верую во единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь». Один присутствовавший там католик услышал это и говорит: «Какие же вы католики?» А я отвечаю: «Мы настоящие «кафолики»». «Настоящие католики», – он говорит, – «римские, а у вас нет Папы». «Так, значит, что, по-вашему, тот, кто без Папы, не член Церкви?» «Да, конечно!» Тогда я ему сказал: «Ну, вот имейте в виду, напротив Канн расположен остров Лерин, и там западный святой в IV-V вв. определил, что такое истинная кафолическая Церковь и призывал всеми мерами держаться того, во что веровали «повсюду, всегда и все»». Уже святой Амвросий Медиоланский писал об этих островах как о месте, где спасаются святые угодники. Вы знаете наш православный праздник святых отец в Синае и Раифе избиенных. Так вот здесь, на Леринских островах, тоже были замучены сарацинами монахи. Париж

http://pravmir.ru/episkop-serafim-dulgov...

Александр, пр. обители Неусыпающих, † 430 г., 23 февр. и 3 июля. Александр пресвитер муч., 13 мар. Александр муч. и другой того же имени † 303 г., 15 марта. Александр муч. † около 250 года, 10 апреля. Александр, пр. Ошевенский, † 1479г., 20 апреля. Александр муч. † 298 г., 13 мая. Александр муч. (с Фалалеем) † 284 г., 20 мая. Александр муч. † III в., 29 мая. Александр Куштский, пр., † 1439 г., 9 июня. Александр муч. † 311 г., 10 июня. Александр преп. † 431 г., 3 июля. Александр из 45 муч. в Никополе † 319 г., 10 июля. Александр муч. † 296 г., 11 авг. Александр, епископ Команский, † 251 г., 12 августа. Александр, патр. Констант., † 340 г., 30 августа. Александр Свирский , пр., † 1533 г., 30 августа. Александр Невский † 1263 года, 30 августа и 23 ноября. Александр Иерусалимский 251 г., 12 декабря. Алексий, митр. Московский, † 1378 г., 12 февраля, 20 мая и 5 октября. Алексий, человек Божий, † 411 г., 17 марта. Алексий муч. † 730 г., 9 августа. Алексии, затворник Печерский, † XIII века, 21 сентября. Алим (или Ахим) из Маккавеев, 1 августа. Алипий, иконописец Печерский, † XII века, 17 августа. Алипий столпник † 640 г., 26 нояб. Алфей муч. в Сицилии 251 года, 10 мая. Ама муч. † 346 г., 9 июня. Алфей Апостол, 26 мая. Аманд муч. (с Фидием), 320 г., 15 сентября. Амвросий Медиоланский † 397 года, 7 декабря. Аммоний исповедн. IV века, 20 мая. Аммоний Печерский XII века, 28 авг. Аммоний (с Вавилой), 4 сент. Аммон, настоятель Тавеннисиотской обители V в., 2 января. Аммон преп. † около 350 года, 4 октября. Амос пророк, 15 июня. Амилий, Апостол из 70-ти, 4 янв. и 31 октября. Амфилохий, епископ Волынский, † 1122 г., 28 августа. Амфилохий, пр. Глушицкий, † 1452 г., 12 октября. Амфилохий Иконийский † 395 года, 23 ноября. Амфиан муч. † 306 г., 2 апреля. Анания, Апостол из LXX, 4 янв. и 1 октября. Анания муч. † 344 года, 17 апреля (с Симеоном Персидск.). Анания иконописец † 1581 года, 17 июня. Анания отрок, 17 декабря. Анастасий Персянин муч. † 622 г., 22 января. Анастасий Печерский † XI в., 22 янв. и 21 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Хорошее музыкальное образование и большие способности позволили святому Амвросию стать реформатором церковного пения. В частности, именно он ввел в богослужебную практику Запада антифонное пение. С именем святого Амвросия Медиоланского связано также появление особого, отличающегося от традиционного латинского, амвросианского литургического обряда. Амвросианский обряд поныне используется в Миланской епархии. Благодаря амвросианскому обряду, испытавшему особое влияние византийского обряда, Миланская Церковь «обретает свое лицо, прежде всего, благодаря качеству своей молитвы. Амвросианский обряд оказал большое влияние на становление Миланской Церкви, с ее сильно развитым экклезиологическим измерением, – говорил 27 августа 2008 года в своем докладе в Московской духовной академии епископ Франко Джулио Брамбилла, декан Богословского факультета Северной Италии. – Изучение амвросианского обряда и его духовная практика до сих пор представляют собой один из основных мотивов амвросианского теологического самосознания, особенно в эпоху, когда секуляризация пытается размыть все существующие различия» . Святителем Амвросием в Милане был основан мужской монастырь и построены две базилики: во имя святых мучеников Гервасия и Протасия (ныне Амвросиева) и Апостольская – ныне церковь святого мученика Назария, в алтаре которой покоятся мощи этого святого. Апостольская базилика была сооружена в 382–386 годах и посвящена святителем двенадцати апостолам: частицы их мощей хранились в храме; сейчас эти святыни находятся в епархиальном музее при кафедральном соборе. Последователями богословских идей святителя Амвросия в Италии были «амвросианцы» – члены католических духовных объединений «Братья святого Амвросия», основанного в 1337 году, и «Монахини святителя Амвросия», ставшего женским монашеским орденом. В память святителя Амвросия в 1609 году кардиналом Карлом Борромео (1538–1584), распространявшим амвросианский литургический обряд и способствовавшим развитию почитания святого Амвросия, в Милане рядом с Амброзийской (Амвросиевой) пинакотекой была открыта Амброзийская (Амвросиева) библиотека, доступная для всех жителей города. Ныне в ее собрании имеется много редких книг, среди них и 12 томов рукописей Леонардо да Винчи.

http://pravoslavie.ru/28732.html

Одной из главных забот епископа Амвросия была борьба с влиянием арианства и утверждение Никейского символа веры. Авторитет святителя был настолько высок, что он оказывал влияние на политику императора Феодосия Великого. Решительное слово святителя было непререкаемым даже для его противников. А блестящие проповеди Амвросия привлекали в Церковь множество неофитов, среди которых был и 32-летний Августин, будущий святой, принявший святое крещение от Амвросия на Пасху 387 года. Императоры Валентиниан I, Грациан и Феодосий I весьма уважали миланского епископа и во многом под его влиянием боролись с язычеством в империи. После того как Феодосий жестоко расправился с восставшими фессалоникийцами, Амвросий наложил на него епитимию и предложил публично покаяться. И император покаялся, повергшись ниц пред дверьми храма. Святитель допустил его до причастия, но не в алтаре со священнослужителями, как ранее, а перед алтарем, вместе с прочими мирянами. Авторитет епископа в народе был таков, что император вынужден был подчиниться. Вести о добродетельном и мудром, но суровом епископе распространились далеко за пределами Медиолана. Слушать Амвросия приходили даже ученые мужи из Персии. Силой слова, а не меча убедил Амвросий царицу воинственного германского племени маркоманов отказаться от набегов на Медиолан и принять христианство. Царица сама приняла крещение, убедив также в его необходимости и своего супруга. После этого события маркоманы подписали мирный договор с Римом. Богословские труды святителя («Изъяснение символа веры», «О воплощении», «О таинствах», три книги о Святом Духе и две книги о покаянии и проч.) раскрывают самую суть христианского учения, показывая его преимущества перед язычеством. Последние годы жизни епископ Амвросий больше занимался литературным творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. Перу святого Амвросия принадлежит множество литургических гимнов. Ему же приписывается и создание самого известного гимна латинской Церкви – «Те Deum laudamus» («Тебя, Бога, хвалим»). Святитель Амвросий также был автором 42 гекзаметров в подписях к фрескам базилики. Эти стихи дошли до нас, хотя сами фрески не сохранились.

http://pravoslavie.ru/28732.html

126. Карсавин Л.П. Амвросий Медиоланский. — «Христианство. Энциклопедический словарь». T.I, М., 1993, с. 66–67. 127. Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. Пер. с фр. М„ 1994, с. 305–306. 128. Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. — Сочинения, М., изд. «Мысль», 1994, с. 95, 140, 157, 169, 366,369, 375. 129. Джакомо Биффи. О Христе и Антихристе. Милан–Москва, изд. «Христианская Россия», 1994, с. 49—66. (1–е изд. на итал. яз., Болонья, 1985). 130. Александр Горелов. Епископ Амвросий. — «Свет Евангелия», 9, 4 декабря 1994, с. 1–2. 131. Карло Кремона. Августин из Гиппона. Разум и вера. Изд. «Дочери св. Павла», М., 1995. 132. Епископ Порфирий Успенский. Святыни земли Италийской (Из путевых записок 1854 года). М., 1996, с. 106—109. 133. Папа Иоанн–Павел II. Апостолическое послание Operosam Diem. 1 декабря 1996 г., Ватикан [адресовано кардиналу Мартини, архиепископу Миланскому; посвящено Свято–Амвросиевскому году: 6 декабря 1996 — 7 декабря 1997 г.]. 134. Верещагин Е.М. Метафорика древнейшего славяно–русского богослужебного последования св. Амвросию Медиоланскому и ее роль в критике текста. — В сб. «Древняя Русь и Запад. Научная конференция. Книга резюме. Под ред. В.М. Кириллина. М., 1996. 135. Верещагин Е.М. Почитание св. Амвросия Медиоланского в церковнославянской книжности и в русском православном народе. Доклад на Экуменической конференции «Ambrogio da Milano tra Oriente e Occidente» (16–17 мая 1997 г.). 136. Карло–Мария кардинал Мартини, архиепископ Миланский. Доклад на Экуменической конференции «Ambrogio da Milano tra Oriente e Occidente». Амвросий — светильник единой Церкви Никитин В.А. Начало пути Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился около 333–334 гг. предположительно, на берегах Мозеля в городе Тревире (ныне г. Трир, Германия). В Тревире находилась в то время резиденция наместников Галлии — одной из провинций Римской империи. По мнению исследователей, родиной святителя могут быть также города Арль или Лион.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Согласно западной традиции, исповедание веры происходило при троекратном погружении. Кандидат спускался в купель, возле которой находились епископ, пресвитер и диаконы (О таинствах II, 16). Ему задавали три вопроса: “Веруешь ли в Бога, Отца Всемогущего?”. После ответа: “Верую” он погружался в воду. “Веруешь ли в Господа нашего Иисуса Христа и Крест Его?”. После второго ответа: “Верую” следовало второе погружение. “Веруешь ли и в Духа Святого?”. “Верую” — и его погружали в третий раз (О таинствах II, 20; О тайнах 28). Упоминание Креста является исключительной и характерной чертой миланского чина. Троекратное погружение разрушает “падения, бывшие в прошлом” и дарует Божественное прощение подобно апостолу Петру (О таинствах II, 20, 21). Крещение “во единое Имя” Отца, и Сына, и Святого Духа, символизирует “одну сущность, одно Божество, одно величие” Лиц Святой Троицы (О таинствах II, 22). Выйдя из купели, неофит принимает от епископа помазание миром “в жизнь вечную” (О таинствах II, 24). Миро изливается на главу, которая есть “вместилище мудрости”, при этом епископ произносит: “Бог Отец Всемогущий, возродивший тебя от воды и Духа и простивший тебе грехи, Сам помазывает тебя в жизнь вечную” (О таинствах II, 24; III, 1; О тайнах 30). Драгоценный, благоухающий елей (unguentum) символизирует “благо­ухание воскресения” (О тайнах 29). После помазания читалась тринадцатая глава Евангелия от Иоанна (О таинствах III, 4; О тайнах 29). Сняв свои одежды, епископ омывает ноги новокрещенным (О таинствах III, 4; О тайнах 32). Этот обряд — не только знак почтения, смирения и послушания (О таинствах III, 7; О тайнах 33). Святитель Амвросий называет омытие ног “таинством и освящением” (О таинствах III, 5; О тайнах 31). В крещении наши собственные грехи стираются. Но чтобы устранить наследственные грехи, необходимо омытие ног. Почему? Потому что Адам получил от диавола запинание, и яд распространился по его ногам. Поэтому “ты умываешь ноги, чтобы освящение принесло большую защиту тому месту, куда змий тебя предательски ужалил, и чтобы в будущем он уже не мог больше тебя запинать. Ты умываешь ноги, чтобы смыть змеиный яд” (О таинствах III, 7; О тайнах 32). Святитель Амвросий видит в этом обряде не просто служение любви, но усваивает ему таинственную действенность, отличную, впрочем, от крещения.

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010