Здесь же в Антиохии Златоуст произнес большинство своих проповедей на Евангелия от Матфея и от Иоанна и на Послания апостола Павла. Следует заметить, что Златоуст написал очень мало систематических трудов: большинство его сочинений – застенографированные и отредактированные проповеди, изначально произнесенные устно. В этот же период св. Иоанн приобретает пастырский опыт и становится великим учителем христианской жизни. В своих проповедях он неизменно человечен. Например, многократно возвращаясь к своей излюбленной теме – греховности посещений цирка, он всегда высказывает сочувствие, понимание страсти к зрелищам. Но ничего не поделаешь – грех остается грехом, даже учитывая, что Феодосий запретил кровопролитие на арене, оставив невинные развлечения вроде скачек. Другой антиохийской темой Златоуста было его опровержение “аномейской” ереси – разновидности арианства, утверждавшей “несходство” (аномиос) Христа с Богом-Отцом. Атмосфера в Церкви была тогда совсем иная, нежели в наши времена. Народ ценил красноречие, в церкви аплодировали удачным сравнениям и метким выражениям проповедников. Златоуст, как известно, был блестящим оратором, за что и получил свое прозвание. Он пользовался такой популярностью, что народ специально приходил в церковь послушать его проповеди, после чего многие сразу же расходились, не дожидаясь причастия, в чем Златоуст их упрекал в следующей же проповеди. В 397 году по совету министра Евтропия и по приказу императора Аркадия св. Иоанн был переведен в столицу и избран епископом константинопольским. Антиохийцы не хотели отпускать своего любимого пастыря, и он был увезен обманом. Константинополь лишь недавно, на Втором Вселенском соборе, был объявлен вторым после Рима городом империи, Новым Римом, что вызвало большое неудовольствие его городов-соперников – Александрии и Антиохии, древних центров культуры и христианства. Александрия издавна была вторым городом империи после Рима, и в глазах александрийцев Константинополь был просто выскочкой. Антиохия же, которую сам Златоуст в одной из своих проповедей называет “главой восточных городов”, недолюбливала Александрию. В свете этого соперничества церквей приглашение блестящего антиохийского проповедника в новоиспеченную столицу было прежде всего политическим шагом. Кроме того, константинопольская Церковь нуждалась в свежих силах: предшественник Златоуста епископ Нектарий был избран епископом в возрасте 70 лет, притом до этого он не был даже и крещен. Как и св. Амвросия Медиоланского , его крестили и рукоположили на скорую руку. После пятнадцати лет его служения в константинопольской церкви царили беспорядок, растраты и распущенность нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Наиболее сильные позиции на рубеже 70-х и 80-х годов IV в. омийство занимало в Северном Иллирике (Паннония и Дакия). Следует отметить, что население этого региона было латино-язычным, и в административном плане он, как правило, рассматривался как часть Запада. Именно иллирийский епископ Палладий Ратиарский был главным оппонентом свт. Амвросия Медиоланского в этот период 2 . Сохраняя формально верность омийству, Палладий фактически отказался от примирительной направленности этого течения и открыто проповедовал радикально-субординационистское учение. В частности, он придерживался идеи тварности Бога Сына и превосходства над Ним Бога Отца, также отрицал Божество Святого Духа 3 . В этой связи его полемику со свт. Амвросием нельзя интерпретировать лишь как побочное следствие церковно-политической борьбы. Напротив, сама эта борьба была следствием принципиальных богословских расхождений между никейцами и омиями. История создания трактата Вопрос о целях и времени написания сочинения «О вере» относится к числу дискуссионных. Адресатом трактата является император Грациан, причём свт. Амвросий неоднократно указывает, что сочинение было создано именно по его просьбе 4 . Свт. Амвросий не сразу принялся за написание данного сочинения, и императору при личной встрече с епископом пришлось напоминать о своём желании получить его исповедание веры 5 . Мотивы обращения Грациана к свт. Амвросию остаются загадкой. Сам свт. Амвросий объясняет их несколько противоречиво: в начале третьей книги трактата, созданной вместе с четвертой и пятой несколько позднее двух первых, он указывает, что его целью является наставление императора в вере 6 . В прологе же к первой книге свт. Амвросий, напротив, утверждает, что император будет читать его сочинение не для научения, поскольку он уже утвердился в истине, а как эксперт, который должен одобрить богословие святителя 7 . В научной литературе также существуют две взаимоисключающие интерпретации мотивов, которыми руководствовался Грациан, спрашивая у свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Но вернемся к Амвросию Медиоланскому. По характеру он был тверд. В столкновении с сильными мира сего он всегда имел мужество занимать бескомпромиссно евангельскую позицию. Например, однажды император Валентиан, который сочувствовал арианам, попробовал передать им одну из базилик города. Амвросий не согласился с этим решением, собрал горожан, большая часть которых тоже была не согласна. Император попытался устроить богословский диспут между арианами и православными. На этом диспуте он сам хотел быть арбитром. Но Амвросий ответил, что в церковных делах судьями могут быть только епископы, он не допустил императора и отказался явиться на диспут, где арбитром будет император. Император перешел к угрозам, послал войска для усмирения непокорного епископа. Амвросий заперся в базилике с горожанами, которые ему сочувствовали, и в течение 3 дней выдерживал осаду. Вскоре солдаты увидели, что штурмуют храм, в котором закрыт святой епископ со своими прихожанами, и стали переходить на его сторону. Император понял, что авторитет Медиоланского владыки превосходит его собственный, и вынужден был уступить. Он смирился. Случались трудности у Амвросия и с другим императором, Феодосием I. Когда летом в 390 году в Фессалониках были убиты несколько офицеров, император приказал своей армии устроить резню. В уличных боях погибло более 7000 мирных жителей. Когда Амвросий об этом узнал, он написал императору письмо, где призвал его к раскаянию, сказал, что не будет молиться с ним на богослужении, не пустит его в алтарь, пока тот не покается. Феодосий все-таки пришел на службу, сказал, что он тайно покаялся перед Богом. Но Амвросий его не причастил до видимого покаяния. Несколько месяцев император противостоял владыке Амвросию, но не выдержал без причастия. Сложив с себя знаки царского достоинства, он пришел к святителю с повинной как раз на Рождественское богослужение. Эта история говорит о высоком уровне отношений между епископами и императорами тех времен. Амвросий был блестящим проповедником, до нас дошли его проповеди. Беседы владыки привлекли в церковь 32-летнего блаженного Августина. Сейчас он известен как блаженный Августин Иппоно-Заритский, тогда это был просто молодой человек, который долгое время пробыл в секте манихеев, но склонялся к христианству. Встреча со святым Амвросием полностью изменила его жизнь. От епископа Августина Медиоланского он впервые узнал о методе аллегорического толкования Библии, который впоследствии сам широко использовал. Это помогло ему разобраться в тех местах Ветхого Завета, которые он до сих пор не понимал, и которые манихеи считали недостойными и соблазнительными. На Пасху 387 года Амвросий крестил Августина вместе с его сыном Адеодатом и другом Алипием.

http://radonezh.ru/2021/01/12/svyatitel-...

Но такова уж отличительная особенность нашего века, что мы все спешим упростить, свести к элементарному, совершить профанацию священного, поскольку для действительно глубоких и серьезных вещей у нас уже не осталось ни сил, ни времени, ни способностей души. Потому и раздаются ныне возгласы, что для общения с Богом священники не нужны, что для духовной жизни не нужно посещать церкви и так далее. Подобные люди мне представляются столь же наивными, как и те, кто покупают учебник «Английский за две недели» или «Немецкий для домохозяек», полагая, что через месяц уже начнут читать Шекспира и Гете в оригинале. Без священника невозможно не общение с Богом, но совершение особых священнодействий — Таинств. Без епископа невозможно совершение Таинства хиротонии. — Почему Таинство хиротонии всегда воспринималось как особое общецерковное дело? — В ранней Церкви священники и епископы нередко были избираемы народом. Вспомним истории избрания святителей Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, ставших епископами против собственного желания, но после настойчивых просьб со стороны паствы. Безусловно, такая практика идеальна, поскольку никто лучше самих прихожан не сможет определить, кто именно должен быть избран приходом для осуществления пастырской деятельности. Но со временем рост числа общин и индифферентность со стороны паствы стали причиной для перехода к иной практике — когда кандидата в священство избирает сам епископ. — Можно ли сказать, что в Таинстве священства священнослужитель переходит некий рубеж? Как этот переход меняет или должен менять рукополагаемого? — Безусловно, пересекая границу Царских врат и вступая во Святая Святых, ставленник пересекает тем самым и определенный рубеж своей жизни. Но я бы определил этот рубеж не как новый уровень жизни, а как новый уровень ответственности за поступки и принимаемые решения. Автоматически принятие сана никак не меняет человека. Благодать врачует немощи и дополняет отсутствие даров лишь тогда, когда человек начинает служить честно и жертвенно. Выйдя из алтаря в новом облачении, в душе он остается носителем всех тех же добродетелей и недостатков, что были присущи ему и до рукоположения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2621080...

Одобрив предложение о создании Двусторонней комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Ассирийской Церковью Востока, Священный Синод утвердил состав ее членов от Московского Патриархата. В их числе — епископ Краснослободский и Темниковский Климент (сопредседатель), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), заведующий библиотекой Санкт-Петербургской духовной академии игумен Стефан (Садо), сотрудник Отдела внешних церковных связей С.Г. Алферов.  На заседании было принято решение, касающееся учреждения совместной комиссии Русской и Болгарской Православных Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Письмо Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с предложением сформировать такую комиссию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил 5 мая 2015 года. 25 сентября Священный Синод Болгарской Православной Церкви рассмотрел предложение Предстоятеля Русской Православной Церкви и утвердил состав комиссии с болгарской стороны.  Заслушав доклад по данному вопросу, Синод Русской Православной Церкви постановил включить в состав совместной комиссии двух Церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия, настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Филиппа (Васильцева), ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева, члена Синодальной комиссии по канонизации святых игумена Дамаскина (Орловского), секретаря ОВЦС по межправославным отношениям протоиерея Игоря Якимчука, доцента Свято-Тихоновского университета А.А. Кострюкова.  На заседании также был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей о рабочих поездках в Италию, Ватикан и Грецию.  С 14 по 19 сентября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Волоколамский Иларион посетил Милан и Рим. В ходе поездки председатель Отдела внешних церковных связей встретился с кардиналом Анджело Сколой, архиепископом Миланским, с которым обсудил вопросы, представляющие взаимный интерес. В Милане митрополит Волоколамский Иларион также принял участие в открытии фотовыставки «Миссия Русской Православной Церкви в современном мире» в павильоне Российской Федерации на международной выставке ЭКСПО-2015 и в презентации издания творений святителя Амвросия Медиоланского на русском языке в Амброзианской библиотеке. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4251891...

Поэтому пастырю, на мой взгляд, очень важно воспитывать своих прихожан в сознании необходимости сохранять и умножать полученную благодать Святой Евхаристии. Для меня это сохранение и умножение умещается в известных стихотворных строчках (позволю себе их перефразировать — может быть, они удивят читателей): Светить всегда, светить везде — Вот лозунг твой и солнца! — Отче, и ещё позвольте задать ещё один вопрос. У человека, который регулярно приобщается Святых Тайн, существует риск превратить Евхаристию в некую «дежурную процедуру». Как этого избежать? — Да, об этом необходимо думать. Но на своём личном маленьком духовном опыте я подмечаю разницу между привыканием, то есть бездумным участием в величайшем Таинстве любви Божией, и внутренней потребностью освящения души и тела Святыней. Этому учат нас великие святители. Так, например, святой Амвросий Медиоланский, епископ IV beka, говорил: «Я каждый день поневоле согрешаю. И поэтому каждый день приобщаюсь Святых Христовых Таин для исцеления души и тела». Когда для причастника Святыня становится необходимой, как воздух, как солнечный свет, как земные хлеб и питие, тогда, отойдя от Святой Чаши, он всегда будет ощущать прилив благодатной энергии, будет ходить в радости и мире, будет желать поделиться с ближними благодатным состоянием. Это проявится в его внимательности, человеколюбии, готовности служить людям… И вот на это и нужно всегда обращать внимание. Если же, причащаясь Святых Христовых Тайн, человек остаётся таким же чёрствым, раздражительным, каким был до входа в храм, — для меня это самый тревожный симптом, который говорит об определённом искажении духовной жизни прихожанина. Подготовила Дарья Менделеева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/trevozhnyj-simptom-esl...

Серафима возведена в сан игумении, после ее кончины 29 марта 1911 г. Г. м. возглавила игум. Магдалина. Богослужения совершал штатный священник и псаломщик, круглосуточно читалась Псалтирь. 12 мая 1911 г. в Г. м. был заложен, 16 сент. освящен деревянный, на каменном фундаменте храм в честь Вознесения Господня. К нему примыкала 2-ярусная колокольня с 8 колоколами. Иконы для церкви написали сами насельницы. В 1905-1917 гг. в Г. м. был возведен каменный Успенский собор с приделами во имя св. блгв. кн. Георгия и Всех святых. В 1906 г. иером. Толгского мон-ря Вениамин (Некрасов) передал Г. м. икону, ранее принадлежавшую Ярославскому архиеп. Ионафану (Рудневу) . В этот образ архиепископ вставил подаренные ему Патриархом Иерусалимским Никодимом I святыни: частицу Креста Господня и панагию с частицами мощей св. Иоанна Крестителя , апостолов Фомы и Варфоломея , святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Афанасия I Великого , Амвросия , еп. Медиоланского, Николая Чудотворца, великомучеников Пантелеимона , Георгия Победоносца, Димитрия Солунского , Феодора Стратилата , Трифона, прмц. Феклы, вмц. Евфимии Всехвальной , св. Макрины . В мон-ре также почиталась подаренная сестрам частица облачения прп. Серафима Саровского . К 1913 г. Г. м. владел 147 дес. земли, к 1917 г.- 461 дес. земли. Жертвователями мон-ря были сщмч. Андроник (Никольский), св. прав. Иоанн Кронштадтский , имп. мч. Николай II . Были организованы иконописная, позолотная, чеканная, белошвейная, золотошвейная, портняжная, ткацкая, сапожная, переплетная мастерские, устроены скотный двор, пчельник, мельница на р. Усе. При мон-ре находились школа грамоты для крестьянских детей, воскресная школа для послушниц, приют на 5 чел., богадельня на 10 чел., приют для солдатских детей на 25 чел. (в годы первой мировой войны). 30 сент. 1917 г. Г. м. возглавила игум. Христина. В 1921 г. мон-рь был обращен в сельхозартель «Первый колос». В 1918-1923, 1926-1928 гг. здесь проживал архим. (впосл. епископ) Вениамин (Фролов) , богослужения совершал архим.

http://pravenc.ru/text/164475.html

Сергей 31 декабря 2013, 19:16 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, город Кострома в 23.30 Полуношница и Литургия Михаил Марин 31 декабря 2013, 19:10 Г.Медногорск Оренбургской обл. Храм Свт.Николая Чудотворца(пос.Заречный) 23:30-Часы,00:00 Божественная Литургия иеромонах Дорофей 31 декабря 2013, 19:09 НЕФТЕКАМСКАЯ И БИРСКАЯ ЕПАРХИЯ (БАШКОРТОСТАНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ) В ПЕТРОПАВЛОВСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. НЕФТЕКАМСКА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН СОВЕРШИТСЯ НОЧНАЯ БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ, КОТОРУЮ ВОЗГЛАВИТ ЕПИСКОП НЕФТЕКАМСКИЙ АМВРОСИЙ В СОСЛУЖЕНИИ КЛИРИКОВ АРХИЕРЕЙСКОГО МОНАШЕСКОГО БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО ПРИ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ. НАЧАЛО В 23:00 (ПО МЕСТНОМУ ВРЕМЕНИ). Юрий 31 декабря 2013, 18:22 В г.Жуковский,Московской обл.,ул.Наркомвод,храм св.Иоанна Предтечи.23.00 исповедь,23.30 молебен,00.00 литургия,конец богослужения примерно 1.15.После службы чаепитие в трапезной храма!Милости просим к нам.Спаси Господи! Дмитрий Кирюхин 31 декабря 2013, 17:54 http://www.kerpc.ru/news/by_nid/7284/view Ночью 31 декабря в храме Рождества Христова города Красноярска (ул. Щорса, 44 а) будет совершена миссионерская Божественная литургия с пояснениями. В 23.30 в храме состоится торжественная встреча частицы огня, зажженной от Негасимой лампады в Вифлееме. Ровно в полночь начнется Божественная литургия, по окончании которой будет совершен новогодний молебен. Дмитрий Беденко 31 декабря 2013, 17:35 Храм св. прмц. вел. кн. Елисаветы в Щербинке. В 17:00 Новогодний молебен, в 23:00 Утреня. Часы. Божественная литургия. Анна 31 декабря 2013, 17:04 Ульяновск. Храм Сретения Господня. ул.Репина, 37А. В 23:00. И, вероятно, храм Всех Святых на ул.12 сентября Василий Многодетный 31 декабря 2013, 15:19 Храм святого великомученика и целителя Пантелеимона в Новоглаголево, нарофоминского района , московской области. 23.00 утреня 00.00 часы, литургия Сергей Яковлев 31 декабря 2013, 14:57 Владимирская епархия, Собинский р-он, Свято-Троицкий храм с. Арбузово 21-30 утреня 24-00 Божественная Литургия

http://pravoslavie.ru/67179.html

Там он нашел Гервасия и Протасия, все еще томившихся в заключении, ходил к ним в темницу и беседовал с ними. В то же время он проповедовал в городе о Христе, о чем донесли начальнику города Анулину. Тот повелел призвать святителя к себе, вспомнил о нем и стал расспрашивать, где он был и откуда пришел. Когда же Назарий рассказал, что он с Келсием был в руках самого Нерона, который дал им свободу, Анулин весьма изумился, так как знал о ненависти Нерона к христианам. Тогда правитель стал убеждать их поклониться идолам, но они вместо того громко исповедовали Христа. Придя в ярость, язычники били мучеников по устам и заушали их, а потом бросили обоих в темницу, где заключены были Гервасий и Протасий. Все четверо были весьма утешены, что они вместе. Между тем Анулин послал письмо к Нерону, спрашивая, как ему поступить с Назарием и Келсием. Нерон оскорбился, узнав, что слуги его, которым он дал приказание как бы то ни было погубить Назария, не исполнили приказания, и велел Анулину теперь же умертвить мучеников. Тогда, по повелению Анулина, Назарию и Келсию были усечены головы мечом. Один христианин, живший на краю города, перенес тайно честные мощи мучеников в свой дом. Дочь его лежала без движения в расслаблении, но как только мощи страдальцев внесены были в дом, она тотчас поднялась на ноги, точно и не была вовсе больна. Отец возрадовался о милости Божией, поданной его дочери через мучеников Христовых, и с честью предал их погребению недалеко от своего дома. Между тем в Медиолан вскоре пришел военачальник Астазий, посланный в поход против Моравии. Он страшно ненавидел христиан и никогда не упускал случая проявить эту ненависть. На этот раз в Медиолане, по его желанию, были замучены томившиеся в темнице Гервасий и Протасий. Христианин Филипп с честью похоронил честные их останки возле своего дома. Мощи свв. мучеников Назария, Келсия, Гервасия и Протасия очень долгое время находились под спудом, так что никто даже не знал о месте их погребения. Только в IV в. св. Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше в царствование Феодосия Великого обрел мощи сначала свв. мучеников Гервасия и Протасия, а потом в царствование сыновей Феодосия – Аркадия и Гонория – мощи свв. Назария и Келсия. Св. Церковь установила празднование в честь этих четырех мучеников 14 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ты даровал мне, чего так усильно домогался я, – покой Церкви; ты заградил уста отступникам истины. О! Если бы также успешно подействовал и на их сердца» 779 . В тоже время Амвросий сильно огорчен был кончиною нежно любимого брата и излил скорбь свою в надгробном слове Сатиру 780 . В 380 г. Юстина, безуспешная в Медиолане, назначила на кафедру Сирмийскую арианина; Амвросий явился в Сирмию и избран православный епископ. В след за тем два епископа Мизии и Дакии, низложенные за арианство, требовали у Грациана соборного суда, и на Соборе Аквилейском (в 381 г.) Амвросий успел, несмотря на сильные препятствия, подтвердить прежнее решение о епископах 781 . ариане (в 381 г.) выпросили у императора позволение иметь открытый спор с Амвросием; в назначенный день явился для прения Амвросий, но не явились ариане, и Амвросий говорил в слове о тайне воплощения: «Истинная вера незнакома с робостью». В тоже время, когда так успешно действовал Амвросий против арианства, он убедил благочестивого Грациана принять меры к ослаблению язычества. В 382 г. указом повелено вынести из римского сената статую победы, а жрецы и девы Весты лишены общественного содержания 782 , тогда как в сенате было несколько сенаторов – язычников. Защитники язычества положили отправить посольство к императору просить возвращения прав древней религии Рима; в главе посольства был знаменитый оратор я сенатор Симмах. Амвросий явился к императору с ходатайством за веру Христову и верных сенаторов – и посольству сенаторов язычников отказан доступ к императору, по той причине, что не представляют собою всего сената 783 . Обратились к честолюбию императора, предложили ему «одежду верховного первосвященника». Император отвечал: «украшение языческое неприлично христианину». Надежда язычников рушилась и закипела злоба. Si Princeps non vult appellari Pontifex maximus, admodum brevi Maximus Pontifex fiet, сказала злоба и так сделала. В 383 г. провозглашен императором военачальник Максим и защитник имени Христова умерщвлен солдатами Максима.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010