«Возьми, читай!» Блаженный Августин, епископ Гиппонский В Карфагене Августину тесно, он хочет быть первым в Риме, как и Цицерон. И он отправляется в Рим, но через несколько месяцев переезжает в Медиолан (нынешний Милан): там находилась резиденция Римского императора. В Медиолане он слышит о проповедях епископа Амвросия Медиоланского. Разумеется, Августин не может не прийти их послушать. Они ему, как знатоку риторики, очень нравятся, но его удивляет иной, непривычный для него подход к христианству. Оказывается, события, описываемые в Библии, в которой Августин видит так много глупостей и противоречий, можно воспринимать несколько иначе, не столь буквально. Постепенно Августин сходится со святителем Амвросием и наконец задает ему мучивший его вопрос: «Откуда в мире зло, если Бог есть?» И святитель Амвросий ему отвечает: «Зло не от Бога, зло от свободной воли человека». Однако Августина этот ответ не устраивает. Как от свободной воли человека? Человека же сотворил Бог, Бог знал, как человек распорядится этой волей, Он фактически дал человеку страшное оружие, которым человек будет злоупотреблять. И в это время, как рассказывает Августин в своей «Исповеди», ему попались труды Плотина. Вот как он сам об этом пишет: «Ты, – обращается Августин к Богу, он понимает: это Промысл, это не случайно, – доставил мне через одного человека… некоторую книгу платоника, переведенную с греческого на латинский. Я прочитал там, не в тех же, правда, словах, но то же самое со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, а именно: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (далее идет длинная цитата из Евангелия от Иоанна)… Также прочел я там, что Слово, Бог, родилось “не от крови, не от хотения мужа, не от хотения плоти”, а от Бога… Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца, не полагал Себя самозванцем, считая Себя равным Богу, Он ведь по природе Своей и есть Бог». Вот удивительно: Августин читает Плотина, но читает фактически, как он сам признается, Евангелие от Иоанна. Ему начинает приоткрываться истинный смысл христианства, истинный смысл Евангелия. Но окончательного переворота пока в душе Августина не происходит.

http://pravoslavie.ru/91201.html

Все люди одной природы, все братья, связаны правом родства и, как таковые, должны любить друг друга и «взаимно содействовать один другому в жизни». «Итак, — заключает Миланский епископ, — справедливость требует от нас, чтобы мы имели любовь, прежде всего, к Богу, потом к отечеству, к родителям и, наконец, ко всем вообще». Мы слышим слова, которые нам кажутся банальностью. Однако это ведь НОРМА. Как раньше казалось дичью небожественное происхождения Августов, рабское состояние, возможность пыток и естественность грабительской войны. Так и сегодня нам кажется странным и опасным почти коммунистическое: «Ты раздаешь бедным вовсе не свое добро, ты возвращаешь им их собственное. Ибо ты присвоил из того, что дано всем в общее пользование. Земля принадлежит всем, а не одним лишь богачам, и тех, кто не трудится на ней, меньше, нежели тружеников. Итак, ты отдаешь долг, а вовсе не сыплешь щедротами». Что-то Европа усвоила, а что-то из его наследия звучит по-прежнему актуально и сегодня. Как 1700 лет назад права человека, равенство, социальная защита и Гринпис казались фантастикой, так и сейчас то, что будет через следующие 1700 лет, новое устройство мира кажется Утопией. Но всегда находятся люди которые могут изменить наш мир и заставить Землю крутиться в сторону света. Наблюдая успех «проигравших» мартириев, уже не кажутся странными слова не только о справедливости, но даже такая, ныне почитаемая мелочью вещь, как отношение к животным. Леонардо да Винчи писал, что непременно настанет время когда насилие над животными будет считаться преступлениям. И Я убежден, что такое время действительно настанет. В этом нет никакого сомнения. Но это не делается само собой. Это не делается в государственной Думе. Мир изменяют к лучшему только Христос и его ученики. Они делают мягче сердца сенаторов, они поражают красотой души граждан, они милосердием склоняют к вере сердца чуждых народов. Раньше, до нас этим занимался кто-то. Мы знаем святителей. Но мы не знаем миллионов простых христиан и христианок сумевших разнести свет Христовой любви по всему белому свету. Сегодня наша очередь быть солью земли. Но…

http://pravmir.ru/amvrosij-mediolanskij/

Мученики Сиракузские Священномученик Тимофей Мавританский, диакон — пострадал за проповедь Евангелия в Мавритании (север Африки) в начале IV в. После многих тяжких мучений был сожжен на костре. Сщмч. Тимофей Блаженный Августин — родился в Африке, в городе Тагасте. Воспитывала его мать, благочестивая христианка Моника. Образование получил в Карфагене. Изучал Писание под руководством свт. Амвросия Медиоланского, после чего крестился, раздал имущество бедным и принял монашество. С 395 года — епископ Иппонийский. За 35 лет епископства написал множество трудов, в первую очередь против ересей. Скончался 28 августа 430 года. Блаженный Августин Мученик Маркелл Танжерский. Во время праздников по случаю дня рождения императора Максимиана Маркелл, один из центурионов легиона Траяна, отказался ради веры Христианской почитать языческих богов. Сняв с себя военную форму, знаки различия и сложив оружие, он объявил перед командиром легиона Фортунатом о своей готовности служить только Христу. Фортунат, не желая казнить своего подчинённого, решил представить случай на суд императоров Максимиана и Констанция (Constantius), который задержался в ту пору в Испании и был, пожалуй, благосклонен ко христианам. Но после его представления Маркелл предстал перед префектом Танжера, Аурелием Агриколаном. Маркелл был признан виновным и усечён мечом. Св. Маркелл Танжерский Святой Мелхиад (Мильтиад), папа Римский — пострадал при императоре Максимиане, но остался жив. Был епископом римским во время подписания императорами Константином Великим и Лицинием эдикта о веротерпимости. Собрал Латеранский собор для осуждения ереси карфагенского епископа Доната. Святой Мельхиад Святитель Афанасий Великий — родился около 297 г. в Александрии в добродетельной христианской семье. С детства святой Афанасий так полюбил церковное богослужение, что, подражая увиденному, устраивал со своими сверстниками игру: «назначал» их священниками и диаконами, а сам подобно епископу со всей точностью совершал церковную службу. Когда к мальчикам присоединялись дети из языческих семей, святой Афанасий рассказывал им о Христе Спасителе, а затем в случае их согласия совершал над ними на берегу моря обряд крещения.

http://pravmir.ru/svyatye-severnoj-afrik...

Представления о том, что служение священника выше императорского, поскольку император остается в Церкви мирянином и в делах духовных подчиняется епископату и обязуется защищать веру силой своей власти. Амвросий был одним из первых западных учителей Церкви, сформулировавшим основу величия Рима как Церкви, которая затем получит развитие в средневековых спорах пап и европейских монархов. Именно с позиций сильной Церкви Амвросий будет потом говорить с узурпатором (человеком, незаконно захватившим императорскую власть) Евгением и с Феодосием Великим – последним цезарем, которому удалось ненадолго объединить Западную и Восточную Римскую империю. Однако вернемся к полемике с Симмахом. Святитель приводит еще один довод, из которого видно, что Амвросий не ограничивал влияние Церкви лишь стенами храма. Сенат – это общественное место, где заседают сенаторы-христиане и сенаторы-язычники. Восстановление алтаря Победы нарушило бы права большей части сената и принудило бы христиан находиться в месте, где произносятся клятвы и приносятся жертвы языческим богам, которых он называет " демонами и идолами " . Святитель Амвросий четко указывает императору, что между принципом равенства религий и поддержкой Церкви цезарь должен выбирать сторону христиан, поскольку он и сам должен быть христианином. Святитель впервые начинает в обращениях к цезарю использовать титул " христианнейший " , вкладывая в этот эпитет совершенно определенное понятие – защитник веры, слушающийся повелений Церкви. Амвросий переворачивает формулу Оптата, предполагая, что государство находится в Церкви, но не Церковь в государстве. Медиоланский епископ также чрезвычайно изящно опровергает идею Симмаха и классического Рима о том, что боги сражались на стороне легионов и даровали им победу. Идея эта была одной из основополагающих для римской цивилизации, и ради удовлетворения богов в прямом смысле слова отдавали жизни и простые воины и консулы, а каждая такая жертва становилась национальным героем и фактически новым богом для римлян.

http://religare.ru/2_98815.html

В ответ на исполненную ораторского искусства и красноречия реляцию главы языческой делегации Симмаха, свт. Амвросий пишет к императорскому двору свое 17 письмо. При чтении этого письма нельзя не обратить внимания на тот тон, который выбрал свт. Амвросий для общения с императором. Это вовсе не челобитная подчиненного к своему господину, а скорее разговор равных. Епископ дает императору конкретные указания как ему необходимо себя вести в сложившихся обстоятельствах. Причем эти указания зачастую переходят грань советов и становятся прямыми угрозами. Свт. Амвросий говорит Валентиниану о том, что земные владыки обязаны служить Богу и вере, так же как и им самим служат подвластные люди. Если же император соизволит пренебречь советами епископа, то однажды придя в храм, он найдет там себе лишь сопротивление 92 . Четко и последовательно свт. Амвросий проводит здесь мысль, что власть, данная ему, стоит выше императорской власти. Вот что свт. Амвросий сам пишет по поводу исхода всего этого предприятия: «Тогда Валентиниан выслушал мой доклад и не сделал ничего, кроме того, что требовало дело нашей веры. И с этим согласилось его окружение» 93 . Спор об алтаре Победы был главным событием противостояния христиан и язычников в Западной Римской империи на исходе IV в. Не прошло и года после завершения ажиотажа вокруг алтаря Победы, как свт. Амвросию Медиоланскому пришлось поверх епископского омофора примерить мантию дипломата, что хотя и было необычно для человека Церкви, однако же, вполне соответствовало внутреннему духу святителя. В результате соглашений, достигнутых между Константинополем и Триром в 384 г., Максим и Феодосий заключили временное перемирие. Вполне возможно, что Феодосий признал узурпатора Максима императором и согласился, чтобы в зоне его влияния остались ранее захваченные им провинции. Однако отношения узурпатора с Медиоланом все еще были весьма неопределенными. Более того, из-за ведения активных военных действий против варваров, нападавших на Рецию, они еще более ухудшились. Поскольку Максим, рассматривавший эти военные операции не иначе, как угрозу своему влиянию, готов был пойти на ответные шаги против Валентиниана, то назрела необходимость ведения новых переговоров. Выбор императорского двора был очевиден. Кто же, как не свт. Амвросий, – с одной стороны, уже имеющий опыт ведения переговоров, а с другой, обязанный юному императору за благоприятный исход дела, касающийся алтаря Победы, – мог принять на себя эту ответственную миссию, ценой вопроса в которой было не только сохранение легитимно правящей династии, но и безопасность Церкви 94 . Позднее свт. Амвросий скажет, что его первое посольство было предпринято для благополучия императора, второе – для мира и благочестия 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Амвросий же говорит о том, что победу Риму приносили не боги, но доблесть солдат: " Зачем мне отрицать, что их святыни сражались за римлян? Однако ведь и Ганнибал поклонялся тем же самым богам! Стало быть, боги могут выбрать кого хотят " . Последняя фраза Амвросия в своей ироничности революционна не только с точки зрения античности, но и для Средневековья. Во время крестовых походов и франки, осаждавшие Константинополь, и греки, его защищавшие, считали, что Христос помогает только их войску. В споре с Симмахом Амвросий победил. Алтарь Победы не был восстановлен, но Симмах уважал епископа и направил к нему молодого человека по имени Августин, которому предстояло стать одним из величайших учителей Церкви. Речь идет о блаженном Августине – авторе " Исповеди " , " О Граде Божием " и других сочинений, составляющих золотой фонд христианской патристики. В свою очередь, Амвросий очень высоко отзывался о талантах Симмаха, и спор не испортил их добрых отношений. " Могильщик " Рима Высшей точкой политического влияния Медиоланского епископа стало покаяние императора Феодосия Великого и последовавший за тем ряд указов, ставящих язычество в империи вне закона. Отметим, что этот византийский император долго считал себя вправе вмешиваться во внутрицерковные дела, созывать соборы и даже запрещать христианам вести богословские споры. Для Востока с его идеей цезарепапизма это уже стало нормальной практикой, для Запада подобное вмешательство цезаря было неприемлемым, а потому диалог Амвросия с Феодосием стал практически неизбежным. Среди писем святителя к царям есть и несколько посланий к Феодосию, в одном из которых Амвросий вновь декларирует примат Церкви над императором: " Если в денежных делах ты советуешься со своими комитами, то насколько в большей степени тебе надлежит советоваться со священником Господа в деле религии " . В дальнейшем святитель неоднократно говорил цезарю о том, что " порфира делает людей царями, а не иереями " , и считал епископское достоинство выше царского. Столь бесстрашная позиция Амвросия принесла свои плоды – в 392 году Феодосий издает закон, фактически упразднявший всякий языческий культ.

http://religare.ru/2_98815.html

По прошествии нескольких лет, Амвросий поехал в родной свой город Рим. Там застал он в живых сестру свою и одну рабыню из давнишних слуг дома; мать же его уже скончалась. Когда они целовали его руку, Амвросий слегка улыбнулся и сказал рабыне: – Вот ты и целуешь епископскую руку, как я тебе когда-то говорил. Так исполнилось предсказание самого Амвросия, о котором было упомянуто раньше, а именно, что он еще ребенком протягивал свою правую руку домашним и говорил: – Целуйте, ибо и я буду епископом. Во время пребывания Амвросия в Риме одна уважаемая женщина, жившая за рекою Тибром 8207 , попросила его совершить Божественную литургию в ее доме 8208 . Узнав о сем, другая женщина, расслабленная, приказала нести себя туда, – и в то время, как святитель Божий молился, прикоснулась к краю его ризы, поцеловала ее и тотчас же стала здоровою. И разнесся слух об этом чуде по всему Риму. По смерти императора Валентиниана старшего, скипетр Западной Римской Империи перешел к сыну его Грациану 8209 . Когда тот готовился к войне против готов 8210 , то выразил святому Амвросию желание, чтобы он письменно изложил для него исповедание святой веры. Святитель Амвросий написал для императора книги 8211 о вере, предсказал ему победу над врагами и благословил его знамена, на которых было начертано имя Христово. И одержал Грациан славную победу над готами по молитвам угодника Божия и его благословению. Жена умершего Валентиниана старшего, мачеха Грациана, Юстина, была арианкой, ненавидела святого Амвросия и причиняла ему зло. Так, когда в Сирмии 8212 умер епископ, Юстина отправилась туда, желая возвести на епископский престол единоверца ее – арианина. Туда же прибыл и святой Амвросий, ибо город тот принадлежал к его пастве. Пренебрегая женским гневом, он старался о том, чтобы во епископы был избран один благочестивый муж, по имени Анемий. В один из дней когда все собрались в храм и святой Амвросий занял свое место на амвоне, царица Юстина, находившаяся там же, подослала одну арианку, научив ее схватить епископа за одежду, столкнуть его с места и привлечь туда, где стояли женщины, чтобы те прибили Амвросия своими женскими руками и выгнали из церкви. Но когда эта бесстыдная женщина с дерзостью подошла к святому Амвросию, чтобы исполнить то, что было ей приказано, то святой сказал ей:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Царский вход Иисуса Христа был вместе и кроткий: се, Царь твой грядет тебе кроток. Ничто не отличает Его от народа, путешествующего в Иерусалим, кроме того, что Он благоволил воссесть на жребя осла, покрытого скудными одеждами учеников. Но се точно Царь твой грядет. Ибо весь народ, Его сопровождающий, исполнясь чувством благоговения к Нему, вдруг, единодушно изъявляет Ему почесть, достойную царя. Се, Царь твой; только Он идёт не с тем, чтоб воцариться на престоле земном и земными же благами обогатить народ: се, Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй: идёт, неся спасение вечное, если примешь Его верой. Сей кроткий Царь готов принять и Иерусалим и всех чад его под своё отеческое покровительство, и всем Иудеям даровать мир истинный. Видев град, Он плакася о нем, глаголя, яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к миру твоему: ныне же скрыся от очию твоею ( Лк.19:41–42 ). Торжественный и кроткий вход Иисуса Христа в Иерусалим был новым побуждением для ослеплённых завистью и злобой книжников и старейшин народа Иудейского – ускорить погубление Мессии. Негодуя на Него за Его чудеса, и за то, что отроки возглашали Ему: осанна сыну Давидову ( Мф.21:1–17 ), фарисеи говорили: видите, се, мир по Нем идет ( Ин.12:19 ). Благоговея к Царскому входу в Иерусалим, Церковь в первые времена христианства установила праздник Ваий, положенный в числе дванадесятых. Событие входа Господа в Иерусалим было радостно для первоначальной Апостольской Церкви, члены коей, видя это событие, начаша, радующеся, хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша ( Лк.19:37 ). В III веке Мефодий, епископ Тирский или Патарский, в этот праздник говорил поучение, сохранившееся до наших времён. В ΙV веке св. Амвросий Медиоланский , св. Иоанн Златоуст , Епифаний Кипрский , в V веке св. Прокл, архиепископ Константинопольский, в день входа Господа в Иерусалим говорили также поучения. Св. Амвросий Медиоланский в слове на неделю Ваий говорил: «здесь, прежде всего, надобно заметить день, в который вошёл Иисус Христос в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Во время работы Собора сам Максим находился на Западе, пытаясь найти там поддержку. Отчасти это ему удалось. Например, его поддержал святитель Амвросий Медиоланский. В сентябре 381 года в Аквилее по инициативе святителя Амвросия состоялся Собор, который признал Максима законным Константинопольским епископом и негативно оценил избрание святителя Нектария (преемника святителя Григория Богослова на Константинопольской кафедре). После Собора святитель Амвросий направил письмо императору Феодосию, в котором говорил, что правомерность рукоположения Нектария остается неочевидной. По словам святителя Амвросия, Максим привез на Запад рекомендательное письмо от Александрийского архиепископа и подтвердил этим, что остается в общении с Александрийской Церковью. Святитель Амвросий писал, что не имеет оснований подвергать сомнению епископский сан Максима. Потому он предлагал созвать в Риме Собор западных и восточных епископов для более детального обсуждения дела Однако решающую роль в этом споре сыграла позиция Римского епископа Дамаса, который все же не признал прав Максима на Константинопольский престол. Тем самым, Максим потерпел окончательное поражение. Анализ 4-го правила II Вселенского Собора Как уже отмечалось, Собор в Константинополе принял специальное правило против Максима Киника. Приведем полностью его текст: «О Максиме Кинике и о произведенном им бесчинии в Константинополе (постановляем): Максим не епископ и не был епископом, так же и поставленные им на какую бы то ни было степень клира, и сделанное для него, и сделанное им — все считается не бывшим» Это правило довольно лаконично и жестко говорит как о недействительности хиротонии самого Максима, так и о недействительности всех хиротоний, которые совершил он сам. В правиле нет развернутых обоснований этого решения. Здесь просто констатируется: то, что совершил в Константинополе Максим, является «бесчинием» (ταξας). Формулировка «Максим не был и не является епископом» (μτε Μξιμον πσκοπον γενσθαι, εναι) очевидно восходит к тексту 6-го канона I Вселенского Собора. Там говорилось, что всякий, кто рукоположен «без соизволения митрополита», тот «не епископ» (μ δεν εναι πσκοπον). Таким образом, в 4-м правиле II Вселенского Собора получила развитие идея, которая и ранее присутствовала в церковном сознании. Всякая хиротония, совершенная с нарушением установленного порядка, является незаконной. Соответственно, кто рукоположен «бесчинно», тот не есть епископ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5929789...

Медиоланский епископ всю жизнь боролся с ересью арианства, которая хоть и была осуждена ещё на I Вселенском Соборе, но беспокоила империю ещё 100 лет. Он много писал, много проповедовал, борясь с ересью своим огненным словом. Что же такое ересь? Это искажение христианского учения. Амвросий боролся с ересью с помощью  истинного христианского учения православия. Он в своей проповеди предлагал правильное богословие, правильное учение о Христе. Эта истина была лучшим оружием в полемике с еретиками. Он был автором церковных гимнов, дошедших до наших дней. Считается, что ему принадлежит знаменитый Te Deum «Тебе, Бога, славим, Тебе, Господа, исповедуем». Именем Амвросия называется одна из основных западных богослужебных традиций - амвросианский обряд и певческая школа, связанная с этим обрядом - амвросианское пение. Амвросию приписывают также создание системы восьми ладов григорианского пения. Хотя современные исследования показывают, что эта система сформировалась позже. Во всяком случае, его вклад в христианскую гимнографию неоспорим. Вопрос: Было сказано, что верующие разделились на ариан и православных. В то же время не было еще понятия православия, оно появилось только после разделения на католичество и православие в 1054 году. С.Комаров - Термин «ортодоксия», православие, использовался и в IV веке. Когда я сейчас употребил термин православие, то имел в виду правильное, чистое церковное учение о Христе. Правильное богословие о Христе, истинное учение христианства. В таком значении, как мы сегодня используем понятие «православие», оно сформировалось позже. Хотя использовалось уже и в то время. В последние годы жизни святой Амвросий частично отстранился от общественных дел и больше занимался литературным творчеством. До нас дошли многие его беседы: катехизические, богословские, интереснейшие беседы о священстве. Умер он в 397-ом году, был похоронен в одной гробнице с мучениками Гервасием и Протасием. Сам Амвросий некогда обрел их мощи по Божьему указанию. Ему эти мученики являлись и говорили, где находятся их мощи, повелев обрести их. Впоследствии сам Амвросий был похоронен с этими мучениками. Почитание Амвросия как святого началось практически сразу после его кончины. Ни у кого не возникало сомнений по поводу его святости, его чтили. Уже в V-oм веке были написаны латинские и греческие жития Амвросия. Сам Амвросий считается сегодня одним из великих западных отцов церкви, почитается как у католиков, так и у православных.

http://radonezh.ru/2021/01/12/svyatitel-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010