43. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. О должностях. Киев,1823. 44. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. О чине священническом. М., 1823. 45. Св. Амвросий Медиоланский. Избранные слова. М., 1824. 46. Св. Амвросий Медиоланский. Слова: О том, как должно сретать день Рождества Христова. — «Христианское чтение», 1835, IV, с. 235 слл; О посте. — Там же, 1837, 1, с. 229 слл.; О взаимной любви христиан. — Там же. 1837, IV, с. 28 слл.; О том, как мы должны бояться не плотских, а духовных врагов и благодарить Бога за благодеяния. — «Христианское чтение», 1838, IIL с. 20 слл.; Об удалении от мира. — Там же, с. 145 слл.; Наставление воинам и другим членам государства и Церкви. — Там же, с. 254 слл.; Слово обличительное по случаю затмения луны. — «Христианское чтение», 1840, IIL с. 36 слл.; О таинстве Пасхи. — Там же, 1841, IL с. 40 слл.; О Кресте Христовом. — Там же, 1841, III, с. 387 слл.; Слово на день Рождества Христова. — Там же, 1846, IV, с. 345 слл. 47. Св. Амвросий, епископ Медиоланский. Избранные поучительные слова. Пер. Донского монастыря, М., 1838. 48. Св. Амвросий Медиоланский. О должностях. Кн. L — «Христианское чтение», 1839. 49. Иже во святых отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского, о должностях три книги. М., 1865. 50. Св. Амвросий Медиоланский. Полные творения. Киев, 1875. 51. О должностях священнослужителей Церкви Христовой. (Из творения св. Амвросия Медиоланского «De officiis minist–rorum»). Изд. Петра Поспелова, Киев, 1875. 52. Избранные поучительные слова св. Амвросия. Киев, 1882. 53. Святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского, две книги о покаянии. М., 1884. Пер. прот. Иоанна Харламова (2–е изд., М„ 1901). 54. Св. Амвросий Миланский. Песнопения. Пер. с лат. и предисловие П. И Цветкова. — «Творения святых Отец. Издание Московской Духовной Академии». Сергиев Посад, 1891;«Радость христианина», 1893. 55. Творения святителя Амвросия, епископа Медиоданского, по вопросу о девстве и браке. Пер. с лат. А. Вознесенский под ред. проф. Л. Писарева. Изд. Казанской Духовной Академии. Казань, 1901.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Подобное кровопролитие могло произойти и в Медиолане, а потому добросовестный префект пришел в базилику, где происходили выборы, чтобы утихомирить толпу. Амвросий с кафедры стал призывать людей к порядку, и в это время в храме трижды раздался детский голос: " Амвросийепископ " . Это посчитали знаком свыше, и, хотя кандидат не был даже крещен и предпочел спастись бегством из города, через некоторое время Амвросий был крещен и поставлен в епископы. С этого момента начинается новый этап жизни бывшего римского префекта. Амвросий усердно учится: изучает Священное Писание и отцов Церкви, а затем начинает говорить проповеди, в которых сравнивает библейские тексты с сокровищами римской и греческой философии, литературы и истории. По мнению многих исследователей, делает он это не для того, чтобы римляне убедились в правоте нового учения, а для того, чтобы остановить процесс разрушения римской цивилизации и убедить христиан в богатстве античной культуры. Церковь в государстве или государство в Церкви? Римская империя вступила в фазу упадка, христианская Церковь, напротив, резко набирала силу. В этих условиях необходимо было выработать способы взаимодействия Церкви и императора. Восточная и Западная Церковь пошли по этой дороге разными путями. В Константинополе со времен Константина Великого начинает формироваться идея цезарепапизма, которую сформулировал африканский епископ Оптат. По его мнению, власть императора ограничена лишь Богом, епископы подчиняются повелениям цезаря даже в церковных вопросах. Оптат выдал чеканную формулу этого типа отношений, которой потом с удовольствием пользовались цари как в Византии, так и на Руси: " Церковь в государстве, но не государство в церкви " . Амвросий Медиоланский Разумеется, Амвросий Медиоланский не мог принять подобной доктрины. Рим стремительно менялся: сторонники старой римской религии чувствовали, что их время уходит, Амвросий пытался закрепить статус христианства в государстве, пользуясь личным влиянием на императоров. Кульминацией этой борьбы стал знаменитый спор об алтаре Победы, который произошел во второй половине 384 года.

http://religare.ru/2_98815.html

После внезапной смерти отца в 340 году совсем юный Амвросий с матерью, сестрой и братом отправился в Рим, где впоследствии получил классическое греко-римское образование у лучших учителей. Есть сведения о том, что святитель Афанасий Великий, будучи в Риме, изредка посещал дом благочестивых христиан, где жил Амвросий, тогда десятилетний мальчик (LThK). Завершив юридическое образование, Амвросий в 365 году получил должность адвоката в судебном присутствии префектуры претория города Сирмий в Иллирике (совр. Сремска Митровица в Сербии), а затем в 370 стал губернатором города Медиолан (совр. Милан), где в то время находился императорский двор. Надо сказать, что города Медиолан, Трир и Сирмий были «вторыми столицами» империи еще в третьем веке, созданными для удобства управления и защиты отдаленных округов империи, а Рим оставался духовным центром государства. Таким образом деятельность святителя Амвросия с самого начала его светской карьеры была тесно связана с императорским двором. В 374 году скончался епископ города Медиолана, Авксентий. При выборах следующего епископа возникло противостояние между сторонниками двух враждовавших церковных партий: никейской и арианской. В связи с этим губернатор Амвросий пришел в главную базилику города, где происходил процесс выборов, чтобы не допустить столкновения и беспорядков. По сообщению историка Руфина Аквилейского, «когда Амвросий увидел, что городу угрожает погибель, в соответствии с положением своим и должностью желая устранить разногласия народа, он немедленно отправился в церковь. И когда он там много говорил в соответствии с законом и народной традицией ради установления покоя и мира, неожиданно поднялся крик и единый голос сражающегося между собой и спорящего народа. Жаждавшие видеть Амвросия епископом призывали немедленно крестить его (ведь он был оглашенным) и поставить над ними епископом: народ будет единым и единой вера, только если Амвросий будет дан им По другой версии этих событий, изложенной в «Житии» святителя, когда Амвросий поднялся на амвон и взял слово, чтобы успокоить спорящие стороны, вдруг раздался детский голос: «Амвросия в епископы!», который подхватили представители обеих конкурирующих партий, единодушно поддержавших его кандидатуру в качестве нового епископа

http://patriarchia.ru/db/text/5848986.ht...

Свт. Амвросий Медиоланский – автор текстов древних латинских гимнов и основатель так называемого «амвросианского пения». До свт. Амвросия служба представляла собой речитативное исполнение псалмов одним певцом, на которое прихожане отвечали таким же однообразным речитативом. Свт. Амвросий значительно обогатил церковное богослужение, введя в него народные напевы и сочинив ряд гимнов, которые излагали христианское учение в стихотворных формах. Кроме 18 гимнов, с большей или меньшей вероятностью атрибутируемых свт. Амвросию, известно около 90 амвросианских гимнов, большая часть которых была написана в VVI вв. его подражателями 19 . Исследовательница А.Н. Жданова выделяет следующие специфические черты ранней амвросианской гимнодии: менее свободное использование интервалов и большая ясность формы по сравнению с григорианскими гимнами, узкий диапазон мелодий с применением ограниченного числа мелодических формул, неяркое проявление ладового наклонения в начале мелодии, низкое положение реперкуссы, симметричное соотношение инициальных и конфинальных тонов между собой 20 . Амвросианские гимны, независимо от того, были они созданы самим свт. Амвросием или его последователями, образуют самостоятельную ветвь в церковной певческой практике. Новый перевод предоставляет возможность погрузиться в мир амвросианских гимнов, остающихся непревзойдённым образцом раннего христианского гимнотворчества, интерес к которому не ослабевает и в наше время. Е.А. Трубенок Предисловие переводчика Гимны свт. Амвросия Медиоланского – едва ли не самая известная и при этом самая парадоксальная часть его наследия. Не будучи собственно поэтом по основному роду занятий и, вероятно, не обладая поэтическим даром первой величины, однако владея высочайшей культурой слова, медиоланский епископ оказал огромное влияние на последующую латинскую гимнодию, создав особый её вид, названный в его честь «амвросианским пением». Лишь несколько гимнов атрибутируются ему с точностью, хотя с его именем связывается множество текстов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Святитель явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия после кровавого подавления восстания в Фессалониках. Амвросий сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», – и запретил причащаться до примирения с Богом и Церковью . Авторитет Амвросия был таким, что Феодосий уступил требованиям святителя: в праздник Рождества Христова он, придя ко храму без императорских одежд, публично принес покаяние и был допущен до причастия. Проповеди святителя Амвросия имели широкую известность, они приводили людей ко Христу и укрепляли в вере. Так, в 387 году под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин , ставший потом епископом и великим богословом. Святитель Амвросий почитается в числе величайших святых – он не только смог глубоко изучить подлинники произведений восточных отцов Церкви, но и отчасти усвоил их идеи латинскому богословию – что, к сожалению, впоследствии богословами Запада было совершенно утрачено. К концу жизни епископ Амвросий пользовался всенародной любовью, последние годы он провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году – и, по свидетельству его биографа, был оплакан не только христианами, но и язычниками. Память его совершается 7/20 декабря. Духовная мудрость Для того и Христос умер во плоти за всех, чтобы мы научились жить не только для себя. ♦ ♦ ♦ Столь велика сила Христова, что повелевает хранить человека и самому диаволу, который всегда хочет вредить... Хочет он вредить, но не может, уязвляет плоть, но сберегает душу, пожирает прах, но оставляет дух. ♦ ♦ ♦ Никто не может каяться, если не будет надеяться на милость и прощение. ♦ ♦ ♦ Чего не загладит время, то может быть укрощено благоразумием. ♦ ♦ ♦ Не следует считать учениками Христовыми тех, которые вместо кротости дышат жестокостью и вместо смирения облекаются гордостью, и сами для себя ища милосердия Божия, отрицают его для других.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

 Однажды он явился в собор, где люди спорили о назначении нового епископа. Вдруг раздался голос мальчика: «Амвросий - епископ!» Этот голос прозвучал, как только Амвросий зашел в храм. Народ был потрясен. Все увидели в этом волю Божью. Посоветовавшись, представители обеих партий решили выбрать епископом Амвросия. Однако сам губернатор этого вовсе не хотел. Он был верующим, но ещё не был крещен, в его жизненные планы не входило быть епископом. Тяготясь своим избранием, он начал специально творить всякие фокусы, юродствовать. На виду у всех водил к себе в дом публичных женщин, сделался вдруг крайне жестоким к преступникам, хотя раньше их миловал. Но народ ему говорил: «Грех твой на нас». Он пытался убежать из города - его нашли. Есть легенда, что он вышел из Медиолана, шёл всю ночь, а под утро снова подошел к воротам Медиолана. Каким-то образом запутался и вернулся, увидев в этом волю Божию. Тем временем из Рима пришел указ, утверждающий избрание Амвросия, и ему пришлось уже подчиниться воле начальства и воле Божией. Он крестился, за 8 дней прошел все церковные степени и был посвящен в епископы. Апостол Павел пишет, что в епископы нельзя назначать новоначального, чтобы он не возгордился. В данном случае Амвросий и был новоначальный, воля Божья о нем была именно такая. В нем был потенциал святости, который видел Господь. У Амвросия было классическое образование с юридическим уклоном, но не было богословского. Эту проблему ему пришлось решать в ближайшие сроки, он начал усердно изучать Священное Писание, церковных писателей и очень скоро стал выдающимся экзегетом и проповедником своего времени. В этом отношении Амвросий похож на другого святого человека, патриарха Фотия Константинопольского. Он тоже долгое время был простым библиотекарем, хотя являлся человеком высокообразованным. Когда его решили посвятить в епископы, он тоже не имел никакого церковного сана. За несколько дней его провели по всем степеням, посвятили в епископы, и это назначение оправдало себя. Святой патриарх Фотий издавна известен как выдающийся богослов   и  проповедник, как значительная фигура в истории церкви.

http://radonezh.ru/2021/01/12/svyatitel-...

В ссылку на Запад был отправлен ученик Вульфилы епископ Доростольский Авксентий. На Пасху 385 года по наущению матери Валентиниан II приказал предоставить ему одну из церквей Медиолана, но святой Амвросий отказался выполнить это распоряжение. На Пасху следующего года дело дошло до прямой попытки силой устранить самого святителя от управления Медиоланской Церковью: по приказу юного императора войска окружили базилику, в которой заперся преследуемый епископ, и потребовали, чтобы он вышел из нее. В ответ Амвросий велел передать Валентиниану следующие слова: «Не сделаю этого добровольно, не предам полкам ограды овец, не уступлю храма хулящим Божество. Если же тебе угодно убить меня, вонзи в меня меч или копье здесь, внутри, – я охотно приму такое заклание» . Воины не посмели поднять руку на святителя. Вступив в переписку с юным императором, Амвросий бесстрашно отвергал его право требовать отчета от епископа в делах церковных: «Когда же ты слышал, всемилостивейший император, чтобы в деле веры миряне были судьями епископа?.. Кто же это может отрицать, что в вопросах веры… не императоры бывают судьями над епископами, а епископы над христианскими императорами… Вот станешь, Бог даст, постарше, тогда и сам поймешь, чего стоит тот епископ, который священническое право… повергает к ногам мирянина. Отец твой, по милости Божией, муж зрелого возраста, говаривал: “Не мне быть судьею между епископами”; а твоя милость вот говорит: “Я должен судить”. Он, крещенный во Христа, считал себя неспособным подъять такую тяжесть, как суд над епископом; тебе же, всемилостивейший государь, еще только предстоит сподобиться таинства крещения, и, однако, ты изъявляешь притязание на суд о вере, тогда как ты не знаешь таинств этой веры» . В ответ на прямое требование императора передать храм Авксентию святитель писал: «Передают мне приказ: отдай базилику. Отвечаю: и мне нельзя отдать… и тебе, император, не полезно взять… Ссылаются на то, что императору все позволительно, что все – его. Отвечаю: пожалуйста, не воображай, государь, что ты имеешь какое-нибудь императорское право и над божественными предметами… Императору принадлежат дворцы, церкви – священнику… Что может быть почетнее для императора, как не то, что его называют сыном Церкви? Но император в Церкви, а не выше Церкви – imperator enim intra ecclesiam, non supra ecclesiam est» .

http://pravoslavie.ru/48899.html

Когда могилу раскопали, присутствующие увидели «нетленные кости, обильно обагренные кровью» и, судя по их размеру поняли, что святые были необычайно высокого роста. 18 июня мощи перенесли в базилику Фаусты, где епископ и причт провели ночь в молитве - совершили вигилию и обряд возложения рук на одержимых. На следующий день (19 июня) останки Г. и П. перенесли в базилику Амвросия, где была совершена церемония погребения мощей в гробнице, к-рую епископ приготовил для себя под алтарем (о хронологии событий см.: Delehaye H. Quelques dates du Martyrologe Hiéronymien//AnBoll. 1931. Vol. 49. P. 30-34; Palanque J.-R. Saint Ambroise et l " Empire romain. P., 1933. P. 515-516). Во время торжественной процессии произошло исцеление слепого. Далее в письме Марцеллине содержатся 2 проповеди святителя: 1-я была произнесена в базилике Амвросия, когда в нее внесли мощи, 2-я - там же на следующий день (в ней святитель полемизирует с арианами, сомневавшимися в чудотворности найденных им мощей). По словам епископа, обретение останков Г. и П. доказывает правоту православных в вопросах веры. Эти святые уже давно пребывали в сонме мучеников, но были забыты в Медиолане; нахождение их мощей принесло радость «некогда бесплодной мучениками Медиоланской Церкви» (sterilis martyribus ecclesia Mediolanensis), которая теперь предстала как мать многих сыновей ( Ambros. Mediol. Ep. 22. 7). Святость найденных останков подтвердилась чудесами при их перенесении: изгнанием бесов, исцелениями больных, прикоснувшихся к одежде Г. и П. (Ibid. 9). Старейшие жители города вспомнили, что некогда слышали имена этих мучеников и читали их надгробные надписи (Ibid. 12). Мч. Протасий. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьел-Д’оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Мч. Протасий. Мозаика капеллы Сан-Витторе-ин-Чьел-Д’оро в базилике Сант-Амброджо в Милане. 2-я пол. V в. Сходное повествование об этих событиях приведено в «Житии Амвросия», составленном, вероятно, в 422 г. секретарем святителя, диак. Павлином (о датировке Жития см.: Palanque J.-R.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Для святителя Амвросия истории Ветхого Завета по отношению к Новому суть типы, образы, тени. Христианские установления предсуществуют в идеальном смысле в символизме, раскрывающем Божественную мысль. Христианские таинства не только более святы, но и более древни, чем таинства иудеев (О таинствах I, 11). Все образы, которые рисует святитель Амвросий — из области вещей невидимых, смысл которых постигается только верой. Лишь уйдя от чувственной видимости, возможно постигать духовные реалии. Мы не знаем подробностей первых обрядов крещения в Милане, но начало “Объяснения Символа” намекает на отбор, цель которого была выяснить, не осталось ли какой-либо нечистоты, и освятить тело и душу (Объяснение Символа 1). Может быть, имел место ежедневный ритуал экзорцизма, как в Римской Церкви, заключавшийся в чтении заклинательных молитв и совершении определенных священнодействий. После “регистрации кандидатов” епископ каждый день излагал им историю патриархов или говорил поучения из книги Притч (О таинствах III, 12; О тайнах 1). Для изучения предлагался Символ веры, который катехумены должны были выучить наизусть. Согласно обычаю disciplina arcana Символ не должен был записываться и произноситься в присутствии непосвященных (Объяснение Символа 9). Торжественные обряды посвящения начинались накануне Пасхи, в Великую Субботу, вечером (О таинствах I, 2). Apertio (Отверзение) — это единственный обряд, который совершался перед входом в баптистерий. Епископ произносит: “Еффафа” (“Отверзись”), касаясь ушей кандидата, чтобы они “открылись” для слов и речей епископа, и ноздрей — “чтобы ты принял благоухание вечной жизни”, которая изливается “даром таинств” (О таинствах I, 2, 3; О тайнах 3). Почему епископ не касается уст, подобно Господу (Мк 7:33–34)? Потому что евангельский глухонемой был мужчина, а “мы крестим и женщин; и чистота служителя не настолько высока, как Учителя”, и это прикосновение “не подошло бы для женщины” (О таинствах I, 3; О тайнах 4). Святитель Амвросий называет обряд apertio таинством (О таинствах I, 2; О тайнах 3). Обряды говорят своим символизмом, достаточно только подчеркнуть их значение. Крещение — это сверхъестественый дар, поэтому необходимо, чтобы через внимание к словам и речам епископа отверзлись уста кандидата и он смог ответить, то есть отречься от диавола и исповедать свою веру. Это — новая жизнь, поэтому необходимо, чтобы отверзлись его ноздри и он смог обонять благоухание вечной жизни, и чтобы он смог сказать: Мы Христово благоухание Богу (2 Кор 2:15), пылая верой и благочестием. Святитель Кирилл Иерусалимский в начале своего “Поучения предогласительного” также говорит о “воне блаженства” и “благоухании Духа Святого” 5 .

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

Амвросий (Полянский Александр Алексеевич ; 1878 – 20 декабря 1932), священ- ноисповедник, епископ Подольский и Брацлавский. Арестован в ноябре 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Амвросий Медиоланский (4 апреля 397), святитель Анастасий (Грибановский Александр Алексеевич ; 1873 – 22 мая 1965), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей Анастасия, заключенная монахиня Андреев Геннадий Андреевич (наст. фам. Хомяков, псевд. Н. Отрадин; 1909(10) – 4 февраля 1984), эмигрант второй волны, публицист. Автор воспоминаний о Соловках Андреев Иван Дмитриевич (1867 – 28 июня 1927), историк Церкви Андреев Федор Константинович (1887 – 23 мая 1929), протоирей, богослов Андреевский Иван Михайлович (1894 – 30 декабря 1976), богослов, психиатр, публицист. Автор воспоминаний о Соловках Аничков Евгений Васильевич (1866 – 22 октября 1937), отец И. Е. Аничкова, кадет Аничков Игорь Евгеньевич (1891 – 21 мая 1978), офицер. Арестован в февраля 1928 г. «по делу А. А. Мейера», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки Аничкова Анна Митрофановна (ум. 1935), мать И. Е. Аничкова Аничкова Елизавета Евгеньевна (по мужу – Евреинова; 1894 – 5 ноября 1940), сестра И. Е. Аничкова. Расстреляна Аничкова Татьяна Евгеньевна, сестра И. Е. Аничкова Антипина Эдита Федоровна, лагерный главврач Антоний (Панкеев Василий Александрович; 1882 – 1 июня 1938), священномученик, епископ Белгородский. Арестован в сане епископа Мариупольского, викария Екатеринославской епархии в сентябре 1926 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863 – 10 августа 1936), митрополит Киевский и Галицкий, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей Антоний Великий (30 января 356), преподобный Анциферов Михаил Сергеевич (род. 1942), внук Η. П. Анциферова Анциферов Николай Павлович (1889 – 2 сентября 1958), культуролог, филолог, краевед. Автор воспоминаний о Соловках

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010