В христианской Церкви никогда не существовала левитская каста. Святые Отцы и Учители сей Церкви, Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , Дионисий Александрийский , Тертуллиан , Киприан, Иоанн Златоустый , Василий Великий , Григорий Богослов , Августин и прочие, и прочие, не были поповичи и не от отцов своих наследовали алтари и кафедры. Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Лукиан пресвитер и мученик не учились в таких академиях, каковы наши. И в русской Церкви, до учреждения семинарий, были же священники и архиереи. Но откуда Бог возводил их, да светят миру? Из семейств мирских. Когда православные христиане не сами избирают своих пастырей, а равнодушно принимают их из среды поповского сословия, которого духовные недостатки им известны, и когда они видятся с ними только в те часы, в кои нужны им кадило, кропило, деревянное масло, заступ могильный, тогда они утрачивают дар и навык узнавать потребных им вождей духовных, вождей мудрых, святых. А такой дар (и навык) существовал в древней Церкви и опытами, позвольте сказать, изощрялся. Амвросий Медиоланский был солдат-губернатор; но народ провидел в нем руководителя к небу, и не ошибся. Благоверный Иустиниан послал графа Ефрема в Антиохию восстановить упавшие от землетрясения стены сего города, а тамошние христиане (узнали) провидели в нем учительного и святого пастыря и возвели его на святительскую кафедру. Жалею об утрате такого предвидения………. Затем говорил я о восстановлении у нас патриаршества, о соборовании многочисленных епископов, об упразднении духовных правлений и консисторий и предоставлении судебной власти одним архиереям и советам при них, состоящим из лиц мирских и духовных….. о сооружении храмов Божиих в каждой деревне……. Читать далее Источник: А.А. Папков, проф. Н.А. Заозерский, прот. А.М. Иванцов-Платонов, еп. Порфирий Успенский, Н.П. Аксаков, проф. А.П. Лебедев, А. Синицкий, М.А. Новоселов. (Издание «Религиозно-философской библиотеки»). г. Вышний Волочек. Типография В. С. Соколовой. 1905 г. 2261. Дозволено цензурою. Москва. 19 Мая 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

Возможно, с помощью Трумберта и Сигфрида Беда познакомился с ирландской традицией толкования Священного Писания. Еще одним наставником Беды был Акка, епископ Хексэмский, сменивший на этой кафедре знаменитого Вильфрида, также ученика святого Айдана, но отстаивавший на соборе в Витби (663/664 гг.) римскую традицию. Благодаря многочисленным путешествиям Вильфрида в Рим библиотека основанного им монастыря Хексэма была также очень богата. Акка не только познакомил Беду с авторами, принадлежащими римской традиции, но и вдохновлял его на написание некоторых собственных произведений. Считается, что знания Беды в области агиографии большей частью почерпнуты от Акки 6 . Бенедикт Бископ, настоятель Веармута и Ярроу, познакомил Беду с различными монашескими традициями, принятыми в монастырях Европы. Кеолфрид, а также другие ученики Феодора и Адриана, с которыми Беда состоял в дружеской переписке, связывали его с Кентерберийской школой. От них Беда, вероятно, получил свои познания в греческом языке, риторике, а также и в агиографии 7 . Круг чтения Беды был для того времени необыкновенно широк и включал в себя произведения не только западных, но и восточных Отцов Церкви. Кроме обязательного для всех Священного Писания, Беда читал из Отцов Запада: блаженного Иеронима Стридонского, блаженного Августина, святителя Гри­гория Великого, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Киприана Карфагенского, из восточных: святителя Василия Великого, святителя Григория Богослова, святителя Афанасия Великого. Известные Беде жития святых написаны святителем Афанасием Великим, Павлином Ноланским, Сульпицием Севером, Поссидием. Знание истории он черпал из произведений Иосифа Флавия, Григория Турского, Марцеллина Комита, Евтропия, Орозия, Евсевия Кесарийского (в латинском переводе Руфина). Из тридцати грамматик и риторических трактатов, известных в то время в Англии и Ирландии, Беда пользовался десятью. Он также читал Плиния и Исидора Севильского. Из христианских поэтов ему были известны Пруденций, Ювенк Седулий, Фортунат, Аратор.

http://pravmir.ru/smirennyiy-monah-i-uch...

Воскресная литургия на музыку Александра Гречанинова впервые совершена 19 ноября 2023 года в Никольском храме Самары. «В рамках сотрудничества Самарской епархии, межвузовской кафедры теологии и истории религий и Самарского государственного института культуры, камерный хор Solaris исполнил во время воскресного богослужения «Литургию Гречанинова в храме святителя Николая Чудотворца. «Мероприятие посвящено 200-летию со дня рождения великого русского композитора Гречанинова», – отмечалось на сайте епархии. Церковная музыка русских композиторов привлекает все большее внимание. В 2023 году исполнялись (правда, на концерте) сочинения Николая Черепнина. Прозвучали фрагменты из двух литургий и шесть духовных хоров, созданные в эмиграции. Эта музыка почти неизвестна, отмечали перед выступлением музыковеды. Возможно, по инициативе настоятелей или руководителей епархий литургическая музыка русских композиторов будет звучать все чаще на богослужениях. Елена Дорофеева (текст, фото) 18 апреля 2024 Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. На главную В раздел «Новости» Репортажи Как англиканская церковь в Лондоне стала Успенским собором Сурожской епархии Научная конференция «Христианские церкви России, Европы и Китая в Новое и Новейшее время» состоялась в Институте всеобщей истории РАН «Владыка не в прошлом и не в будущем. Владыка сегодня» Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Церковь Тютчевых в поселке Мосрентген Церковь в Быкове: соединение восточного и западного Церковь в Захарьине и ее настоятель – исследователь природы Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Катя , видепаспорт 1b8vh (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С.64,65; Куда обращаться будущим родителям Насти и Кати . – С.65.                  Семейный совет: Должны ли старшие дети заботиться о младших? Отвечает семейный психолог Екатерина Бурмистрова , мама одиннадцати детей. Фото Екатерины Казанцевой//Фома. - - ноябрь 2016. – С.65. – (Раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Семейный совет »). Тихон Сысоев . Как рисковали святые. 4 истории на грани и за гранью жизни и смерти //Фома. - – ноябрь 2016. – С.66-68. – (раздел « Люди »). сознании современного человека риск – это игра, окрашенная бодрым    ощущением авантюры и приключений… Но для святых людей риск – это      предельная черта, наполненная особенным, богословским смыслом. Смыслом         упования на Бога, абсолютным Ему доверием… То, что для современного сознания – игра, для святого – жизненный принцип… И все-таки святые были        такими же людьми, как и мы… Материал составили отдельные заметки, рассматривающие         следующие ситуации: Ситуация: инвестиционный риск. [« Апостолу Фоме выпала                       доля проповедовать в далекой Индии…»]. – С.67; Ситуация: политический риск . [« Святитель Амвросий                               Медиоланский (ок. 340-397) был выдающимся епископом                         Миланской кафедры и блестящим богословом…»]. – С.67; Ситуация: военный риск . [«На заре русской истории, в XII                        веке, в Муроме правил князь Константин, у которого было                           двое сыновей: Михаил и Федор…»]. – С.68; Ситуация: риск ксенофобии . [«Святой равноапостольный                           Николай Японский (1836-1912) был человеком                                     бесстрашным…»]. – С.68. Реклама: С.69. Школа «Фомы». Книга:   У стен Церкви. [ Автор : Сергей Иосифович Фудель (1901-1977) –православный богослов, философ, православный писатель, литературовед; Время написания : 70-е годы ХХ века; Содержание: В книге собраны заметки и размышления об опыте церковной жизни как самого автора, так и близких ему людей. Сергей Фудель простым языком пытается донести до читателя смысл христианской жизни, веры в Бога через личный опыт и опыт близких по духу людей, которых видел сам. Книга наполнена цитатами из Священного Писания, творений святых отцов, классиков мировой художественной литературы; Контекст эпохи ; Важные факты о книге и авторе. Подготовил Кирилл Баглай ]. Ил.: Фотопортрет С. И. Фуделя; 2-е издание книги «У стен Церкви», 2012; Фотографии из двух следственных дел С. Фуделя: 1922 (сверху) и 1946 (снизу) годов; Фото из семейного архива: Священник Иосиф Фудель с матушкой Евгенией; Епископ Афанасий (Сахаров); Обложка книги С. Фуделя о священнике П. Флоренском, в 1972 году без ведома автора изданная в Париже под псевдонимом Ф. Уделов//Фома. - – ноябрь 2016. – С.70-71. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-163...

Мы видим ряд святителей с Богоматерью в апсиде и сцену Страшного Суда на западной стене центрального нефа. Известно, что в росписи храмов Востока непременно присутствуют изображения святых всадников. В монастыре Мар Муса аль-Хабаши они тоже есть – три пары святых скачут по направлению к апсиде. Автор подчеркнула, что всадники держат штандарты с крестами – элемент, заимствованный у крестоносцев, однако при этом храм никогда им не принадлежал. Фото: rublev-museum.ru Еще одна ценная особенность храма – в росписях сохранилось  огромное число надписей с именами мастеров и точными датировками, что помогает исследователям  атрибутировать и другие фрески Леванта. «Провинциальность росписей храма не умаляет их достоинств. Фрески монастыря Мар Муса аль-Хабаши занимают важное место не только в живописи региона, но и византийском искусстве в целом, существенно его обогащая», – отмечает автор фильма. Послушать выступавших на семинаре и посмотреть новые фильмы можно на Rumube-kahaлe ЦМИАР . Юлия Зайцева  Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. На главную В раздел «Репортажи» Репортажи В Музее им. Андрея Рублева показали новые фильмы о Древней Сирии «После иконы» не значит «вместо иконы» Как англиканская церковь в Лондоне стала Успенским собором Сурожской епархии Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Церковь Тютчевых в поселке Мосрентген Церковь в Быкове: соединение восточного и западного Церковь в Захарьине и ее настоятель – исследователь природы Все »   Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Несмотря на то, что большинство простого народа Медиолана и его окрестностей придерживалось веры никейских отцов, епископскую кафедру занимал арианин Авксентий, и православные не могли с этим мириться. Авксентий был на Западе «чужаком». Происходил он из Каппадокии 10 , в священника был рукоположен в Александрии арианским епископом Георгием, также каппадокийцем. По мнению свт. Афанасия, Авксентий даже не знал латинского языка 11 . Тем не менее в 355 г. по указанию императора Констанция он был избран арианской партией епископом Медиолана и сменил на этой кафедре изгнанного Дионисия, приверженца никейской веры. Возведенный на высокую должность с помощью полицейских мер, политик по призванию, Авксентий был далёк от богословского течения великих каппадокийцев, которое только зарождалось и постепенно вытесняло сильную арианскую партию в Каппадокии. В отличие от своих знаменитых соотечественников, Авксентий стремился достигнуть церковного мира политическими мерами, мало интересуясь догматическими тонкостями. Свт. Афанасий определяет новоявленного медиоланского епископа как φιλοπργμων (хлопотливый, суетливый, неугомонный) 12 . Этого политика Парижский Собор 360–361 г., возглавляемый свт. Иларием, осудил как еретика; его присутствием в Медиолане был возмущен свт. Афанасий, когда в 369 г. обращался с посланием к римскому епископу; этого Авксентия осуждает антиарианский Собор, состоявшийся в 372 г. в Риме. Несмотря на все эти атаки со стороны православных, вплоть до своей смерти в 374 г. и избрания свт. Амвросия, Авксентий удерживает в Медиолане твердые позиции. Его столкновения со свт. Иларием и свт. Евсевием Верчельским являются далеко не единственными случаями обострения напряжённости в этом городе. Авксентий, прямо или косвенно, способствовал гонениям на таких представителей никейской партии, как папа Ливерий, св. Мартин Турский, Филастрий, епископ Брешский 13 . Первой попыткой поколебать эту позицию было выступление двух главных борцов с арианством на Западе, свт. Илария Пиктавийского и Евсевия Верчельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Соответственно, молитва (и тем более – евхаристическое общение) с раскольниками воспрещается. Вопрос о наказании за вступление в молитвенное или литургическое общение с раскольниками в канонах обособленно не рассматривается, однако данная ситуация является частным случаем более общей – молитвы или евхаристического общения с отлученными от общения и изверженными из сана: Нарушение апостольского завета – вступление в общение с раскольниками – привело к нынешним неурядицам в мировом Православии Мы видим, что именно нарушение этого апостольского завета – вступление в общение с раскольниками – привело к нынешним неурядицам в мировом Православии. С другой стороны, доведенный до крайности, принцип не-сомоления с еретиками и раскольниками нередко используется для оправдания новых расколов. Так, порой можно услышать: «кто молится с еретиком – сам еретик!» или «кто молится с раскольником – сам раскольник!». Принцип этот звучит соблазнительно просто – и все же он неверен. Обратившись к Апостольским правилам 10 и 11, мы увидим, что в этих правилах, с одной стороны, говорится о том, что виновный должен быть «отлучен» и «извержен», а с другой – перед этими словами стоит повелительное «да будет», что в каноническом праве указывает на необходимость вынесения законного решения соответствующим церковным судом. Второе правило Антиохийского Собора дает основания разорвать общение с вступившим в общение с раскольниками или еретиками епископом, но при этом вина вступившего в общение с отлученным формулируется как « произведение замешательства в чине церковном », а отнюдь не « раскол ». Заметим, что в правиле 3 Антиохийского Собора точно такой же формулировкой (« бесчиние ») названа ситуация, когда пресвитер или диакон покинул приход и не возвращается по требованию архиерея; а в правиле 13 – священнослужение и устроение церковных дел епископом в другой епархии без согласия ее архиерея. Очевидно, что эти случаи никак не могут быть приравнены к расколу. Приведем один показательный пример: святитель Амвросий Медиоланский писал в защиту Максима Киника, называя его епископом Константинополя . Между тем всего год спустя Второй Вселенский Собор постановил, что Максим не только не епископ, но никогда и не был епископом, оставаясь мирянином и раскольником (причем в расколе он был с одним из величайших архиереев – святым Григорием Богословом).

http://pravoslavie.ru/143161.html

Амвросий же говорит о том, что победу Риму приносили не боги, но доблесть солдат: " Зачем мне отрицать, что их святыни сражались за римлян? Однако ведь и Ганнибал поклонялся тем же самым богам! Стало быть, боги могут выбрать кого хотят " . Последняя фраза Амвросия в своей ироничности революционна не только с точки зрения античности, но и для Средневековья. Во время крестовых походов и франки, осаждавшие Константинополь, и греки, его защищавшие, считали, что Христос помогает только их войску. В споре с Симмахом Амвросий победил. Алтарь Победы не был восстановлен, но Симмах уважал епископа и направил к нему молодого человека по имени Августин, которому предстояло стать одним из величайших учителей Церкви. Речь идет о блаженном Августине – авторе " Исповеди " , " О Граде Божием " и других сочинений, составляющих золотой фонд христианской патристики. В свою очередь, Амвросий очень высоко отзывался о талантах Симмаха, и спор не испортил их добрых отношений. " Могильщик " Рима Высшей точкой политического влияния Медиоланского епископа стало покаяние императора Феодосия Великого и последовавший за тем ряд указов, ставящих язычество в империи вне закона. Отметим, что этот византийский император долго считал себя вправе вмешиваться во внутрицерковные дела, созывать соборы и даже запрещать христианам вести богословские споры. Для Востока с его идеей цезарепапизма это уже стало нормальной практикой, для Запада подобное вмешательство цезаря было неприемлемым, а потому диалог Амвросия с Феодосием стал практически неизбежным. Среди писем святителя к царям есть и несколько посланий к Феодосию, в одном из которых Амвросий вновь декларирует примат Церкви над императором: " Если в денежных делах ты советуешься со своими комитами, то насколько в большей степени тебе надлежит советоваться со священником Господа в деле религии " . В дальнейшем святитель неоднократно говорил цезарю о том, что " порфира делает людей царями, а не иереями " , и считал епископское достоинство выше царского. Столь бесстрашная позиция Амвросия принесла свои плоды – в 392 году Феодосий издает закон, фактически упразднявший всякий языческий культ. Он запрещал любые жертвоприношения (они приравнивались к оскорблению величества), осуждал людей, почитавших изображения, созданные человеческой рукой, предписывал конфискацию храмов и мест отправления языческого культа. Традиционной римской религии пришел конец. По иронии судьбы одним из " могильщиков " Рима стал Амвросий Медиоланский – человек, любивший античную культуру и философию и желавший приобщить к ней христиан. Истинный римлянин, он не просто смог говорить с царями на равных, но и заложить основу для воскрешения античности, привив ее к здоровому дереву под названием " христианство " . РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_98815_1_21.html

В 1693 г. Ричард Саймон (Richard Simon) одним из первых открывает научный дискурс по поводу личности Амвросиаста . Исследователь отмечает значительно более редкое обращение нашего комментатора к аллегорическим приёмам толкования по сравнению с прочими экзегетическими произведениями свт. Амвросия и, ссылаясь на некоторых «les plus habiles critiques» («наиболее опытных критиков») высказывает предположение, что Амвросиаст был на самом деле диаконом Иларием из партии свт. Люцифера Каларийского 29 . Выводы Различные древние и средневековые писатели нередко цитировали главное произведение Амвросиаста – «Комментарии на XIII посланий апостола Павла». Чаще всего их автора называли именем свт. Амвросия Медиоланского , впрочем, присутствуют и другие мнения. Данная ситуация находит отражение и в рукописной традиции памятника. Переписчики чаще всего надписывали манускрипты именем медиоланского святителя, однако и здесь можно отметить разночтения. Эпоха «печатного пресса» даёт автору «Комментариев» псевдоним Амвросиаст и проводит окончательное различие между ним и свт. Амвросием, возникают отдельные предположения по поводу личности автора, в частности Ричард Саймон (Richard Simon) впервые предлагает гипотезу «диакона Илария». Как показывает анализ рукописной традиции памятника, под именем свт. Амвросия «Комментарии» имели широкое распространение и высокий авторитет в средневековой Европе. Неудивительно, что пересмотр вопроса об авторстве стал причиной значительного падения авторитета «Комментариев» в последующие века. Источники Ambrosiaster. Commentarius in epistulas Paulinas/ed. H. J. Vogels. Vindobonae: Hoelder- Pichler-Tempsky, 1966–1969. (CSEL; vol. 81/1–3). Ambrosiaster. Contre les païens (Question sur l’Ancien et le Nouveau Testament 114) et Sur le destin (Question sur l’Ancien et le Nouveau Testament 115)/ed. M.-P. Bussières. Paris: Cerf, 2007. (SC; vol. 512). AmbrosiusMediolanensis. Opera/ed. Desiderius Erasmus Roterodamus. Basel: Johann Froben, 1527. Ambrosius Mediolanensis. Opera/ed. monachorum Ordinis S. Benedicti, e Congregatione S. Mauri. Paris: Coignard, 1686–1690.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosiast/amv...

Кроме дочери, у Амвросия-отца было ещё двое сыновей: Сатир и Амвросий, впоследствии знаменитый миланский епископ. Хронологическая дата рождения епископа довольно спорна. Сам Амвросий в своём письме к Северу свидетельствует, что в момент написания этого письма он доживал уже 53-й год (annum tertium et quinquagesimum) 39 ; решение вопроса, следовательно, зависит от того, когда именно было написано это письмо. Довольно неопределённые данные для решения задачи даёт Амвросий же, упоминая здесь же о нападении варваров и невзгодах времени, которые ещё не исчезли 40 . Одни видят в этих словах указание на нашествие на Италию узурпатора Максима около 386–387 года и, отсчитывая 53 года назад, относят рождение Амвросия к 333 году; другие же, относя свидетельство письма к временам узурпатора Евгения около 393–394 г., считают датой рождения 340 г. 41 . Конечно, при отсутствии других более определённых данных, разобраться в этих предположениях трудно; но нам всё же кажется, что из этих двух предположений более справедливым представляется второе: тон всего письма изобличает в авторе уже почтенного по возрасту борца за интересы церкви, успевшего устать в продолжительной и упорной борьбе и жаждущего покоя потусторонней жизни; по его собственными словами, он уже давно (jamdudum) испытывает страдания и притеснения 42 ; эти черты более подходят к 393, чем 386 г. О детстве св. Амвросия биографы, за исключением одного маловажного факта, не сообщают нам ничего. По словам Павлина 43 , воспроизведённым потом папой Николаем I 44 , (Однажды, когда новорождённый младенец с открытым ртом спал в присутствии родителей на открытом воздухе, налетевший рой пчёл покрыл все его лицо; пчелы то входили в открытый рот мальчика, то выходили из него, а потом улетели. Заинтересовавшийся отец очень обрадовался, увидав, что улетевшие пчёлы поднялись на незаметную для глаз высоту, и усмотрел здесь указание на высоту будущей карьеры своего сына. Он, может быть, желал видеть сына на своём месте. Затем источники переносят нас в Рим, куда переселилась по случаю смерти мужа вдова со своими детьми 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010