Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма, не разрешая ему участвовать в службе и причащаться, не исповедовав грех убийства. Примечательно, что мастер облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, рядом с главными персонажами представлены церковные служители, воины и жители города. Сама архитектура по правилам академической живописи создает «сценическую площадку» для драматического действия. Художник, противопоставляя свт. Амвросия Медиоланского императору, делает его фигуру более величественной, святитель облачен в белые одежды, за его спиной представители клира – священники, диаконы, алтарники. Слева на ступенях сидит нищенка, просящая подаяние, она смотрит на императора с надеждой получить милостыню, но тот ее не замечает. Он весь в смятении, поскольку не ожидал такого поступка от Святителя. Толпа, находящаяся рядом с ним, тоже остановилась в растерянности. Воин в римских доспехах рукой придерживает шлем, не зная, снимать его по привычке перед входом в храм или нет. Он явно не ожидал такого отпора со стороны духовенства. Другой солдат показан зрителю со спины, он снял шлем, придерживая его рукой, но также не знает, как поступить в сложившейся ситуации. В недоумении находится вся свита, неожиданно натолкнувшаяся на препятствие: выступить ли против епископа или же подчиниться ему? Если, защищая своего императора, они силой возьмут храм, то совершат грех, если покорно последуют приказу епископа, то будут посрамлены толпой людей, увидевших в этом поступке слабость власти. Художник показывает дилемму священства и царства: что же оказывается важнее? История Научные исследования искусствоведов позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств Ивановым в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине.

http://azbyka.ru/art/amvrosij-mediolansk...

22 сентября владыка Марк совершил Божественную литургию на приходе во имя святителя Амвросия Медиоланского в Милане. Архипастырю сослужили епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , архимандрит Антоний (Севрюк), настоятель Амвросиевского прихода архимандрит Амвросий (Макар), клирики прихода и гости, прибывшие в Милан для участия в работе международных научно-образовательных чтений. По окончании богослужения владыка Марк обратился к молящимся со словом назидания. От лица прихожан архипастыря тепло приветствовал архимандрит Амвросий (Макар), после чего верующие пропели владыке торжественное многолетие. Затем состоялось открытие VI образовательных Амвросиевских чтений . Для участия в конференции, ежегодно организуемой православным приходом святителя Амвросия Медиоланского, в столицу Ломбардии прибыли преподаватели вузов, ученые, духовенство из России, Украины, Белоруссии и других стран. В этом году чтения посвящены 1700-летию Миланского эдикта. Собравшихся приветствовал управляющий приходами Московского Патриархата в Италии. Владыка поделился своими размышлениями о современном положении христиан в Европе и мире. Приветствия участникам чтений направили Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Минский и Слуцкий Филарет . Вечером того же дня архиепископ Егорьевский Марк посетил миланский приход во имя святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Викентия Сарагосского. У дверей храма владыку встречал настоятель прихода архимандрит Димитрий (Фантини). Владыка поклонился святыням храма и осмотрел приходские помещения — трапезный зал и кабинеты воскресной школы. Затем архипастырь пообщался с духовенством и прихожанами. Владыка особенно отметил, что рад был посетить первый приход Русский Православной Церкви в Милане, основанный трудами отца Димитрия, и выразил надежду на то, что вскоре совершит здесь Божественную литургию и будет иметь радость молитвенного общения с многонациональной паствой, для которой приход стал вторым домом вдалеке от родины.

http://patriarchia.ru/db/text/3258456.ht...

И вот вопрос: а сохранились ли эти свидетельства, есть ли где-нибудь эти описания — не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев? Такие описания есть, и я хотел бы вам сегодня их зачитать. Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию, он был тот самый младенец, которого Господь взял на руки и сказал: «Если будете как дети, войдете в Царство Небесное» (см. Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был, конечно, ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь. Что же пишет нам святитель Игнатий Богоносец о Божией Матери? Цитирую: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим». Свидетели — те, кто видел, слышал — сказали Игнатию Богоносцу, человеку, жившему не во втором, не в третьем поколении, а в то же самое время. Известный церковный писатель Никифор Каллист, также отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные». Святитель Амвросий Медиоланский жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы. Но он также пишет не от ветра головы своея, но отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. Разве Она хотя бы выражением лица когда-нибудь обидела родителей или была в несогласии с родными, погордилась перед человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».

http://patriarchia.ru/db/text/1447588.ht...

Наиболее сильные позиции на рубеже 70-х и 80-х гг. IV в. омийство занимало в Северном Иллирике (Паннония и Дакия). Следует отметить, что население этого региона было латиноязычным, и в административном плане он, как правило, рассматривался как часть Запада. Именно иллирийский епископ Палладий Ратиарский был главным оппонентом свт. Амвросия Медиоланского в этот период. Сохраняя формально верность омийству, Палладий фактически отказался от примирительной направленности этого течения и открыто проповедовал радикально-субординационистское учение. В частности, он придерживался идеи тварности Бога Сына и превосходства над Ним Бога Отца, также отрицал Божество Святого Духа. В этой связи его полемику со свт. Амвросием нельзя интерпритировать лишь как побочное следствие церковно-политической борьбы. Напротив, сама эта борьба была следствием принципиальных богословских расхождений между никейцами и омиями. (Фрагмент) Содержание Список сокращений 8 Библиография 13 DE FIDE/О ВЕРЕ Г. Е. Захаров. Предисловие к трактату «О вере» 21 Defide 42 Liber primus 42 Liber secundus 108 Liber tertius 170 Liber quartus 274 Liber quintus 308 О вере 43 Книга первая 43 Книга вторая 109 Книга третья 171 Книга четвертая 275 Книга пятая 309 DE INCARNATIONIS DOMINICAE SACRAMENTO/ О ТАЙНЕ ГОСПОДНЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ Н. Г. Головнина. Предисловие переводчика 423 De incamationis dominicae Sacramento 436 О тайне Господнего воплощения 437 Индекс имен и географических названий 469 Индекс цитат из Священного Писания 502 Указатель имен 514 Данный труд святителя Амвросия Медиоланского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Собрание творений: На латинском и русском языках. Т. V/святитель Амвросий Медиоланский; [сост. Н. А. Кулькова]; [пер. с лат. Н. А. Иашвили, Н. А. Кульковой, Н. Г. Головниной]. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.-520 с. ISBN 978-5-7429-0992-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Также участников конференции поприветствовали митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий и архиепископ Верейский Евгений , председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, чьи поздравительные адресы зачитал проректор по научной работе протоиерей Константин Костромин. В контексте празднуемого события, спикеры первой половины пленарного заседания освещали преимущественно исторические темы, которые были связаны с деятельностью самой академии, либо ее работой ректоров или выпускников. Заведующая Научным центром истории богословия и богословского образования Богословского факультета Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.Ю. Сухова прочитала доклад на тему «Митрополит Макарий (Булгаков) и епископ Кирилл (Наумов): страница из истории " ученого монашества " 1840-1860-х гг.», в котором на примере двух представителей церковной иерархии XIX века проиллюстрировала различные судьбы академического монашества, его положительные и отрицательные стороны. Заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии Д.А. Карпук представил доклад, посвященный митрополиту Макарию (Булгакову) и деятельности Комитета по преобразованию судебной части в духовном ведомстве. Доклад рассматривал деятельность владыки на посту председателя Комитета в период подготовки церковной судебной реформы. Доцент Православного богословского факультета Университета в Белграде священник Деврна Зоран рассказал о судьбе и деятельности С.В. Троицкого выпускника духовной академии императорской столицы, который в годы советской власти эмигрировал в Сербию, где послужил развитию сербской школы церковного права, будучи профессором Белградского университета. Завершил первую секцию доклад профессора кафедры церковной истории СПбДА М.В. Шкаровского, посвященный Ленинградской духовной академии в период антицерковных гонений 1958-1964 гг. Вторая половина пленарного заседания уже стала отходить от исторической тематики, уступая место богословской проблематике и вопросам библеистики. Иеромонах Амвросий (Мацегора) зачитал доклад профессора латинского языка и литературы в Университете Люмьер-Лион 2 Поля Маттеи, который подробно описывал взаимоотношения святителя Амвросия Медиоланского с императорами Магном Максимом и Валентинианом II.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4683375...

Базилика святителя Амвросия Медиоланского в Милане Из истории базилики известно, что в 823 году епископ Ангильберт II (824–859) распорядился извлечь мощи святых, почивавших в двух отдельных гробницах, и поместить в одну порфирную урну-саркофаг и мощи святых Гервасия и Протасия, и мощи святителя Амвросия. Вероятно, тогда же святитель Амвросий был прославлен в лике общецерковных святых, поскольку память его совершается с IX века. Спустя десять столетий, когда Милан готовился отметить 1500-летие преставления святителя Амвросия, подлинность его мощей была подтверждена учеными-археологами. В 1897 году святые мощи Амвросия, а также Гервасия и Протасия поместили в специально сделанный для них серебряный мощевик. На мощевике – изображения трех святых, святитель Амвросий – в центре, между святыми Гервасием и Протасием. Святого Амвросия Медиоланского изображали на своих картинах многие европейские художники, в том числе Питер Рубенс и Антонис ван Дейк, а также миланский художник Камиллио Прокаччини. Самым известным считается полотно великого фламандца Рубенса, хранящееся в Бельведерском дворце в Вене: на картине запечатлена встреча святителя Амвросия с императором Феодосием в портике медиоланской базилики. В искусстве Западной Европы святой Амвросий представляется обычно старцем в епископском облачении, с посохом, нередко с палицей – матерчатым ромбом, символом духовного оружия, а также с бичом в руке – символом победы святителя над арианами и язычниками. Есть другие изображения, на которых Амвросий изображен с двумя костями в руке – в знак открытия им мощей святых мучеников Гервасия и Протасия. В миланской базилике можно обнаружить и самые ранние изображения святого Амвросия: на мозаике «Золотое небо» (около 470 г.) в капелле Сан-Витторе; на уникальном «Золотом алтаре» (около 840 г.), на мозаике IX века в центральной апсиде базилики и на кивории, датируемом второй половиной XI века. На мозаике капеллы святой представлен в рост, между мучениками Гервасием и Протасием; он облачен в хитон, фелонь, на груди святителя крест; черты лица его индивидуализированы. Рельефы «Золотого алтаря», называемого миланцами «самым драгоценным в мире алтарем» – его украшают более 4 тысяч драгоценных камней, посвящены разным событиям из жизни святого Амвросия: от рождения, посвящения в епископы до смерти и вознесения его души на небо.

http://pravoslavie.ru/28732.html

Если мы вслушаемся в слова исповеди святого Августина, то заметим немало интересного. Оказывается, еще мальчиком он требовал от матери крестить его, но Господь оставил без ответа это детское рвение. Также не отвечал Господь на искренние слезы святой матери Августина – блаженной Моники, для которой было чрезвычайно мучительно видеть гибельную жизнь любимого сына. О ее усердии в этом блаженный вспоминал: «Я не могу достаточно выразить, как она любила меня; она вынашивала меня в душе своей с гораздо большей тревогой, чем когда-то носила в теле своем». Не сжалился над святой страдалицей Господь и тогда, когда, руководимый тщеславными стремлениями, Августин тайком уехал в Рим, оставив плачущую и молящуюся за него мать. «О чем просила она Тебя, Господи, с такими слезами? – говорил позже блаженный. – О том, чтобы Ты не позволил мне отплыть? Ты же, в глубине советов Своих, слыша главное желание ее, не позаботился о том, о чем она просила тогда: да сделаешь из меня то, о чем она просила всегда». Блаженный Августин и святитель Амвросий Медиоланский Даже те, кто, казалось бы, непременно должны были проявить участие и помочь горячей натуре Августина познать Истину, отказывались вмешиваться в его жизнь. Словно отводимые невидимой десницей Божией, они были таинственными соучастниками молчания Создателя. Так, епископ, к которому святая Моника обратилась с слезным прошением поговорить с сыном, попавшим в сети манихейства, твердо ответил ей: «Оставь его там и только молись за него Богу… Ступай! Как верно, что ты живешь, так верно и то, что сын таких слез не погибнет». Не нарушил тайну молчания Бога и святой Амвросий Медиоланский , с которым Господь свел Августина. Как свидетельствовал сам блаженный: «И он не знал о бурях моих и о западне, мне расставленной. Я не мог спросить у него, о чем хотел и как хотел, потому что нас всегда разделяла толпа занятых людей, которым он помогал в их затруднениях». Хотя, казалось, что вот настал наконец тот час, когда великий светильник Церкви, чудотворец и добродетельный подвижник должен привести мятущуюся душу ко Христу. Однако и в этом случае Господь через Своего святителя сохранял молчание, и теперь Господь медлил…

http://pravoslavie.ru/80233.html

Безусловно, самым известным святым с именем Амвросий является епископ Амвросий Медиоланский. Церковь вспоминает его 20 декабря. Другим святым, носившем имя Амвросий был преподобный Амвросий Оптинский, перенесение честных мощей которого церковь празднует 10 июля. Святитель Амвросий Медиоланский Св. Амвросий, мозаика IV–V вв., Амвросианская базилика, Милан. С раннего детства, а родился Амвросий в 340 году в семье римского наместника Галии, его жизнь была наполнена чудесными событиями. Наверняка окружающим они казались даже пугающими, но как показывает история, цепь невероятных обстоятельств и случайностей дала миру одного из выдающихся религиозных мыслителей и проповедников. Чего стоит история, когда лицо младенца Амвросия, как покрывалом покрыли пчелы. Не причинив ребенку вреда, они улетели. Но согласно житию, пчелы оставили на его языке мед. Амвросий рано осиротел. Вместе с братом он переселился в Рим, где получил юридическое образование. Был адвокатом. В 370 году занял должность консульского префекта северной Италии (Лигурии и Эмилии) с резиденцией в Медиолане (нынешнем Милане). Иначе говоря, в тридцать лет он стал уже наместником римского императора в одном из важнейших регионов страны. Следующая чудесная случайность произошла четырьмя годами позже. В Медиолане скончался епископ Авксентий. Между православными и арианами возник спор о том, чей претендент займет кафедру. Спор был не просто жарким, он был кровопролитным. Более сотни человек погибло в этих «разборках». Амвросий, отличавшийся не только твердостью в исполнении буквы закона, но прославившийся справедливостью своих решений, был приглашен арбитром. Не успел Амвросий войти в церковь, где проходили дебаты, как все стоявшие услышали детский голос трижды прокричавший: «Амвросийепископ». Сочтя произошедшее знаком, собравшиеся немедленно объявили, что кафедру займет Амвросий. Но оказалось, что он даже не крещен! Впрочем, Амвросий почти не сопротивлялся, так как уже был оглашенным, то есть готовился принять крещение. Произошедшее заставило его поторопиться. Он принял крещение, через неделю был рукоположен в епископа. Все свое имущество Амвросий передал Церкви. А свои мысли углубил в Священное Писание.

http://foma.ru/imya-amvrosij-svyatitel-s...

«Для меня Церковь, храм – это место моей встречи с Богом, где я прикасаюсь душой к чему-то великому. Особо запомнил время обучения в приходской воскресной школе для взрослых», – делится Сергей Тулегенович. Александр Георгиевич Окишев во время огласительных бесед понял – этих знаний ему не хватит, чтобы разобраться во всем основательно. Он записался на вероучительные курсы для взрослых в Покровском епархиальном образовательном центре. На Крещальную литургию пришли многие одногруппники Александра Григорьевича – поддержать и порадоваться. Было это в прошлом учебном году, а в сентябре за парту в образовательном центре села его супруга Наталья Анатольевна. «Я хоть и крещена была давно, в отличие от мужа, но о вере знала очень мало. А теперь решила последовать его примеру», – рассказывает женщина. «Меня очень радует глубокая степень сознательности тех, кто приходит сегодня на Крещение. Крестятся самые разные люди: и молодежь, и люди зрелого возраста, – и видишь – насколько искренне, с верой пришли они к Христу. Ради этого и Господь пришел на землю, чтобы дать людям надежду на спасение, открыть им эту дверь. Конечно, было бы наивным считать, что каждый из этих людей с сегодняшнего дня сразу станет церковным человеком. Но таинство Крещения, совершенное в древних традициях нашей Церкви, навсегда останется в их памяти», – делится епископ Пахомий. Радость жизни со Христом Крещение взрослых людей – особая радость и для всего прихода. Не раз приходилось слышать: «Как жаль, что мне не пришлось принимать Крещение вот так – красиво, торжественно». Удивительно преображают людей белые крещальные одежды, которые святитель Амвросий Медиоланский сравнивает с ризами Христа, преобразившегося на Фаворе. «Не грех, а рай являет истинную природу человека; и в Крещении человек, возвращаясь в рай, вновь обретает свою истинную природу, свое изначальное одеяние славы», – поясняет протоиерей Александр Шмеман. «Когда мы смотрим на новопросвещенных христиан, вспоминаем свои первые шаги в храме, свое Крещение или покаяние. Крещальная литургия – напоминание каждому из нас о нашем обращении к Богу и возможность вернуться к той ревности, что горела в нашем сердце в начале пути», – говорит епископ Пахомий.

http://pravoslavie.ru/148941.html

В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами. «Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти». История рождественского поста: По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору. В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд. Фото Владимира Ештокина О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице.

http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-chto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010