Оксана Охлобыстина: Неисповедимы пути Господни. Однажды, я была в храме и что-то мне было плохо внутренне. Я встретила одну девочку — она такая лучезарная, она очень верующая, она такая вся светящаяся. И она подошла ко мне и сказала: «Матушка, вот что ты переживаешь? У отца Иоанна свой путь. И как бы там чего ни было, Господь уведет к себе». Вот что бы не случилось — он все равно идет к Богу. И эта фраза меня успокоила. Я думаю, что это относится не только к отцу Иоанну, я думаю, что это относится и ко всем нам, живущим на этой земле. Как тебе показалось, к Богу приходят люди от несчастья? Оксана Охлобыстина: К сожалению, да. Я думаю, что лучше, если бы приходили по удовольствию. Мне кажется логичным, когда что-то хорошее случается, если верующий про себя говорит «Спасибо, Господи». Даже если ты сделал это сам и знал, что будет такой результат. Потому что все равно мы стоим перед лицом бесконечности. Единственное, чего нет на этом свете — это чуда. Потому что на этом свете есть все. И поэтому кто-то несет ответственность и за наше счастье. А за наши несчастья ответственны только мы сами. Бесконечность подразумевает всевозможность, всевозможность подразумевает только положительный знак, только позитив. Добро победит зло. Фото Юлии Маковейчук, а также из журнала «7 дней» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 июня, 2023 30 сентября, 2021 17 сентября, 2021 28 марта, 2021 31 января, 2021 25 января, 2021 17 декабря, 2020 27 августа, 2020 10 июня, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/ivan-oxlobystin-dobro-...

Седмица – соединение семи дней, обычно называется неделей. Седмица церковная начинается с вечера субботы и оканчивается девятым часом следующего субботнего дня. Годовой счет седмицы начинается с праздника Пятидесятницы и именно с понедельника Св. Духа (см. слово Неделя). Серафимы – один из ангельских чинов высшей иерархии (см. Архангел). Сидение на горнем месте (см. Горнее место). Имеет на это право только епископ. Символ (греч.) – 1) изображение идеи или чувства и вообще отвлеченного понятия во образе, так: кольцо – символ вечности, лавровый венок – славы, распустившаяся роза – девственной красоты и чистоты и т. п. 2) Символ веры – краткое, но точное изложение того, во что должны веровать христиане (Простр. Катихизис). Силы – один из ангельских чинов средней иерархии (см. Архангел.). Синаксарий-рь (от греч. σναξις собрание). Это собрание кратких исторических сведений о празднике или святом. Собрание синаксариев составляет книгу пролог (см. это слово). В триодях постной и цветной на все праздники и знаменательные дни, начиная от недели Мытаря и Фарисея до недели всех святых, положены синаксарии, обыкновенно по 6-й песни канона. В составлении сих синаксариев более всех потрудился Никифор Каллист, св. патриарх Цареградский. (Нов. Скр.). Синодик см. Диптих. Скиния – так назывался временный походный храм Божий у евреев, построенный по указанию Божию Моисеем. Она разделялась на три части: внешний храм или двор, святилище и св. святых и была прообразом нашего христианского храма. Синод от греч. σνοδος – временное собрание; у нас русских Синод – постоянный собор пастырей церкви, управляющий делами церкви. Это в России высшее церковно-правительственное учреждение основано императором Петром Великим в 1721 году января 25 дня с благословения святейш. патриархов восточной церкви. (Слов. свящ. Михайловск.). Скрижали – каменные доски, на которых сперва рукою Самого Бога, а после руками св. пророка Моисея начертаны были десять заповедей Божиих, обязательных и для членов Новозаветной Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Последней не касаемся здесь; потому что она есть для нас не материал, а уже готовый образец, показывающий нам, как наши отечественные витии искусно пользуются языком церковным и умеют соединять его с гением речи современной. Многие слова древние отставлены совершенно без права, и введены новые также без права, например, предисловие вместо наших введений, предварительных понятий, приступов и пр.; последствие вместо заключения , в котором весьма мало смысла; наши привилегии в преимуществе ничуть не лучше древнего преиметельства , доказательства показаний , знаки знамений , ваше благородие, благородия веры , природа естества , форштаты предградий , мебели утварей , ордена и порядки чинов и санов , убедительные уверительных, временные привременных , наговоры наветов и наваждений и т. д. И со словами бывает то же, что с людьми; когда слово потеряло значение в свете, трудно возвратить его; или когда получило другое иногда превратное назначение, трудно возвести его на первобытную степень. Таково, например, слово повесть , исторгнутое у языка церковного, и теперь служащее названием для всякой сказки. В этом отношении единственный достойный подражания перевод есть у нас перевод книги; Святого Отца нашею Максима , о Любви . СПб, при Святейш. Синоде 1819 г. Кроме необыкновенной ясности, в Русском переводе удержаны все выразительные старинные слова и выражения Славянские. Например, – в древнем переводе Бесед Св. Златоуста на послание к Римлянам читаем: « где прочее ныне мудрии Еллинстии, иже широкодолгия брады влекущии, крилатократкими ризами одеяннии, и вельмы гордящеся ?» (Бесед. 2я, стр. 38). Почему не поместить в современную речь этих иронических выражений старинного перевода: широкодолгия брады влекущии, в крилатократкие плащи одетые ? Другими, более выразительными, заменить их трудно. Славянской перевод бесед Св. Иоанна Златоуста на послание Св. А. Павла во многих местах очень тёмен, не смотря на поновление; однако в нём есть премного таких страниц, из которых можно делать выписки почти без всякой перемены, например, в 5м нравоучении на 2Кор.2 говорится о том, что, восходя на молитву, должно оставить всякие помыслы, подобно Аврааму, восходившему на гору для жертвоприношения Исаака, и говорится так: «Помысли, яко и Авраам, жертву принося, ни жене, ни рабу ни иному коему остави, тамо (на горе) быти; – ни; прочее, ниже ты рабским и не свободным некиим страстем да оставлявши в слове быти; но взыди сам един на гору, идеже (как), он взыде, идеже взыти несть лет никому же иному.

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

33 Взято из древняго Харатейнаго Требника, за подписанием руки Св. Феогноста Митропо­лита Московск., переведеннаго с Греческаго на Российск. язык 1329 года по P. X. с листа 89-го на оброте. Св. Феогноста Митро­полита мощи почивают в Московском Успе­нском Соборе. Память его Церковь совер­шает Марта 14-го дня. 34 О препод. Отцах Илии Муромце и Иосифе Многоболезненном, зри свидетельство в книге Обличение неправды раскольническия, в I главе, в рассуждении 5-м. Здесь очевидно изобличается раскольническая клевета на сих Преп. Отцев, в молении двоперстным сложением. 36 Взято из Словаря Историческаго о Свя­тых, прославленных в Российской Церкви, напечатанном в С.-Петербурге 1836 года, стр. 285. 37 В подтверждение сей истины, смотри в книге Преосвящен. Никифора, Архиеписко­па Астраханского, во ответах на старообрядческ. вопросы на стр. 33, 34, 100, 101, 102. 38 Мнимо-старообрядцы толкуют, будто бы от лет Святейш. Никона Патриарха , в церкви молящихся трехперстным сложением Святыя и истлинные мощи быть не мо­гут, и посему где он есть открыто, не доверяют, и не покланяются им: какое мне­ние, яко ложное, сим параграфом испровержено очевидно. 39 О важности церковнаго обычая или предания, Св. Писанием не утвержденного, но Св. Апостолами и Св. Отцами первенствующей Церкви словесно преданного, который с то­го времени и до днесь Кафолическая Цер­ковь содержит за свято, см. в книге Ка­мень веры, от стран. 689 до 776. Еще в книге Преосв. Никифора, Архиепископа Ас­траханского, в ответах противу старообрядческ. вопросов, на стр. 243, 244, 276. И в Христианском Чтении 1838 года, во 2 части, на стр. 3 и след., в Слове Св. Священномуч. Иринея, Епископа Лионского. 41 Кафолическия Церкве власть суть Еписко­пы Православные , получившие сию от Го­спода Иисуса Христа. См. Иоанна гл. 20 ст. 22, 23. Матф. гл. 16, ст. 19, Луки гл. 10. ст. 16. 42 Взято из Книги Преосвещенного Никифора Астраханского ответов против Соловецкой Челобитны, напечатанная в Москве 1813 года, стр. 109. 44 Карфагенского Собора (на коем 84 Святых Отец присутствовало, из коих первый был Священномученик Куприан), определение о крещении всех еретиков и раскольников, обращающихся к Православной Церкви, вто­рой Вселенский Собор седьмым правилом опороверг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

Наставление 5–ое. Рукоп. Импер. Акад. Наук 84. У Есипова: Раскольничьи дела XVIII в. 507 Об Афанасии архиеп. Холмогорском есть известие, что он намерен был завести школу в Холмогорах; даже посылал трех юношей в Московскую Академию к Лихудам, а в 1699 году взял их из Москвы. В 1701 г. Афанасий выписал из Москвы 10 букварей. Но вряд ли школы появились на севере; сами будущие учителя, в виду упадка преподавания в Академии, едва ли смогли осуществить планы энергичного архиепископа. (См. Верюжский. Афан. Холмогор. стр. 159). 516 Чтение в Обществе Любителей Дух. Просвещения 1889 г. С. Браиловский. Карион Истомин. 557–559. 518 Статья: «Народное образование в XVII в.». В. М. Народное Образование 1910 г. февр. стр. 143. Из Азбуки К. Истомина. 531 Эта опись, как замечает издатель ее в Русском Архиве за 1864 г. Полуденский, кроме некоторых подробностей, до 525 сходна с описью, составленной в 1675 г. монахом Евфимием и заключающей в себе всего 551 и является необходимым дополнением как к последней, так и к «обозрению патр. Библиотеки» преосв. Саввы. 1 Православная богословская энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. Чтения в Общ. Ист. и древ. Рос. Н. А. А. П. Адриан, стр. 34. 1848 г. 8. 1 Православная богословская энциклопедия. Адриан, последний патриарх всероссийский. Чтения в Общ. Ист. и древ. Рос. Н. А. А. П. Адриан, стр. 34. 1848 г. 8. 535 Современник Евфимия Домецкий в полемике с иеродиаконом Дамаскиным нелестно отзывается об учености Евфимия. «Удивляться, – говорил он, – надобно: как это Евфимий, простой монах, ни дьякон и не поп, и не ученый, всю науку свою кончивший Псалтирью, неумеющий говорить связно и красноречиво, а такую силу взял над святейш. Иоакимом»... Духовная Беседа 1872 г. статья: иеродиакон Дамаскин, стр. 327. 536 Так, в августе 1691 г. ученики Лихудов – Иосиф Афанасьев, Алексей Кириллов, Николай Семенов, Феодор Поликарпов, Феодот Аггеев и монах Иов – перевели на славянский язык Енхиридион, сочинение патр. Досифея и «опровержение Кальвинских глав» Мелетия Сирига.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следствием подтвердилось, что необычайные двукратные видения св. иконы состояли в сиянии лика ее и в движении глаз и что очевидцы готовы были присягою подтвердить верность сих видений. Свидетелями первого видения были послушницы: Вера Лебедева, Елизавета Шмелева, монахиня Вера Сабинина и другие; второго видения: монахиня Калерия, послушницы Параскева Кузнецова, Агриппина Федорова, Елизавета Поворотова и другие. Все чудесные исцеления были подтверждены лицами, удостоившимися получить их.На основании вышеизложенного консистория, по предварительном сношении с Святейшим Синодом (Указ Святейш. Синода от 27-го сентября 1885 г. 3335), постановила возвратить св. икону монастырю, назначив известное место для постановления ее.Св. икона вышиной 1 аршин 4-1/4 вершка, а шириною 1 аршин 3-1/2 вершка. Писана на холсте и отличается прекрасной живописной работой. Пресвятая Дева изображена с воздетыми руками, а Предвечный Младенец, окруженный сиянием, на лоне ее.Хотя не чрез все иконы и не для всех совершаются Богом чудеса, но чудеса, совершаемые чрез многие иконы, ясно свидетельствуют, что Господу Богу угодно почитание св. икон и поклонение им. За добрые дела Господь воздает часто невидимо. Если бы от всех икон совершались явные чудеса; то можно было бы подумать, что они совершаются сами собой и самими иконами. Господь творит чудеса там, где хочет и где находит это полезным. Полное воздаяние за добрые дела последует в будущей жизни.Несмотря на множество чудес, совершившихся от св. икон, описанных лицами достовернейшими, обследованных целыми коммиссиями, враги св. икон, именующие себя христианами, не хотят верить этим сказаниям. Почему же они верят чудесам Иисуса Христа, описанным евангелистами за восемнадцать столетий пред сим? Хотя от времен апостолов мы имеем непрерывный ряд свидетелей и свидетельств, во все 18-ть веков, за подлинность евангелий; но сказания и о чудесах от св. икон имеют также несомненно достоверных свидетелей, притом к нам ближайших по времени и даже нам современных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

Так, засвидетельствовав свое православие чтением Символа веры , новопоставляемый обещается: 1) «о мир Церкви прилежати», и соборы бывшие в Москве, твердо держати противое же никогда не суемудрствовати»; 2) «не приимати странных обычаев в церковных преданиях и чинах, паче же от латин, новопривмешающихся»; 3) веровать, что пресуществление тела и крови Христовых совершается при словах: «И сотвори оубо хлеб сей»...; 4) во всем последовати святейш. патриарху и по нем его премники и всему освященному Российскому собору повиноватися»; и 5) на св. Церковь и на архиерейское и священническое достоинство царского сердца во гнев не подвизати..., на мзду рук не простирати... сребролюбия [##]шаяватися..., ко благочестивым царем им о имев неправедного слова глаголати», «в мирские дела, непричастный священствующим, не вриватися», и пр. – В заключение новопоставленный просил патриаршего благословения на духовническое при Царе служение и произносил: «Во присное же воспоминание сих моих обетов вручаю твоему архипастырству сие мое писание (то есть, весь ответ) рукою моею подписанное» 419 . Сообразно с последним обетом царского духовника патриарху, его ответное слово – в сущности дела присяга в самом точном смысле. – До нашего времени, добавим, сохранился документ, свидетельствующей о применении к делу этой именно присяги, это – список ее, подписанный рукою протоиерея Феофана, принимавшего такую присягу при своем избрании в царские духовники в 1693 г., 13-го Апреля 420 . 242 Такова напр., в старину, распространенная у нас молитва – «Любомудрейшего Каллиста Ксанеопула, бывшего патриарха Константина-града – исповедание ко Творцу и содетелю нашему Богу, в нем же воспоминаем, вся страсти человеческие» (См. Сборн., ркп. (XVI в.) Кирилло-Белоз. библ. 72/1156, л. 45–58). 243 См., напр., Псалтырь, перг. ркп. XIII в., Импер. Публ. библ. 1 (F. I), где на л. 259–279 помещена известная нам подобная молитва, как «Покаяние к самому Боту, а не к человекам». 244 Для наглядности см., напр., Сборник, ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

6. Мир с Богом человеку, или покаяние святое. Киев. 1664 г. 7. Небо новое зновыми звездами, сотворенное, т.е. Преблагословенная Дева Мария Богородица с чудами своими за старанием наименьшего слуги своего недостойного иеромонаха Иоанникия Голятовского, ректора и игумен. брат. Киев. Рок. 1665 свету ся явила. Львов. 131. 8. Меч духовный, еже есть глагол Божий на помощь Церкви воюющей из уст Христовых поданный, или книга проповеди слова Божия, юже сооружи Господу поспешествующу и слово утверждающу. Лазарь Баранович епископ Черниговский, Новгородский и проч. Киев. 1666 г. 8. 9. Книга преподобного и богоносного отца нашего Никона игумена Черныя горы, написася во святой обители Густине в монастыре общежительном Прилуцком, Святыя Живоначальныя Троицы, при отцу Авксентии игумену Густинском 1670 г. 2. 10. Пречестнии Акафисты всеседмичныя с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления с месяцесловом, пасхалиею и лунным течением, новотипом в св. великой чудотвор. Киево-Печерской Лавре, ставропигии святейш. архиепископа Константина града нового Рима и вселенского патриарха, по благословению всечестного отца Иннокентия Гизиела архимандрита тоя св. обители печ. изобразившася в лето от Р. Хр. 1677. 50. 11. Во славу Господа Бога в Троице Лиц в единстве естества славимого псалтирь царя и пророка Давида художеством рифмотворным равномерно слоги и согласно, конечно, по различных стихов родом преложенная. Москва. 1660 г. Стихотворил иеромонах Симеон Полоцкий . 12. Обед душевный иеромонаха Симеона Полоцкого . 1681. 3. 13. Книга сия, содержащая историю, или повесть святого и преподобного отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобном отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафе царе Индийстем. Москва. 1681 г. 10. 14. Пролог, или свойственнее рещи синаксарий; месяцы Март, Апрель и Май. Москва. 1685 года. Надпись на книге: «из книг дьяка Михайла Воинова дана Кириллова монастыря Белозерского архимандриту Иринарху в Валаамскую пустыню в первосозданный храм Преображения Господня вкладу в вечное поминовение по родителех и дабы имена их прочими были внесены в синодик 1719 года». 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нек. слав. ркп. и Служ. Петра Мог. и Моск. 1647 г. «рог христианской». Древ. слав. ркп. Типикона вместо «Всепречистыя» — «Преблагословенныя», поздн. «Пречистыя и Преблагословенныя»; так и Моск. Служ. 1647 г.; Петра Могилы «Пречистыя»; Моск. 1658 г. как ныне. Вместо «предстательством» — «заступлением» все до Служ. Моск. 1658 г., где первое на полях. 2-е прошение за царя подвергалось изменениям таким же, как на сугубой ектении. Прошений за царицу и наследника нет еще в Служебнике Моск. 1658 г. 3-е прошение (о Синоде и архиепископе) начиналось в греч. и позднейш. слав. ркп.: «Еще молимся о отпущении грехов раба (слав.: рабу) Божия (греч. N) игумена (слав. + отцу нашему) и всего во Христе нашего братства». (Моление о прощении грехов соответствует назначению монашеской жизни) [ 499 ]. Уставы: древ. слав. ркп., например Моск. Син. библ XIV b., пред этим прошением особое за епископа: «Еще молимся о епископе нашем N, о здравии, спасении и отпущении грехов», как в греч. ркп. и в Моск. Служ. 1647 г.; но в Служебнике Петра Могилы 1629 г.: «О рабе Б. преподобнейшем отци нашем архимандрите N или отци нашем честнем игумене иеромонасе N; а в мирстей церкви глаголи сице:… о боголюбивом еп. нашем N, или: о преосвящ. митроп. наш. N; аще же ставропигион, глаголи: о святейшем архиеп. наш. вселенском патриарсе N»; в Служ. Моск. 1658: «о святейш. архиеп. нашем Моск. N. всея великия и малыя России патриархе, таже: о еп. наш. N аще есть»; в греч. Венец. 1622 и у Гоара (1740): «о архиеп. наш. или еп. N» (о игумене в 3 последних нет). После «служащих отец и братий наших» древ. слав. ркп. имеют: «в монастыри сем и везде, о правей вере крестьянех» [ 500 ]. Вместо «оставшихся» (πολειφθντων) слав. ркп. и изд. до 1647 г. «о посланных» (+ «на службу»). Вместо: «о успении, ослабе, блаженней памяти и оставлении грехов» древн. слав. ркп. XIV b.: «о усопших отпущения блаженныя памяти их оставлении грехов», нек. XV b.: «о усопших ослабление блаженней памяти их оставление» [ 501 ]; Служебник Петра Могилы: «о успении, ослабе, о блаженной памяти и оставлении…»; 1647 г.: «о покои, и о ослаблении и блаженней памяти, и оставлении…»;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

—540— 14 мая 1835 г. наперстным крестом, от Святейш. Синода выдаваемым. 6 дек. 1838 г. сопричислен к ордену свят. Анны, второй степени; 26 апреля 1841 г. Высочайше повелено ему употреблять при священнослужении митру. 20 апр. 1848 г. сопричислен к ордену св. Равноапостольного Князя Владимира третьей степени. 28 апреля 1853 г. Всемилостивейше пожалован ему золотой наперстный крест с драгоценными украшениями. Протопресвитер В.И. Платонов был женат на дочери протопресвитера И.Д. Никольского Александре Иаковлевне. Скончался о. Платонов в начале 1856 года, на 67 г. своей жизни, прослужив в Успенском соборе 15 лет. Димитрий Петрович Невский с мая 1856 года до середины 1879 года. Сын священника Ярославской епархии. Обучался в Ярославской духовной семинарии, а потом в Московской Духовной Академии, наукам: богословским, философским, словесным, церковной и гражданской истории и математике, и языкам: еврейскому, греческому, латинскому и немецкому. По окончании академических наук со степенью магистра, определен в академии на должность бакалавра философских наук 20 сентября 1824 года. Определен секретарём академической конференции и правления 8 сент. 1828. За особенные успехи в преподавании философских наук объявлена ему от комиссии духовных училищ благодарность 13 февр. 1828 г. За ревностное прохождение службы в Академии выдано ему денежное награждение в тысячу рублей, 30 августа 1830 г. По увольнении от духовно-училищной службы произведен во священника Замоскворецкого сорока г. Москвы к Никитской, что в Татарской, церкви, 14 окт. 1830 г. Отсюда переведен к Крестовоздвиженской, Никитского сорока, что в Дворянском Институте, церкви, с определением на должность Законоучителя сего Института, 11 марта 1832 г. переведен Сретенского сорока к Адунановской церкви 6 июня 1834 г. По поручению училищного начальства обозревал Высокопетровское духовное училище в 1834 и 1836 годах. Назначен был членом комитета для поверки действий и —541— отчетности комиссии по построению церкви на Московск. Пятницком кладбище 26 июля 1835 года. За ревностное исполнение возлагавшихся на него поручений награжден набедренником 23 февр. 1836. За внимательные труды по обозрению Высокопетровского духовного училища объявлена ему от училищного начальства благодарность 13 окт. 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010