Но мы, познав кое-что, " как псы, возвращаемся на свою блевотину " и теряем небесные блага. Остается, и то лишь у некоторых, тоска о потерянном рае, а дел и трудов для возвращения его нет. Новый повод к сугубому плачу о своей греховности, об измене Богу делами... Будь здоров. Да хранит тебя Господь от плотских дел и от дьявола. Приезжай. Ждем, рады всегда. Твой знакомый. 25/X–62 г.   Письмо 261 ... ! Твои письма получили. Кратко отвечу на некоторые места. 1. Л. надо оставить. 2. Откуда такая дикая мысль: " человек не может своими силами творить добро не потому, что находится в падении, а по самой природе, данной ему в творении " . Такую мысль можно высказать христианину лишь в ненормальном состоянии. Какой же смысл тогда давать заповеди? Ибо добро есть исполнение заповедей Божиих. Как поставить условием спасения исполнение заповедей, если по самой природе человек исполнить их не может? До падения человек был свободен в избрании и делании добра. По падении человек стал рабом греха. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что человек по падении потерял свободу делать добро, осталась лишь свобода избирать добро, предпочесть добро, желать делать добро. Чтобы его сделать, человек должен обратиться с молитвой к Богу, чтобы Он дал силы совершить добро, которого он возжелал. Так же говорит и преп. Исаак Сирин. Недостаточность исполнения заповедей восполняется сокрушением сердечным. Осмелюсь сказать, что сокрушение сердечное, плач сердца о нарушениях заповедей дороже их исполнения по своей воле. Ибо последнее приводит к высокоумию и гордости, чем уничтожается все добро. А сокрушение сердца заменяет (по милости Божией) делание и держит человека во смирении, без чего суетно все делание, оно даже губительно. 3. Спрашиваешь, верна ли мысль еп. Феофана, что " благодать действует только на разум и чувство, воля же человека остается неприкосновенной " . Общепринятым положением является то, что Господь (благодать) не насилует воли человека. Добро по принуждению не есть добро. В этом смысле мысль еп. Феофана кажется правильной. Однако, приняв положение, что благодать действует на разум и чувства, а это действительно совершается для спасения человека, чтобы облегчить ему найти истину и спасение, нужно ограничить мысль еп. Феофана. Душа человека не состоит из отдельных независимых друг от друга частей: ум, чувство, воля и проч., а есть единая сущность. Очищение или просвещение ума и сердца благодатию будет действовать на всю душу, следовательно, и на волю. Ум подвижников, ясно видящий истину и последствия грехов, сердце, стремящееся к Богу, разве не помогут воле избрать путь спасения, путь к Богу и отвергнуть путь, ведущий к мраку, злу, погибели; значит, есть косвенное воздействие на волю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Тихон рассуждает о необходимости познания о Боге? Отв. В Сокровище духовном, под статьею: Познанное добро ищется. Видим, говорит он, что люди, когда познают добро, ищут его. Так познают и увидят, что богатство – добро для них, желают и ищут богатства; видят хлеб, одеяние, дом благом для себя, ищут их. Познают искусство, разум, мудрость добро себе, и ищут их, и пр. И чем больше добро узнают, тем усерднее ищут его. А не познанное добро не ищется никогда. Надобно прежде познать добро, и тогда искать его. Так Бог, высочайшее, истинное, источное, вечное добро – познанный и постижимый, по мере веры и света сердечного, ищется; и чем кто более познает Его, тем усерднее и прилежнее ищет Его, так, что ничего ни на небеси, ни на земли, кроме Его, не желает и не ищет: что ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?.. ( Пс. 72:25 ). Им же образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже, поет Давид, уразумевший Бога... ( Пс. 41:2 ). Христианин! когда хочешь Бога искать (а неотменно должно), то надобно прежде Его искать; и чем более будешь Его познавать, тем усерднее будешь Его искать. Великое и драгоценное добро с великим тщанием и усердием ищется. Сребро от любителей своих с великим усердием ищется; золото – с большим; камень драгоценный – далеко с большим. Бог, паче всех созданий, несравненно лучшее и превосходнейшее добро есть, яко всех Создатель. Все создания добры суть и добры зело ( Быт. 1:31 ); но несравненно и превосходно лучший есть сам Тот, от Которого создания добрыми сделались. Вопр. Откуда почерпается познание о Боге? Отв. Две книги, из которых Бог познается. 1) Книга естества, т. е. мир, небо и земля с исполнением их. Смотрящему на небо и землю, и о них прилежно рассуждающему не можно не прийти в познание Создателя и Бога. Оттуда и самые язычники приходили в познание Бога, и коль велик есть Бог, Который толь великий мир создал, познавали ( Ис. 18:2 ). Надобно быть великому, Который толь великую машину из ничего сотворил. Надобно быть Премудрому, Который вся премудростию сотворил.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

- Россия имеет свою тысячелетнюю историю, и нам нельзя раствориться в западном менталитете. Надо бережно сохранять свою культуру, свои традиции. Не стоит стремиться всех причесать под одну гребенку. И в том, что у разных народов есть собственное лицо, заключается, на мой взгляд, великое благо для человечества. Ведь каждый народ имеет свою культуру, свою неоценимую самобытность, и эту самобытность нельзя стирать, надо ее всемерно поддерживать, развивать и укреплять. Собор поручил Священному Синоду выработать ясную позицию Церкви по проблеме глобализма, который действительно активно наступает во всем мире, но противостоять ему, я считаю, надо не с оружием в руках, а своим вкладом в сохранение национальной самобытности. - Современные угрозы тоже приобретают глобальный характер. Не порождает ли у вас уныния такой масштаб угроз терроризма, названный уже войной? - Я думаю, вот этого как раз добиваются террористы. Их цель - посеять среди людей смятение, панику, неуверенность в завтрашнем дне. Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Даже в самые трудные для Церкви времена, времена воинствующего атеизма, мы всегда сознавали, что христианин должен быть оптимистом. И поэтому, несмотря на все трудности, с которыми сегодня сталкиваемся, нельзя терять оптимизм, нужно верить, что добро в конечном итоге победит зло, и к этому надо стремиться, делать все возможное для этого. - В обществе активно обсуждаются последние реформы, инициированные президентом Путиным. Церковь по определению стоит в стороне от политики, но вы как российский гражданин имеете, вероятно, свое личное отношение к начавшимся переменам. В чем оно, если не секрет, заключается? - Я думаю, в частности, что огромные средства, которые тратятся на выборы, причем и официальные средства, и - еще больше - неофициальные, можно бы использовать с большей пользой для народа, для повышения уровня жизни наших сограждан. У нас ведь много проблем, которые надо решать, а не тратить эти деньги впустую. Помню, какое печальное впечатление осталось у меня после того, как я посмотрел как-то некоторые дебаты кандидатов в Государственную Думу. Видно было, что меньше всего они думали о народе, о стране, а заботились только о том, чтобы войти во власть, сохраниться во власти. Поэтому любая экономия на непроизводительных расходах даже в этом смысле полезна. Ведь нельзя считать нормой, что сорок процентов населения живут за порогом бедности. Надо о них думать. И предложенные президентом изменения продиктованы, на мой взгляд, заботой о благе наших сограждан, об укреплении страны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Старообрядческий раскол в Русской Церкви был вызван различными причинами, среди которых с догматической точки зрения важно указать на не различение в сознании большинства членов Русской Церкви того времени между понятиями догматическими и дисциплинарно-каноническими, а также не понимание разницы между формой, каковой в Богослужении выражается вера, и содержанием этой веры. И если Церковь в ходе своей священной истории могла и считала нужным менять и усовершать формы, словесные формулы которыми выражалось неизменно и бережно хранимое Ею Ее же вероучение, то тем паче Церковь исторически признавала возможность и порой необходимость гибкости в вопросах форм выражения Ее вероучения в Богослужении. Наглядным примером тому может служить полемика старообрядцев о форме Креста Христова, в которой многие из них настаивали на исключительном значении и возможности изображать его только 8-конечным. Св. праведный отец Иоанн Кронштадский в своей академической работе пишет по этому поводу следующее: «крест мы чтим как истинный и никогда не спорим и не спорили о концах, потому что почитаем его ради Господа, а не ради числа концов» «безмолвное, умное, благоговейное почитание Креста эти люди (старообрядцы) обратили в болтливый, дерзкий и безрассудный спор о концах его, мало того – в страшные и нелепые хулы против него» (называют 4-конечн крест печатью антихриста!). Многие их мудрования были «вредны уже тем, что сильно отзывались новизною и самонадеянной и бесстыдной удалью» 15 . История Церкви знакома с плюрализмом форм выражения ее веры в Богослужебной практике. Наглядным примером тому служит разнообразие литургических анафор, чинопоследований служб суточного круга, церковных уставов встречающееся в обилии начиная уже с первых веков бытия христианства. 4. Экклезиологические соблазны Единство, как и все остальные ключевые свойства Церкви суть отражение таинственного единства и бытия Святой Троицы. «То, что по природе превечно существует в отношениях Трех Божественных Лиц, дается по благодати человеческому существованию». 16 Способ единения Церкви – это образ Тринитарного единства. Таково тринитарное экклезиологическое основание. И Раскол или ересь ради изобретенных ими каких либо иных принципов готовы пожертвовать этим основанием Церкви и осуществляют борьбу за сохранение своего помрачения, продление смуты, свидетельствуя о том, что «никогда не знали по-настоящему ни Церкви, ни ее нерушимого единства, которое основывается на «раздробляемом и неразделяемом» Господе и на Святом Духе, «который, разделяемый не страждет и не перестает быть всецелым (св. Василий Великий , О Святом Духе)». 17

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

СКАЗАНИЕ, ЧТО РАДИ ТРОЕЦКОЙ СЕРГИЕВЪ МОНАСТЫРЬ БЫСТЬ ВО ОСАД Наказуя убо Господь всегда нас не престает и прибгающих к нему приемлет, отвращающих же ся з долготерпнием ожидает. И сего ради попусти ны в самовластии быти, да, егда в стех, не разсуждая о себ, увязнем, и ниоткуду помощи не обртше, въскор к Нему умнии очи возведем и оттуду помощь получимъ. Сице убо попусти Господь Богъ владтелствующих нами перве попрателя иноческому чину розстригу Григория Отрепиева, 387 возвавшагося царьским сыном Дмитриемъ Ивановичем всея Русии и на царьский степень возше: и не в долго время той Григорий, достойную месть прием от Бога, зл скончася. Потом же в того мсто инъ назвася. 388 И достизает и до царствующаго града Москвы, но не приемлем бываетъ. Всюду же в Росии слух о немъ протече, и сего ради вси воры к нему собрашася: не на царский убо престолъ того возвести, но вся древняа царская сокровища истощити. Вся же Росия от ложных царей зл стражет, и богатьство от всх градовъ на цари отъемлемо бывает. Народ же от околних стран всюду мечь поядает. Росии убо всей царь Василий Ивановичь 389 нарицается, от тушинскаго же вора все Росийское государьство разоряется. Мали же нцыи гради в Помории 390 не соблазнишася, и тии по крестному целованию правяще к Московскому государству. Инии же далняго ради отстояния крпостны быша врагом росийскимъ поляком и измнником сиверскимъ. 391 Труден же путь бывает отвсюду приходити к Москв всмъ доброхотьствующимъ по правд: облегоша бо врази царствующий град воокругъ, и на всхъ путх хотящеи к нему притекати побиваеми бываютъ. И ради неимниа всяких потребъ конечн град Москва во озлоблении бывает. От него же избгающеи, и не хотяще, ко врагомъ прилагахуся, и надежно о семъ врази веселяхуся. Немало же время способствующе граду приходящеи людие, яже от Троица Живоначалныя Сергиева монастыря, ово убо прямо, ово же преимаяся преко тсными стезями и лсы нужно проходяще даже и до самого царствующаго града и ту со избранными вои и со извстными хранители пред всмъ народом всегда обртающеся. Лестцы же, отбгающеи от царя Василиа, всегда сицеваа вору с поляки возвщают, сих же врагов христианских на дом Пресвятыя Троица завистию сердца растлевают. Долго же время под Москвою стояще и хотяще ю себ покорити. Но всевидящему оку недовдомая изволившу сотворити. Всяко убо царь Василий симъ сопротивляяся; дани и оброки от царства своего приемля, по Троецкой дороги приходящая, вся воином раздавая. Измнницы же от его руки даемая приемаху и въскор сребролюбиа ради и кровопролития ко врагом притекаху. Царствующий же град Москва сих ради измны всяко колеблется, но искусившися от Гриши 392 и от Петруши, 393 и того вора не приемлют. И прилежащеи убо отвсюду пути полских ради приходов затвержены бывают: поляки бо часто прихождаху, московские посылки побивающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякое выражение, всякое слово каждая буква этих книг заключает в се6е великий догмат христ, веры, спасительный всем людям. По этим книгам спаслись великие русские чудотворцы, – так и теперь спасется только тот, кто. Строго соблюдает все, написанное в этих книгах, не изменяет в них ни одной йоты и готов умереть за один «аз»; напротив, не ведающий этих книг, погибает. В особенности нужно памятовать о частностях, записанных в этих книгах, а именно: про износить имя Спасителя Исус сугубить аллилуя читать 8 член, символа веры с словом истинного; служить на семи просфорах, печатать их и употреблять только 8-конечн. крест, при крещении, венчании и освещении церквей ходить посолонь, особенно креститься и благословлять двуперстно. Все это премудрые догматы и спасительные тайны, ведущие, по мнению раскольников, свое начало «от И. Христа и его святых апостолов, существовали на св. Руси от лет св. Владимира и пусть „во веки веков не коснется их рука скверных». Когда во времена патр. Никона сделаны были изменения в обрядах и именно введены были имя Иисус, троекратное аллилуя, 4-конечный крест, пятипросфорие, противосолонное хождение и особенно троеперстие и именословное благословение, тогда произошло «велие отступление от веры, испроказилось православие и явилось еретическое богопротивное никонианство. Одна половина раскольников – поповцы – и остановилась на том воззрении на Прав. Церковь , что она, введши вышеуказанные обряды, заразилась ересьми. Другая же – половина – безпоповцы, – согласно с учением первых расколоучителей, видит в имени Иисус, троеперстие и четвероконечном кресте не только ереси но – оле дерзости! – печать антихриста, воцарившегося духовно в грекороссийской Церкви и осквернившего в ней – оле безумие! – таинства, чины и обряды. 7 Раскол отстаивает не только «старые» книги и обряды, но и житейские обычаи, бывшие до патр. Никона, одежду того времени и т.п. Вообще он представляет застывшую жизнь XV11 века. 8 Не станем входить в подробности по вопросу о причинах происхождения раскола; укажем только общепризнанные, а именно, во 1-х, исторические: а) приверженность русского, народа к обрядовой стороне религии, похвальная в существе де ла, но доходящая до того, что изменение обрядов стало считаться изменением веры; 6) крайняя скудость образования во всех слоях общества в силу чего богословская мысль, измельчала, останавливалась на внешности в религии и не могла, различать догматов веры от обрядов, и г) национальная гордость некоторых русских книжников, но могущая; допустить возможности неправильностей и неисправностей в богослужебных книгах, чинах и обрядах, соединенная с подозрением что греки, нам единоверные, утратили чистоту православия после Флорентийской унии и под владычеством турок.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-sushhn...

Приидоша же на Волгу под Колязин монастырь в село колязинское Пирогово. Князь Михайло же Васильевич и со благочестивым московъским воинствомъ, и сь Яковом Пунтосовым, 472 и с Велгоремъ, 473 и со многими немецкими людми ополчивъшеся на Волг противу их. И посла князь Михаилъ воевод Семена Головина, князя Якова Борятинсково, Григорья Волуева, Давида Жеребцова со многими людми за Волгу на перевоз к Никол чюдотворцу в слободу на рчку Жабну под литовских людей, чтобы за тое рчку не перепустити их. Рчка бо та топка зло и ржависта. Литовские же увидвше московских людей, и абие, яко лютыя зври, устремишася на лов. Благодатию же Божиею на томъ бою многих полских и литовских людей побили и поранили, мнози же от них, на грязх погрязше, погибоша, прочии же в бгство устремишася к болшим людем в село в Пирогово. Воеводы же о семъ послаша всть ко князю Михайлу, чтобы вскор рку перевезся, еже и бысть. Литовские же гетманы и их полковники всми полки своими устремишася на руское воинство. И съступишася обоих полцы, и бысть сча зла, и счахуся на многих мстех, бьющеся чрез весь день. От оружейново стуку и копейного ломаниа и от гласовъ вопля и кричания обоих людей войска, и от трескоты оружиа не б слышати друг друга, что глаголет, и от дымного курениа едва б видти, кто с км ся бьет. И яко зврие рыкающе, зл счахуся. Солнцу же достизающу на запад, и возопиша вси православнии къ Богу, со умилением вопиюще от сердец своих: «Виждь, Владыко, кровь рабъ твоих, неповинно закалаемых! Такоже и ты, преподобне отче, Макарие, помолися за ны къ Богу и помози нам!» И уже близ вечеру сущу, услыша Господь молитвы раб своих, и нападе страх велий на врагов Божиих, и ужасом великим одержими, в бгство устремишася. И побгоша друг друга топчюще, гоними гнвом Божиим. Руские же полцы гнаша литовских людей и скуще до Рябова монастыря; 474 и многих литовских людей побили и поранили, и нарочитыхъ панов многих живых поимали. И с великою побдою и одолнием возвратишася под Колязин монастырь со многою корыстию. Полские же и литовскиа люди и руские измнники, яко же ис под Твери, тако ис под Колязина монастыря не путьми возвращьшеся вспять и конечн хотяще разорите дом Пресвятыя Троица, и люте належаще бранию. Оставши же мали суще числом и друг друга водяще, со враги боряхуся. По сем же из Сопгиных табаръ в Троицкой Сергиевъ монастырь выхал пан Янъ, а с ним 4 пахолки, да два человки руских и сказали, что под Колязиным монастырем князь Михайло литовских многихъ людей побилъ и поималъ. Того же дни воеводы устроили ис Троицкого Сергиева монастыря выласку на рчку Коншуру, на бани литовские, и многих у бань побили черкасов и казаков, и бани их сожгли, и шесть человкъ живых взяли. И языки сказали, что подлинно литовских людей князь Михаилъ под Колязиным монастырем побил. сем же вси людие благодаръствоваху Бога, и возврадовашася и благонадежни быша, чающе избавлениа от Бога, и со враги крпко боряхуся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ Игумен Киприан (Ященко), Парменов Александр Георгиевич 22.01 09:00–13:00 Храм Христа Спасителя, Патриарший зал; м. «Кропоткинская» V НАПРАВЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ И СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ » Председатель: епископ Троицкий ПАНКРАТИЙ, Председатель Синодальной комиссии по канонизации святых Ответственный секретарь : Балашова Елена Григорьевна, специалист Синодального отдела религиозного образования и катехизации, pravob@mail.ru Мероприятия Председатель, сопредседатель Кураторы Время проведения Место проведения Конференция «Прославление и почитание святых» Епископ Троицкий ПАНКРАТИЙ Протоиерей Владимир Воробьев 25.01 10:00–13:30 Храм Христа Спасителя, Сергиевский зал; м. «Кропоткинская» 5.1.1. Секция «Увековечение памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех пострадавших в годы гонений» Протоиерей Кирилл Каледа Гарькавый Игорь Владимирович 25.01 14:30–17:30 Храм Христа Спасителя, Патриарший зал; м. «Кропоткинская» 5.1.2. Семинар «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской глазами детей: на примере конкурса-фестиваля рисунка и эссе «Господь пасет мя и ничтоже мя лишит…» Протоиерей Игорь Киреев, Семыкина Елена Николаевна Балашова Елена Григорьевна 25.01 17:45–20:00 Храм Христа Спасителя, Патриарший зал; м. «Кропоткинская» 5.1.3. Практический семинар «Опыт организации музеев в местах почитания новомучеников» Число участников ограничено. Предварительная запись по тел. 8(917)550-31-57, Наталия Владимировна Протоиерей Кирилл Каледа, Гарькавый Игорь Владимирович Даниленко Наталия Владимировна 27.01 11:00 Бутовский полигон. Воскресная школа храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Московская обл., пос. Бутово, ул. Юбилейная, 2; м. «Бульвар Дмитрия Донского», авт. 18 ( по расписанию: 7:20, 8:20, 9:20, 10:20) до конечн. ост. Конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества. Преемство: наши наставники – ученики святых» Митрополит Тамбовский и Рассказовский ФЕОДОСИЙ, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский МИХАИЛ,

http://pravoslavie.ru/109064.html

О ПРЕСТАВЛЕНИИ СВЯТОГО Живъ же святый лта доволна в добром въздръжании, труд, и неисповдима несказанна чюдеса от длъ показа, и въ старость глубоку пришед, нимала от божественыхъ пний или служений оставляа. И елико състарешася възрастом, толико паче крпляашеся и растяше, усердиемъ и божественых подвиг мужествен и тепл касаашеся, никакоже старостию побжаем. Но ноз его стлъпие бяху день от дне, якоже степенем приближающеся к Богу. Разум же и преже шестих месяцех свое преставление, призвавъ убо братию, и вручаетъ старйшинъство своему присному ученику, сущу в добродтели свершену и въ всемъ равно послдующу своему учителю, тломъ убо младу, умом же зло сдинами цвтуща, иже послди явлена его в чюдесх показавъ, предводящее слово скажеть, 746 Никону же именем. 747 Сему повел пасти стадо христоименитое внимателн же и прав, яко слово въздати хотяща не о себ, но о многыхъ. Сей убо великый подвижникъ врою благочестивйши, неусыпаемое хранило, непресыхаемый источникъ, желанное имя, безмлъствовати начятъ. И месяца септевриа в недугъ убо в телесный впаде, и вид убо конечн свое к Богу отхожение естества отдати долгъ, духъ же к желанному Исусу предати, призывает священно исплънение и новоизбранное стадо. И бесду простеръ подобающую, и ползе поучивъ, непреткновенно въ православии пребывати рече, и единомыслие другъ къ другу хранити завща, имти же чистоту душевну и телесну и любовь нелицемрну, от злых же и скверных похотей отлучитися, пищу же и питие имти не мятежно, наипаче смирениемъ украшатися, страннолюбиа не забывати, съпротивословиа удалятися, и ничтоже вмняти житиа сего честь же и славу, но вмсто сих еже от Бога мъздовъзданиа ожидати, небесных вчных благъ наслажение. И прочее много наказавъ, рече: «Азъ, Богу зовущу мя, отхожду от васъ. Предаю же вас всемогущему Господу и того пречистй Богоматери, да будет вамь прибжище и стна от стей вражиих и лаяний их». И в самый убо исход, вън же хотяше телеснаго съуза отршитися, владычняго тла и крови причястися, ученикъ руками того немощныя уды подкрпляемы. Въздвиже на небо руц, молитву сътворивъ, чистую свою и священную душу съ молитвою Господеви предаст, в лто 6900-е месяца септевриа 25; живъ же преподобный лтъ 70 и 8. 748

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старообрядческий раскол в Русской Церкви был вызван различными причинами, среди которых с догматической точки зрения важно указать на не различение в сознании большинства членов Русской Церкви того времени между понятиями догматическими и дисциплинарно-каноническими, а также не понимание разницы между формой, каковой в Богослужении выражается вера, и содержанием этой веры. И если Церковь в ходе своей священной истории могла и считала нужным менять и усовершать формы, словесные формулы которыми выражалось неизменно и бережно хранимое Ею Ее же вероучение, то тем паче Церковь исторически признавала возможность и порой необходимость гибкости в вопросах форм выражения Ее вероучения в Богослужении. Наглядным примером тому может служить полемика старообрядцев о форме Креста Христова, в которой многие из них настаивали на исключительном значении и возможности изображать его только 8-конечным. Св. праведный отец Иоанн Кронштадский в своей академической работе пишет по этому поводу следующее: «крест мы чтим как истинный и никогда не спорим и не спорили о концах, потому что почитаем его ради Господа, а не ради числа концов» «безмолвное, умное, благоговейное почитание Креста эти люди (старообрядцы) обратили в болтливый, дерзкий и безрассудный спор о концах его, мало того – в страшные и нелепые хулы против него» (называют 4-конечн крест печатью антихриста!). Многие их мудрования были «вредны уже тем, что сильно отзывались новизною и самонадеянной и бесстыдной История Церкви знакома с плюрализмом форм выражения ее веры в Богослужебной практике. Наглядным примером тому служит разнообразие литургических анафор, чинопоследований служб суточного круга, церковных уставов встречающееся в обилии начиная уже с первых веков бытия христианства. 4. Экклезиологические соблазны. Единство, как и все остальные ключевые свойства Церкви суть отражение таинственного единства и бытия Святой Троицы. «То, что по природе превечно существует в отношениях Трех Божественных Лиц, дается по благодати человеческому Способ единения Церкви – это образ Тринитарного единства. Таково тринитарное экклезиологическое основание. И Раскол или ересь ради изобретенных ими каких либо иных принципов готовы пожертвовать этим основанием Церкви и осуществляют борьбу за сохранение своего помрачения, продление смуты, свидетельствуя о том, что «никогда не знали по-настоящему ни Церкви, ни ее нерушимого единства, которое основывается на «раздробляемом и неразделяемом» Господе и на Святом Духе, «который, разделяемый не страждет и не перестает быть всецелым (св.Василий Великий, О Святом

http://pravoslavie.ru/37126.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010