Е.Ю. Басаргина Имя русского византиниста Александра Александровича Васильева (1867–1953) хорошо известно в ученом мире. Являясь по существу последним представителем русской дореволюционной школы византиноведения, он стал основателем византиноведения в США. А.А. Васильев много сил посвятил преподавательской деятельности. Он был профессором Юрьевского университета (1904–1912), Женского Педагогического института в Петербурге (1912–1922), С.-Петербургского университета (1917–1925). В 1925г. А.А. Васильев эмигрировал в США, где до 1938г. занимал кафедру древней истории Висконсинского университета, позже работал в исследовательском центре Гарвардского университета Думбартон Оке (в Вашингтоне). А.А. Васильев является автором ряда фундаментальных монографий и ценных статей, посвященных истории Византии, Трапезунда, арабского мира и славянских народов. Крупнейшими трудами являются его магистерская и докторская диссертации «Византия и арабы» 2], монография «Готы в Крыму» а также общий курс истории Византии, появившийся сначала на русском языке, а затем, в дополненном и переработанном виде на английском, и в новой переработке,– на французском языке 5]. Биографические очерки, посвященные этому выдающемуся ученому основаны, главным образом, на личных бумагах А.А. Васильева , хранящихся в Думбартон Оке, и воспоминаниях коллег 7; 8;]. Судя по этим очеркам, в бумагах А.А. Васильева имеется немного сведений о его жизни в России, а личный архив, оставшийся в Санкт-Петербурге, пока не обнаружен. Единственным доступным источником информации об этом периоде жизни А.А. Васильева являются архивы тех научных учреждений, с которыми он был связан в России. Наибольший интерес представляют материалы Петербургского университета и Русского археологического института в Константинополе (далее – РАИК). А.А. Васильев получил блестящее образование на историко-филологическом факультете СПб Университета, где он под влиянием проф. В.Г. Васильевского , признанного корифея отечественного византиноведения, проявил глубокий интерес к истории Византии. Одновременно он занимался арабским языком у проф. барона В.Р. Розена на восточном факультете. По окончании университета в 1892г. А.А. Васильев был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Издательская деятельность православного духовенства в Прибалтийском крае при архиепископе Платоне Архиепископ Платон уделял много внимания работе обновленного комитета (с 22 июля 1850 г.) по переводу на эстонский и латышский языки православных церковных книг, изданию и распространению этих книг, потому что ощущалась острая необходимость ознакомить новоприсоединенных с истинами православия. Еще в 1847 г. преосвященный Филарет изложил обер-прокурору Святейшего Синода свое мнение о том, что «статьи и сочинения для православных лифляндских крестьян следовало бы издавать в виде журнала и что для издания такого журнала необходимо учредить особый комитет из лиц, знающих духовную литературу и способных не только выбирать готовые статьи из русских изданий, но и составлять свои» . Но вскоре преосвященный Филарет был переведен из Риги на Харьковскую кафедру, и издание журнала так и не осуществилось. В сентябре 1851 г. преосвященный Платон возобновил деятельность по подготовке и изданию журнала. Указом от 28 марта 1852 г. Святейший Синод разрешил издавать журнал, утвердив основные положения: «1) журнал назвать «Училищем благочестия», печатать на каждом языке в количестве 1000 экземпляров и издавать чрез каждые три месяца отдельными книжками; 2) издание журнала предоставить Рижской семинарии с назначением главным редактором ректора семинарии, помощником ему — инспектора, сотрудниками — наставников семинарии и ученых священников по избранию местного епископа и собственному желанию; 3) в состав журнала помещать на первый раз статьи одного духовно-нравственного и исторического содержания, заимствуя их из книг, издаваемых на отечественном языке и отсылая в оригинале и переводе на предварительное рассмотрение в Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет; 4) предполагаемому журналу назначить самую крайнюю соразмерно стоимости его цену, дабы и беднейшие из крестьян могли бы без затруднения приобретать его покупкою» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430298/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Мне всегда нравилось докапываться до сути» Беседа с профессором Вячеславом Леонидовичем Поповым в день его 80-летия Вячеслав Попов   11:24 26.03.2018 1774 Время на чтение 25 минут 25 марта 2018 года исполняется 80 лет со дня рождения одного из ведущих современных судебных медиков, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук, профессора Вячеслава Леонидовича Попова. В 1961 году В.Л. Попов окончил Военно-медицинскую академию и на протяжении 33 лет служил военным судебно-медицинским экспертом, пройдя путь от специалиста до начальника судебно-медицинской лаборатории. В течение 20 лет возглавлял кафедру судебной медицины Военно-медицинской академии. С 1994 года работает заместителем начальника Бюро судебно-медицинской экспертизы Ленинг радской области по новым технологиям и научным разработкам, являясь одновременно заведующим кафедрой уголовного права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/26/mne_...

Е.П. Борзова Приложения Основные хронологические этапы биографии Н. О. Лосского 1870, 6 декабря – в семье лесничего Витебской губернии России родился Николай Онуфриевич Лосский 1881 – поступает в Витебскую гимназию 1887 – исключили из гимназии за пропаганду социализма и атеизма 1887 – уезжает в Швейцарию, поступает на философский факультет Бернского университета 1889 – уезжает в Алжир, вступает в Иностранный легион 1890 – приезжает в Петербург, поступает на бухгалтерские курсы, а затем в восьмой класс гимназии при Историко–филологическом институте 1891 – поступает в Петербургский университет на Физико–математический факультет, Естественно–научное отделение 1898 – поступает на первый курс Историко–филологического факультета 1903 – заканчивает философское образование в Германии, защищает магистерскую диссертацию в Санкт-Петербурге и докторскую диссертацию в Москве 1905 – вступает в партию кадетов 1917, лето –выпускает брошюру: Чего хочет партия «Народной свободы» (Конституционно–демократическая)? – Пг., 1917. 1917 – издаёт книгу «Мир как органическое целое» 1921 – по решению Ученого Совета Петербургского университета Н.О. Лосскому запрещено преподавать в университете 1922, 16 августа – Н. О. Лосского арестовывают и высылают из страны 1922 – прибывает в Берлин, затем выезжает в Прагу 1938 – в Париже выпускает книгу «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» 1941 – в Берлине выходит его книга «Бог и мировое зло: Основы теодицеи» 1942, апрель – с женой переезжает в Братиславу, где получает кафедру философии в Университете Яна Амоса Коменского 1943, 7 февраля – смерть жены Людмилы Владимировны 1944 – в Братиславе выпускает книгу «Условия абсолютного добра: Основы этики» 1945 – переезжает в Париж, где читает лекции в Религиозно- философской академии 1946 – переезжает в США к сыну Андрею 1947, осень – читает лекции по философии в Свято–Владимирской духовной академии в Нью- Йорке 1951 – на английском языке выходит книга «История русской философии» 1953 – в Нью–Йорке выходит книга «Достоевский и его христианское

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/nik...

«Не должно забывать, что порок всегда и везде сам кидается в глаза, а добродетель не выходит на выставку. Ее скрывает от людей безмолвие келий и тихое уединение. Так и в природе: куда ни обратись, везде можно натолкнуться на булыжник; а золото и дорогих камней надобно искать в недрах земли». Так в своих «Путевых заметках» писал о положении русских монастырей в Иркутской епархии архиепископ Нил (Исакович). Но это очень тонкое наблюдение и меткое сравнение удивительным образом подходит не только к Иркутской епархии середины XIX века, но и вообще к любому периоду церковной истории. Архиепископ Нил (в миру Николай Федорович Исакович, 1799-1874) среди современников был известен как миссионер, историк, краевед, общественный Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1825 г.), преподаватель Черниговской семинарии, Киевской академии, ректор Ярославской семинарии. В 1835 г. был рукоположен в архиерейский сан и направлен в Вятку, в 1838 г. – в Иркутск, где нес архипастырское служение до 1853 г. После этого вплоть до своей кончины возглавлял Ярославскую кафедру. На каждом месте своего служения архиепископ Нил очень много внимания уделял Евангельской проповеди, результатом чего стало обращение в Православие в Вятской епархии около 5 тысяч старообрядцев, в Сибирских землях – более 25 тысяч язычников. Владыка был противником каких бы то ни было насильственных методов распространения православной веры. Миссионеры должны всегда очень внимательно и тактично относится к человеку, которому проповедуют веру во Христа. Подавая пример другим, владыка Нил в совершенстве изучил монгольский и бурятский языки и переводил на эти языки Священное Писание и отдельные богослужебные тексты. Можно ли после этого удивляться, что высокопреосвященному миссионеру удалось обратить в Православие даже представителей племенной знати (тайши) 27 родов балаганских бурят. Но и это еще не все. Проповедуя христианство в Сибири, владыка Нил столкнулся с серьезной, а главное успешной прозелитической деятельностью представителей буддизма. Чтобы воспрепятствовать этому процессу владыка Нил обратился к первоисточникам буддизма (Ганджур и Данджур) и написал фундаментальный для своего времени труд «Буддизм, рассматриваемый в отношении к последователям его, обитающим в Сибири».

http://pravoslavie.ru/73373.html

Несколько слов об архиепископе Иннокентии (Борисове) по поводу новых материалов для его биографии Источник Читано в собрании санкт-петербургского славянского благотворительного общества 17 ноября 1883 г. Мм. гг. Императорская публичная библиотека обогатилась в недавнее время весьма ценным приобретением: действ. ст. сов. Н. X. Палаузов принес в дар главному отечественному книгохранилищу часть посмертного собрания бумаг знаменитейшего из русских архипастырей настоящего столетия, Иннокентия, архиепископа херсоно-таврического, – собрания, полученного им в наследство от покойного. В девяти весьма больших томах содержится около пяти тысяч писем к Иннокентию разных лиц, полученных им на пространстве времени от 1828 по 1857 год включительно 1 . Иннокентий – не чужой человек славянскому благотворительному обществу: между знаменитыми именами новейшей славянской истории ему принадлежит по всей справедливости одно из самых видных и почетных мест. Это был один из самых энергических и даровитых ревнителей славянского духовного единения и взаимности. Близкий друг Погодина, он был весь до мозга костей проникнут теми симпатиями к славянству, которые составляют жизненный нерв и главный импульс всей деятельности нашего знаменитого историка. С непрерывным вниманием, вместе с своим московским другом, следил он за всеми перипетиями и сколько-нибудь выдающимися явлениями в гражданской и умственной жизни наших западных и южных соплеменников, разделяя все чаяния и мечтания своего друга в этом направлении. Другой из ученых друзей Иннокентия О. М. Бодянский сообщал ему результаты своих сношений с учеными славистами равно как плоды своих собственных работ в области славистики 2 . Со времени назначения Иннокентия на одесскую архиепископскую кафедру ему пришлось стать в непосредственные отношения к славянству в качестве члена одесского болгарского настоятельства и практически немало принести пользы южным славянам и своим ходатайством за них, и денежными средствами, и содействием к сообщению в высшие сферы сведений о ходе у них умственного образования и гражданственности, об угнетениях и истязаниях, ими претерпеваемых от врагов Христа и славянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Отношение пророков к обрядовому закону Моисея. Св. Иустин и синоптические Евангелия. Исследования по истории древней Церкви Источник Профессор Анатолий Алексеевич Спасский 1 (К характеристике его учёной деятельности как историка древней Церкви) Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжелую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора Санкт-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной академии В.В.Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится нескоро. В.В.Болотов представлял собою такую учёную силу, каких немного встречается и на Западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская Духовная академия понесла в лице скончавшегося 8 августа текущего 1916 г. профессора Анатолия Алексеевича Спасского утрату, правда, не такую тяжёлую, как та, какую понесла Петроградская академия в 1900 г., и не неожиданную, но почти столь же преждевременную и – говоря безотносительно – очень тяжёлую. Покойный Анатолий Алексеевич Спасский не был учёным феноменальным, но он был во всяком случае учёным и высоко даровитым, и весьма серьёзным. Умер он не 46-ти, а 50-ти лет от роду. Но уже несколько лет тому назад тяжёлая, неизлечимая болезнь лишила его возможности приносить любимой им науке всю ту пользу, какую он приносил ей раньше. Фактически и его учёная деятельность продолжалась не дольше, чем деятельность В.В.Болотова, а если принять во внимание, что кафедру общей церковной истории в нашей Академии А.А.Спасский занял не сразу по окончании академического курса, как В.В.Болотов, то даже и меньше. 2 Однако и за это сравнительно недолгое время (около 20-ти лет) А.А.Спасский сделал для нашей церковно-исторической науки настолько много, что имя его никогда не исчезнет со страниц истории этой науки в России, и некоторые из его церковно-исторических трудов ещё очень нескоро будут (или и никогда не будут) заменены другими, им равноправными.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Подлинный Победоносцев Смотрю отсюда на творение Божие, на все, что было Им послано мне, что поставлено около меня, что по воле Его собрано в моей жизни, и, положа руку на сердце, из глубины сердца и совести говорю – вся добра зело! Константин Победоносцев Разительным 67 примером предвзятого мнения служат распространенные суждения о весьма выдающемся русском государственном деятеле XIX и начала XX в. статс-секретаре Константине Петровиче Победоносцеве , скончавшемся пятьдесят лет назад в Санкт-Петербурге 10 марта 1907 г. Естественно, что злобным опорочением его занимались те, кому ненавистна была Православная Самодержавная Монархия, неотрывность которой от самого бытия России Победоносцев исповедовал. Разрушительные силы знали, какого сильного врага имели они в лице этого глубоко идейного, исключительно умного и всесторонне образованного государственного мужа, способного словом, пером и делом отстаивать святую для него истину и разоблачать лживость и порочность тех, кто продолжал пагубное дело творцов великой французской революции. Ненависть к Победоносцеву гробокопателей России понятна. Но тем непонятнее травля Победоносцева людьми, придерживавшимися, казалось бы, здоровых взглядов. Многие из них не умели оценить ту огромную положительную силу, какую являл этот верующий христианин, крупный законовед, опытный и ревностный слуга четырех монархов и прямодушный советник трех из них, неустанно трудившийся на пользу и во славу Церкви и Российской Империи. Близкий духом идеалистам-славянофилам, Победоносцев не замкнулся в своем петербургском кабинете, а стремился протянуть оттуда длинные и прочные нити во все уголки необъятной России, устанавливая тесные связи с людьми, не за страх, а за совесть самоотверженно трудившимися на местах. Был он лучшим другом С. А. Рачинского, променявшего профессорскую кафедру в Москве на плодотворную просветительную работу среди крестьян родной Смоленской губернии. Всячески поддерживал он Н.И. Ильминского , скромного труженика, ученого миссионера, изучившего досконально магометанство и восточные языки и сумевшего проложить путь к душам, тянувшимся к Православию, простых татар казанского края, которых он поучал на их разговорном языке, побуждая тем и других насадителей веры следовать своему примеру. Крепкая дружба связывала Победоносцева с Ф. М. Достоевским, часто посещавшим его в обер-прокурорском доме на Литейном проспекте и ценившим его отзывы о подготовленных к печати произведениях. Приходил он в трудные минуты на помощь П.И. Чайковскому, как старался помочь всем, в ком чувствовал истинный талант, направленный на служение добру, правде и пользе русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

поиск:   разделы   рассылка Анатолий Черняев Разделительная линия Патриархии Административно-территориальная реформа способствует усилению дисциплины в Православной Церкви Источник:  НГ-Религии Прошедшему недавно Синоду РПЦ предстояло санкционировать большое количество решений и заседать пришлось два дня подряд: 5 и 6 октября. Главным итогом можно считать то, что расставлены точки над i в программе реформирования территориально-административных структур Церкви. Пересмотр существующих границ епархий был начат полгода назад с Мордовии, где были образованы новые архиерейские кафедры. Октябрьский Синод продолжил эту линию, а 10 разделенных епархий превратил в митрополии (Мордовская, Приморская, Екатеринбургская, Донская, Оренбургская, Рязанская, Саратовская, Приамурская, Иркутская, Красноярская). Создание митрополий – логичный шаг вслед за дроблением епархий, которое вызвало у многих недоумение. Ведь открытие дополнительных кафедр в пределах одного субъекта Федерации снижало авторитет глав епархий, усложняло их отношения с губернской администрацией, стимулировало конфликты вокруг региональных ресурсов. Теперь понятно, что обсуждать вопросы с региональной властью, а также координировать церковную жизнь в республике, крае или области будет глава митрополии, занимающий кафедру в региональном центре. Впрочем, остается еще много неясного, и в первую очередь – мера реальных полномочий митрополита по отношению к епископам своего региона. Если раньше правящие архиереи РПЦ были подотчетны только Патриарху, Синоду и Собору, то новая система подразумевает некую субординацию внутри епископата. Перечень новообразованных митрополий явно неокончательный. Они созданы на основе достаточно крупных епархий, но таковых еще немало, а есть и значительно более крупные – Санкт-Петербургская, Крутицкая (в Московской области), Нижегородская, Воронежская и т.п., которые пока не разделены и не превращены в митрополии нового типа. Логично предположить, что реформа только начинается и со временем все (или почти все) епархии старого образца станут митрополиями, объединяющими ряд епархий и викариатств, причем дробление может быть продолжено и в дальнейшем.

http://religare.ru/2_89705.html

Содержание Подлинный Победоносцев Широкое сердце Κ.П. Побдоносцева     «Смотрю отсюда на творение Божие, на всё, что было Им послано мне, что поставлено около меня, что по воле Его собрано в моей жизни, и положа руку на сердце, из глубины сердца и совести говорю – вся добра зело!» (Праздники Господни) Подлинный Победоносцев Разительным примером предвзятого мнения служат распространённые суждения о весьма выдающемся русском государственном деятеле XIX и начала XX веков статс-секретаре Константине Петровиче Победоносцеве , скончавшемся пятьдесят лет назад в Санкт-Петербурге 10 марта 1907 г. Естественно, что злобным опорочиванием его занимались те, кому ненавистна была Православная Самодержавная монархия, неотрывность которой от самого бытия России Победоносцев исповедовал. Разрушительные силы знали, какого сильного врага они имели в лице этого глубоко идейного, исключительно умного и всесторонне образованного государственного мужа, способного словом пером и делом отстаивать святую для него истину и разоблачать лживость и порочность тех, кто продолжал пагубное дело творцов «великой» Французской революции. Ненависть к Победоносцеву гробокопателей России понятна. Но тем непонятнее травля Победоносцева людьми, придерживавшимися, казалось бы, здоровых взглядов. Многие из них не умели оценить ту огромную положительную силу, какую являл верующий христианин, крупный законовед, опытный и ревностный слуга четырёх монархов и прямодушный советник трёх из них, неустанно трудившийся на пользу и во славу Церкви и Российской империи. Близкий духом идеалистам-славянофилам, Победоносцев не замкнулся в своём петербургском кабинете, а стремился протянуть оттуда длинные и прочные нити во все уголки необъятной России, устанавливая тесные связи с людьми, не за страх, а за совесть самоотверженно трудившихся на местах. Был он лучшим другом С.А. Рачинского, променявшего профессорскую кафедру в Москве на плодотворную просветительскую работу среди крестьян родной Смоленской губернии. Всячески поддерживал он Н.И. Ильминского , скромного труженика, учёного миссионера, изучившего досконально магометанство и восточные языки и сумевшего проложить путь к душам, тянувшимся к Православию, простых татар казанского края, которых он поучал на их разговорном языке, побуждая тем и других насадителей веры следовать своему примеру. Крепкая дружба связывала Победоносцева с Ф.М. Достоевским, часто посещавшим его в обер-прокурорском доме на Литейном проспекте и ценившим его отзыв о подготовленных к печати произведениях. Приходил он в трудные минуты на помощь П.И. Чайковскому, – как старался помочь всем, в ком чувствовал истинный талант, направленный на служение добру, правде и пользе русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010