П.Ю. Субботин Скачать epub pdf Имя белгородского епископа Никодима (Кононова), бывшего нашим архиереем в тяжелые революционные годы ХХ века и прославленного Церковью как священномученика, основательно забыто белгородцами. Рядом с именами святителя Иоасафа (Горленко) и митрополита Макария (Булгакова) про владыку Никодима порой даже не вспоминают по причине малой осведомленности о судьбе и масштабе личности этого белгородского владыки. Будущий епископ Никодим (в миру Александр Михайлович ) родился в семье священника-миссионера Архангельской губернии. После окончания духовной семинарии он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, в 1896 г. принял монашеский постриг, после чего был архимандритом и ректором Калужской и Олонецкой духовных семинарий. Задолго до своего прибытия в Курскую губернию он проявил себя как неутомимый исследователь святого подвижничества и истории монастырей русского севера. Им был собран и переработан огромный фактический материал, опубликованный в виде многочисленных научных статей и отдельных трудов, среди которых можно указать «Древнейшие архангельские святые и исторические сведения о церковном их почитании», «Соловецкие подвижники благочестия XVIII–XIX вв.», «Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах Санкт-Петербургской епархии, XIV–XVII вв.» и «Архангельский Патерик». 9 января 1911 года архимандрит Никодим был посвящен в Москве в епископа Рыльского, викария (помощника главного епископа) Курской епархии. Прибыв на место служения, епископ Никодим принял самое активное участие в подготовке и проведении торжества прославления святителя Иоасафа в лике святых. В 1913 г. владыка Никодим был переведен на епископскую кафедру в Белгород, где и оставался до самой своей гибели. Будучи белгородским архипастырем, епископ Никодим много труда и энергии положил в изучение биографии святителя Иоасафа, характера его почитания в народе и обстоятельств его прославления. Им было подготовлено и опубликовано несколько книг и брошюр, посвященных личности святителя Иоасафа, а в бывших покоях святого были собраны его личные и связанные с ним вещи, ставшие основой экспозиции первого музея святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

поиск:   разделы   рассылка Трехлетнее приключение в тюрьме Источник:  Пресс-служба Свято-Петровского братства Протоиерей Павел Адельгейм, лично знавший многих исповедников веры и сам пострадавший за веру от советской власти, встретился 9 февраля 2010 года с жителями Санкт-Петербурга в музее А.А. Ахматовой. Многие неизвестные прежде фрагменты биографии, например, рассказ о. Павла о том, как он нашел во внутренней тюрьме КГБ среди конфиската Святые Дары, которыми он мог причащаться в течение всего срока пребывания в лагере, вызвали массу вопросов и живой отклик среди пришедших – на встрече присутствовало более 150-ти человек. Такой же интерес вызвал рассказ об особой связи о. Павла с А.А. Ахматовой – не имея реального повода для обвинения, власти додумались обвинить о. Павла в том, что обнаруженные у него перепечатки " антисоветских " произведений М.Волошина, А.А Ахматовой, А.И. Солженицына и других, он только приписывает известным советским поэтам и писателям, а на самом деле написал их все сам. Сама встреча, организованная Свято-Петровским малым православным братством, называлась " Господа " ташкентцы " . История ссыльного духовенства " . С одной стороны она была приурочена к музейной выставке " Азийский дом " , название которой цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой, воспринявшей Ташкент времен эвакуации как второй дом для себя. С другой стороны, именно там начал свое священническое служение о. Павел и встретил там многих новомучеников и исповедников российских, память которых православная церковь отмечала 7 февраля. О. Павел рассказал о том, что в советское время в Средней Азии возникла совершенно особая микрокультура. Туда было сослано очень много людей из Ленинграда, Москвы, из других городов России: не только духовенство, но интеллигенция и крестьянство, сохранившие церковные традиции. Там жили митр. Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 г., и еще один участник Поместного собора 1917-18 гг., четырежды сидевший в советское время митр. Никандр (Феноменов); будущий митр. Гурий (Егоров), один из основателей и руководителей Санкт-Петербургского Александро-Невского братства, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), дважды возглавлявший ташкентскую кафедру. Среди многочисленных священников и мирян встречались последователи свв. Алексея и Сергия Мечевых, св. Иоанна Кронштадтского, те, кто хорошо знал митр. Вениамина (Казанского) и др.

http://religare.ru/2_72903.html

Учреждение единоличной епископской кафедры в Санкт-петербургской синодальной епархии Нужда сего учреждении Нужда в местном епископе постоянно давала себя чувствовать в С.-Петербургской синодальной епархии. Св. Синод, сам непосредственно, управлял сею епархией: это было еще удобно, когда он имел присутствие в С.-Петербурге; но, в случае отбытия в Москву, – что, по разным обстоятельствам, нередко бывало с 1721 года, и управление становилось уже не без затруднений, так как временная синодальная контора не могла иметь над епархией всех прав высшей церковной власти. Также, и при бытности Св. Синода в С.-Петербурге, когда требовалось совершить какое-либо отдельное действо епископского сана, напр.: освятить храм, поставить клирика, совершить богослужение в церкви в день храмового праздника, Св. Синоду приходилось о сем, всякий раз рассуждать и писать, а священно-церковно-служителям обращаться к кому-либо из епископов, бывших в С.-Петербурге, – из чего, естественно, возникали затруднения и даже недоразумения. Большей частью, такие действия совершали чередные епископы, на время вызываемые в Св. Синод из разных епархий. Неудобства синодального управления епархией на практике встречались постоянно. Так напр., пред открытием епископской кафедры в С.-Петербурге, архимандритом Александро-Невского монастыря был преос. Стефан, епископ Псковский, следовательно монастырь сей принадлежал, собственно, к Псковской епархии. Частные распоряжения по епархии нередко делали от себя разные другие епископы. Новгородский архиепископ Амвросий в 1740 г. предписал чрез синодальную контору, чтобы вознесенские священники, на страстной неделе, поочередно совершали крестовую службу в доме графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина, который с домашними говел на той неделе. Часто одно и то же дело проходило чрез множество инстанций и оставалось не совершенно оконченным. Так, напр. прошение об определении на священническое или диаконское место поступало в Духовное правление. Решение полагал Св. Синод. За тем ставленник букварю и катехизису обучался у иеромонаха Арсения Мациевича, бывшего экзаменатором при Новгородском архиепископе, исповедовался у духовника, Вологодского епископа Пимена, ставленническую присягу давал в Троицком соборе, рукоположение же принимал от воронежского епископа Иоакима; священно служению и требам учился у кого-либо из заказчиков, и все-таки поступал на место без ставленнической грамоты. Многие получали сии грамоты, спустя несколько лет после рукоположения, по особым просьбам и справкам, уже от С.-Петербургских епископов. Конечно, все неудобства сии прямо вели к сознанию необходимости устроить епископскую кафедру для С.-Петербургской синодальной области. Год и число учреждения С.-Петербургской епархии и назначение епископа

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Во главе духовной школы Ректор Самарской семинарии Самарская семинария считалась одной из лучших в стране. С 1897 года до конца марта 1902-го духовную школу Самары возглавлял ее же выпускник магистр богословия протоиерей Николай Иванович Боголюбский, переведенный на кафедру богословия в Московскую сельскохозяйственную академию. На посту ректора о. протоиерей много заботился о всестороннем развитии будущих пастырей. Он был убежден, что «культура есть оправа веры и что вера сильнее науки, от которой не нужно отгораживаться, как это делают света боящиеся люди. Вера победит разум разумными способами» 147 . При о. Николае в семинарии было введено преподавание рисования, организовывались экскурсии, устраивались музыкальные вечера, юным силам давался простор в их самостоятельной просветительной работе. С конца 1901 года семинаристы VI класса впервые получили возможность проповедовать за ранними литургиями в храмах города, вести воскресные чтения-беседы для народа с демонстрацией «туманных картинок» (предшественников современных диапозитивов) и выступлениями любительского хора 148 . Духовная семинария заняла видное положение в глазах общества. 29 марта 1902 года епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский; 30 июня 1845 – 5 января 1907) послал в Святейший Синод телеграмму, ходатайствуя о назначении на освободившуюся должность ректора семинарии инспектора Уфимской духовной семинарии магистра богословия архимандрита св. Фаддея (Успенского ; 12 ноября 1872 – 31 декабря 1937 – священномученик Фаддей, архиепископ Калининский). Однако члены Св. Синода рассудили иначе, и ректором в Самару был назначен инспектор С.-Петербургской духовной семинарии архимандрит Вениамин 149 . Официальное извещение об этом пришло в город 6 апреля, а утром 10 апреля, в Великую Среду, новый ректор уже прибыл к месту служения. На следующий день, в Великий Четверг, о. Вениамин совершил первую литургию в Иоанно-Богословской церкви Самарской духовной семинарии. После причащения воспитанников он обратился к ним с теплым вступительным словом: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Избранник Божий и народа. Жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского Источник Содержание Предисловие Из рода Казанских Годы учения в Олонии Первая школа В Олонецкой духовной семинарии Студент-проповедник Педагог и воспитатель Во главе духовной школы Ректор Самарской семинарии Ректор Санкт-Петербургской семинарии Неутомимый епископ Избрание на столичную кафедру На соборе и с паствой Первые гонения на Петроградскую Церковь Пасха 1918-го Епархиальные и общецерковные труды Просвещение без принуждения «Не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» В сонме святых новомученников Основные даты жизни, деятельности и прославления священномученика митрополита Вениамина (Казанского) Указатель имен     Издание этой книги стало возможным, благодаря инициативе и финансированию Ктитора храма В.Л. Ковалевского, И.В. Воробьевой, Ю.М. Данилович, погибшего Протоиерея Виктора Ерошенко († 2004), Настоятеля храма Протоиерея Александра Пашкова. Впервые подготовлена полная биография митрополита Вениамина (Казанского; 1873–1922), исчерпывающе отражающая различные стороны его церковно-просветительной, педагогической, богослужебной и административной деятельности. В работе использованы материалы обнаруженные в архивах С.-Петербурга, Петрозаводска, Вологды и Новгорода. Дан широкий обзор его трудов на духовно-учебном поприще – инспектором и ректором духовных семинарий в Холме, Самаре, С.-Петербурге. Детально рассмотрена его многогранная деятельность в бытность викарием Петербургской – Петроградской епархии в мирное и в военное время и результаты, достигнутые учреждениями, которые он возглавлял. Собраны многочисленные сведения о деятельности митрополита Вениамина в 1918–1922 гг. как на епархиальном, так и на общецерковном уровне. Представлены материалы о его участии в работе Священного Синода, о деятельности Петроградского Епархиального совета. Дан обзор духовного образования, благотворительности, приходской и монастырской жизни епархии под омофором митрополита Вениамина. Показано, что мученическая кончина была лишь одним из самоцветов в подвижническом венце, который стяжал святитель своим беззаветным служением народу Божию. Предисловие

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конференции сената и синода 18 июля 1762 года, по делу о монастырских крестьянах, преосвященный Вениамин, тогдашний архиепископ с.-петербургский, выразил мысль, что монастырских крестьян нужно оставить в ведении духовенства. Повидимому, эту мысль разделяла сама Императрица. Вот что говорить она, между прочим, в своем указе от 12-го августа 1762 года: «Из числа тех (т. е. не порядков и не полезных установлений) почитаем мы отнятие из ведомства духовного чина деревень и прочих имений, тем с большим сожалением, что оное учинено без всякого предыдущего порядка и рассмотрения. Кажется надобность состояла только в том, чтобы отобрать у духовных имения, а чтобы осмотрительные взять меры о порядочном и как для церкви и духовного чина безобидном, так и для отечества полезном управлении, о том и не думано. Бесспорно то мы признаем, что почивающие в Бозе предки наши и прочие доброхотные люди, любя благолепие церкви Божией и чин духовный, дали оному в разные времена довольный имения, однако никто сего отрицать не может, чтобы при том не было их желания и надежды, что духовный чин, следуя закону Божию и святых отец правилам, употребить оные к прославлению имени Божия не меньше как и к пользе тех, которые церковного имения должны быть ближайшие участники. Дед наш Император Петр Великий, в 1701 году, указом повелел: все духовный имения описать и приставить к ним светских управителей, а духовным, для их содержания, давать определенное жалованье, хлеб и прочие нужные вещи; достальные же доходы употреблять на Богоугодные дела. При установлении св. синода Петр Великий возвратил имения духовенству и повелел сенату и синоду, в конференции, сочинить штат церковный... Не имеем мы намерения и желания присвоить себе церковные имения; но только имеем, данную нам от Бога, власть предписывать законы о лучшем оных употреблении на славу Божию и пользу отечества». (Пол. Соб. Св. Зак. 11,643). Из этих слов указа нельзя было, повидимому, заключать, что Императрица порешила отобрать имения у духовенства и обеспечить его определенным жалованьем, а между тем эта мера уже готовилась. И так как на конференции 18-го июля, в числе лиц, желавших, чтобы духовные имения оставлены были духовенству, явил себя преосвященный Вениамин, архиепископ с.-петербургский, то его 25-го июля перевели в Казань, на его место назначен преосвященный Гавриил Кременецкий, епископ Казанский; назначение его членом святейшего синода, по указу 25-го июля, отлагалось впредь до усмотрения. Императрица знала преосвященного Гавриила когда он был ректором с.-петербургской семинарии, знала как человека кроткого, уступчивого и потому назначила на с.-петербургскую кафедру, но хотела сперва ближе узнать его во время коронации в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Высокопреосвященный Григорий, в мире Георгий Постников, родился, как и его предшественник, в Никитинском уезде, Московской губернии, в селе Михайловском, 1-го ноября 1784 года и был сын диакона Петра Феодорова. Первоначальное образование он получил в перервинской, а потом в троицкой семинарии; поступив в с.-петербургскую духовную академию, окончил в ней курс, в 1814 году, со степенью магистра. От природы сосредоточенный в себе и склонный к уединению, он, сряду по окончании курса, принял монашество, 25 августа 1814 года, 28 августа посвящен в иеромонахи, 29 июля 1817 г. сделан архимандритом. После первоначальной ученой службы при академии, он сделан был настоятелем Волоколамского монастыря (московской губернии), а в 1822 г. Всемилостивейше ему было повелено быть викарием с.-петербургской епархии, с званием епископа ревельского и с правом – управлять Сергиевой пустыней. В звании викария Григорий показал свою ревность в защищении веры православной против разных зловредных учений. В то время, в обществе, а особенно в Петербурге, разными окольными путями, распространялись преимущественно переводные книги, заключавшие в себе, под видом толкования священного писания, многие ложные учения, противные догматам и преданиям православной церкви, а также и гражданскому благоустройству, таковы: «воззвание к человекам о последовании внутреннему влечению духа Христова», «таинство креста», сочинения Бэма, Штиллинга, Эккартсгаузена, г-жи Гион, Дютуа; даже издавался журнал «Сионский вестник» мистического направления. Для борьбы с этими учениями, по указу Синода, образован был, в 1825 г. в Петербурге, временный комитет, для рассмотрения вышеозначенных и др. подобных книг, из 12 членов образованнейшего духовенства, под председательством преосвященного Григория. Комитету дана была инструкция. Григорий не долго был председателем комитета, потому что в том же 1825 году он был возведен на кафедру калужскую. Но занятия в комитете имели влияние на последующую деятельность его: он потом осторожно относился ко всякому новому направлению мысли, приходившему к нам с запада, и всегда отличался ревностью о чистоте веры и нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Россия возродится, если будут такие люди, как митрополит Иоанн Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий о владыке Иоанне (Снычеве) в связи с 90-летием со дня его рождения Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий (Полеткин)   10:52 13.10.2017 589 9 октября 2017 года приснопоминаемому Санкт-Петербургскому Архипастырю Иоанну (Снычеву) исполнилось бы 90 лет. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» осуществляет проект «Владыка Иоанн: каким он был...» . В рамках цикла мы намерены опубликовать воспоминания и размышления собратьев-архипастырей, помощников и духовных чад, людей, лично знавших Владыку. Владыка Иоанн являлся человеком Церкви, который долгое время, более 20 лет, возглавлял Самарскую кафедру. Он был человек смелый, человек времени, который понимал обстановку. И как преемник известного митрополита Мануила (Лемешевского), (мы знаем, что он был келейником у владыки, который пережил очень многое в сталинских и хрущевских лагерях), понимал вызовы того времени и смело выступал, заявлял о роли Церкви, о той правде Божией, которую немногие осмелились говорить – его книги об этом свидетельствуют. Например, «Самодержавие духа».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/13/ro...

Александр Бабич Скачать epub pdf Иеремия (Соловьев) – епископ Кавказский и Черноморский (1799 –1884 г.) В данной публикации представлен биографический очерк о епископе Кавказском и Черноморском Иеремии (Соловьеве) , составленный священником Алексеем Воскресенским и опубликованный в Ставропольских епархиальных ведомостях 11. 1907 г. 1 июня. С. 589–603; 12. 1907 г. 16 июня. С. 645–658). Иеремия (в миру Иродион Иванович Соловьев, в схиме Иоанн), епископ Нижегородский и Арзамасский, родился 10 апреля 1799 года в семье пономаря села Георгиевского Ливенского уезда Орловской губернии. С 1810 года обучался в Орловской (Севской) духовной семинарии. 10 сентября 1820 года, вскоре после окончания семинарии, определен учителем греческого языка и инспектором в Севское духовное училище. 14 августа 1827 года по окончании академии рукоположен во иеромонаха и назначен законоучителем 2-го кадетского корпуса. В 1828 году причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 7 сентября 1829 года назначен бакалавром Санкт-Петербургской духовной академии. 2 сентября 1830 года перемещен инспектором Киевской духовной академии и 5 октября того же года возведен в сан архимандрита. С 30 января 1831 года – экстраординарный профессор богословия. 6 июня 1834 года утвержден ректором Киевской духовной семинарии и членом духовной консистории, а 21 августа назначен настоятелем Киевского Выдубицкого монастыря. В 1837 году обозревал монастыри Киевской епархии и назначен председателем Комитета по устроению Киево-Софийского духовного училища. С 6 ноября 1839 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского училищного монастыря. 6 апреля 1841 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. 2 января 1843 года переведен епископом Кавказским и Черноморским. С 20 ноября 1849 года – епископ Полтавский и Переяславский. 19 декабря 1850 года перемещен на кафедру Нижегородскую. 17 июня 1857 года уволен на покой в Нижегородский Печерский монастырь. В 1860 году тайно принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Будущий владыка родился в семье пономаря, ставшего затем священником, поэтому с детства церковную службу знал и любил. В училище (семинарию) поступил 1800 (или в 1802) году. В 1808 г., в свою бытность еще в философском классе (следовательно, вероятнее, что поступил в 1802 г.), определен лектором по классу французского языка в Архангельскую духовную семинарию, и потом еще более полутора  лет (с января 1809 г. по сентябрь 1811 г.) занимал в сем классе должность учителя. В 1811 г. окончил курс и оставался лектором, пока 25 января 1812 г. не поступил учителем греческого языка и всеобщей истории в высшее отделение Архангельского уездного духовного училища. 26 сентября 1819 г. определен инспектором Архангельских духовных училищ. В ноябре к предметам преподавания прибавились Священная история, география и катехизис, а всеобщая история была упразднена. 14 июля 1816 г. перемещен в Архангельскую духовную семинарию на профессорское место учителя греческого и французского языков. 24 сентября 1817 г. был определен экономом семинарии. 29 июня 1819 г. комитет Архангельского отделения Российского библейского общества пригласил Семенова, сделавшегося известным своей ученостью и даром проповедничества, вступить в должность секретаря, что он и исполнил. Он принимал самое живое участие в составлении «Симфонии на Пятокнижие» (М. 1823 г.), епископа Архангельского и Холмогорского Парфения (Петрова †1819). 21 апреля 1820 г. подал его преемнику преосв. Иосифу (Величковскому) прошение о пострижении в монашество. 25 июля 1820 г. в Архангельском монастыре пострижен архимандритом Онежского Крестного монастыря, ректором семинарии, Павлом (Моревым) с именем Игнатия. 1 августа 1820 г. рукоположен в иеродиакона и 15 августа — в иеромонаха. По определению Св. Синода от 10 января 1821 г., вел проповедническую деятельность. С 3 февраля 1821 г. — игумен третьеклассного Николаевского Корельского монастыря Архангельской епархии. 1 марта 1821 г. был вызван в СПбДА; 26 марта отбыл из монастыря и 11 апреля прибыл в СПб. 13 апреля ректором, доктором богословия, архим. Григорием (Постниковым) представлен был архим. Филарету (в схиме Феодосию (Амфитеатрову), митр. Киевскому и Галицкому, святителю). Журналом правления академии 18 апреля введен в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии; 12 июля 1821 г. выдержал экзамен, и с 3 августа являлся магистром богословия. 26 июля 1821 г. Комиссия духовных училищ определила его на кафедру богословских наук. 29 сентября 1821 г. назначен библиотекарем СПбДА. Игумен Игнатий ознакомился с академической библиотекой, привел ее в порядок, составил каталоги; в то же время он проповедовал в академической церкви и напечатал в «Христианском Чтении» несколько статей, преимущественно переводов с греческого. С 3 ноября — действительный член академической конференции. 8 ноября 1822 г. возведен в сан архимандрита.

http://bogoslov.ru/article/571154

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010